Три эпизода из истории анимации

Советская мультипликация. какой мультфильм появился самым первым в мире? отрывок, характеризующий история русской мультипликации

Самый первый мультик Уолта Диснея в Америке

В1924 году (1 марта) — Дисней представил своим зрителя мультфильм «День Алисы на море», который в последствии открывал целый цикл из 56 серий про приключения Алисы.

Но это уже немного другая история — «Алиса в стране мультипликации». Здесь использовался комедийный жанр. Объединив кино и мультфильм (Алиса живой персонаж) — Уолт помещает героиню в нарисованный мир. Длительность мультфильма 12 минут. Маленькая Алиса и её друг пёс решили прогуляться на море. Там они познакомились с капитаном, который рассказал Алисе о своих морских приключениях.

Уставшая девочка решила вздремнуть в пустой лодке, на берегу ей приснилось, что она попадает на морское дно. На своём пути Алиса встречает много морских жителей, которые являются рисованными персонажами. Это лёгкая детская история в мультфильме с титрами и музыкальным сопровождением. Он не был слишком популярен. Это были первые работы великого мультипликатора.

«Союзмультфильм» (1930—1960)

Заставка мультфильма про Микки Мауса, восхитившего Ф. Хитрука

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был мультипликатором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера «Дух Гения». Он был абсолютно поражён плавной сменой кадров, очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея.


Кадр из м/ф «Снегурочка» (1952)

В 1936 году на волне этого интереса была основана студия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов с разных студий («Мосфильма», Межрабпомфильма, а также Экспериментальной мультипликационной мастерской (т. н. студия Смирнова)), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.

В 1941—1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы.

По словам художника Леонида Шварцмана (работал на «Союзмультфильме» с 1948 года) советская послевоенная мультипликация была основана на мультфильмах Уолта Диснея:

Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры (multiplan — камера, укрепленная над многоярусным съёмочным станком, позволяющая делать глубинные наезды и фокусировать либо размывать разные планы). Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые: например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» в 1953 году. Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер», например в «Пропавшей грамоте» 1945 года, «Каштанке» 1952 года. Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность, например, «Федя Зайцев» и «Часовые полей». В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева» (1957).

Начало

Первым русским аниматором был Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми.

В начале 2009 года были опубликованы кадры мультипликационного кукольного фильма, найденного российским киноведом Виктором Бочаровым. Съемку сделал балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев, киновед датируют её 1906 годом. На пленке засняты куклы, танцующие балет на фоне неподвижных декораций.

В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм был первым в мире кукольным анимационным фильмом.

После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрирует в Италию, анимация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 20-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых в начале чаще всего производились короткие пропагандистские ролики.

Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной анимации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных.

Советская мультипликация в 20-30 годы

Прародителем советской мультипликации можно считать биолога Владислава Старевича, снявшего картины о жизни жуков, используя насекомых в качестве марионеток. Позже режиссер снял еще несколько кукольных мультфильмов, таких как “Стрекоза и муравей”, “Ночь перед Рождеством”, “Сценки из жизни животных”. Однако, во время революции Старевич уехал из страны, из-за чего развитие анимации на некоторое время остановилось.

Один из первых мультфильмов «Стрекоза и муравей»

В 1924 году Юрий Меркулов с другими режиссерами организовывают Экспериментальное бюро мультипликации, где создают ряд кукольных мультфильмов. В то же время другие художники на студии “Культкино” работали над созданием рисованных мультфильмов, имеющих в основном сатирический характер и ориентированных на взрослую аудиторию.

Первыми детскими мультфильмами, созданными в СССР, считаются “Каток” и “Сенька-Африканец”, вышедшие на экраны в 1927 году. Тогда же вышел кукольный фильм “Мойдодыр” и рисованный “Тараканище”.

Знаковым этапом в истории советской анимации можно считать картину “Почта”, вышедшую в 1929 году, которая стала первым цветным и озвученным мультфильмом. Картина была показана зарубежным зрителям и высоко оценена критиками. В 1935 году была создана картина “Новый Гулливер”, где на ряду с куклами снимались настоящие актеры.

Один из героев советского мультфильма 20-40 годов

Мнение эксперта
Артур Оганезович Вартанян
Оператор-постановщик, помощник режиссера киностудий «Ленфильм», «Киевской киностудии научно-популярных фильмов», а также «Центральной киностудии детский и юношеских фильмов им. М.Горького».

В 30е годы советские аниматоры знакомятся с творчеством Уолта Диснея, и его работы признаются эталоном, на который пытаются ровняться отечественные мультипликаторы. Под влиянием диснеевских мультфильмов в СССР в 1935 году создается студия “Союзмультфильм”, где аниматоры пытаются копировать технику западных коллег.

История

В 1912 году, 8 апреля, прошла первая премьера русского мультфильма «Прекрасная Люканида», повествующего о несчастной любви насекомых. Этот день и стал датой проведения Дня российской анимации. Автором кукольной мультипликационной картины «Прекрасная Люканида» был биолог Владислав Старевич. Качество этой работы произвело фурор среди зрителей, большинство из которых были уверенны, что это настоящие дрессированные насекомые. Для своей картины Старевич использовал препарированных насекомых и покадровую съемку.

Первым же отечественным мультипликатором стал Александр Ширяев, создавший первую в мире кукольную картину, которая с рядом других его мультфильмов была обнаружена лишь в 2009 году.

Начиная с этого времени, русская мультипликационная школа заняла высокие позиции среди мировых анимационных студий и только укрепляет свое место, повышая качество работ. Многие из работ советских и российских мастеров мультипликации занимают место в золотом фонде мировой мультипликации.

Огромным толчком в развитии советской мультипликации стала пленка рисованного мультфильма Уолта Диснея, техника изготовления которого вызвала неимоверный интерес.

Современная российская мультипликация берет пример с любимых советских мультфильмов, желая наделить новые картины той же добротой, дружелюбием, взаимопомощью и честностью, что и советские картины.

Студия «Пилот»[править | править код]

В 1986 году было создано ВТПО «Видеофильм», ставшее осуществлять запись отечественных кино- и телефильмов на видеокассеты, а также производство фильмов-концертов и заказ производства художественных фильмов, а в 1988 году при ней возникает «студия Пилот» осуществляющая производство мультфильмов для их последующей записи на видеокассеты. В данную студию перешли ряд сотрудников Студии мультипликационных телефильмов Творческого объединения «Экран». Ею также производились короткометражные мультфильмы или циклы короткометражных мультипликационных фильмов (такие как «Лифт»). Вследствие полного отсутствия на отечественном видеорынке каких-либо правовых норм и неподписания Россией Бернского соглашения о защите авторских прав, ВТПО «Видеофильм» (реорганизованное в 1991 году в АОЗТ «Корпорация „Видеофильм“») в 1993 году отказалось от производства и тиражирования видеопрограмм и занялось телевизионным вещанием, приватизирована также оказалась и студия «Пилот». В последующие периоды различные частные анимационные студии произвели несколько мультфильмов для просмотра на видеокассетах, самым знаменитым из которых стал мультфильм «Незнайка на Луне», снятый частной анимационной студией «FAF Entertainment» в 1997—1999 годах и имевший телевизионную версию, которая фактически представляет собой 12-серийный мультипликационный телефильм (каждая версия с титрами, в версии для видеокассеты деление на 12 серий также присутствовало но не играло никакой роли, а титры шли только после окончания кассеты).

Самый первый мультфильм в России для малышей

Из сохранившихся первых мультфильмов для детей является «Каток». Фильм снят режиссёром, основоположником школы советской анимации Иваном Ивановым-Вано, по мотиву сказки Чуковского «Сенька Африканец».

Это ещё немой, музыкальный, рисованный фильм. Главный сюжет – это смелый маленький мальчик в будёновке, который побеждает толстяка «буржуя» и спешит на помощь фигуристке.

В 1913 году Владислав Старевичь снимает чёрно-белый, музыкальный с титрами, кукольный мультфильм «Стрекоза и муравей». Состоялся его грандиозный мировой успех в Российской империи. Этот фильм был предназначен и для юного, и более старшего возраста зрителей. За основу был взят сюжет басни Крылова, длительность мультика 4 минуты.

В Москве 1936 году (10 июня) — создаётся и начинает свою работу крупнейшая Российская студия «Союздетмультфильм». Начинают создаваться детские мультипликационные фильмы. Первый фильм был рисованный, чёрно-белый, выпущенный на студии, он был в жанре детской комедии и назывался «В Африке жарко». Здесь описывается приключение зверей.

Также в 1936 году выходит первый Российский цветной мультфильм на киностудии «Мосфильм», под управлением режиссёра Саррой Мокиль. Это кукольный трёхцветный, музыкальный, озвученный голосом фильм-сказка «Лиса и волк», снятый по русской сказке. Длительностью в 18 минут.

Стилевой перелом (1960—1990)[править | править код]

Марки Почты России с героями советских мультфильмов

Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Ещё в 1953 году на «Союзмультфильме» приняли решение возродить объединение кукольных фильмов, а через год вышел мультфильм Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса — весёлые охотники». В процессе работы над ним Мигунов фактически с нуля разработал и собрал всю техническую базу, которой затем пользовались другие мультипликаторы на протяжении многих лет.

Объединение стало полигоном для ряда начинающих режиссёров-экспериментаторов: Бориса Степанцева, Владимира Дегтярёва, Вадима Курчевского и Николая Серебрякова. Фильм «Влюблённое облако» (1959) Романа Качанова и Анатолия Карановича сочетал в себе техники «перекладки», кукольной и рисованной мультипликации и завоевал ряд престижных премий на международных фестивалях. В дальнейшем Качанов вырос в одного из ведущих режиссёров-кукольников, поставив такие картины как «Варежка» (1967) и «Крокодил Гена» (1968).

В 1957 году Евгений Мигунов снял рисованный сатирический фильм «Знакомые картинки», выполненный в условной карикатурной манере, что стало возможным благодаря участию в фильме Аркадия Райкина, чей стиль юмора не укладывался в рамки реалистичного рисунка. Этой работой Мигунов проложил путь другим режиссёрам-новаторам. Вскоре свет увидели «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1958) Александры Снежко-Блоцкой, «Ключ» (1961) Льва Атаманова, «Дикие лебеди» (1962) супругов Цехановских и другие. Начались эксперименты с различными техниками.

В 1962 году Иван Иванов-Вано и Иосиф Боярский поставили первый кукольный широкоформатный мультфильм «Летающий пролетарий» по мотивам произведений В. Маяковского, где впервые были применены бумажные «горельефные» куклы. Одной из самых влиятельных работ стала «История одного преступления» (1962) Фёдора Хитрука, выполненная в технике «перекладок» и завоевавшая ряд международных наград. Картину отличал необычный монтаж, ритм и визуальный ряд: художник-постановщик Сергей Алимов выстраивал картинку подобно пентамино или тетрису.

В «Песне о соколе» (1967) Борис Степанцев впервые в СССР применил технику живописи по стеклу (целлулоиду), а в дилогии про «Малыша и Карлсона» — технологию электрографии. Начинаются эксперименты в компьютерной мультипликации. В 1968 году группой математиков под руководством Николая Константинова был создан первый компьютерный мультфильм под названием «Кошечка», запрограммированный на БЭСМ-4.

Почтовые марки 1988 года с героями популярных советских мультфильмов студии «Союзмультфильм»

Советская мультипликация стала регулярно участвовать в зарубежных фестивалях и занимать призовые места («Варежка», «Балерина на корабле» и другие). На этот же период пришлось создание многих известных короткометражных мультфильмы с общими основными персонажами (мультфильмы киностудии «Союзмультфильм» о Маугли, о Винни-Пухе, о Малыше и Карлсоне, о бременских музыкантах, о Дяде Фёдоре, коте Матроскине и псе Шарике, о слонёнке, мартышке, удаве и попугае, об обезьянках, мультфильмы Киевской студии научно-популярных фильмов о казаках), мультфильмов состоявших из нескольких короткометражных выпусков («Ну, погоди!», «Возвращение блудного попугая», «Котёнок по имени Гав», «Баба-яга против!», «Боцман и попугай», «Контакты… конфликты…», «На задней парте», «Самый маленький гном») и мультфильмов-альманахов («Светлячок», «Калейдоскоп»), а также мультипликационного киножурнала «Весёлая карусель», автором которого стал Анатолий Петров.

Петров вошёл в историю как один из самых одарённых мультипликаторов 1970-х годов: работая в изобретённой им технике фотографики, он с помощью обычной рисованной мультипликации создавал объёмные реалистичные фильмы, лучшими из которых считаются «Полигон» (1977) и «Геракл у Адмета» (1986). Одновременно на Свердловской киностудии (впоследствии студия А-Фильм) развивались направления песочной анимации («Сказочка про козявочку») и живописи по стеклу («Добро пожаловать!», «Корова»). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров.

1960-е

Около 1960 года в советской анимации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. Производились эксперименты с различными техниками (перекладки — История одного преступления (1962), живопись по стеклу — Песня о соколе (1967)). Набирает силу объёмная анимация (Варежка (1967), объединение кукольных фильмов при Союзмультфильме образовано в 1953 году). Фильмы Фёдора Хитрука выполнены, как правило, в экстремально плоском стиле: дома строятся подобно пентамино или тетрису (История одного преступления (1962)), а автомобили как будто лежат на асфальте (там же, аналогично в фильме Малыш и Карлсон (1968) Бориса Степанцева).

На этот период приходится запуск многих сериалов (Маугли, Винни-Пух, Ну, погоди! и др.) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель).

Большинство режиссёров “Союзмультфильма” в прошлом были аниматорами. Часто они сами принимали участие в анимации собственных фильмов.

Советская анимация выставляется на зарубежных фестивалях и часто занимает там призовые места (Варежка (1967), Балерина на корабле (1969) и др.).

2.1.ИСТОРИЯ

Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время для его создания заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе.

Владислав Старевич — долгое время считался первым российским мультипликатором (1912 год). Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми. В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово.

В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 20-х годов. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

Вскоре после «Люканиды» на экраны выходят сходные по технике короткометражные мультипликационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрирует в Италию, анимация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 20-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых в начале чаще всего производились короткие пропагандистские ролики.

Мультипликаторы могли экспериментировать со своим оборудованием, а также с эстетикой. Как Иван Иванов-Вано вспоминает в своей автобиографии «Кадр за кадром», это было частично из-за общей атмосферы русского авангарда, который был вокруг них, и отчасти потому, что они могли экспериментировать небольшими группами энтузиастов.

Советская графическая мультипликация возникла в 1924—1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» «Советские игрушки», «Случай в Токио», «Юморески». Такая скорость стала возможной благодаря новой технике — плоских марионеток, освобождающей аниматоров от трудоёмких рисунков.

Важные фильмы этой эпохи: «Каток» (1927), «Почта» (1929) и «Органчик» (1933).

Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных.

Он стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер» (1935). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта в более коммунистическое направление. Он смешал в одном кадре кукольную мультипликацию и актерскую игру. В фильме есть удивительно массовые сцены с сотнями кукол, очень выразительная мимика в мультипликации, а также очень хорошая кинематографическая работа. Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм», но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее, даже в более поздних фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, например в фильме «Илья Муромец» (1956).

Первый мультипликатор

Но как бы ни старался Жозеф Плато совершенствовать свою установку, создать полноценный мультфильм у него не получилось. Он уступил место французу Эмилю Рейно, который создал похожий аппарат под названием праксиноскоп, который состоял из цилиндра с нанесенными на нем такими же поэтапными рисунками, как в стробоскопе.

Так и началась история мультипликации. Уже в конце 17 века француз основал небольшой оптический театр, где он показывал всем желающим комические представления длиной в 15 минут. Со временем установка изменилась, добавилась система зеркал и подсветка, что, естественно, приблизило мир к такому волшебному действу, как мультфильм.

Мультипликация первые десятилетия своей жизни продолжала развиваться во Франции наряду с театром и кино. Эмиль Коль славился отменными актерскими постановками, но все-таки мультипликация зацепила его больше, и в 1908 году он «нарисовал» свой первый мультик. Чтобы добиться реалистичности, Коль использовал фотографии и срисовывал объекты с натуры, но все же его детище было больше похоже на комикс в движении, нежели на фильм.

КУКОЛЬНЫЙ МАСТЕР

Александр Ширяев решил пойти своим путем. В собственном доме балетмейстер превратил одно из помещений в самый настоящий павильон. Он собственноручно мастерил кукол из папье-маше, их рост составлял 20-25 сантиметров. Потом к конечностям куклы прикреплялись проволоки, за которые дергал новоявленный Карабас-Барабас. Искусственные артисты танцевали и выполняли самые немыслимые кульбиты.

Свои анимационные фильмы, ставшие первыми в данном жанре на планете, Александр Ширяев снимал на протяжении трех лет — с 1906 по 1909 год. Мультфильмы создавались покадрово, а их автор с ювелирной точностью перемещал своих артисток так, что они исполняли самые знаменитые постановки Мариинского театра тех лет.

Работа, которую проделал Ширяев, была поистине колоссальной! Особенно удался первому кукольному мультипликатору балет «Пьеро и Коломбина», для которого артист нарисовал более 7500 рисунков. Однако по неизвестной причине в оте­чественную и мировую историю в качестве официального первого создателя кукольных мультфильмов вошел не Александр Ширяев, а Владислав Старевич, создавший тот самый уникальный кукольный мульт­фильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» в 1912 году.

Современный период

В декабре 1989 года возникает первая частная анимационная студия «Кристмас Филмз», созданная специально для работы над международным проектом «Шекспир: Великие комедии и трагедии»; при этом штат студии составили опытные сотрудники «Союзмультфильма», «Мульттелефильма», «Арменфильма» и Свердловской киностудии.

C конца 2000-х годов студия «Союзмультфильм» постепенно начала возвращаться к жизни: возобновились съёмки популярного мультжурнала «Весёлая карусель», сериала «Простоквашино», были запущены в производство полнометражные фильмы «Гофманиада» (2018) и «Суворовъ» (2019). С этого же периода частная студия «Мельница» развернула выпуск полнометражных рисованных мультфильмов с реалистической прорисовкой фона, другие частные киностудии развернули выпуск полнометражных компьютерных анимационных фильмов, по оценке журнала «Техника кино и телевидения» первый из которых в России («Созвездие льва») был выпущен Юрием Агаповым ещё в 1996 годуВстреча с режиссёром и художником компьютерной графики и анимации Юрием Агаповым (неопр.). www.it.mgppu.ru. Дата обращения: 13 декабря 2015.</ref>.

Одновременно начался ренессанс отечественной телевизионной мультипликации. После ликвидации РГТРК «Останкино» (последнего преемника Гостелерадио СССР) в 1995 году производство отечественных короткометкометражных мультипликационных телефильмов прекратилось, другие отечественные телеорганизации тоже практически не заказывали производство мультипликационных телефильмов, исключением являлся многосерийный мультфильм Приключения в Изумрудном городе, снятый по заказу НТВ-Кино в 1999 году. В настоящий период производится небольшое количество детских полнометражных мультипликационных телефильмов и мультсериалов по заказу таких телеорганизаций как «Первый канал» (рисованные полнометражные мультфильмы «Незнайка и Баррабасс» и «Про Федота-стрельца, удалого молодца», ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (полномежтражные анимационные фильмы «Белка и Стрелка. Лунные приключения», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», анимационные телесериалы Бумажки, Ми-ми-мишки, Паровозик Тишка) акционерного общества «Цифровое телевидение» (анимационные телесериалы «Герои Энвелла», «Катя и Эф. Куда-угодно-дверь», «Лео и Тиг», «Сказочный патруль. Хроники чудес», акционерного общества «СТС» (анимационные телесериалы «Три кота», «Царевны»). Большую популярность на родине и за рубежом обрели мультсериалы «Смешарики» и «Маша и Медведь».

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, «Мультиматограф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999), «Собачья дверца»). При этом ежегодно на мультипликацию в России из бюджета выделяется 800 млн рублей (2017), эта сумма, по заявлению министра культуры Владимира Мединского, несопоставима даже с бюджетом мультфильма «Шрек».

Между тем, пока российская мультипликация не справляется с зарубежной конкуренцией: в России в год снимаются около 20-30 часов мультфильмов (2009), во Франции — 350, на Западе и в Китае — тысячи часов, в Японии и США — десятки тысяч. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300—400 экранных часов, нынешний период в истории русской мультипликации можно назвать кризисом.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЖУКОВ

Самое удивительное, что Владислав Старевич, как и его коллега, стремился снимать не развлекательные, а образовательные фильмы по энтомологии, проще говоря, о жизни насекомых. Но получилось иначе…

С детства маленький Владислав увлекался двумя вещами: фотографией и энтомологией. Однажды судьба свела Владислава Старевича с первым российским, как сейчас бы сказали, кинопродюсером Александром Ханжонковым. Увлеченный энтомолог показал новому знакомому два своих фильма — «Жуки-скарабеи» и «Жизнь стрекоз». Ханжонков сразу увидел огромные перспективы и предложил Старевичу сделать полноценный игровой фильм.

Но вот беда: от яркого света софитов жуки впадали в спячку. Чтобы кукольный мультипликационный фильм все же состоялся, Владислав Старевич препарировал своих артистов-насекомых. Затем к лапкам каждого из них были приделаны специальные тонкие проволочки, после чего жуки зажили своей новой киножизнью. И в 1912 году появилась кукольная мультипликационная пародия на средневековые рыцарские романы «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»(на снимке). Главные роли в нем исполняли препарированные насекомые Владислава Старевича.

Произведение имело просто ошеломительный успех как в Российской империи, так и за рубежом. Зрители по достоинству оценили его комический сюжет на историческую тематику и бесподобную игру актеров-жуков, которые на экране выглядели как живые.

Самобытные 40-е

Тот яркий стиль советской анимации, который уже было начал формироваться в 1920-е, на время был утерян. Однако и в эти годы появляются интересные самобытные работы — например, фильмы Владимира Сутеева («Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Колобок», «Дядя Степа»).

Кадр из мультфильма «Шумное плавание». 1937 год

Кадр из мультфильма «Почему у носорога шкура в складках». 1938 год

Кадр из мультфильма «Дядя Степа». 1939 год

Первым же фильмом, выпущенным «Союзмультфильмом», стал «В Африке жарко» режиссера Бабиченко про обезьяну и моржа, которые везут зверям в Африку мороженое с Северного полюса. Это был первый опыт Сергея Михалкова в анимации в качестве сценариста. Тогда же выходит еще одна лента по сценарию Михалкова — «Здесь не кусаются» Пантелеймона Сазонова, экранизация Шарля Перро «Красная шапочка», сказки «Заяц-портной» и «Ивашко и Баба-яга» сестер Брумберг, «Волшебная флейта» Александра Иванова, «Котофей Котофеевич» Иванова-Вано, «Маленький Мук» Ходатаевой.

Все эти фильмы черно-белые, хотя с 1937 года, когда вышел первый цветной мультфильм («Сладкий пирог» Дмитрия Бабиченко), многие картины выпускались сразу в двух вариантах.

1939–1941 годы, пожалуй, становятся самыми продуктивными для «Союзмультфильма» того периода. На экраны выходит теперь уже классика отечественной мультипликации: «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, «Мойдодыр» Ивана Иванова-Вано, «Муха-цокотуха» Владимира Сутеева. Эти мультфильмы все меньше походят на диснеевские, в них четко прослеживается авторский почерк художников. Именно с них берет начало самобытная советская школа мультипликации.

С началом Великой Отечественной войны мультипликаторы, те, что не ушли на фронт, переключаются на съемки агитационных киноплакатов. Производство детских мультфильмов идет крайне медленно — материалов не хватает, эвакуация в Самарканд и обратная реэвакуация в Москву отнимает много сил и времени, в какой-то момент студия даже занимается выпуском пуговиц и гребней из кинопленки. Тем не менее в эти годы выходят «Ёлка» и «Телефон» Михаила Цехановского, «Краденое солнце» Ивана Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» и «Синдбад-мореход» сестер Брумберг, «Лиса, Заяц и Петух» Ольги Ходатаевой, «Киноцирк» Леонида Амальрика и Ольги Ходатаевой.

Кадр из мультфильма «Лимпопо». 1939 год

Кадр из мультфильма «Бармалей». 1941 год

Кадр из мультфильма «Мойдодыр». 1939 год

К концу войны в советской анимации намечается свой киноязык, который впоследствии будет развивать не одно поколение художников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: