Развитие российского флота

Академия военных наук российской федерации

Где готовят офицеров флота

Подготовке офицеров для военного флота с самых первых лет его существования уделялось огромное значение. Первых офицеров готовили за рубежом, в Голландии и Франции, затем – в навигацких школах. Первым российским высшим учебным военно-морским заведением стала Академия морской гвардии, открытая в Санкт-Петербурге в 1715 году. В дальнейшем высшее образование будущие офицеры флота получали многоступенчатое, первоначально дети дворян и разночинцев обучались в морских кадетских корпусах. Получив чин гардемарина, могли продолжать службу на флоте или обучение в морских училищах, офицерских классах и школах.

Современная система военно-морского образования претерпела существенные изменения. Резкое сокращение количественного состава флота повлекло за собой сокращение учебных заведений. На 01.01.2020 года специалистов различных профилей для ВМФ России готовят:

  • Балтийский военно-морской институт (бывшее Балтийское Высшее Военно-Морское Училище им. Ф.Ф.Ушакова);
  • Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова (морской факультет);
  • Военно-морской инженерный институт (бывш. Высшее Военно-Морское Инженерное Училище им. В.И.Ленина);
  • Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова);
  • Военный университет МО РФ (морской факультет);
  • Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова;
  • Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. Высшее Военно-Морское Училище им. М.В. Фрунзе);
  • Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова (бывш. Тихоокеанское Высшее Военно-Морское Училище им. С.О.Макарова).

1667 г.

Закладка первого Русского военного корабля «Орел»До этого для военных целей при необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами. Петр I высоко оценивал постройку первого военного корабля, отмечая в «Уставе морском…», что это «намерение отеческое… достойное оно есть вечного прославления: понеже… от начинания того, аки от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское».

Технические характеристики: Длина 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка 1,5 м, водоизмещение около 250 т. Вооружение: 22 пищали 6- и 3-фунтового калибра. Экипаж 22 матроса и 35 «солдат корабельных».

XX век в истории Российского флота

20 век стал самым драматичным в истории отечественного флота. Ему пришлось пройти через 3 революции, активными участниками которых были низшие чины корабельных команд, две мировые войны, в результате которых было уничтожено до 90% старого состава флота. Пережив период небывалого расцвета – к 1985 году ВМФ СССР занимал 2-е место в мире по количеству судов (1561 корабль), и период полного краха. К 2010 году в составе флота оставалось менее 10% от былого количества кораблей (136 единиц). На Черном море российский флот в 4,7 раза уступает по количеству кораблей Турецкому флоту, а на европейском направлении более чем в 20 раз слабее объединенного флота НАТО.

По оценке адмиралаКасатонова: «перечень задач, которые сегодня имеют и могут осуществить российские флоты, фактически ограничивается охраной побережья и антитеррористической деятельностью. Но все это — на уровне территориальных вод». Провальная экономическая политика превратили некогда могущественный флот, представлявший глобальную мировую силу, в каботажный флот малых судов, способных действовать только в прибрежных водах. Единичные уцелевшие после распада СССР крупные корабли морально и физически устарели и представляют больше музейную ценность, нежели военную силу, не смотря на постоянную модернизацию.

Состав ВМФ РФ

В настоящее время ВМФ РФ состоят из 5 оперативно-стратегических объединений:

  • Балтийского флота (штаб г. Калининград);
  • Черноморского флота (Севастополь);
  • Тихоокеанского флота (Владивосток);
  • Северного флота (Североморск);
  • Каспийской Флотилии (Астрахань).

Количественный и качественный состав флотов не одинаков.

  1. Старейший, и некогда самый мощный флот Российской империи – Балтийский, в настоящее время насчитывает 47 надводных кораблей и 3 подводные лодки (1 в строю). При этом около 70% кораблей были построены или заложены еще во времена СССР. Только 3 корабля способны выполнять задачи в открытой океанской зоне, остальные – предназначены исключительно для прибрежного плавания.
  2. Черноморский флот имеет в составе 7 кораблей дальней морской зоны, 7 БДК, 7 дизель-электрические подводные лодки, бригады противолодочных кораблей, тральщиков, ракетных катеров и большое количество кораблей поддержки.
  3. Тихоокеанский флот – имеет в составе 55 крупных надводных корабля, 7 атомных подводных крейсеров и 6 дизель-электрических подводных лодок. Кроме указанных кораблей в состав флота входит большое количество малых боевых судов и судов обеспечения.
  4. Северный флот – занимает особое положение среди флотов России. Это обусловлено тем, что в его составе сосредоточены:
  • 21 судно дальней морской зоны, в том числе — единственный российский авианесущий крейсер;
  • 33 атомных подводных лодки, из них 8 атомных подводных крейсеров стратегического назначения;
  • 8 дизель-электрических торпедных подводных лодки и 1 экспериментальная на водородном топливе.

Кроме этого в состав флота входят ледоколы, суда обеспечения, исследовательские надводные и подводные станции, боевые катера.

  1. Каспийская флотилия – самое компактное по численности военно-морское соединение, в состав которого входит 32 надводных боевых корабля и катера, экспериментальные корабли и суда обеспечения.

200 лет динамики развития

Основанный Петром I военно-морской флот, уже в течение жизни императора по количеству боевых судов занял пятое место в мире, наряду с такими старыми морскими державами, как Англия, Голландия, Дания, Швеция, Франция

Не все представители династии Романовых уделяли одинаково пристальное внимание развитию флота, но он продолжал динамично развиваться и к началу XX века, периоду русско-японской войны 1904 года, по количественному и качественному составу боевых кораблей уступал только Великобритании (1 место) и Германии (2 место)

Бедой российского флота было размещение до 90% состава кораблей на 2 флотах: Балтийском и Черноморском. Завоевание господства на Тихом океане не входило в число приоритетных задач Империи, поэтому, военно-морские силы на Дальнем Востоке были представлены малочисленными боевыми кораблями, несшими пограничную охрану от американских, китайских и японских браконьеров.

Разразившийся конфликт с Японией показал полную незащищенность российского дальневосточного побережья от атак с моря со стороны Японии. Потребовавшая длительного времени и материальных затрат переброска Балтийского флота (II эскадра адмирала З.П. Рождественского) закончилась полной катастрофой у острова Цусима. В сражении было потеряно 21 судно, захвачены или сдались 7 судов, погибло 5045 моряков, попало в плен 7282 человека.  

Поражение в Цусимском сражении сразу же отбросило Российский Императорский флот с 3 на 6 место.

1570 г.

Царь Иван IV для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским каперством организовал флотилию во главе с Карстеном Роде. Первое судно было вооружено в г. Аренсбург (Кингисепп) на о. Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия базировалась на датский о. Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне. К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22 неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.

907 г.

Морской поход Киевского князя Олега в ВизантиюЛетопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников — «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» — и «на конях и на кораблях» «приде к Царюграду». Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, «а в корабли по 40 мужь». Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

1688 г.

Весной в подмосковном с. Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу, Этот ботик (длина около 6 м, ширина 1,9 м) был исправлен, оснащен и спущен сначала на р. Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.Начало строительства «Потешного» флота на Переславском (Плещеевом) озере. (август)Петр I в Переславле-Залесском организовал верфь, на которой были построены бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и 2 яхты, спущенные на воду в июне 1689. В ноябре 1691 на верфь прибыли 16 мастеров и строительство кораблей было расширено.

Три века славы

Официальной датой возникновения Российского Императорского флота считается 20 октября 1696 года. В этот день царь Пётр I издал указ о начале строительства галер, которые должны охранять от турецких войск только что завоёванную крепость Азов. Для строительства деревянных судов была возведена верфь в городе Воронеже.

Северная война 1700-1721 гг. и строительство города-порта на Неве (1703) положили начало парусному флоту на Балтике. В 1718 году для управления делами военно-морского флота создан высший исполнительный орган – Адмиралтейств-коллегия. В состав флота Петра I деревянные суда различных классов:

  • Линейные корабли;
  • Фрегаты;
  • Галеры;
  • Шнявы.

Количество пушечного вооружения на них исчислялось десятками единиц. Наиболее мощными были линкоры, с обоих бортов которых на врага грозно смотрели до сотни гладкоствольных орудий, стрелявших калёными ядрами.

В славной истории российского флота – десятки сражений, где моряки показали свою доблесть, мужество. За 300 лет русские выиграли 75 поединков, в которых участвовали корабли из дерева или металла, с гладкоствольными/нарезными пушками. В числе наиболее известных – битвы при Чесме, Синопе, Трапезунде, Наварине, Гангуте, Гренгаме.

Современную историю флота принято отсчитывать со второй трети XIX века – момента появления в кораблестроении паровых движителей, начала использования стали для изготовления корпусных деталей судов. Сегодня российский флот, ставший наследником военно-морской истории СССР, имеет пять объединений – Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию.

Знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации

Главным символом для моряков является корабельный флаг. Традиция его подъёма и спуска представляет собой обязательный ежедневный воинский ритуал. С первых дней истории флота до сегодняшнего дня цветовая гамма практически не менялась. На знамени всегда присутствовали два или три цвета, в том числе:

  • Белый;
  • Красный;
  • Синий.

Впервые бело-синий корабельный флаг взвился на мачте судна «Орёл», принимавшего участие в битве с турками за Азов (1696). После учреждения Морские сражения при Петре IПетром I главной военно-морской награды, ордена Святого Андрея Первозванного (1699), морское воинское знамя получило наименование Андреевского флага. Спустя 218 лет, 26 декабря 1917 года оно было заменено военно-морским флагом РСФСР (с 1922 года – СССР), просуществовало до распада Советского Союза.

Дата возрождения традиций и ритуалов, связанных с Андреевским флагом, – 26 июля 1992 года. Спустя полгода после образования РФ главный символ флота вновь занял своё законное место. Он представляет собой белое полотнище со скрещенными в центре диагональными полосами. Размеры флага:

  • Ширина – 1/10 длины;
  • Отношение ширины к длине – 2/3.

Кроме полотнища в состав знамени входит древко с навершием, скобой, подтоком. Военно-морской флаг РФ за 29 лет претерпел только одно изменение: 1 января 2001 года голубой цвет полос заменён на исконный, синий. Для торжеств/ритуалов используются ещё два варианта флотского знамени – Гвардейское (с георгиевской лентой), Орденское (с изображением ордена Св. Андрея Первозванного).

Воронеж – родина русского флота

В отличие от флотов большинства европейских и азиатских государств, которые развивались постепенно и гармонично, сохраняя баланс между развитием торгового флота и военных судов, в России флот в принципе отсутствовал. Он был создан в одночасье, по решению Императора Петра I и одобрен решением Боярской Думы. Поэтому, дата «рождения» русского военно-морского флота известна абсолютно точно: 30 октября 1696 года. С этого дня большая часть энергии молодого царя была направлена на строительство и модернизацию морских кораблей, обучение офицерского состава, завоевание морских побережий и строительство военно-морских баз и портов.

Первый русский военный флот строился для решения конкретной военной тактической задачи – завоевание в войне с Османской империей побережья Азовского моря и укрепление в прибрежной зоне. Этим решались сразу несколько задач:

  • выход в Азовское море;
  • сдерживание экспансии Османов на Северо-Кавказском направлении;
  • блокирование с моря Крымского ханства, представлявшего постоянную угрозу Южно-Русским землям.

Поскольку предшествовавшие походы против турок и крымчаков посуху закончились поражениями, Петр I принял решение атаковать турецкий Азов одновременно с моря и суши. Для этого необходим был флот, способный нести на борту тяжелые артиллерийские орудия (линейные корабли) и многочисленный гребной флот, способный действовать в условиях отсутствия ветра – основного движителя судов в то время, чтобы подойти со стороны моря к крепости и высадить десант.

Основной верфью, на которой развернулось строительство первого русского флота, был выбран Воронеж, находившийся в 1200 километрах выше по течению Дона, устье которого при выходе в Азовское море «запирала» крепость Азов. Совершенно оригинально российский флот родился среди степей, в зимнюю пору, когда река была скована льдом, но свою задачу выполнил. Азов был захвачен.

Пётр I и кораблестроение

Ещё в период регентства царевны Софьи у Петра I появился интерес к судостроению и кораблям. В 1688 году плавал по реке Яуза на старом английском ботике.

Рис. 1. Пётр I.

В том же году он уехал из Москвы в Переяславль-Залесский на Плещеево озеро, где построил свою первую небольшую судоверфь. Датой создания русского флота можно считать 20 октября 1696 года, когда боярская дума принимает постановление царя, которое начиналось со слов «Морским судам быть…».

К 1696 году в царстве Русском было построено некоторое количество судов по причине похода на турецкую крепость Азов. В нём приняли участие следующие корабли:

  • 1300 стругов;
  • 23 галеры;
  • 4 брандера;
  • 2 линейных корабля.

Местом строительства кораблей стало Адмиралтейство в Воронеже. Из Дона корабли выходили в Азовское море. Азовский флот был ликвидирован после поражения Петра I в Прутском походе 1711 года.

В 1702 году было построено два фрегата на верфи в Архангельске. По «Государевой дороге» их перетащили из Белого моря в Онежское озеро.

До царствования Петра I в России был небольшой опыт судостроения. В 1636 году иностранные специалисты построили галеру «Фредерик», которая совершила плавание от Нижнего Новгорода до Каспийского моря, где села на мель и была брошена. В 1667 году датские специалисты селе Дединово под Коломной построили фрегат «Орёл», но вскоре он был захвачен и сожжён казаками Степана Разина.

Рис. 2. Флот при Петре I.

1240 г.

Невская БитваВоспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Новгорода и Пскова. В июле 1240 шведский флот (около 100 судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников — норвежцев и финнов) под начальством ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился у устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные войска остались на судах. Захватив устье Невы и г. Ладога (Старая Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути «из варяг в греки».

Старшина Ижорской земли Пельгусии, несший «стражу морскую» на о. Котлин, сообщил в Новгород о появлении неприятеля. Не ожидая подхода всех сил, молодой новгородский князь Александр Ярославич с конной дружиной и горожанами выступил к Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы. Воспользовавшись туманом и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское войско в боевом порядке (пешее ополчение — в центре, конница — на флангах) обрушилось на врагов. Героически сражались Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Савва, Ратмир и другие. В жестокой рукопашной схватке враг был разбит. Лишь небольшая часть войска спаслась на судах. Враг был разгромлен благодаря решительным и мужественным действиям русских воинов и их талантливого полководца, которого за эту победу народ нарек Невским.

Победа в Невской битве сохранила для Руси побережье Финского зал. и выход в Балтийское море. На месте, где Александр Невский разбил шведов, Петр I в 1710 основал монастырь (ныне музей городской скульптуры «Александро-Невская лавра» в Ленинграде), куда в 1724 были перевезены останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших орденов России. Многие корабли отечественного флота по традиции носили это имя. В составе Советского ВМФ имеется крейсер «Александр Невский». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.7 1942 был учрежден орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве операциями и достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.

Состав флота

В 1713 году началось масштабное строительство шхерной и галерной флотилии для Балтики. Государь, уже успевший повоевать со шведами на море, оценил возможности такого рода судов и в плане перевозки грузов и десанта, и в плане маневренности во время боев у побережий.

Именно поэтому флот и стали называть Армейским. Боевое крещение этого флота прошло под Азовом. Позднее, в 1702 году, гребные суда стали строить на реках Сусь, Луга и Олонка. Сошедшие с северных верфей суда участвовали во взятии Нотебурга, Ниеншанца и Нарвы. К 1725 году Армейский флот состоял из 396 судов (253 галеры и скампавеи, 143 бригантины). Они были неотъемлемой частью Балтийской флотилии.

В 1725 году российский корабельный флот насчитывал:

Ранг корабля Количество орудий и число членов экипажа (среднее) Количество кораблей
1-2 ранг 100/800 7
3 ранг 75/360 16
4 ранг 55/360 19
5 ранг 30/150 21
6 ранг 18/60 17

В составе военного флота были линейные корабли, фрегаты, шнявы, брандеры и вспомогательные суда, общим количеством – 130 полноценных боевых единиц.

К 1724 году Северная война была окончена. Шведы перестали доминировать на Балтике, а Россия получила контроль над большей ее частью. В это время Императорский флот состоял из:

  • Балтийской флотилии;
  • Каспийской флотилии;
  • Воронежской флотилии.

Самой маленькой была Воронежская флотилия; Каспийская состояла из ста судов, Балтийская насчитывала более четырехсот судов разного типа. Большая часть всех кораблей была построена в России. В 1723 году на русских верфях началось строительство первого стопушечного линейного корабля под названием «Петр Первый и Второй».

По количеству судов русский флот сравнялся с Данией и Швецией, уступая Англии, Франции и Турции, то есть, паритет на Балтике был достигнут, а задачу по закреплению на Черном море еще только предстояло решить. Император сыграл свою роль в создании российского флота, став его фактическим основателем, но оставил решение других задач на откуп потомкам и истории.

Историография:

  1. Касатонова И. В. Три века российского флота, М.: 1996 год.
  2. Дыгов В. А. Создание российского флота, М.: 2000 год.
  3. Германов В. С. История российского флота, М.: 2012 год.

Морские победы флота Петра I

Первый раз русский регулярный флот проявил себя при взятии Азова. Но в данном случае говорить о реальных морских баталиях не приходится. Азовская флотилия лишь блокировала бухту и обстреляла крепость с моря.

Корабли же Балтийского флота, построенные в России, прямо со стапелей отправлялись на Северную войну, на деле доказывая свою эффективность и оправдывая вложенные в них средства. После Полтавы основные боевые действия были перенесены на море. Наиболее значимыми победами флота отображены в таблице.

Дата Основные события
май 1703 года Капитан П. Романов и поручик Д. Меньшиков с тридцатью лодками взяли на абордаж два шведских корабля с семнадцатью орудиями на борту; за эту победу государь и его ближайший сподвижник были удостоены орденами Св. Анны.
1704 год Балтийский флот во главе с флагманским кораблем «Штандарт» занимался обороной строящегося Санкт-Петербурга, а также Петропавловской крепости и Адмиралтейства.
1705 год К. Крюйс во главе эскадры из 23 судов (всего 226 орудий) отразил нападение шведской эскадры под командованием адмирала Анкерстерна (всего 660 орудий) на Кронштадт.
1706 год М. И. Щепотьев взял на абордаж адмиральский бот и бот сопровождения Швеции, захватив их.
май 1708 года 9 скампавей и 7 бригантин высадили десант у города Борго (город был взят, все корабли, стоящие на рейде, уничтожены).
1710 год При непосредственном участии флота были взяты города Рига, Аренсбург, Пернов, Ревель.
1713 год Были взяты крепости Борго, Або, Гельсингфорс.
1714 год Одержана первая большая победа у мыса Гангут.
1717 год Была проведена успешная высадка русского десанта на острове Готланд.
 1719 год Капитан А. Н. Сенявин разбил шведскую эскадру Врангеля (Эзельский бой), что явилось первым большим эскадренным сражением для русских кораблей в открытом море под командованием капитана, прошедшего обучение в России.
1721 год Русская эскадра одержала победу у острова Гренгам.

Служба на флоте

Учитывая, что в состав флотов входят не только надводные и подводные корабли, но и:

  • береговая и палубная авиация;
  • береговые ракетные и артиллерийские войска;
  • морская пехота;
  • разнородные силы материально-технического обеспечения, связи, медицинского обслуживания,

Специалистов различных специальностей для флота требуется очень много.

Прохождение службы по призыву в плавсоставе надводных кораблей почти изжила себя. Связано это с тем, что за 12 месяцев молодой матрос не в состоянии в достаточной степени изучить сложную боевую технику, которой оснащаются современные корабли. Поэтому, удел призывников – береговые войска и тыловые части флота, службы аэродромного обеспечения морской авиации. 100% личного состава кораблей дальней морской зоны и подводных лодок комплектуются служащими по контракту.

Требования к призывникам довольно высокие. Если молодому человеку посчастливится попасть в плавсостав надводного корабля, то категория годности его должна быть АI –АIII. Рост не выше 180 см. Для служащих береговых соединений флота ограничения по росту нет. Призывники проходят психологическое тестирование настрессоустойчивость(не ниже II группы). Срок службы составляет 12 месяцев.

Список кораблей ВМФ России

Сегодня в состав военно-морского флота Российской Федерации входят современные подводные и надводные суда различного назначения. В зависимости от объёма выполняемых боевых, учебных и специальных задач они распределены на всех оперативно-стратегических объединениях. Общее количество судов – 294, в том числе (подводные лодки + надводные корабли):

  • Балтийский морской флотБалтийский флот – 54 (1+53);
  • Черноморский флот – 54 (7+47);
  • Северный флот – 83 (42+41);
  • Тихоокеанский флот – 76 (21+55);
  • Каспийская флотилия – 27 (0+27).

Кроме, собственно, военной техники морского базирования, в состав сил флота входит морская пехота, авиация ПВО, силы береговой обороны и тылового обеспечения. Они распределены по местам постоянной дислокации. На флоте они носят название пунктов базирования.

Штаб СФ располагается в Североморске, постоянные базы сил флота – в Гремихе, Гаджиево, Видяево, Заозёрске, Полярном, Оленьей Губе и Северодвинске. Главный город ТОФ – Владивосток. Боевые корабли флота располагаются в Дунае, Советской Гавани, Фокине (Приморский край), Вилючинске (Камчатский край).

На Чёрном море для военных кораблей предусмотрено два пункта базирования: Севастополь – в Крыму, Новороссийск – на Кавказе. Базы судов, приписанных к Балтийскому флоту: Калининград, Санкт-Петербург, Кронштадт, Балтийск. Командование Каспийской флотилией (Астрахань) осуществляет руководство и боевое управление действиями объединения, корабли которого базируются в Каспийске и Махачкале.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: