Великая княгиня ольга

Ольга мудрая

Варианты происхождения

Киевская версия: Существует теория о том, что она могла быть последним членом потомков Аскольда, чья семья, возможно, была переселена в Псков. Также существует версия, которая связывает происхождение княгини с Плисковом, городом, расположенным на границе полянских, древлянских и улицких земель на берегу реки Роси.

Галицкая версия: По галицкой версии, будущая правительница Руси родилась в Плиснеске. Ее родителями были Олеги Гельги, внук датского правителя Гельги, и дочь восточнославянского князя Будимира.

Болгарская версия: Ольга занимала уникальное положение при киевском дворе. Летопись фиксирует дату ее брака, у нее был собственный двор в Вышгороде, ее послы участвовали в переговорах с Византией в 944 году, и полководцы Игоря одобряли ее регентство. Поэтому версия, согласно которой Ольга была дочерью посадника Пскова или другого боярина, маловероятна. Не достаточно данных также, чтобы утверждать, что она была дочерью болгарского царя Симеона I Великого, родившейся около 896 года в Плиске. Более обоснованной версией является предположение о том, что Ольга была внучкой болгарского князя Бориса I, дочерью его сына Владимира I, предшественника Симеона на болгарском престоле и брата Симеона.

Псковская версия: Хронология ее жизни малоизвестна. Единственная дата, о которой можно сказать с уверенностью, это дата ее смерти, зафиксированная в церковной летописи. “Повесть временных лет” утверждает, что брак Ольги и Игоря состоялся в 903 году. Однако летописец колеблется в описании ее происхождения, предполагая “от Плескова” и другие возможности. Позднее Иоакимова летопись, достоверность которой вызывает сомнения у большинства историков, связывает Ольгу с Изборском и родом Гостомысла. Псковская хроника, сохранившаяся в списке 1689 года, представляет Ольгу не как уроженку, а как основательницу Пскова.

Месть Княгини Ольги Древлянам

В 945 году от рук древлян погибает Игорь Старый. Их сын был еще мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. Первым делом она отомстила древлянам за смерть мужа.

Месть — эта почти мифическая, но рассказ о ней по истине впечатляет. Именно это время ярче всего проявилась мудрость княгини, и её хитрость.

Древляне хотели, что бы Ольга вышла замуж, за их князя Мала, и прислали свое посольство в ладье. Они говорили: «Ни едем на конях, ни пешие не идем, но понесите нас в ладье». Она согласилась и приказала выкопать большую яму, послать людей за древлянами. Понесли Киевляне их в ладье, и скину в большую яму, и заживо закопали.

Потом отправила древлянам гонца с послание — «Если и вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевсеи люди». Древляне, услышав это, отправили лучших мужей. Княгиня приказала растопить им баню, и пока те мылись, им заперли двери и подожгли баню.

После этого Ольга опять отправляет гонца к древлянам — «Вот уже иду к Вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну». Взяла с собой небольшую дружину и двинулась на легке в древлянские земли.

Оплакав мужа на его могиле, приказала насыпать великую могилу и начать тризну. Затем начался пир. Древляне подвыпили. Княгиня отошла в сторону и велела рубить древлян, и полегло их пять тысяч.

Затем вернулась в Киев и стала готовиться к взятию древлянской столицы — Искоростень. Долго длилась осада Искоростени. Тут она опять проявила хитрость. Поняв, что город еще долго может обороняться, отправила послов в город, и те заключили мир, обязали древлян заплатить дань в размере… трех голубей и воробье со двора. Древляне обрадовались, собрали дань и выдали Ольге. Она обещала уйти уже на следующий день.

Когда стемнело, то приказала своим дружинникам привязать к каждому голубю и воробью трут (тлеющий материал) и отпустить птиц. Птицы полетели в свои гнезда, которые находились в сараях, и на сеновалах.

Город Искоростень запылал. Люди побежали из города. Дружина хватала защитников и простых мирных. Людей обращали в рабство, убивали, а кого-то оставили в живых, и заставили платить большую дань. Вот так изящно и коварно отомстила она за смерть своего мужа Игоря Старого.

Путаница в источниках

О княгине Ольге рассказывает множество исторических источников: «Степенная книга» (1560-1563 гг.), «Повесть временных лет», сборник «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, Радзивилловская и некоторые другие летописи. И нередко сведения в них расходятся друг с другом.

Так, по некоторым сведениям, княгиня родилась в 893 году. Но из «Повести временных лет» следует, что она вышла замуж в 903 году, а своего первенца родила в 942 году. Тогда получается, что княгиней она стала в 10 лет, а матерью — в 49. Это выглядит, мягко говоря, сомнительным. По мнению современных историков, Ольга скорее могла появиться на свет в период с 920 по 928 год.

Неясным остается и происхождение. «Житие княгини Ольги» утверждает, что родом она из псковской деревни Выбуты, из семьи простолюдинов. В свою очередь, в Иоакимовской летописи говорится, что она происходила из знатного рода Изборских, корни которого уходят к варягам. (Кстати, имя Ольга очень схоже с древнескандинавским Хельга). Типографская летопись конца XV века и Пискаревский летописец даже называют Ольгу родной дочерью Вещего Олега, который был регентом при князе Игоре Рюриковиче.

Замужество Ольги – еще один противоречивый факт. Если верить «Повести временных лет», Игорь и Ольга впервые встретились в лесах под Псковом, где молодой князь охотился. Ему нужно было переправиться через реку на пароме. Паромщиком оказался прекрасный юноша, который на самом деле был девушкой в мужской одежде. Игорь был так поражен ее красотой, что тут же воспылал к ней желанием. Но девушка решительно отказалась становиться его наложницей. Когда позднее пришло время выбирать невесту, князь официально послал к красотке гонцов, и на этот раз она согласилась стать его женой. Есть и другая легенда: невесту Игорю выбрал князь Олег. Вот что говорится в Иоакимовской летописи: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга».

Еще один любопытный факт – крещение Ольги. Тут в источниках тоже встречаются разночтения. Большинство историков считают, что княгиня перешла в христианскую веру в 957 году в Константинополе. Ее восприемниками стали византийский император Константин VII и священник Феофилакт. При крещении Ольга получила имя Елена. В сборнике же Константина Багрянородного говорится, что в Константинополь Ольга прибыла уже крещеной.

Значение деятельности Ольги для истории Руси

“Архонтисса Ольга” Ф. Солнцев, 1869

Таким образом, княгиня Ольга вошла в историю Древней Руси как энергичная и дальновидная правительница. Ей удалось сохранить и укрепить Киевскую Русь в непростой период после гибели Игоря. Ольга сумела установить твердую центральную власть, наладить систему налогообложения и управления.

Она заложила основы государственности и финансово-административной системы Киевской Руси. Ее заслугой является и начало христианизации, сблизившее Русь с европейской цивилизацией.

Мудрая внутренняя и внешняя политика Ольги позволила усилить и стабилизировать Древнерусское государство на долгие годы вперед. Поэтому ее по праву называют одной из величайших правительниц российской истории.

Первое сражение малолетнего ставшего великим Святослава Игоревича

Имя и прозвище

Имя

Русское имя Ольга произошло, вероятно, от скандинавского имени Helga, мужская форма — Helge или Helgi, что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, Helgi или Helga было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь Олег Вещий и мог носить князь Игорь I Старый), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.

Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.

Известно древнечешское имя Olha, что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче Элга в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя Елена, хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги и об её изначальном славянском имени:

Прозвище

Прозвище Мудрая было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра», а спорная Иоакимовская летопись говорит о «мудрости» Ольги. Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя Владимира принять именно православное христианство:

Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.

Княжеский титул

В летописи чаще всего Ольгу называют либо по просто по имени, либо княгиня Ольга (именно так её называют в большинстве светских текстов по истории). Также её называют с употреблением земельного титула — Ольга Киевская.

Канонический титул

После канонизации Ольга стала известна как Ольга Святая, а с 1547 года — как Ольга Равноапостольная (святая равноапостольная княгиня Ольга). Как святая она также известна с титулом Ольга Псковская, что отражает её происхождение и особое почитание в Пскове (входит в Собор Псковских святых, а также в Соборы Киевских и Волынских святых).

Третья месть

После подожженной бани Ольга решила сама отправиться в Деревскую землю. Она заранее послала туда своего гонца со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Придя в земли древлян, на месте гибели Игоря Ольга приказала своим людям насыпать высокий холм, а после совершать поминальную тризну. Киевляне, пришедшие с княгиней, специально прислуживали древлянам и подливали им побольше вина. Вскоре древляне, уже пьяные, спросили у Ольги о том, куда же делась их предыдущая дружина, которая и сгорела в киевской бане. Она ответила, завуалированно намекая на их смерть: «Идут за мною с дружиною мужа моего». Не поняв намёка, хозяева продолжили пировать, а вскоре Ольга приказала своим киевлянам зарубить пьяных древлян, и 5 тысяч их было зарезано.

Месть молодой княгини

Однако этого Ольге показалось недостаточно. Она отправила к ничего не подозревающим древлянам своего посла с требованием, чтобы за ней прислали более пышное и многочисленное посольство. Прибывшим вскоре послам оказали очень прием, предложив с дороги попариться в бане. Там они были заперты и сожжены заживо.

После этого Ольга сообщила не знающим о судьбе своих послов древлянам, что перед вторым браком хочет совершить тризну над могилой первого мужа. В тризне, проходившей недалеко от города Искоростеня, где и был убит Игорь, участвовало 5 тысяч знатных древлян, которые затем были порублены воинами .

Дискуссия о происхождении Ольги

Княгиня Ольга была первой женщиной-правительницей в истории русского государства. О происхождении княгини из летописей нам ничего неизвестно, за исключением поздних сведений Степенной книги, сообщающей, что умерла она в возрасте $80$ лет. Если допустить, что эти сведения верны, то родилась Ольга в конце $IX$ века. Точнее вычислить вряд ли представляется возможным, поскольку некоторые источники утверждают, что на момент заключения брака Ольге было $13$ лет, но в таком случае получается, что Святослав родился, когда ей было за $50$. Ранняя хронология русских летописей абсолютно условна. Некоторые исследователи, например Рыбаков Б.А. считают, что Ольга родилась в конце $20$-х годов $X$ века, эта точка зрения представляется наиболее вероятной, поскольку в таком случае старшего сына Ольга родила, будучи еще молодой, и все события, в которых фигурирует княгиня, описывают молодую и активную женщину.

Статья: Княгиня Ольга

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

По данным Повести временных лет, княгиня происходила родом из Пскова. Имен родителей не сохранилось, но согласно мнению исследователей, она скорее всего имела варяжское происхождение. В то же время Иоакимовская летопись, спорная с точки зрения достоверности, утверждает, что Ольга была знатного славянского происхождения, из рода Гостомысла, имя ее было Прекраса, а Ольгой ее назвал Олег.

Рисунок 1. Святая великая княгиня Ольга. Бруни Н.А.

Повесть временных лет сообщает, что Игорь с Ольгой поженились в $903$ году, что, опять же, маловероятно, если учесть, что Святослав родился в $942$ году. Вероятно для того, чтобы как-то сгладить эту очевидную нестыковку, поздние источники – Устюжская и Новгородская по списку Дубровского П.П. летописи – сделали Ольгу десятилетней на момент вступления в брак.

Новгородская первая летопись содержит данные древнейшего свода, который не отражен в Повести временных лет. В этой летописи свадьба Игоря и Ольги никак не датирована, что означает, что у первых русских летописцев данных о годе свадьбы просто не было. Таким образом, возможно, что $903$ год появился при написании Повести временных лет просто для механического упорядочения хронологии.

Замечание 1

Кроме того, после сообщения о свадьбе имя Ольги появляется только через $40$ лет – огромнейший промежуток. Упоминание Ольги есть в договоре Игоря с Византией $944$ года.

Первая месть

В летописях Ольга сразу появилась как невеста Игоря, сына Рюрика и воспитанника Олега Вещего. Повесть временных лет сообщает, что невеста была взята из Пскова. Иоакимовская летопись утверждает, что Ольга была взята князем Олегом из Изборска. Как бы то ни было, на историческую арену она выходит лишь после смерти своего мужа в 945 году.


«Мщение Ольги против идолов древлянских». Ф. А. Бруни. (wikipedia.org)

Первая месть древлянам была совершена прямо у ворот Киева, где находилась сама Ольга с сыном Святославом. Древляне прислали 20 послов на переговоры по поводу женитьбы Ольги на деревском князе Мале в надежде заполучить великий Киев (официальному правителю Святославу на тот момент было всего три года). Княгиня начала переговоры: «Любезна мне речь ваша, мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами…». Сама правительница приказала вырыть огромную яму, куда на следующий день её подданные и сбросили огромную ладью со всей делегацией древлян. «И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

Путь к православию

После достижения Святославом необходимого для вхождения на престол возраста княгиня отошла на второй план, но в связи с частыми военными походами, которыми руководил её сын, управление княжеством всё ещё частично лежало на плечах Ольги.

Во время дипломатического визита в Византию великая княгиня очень прониклась православной верой и приняла святое крещение от императора Константина. В Константинополе ей также пришлось выстоять очередное испытание: император, поражённый красотой Ольги, пытался склонить её к женитьбе, но со всей своей мудростью она отвергла это предложение, не ущемляя чувств влюблённого правителя. Так Ольга стала первой на Руси правительницей, исповедовавшей христианство, за что впоследствии и была названа равноапостольной, а также причислена к лику святых.

Не только крещением княгиня заслужила святость, но и своим покаянием и борьбой за христианскую веру. Ольге пришлось немало противостоять язычникам, порой даже силовыми методами, проливая кровь и строя на завоёванных землях храмы и монастыри. Сын Святослав не принимал христианства, как и его дружина, но перечить матери не смел, позволяя ей возводить христианские церкви и крестить людей.

Своих внуков, Ярополка и Владимира, княгиня воспитывала в христианских традициях, но не спешила их крестить, опасаясь гнева Святослава, который не разделял её стремлений. Под давлением дружины и общества Ольге пришлось прекратить свои походы на север и закрыться с внуками в Киеве.

Воспитание великой княгини Ольги сделало Владимира Святославовича впоследствии крестителем Руси.

Крещение Ольги и церковное почитание

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение , и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе , Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого
». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь . Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует и 946 годам

Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс

Известно, что Роман , сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году . По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году , а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в или 955 годах . Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года , который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий , на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году . Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт , возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.

почитается
в Православной и Католической церквях
прославлен
не позднее XIII века
в лике
равноапостольной
день памяти
24 июля (григорианский календарь)
труды
Подготовка крещения Руси

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года .

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Хронология правления княгини Ольги

  • 940 год – Предполагаемая дата замужества Ольги и князя Игоря
  • 945 год – Гибель Игоря от рук древлян. Начало правления Ольги как регента при малолетнем Святославе
  • 946 год – Поход Ольги на древлян. Разорение Искоростеня. Установление дани с древлян
  • 947 год – Поездка Ольги в Новгород и Псков, установление размеров дани
  • 955 год – Крещение Ольги в Константинополе под именем Елена
  • 957 год – Поездка Ольги в Константинополь с дипломатическими целями
  • 964 год – Первое упоминание о самостоятельном походе Святослава, фактическое начало его правления
  • 968 год – Нападение печенегов, Ольга организует оборону Киева
  • 969 год – Смерть Ольги, погребение в Киеве по христианскому обряду

Историография по Ольге

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги , агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «O церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» () рассказал о неком русском князе Олеге , ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году . Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием
, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь . Анепсий
означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Крещение княгини Ольги

Крещение княгини Ольги в Константинополе

Достоверных сведений о нём мало, но, как уже указано выше, по наиболее распространённой версии состоялось крещение княгини Ольги в Константинополе (столице Византии) в 955 году. После крещения она приняла имя Елена, под котором она и упоминается в византийских летописях, так как имя “Ольга”, то есть “Хельга”, является скандинавским.

После возвращения на Киевскую Русь она начала активно насаждать новую религию и строить христианские храмы, но в целом значительного прогресса в этом не добилась, хоть и положила начало процессу обращения населения в новую веру. Завершил его князь Владимир, креститель Руси, который приходился Ольге внуком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: