13 потерянных дней. как владимир ленин подписал декрет о новом календарном стиле

Вы здесь

Главная 1918 – 1924 Первые декреты Советской власти Российский государственный архив социально-политической истории

Именной указатель: 
Чичерин Г.В., Шляпников А.Г., Алгасов В.А., Оболенский В.В., Петровский Г.И., Бонч-Бруевич В.Д., Горбунов Н.П.

Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря.

24 января (6 февраля) 1918 г.

Российский государственный архив социально-политической истории
Ф. 2. Оп. 1. Д. 5249. Л. 1–2.

Подлинник. Машинописный текст, правка – автограф Г.В. Чичерина, подписи – автографы В.И. Ленина, Г.В. Чичерина, А.Г. Шляпникова, В.А. Алгасова, В.В. Оболенского, Г.И. Петровского, В.Д. Бонч-Бруевича, Н.П. Горбунова.

«Декрето введении в Российской республике западноевропейского календаря

В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести, по истечении января месяца сего года, в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:

1) Первый день после 31 января сего года считать не 1‑м февраля, а 14‑м февраля, второй день считать 15‑м и т. д.

2) Сроки всех обязательств, как по договору, так и по. закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля путем прибавления к каждому соответствующему сроку 13‑ти дней.

3) Сроки всех обязательств, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 14 февраля и 1 июля 1918 г. считать по желанию обеих сторон наступившими на 13 дней позже.

4) Сроки всех обязательств, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, начиная с 1 июля 1918 г., считать наступившими в те же самые числа и по вводимому новому календарю.

5) При начислении, в первый после 14 февраля по новому календарю срок, процентов по всем государственным и частным займам, по всем дивидендным бумагам, по вкладам и по текущим счетам, считать истекший после последнего начисления процентов промежуток времени меньше на 13 дней.

6) Лицам, получающим жалованье или заработную плату в конце каждого месяца, выдать 28 февраля 1918 г. получаемую ежемесячно сумму за вычетом ¹³/₃₀ оной.

7) Лицам, получающим жалованье или заработную плату 15 и 30 каждого месяца, уплаты 15 февраля не производить, а выдать 28 февраля 1918 г. получаемую ежемесячную сумму за вычетом ¹³/₃₀ оной.

8) Лицам, получающим жалованье или заработную плату 20 каждого месяца, выдать 20 февраля 1918 г. получаемую ежемесячно сумму за вычетом ¹³/₃₀ оной.

9) Каждый из сроков выдачи пенсий и эмеритур, установленных в правилах о выдаче оных, считать после 31 января 1918 г. наступившим на 13 дней позже.

10) До 1 июля 1918 г. писать, после числа каждого дня по новому календарю, в скобках число по до сих пор действовавшему календарю.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Помощник народного комиссара по иностранным делам Чичерин.

Народные комиссары А. Шляпников, Г. Петровский, В. Алгасов, В.Оболенский.

Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов».

Переход постепенный или мгновенный

Впервые вопрос о переходе с юлианского на григорианский календарь был вынесен на заседание Совнаркома 16 (29 по н. ст.) ноября 1917 года — всего через три недели после Октябрьской революции. Вопрос решено было отложить до тех пор, пока не будут предложены реальные проекты такого перехода, который со всей очевидностью требовал заметных усилий. Второй раз к теме нового календаря Совнарком вернулся через два месяца, 23 января (5 февраля по н. ст.) 1918 года, когда ему были представлены два предложения, как ввести в Советской России григорианский календарь. Один из них, разработанный Наркоматом народного просвещения, предполагал постепенный, в течение 13 лет переход, при котором каждый новый год разница между календарями сокращалась бы на одни сутки. Второй проект, который поддерживал помощник наркома иностранных дел Георгий Чичерин, предполагал переход немедленный, который в один день уравнял бы даты внутри России и за ее пределами.

Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин, 1918 год

Председатель Совнаркома Владимир Ленин горячо поддержал именно такой «срочный» вариант

С одной стороны, он позволял немедленно устранить разночтения в датах, что было важно с точки зрения единства мирового пролетариата и экспорта революции. С другой, такой переход наносил еще один существенный удар по позициям Русской православной церкви, уже отделенной от государства (декрет об этом вступил в силу как раз в этот день), и позволял достаточно быстро разорвать связь между нею и большинством населения России, что было одной из главных задач большевиков

На следующий день, 6 февраля, декрет о переходе на григорианский календарь был окончательно принят на заседании Совнаркома. Через двое суток его подписал председатель СНК Ленин, а на следующий день, 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1918 года документ был опубликован и вступил в силу.

Хакасы продолжают праздновать Новый год весной

Если бы Петр I прожил на два года дольше, в подвластных ему землях появился бы еще один народ, который отмечает начало года не 1 сентября. 20 августа 1727 года Россия и Китай договорились о дележе сибирских земель, и в состав империи официально вошла Хакасия.

Сейчас хакасы, обращенные в православие в XIX веке, считают дни, как и вся Россия, по григорианскому календарю и, вероятно, даже празднуют Рождество. И Новый год 1 января.

Хакасы, которые стараются придерживаться традиций, живут по солярному календарю

Фото: РИА Новости/П. Зубков

Однако немалая часть хакасов, или, как они сами себя называют, хоорай, придерживаются традиционных верований. Молятся и приносят жертвы богам, олицетворяющим природные стихии. И делают это в том числе в Новый год (Чыл Пазы), который отмечают в день весеннего равноденствия (в конце марта по григорианскому календарю).

Ленин приблизил День святого Валентина

Февраль 1918 года в России выдался относительно теплым, но коротким. Среднесуточная температура с 14-е по 28-е число составляла -0,3 °C. А никаких других чисел в этом месяце не было.

После 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля, и в стране был введен «новый стиль» – григорианский календарь. Поэтому в России никто не родился ,не женился и не умер с 1 по 13 февраля 1918 года. Решение о переходе было принято еще 24 января, но решили дождаться конца месяца.

С юлианским календарем, по которому жили на Руси с конца Х века, была проблема. Средняя продолжительность года по нему составляла 365 суток и 6 часов. То есть, как и сейчас, раз в четыре года добавлялся еще один день. Но на самом деле продолжительность года составляет 365 суток, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Получается, каждый год время по юлианскому календарю спешило на 11 минут и 14 секунд.

Владимир Ленин в 1919 году выступил за одномоментный переход на новый стиль летоисчисления

Фото: РИА Новости

Это осознали как проблему к 1582 году. Тогда под руководством папы римского Григория XIII была проведена реформа. Сутки сделали короче, високосных дней стало меньше (на три раз в 400 лет), а после 4 октября сразу наступило 15-е. Так и появился григорианский календарь, который три века спустя дошел до нашей страны.

Сначала реформа принималась в католических, потом в протестантских странах. Погрешность юлианского календаря была проблемой в том числе для христианских праздников. Празднование Пасхи (отмечаемой в первую неделю после полнолуния по прошествии весеннего равноденствия) из-за этого потихоньку смещалось к лету, Рождества — к весне.

В России, как и в других православных странах, введение григорианского календаря тормозилось нежеланием церкви подчиняться католическому влиянию. Поэтому переход и произошел только в 1919 году, когда церковь была отделена от государства.

Автор цитаты

А вообще вопрос этот обсуждался давно. В 1899 году даже была создана комиссия при Астрономическом обществе, в которую входил Менделеев. Но полномочиями ее не наделили. Реформа 1919 года тоже могла заглохнуть. Комиссия Совнаркома РСФСР предлагала вводить изменения постепенно, отбрасывая в год по одному дню. Это длилось бы 13 лет. Ленин выступил за одномоментный переход на новый стиль.

Фото: РИА Новости/Александр Лыскин

Церковь, отделенная от государства, с этим не согласилась и до сих пор живет по юлианскому календарю. По словам настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ Владимира Вигилянского, календарь не меняют, опасаясь путаницы с праздниками и потому, что «если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели, каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость».

В мае 2019 года в Госдуме рассматривался законопроект о возвращении России к юлианскому календарю. Его авторы (из ЛДПР) утверждали, что переход на григорианское летоисчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты назвали идею анахронизмом, хотя один из них, историк Евгений Пчелов, признал что юлианский календарь был весьма прогрессивен для времени своего создания в 46 году до н.э.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

«Наиболее безобидный акт большевиков»

Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» предусматривал, что после 31 января 1918 года сразу наступит 14 февраля — точно так же, как и везде в Западной Европе. Такое сокращение февраля привело к тому, что, согласно тексту документа, почти на треть (за вычетом 13/30) сокращалась и зарплата за февраль, а тем, кто получал ее дважды в месяц, 15 февраля не полагалось выдавать ничего. Кроме того, декрет обязывал всех писать даты текущего года до 1 июля в двух вариантах — по новому и старому (в скобках) стилю, а после 1 июля – везде указывать даты только по новому календарю.

Текст декрета о переходе советской России на григорианский календарь (сокращенный), опубликованный 9 февраля (27 января) 1918 года

Любопытно, что календарная инициатива правительства большевиков была едва ли не единственной, которая получила если не поддержку, то во всяком случае одобрение даже у их политических противников. Его называли «наиболее безобидным актом большевистской власти» и говорили о том, что необходимость смены календаря давно назрела, но не могла быть реализована до тех пор, пока ее можно было рассматривать как уступку католичеству, и так далее. Но Русская православная церковь категорически отвергла реформу летоисчисления, наотрез отказавшись переходить на новый стиль. Только в 1923 году по решению Второго Поместного собора церковь решено было с 15 октября перевести на григорианский календарь, и с этим даже согласился патриарх Тихон, но уже 8 ноября он отказался от этой идеи. С тех пор Русская православная церковь продолжает жить по «старому» стилю, отмечая все праздники по прежнему церковному календарю, который на 13 дней расходится с гражданским.

Таблица 1Перевод датировки событий с древнерусского летоисчисления на современное

Месяц, на который приходится событие

Число, подлежащее вычитанию:

при мартовском стиле

при сентябрьском стиле

Январь

5507

5508

Февраль

5507

5508

Март

5508

5508

Апрель

5508

5508

Май

5508

5508

Июнь

5508

5508

Июль

5508

5508

Август

5508

5508

Сентябрь

5508

5509

Октябрь

5508

5509

Ноябрь

5508

5509

Декабрь

5508

5509

Таблица 2Правила пересчета дат по старому и новому стилю

Период по старому стилю (юлианскому календарю)

Разница, дней

Период по новому стилю (григорианскому календарю)

5 октября 1582 — 29 февраля 1700

10

15 октября 1582 — 11 марта 1700

1 марта 1700 — 29 февраля 1800

11

12 марта 1700 — 12 марта 1800

1 марта 1800 — 29 февраля 1900

12

13 марта 1800 — 13 марта 1900

1 марта 1900 — 29 февраля 2100

13

14 марта 1900 — 14 марта 2100

Примечание: даты до 5 октября 1582 года на новый стиль переводить не принято

День Х

Оказывается, да. Этих дней в российском календаре просто нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.

Декрет был издан большевиками и подписан В.И.Лениным «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Православная церковь выступила против, поэтому на заседании 23 января 2018 года специальным декретом церковь была отделена от государства, и привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

На том историческом заседании были предложены два варианта перехода на «цивилизованный», григорианский, календарь. Один из них предусматривал постепенный переход , то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы церкви при этом не учитывались. Поскольку Ленин был сторонником второго варианта, решение приняли единогласно.

После 31 января 1918 года в стране был введен календарь нового стиля (григорианский), и в России наступило сразу 14 февраля. Даты стали сопровождаться круглыми скобками, в которых обозначена дата по другому стилю. До 1 февраля 1918 года в круглых скобках размещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 года — дата юлианского календаря.

При пересчете дат со старого, юлианского, на новый, григорианский стиль: От 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года — добавляется 10 дней. С 1 марта 1700 года по 28 февраля 1800 года — +11 дней С 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года — +12 дней С 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года — +13 дней.

Но Православная церковь все еще не сдается и крепко держится за юлианскую систему и в наши дни. Именно поэтому западные страны празднуют Рождество 25 декабря, а православные России — 7 января, с разницей в 13 дней. Кстати, белорусы и украинцы, к примеру, уже официально ввели празднование Рождества 25 декабря в государственном порядке в качестве выходного дня, наряду с православной датой.Историк религии Алексей Юдин отмечает, что говорить о том, что кто-то празднует Рождество 25 декабря, а кто-то 7 января — некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. И в ближайшие сто лет, с его точки зрения, никакого объединения празднования ждать не приходится.

Интересно, что мало кто вникает в тот факт, что григорианскую систему ввел христианский священник, а юлианскую — древнеримский язычник.

Юлианский календарь отстает от григорианского или опережает его?

Важно, что мы берем за точку отсчета. Из-за этого и возникает путаница.. Сами даты (в записи по старому юлианскому стилю) всегда на 14 дней меньше/раньше, чем в записи по новому стилю — то есть в плане числовой записи «отстают» от (современного) григорианского календаря

Например, Рождество по новому стилю приходится на 7 января, а по старому — на 25 декабря. При этом это один и тот же день

Сами даты (в записи по старому юлианскому стилю) всегда на 14 дней меньше/раньше, чем в записи по новому стилю — то есть в плане числовой записи «отстают» от (современного) григорианского календаря. Например, Рождество по новому стилю приходится на 7 января, а по старому — на 25 декабря. При этом это один и тот же день.

При этом юлианский календарь, а вместе с ним и церковные православные праздники «уходят» вперед от точек солнцестояний и равноденствий, то есть фактически перемещаются на следующие месяцы и более поздние даты.

Соответственно некоторые церковные праздники у католиков (отмечаемые по григорианскому календарю), а также дохристианские солнечные праздники наступают по временной шкале раньше, чем православные — православное Рождество позже католического на 14 дней, при этом дохристианская Коляда почти «совпадает» с католическим Рождеством (по астрономическим причинам), но удаляется от православного с каждым столетием все дальше.

Виктор Васнецов. Нестор летописец.

1918 год. 6 февраля (24 января ст.ст.) Совет Народных Комиссаров издает Декрет о переходе на Григорианский календарь.

«Известия»,
7 февраля (25 января) 1918 года
Докладная записка к декрету о введении в Российской Республике нового календаря
«Русские Ведомости»
9 февраля (27 января) 1918
Введение нового стиля
«Новая жизнь»
10 февраля (28 января) 1918 года
К реформе календаря

История в лицах

Из письма А.С.Пушкина П.А.Вяземскому:
…их надобно задушить и наша медленность мучительна. Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря, мы не можем судить ее по впечатлениям европейским, каков бы ни был впрочем наш образ мыслей…
Цитируется по: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 16томах. Т.14. Переписка, 1828—1831. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 16

Мир в это время

В 1831 году английский мореплаватель Джеймс Кларк Росс открывает северный магнитный полюс Земли.
Портрет Джеймса Кларка Росса. Д.Р.Уайлдмен. 1824 год
«Северо-западный морской путь на Восток так и оставался не более чем мечтой купцов и географов вплоть до начала XIX в. Но постепенно северные побережья Америки картировались всё глубже и глубже, пока, наконец, не появились первые проблески надежды

Одним из многих, кто отважно служил этому делу, был опытный исследователь полярных областей, английский мореплаватель Джон Росс (1777—1856). В мае 1829 г

на небольшом пароходе «Виктория» всего с 19 членами экипажа на борту он отплыл от берегов Англии, надеясь, наконец, пройти вожделенным путём до Восточной Азии и воплотить мечту в реальность. Подобно многим путешественникам до него, Росс исследовал многочисленные фиорды арктического побережья Канады, и уже к октябрю этого года «Виктория» оказалась пленницей льдов. Четыре долгих года продолжалась борьба со льдами, то отпускавшими путешественников в короткие летние месяцы, то снова зажимавшими зимой, и всё же главная цель экспедиции — северо-западный морской путь — так и осталась недостижимой. Однако эта неудавшаяся с точки зрения торговой Европы попытка Росса оказалась бесценной для всей последующей геофизики…

Зиму 1830—1831 гг. «Виктория» встретила у восточной оконечности неизвестного ранее полуострова (Джон Росс назвал его Земля Бутия в честь спонсора экспедиции Феликса Бута). Зажатая в паковых льдах у побережья, «Виктория» вынуждена была остаться здесь на зимовку. Помощником капитана в этой экспедиции был молодой племянник Джона Росса Джеймс Кларк Росс (1800—1862). В то время было уже обычным делом брать с собой в такие путешествия все необходимые инструменты для магнитных наблюдений, и Джеймс воспользовался этим. На протяжении долгих зимних месяцев он ходил по побережью Бутии с приборами и проводил магнитные наблюдения. Он понимал, что северный магнитный полюс должен быть где-то поблизости — магнитная стрелка неизменно показывала очень большие наклонения. Нанося на карту измеренные значения, он вскоре понял, где следует искать эту уникальную точку вертикального направления магнитного поля. Весной 1831 г. Джеймс Росс вместе с несколькими членами экипажа «Виктории» прощли две сотни километров пешком в сторону западного побережья Бутии, чтобы достичь этого места, и 1 июня 1831 г. их замысел успешно осуществился:

на западном побережье Бутии, на мысе Аделаиды с координатами 70◦05_ с. ш. и 96◦47_ з. д. Джеймс измерил магнитное наклонение 89◦59_. Для всех практических целей этой точности было более чем достаточно.

Так, в 1831 г. местоположение северного магнитного полюса было впервые установлено непосредственно, а «неудачная» экспедиция Росса прославилась на века».
Цитируется по: Дьяченко А.И. Магнитные полюса Земли. М.: Издательство Московского центра непрерывного математического образования, 2003

«Начался новый стиль, и продолжаются старые безобразия…»

В иное, более спокойное время такое событие, как переход на новое летосчисление, с юлианского календаря на григорианский, могло бы вызвать и протесты, и дискуссии, и смятение умов. Но к февралю 1918 года Россия уже настолько охвачена смутой, что и декрет о том, чтобы с первого числа называть день ночью, не вызвал бы большого потрясения. Люди были столь оглушены предшествующими событиями — бессудными расправами, потерей близких, начавшимся голодом — что переход на новый календарный стиль был воспринят с полным равнодушием. К реформе времени отнеслись как к наименьшему из того зла, которое принесли большевики, как к самой невинной из их затей.

Максим Горький выражал всеобщее мнение, когда писал в своей «Новой жизни» 10 февраля (по новому стилю) 1918 года: «Декрет принадлежит к числу наиболее безобидных актов большевистской власти. Расхождение русского и западноевропейского календарей всегда представляло значительные неудобства при сношениях с заграницей. Эти неудобства были особенно заметны в сфере международной торговли. Представляется, однако, отнюдь не случайным, что на эту реформу решились как раз большевики. Это объясняется отнюдь не «революционной смелостью» этой власти, а совершенно иными причинами. Для большевиков оказалось гораздо легче ввести в России одинаковое почти со всеми культурными народами исчисление времени, так как при той разрухе, до которой они довели Россию, в значительной степени потеряли свою остроту обстоятельства, до сих пор препятствовавшие проведению реформы…»

У людей в одну ночь украли 13 дней жизни, а они лишь пожали плечами: хорошо, что не отобрали пока саму жизнь.

Лишь Иван Бунин со свойственной ему желчной иронией отметил наглую беспардонность нового декрета (в дневнике от 5 февраля 1918): «С первого февраля приказали быть новому стилю. Так что по-ихнему нынче уже восемнадцатое…»

Интересно, что среди тех немногих, кто приветствовал декрет о новом стиле, оказались люди, которые по всем иным вопросам вряд ли бы сошлись. 27 февраля 1918 года бывший московский губернатор и городской голова князь Владимир Михайлович Голицын записывает в дневнике, что: «Совершился переход на новый стиль. Давно была пора…» Это подтверждает догадки о том, что реформа летосчисления зрела еще в недрах царского правительства.

А вот что записывает в дневник старый оппозиционер писатель Владимир Галактионович Короленко 15 марта: «У нас введен новый стиль. Таким образом, благодаря большевикам мы все-таки шагнули вперед на 13 дней!..»

Историк Юрий Готье, дневниковая запись от 1 января 1919 года: «Хотя я начинаю год по новому стилю и хотя я переходу на новый стиль всегда сочувствовал, я сам продолжаю чувствовать старый стиль и сам про себя буду встречать его через 12 дней; быть может, это молчаливый протест против режима…»

Многие же люди реагировали без особых эмоций:

Барон Алексей Будберг: «1 февраля. Везде на станциях уже 14 февраля, так как большевики декретировали переход на новый стиль. Еду под вагонным, так сказать, арестом. Наш поезд медленно ползет в хвосте пачки из пяти эшелонов демобилизованных солдат, которые никого вперед не пускают…»

В тот же день священник Стефан Смирнов: «По декрету народных комиссаров сегодня не первое, а 14 февраля… Народ принял это нововведение холодно…»

Московский театрал и книжник Никита Окунев: «Начался новый стиль, и продолжаются старые безобразия…»

Другие важные законы

Первые декреты Советской власти 1917–1918 годов можно представить в виде таблицы:

Дата

Декрет

8 ноября 1917 года

  • Об отмене смертной казни.
  • Об аресте министров Временного правительства.
  • О ликвидации системы двоевластия и отстранении комиссаров Временного правительства

9 ноября 1917 года

Декрет «О печати», от него ведет свою историю советская цензура

11 ноября 1917 года

Декрет «О введении восьмичасового рабочего дня»

15 ноября 1917 года

Декларация прав народов России

24 ноября 1917 года

Декрет об уничтожении сословий

20 декабря 1917 года

Постановление о создании ВЧК

5 января 1918 года

Декрет о новом правописании

28 января 1918 года

Декрет о создании РККА на добровольческих началах

6 февраля 1918 года

Декрет о введении григорианского календаря вместо юлианского

Несмотря на такое количество законодательных актов, первая конституция РСФСР была принята только через 8 месяцев после революции. Это произошло 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов.

Рис. 3. Декрет о земле 1917.

Что мы узнали?

Кратко изучили первые декреты и постановления советской власти и их значение. Основные законы были приняты правительством, то есть Советом народных комиссаров, и II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: