Реформа образования 1864 года

История

Проект Щербатова-Кавелина

Подготовка новой университетской реформы в Российской империи началась в 1856 году и до начала 1860-х гг. продвигалась медленно. В феврале 1858 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь Г. А. Щербатов при участии профессора К. Д. Кавелина составил предварительный проект нового устава для Санкт-Петербургского университета из 6 глав, содержащих 245 параграфов; 30 апреля 1858 года проект устава Щербатова-Кавелина был вынесен на рассмотрение Совета Санкт-Петербургского университета. В 1859—1860 гг. этот проект обсуждался также в Московском и Киевском университетах. Проект был раскритикован за утопичность и предоставление деятелям науки чрезмерно вольных прав.

Проект Корфа

Осенью 1861 года барон Модест Корф представил Министерству народного просвещения свой проект преобразования университетов, согласно которому предполагалось превратить университеты в полностью открытые для всех просветительские заведения, без делений на курсы и без принятия экзаменов; 21 октября проект был обсуждён министерством и был поддержан рядом профессоров, однако встретил возражения министра А. В. Головнина, в результате чего он не был принят.

Проект императорской комиссии

По указу Александра II, принятому после ознакомления императора с докладом министра народного просвещения Е. В. Путятина, 4 декабря 1861 года при Министерстве народного просвещения была учреждена особая Комиссия из университетских профессоров для пересмотра действующих положений функционирования университетов. Главой комиссии был назначен попечитель Дерптского учебного округа Е. Ф. фон Брадке; 5 января 1862 года Комиссия подписала проект нового университетского устава.

Фон Брадке считал нужным не торопиться с вводом устава сразу для всех университетов, и предложил опробовать проект в работе первоначально на одном из университетов. Министр народного просвещения Головнин предложил другой путь проверки: 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. В дополнение Головнин распорядился перевести тексты проекта устава на немецкий, французский и английский языки и направить их известным учёным и профессорам Германии, Франции, Бельгии и Великобритании с просьбой сделать к ним свои критические замечания. Также Головнин в феврале 1862 года командировал профессора Кавелина во Францию, Швейцарию и Германию с целью изучения опыта и сбора сведений об устройстве и функционировании главных университетов Западной Европы. На протяжении 1862—1863 гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» была издана серия работ по истории и современному состоянию западноевропейских университетов. Ряд завершавших обучение студентов были направлены в европейские университеты на стажировку с целью получить навыки работы при новой системе в период до принятия устава.

С июня 1862 года начали проходить регулярные заседания Ученого комитета Главного правления училищ по вопросам принятия устава. На них происходила острая дискуссия между попечительскими советами разных университетов, особо активную позицию и большое количество предложений по изменениям проекта предлагали советы Московского и Харьковского университетов. Решения о внесении изменений принимались коллегиально.

Наконец, 18 июня 1863 года император Александр II утвердил новый Общий устав императорских российских университетов.

Общая характеристика университетского устава 1863 года

Замечание 1

Университетский устав 1863 года — это правовой акт середины XIX века, принятый в Российской Империи и определивший порядок устройства университетов того времени. Устав являлся главным результатом реформы в сфере образования, которая проводилась в контексте «Великих реформ» Александра II и был самым либеральным из всех дореволюционных университетских уставов.

Основные положения устава 1863 года стали общим уставом для университетов Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, Киева, и Варшавы.

Устав 1863 года считается наиболее либеральным, так как он:

  • устранил полицейский произвол и административные ограничения николаевской эпохи;
  • дал правовую устойчивость университетам, благодаря чему окреп статус ученого сословия;
  • узаконил в «университетском вопросе» позитивных изменений, которые появились с воцарением Александра II;
  • учебный процесс и научная деятельность получили финансовую поддержку.

Новый университетский устав 1863 года являлся общим, его законодательная сила распространялась на основные университеты Российской Империи. Все эти университеты находились в ведении министра народного просвещения, вверялись попечителю соответствующего учебного округа.

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей. Второй пункт целей был побочным и не принципиальным. «Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Какая эпоха досталась студентам на рубеже XIX–XX веков

В конце XIX ― начале XX столетия российское общество в целом и студенчество в частности стали очень политизированными, ожидали перемен и уступок от авторитарного самодержавия. Студенты — одни из немногих образованных людей страны — были знакомы с передовыми идеями и заграничным опытом, разделяли либеральные ценности.

Правительство, наоборот, в тот момент оказалось очень консервативным и стремилось «закрутить гайки». Так, период правления императора Александра III (1881–1894 годы) получил название «контрреформ».

Существующая система всё больше входила в противоречие с реальной жизнью страны, и учащаяся молодёжь всё настойчивее требовала соблюдения прав, устраивала протесты, вовлекалась в террористические движения.

Как студенты относились к своему положению

Всякое давление рождает противодействие, поэтому жёсткие меры лишь подогревали недовольство студентов действующими порядками. Получался замкнутый круг: правительство старалось подавить протестное движение, всё сильнее давя на студентов, а те в ответ ещё активнее бастовали и демонстративно нарушали правила: не носили форму, не соблюдали субординацию (например, не кланялись инспекторам), открыто хамили («Я раскланиваюсь только с тем, от кого могу видеть для себя полезность и кого уважаю»). Конечно, тем, кто бравировал таким поведением, обычно не удавалось завершить обучение. Большинство нарушителей всё же старались не лишать себя диплома и после замечаний обещали больше так не поступать, хотя, конечно, далеко не всегда держали слово.

И в то же время некоторые студенты намеренно добивались статуса политически неблагонадёжных по чисто практическим соображениям. Дело в том, что, если молодой человек получал стипендию от государства, ему после окончания учёбы требовалось отработать шесть лет в гимназии. Если у студента были другие планы на своё будущее, то статус неблагонадёжного освобождал его от отработки — в гимназиях учителей-смутьянов, конечно, не ждали.

Некоторые пытались открыто добиваться отмены архаичных правил. Например, в 1893 году один из студентов Томского университета пришёл с претензиями напрямую к инспектору Пятницкому и заявил, что ему «не нравится» формальная обязанность «раскланиваться с профессорами» и с самим Пятницким. Но ни сама обязанность, ни ответственность за её нарушение, конечно, так никуда и не делись.

Были, разумеется, и те, кто сотрудничал с университетским начальством и доносил на сокурсников.

Своего апогея недовольство студентов существующими порядками достигло в 1899 году и вылилось в первую всероссийскую студенческую забастовку — одно из первых и крупнейших мероприятий подобного рода. В ней приняли участие 30 учебных заведений и 25 тысяч человек.


Митинг студентов около университета по случаю Высочайшего манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», 17 октября 1905 года, Санкт-Петербург. Фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга / История России в фотографиях

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Особенности и виды гимназий в России после реформы 1864 года
Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи.  Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин.  Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

Первая в России женская гимназия (Екатеринбург)

Какую роль играли инспекторы и кто такие педели

За соблюдением дисциплины и правил в высших учебных заведениях следила специальная инспекция. Фактически она обладала полицейскими функциями. В каждом университете её возглавлял инспектор, и у него были помощники — субинспекторы и педели. С 1884 по 1905 год инспекция была неподконтрольна ректору: инспектора несли ответственность непосредственно перед попечителями учебного округа. То есть это был внешний надзор, организованный внутри университета.

Инспекторы имели право следить за студентами как в университетских корпусах, так и вне их. Для поездки в другой город (даже в свой родной — к семье) надо было получить увольнительную в инспекции и специальный документ (именной билет) для отметки в полиции в месте назначения.

Инспекторы следили и за тем, что читают студенты. Например, проверяли, что обучающийся заказывал в библиотеке. И если тот интересовался «смутьянскими» темами, такими как крестьянский вопрос, то попадал на карандаш.


Императорский Томский университет. Почтовая открытка, 1900–1910 годы. Изображение: Public Domain

В качестве наказания «за нездоровые интересы» студента могли, например, попросить покинуть общежитие, проще говоря, выгнать.

Такая неограниченная власть давала простор для злоупотреблений, и некоторые инспекторы этим беззастенчиво пользовались. Так, в 1898 году в Томском университете инспектор Корнилович внезапно заявился в одну из комнат общежития и выписал студентам Сперанскому и Лепорскому штраф за то, что они были «в неглиже» и не встали при его появлении. Это как если бы вас сейчас оштрафовали за то, что вы, находясь у себя дома, одеты в пижаму, а не в деловой костюм.

Неудивительно, что студенты ненавидели и презирали инспекторов, как и их помощников — педелей. Правда, они были только в крупных учебных заведениях.

Педели были низшими служителями университетских инспекций и исполняли поручения инспекторов, фактически выступали надзирателями. Они должны были следить за соблюдением формы одежды и поведением студентов между занятиями, а также отмечать посещаемость. Педелей набирали из отставных солдат и унтер-офицеров, то есть из необразованных и малообразованных людей.

Педели имели право делать студентам замечания, следить за ними вне стен университета и выявлять «недозволенные сборища».

Студенты, уличённые педелями в пьянстве (даже в свободное время) подвергались наказаниям: сначала им делали выговор, потом могли посадить в карцер, а то и вовсе исключить. Следует признать, что эти меры возникли не на пустом месте: студенты в нетрезвом виде нередко дебоширили и устраивали драки, доходившие до поножовщины.

Кто-то из педелей обязательно присутствовал в общежитии. Он мог донести на студента, если к нему в комнату пришли посторонние.

Во время сходок и акций неповиновения педели отмечали активных участников и зачинщиков и для этого по фотографиям заучивали фамилии и лица студентов. Они даже сдавали экзамен на знание своих подопечных.

Некоторые инспекторы выстраивали с помощью педелей целую систему слежки. Например, при А. А. Брызгалове, находившемся в должности инспектора Московского университета до 1888 года, педели рыскали переодетыми по городу и докладывали о малейших нарушениях. Среди них, например, было появление в белой фуражке 1 сентября (её можно было носить только до 31 августа). За этот «ужасный проступок» учащегося отправляли в карцер.

Один из студентов, недовольных брызгаловскими порядками, отвесил инспектору пощёчину на концерте. Эта история закончилась студенческими выступлениями, которые разгоняли полиция и казаки.

За оскорбление педеля можно было оказаться в карцере или вылететь из университета. В случае спорной ситуации слово педеля, конечно, перевешивало слово студента. Например, если учащийся говорил, что присутствовал на занятиях, а педель утверждал обратное, жаловаться вышестоящему инспектору было бесполезно.

Конечно, такая власть не могла не стать поводом для злоупотреблений — педели собирали «мзду» за молчание и легко могли оговорить кого угодно.

Просвещение и образование

Николай I понимал, что декабристы почерпнули свои идеи из какой-то литературы, поэтому первые десять лет правления посвятил усилению надзора за книгами, гимназиями и университетами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Николай Могилевский
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО

В 1826 году вышел новый устав гимназий и училищ. До этого в школьном образовании была преемственная система — автоматический переход на следующий этап после окончания предыдущего. Николай разрывает эту преемственность. Теперь после начальных классов в гимназию нужно было снова поступать. И при принятии учеников упор делался в первую очередь на дворян.

В 1835 году вышел новый «Университетский устав», автором которого был министр Сергей Уваров. У университетов отняли почти всю автономию, должности сделали назначаемыми, хотя раньше они были выборными. Устав должен был «сблизить наши университеты с коренными спасителями началования русского управления».

У «Университетского устава» были и плюсы. Он восстанавливал преподавание философии, увеличивал срок обучения до четырех лет, при университетах учредили подготовительные курсы. Престиж студентов и учеников значительно возрастал, лучших отправляли на стажировки за границу.

Если студент хотел уйти из университета на государственную службу, то сразу получал 12-й чин Табеля о рангах (а не последний 14-й), а если был выпускником, то уже 10-й чин. Магистр (аналог нынешнего кандидата наук) получал 9-й чин, а доктор наук — 8-й. Кроме того, выпускникам университетов на государственной службе чины присваивались в полтора раза быстрее.

Ситуация изменилась в худшую сторону в 1850 году, когда место министра Уварова занял Платон Ширинский-Шихматов. Он считал, что обучение в университетах должно строиться «не на умствованиях, а на религиозных началах». А про философию он говорил, что «польза от философии не доказана а вред от нее возможен».

1. Университетский устав
2. Сергей Уваров
3. Платон Ширинский-Шихматов

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Цензуре Николай уделял еще более пристальное внимание. Давайте посмотрим на его преобразования в этой области.. В 1826 году был издан «Устав о цензуре», по которому создали Верховный Цензурный Комитет

Цензор должен был запрещать «любое произведение словесности, не только возмутительное против правительства, но и ослабляющее должное к ним почтение».

В 1826 году был издан «Устав о цензуре», по которому создали Верховный Цензурный Комитет. Цензор должен был запрещать «любое произведение словесности, не только возмутительное против правительства, но и ослабляющее должное к ним почтение».

Более того, было запрещено даже предлагать улучшения, потому что цензура касалась также «порицающих прямо или косвенно монархический образ правления, содержащее предложения преобразований государственного управления».

Против устава возмутились литераторы и прозвали его «чугунным». Власть пошла им навстречу и выпустила новый устав в 1828 году, по которому цензоров немного ограничили в полномочиях. Теперь их полномочия распространялись только на явно антимонархическое содержание.

В 1848 году появился Бутурлинский комитет. Его полное название было «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений», но обычно его именовали по фамилии руководителя комитета Дмитрия Бутурлина.

Дмитрий Бутурлин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: