В чем отличие от католицизма?
Протестанты выступают против традиционной церкви с причтом. Их мишенью становится не только католическая иерархия с папой во главе. Протестанты вообще выступают с идеей «священства всех верующих»: это означает, что каждый крещеный человек непосредственно связан с Богом и не нуждается в посредничестве со стороны священника. В XX века католицизм частично воспринял это учение. Высшим авторитетом для протестанта является слово Иисуса, воплощенное в Библии, тогда как в католицизме оно заслонялось папой и соборами. Еще одно отличие – это число таинств. В католической церкви насчитывается семь таинств: крещение, конфирмация (миропомазание), Евхаристия (причастие), покаяние, елеопомазание больных, священство, брак. У протестантов остаются только крещение и Евхаристия. Значение Евхаристии тоже разное: у католиков хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христовы, а у лютеран в ней просто присутствует Иисус. Реформированная церковь признает Евхаристию лишь как память о жертвенной смерти Христа.
Собянин: Летевший к Москве беспилотник сбит в городском округе Подольск
Мы обеспечили удобный график работы центров компетенций, отсутствие очередей и внимательное, индивидуальное отношение персонала. МЕДСИ формирует ответственное отношение к здоровью, новые традиции обслуживания и единое национальное бизнес-пространство.
До начала пандемии двумя диаметрами в сутки пользовались 537 тысяч пассажиров 250 тысяч на МЦД-1 и 287 тысяч на МЦД-2. Пять процентов в такой год — это несколько десятков миллионов человек, кто получил новую услугу», — добавил Олег Белозеров. Во время действия ограничительных мер весной этого года пассажиропоток МЦД снизился на 64 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за продолжающегося перевода значительной части работников городских организаций на удаленный режим работы сейчас пассажиропоток также ниже пиковых значений начала года. Всего с момента запуска поезда МЦД перевезли около 140 миллионов пассажиров. МЦД-1 и МЦД-2 — это 132 километра и 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги. Разгрузились и вылетные магистрали — Волоколамское, Новорижское, Варшавское и Симферопольское шоссе.
Продолжается комплексное развитие диаметров, в том числе строительство новых и реконструкция действующих станций, формирование современных транспортно-пересадочных узлов и благоустройство прилегающих территорий. Тем более это строится в жилых районах, в действующей инфраструктуре — это сложный очень процесс», — сказал Сергей Собянин. Мэр Москвы поблагодарил подмосковных коллег и работников железной дороги за проделанную работу и выразил надежду, чтобы в следующем году все намеченные планы были также реализованы. С момента открытия МЦД на них построено уже пять станций. На втором диаметре полностью обновлен парк поездов, а на первом обновление завершили 30 декабря 2020 года. В ближайшие годы планируется завершить строительство еще семи станций. Таким образом, к 2024 году количество станций на двух диаметрах должно увеличиться до 66, а количество пересадок — до 27. В 2021 году набранный темп по строительству и реконструкции станций сохранится. Совместно с «РЖД» планируется открыть еще 12 вокзалов: 11 — на существующих и перспективных диаметрах и еще один — новый терминал на Московском центральном кольце для транзитных поездов дальнего следования.
Поезда между Москвой и Балашихой — каждые 30 минут В декабре 2020 года был завершен очередной этап работ по реконструкции Горьковского направления МЖД. Он включал: — строительство двухпутной железнодорожной эстакады протяженностью 1,7 километра в районе станции Реутово; — переустройство железнодорожных путей протяженностью девять километров со строительством второго главного пути на участке Реутово — Стройка, устройством контактной сети, электрификацией пятого станционного пути на станции Горенки и строительством линии продольного электроснабжения; — строительство и реконструкцию станций Стройка, Горенки и Балашиха.
В настоящее время развивается тенденция на постепенное поглощение Москвой ближнего Подмосковья и сращивание населенных пунктов в единый мегаполис. Можно ли считать сегодняшний Подольск частью столицы или еще рановато — рассмотрим в данной статье.
Краткая история города Первые поселения на реке Пахре приток Москва-реки возникли еще в древнейшие времена заселение славянами относится примерно к X веку. В XIV веке эти территории уже входили в состав Московского княжества, река служила в качестве надежного водного маршрута между местными деревнями и столицей, главным среди которых было село Подол. В советское время, особенно начиная с 30-х годов, в городе происходил бурный промышленный рост. Подольск в наши дни Сегодня населенный пункт — один из развитых промышленных центров МО.
Потребительский сектор развит хорошо, в городе есть все те же магазины, кафе, салоны и представительства крупных торговых сетей, что и в столице, действует горнолыжный комплекс и культурно-досуговые центры. Активно ведется застройка Подольска новым метражом жилплощади, в том числе, в рамках реализации гос. Стоимость квадратного метра пока остается ниже московской.
Если потребуется, специалисты службы клиентской поддержки kari всегда предоставят подробную консультацию по процессу оформления покупки и сопутствующим вопросам. Приятных покупок! И помните, если обувь, то kari. Читать далее.
Распространение Реформации в Европе и основание протестантских церквей
Учение Лютера породило движение, которое быстро распространилось по всей Германии и стало известно как лютеранство. Официально лютеранский церковный обряд принял Ливонский орден, что ускорило распространение учения Лютера по берегам Балтийского моря. То же сделала и Пруссия. Идеи Лютера проникли на территорию недавно образованной Речи Посполитой.
После 1529 г. все движения реформаторов получили общее название протестантизм. Идеи протестантизма становились все более популярными в Европе. Постепенно появились разные протестантские церкви.Вторая волна Реформации связана прежде всего с именем французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), создавшего наиболее последовательное протестантское учение — кальвинизм. Его трактат «Наставление в христианской вере» выражал интересы появлявшейся буржуазии. Важнейшим положением учения Кальвина стал догмат об абсолютном предопределении.
Кальвин учил, что одних людей Бог предопределил к погибели, других — избранных — к спасению и вечному блаженству, независимо от их нравственности и поступков. Кальвин считал владение имуществом и его умножение делом богоугодным. Но он подчеркивал, что распоряжаться богатством надо с праведными целями. Кальвин оправдывал накопительство, стремление получить прибыль, строжайшую бережливость и расчет — качества, необходимые для делового и предприимчивого человека.
Обосновавшись в 1541 г. в Женеве, Кальвин приступил к реформе религиозной жизни. Он установил строгий надзор над поведением граждан и суровые наказания за преступления против нравов и веры. Несогласных с учением Кальвина либо высылали из города, либо казнили.
Несомненным вкладом Кальвина в религиозную реформу стали предложенная им структура церкви и общины, а также пропаганда дисциплины и скромности в жизни верующих. Церковная организация кальвинистов строилась по республиканскому принципу. Руководители (старейшины) избирались из числа верующих, иерархия среди них отсутствовала. Избирались и проповедники. Вместе эти люди принимали решения по вопросам вероучения, норм жизни. Самоуправляемая кальвинистская церковь не зависела от государства.
Кальвинизм начал активно распространяться и за пределами Швейцарии. Приверженцы учения Кальвина во Франции стали известны как гугеноты. Общины кальвинистов появились в Шотландии, в Северо-Западной Европе, особенно много их было в Дании. Кальвинизм проник также в Великое Княжество Литовское и Венгрию. Большое влияние учение Кальвина оказало на Англию.
В Англии недовольство католической церковью назревало уже давно, прежде всего среди горожан, которые отказывались платить церковную десятину. Поначалу протестантизм на английских землях распространялся медленно, поскольку королевская власть всячески этому препятствовала. Нападки на официальную церковь власти рассматривали как угрозу государству. Однако ситуация изменилась из-за отказа папы римского Климента VII дать развод английскому королю Генриху VIII (1509–1547). Парламент и народ поддержали короля, провозгласившего себя в 1534 г. главой церкви. Так в Англии образовалась отдельная церковь — англиканская, подчинявшаяся не папе, а королю. Католические догматы и обряды сохранились. При этом материально церковь была сильно ущемлена: монастыри были закрыты, а их имущество и земли переданы в казну.
Король Генрих VIII жестоко преследовал и католиков, которые хотели подчиняться папе римскому, и протестантов, требовавших более глубоких (в том числе и социальных) реформ. Последние в дальнейшем стали известны как пуритане. Пуританское движение постепенно подготовило религиозную и политическую оппозицию английскому абсолютизму и стало «идеологическим знаменем» революций в Нидерландах и Англии.
Тезисы лютеранства
Основные положения лютеранства изложены в «Книге согласия» и сформулированы в виде 5 кратких тезисов:
- только милость,
- только вера,
- только святое писание,
- единственно во Христе,
- одному богу слава.
Только милость подразумевает, что никакие свершения человека, подвиги, аскеза, индульгенции или иное не может даровать ему спасения и вечной жизни, они могут быть обретены лишь через милость божию. В свою очередь чистая вера в Евангелие позволяет человеку искупить свои грехи, однако он обладает свободной волей как принять эту веру, так и отказаться от нее.
Выражение божественной воли на земле является исключительно Библия, все же остальные религиозные произведения могут рассматриваться лишь в той степени в которой они ей не противоречат. Не делается исключений и для самих сочинений Лютера, которые хоть и пользуются авторитетом, но не являются объектом поклонения.
Спасение согласно лютеранству может быть получено лишь во Христе, но вместе с тем лютеране поклоняются только богу, но не богородице и прочим святым.
ИЗБРАНИЕ И ПРАВЕДНОСТЬ
Именно по наставлению Штаупица Лютер принимает священнический сан. Уже будучи в священном сане, он по делам ордена посещает Рим, откуда возвращается очень разочарованным царившими в папской столице нравами. Это был первый кирпичик в основание здания, на котором вырастет протестантизм. Как ученый и богослов Лютер сформировался в Виттенбергском университете, куда поступил через год после римской поездки. В 1515 году Мартин Лютер начинает читать студентам большой цикл лекций на Послание к Римлянам, одну из основополагающих именно для протестантского мировоззрения книг Нового Завета, откуда он в основном и почерпнул учение об оправдании только верою (sola fide). Этот циклпозволяет проследить путь, который проделала мысль Лютера от более или менее традиционных католических взглядов до ясно сформулированного нового богословия.
Здесь же наблюдается и следование Лютера августиновскому взгляду на спасение только волей Божией. Взгляды блаженного Августина сформировались в полемике с пелагианами и были своего рода противоположной их взглядам крайностью, но Лютер поставил эту крайность во главу угла уже своего учения (Римская Церковь все-таки не абсолютизировала этот тезис). «Предопределение и определенность нашего избрания, но не праведность человеческой воли являются причиной нашего спасения. Ибо если люди, имевшие такие преимущества, как эти, не были спасены, а те, кто не имел таких преимуществ — были спасены, то совершенно ясно, что предызбрание, а не их праведность спасают их», — пишет Лютер. Уже здесь Лютер идет несколько дальше Августина, внося в учение о спасении элемент волюнтаризма: «Причина того, что Бог не является несправедливым, заключается в том факте, что Он пожелал так, и это угодно Ему извечно, и Он никому ничего не должен, ибо Его воля и Его Закон». Это начаток будущего лютеранского догмата о предопределении к спасению.
Крестьянская война
Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.
Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.
Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.
Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны
Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени. Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу.
Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.
Крестьянская война в Германии
В важнейшем доку менте Крестьянской войны — «12 статьях» — подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».
Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».
Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.
Цитаты
- «Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы»
- «Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить»
- «Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них»
- «Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево»
- «В тот момент, когда в вас зарождается вера, вы познаете, что все, существующее в вас, целиком и полностью грешно, достойно порицания и проклятия»
Краткая биография Жана Кальвина
- 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
- 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
- 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
- 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
- 1532, вторая половина — стал протестантом. Доподлинно неизвестно, когда Кальвин порвал с католицизмом. Но примерно в эти годы наладил контакты с теми евангелическими и реформистскими сообществами, которые во Франции объединялись вокруг гуманиста Фабера Стапуленсиса (ок. 1455–1536); эти люди не только изучали Библию на языках оригинала, но и были знакомы с сочинениями М. Лютера, чьи 95 тезисов против индульгенций были опубликованы в 1517. Вращаясь в кругу сторонников Лютера, Кальвин постепенно и сам примкнул к евангелическим христианам
- 1533 — перебрался в Париж
- 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
- 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
- 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
- 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
- 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
- 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
- 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
- 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
- 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан
- Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов.
Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города
- 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
- 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
- 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно
- Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства
Мартин Лютер краткая биография
Мартин Лютер краткая биография христианского богослоав, инициатора Реформации, переводчика Библии на немецкий язык.
Мартин Лютер биография кратко
Будущий деятель и реформатор родился на свет в семье рудокола 10 ноября 1483 года в Саксонии. Когда малышу исполнилось полгода, семья переехали в Мансфельд, где его отец получил статус зажиточного бюргера.
В 7-летнем возрасте родители отправили Мартина в городскую школу, где его постоянно унижали и наказывали. За семь лет обучения здесь, юноша научился только писать, читать и выучил 10 заповедей, несколько молитв.
В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей.
В 1501 году он поступает в Эрфуртский университет на философский факультет. Юноша заметно выделялся среди сверстников способностью легко усваивать даже сложные материалы и прекрасной памятью. В 1503 году молодой Лютер получи степень бакалавра и приглашение читать лекции по философии. Параллельно с работой он изучал основы юридического дела. Как-то раз после посещения университетской библиотеки, ему в руки попала Библия, которая изменила его жизнь.
По окончанию университета философ решил посвятить себя служению Богу, отказавшись от мирской жизни. В храме он выполнял работу привратника, прислуживал старшим, подметал двор церкви, заводил башенные часы, собирал милостыню в городе.
В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники.
В 1508 году его рекомендовал генеральный викарий на должность преподавателя Виттенбергского университета. Сам же Августин не прекращал развиваться, изучая иностранные языки и получив степень библейского бакалавра.
В 1511 году он посетил Рим, где впервые столкнулся с противоречивыми фактами католицизма. Спустя год Мартин Лютер занимает должность профессора теологии, в 11 монастырях исполняет обязанности смотрителя и читает проповеди.
В 1518 году вышла папская булла, которая вызвала противоречивые мысли у богослова и разочарование в католических учениях. Философ написал свои 95 тезисов, опровергающие постулаты Римской церкви. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами принесло ему популярность в обществе. Они гласили, что государство не зависит от духовенства, а духовенство не должно выступать посредником между Владыкой и человеком. Деятель категорически не принимал требований и изречений касательно безбрачия духовных представителей. Тем самым, он разрушал авторитет выданных Папой декретов. Его позиция была смелой и шокирующей.
В 1519 году Папа Римский пригласил Мартина Лютера к себе на суд, однако тот не явился. Тогда понтифик предал протестанта анафеме, то есть отлучил от святых таинств.
В 1520 году философ публично сжигает буллу Папы Римского и призывает народ к борьбе против папского засилья. За это его лишают католического сана. Согласно Вормсскому эдикту от 26 мая 1521 года Мартина обвиняют в ереси. Сторонники реформатора спасают его, инсценировав похищение. Лютер переехал в замок Вартбург и занялся переводом на немецкий язык Священного Писания.
Публичная деятельность Мартина Лютера привела к тому, что в 1529 году его протестантизм официально принялся обществом и стал считаться течением католицизма.
До конца своих дней он тяжело трудился: проповедовал, читал лекции, писал книги.
Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.
Краткая биография Мартина Лютера
- 1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
- 1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
- 1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
- 1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
- 1506 — принял монашеский обета
- 1507 — рукоположен в священнический сан
- 1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
- 1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
- 1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
- 1517, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
- 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
- 1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
- 1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
- 1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
- 1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
- 1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
- 1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером. - 1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
- 1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
- 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
- 1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
- 1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
- 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
- 1546, 18 февраля — Мартин Лютер скончался от болезни сердца
- Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего
Что означает Реформация?
Реформация представляла собой движение за обновление церкви, которое охватило почти всю Европу и расколола христианство на протестантов и католиков. Разлом прошел по всем странам: в Германии, Скандинавии, Прибалтике распространилось учение Лютера, а в других странах действовали другие реформаторы – Жан Кальвин (Франция/Швейцария) и Ульрих Цвингли (Швейцария), чьи учения повлияли на возникновение так называемых реформированных конфессий. В Англии возникло англиканство, т.е. национальная протестантская церковь. Общей чертой всех протестантов было отторжение тогдашнего папизма, ориентация на Библию и «учение о благодати». Согласно этой доктрине, человек может стяжать спасение только через Божественную благодать, а не добрыми делами
Важной вехой Реформации стала публикация 95 тезисов Мартина Лютера в 1517 г. В них он обрушивался, прежде всего, на церковную торговлю индульгенциями
Лютер считал, что вместо того, чтобы стремиться купить отпущение грехов за деньги, верующий должен стремиться к внутреннему покаянию. В последующем конфликт между старой церковью и обновленцами разгорелся еще больше. В итоге новые конфессии отделились от католицизма. Отныне через Европу прошла конфессиональная граница. Это разделение вызвало Тридцатилетнюю войну (1618–1648) и породило практически два разных населения внутри Европы, ведь межконфессиональные браки были скорее исключением. Некоторые историки и социологи даже полагают, что протестантский менталитет способствовал динамичному развитию современной экономики и тем самым оставил католическую Европу далеко позади.