Из истории народной медицины

Развитие медицины в византии и ее влияние на медицину древней руси медицина древней руси

Истоки термина «травник» в русской истории

Термин «травник» имеет древние и глубокие корни в русской истории. В России собирательство лекарственных трав и растений было неотъемлемой частью народной медицины. Травниками называли людей, обладающих особыми знаниями в области растений и применения их в лечебных целях.

Сквозь века травничество в России развивалось и эволюционировало, соединяя нашиласья с народной мудростью и верованиями. Травники были уважаемыми членами общества, обладавшими секретами природного лечения и помогавшими людям в различных ситуациях. Они искали, собирали и готовили лекарства из растений, а также передавали свои знания следующим поколениям.

Как правило, травники получали свои знания через устное народное наследие или через мастер-ученик систему. Они учились различать и описывать растения, их свойства и способы применения. Русские травники были экспертами в области фитотерапии, используя лекарственные растения для лечения болезней и поддержания здоровья.

Термин «травник» продолжает быть актуальным в современной русской культуре. Традиции травников сохраняются и с течением времени находят новые интерпретации и применения, как в области медицины, так и в культуре и искусстве.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Яков Федорович Капков. Исцеление митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

ХИРУРГИЯ – НАУКА ОСНОВАТЕЛЬНАЯ

— Зато уже при Петре мы поставили хирургическую науку на, так сказать, регулярные рельсы?

— Именно! Вот первые ученики отучились пять лет, и ребята сразу же показали удивительные успехи. А что же при этом делали врачи-иностранцы? Они, конечно, сразу начали волноваться. Ведь кто учился в петровском госпитале? Их будущие конкуренты! И они решили бороться с ними самыми низкими методами: не давать им дипломы, резать на каждом экзамене.

Николай Бидлоо — хоть и голландец по национальности, но наш патриот — пишет Петру: «Я не стыжусь гарантировать за каждого ученика, что наше обучение не хуже европейского». Петр I был сильно рассержен и писал: «Опять чинят помеху лекарскому делу!» Царь постановляет сделать переэкзаменовку в его личном присутствии. И снова ребята показывают прекрасные результаты, и ничего не оставалось этим иностранцам-недоброжелателям, кроме как выдать им лекарские дипломы. Текст дипломов разработал наш главный доктор, и ребята сразу поехали в армию и на флот. Потом пошли новые выпуски, еще и еще, и вот так была заложена основа медицинского образования в нашей стране.

— А как справились с вражески настроенными врачами-иностранцами?

— Царь понимал, что они не успокоятся и будут мешать так или иначе. И он издал указ, что если кто будет препятствовать нашим первым военным и гражданским врачам, то будет наказан в обязательном порядке.

— И кто же шел тогда учиться врачебному делу?

— Это были не дети дворян, аристократии. В военные врачи шли тогда самые простые люди — дети солдат того же Семеновского полка, Лефортовского и Преображенского полков. Шли и из Славяно-греко-латинской академии, потому что обучение велось на латыни. И вот эти мальчики показывали удивительное усердие. Надо сказать, что им и с преподавателями везло.

Здание госпиталя. Акварель Н. Бидлоо. 1725-1735 гг.

БОРЬБА ЗА ПРАВА ПАЦИЕНТОВ

— И как развивалась эта инициатива государя-реформатора?

— Пока Петр жил и правил, он радел о госпитале. Но после кончины императора служащие приказов, коими являлись в основном немцы, учинили «санкции» против россиян. Они отменили разрешение Петра лечиться в госпитале гражданским лицам, женщинам и детям. А где им было лечиться? Ведь вторая государственная больница появилась только в 1763 году!

Но тогдашний первый доктор, придворный врач царя Николай Бидлоо, подчинился — начальство запретило! Да и раненых было много, так что гражданским лицам дали от ворот поворот. Правда, доктор подчинился, но не смирился: он не раз ездил в Петербург и отстаивал право лечиться в госпитале и гражданским лицам.

— Нелегко, наверное, было…

— Он перессорился со всеми чиновниками, нажил множество врагов. Однако придумал такой аргумент: «Когда наш государь создал это учреждение, он прославился на весь мир и еще раз усилил значение русского слова «милосердие».

Этот врач, Николай Бидлоо, даже сам госпиталь спланировал — он стоял посередине участка, будто храм, и у него имелись крылья. В одном крыле располагались пациенты (300 коек), в другом — студенты и врачи, а наверху на куполе был не крест, а статуя Милосердия. Это стало символом и основой русской медицины.

И вот главный врач в письме аргументирует, что царь специально прославил Россию этим милосердием, а вы, значит, мелкие чиновники, хотите уменьшить значение его великого деяния? И как главный смысловой аккорд, как резюме пишет такую строчку: «Да и экономически сначала обоснуйте, а потом принимайте решение. Я, как главный доктор, не вижу, на чем вы решили сэкономить». И ситуация начала в итоге выправляться.

Изменения системы

Реформа медицины в России и других странах должна проводиться постоянно, ведь наука не стоит на месте, в результате чего появляются новые лекарства, методы исследований и лечения. Кроме того, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение всего населения квалифицированной медицинской помощью, на которую сегодня, к сожалению, не все россияне могут рассчитывать.

С начала 21 века реформа медицины в России обсуждается ведущими специалистами. Предполагается, что с 2015 года финансирование учреждений здравоохранения изменится. Оплата персоналу будет осуществляться за пациента, а не за койко-место. Все клиники будут иметь единый прейскурант, многие планируется перевести на семидневную рабочую неделю. Также будут задействованы счета больниц для благотворительных взносов, которые на данный момент имеют нулевой баланс. Предполагается, что введение новых стандартов финансирования поможет населению получать обслуживание высокого уровня на всей территории РФ.

Аптекарский приказ

Постепенное развитие медицины и увеличения количества иностранных врачей привели к тому, что 1630-х годах появился первый в России административно-судебный орган, который контролировал аптеки, медиков, лекарства и всё, что тем или иным образом относилось к медицине. «Главврачом» назначили венгерского медика Кристофера Рихтингера. Первостепенной задачей было обслуживание царской семьи и бояр. 

Затем у медиков появилась новая обязанность — забота о солдатах. Поскольку квалифицированных врачей не хватало, за каждым опытным специалистом закрепляли нескольких учеников. И спустя какое-то время они начинали самостоятельную практику.

При Алексее Михайловиче, который правил с 1645 по 1676 годы, появилась специализированная Лекарская школа. Обучение в ней составляло 5-6 лет, после чего медики отправлялись за практикой в полк. И только после этого могли считаться полноценными специалистами

Особое внимание уделяли заготовке лекарственных трав. Самые редкие и ценные растения начали выращивать на аптекарских огородах. 

Всё это привело к тому, что в России резко увеличилась численность медиков. Однако их роль оставалась неизменной: следить за здоровьем царской семьи, многочисленной знати и солдат. 

КАДРЫ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

— Марина Борисовна, насчет петровских чиновников нам понятно, с этими кадрами получается все как всегда. Но вот интересно, а как в те времена решался вопрос с медицинскими кад­рами в России?

— У нас не было тогда своих врачей, и в страну приезжали врачи-иностранцы. Сохранились архивные документы, свидетельствующие, что эти врачи, находясь в России, даже не удосуживались учить язык своих пациентов. При этом жалованье хотели получать очень даже большое.

И вот у нас есть архив древних актов, честь и хвала его сотрудникам, которые сохранили данный архив во время всех войн и революций. Так в этом собрании сохранилась масса судебных актов еще со времен Бориса Годунова. Они рассказывают о том, как залечивали такие чужеземные горе-доктора нашего несчастного пациента. И становится ясно, что пытались привлечь к ответственности таких эскулапов, а они разворачивались и уезжали из России. И что? Мы же вообще оказывались без всякой медицинской помощи.

— Хотя, конечно, еще вопрос: не лучше ли было никакой помощи не иметь, чем вот такую, с залечиванием до смерти?..

— Это так. Но царь Петр был мудрый человек, и в том же указе об основании госпиталя он повелевает устроить медико-хирургическую школу для подготовки врачей. Было набрано 50 учеников, что оказалось революционным начинанием для России с медицинской точки зрения.

В Европе тогда профессия медика было на уровне цирюльников. Как правило, обучались на фронте ученики-подмастерья, они шли на войну и там на практическом опыте и набирались опыта. Отдельно университеты готовили теоретиков медицины, отдельно работали на практике больницы.

У нас же с первого дня — клинический подход. Хирургия в России сразу становится наукой, а ведь в Европе это только в Лейденском университете тогда преподавали. Да и у нас до этого была только школа при Аптекарском приказе, и там только русские ученики учились. Но она была не постоянная, и кадры выпускались так себе…

История развития медицины в X-XII веках

В Древней Руси большое развитие получила народная медицина. Обычно народных врачевателей называли «лечцами». Они получали знания, которые передавались в их семье из поколения в поколение, поэтому обычно складывались целые династии, а профессия была закрытой, так как специальных образовательных учреждений не было. Некоторые сведения о «лечцах» мы находим в «Русской Правде», древнейшем законодательном кодексе Руси. Статьи содержат установления, что за нанесение раны виновный платил в государственную казну и пострадавшему «лечебное же за рану», а за лечение полагалась «лечцю мъзда». Узаконил положение врача в обществе «Устав великого князя Владимира Святославовича», где врач был отнесен к категории, подлежащей церковному суду.

Замечание 1

Представления о причинах заболеваний были специфические. Полагали, что они возникали от высших сил, плохого расположения звезд, гнева богов, изменений климата. Методы излечения были разнообразные. Лекари проводили трепанацию черепа, кровопускание, лечение водой, ампутацию.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Позже опыт народной медицины был воспринят профессиональными медиками. Они пользовались огромной популярностью в X в. В крупнейших русских центрах – Киеве, Новгороде, Чернигове – при княжеских дворах работали профессиональные врачи. Сохранилось свидетельство, что князь Владимир (986-1015 гг.) послал своего врача Ивана Смера в другие страны. Он писал князю письма, где рассказывал, что прошел через Дунай, Паннонию, Сербию, Мисию, Византию, Антиохию, Александрию, Иерусалим. Служили на Руси не только славяне: в XII в. при дворе черниговского князя находился араб Петр Сирианин.

Из летописей мы узнаем некоторые болезни князей: Всеслав Полоцкий страдал от язвы на голове, а у Владимира Галицкого был «удар» от нервного потрясения.

С появлением христианства на Руси начала развиваться и письменность, что способствовало систематизации и записи опыта народной медицины. В этот период были записаны первые лечебники и травники, содержащие сведения о причинах и способах излечения болезней. При монастырях часто создавались библиотеки, где хранились собрания русских, арабских и византийских рукописей. При этом русские переводчики зачастую дополняли иностранные рукописи записями информации из собственного опыта.

Знания по медицине передавались в школах, сформированных при крупных монастырях. До нас не дошли медицинские книги того периода, но сохранились некоторые сведения в других источниках. В «Шестодневе» мы можем найти описания человеческого тела и функций его органов – легких, бронхов, сердца, печени, селезенки. «Изборник Святослава», кроме рассуждений о вере и морали, содержит еще статьи его составителя, монаха Иоанна, о некоторых болезнях, их лечении и профилактике.

Зелейники

Происходит это слово от древнерусского «зелье». Зелье – это трава, а точнее настой на травах или корнях. В народе это слово больше всего ассоциируется с понятием отрава или яд.

Само по себе слово зелейники имеет два значения:

  • Первое — это название людей, которые занимаются лечениями болезней, врачеванием (происходит со времен Киевской Руси).
  • Второе – произведения (памятники) древнерусской рукописной медицинской литературы.

Врачевание

В Древней Руси врачевание, так же как и другие ремесла, передавалось по наследству. Знания и опыт по использованию лечебных свойств растений, накапливаемый тысячелетиями, в устной форме переходили от поколения к поколению. В древнейшие времена зелейники сами занимались сбором и заготовкой лекарственных растений и ими же лечили больных. Позже они стали использовать, помимо трав, некоторые лечебные средства животного происхождения. Еще позднее в их арсенале появляются предметы мистического характера – различного рода амулеты, обереги и другие.

С принятием христианства на Руси зелейники были объявлены служителями сатаны и стали подвергаться гонениям, как связанные с язычеством. В восемнадцатом веке их деятельность запрещается официально. Им нельзя было ни торговать лекарствами, ни заниматься врачеванием. Петр Первый в 1701 году дает указание об открытии в Москве частных (вольных) аптек и, в тоже время, убрать все лавки зелейников. В дальнейшем их связь с народной медициной теряется и они остаются под видом знахарей. Население, особенно в сельской местности, из – за очень малой доступности к официальной медицине, вынуждены были пользоваться услугами знахарей. Не прекратилась также торговля целебными травами на базарах.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

ТЕАТР НА ПЕПЕЛИЩЕ

— То есть педагоги были умные и дальновидные?

— Вот один простой пример сердечности и милосердия. Шел 1721 год. Начался пожар, и полностью сгорело здание госпиталя, был уничтожен первый российский анатомический театр с уникальными экспонатами, с учебниками, сгорела аптека… И вот ученики, которые жили здесь же, на территории госпиталя, остаются на пепелище. Главный начал искать деньги на восстановление. Ну хорошо, поддержал император — он так и пишет: «Давать и строить!» Тогда начинают возводить каменное здание госпиталя, основание которого сохранилось до сегодняшнего дня.

— И как же смогли тогда выйти из положения с учениками?

— В те дни главный врач Бидлоо думал еще и о том, как бы поддержать дух, настроение учеников. И поручил создать им первый театр. Вот так!

Первый российский театр в европейском понимании возник именно на территории нашего госпиталя, здесь же была и усадьба главного доктора. Он сам был как архитектор и художник, а ребятам поручили писать тексты пьес и потом их представлять. Педагог хотел, чтобы в дни кризиса они были заняты вот таким интересным делом. В архиве древних актов даже сохранились тексты этих пьес! Смотреть их тогда приезжали император с супругой, российская знать тоже стремилась на тот берег Яузы в уголок доброты и милосердия. Люди знали, что здесь сформировалась такая уникальная территория, на которой каждый может получить помощь…

(Окончание следует.)

Особенности лечебников и травников древней Руси

Лечебники и травники древней Руси являлись значимой частью национальной медицины и традиционной культуры. Они были специалистами в области растениеводства и лекарственных растений, а также владели знаниями о народных методах лечения различных заболеваний.

Одной из особенностей древнерусских лечебников было их основное сферическое образование в специализированных центрах, таких как монастыри или местные больницы. Это связано с тем, что древнерусская медицина тесно переплеталась с религиозной жизнью и духовной практикой.

Лечебники и травники обладали обширными знаниями по сбору, выращиванию и использованию лекарственных растений. Они знали о полезных свойствах трав, их сезонности и местах обитания, а также о способах приготовления и дозировке лекарственных средств.

В древнерусской медицине особое внимание уделялось не только растениям, но и другим природным материалам, таким как мед, воск, смолы и т.д. Лечебники и травники знали, как правильно применять эти материалы для лечения различных заболеваний и ран

Кроме того, лечебники и травники древней Руси были знамениты своей этичностью и ответственностью. Они следили за чистотой и гигиеной при сборе и приготовлении лекарственных средств, а также за правильным применением методов лечения. Они не только помогали своим пациентам, но и оказывали им духовную поддержку, что делало их работу еще более ценной и востребованной.

  • Лечебники и травники древней Руси были экспертами в области растениеводства и лекарственных растений.
  • Они специализировались в монастырях и других специализированных центрах.
  • Они обладали обширными знаниями о сборе, выращиванию, приготовлении и дозировке лекарственных растений.
  • Они использовали не только растения, но и другие природные материалы, такие как мед, воск, смолы.
  • Они были известны своей этичностью, ответственностью и духовной поддержкой своих пациентов.

Современные травники: сохранение традиций и применение новых методов

В современном мире традиции и знания травников все еще живы и находят свое применение. Старые рецепты и методы лечения, переданные из поколения в поколение, сохраняются и используются в современной медицине.

Современные травники принимают на себя ответственность за сохранение и передачу традиций своих предков. Они изучают растения, их свойства и способство, и осуществляют исследования, чтобы определить их эффективность и безопасность. Травники также изучают возможности комбинирования разных растений и создания новых лекарственных препаратов.

Несмотря на сохранение традиций, современные травники также применяют новые методы в своей работе. Они используют современные технологии для извлечения активных компонентов из растений, разработки приемлемых формул и контроля качества продукции. Травники также активно применяют научные методы исследования, чтобы получить дополнительные данные о растениях и их свойствах.

Таким образом, современные травники сочетают в своей работе традиции и инновации. Они сохраняют старые знания и методы, одновременно адаптируя их к современным требованиям. Это позволяет им эффективно применять травы и растения в деле оздоровления и лечения людей.

Тайны и суеверия, связанные с деятельностью травников

Деятельность травников всегда была окружена множеством тайн и суеверий. В древнерусской культуре травы и растения обладали особой символикой и духовной силой. Травники были не просто знахарями или лекарями, они также исполняли роль священных лиц и обладали особыми способностями связи с природой и иными мирами.

Одним из самых широко распространенных суеверий было верование в то, что травникам необходимо заниматься своей деятельностью в определенные дни или времена года. Например, многие считали, что сбор определенных трав следует производить только в святые или магические даты, такие как Рождество, Троица или Стрелка. Существовали также дни, считавшиеся «черными» или «белыми», когда травы были либо особенно эффективными, либо могли причинить вред.

Травники были также известны своими амулетами и оберегами, которые они использовали как для собственной защиты, так и для помощи другим людям. Они вышивали травы на полотнах, делали кулоны или амулеты из специальных травяных смесей. Каждое такое изделие имело свою особую символику и назначение.

Одним из самых известных травников был Красный Лук, которого считали легендарным существом с необычными способностями. Его присутствие в деревне вызывало трепет и уважение. Ему приписывали способность общаться с духами растений и лечить самые сложные болезни. Однако, про него ходили истории о его злых способностях и договорах с бесами.

Кроме того, травники были известны своими заговорами и магическими практиками. Они верили, что определенные слова и действия могут повлиять на окружающую реальность. Травники часто пользовались заговорами для лечения, защиты от болезней или от сглаза. Они также использовали магические средства для предсказывания будущего и связи с другими мирами.

Тайны и суеверия, связанные с деятельностью травников, до сих пор вызывают интерес и восхищение. Они напоминают о магии и духовности, которые присутствовали в жизни наших предков. Несмотря на то, что современная медицина и наука дают объяснение многим явлениям, многие люди до сих пор обращаются к травникам и их секретам в поисках лечения и помощи.

Эпидемии на Руси

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями».

В народе бытовало мнение, что моровые поветрия возникают от сверх естественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены погоды.
Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливал эпидемии и идущий следом за ними голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры.
Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий — эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней.
Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240—1480).

Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 г. и не подвергавшийся вражескому нашествию.
В стенах монастыря в начале XV в. монах Кирилл Белозерский (1337—1427) перевел с греческого «Галиново на Иппократа» (комментарии Галена к «Гиппократову сборнику»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

XIX век. Начало

Медицина в России в начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать лечебное дело, требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: