Петрашевцы… жизнь после казни

В деле петрашевцев этот отставной инженер-поручик 27 лет от роду (см)?

Петрашевцы и утопический социализм[]

Петрашевцы сильно увлекались идеями французских социальных реформаторов, но в этом увлечении не было ничего политически опасного, и притом оно было присуще весьма многим образованным людям того времени (см. воспоминания Панаева, Анненкова, Милюкова, Достоевского, Салтыкова, письма Белинского и мн. др.). Разговоры о Нью-Ланарке Оуэна, об «Икарии» Кабэ, о «фаланстерах» Фурье, о Прудоне, Луи-Блане составляли преобладающую тему задушевных бесед, имевших безусловно платонический характер. Из социальных систем собеседники черпали только общегуманную подкладку, стремление положить общее благо, правду и справедливость в основу общественной жизни. Об устройстве фаланстеров в России они не думали.

Особое положение между Петрашевцами занимали только трое — Спешнев, Момбелли и Петрашевский, а со специально-военной точки зрения — и Григорьев. В бумагах Спешнева был найден проект обязательной подписки членов предполагаемого «русского общества», по которой они на случай надобности обязываются «не щадя себя принять полное открытое участие в восстании и драке».

Суд установил, что проект этот есть единичное дело Спешнева, о котором ничего не знал даже глава «заговора» — Петрашевский. В бумагах Момбелли были найдены «в высшей степени дерзкие выражения против священной особы Его Величества»

Важность этого обстоятельства увеличивалась в весьма сильной степени тем, что Момбелли был офицером. С точки зрения нарушения военной дисциплины был виновен и автор «Солдатской беседы» Григорьев, хотя «беседа» только констатировала те тяжкие условия солдатской службы того времени, улучшение которых всегда ставится в число крупнейших заслуг императора Александра II

Не свидетельствуют о серьёзности замыслов Петрашевцев и показания, данные ими во время следствия и суда, — показания, выражающие, большей частью, раскаяние и сожаление. Только сам Петрашевский, по замечанию следственной комиссии, «один из всех арестантов» являлся «дерзким и наглым» и объявил, «что, стремясь к достижению полной, совершенной реформы быта общественного в России, желал стать во главе разумного движения в народе русском»; но Петрашевский был, что называется, «человек беспокойный», не желал принять помилования по амнистии 1856 г., настаивал на пересмотре дела и даже в самый разгар новых веяний сумел восстановить против себя такого человека, как граф Муравьев-Амурский, крайне мягко относившийся к политическим ссыльным.

И однако сам Петрашевский, когда в Дуровском кружке возникла мысль обзавестись тайной литографией для распространения фурьеристских взглядов, решительно протестовал против такого намерения, которое и было оставлено. Как только общественная атмосфера изменилась, Петрашевский стал искренним другом правительства.

Молодой литератор

Ещё во время учёбы в Главном инженерном училище в Петербурге Достоевский увлёкся литературой. Поступление в это заведение было решением его отца, как и полагалось в старые времена – качественное военно-инженерное образование обеспечивало выпускникам карьерный рост и хорошее содержание на службе инженерами или сапёрными офицерами.

Главное инженерное училище располагалось в Михайловском замке

Только вот чтение Пушкина, Гоголя, Бальзака и Шекспира для юного Фёдора было милее, чем родительское желание его карьеры. Со своим приятелем Иваном Шидловским Достоевский обсуждал любимых писателей, а по ночам, в свободное время, пытался совершать литературные опыты сам. Даже однокашникам он не отказывал в том, чтобы написать за них сочинения на заданные темы по русской литературе.После выхода из стен училища писательство поглотило Достоевского полностью. Он уволился с военной службы и занялся переводами. Публикация дебютного романа «Бедные люди» принесла ему известность, а с ней и широкие контакты в литературных салонах и кружках столицы. Там-то через критика Алексея Плещеева молодой писатель и познакомился с Михаилом Петрашевским.

Переступив красную черту

От банального ознакомления и обсуждения статей и книг Петрашевский со временем переходит к пропаганде тайных сообществ, подготовке революции и даже антиправительственному восстанию.

Шло время и вместе с популярностью собраний в доме Петрашевского росло внимание к ним сотрудников тайной полиции. Весной 1849 года доклад о деятельности кружка и его «филиалах» в провинциях лег на стол императора Николая Первого

Реакция царя была предсказуема и через несколько дней полиция арестовывает более 120 человек.

После полугодового следствия суд приговорил Михаила Петрашевского и двадцать активных кружковцев к расстрелу. Здесь следует отметить довольно таки уникальный случай, произошедший в момент казни осужденных. Утром третьего января 1850 года, когда расстрельная команда подняла свои винтовки, а заговорщиков от смерти отделял только взмах руки офицера и команда «Пли!» — казнь вдруг отменили.

Последовали десять мучительных по смыслу и бесконечных по продолжительности минут ожидания. В итоге расстрел отменили. Царь помиловал арестантов, заменив смертную казнь бессрочной каторгой.

От посиделок к мыслям о России

Свой социальный статус Михаил Петрашевский оценивал, как дворянин. Отец его был военным и хирургом. Кстати, в 1825 году именно он оперировал раненых декабристов Каховского и Милорадовича. Сыну своему Петрашевский старший сумел дать хорошее образование. Обучение в Царскосельском лицее, а затем в Петербургском университете — позволили юноше поступить на службу в министерство иностранных дел.

Будучи человеком общительным и компанейским, Михаил часто приглашал к себе домой сверстников. Именно там заходили дебаты о насущных проблемах жизни в России. Через некоторое время встречи эти стали более организованным. Выступавшие заранее готовили речи, гостям предоставлялись книги по истории революций, философии и утопическому социализму. Иногда в руках кружковцев оказывалась и запрещенная литература

Большое внимание на заседаниях кружка уделялось изучению трудов французского социолога и философа Фурье (1772-1837)

Нужно отметить, что темы, поднимаемые Петрашевским, оказались популярны. Число желающих посещать кружок росло с каждым днем. Это были: офицеры, чиновники, деятели искусства, учителя и демократически настроенная молодежь. К примеру, в числе постоянных посетителей значились Достоевский, Майков, Салтыков-Щедрин и другие. Со временем подобные кружки стали появляться и в провинции.

Значение дела петрашевского в жизни и творчестве Достоевского

Казнить Достоевского за то, что он укажите кружок петрашевцами, над которым он руководил, а М. Петрашевского, который был основным организатором, было страшным примером жестокости со стороны царского правительства. Это создало для Достоевского новый уровень понимания политической ситуации в стране и привело к возникновению его политического и социального мировоззрения.

Дело петрашевцев также прервало его литературную деятельность на несколько лет. В то время, когда Достоевский был в ссылке и в конвойной каторге, он не мог писать, но эти годы пребывания в тюрьме и ссылке стали важным источником вдохновения для его будущих работ.

Достоевский стал свидетелем жестокости и несправедливости системы, что сильно повлияло на его писательский стиль и содержание его произведений. Он стал обращаться к теме суда и казни, к проблемам правосудия и морали, к вопросам нравственности и свободы, которые стали основными темами его произведений.

Таким образом, петрашевское дело имело огромное значение в жизни и творчестве Достоевского. Оно не только разочаровало его в политике, но и сформировало его как писателя, который стал выражать своё видение жизни и социальные идеи через свои произведения.

Суд над петрашевцами

Главной причиной возникновения этого дела была деятельность петрашевского кружка. Петрашевцы хотели изменить общественно-политическую систему и критиковали существующие порядки. Они выражали свои идеи и убеждения в своих печатных изданиях и на собраниях.

Суд над петрашевцами начался после ареста членов петрашевского кружка. Они обвинялись в деятельности, направленной на свержение царского правительства

Судебный процесс стал публичным и привлек большое внимание общества

Многие поддерживали петрашевцев и выступали за их освобождение, однако, суд приговорил основных фигур петрашевского кружка к казни и ссылке. Достоевского осудили к смертной казни, но в последний момент смертный приговор изменён на ссылку в Сибирь.

Суд над петрашевцами стал примером несогласия с идеями петрашевцев и жесткого ограничения свободы слова. Суд четко указал на то, что государство не будет терпеть попыток разрушить существующий порядок.

В итоге, суд над петрашевцами стал одной из наиболее значимых событий в истории русской интеллигенции и литературы. Он дал понять всем, что за идеалы и убеждения нужно бороться, но не в ущерб законам и правилам общества.

Кружок Петрашевского

В середине 1840-х годов в доме Михаила Васильевича каждую неделю устраивались собрания, который назывались – «пятницами». Во время таких встреч обсуждались различные темы.

Важно отметить, что в личной библиотеке Петрашевского было немало запрещенных в России книг по утопическому социализму и истории революционных движений. Он был сторонником демократии, а также выступал за освобождение крестьян с земельными наделами

Михаил Петрашевский являлся последователем французского философа и социолога Шарля Фурье. К слову, Фурье был одним из представителей утопического социализма, а также автором такого понятия, как – «феминизм».

Когда Петрашевскому было около 27 лет он участвовал в собраниях, на которых обсуждалось формирование тайного общества. К тому моменту биографии у него появилось свое понимание того, каким образом должна развиваться Россия.

Петрашевский кружок и его связь с Достоевским

Петрашевский кружок был группой молодых революционеров, которые захотели изменить общество и создать равноправие для всех. Их лидером был Михаил Петрашевский, который собрал вокруг себя интеллигенцию разных профессий и направлений мысли. Кружок проводил тайные встречи, на которых обсуждались проблемы общества и пути их решения.

Известно, что Достоевский был арестован в связи с участием в петрашевском деле. Однако его отношение к кружку и его участие в нем вызывают споры. Некоторые исследователи полагают, что Достоевский был просто свидетелем на одной из встреч и не был полноправным членом кружка. Другие же указывают на то, что Достоевский имел связи с некоторыми петрашевцами и влияние их идеологии сказалось на его дальнейшем творчестве.

Дело Ф.М. Достоевского и петрашевцы

Одним из известных фактов в истории петрашевского круга является дело Ф.М. Достоевского. В 1849 году он был арестован вместе с другими членами кружка и приговорен к смертной казни. Однако в последний момент ему было смягчено наказание и он был приговорен к каторжным работам.

Это дело привлекло большое внимание в обществе и вызвало широкие дискуссии. Некоторые политические деятели исходили из того, что Достоевский является главным идеологом петрашевцев, и поэтому его казнили

Однако в реальности Достоевский не был руководителем кружка и его влияние на петрашевцев нельзя недооценивать, но и переоценивать тоже не стоит.

Суд над петрашевским кружком

Суд над петрашевским кружком состоялся в 1873 году. На деле было 193 обвиняемых, среди которых были и Михаил Петрашевский, и Михаил Достоевский (брат Ф.М. Достоевского). Судьи признали кружок организацией, преследовавшей цель свергнуть правительство и установить революционный строй. В результате ысокие наказания, включая отлучение от университетов и каторгу, были присуждены многим членам кружка.

Таким образом, связь между петрашевцами и Достоевским была неоднозначной. Достоевский не являлся полноправным членом кружка, но имел связи с его участниками и понимал их идеологию

Казнь Достоевского в 1849 году и суд над петрашевским кружком в 1873 году стали значимыми событиями в истории русской интеллигенции и привлекли внимание к идеям и деятельности петрашевцев

Арест и ссылка

Михаил призывал людей к революционной борьбе против действующей власти. Это привело к тому, что 22 декабря 1849 г. его вместе с несколькими десятками единомышленников арестовали. В результате, суд приговорил Петрашевского и еще примерно 20 революционеров к смертной казни.

Интересен факт, что среди приговоренных к смерти находился уже известный на то время молодой русский писатель Федор Достоевский, который разделял взгляды Михаила Петрашевского и входил в кружок петрашевцев.

Когда революционеров из кружка петрашевцев привели на место расстрела и даже успели зачитать обвинение, неожиданно для всех смертная казнь была заменена бессрочной каторгой.

Инсценирование казни петрашевцев

В действительности, еще до начала процесса военнослужащие знали, что им не придется стрелять в преступников, чего не знали последние. Один из приговоренных к казни, Николай Григорьев, лишился рассудка. Чувства, которые Достоевский испытал накануне казни, писатель отразил в своем знаменитом романе «Идиот».

После всего случившегося Михаил Петрашевский был сослан в Восточную Сибирь. Местный губернатор Бернгард Струве, который общался с революционером, высказал о нем не самые лестные отзывы. Он говорил, что Петрашевский был гордым и тщеславным человеком, желавшим находиться в центре внимания.

В конце 1850-х годов Михаил Васильевич обосновался в Иркутске в качестве ссыльнопоселенца. Здесь он сотрудничал с местными изданиями и занимался преподавательской деятельностью.

В период биографии 1860-1864 гг. Петрашевский проживал в Красноярске, где оказал большое влияние на городскую думу. В 1860 г. мужчина основал газету «Амур». В том же году его сослали в село Шушенское (Минусинский округ), за речи против произвола местных чиновников, а позже в село Кебеж.

Приговорённый к смерти

«Я желал многих улучшений и перемен, я сетовал о многих злоупотреблениях. Но вся основа моей политической мысли была ожидать этих перемен от самодержавия. Всё, чего хотел я, это чтоб не был заглушен ничей голос и чтобы выслушана была, по возможности, всякая нужда», – говорил затем Достоевский.Критиковать правительство, читать запрещённую литературу и с симпатией смотреть на социализм было в духе времени. Это и значило «быть революционером». Достоевского судили даже не за это – он, в общем, и не стал соратником Петрашевского, а лишь вместе со всеми читал то, что нельзя было читать, и обсуждал то, что нельзя было обсуждать. А ещё не доносил. Так и осудили – «за недонесение о распространении» преступных сочинений.

Николай I

В то время по Европе прокатилась волна революций или, как её называли, «Весна народов»: народ взбунтовался во Франции и в германских землях, на Сицилии и в Венгрии. Российский император Николай I боялся, что и в его столице плетут заговоры с целью революции. Поэтому военно-судебная генеральская комиссия вынесла самый строгий приговор тайному кружку – все подсудимые, 21 человек, были приговорены к расстрелу.Однако сам император решил поступить «справедливее». Приговор был изменён на разные сроки каторги и ссылки, но несчастные подсудимые должны были узнать об этом в последний момент…

Инсценированная казнь петрашевцев

Рано утром 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу всех петрашевцев привели на казнь. Троих из них, включая Петрашевского, облачили в саваны, солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, – и «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Как говорят, один из петрашевцев даже сошёл с ума, не выдержав напряжения момента.Достоевского после этого ожидало раскаяние. Как Раскольников из «Преступления и наказания», он поедет на каторгу в Сибирь. Возвращение из ссылки и великие романы превратят его в классика русской литературы. А к революционному движению с тех пор он будет относиться критично, видя в нём «бесовщину» и нигилизм.

Источник https://kulturologia.ru/blogs/190918/40561/

Литература[]

  • «Записки» И. П. Липранди в «Русской старине» (1872, № 7);
  • «Общество пропаганды в 1849 г.» (Лиц., 1875);
  • «Новое время», 1881 г. № 1790;
  • Плещеев, в «Молве» (1881, № 50);
  • Вуич, в «Порядке» (1881, № 48);
  • Милюков, в «Русской старине» (1881, № 3,);
  • «Русский инвалид», 1849, № 276 (приговор);
  • Op. Миллер, «Биография Достоевского»;
  • Достоевский, «Дневник писателя»;
  • В. И. Семевский, «Крестьянский вопрос» (т. II) и в «Сборнике правоведения» (т. I).

В беллетр. форме дело Петрашевского представлено в романе Пальма «Алексей Слободин» и в «Итогах жизни» Л. М. Ковалевского («Вестник Европы», 1883, №№ 1—3).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Петрашевцы. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

«Словарь иностранных слов»[]

Одним из главных пунктов обвинения против Петрашевского послужил изданный им «Словарь иностранных слов» (см. выше), беспрепятственно пропущенный цензурой и даже посвященный великому князю Михаилу Павловичу. Написанный страстно и увлекательно, «Словарь» имел в виду стать чем-то вроде Вольтеровского «Dictionnaire philosophique». Слог его, несколько похожий на проповедь, был вообще в ходу в сороковых годах под влиянием «Paroles d’un croyant» Ламеннэ. Основное стремление словаря — показать, что обновление обветшалых форм жизни есть необходимое условие всякого истинно-человеческого существования. Словарь мечтает о гармонии общественных отношений, о всеобщем братстве и солидарности. Конституцией составители словаря не очарованы; по их словам, «это хваленое правление — не что иное, как аристократия богатства». Столь же враждебно отношение словаря к капитализму.

В общем, словарь есть живое отражение идей, шедших в Россию из Франции сороковых годов.

Достоевский говорит в «Дневнике писателя»: «название П. неправильное, ибо чрезмерно большое число в сравнении со стоявшими на эшафоте, но совершенно таких же, как мы, П. осталось совершенно нетронутым и необеспокоенным. Правда, они никогда и не знали Петрашевского, но совсем не в Петрашевском было и дело во всей этой давно прошедшей истории». П. были, в сущности, только пионерами идей, которые через несколько лет стали интегральной частью правительственной программы.

Участник кружка петрашевцев

Михаил Буташевич-Петрашевский

Петрашевского нельзя назвать непримиримым революционером-подпольщиком. По иронии судьбы его крестником и вовсе считался император Александр I, хотя на самом деле на крестинах присутствовал граф Милорадович – отец Петрашевского служил врачом у многих царских сановников и оттого был близок дворцовым кругам. Молодой Петрашевский тоже пошёл служить государственной власти, устроившись переводчиком в министерство иностранных дел.Тем временем в Россию контрабандой проникала запрещённая литература. Петрашевский собрал у себя целую библиотеку Фурье, Сен-Симона, Фейербаха, Оуэна и других социалистов, утопистов и материалистов. К нему стали подтягиваться люди, разделяющие крамольные оппозиционные убеждения.

Молодой Достоевский

Молодой мыслитель стал противником самодержавия и решил обойти цензуру, подготовив к изданию вместе с единомышленниками «Карманный словарь иностранных слов». В нём под видом обычного справочника содержались статьи о понятиях анархии, деспотизма, конституции, демократии и так далее… По сути, эта была пропаганда социалистических идей.Чтобы найти сторонников, Петрашевский организовывал у себя на квартире «пятницы». На этих еженедельных собраниях гости могли ужинать, обсуждать политику и читать книги. Никто друг друга «петрашевцами», конечно, не называл. Это название придумали потом, когда в 1849 году кружок накрыла полиция благодаря доносам. В числе перечисленных в доносах лиц, кто посещал «пятницы» Петрашевского, был назван и Достоевский.

Арест петрашевца

Достоевский и кружок Петрашевского

Я сам не помню даты его возникновения, но помню годы его расцвета и его кончину. Литературно-художественный кружок был Алексеевский кружок Из книги Ф. Достоевский — интимная жизнь гения автора Енко К Алексеевский кружок ОпереткаВ то время, о котором идет речь, была в большой моде оперетка. Известный антрепренер Лентовский собрал прекрасные артистические силы, среди которых были подлинные таланты, певцы и артисты всех амплуа. Наваждения и пороки гения автора Енко Т. Достоевский и Ко На одной из демонстраций нашей т. В какой связи идеи Достоевского действуют на нас, современных людей?

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: В.Г. Белинский. Кружок петрашевцев (1845-1849). Урок 125

Подростковая шалость или росток будущей революции?

Военно-гражданский суд представил деятельность кружков, как мечтания безнравственных людей о возможности попрания государственных и религиозных устоев общества. Было отмечено, что реальных деяний кружковцами предпринято не было и именно это послужило поводом милости императора.

Рассматривая значимость кружка Буташевича – Петрашевского в истории России, следует отметить, что она не только в вольнодумии и смелости помыслов его участников. Данный союз стал отправной точкой творчества и деятельности будущих писателей, поэтов, политиков и общественных деятелей России середины-конца XIX века.

Как Достоевский не убил царя. К годовщине ареста петрашевцев

Обряд казни на Семеновском плацу. Среди арестованных участников общества был и писатель Федор Достоевский. Петрашевцы — участники кружка М. Петрашевского 1827-1866 и связанных с ним кружков, существовали в период 1844- 1849 гг. Члены кружков на собраниях обсуждали различные философские учения, предполагали организовать подпольную типографию и заняться пропагандой социалистических идей. Под руководством чиновника, особых поручений Министерства внутренних дел И. Липранди была предпринята слежка за петрашевцами, и 23 апреля 1849 года все посещавшие собрания у Петрашевского были арестованы.

Суду были преданы 22 человека. Неизвестный художник Кружок, руководимый М. Буташевичем-Петрашевским 1821-1866 , был одним из центров общественно-литературного движения 40-х годов 19 века. Белинский и А. Герцен, стоявшие во главе демократического и антикрепостнического движения, оказывали идейное влияние на все направления русской мысли, в том числе на кружок петрашевцев.

В поисках путей изменения социального уклада Петрашевский и его единомышленники обращались к социально-утопическим теориям Ш. Фурье и А. Сен-Симона, а также к материалистической философии Л. Они исходили из признания общественной роли искусства и высокой миссии писателя, учителя общества, призывали к демократизации литературы, стремились сблизить ее с народной жизнью.

Они хотели подчинить литературу задачам пропаганды науки, просвещения, социалистических теорий. Петрашевец В. Майков утверждал, что целью беллетристических произведений является популяризирование идей, важных для общества.

Ради этой цели критик допускал и дидактику в искусстве, и прямое обращение к науке в поисках тех истин, какие литература должна внушать читателю, лишь бы эти истины были справедливы.

Рисунок К. Расхождения намечались и на собраниях кружка, и в позднейших выступлениях его участников. Некоторые из них ощущали односторонность взглядов Петрашевского, против них возражал, например, Достоевский. Идеи петрашевцев нашли достаточно полное выражение в их литературном творчестве.

Первым поэтом кружка явился А. Тогда же В. Добролюбов, М. Лермонтовское влияние характерно и для стихов петрашевца А. Пальма, соединявшего социально-утопические мотивы с обращением к фольклорной тематике. Фурьеристские взгляды отразились в стихотворных набросках Д. В многочисленных переводах С. Дурова из О. Барбье, В. Гюго и др. Идейное влияние кружка петрашевцев сказалось и в творчестве некоторых поэтов, в целом далеких от передового движения 40-х годов: А. Социалистические идеи 40-х годов сыграли немалую роль в формировании взглядов Н.

Чернышевского, который в студенческие годы был участником одного из кружков, связанных с петрашевцами. Активный деятель кружка А. Ханыков впервые познакомил его с учением Фурье, с взглядами Фейербаха. Представления Петрашевцев главным образом В. Толстого, которому приходилось встречаться с некоторыми участниками кружка; мир социальных утопий, увлекавший передовую молодежь 40-х годов, оказался во многом близок интересам и нравственным поискам Толстого в эти же годы.

Исследователи Т. Усакина отмечают также, что идейный замысел романа И. Цитируется по: Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. История в лицах А. Милюков: Двадцать третьего апреля 1849 года, возвратясь домой с лекции, я застал у себя М. М, Достоевского, который давно ожидал меня. С первого взгляда я заметил, что он был очень встревожен.

Политические диспуты петрашевцев[]

Высказанные на собраниях у Петрашевского «вредные мысли» сводились к следующему: Ястржембский 18 марта произносил речь, которая «была усеяна солью на здешнее чиномание». Он же с похвалой отозвался о Прудоне, но «Ламартина разбирал с самой дурной стороны». Головинский на собрании 1 апреля «отличался красноречием, дерзостью выражений и самым зловредным духом, разбирая три главные вопроса: освобождение крестьян, свободу книгопечатания и преобразование судопроизводства». Кузьмин «принимал участие в прении о тех же вопросах». Тимковский, «говоря о намерении принести жалобу в правительствующий сенат на неправильное его увольнение от службы, присовокупил, что этим единственно хочет подать пример и другим, подобно ему отставленным от службы, которые теряют вместе со службой и своё пропитание». Ахшарумов «говорил, что вопросы о судопроизводстве и об освобождении крестьян должны разрешиться в один и тот же день». Григорьев «принимал участие в прениях об освобождении крестьян». Дуров в «заседании» 25 марта читал своё пропущенное цензурой и следовательно свободно обращавшееся в книжной торговле предисловие к сочинениям Хмельницкого. «Все общество рукоплескало. Дуров жаловался, что цензура многое не пропустила, но Петрашевский прибавил: все должны стараться писать в подобном духе, потому что, хотя цензура вымарает десять, двадцать мыслей и идей, но хотя пять да все-таки останутся».

Достоевский и петрашевцы: история противостояния

Укажите дело петрашевского кружка как причину суда над Достоевским и петрашевцами. Казнить за это хотели философа М. Бакунина.

В 1848 году в Санкт-Петербурге, в то время столице Российской империи, возник и развивался круг С.Г

Петрашевского – важного места формирования политического и мировоззренческого мнения молодежи того времени. В кружок были привлечены юноши, особо запалающие своим смыслом и подвижничеством

Группа молодых людей, кому не нравилось то, что происходило в стране: крепостное право, абсолютизм, отсутствие свободы слова и политической деятельности, переросла в политический кружок с целью перековырять постановку существующих порядков. Вместе с петрашевцами, Достоевский имел возможность подробнее ознакомиться с их идеями и аргументами.

Однако, изначально уже были негативные мнения по отношению к петрашевцам – агенты были знакомы с планами и деятельностью кружка. 23 апреля 1849 года произошло дело с одним из агентов – Г. Визинга. Публикация «Политического катехизиса», автор которого объявился под именем М. Новиков, была вызвана докладом Визинга о задумчивости и деятельности кружка и ознакомлением его с ним тиража. А 23 мая, сам Петрашевский и несколько участников этого кружка были арестованы.

В феврале 1850 года их привели в aрестантское здание Достоевского, заведующего арестантскими делами. И здесь же, вместе с остальными осужденными, Достоевский подвергся допросу и был приговорен к казни на петраковское место. Что осуждает свободу слова, петрашевцев и петрашев, он осуждал не только как группу или движение, но и деятель и идеолога и как олицетворение испорченной, прогнившей системы.

Революционеры и каторга

С 1847 года писатель начал посещать пятницы социалиста Петрашевского. На этих собраниях молодые люди обсуждали устранение цензуры, отмену крепостного права.

Тогда Достоевский увлёкся идеями революционера Спешнева, вместе с которым писатель решил создать нелегальную типографию в России. Фёдор Михайлович был радикально настроен против самодержавия и, как многие люди из окружения Спешнева, готовился к борьбе с властью Николая I.

Однако весной 1849 года петрашевцев арестовали. Достоевский был в числе людей, которым пришлось более полугода пробыть в Петропавловской крепости до окончательного решения суда.

Формальным поводом для ареста членов кружка Петрашевского стало прочтение письма Белинского к Гоголю. В нём литературный критик излагал автору «Мёртвых душ» свои атеистические и антимонархические мысли. Разумеется, цензура запретила читать и распространять этот документ.

«Пагубные учения, породившие смуты и мятежи во всей Западной Европе и угрожающие ниспровержением всякого порядка и благосостояния народов, отозвались в некоторой степени и в нашем отечестве. Горсть людей совершенно ничтожных, большей частью молодых и безнравственных, мечтала о возможности попрать священнейшие права религии, закона и собственности», — так постановил суд, занимавшийся делом петрашевцев.

Молодых людей приговорили к смертной казни. Однако за раскаяние суд смягчил наказание. Например, Достоевского отправили на каторгу. Там писатель провёл четыре года, навсегда изменивших его мировоззрение.

Объявили молодым людям о смягчении приговора необычным способом. После вывода заключённых на Семёновский плац на них наставили винтовки. Вот-вот должен был раздаться выстрел. Но в последний момент появился человек, мчавшийся к месту событий на коне, и объявил об отмене смертной казни.

Приводившие приговор в исполнение люди заранее знали об этом «спектакле», поэтому адекватно отреагировали на смягчение наказания. А вот среди петрашевцев, стоявших в шаге от смерти, были и те, кто сошёл с ума от страха гибели.

Во время отбывания наказания в омском остроге Достоевский стал крайне религиозным человеком. Объяснить это можно тем, что единственной книгой, которую разрешали читать каторжным, была Библия.

Достоевский проникся гуманистическими идеями, которые проповедовал Иисус Христос в Новом Завете. Писатель начал с уважением относиться к самым последним ворам и убийцам, отбывающим срок вместе с ним.

В книге «Записки из мертвого дома», основанной на каторжном опыте Достоевского, появились следующие мысли о заключённых: «Человеколюбие, ласковость, братское сострадание к больному иногда нужнее ему всех лекарств…». О самой тюрьме Фёдор Михайлович писал так: «В преступнике острог и самая усиленная каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещённых наслаждений и страшное легкомыслие…».

Обложка второго издания книги. (veryimportantlot.com)

В том же произведении уже прослеживается поворот авторского мировоззрения в сторону правых политических идеалов. Достоевский писал: «Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её», «Народ русский готов забыть целые муки за одно ласковое слово». Ссылка в омский острог стала ключевой причиной перемен политических взглядов автора «Бедных людей». От идеалов утопического социализма 1840-ых годов Достоевский пришёл к идеям славянофильства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: