Правление александра iii и результаты его внутренней и внешней политики

Внутренняя политика александра 3 (кратко)

Контрреформы

Земская реформа

Работа земских управ стала жестко контролироваться губернаторами, многие права были урезаны. В земствах стали заседать исключительно местные дворяне. У крестьян же право голоса было вовсе отменено.

 Судебная реформа

Власть стала контролировать судей, практически во всех решениях судья был ограничен. Для суда присяжных сокращались полномочия, а мировые судьи почти были упразднены.

 Военная реформа

Изменения в военной сфере были значительны. Сам Александр 3 был участником русско-турецкой войны, поэтому военное дело знал хорошо. По его инициативе были укреплены пограничные районы. Государь осознавал, что помимо регулярной армии нужны резервы, поэтому были созданы дополнительные батальоны пехоты, кавалерии. Причем кавалеристы были научены вести бой в любых условиях.

Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.

В ходе Кавказской войны стало явным, что русская армия не научена вести бои в горной местности, для этого создавались специальные горные артиллерии.

Реорганизовывались военные гимназии, были созданы кадетские корпуса и учебные батальоны для младшего командного состава.

Была заменена военная форма.

Экономика и финансы

В экономической сфере были достигнуты значительные успехи. Произошел промышленный скачок, финансовая ситуация в стране стабилизировалась. Велась откровенно протекционистская политика, защищавшая национальные интересы.

Политика в области просвещения и печати

Став министром внутренних дел, Д. А. Толстой решил доделать то, что не успел в предыдущем царствовании, — «навести порядок» в Министерстве народного просвещения. В 1884 г. новый министр народного просвещения И. И. Делянов ввел университетский устав, по которому университеты лишались автономии, а министерство получило возможность контролировать содержание обучения в них. Почти вдвое выросла плата за обучение. Было решено взять студентов в «ежовые рукавицы», запретив любые студенческие организации. Проявлявших открытое недовольство отдавали в солдаты.

Занимаясь средней школой, Делянов «прославился» распоряжением от 5 июня 1887 г., получившим у либералов название закона о «кухаркиных детях». Его смысл состоял в том, чтобы всячески затруднить поступление в гимназии детям из низших слоев общества. Предлагалось принимать в гимназии «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, предоставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимых для учебных занятий удобств». Это было сделано для того, чтобы «освободиться от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». С этой же целью повышалась плата за обучение. В гимназиях было увеличено количество уроков, отведенных на изучение религиозных предметов и древних языков.

Свой вклад в школьное дело внес и Победоносцев. Он выступил против земских школ, считая, что детям крестьян совершенно не нужны получаемые там знания, оторванные от реальной жизни. Победоносцев способствовал распространению церковно-приходских школ, обязав иметь их в каждом церковном приходе. Единственным учителем в такой школе был приходской священник. Однако малообразованное, материально необеспеченное местное духовенство без особой радости относилось к этой дополнительной нагрузке. Преподавание в большинстве церковно-приходских школ находилось на крайне низком уровне. В 1886 г. по настоянию Победоносцева были закрыты Высшие женские курсы.

Принимались запретительные меры и по отношению к печати. В 1882 г. было образовано Совещание четырех министров, наделенное правом запрещать выход любого печатного органа. Только в 1883—1885 гг. по решению Совещания, где первую скрипку играл Победоносцев, было закрыто 9 изданий. Среди них оказались популярные журналы «Голос» А. А. Краевского и «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884 год принес еще одну «новинку»: впервые в России была произведена «чистка» библиотек. 133 названия отдельных книг, собраний сочинений и журналов, ранее разрешенных цензурой, были сочтены «недопустимыми к обращению» в публичных библиотеках и общественных читальнях.

Конец «игнатьевского режима»

Новые министры продолжили начинания Лорис-Меликова по вопросу о реформе местного самоуправления, в том числе и крестьянского. Для обобщения поступившего из земств материала Н. П. Игнатьев создал специальную комиссию под председательством статс-секретаря М. С. Каханова, бывшего у Лорис-Меликова заместителем. В комиссию вошли сенаторы и представители земств.

Однако их работа была вскоре остановлена, так как в Министерстве внутренних дел произошли важные изменения. Они свидетельствовали о переменах во внутренней политике. В мае 1882 г. Н. П. Игнатьев был смещен со своего поста. Он поплатился за то, что попытался убедить Александра III созвать Земский собор.

На место Игнатьева был назначен граф Д. А. Толстой, уволенный в 1880 г. с поста министра народного просвещения по инициативе Лорис-Меликова. С этого момента во внутренней политике более определенно стали проявляться новые черты, придавшие царствованию Александра III реакционную окраску.

II.

1) Правила о местностях, объявляемых состоящими на военном положении
(Свод. зак., т. II, Общ. учр. губ., изд. 1892 г., прил. к ст. 23) –
отменить.
2) Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного
спокойствия (Свод. зак., т. XVI, изд. 1890 г., прил. I к примечанию 2 ст. 1
Уст. пред. и пресеч. прест.) – отменить.
3) Положение о полицейском надзоре, учреждаемом по распоряжению
административных властей (Свод. зак., т. XIV, изд. 1890 г., прил. II к
примечанию 2 ст. 1 Уст. пред. и пресеч. прест.) – отменить.

Министр внутренних дел П.Столыпин.
Март 22 дня 1907 года.

РГИА. Ф. 1278. Оп. 6. Д. 7. Л. 5–19.

Примечания:

2) Необходимость пересмотра
законодательства об исключительном положении была признана еще Высочайшим
указом Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 г. При обсуждении путей
реализации указа Комитет министров предложил в январе 1905 г. образовать
особое совещание; его председателем был назначен, в феврале 1905 г., гр.
А.П. Игнатьев. Однако, вследствие резко изменившейся обстановки в условиях
начавшейся революции, Особое совещание по пересмотру установленных для
охраны государственного порядка исключительных законоположений ограничилось
лишь установлением некоторых принципов предстоящей реформы. По закрытии, 23
апреля 1906 г., Особого совещания, пересмотр действовавших исключительных
законоположений и подготовка законопроекта по этому вопросу были возложены
на особую межведомственную комиссию под председательством товарища министра
внутренних дел А.А. Макарова. 22 марта 1907 г. проект комиссии был внесен во
II Государственную думу, но не был ею рассмотрен до своего роспуска. 8
ноября 1907 г. законопроект был передан в III Думу, 4 декабря оглашен в
общем собрании и передан в комиссию о неприкосновенности личности. Доклад
комиссии был представлен 21 мая 1909 г. Однако до окончания полномочий III
Думы законопроект так не был утвержден, и, согласно думскому наказу, IV Дума
начала его новое обсуждение. По ее постановлению от 25 января 1913 г.
законопроект был передан в комиссию по судебным реформам. Утверждения в
порядке общего законодательства проект так и не получил.

Электронную версию документа предоставил Фонд изучения
наследия П.А.Столыпина

Здесь читайте:

Столыпин Петр
Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и
материалы
. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн,
2004.

Тайна убийства Столыпина
(сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке.
Том 1 глава 27 
и  глава 28

Анна Герт Столыпинская
утопия в контексте истории

Укрепление положения дворянства

Наступление на местное самоуправление. Назначение министром внутренних дел Д. А. Толстого вызвало одобрение у консервативно настроенных дворян, которые теперь надеялись на восстановление своего былого положения в обществе. В 1885 г. состоялось открытие Дворянского банка. Его задачей стало предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств. В манифесте по этому случаю было выражено пожелание, чтобы впредь «дворяне российские сохраняли первенствующее место в предводительстве ратном, в делах местного управления и суда, в распространении примером своим правил веры и верности и здравых начал народного образования».

12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальниках. Он отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. В 40 губерниях России создавались 2200 земских участков. Во главе их ставились земские начальники, обладавшие широкими полномочиями, которые ранее осуществляли перечисленные выше учреждения. Земский начальник контролировал общинное самоуправление крестьян, вместо мирового судьи рассматривал незначительные судебные дела, утверждал приговоры волостного крестьянского суда, разрешал земельные споры и т. д. Должности земских начальников могли занимать только дворяне.

Этот закон решал сразу несколько важных для властей задач. Подчиняя крестьянское самоуправление земским начальникам, он укреплял позиции правительства на местах и предоставлял дворянам возможность престижной службы. Власть земских начальников становилась своеобразным подобием дореформенной власти помещиков. Крестьяне, по сути, были поставлены в личную зависимость от земских начальников, получивших право без суда подвергать их наказаниям, в том числе и телесным.

12 июня 1890 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В нем земское самоуправление рассматривалось как часть государственного управления, низовая ячейка власти. При избрании земств усилились сословные начала: землевладельческая курия становилась чисто дворянской, число гласных от нее увеличивалось, а имущественный ценз снижался. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, а крестьянская курия практически лишилась самостоятельного представительства, так как на волостных сходах крестьянам было отныне разрешено избирать только кандидатов, которые затем утверждались губернатором.

11 июня 1892 г. вышло новое городовое положение. Оно значительно повышало избирательный ценз, официально закрепляло практику вмешательства властей в дела городского самоуправления. Городские головы и члены управ объявлялись состоящими на государственной службе.

Начало рабочего законодательства

1 июня 1882 г. был издан закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста. Этот же документ ограничивал рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами. Для надзора за исполнением закона вводилась специальная фабричная инспекция. В 1885 г. последовало запрещение ночного труда для женщин и несовершеннолетних.

В 1886 г. под непосредственным влиянием рабочих выступлений вышел закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Он ограничивал размер штрафов. Все взыскания, налагаемые на рабочих, поступали теперь в специальный фонд, идущий на выплату пособий самим рабочим. По закону запрещалось расплачиваться с рабочими товарами через фабричные лавки. Были введены специальные расчетные книжки, в которые вносились условия найма рабочего. Вместе с тем закон предусматривал суровую ответственность рабочих за участие в стачках.

Россия стала первой в мире страной, где осуществлялся контроль за условиями труда рабочих.

Оценка современников и потомков

Многие современники времени правления Александра 3 говорят о нем, как о не совсем дальновидном политике, консерваторе, который пытался изменить курс развития Русского государства. Либералам того времени и революционерам (в том числе и тем, которые пришли к власти спустя 23 года после его смерти) крайне не нравился этот правитель, они изо всех сил пытались очернить его в глазах потомков. Однако история показала, что внутренняя политика Александра обеспечивала стране спокойствие и стабильность. К сожалению, государь не дожил и до 50 лет. Прошло совсем немного времени с тех пор, как его не стало, и многострадальная Россия на целый век погрузилась в пучину кровавых социальных конфликтов…

Внешняя политика, экономическая политика

Царствование Александра III было мирным. Лишь однажды русская армия столкнулась на реке Кушке с афганскими отрядами. Александр III ограждал страну от войн и содействовал прекращению вражды меж других стран, за что был прозван «Миротворцем».

В правление Александра III росли города, заводы и фабрики, прирастала внешняя и внутренняя торговля, увеличилась протяженность железнодорожных путей, началось строительство Сибирской магистрали. Для освоения земель крестьянские семьи переселялись в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 1880-х годов удалось справиться с дефицитом государственного бюджета, доходы казны превысили расходы.

Расширение прав государственной власти

Положение усиленной охраны

При введении положения усиленной охраны генерал-губернаторы, губернаторы и градоначальники получали следующие дополнительные полномочия:

Право издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения порядка и безопасности, устанавливать нарушения и накладывать взыскания (арест до 3-х месяцев и штраф до 300 рублей) в административном (внесудебном) порядке.
Право воспрещать различные народные, общественные и частные собрания.
Право делать распоряжения о закрытии торговых и промышленных заведений.
Право воспрещать отдельным личностям пребывание в объявленных на положении об усиленной охране местностям (административная высылка). Высылка также могла производиться в определенную местность, до момента высылки наказуемый мог содержаться под арестом. Срок высылки составлял от 1 года до 5 лет. Высылка должна быть согласована с министром внутренних дел, при котором для обсуждения данных вопросов имелось Особое совещание.

Генерал-губернаторы, а там, где их не было — министр внутренних дел, получали право передавать на рассмотрение военных судов дела, подсудные обычным судам, в видах ограждения общественного порядка и спокойствия; а также давать распоряжения о рассмотрении дел судами при закрытых дверях, во избежание возбуждения умов и нарушения порядка.

Местные полицейские органы (исправники, полицмейстеры, начальники местных жандармских управлений и их помощники) получали право:

Положение чрезвычайной охраны

Положение чрезвычайной охраны еще более расширяло права тех же должностных лиц.

Генерал-губернаторам могли быть присвоены права командующих армиями в военное время.

В местностях, где не было генерал-губернаторов, могли быть назначены специальные лица, именуемые главноначальствующими. Кроме прав генерал-губернаторов при положении усиленной охраны, эти лица также получали:

Право передавать военному суду дела лиц, совершивших «известные» преступления (закон намеренно употреблял неопределенное выражение);
Право налагать секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества, если доходы с них употреблялись на преступные цели;
Право подвергать заключению в крепости, тюрьме или аресту на срок до 3-х месяцев или штрафу до 3000 рублей в административном порядке; как за нарушение обязательных постановлений, так и за проступки, изъятые из ведения судов;
Право устранять от должности на время действия положения чиновников всех ведомств (кроме лиц первых трех классов), а также служащих по выборам в сословных, земских и городских учреждениях;
Право приостанавливать и закрывать собрания сословных, земских и городских учреждений;
Право приостанавливать периодические издания на время действия положения;
Право закрывать учебные заведения на срок не более одного месяца.

Как правило, в «главноначальствующих» на время положения чрезвычайной охраны переименовывались действующие губернаторы.

Правовой режим в смежных местностях

При объявлении какой-либо местности в положении усиленной (чрезвычайной) охраны мог быть изменен правовой режим в прилегающих к ней местностях (и даже на всей территории Империи).

Местные начальники полиции, начальники жандармских управлений и их помощники получали право арестовывать лиц, подозреваемых в государственных преступлениях, на срок не более 7 дней, и совершать у них обыски и выемки.

Губернаторы и градоначальник получали право немедленно устранять от должности лиц, служащих по земским и городским установлениям.

Охрана государственного порядка внутри империи во время правления Александра III (1881 — 1894). Положение о мерах к охранению государственного порядка от 14 августа 1881 г.Страница 1

Материалы » Политическая полиция и охрана государственного порядка в период правления Александра III » Охрана государственного порядка внутри империи во время правления Александра III (1881 — 1894).  Положение о мерах к охранению государственного порядка от 14
августа 1881 г.

Политическая полиция стала неотъемлемым атрибутом существования России, и если раньше ее основной задачей было уничтожение крамолы и охрана самодержавной власти в стране, то сейчас на первый план выходит необходимость защиты конституционных прав и свобод граждан, демократического строя и федеративной целостности нашего Отечества.

В современной России ФСБ – правопреемница Департамента полиции – использует самые различные методы борьбы с антигосударственным терроризмом, здесь и развитая агентурная сеть в России и за ее пределами, слежка, взаимодействие с зарубежными спецслужбами и др. Какие же методы работы были приоритетны тогда, во второй половине XIX в.? В чем специфика работы Департамента полиции Российской империи в период правления Александра III?

Реформа политической полиции потребовала внесения существенных изменений в положение МВД в целом. Отмена III Отделения и создание на его месте Департамента полиции не привела к необходимым результатам, скорее, наоборот, пустила трещину в системе, не подвергавшейся серьезному изменению уже более 50 лет. Требовалось ужесточить административный контроль над населением ряда проблемных территорий (в первую очередь – Москвы и Санкт-Петербурга, а также приграничных западных губерний), где к 1881 году назрела опасность создания революционной ситуации. Убийство Александра II привело в замешательство властные круги, но именно оно и стало катализатором преобразований в системе административного контроля в империи, превратившего самодержавную монархию в полицейское государство.

Так же, как и на современном этапе развития России, перед властью встала проблема реформирования всей системы МВД и администрации на местах, вызванная, в том числе ростом террористической активности подпольных организаций. Требовалось создать нормативный акт, будущий юридический фундамент чрезвычайного законодательства империи.

Для подготовки этого законопроекта во второй половине мая 1881 г. была создана особая комиссия в составе членов: В.К. Плеве, А.К. Казембека, А.Е. Зурова, петербургского градоначальника Н.М. Баранова и московского оберполицейского А.А. Козлова. 30 июля 1881 г. министр внутренних дел внес разработанный комиссией проект для рассмотрения Комитету министров. В своем представлении министр МВД Н.П. Игнатьев указывал на искоренение крамолы и, характеризуя полномочия, которые представлялись генерал-губернаторам по указу 5 апреля 1879 г., подчеркнул, что « .центральные органы подобных полномочий не имеют. Отсутствие таких полномочий ограничивает действие властей, они нередко бывают вынуждены превышать пределы своих прав, чем, несомненно, деморализуются как сами полицейские чины, так равно и граждане – постоянные свидетели нарушения законного порядка со стороны правительственных органов» . Несогласованность распоряжений по борьбе с революционным движением свидетельствовало, по мнению министра внутренних дел, о колебаниях правительства в выборе средств для борьбы с крамолой, что создало в результате сложные и потому не вполне удобные приемы управления. Было решено приступить к пересмотру и согласованию всех существующих временных узаконений с тем, чтобы, во-первых, составить правила, расширяющие полномочия полиции в деле борьбы с революционным движением, и, во-вторых, разработать положение о чрезвычайных мерах «к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия».

Страницы: 1 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: