История балалайки

Доклад балалайка - музыкальный инструмент

Балалайка кто придумал.

Балалайка — душа русского народа. Три струны трогают миллионы сердец. Это русский народный щипковый инструмент. Приемом звукоизвлечения является бряцанье: удары пальцами враз по всем струнам. Но действительно ли Россия родина инструмента?

Происхождение

По одной из версий она тюркского происхождения. «Бала» по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка.Русь 250 лет находилась под монголо-татарским игом. Возможно завоеватели и принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.По другой версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это все родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному, мужицкому.

Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века. Еще 3 столетия назад сложно было представить, что этот музыкальный инструмент с гордостью взойдет на подмостки концертных залов.В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, где повелел сжечь гудки, гусли, домры. По его мнению — «бесовские сосуды». А кто не подчинится, приказано отправлять в ссылку.На домрах любили играть скоморохи. Они распевали сатирические песни, высмеивая вельмож и духовенство. За что подвергались гонениям. После запрета, домра к концу 17 века просто исчезнет.Свято место занимает новый инструмент с длинным грифом и двумя струнами. Ни один народный праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у нее был не такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из любых подручных материалов. На севере это были долбленые деревянные ковши с жильными струнами.

Считается, что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную. Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева без единого гвоздя. Все свое существование, эта треугольная певунья, постоянно менялась.

Триумф в 18, сменяется почти полным забвением в 19 веке. Балалайка умирала.

Расцвет балалайки

Из небытия воскресил ее дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он решил модернизировать инструмент. Все оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Высший свет презирал балалайку. Она была развлечением крестьянским. Андреев нашел мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.

В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках.Произошло это при содействии императора Александра Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития. Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для него стали писать сложнейшие произведения. От несерьезного имиджа не осталось и следа. Из примитивной бренчалки балалайка постепенно превратилась в красивый профессиональный инструмент.

Подозревал ли Василий Андреев, создавший балалайку почти с нуля, какие возможности таятся в инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя балалайка живет уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего лишь трех струн.

Сейчас она стоит в авангарде развития культуры России. Музицировать на ней получается все. От народной музыки до классики. Игра на балалайке глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. Простота игры и широкий диапазон, делают ее уникальным, неповторимым инструментом народности.

Балалайка во второй половине XVIII века. Хандошкин

Малявин Филипп Андреевич (1869—1940). Товарищи. 1893 г.

Во второй половине XVIII века балалайка часто употребляется в музыкальных увеселениях и церемониях царского двора, а также в домашних концертах придворных вельмож. К этому времени относится появление профессиональных балалаечников городского типа. Первым среди них следует назвать «славного музыканта», блестящего скрипача И. Е. Хандошкина (1747—1804). Выдающийся исполнитель, он был и крупным композитором и дирижером, и собирателем народных песен. Не исключена возможность сочинения Хандошкиным пьес для балалайки. В его скрипичных вариациях самым широким образом используются приемы народного исполнительства и имитация народных инструментов.

Хандошкин был непревзойденным исполнителем русских народных песен как на скрипке, так и на балалайке; за ним надолго сохранилась репутация первого виртуоза на балалайке, приводившего в «музыкальный раж» высокопоставленных и искушенных в «музыкальных увеселениях» вельмож. В начале Хандошкин играл на балалайке народного образца, сделанной из тыквы, позже — на инструменте работы замечательного скрипичного мастера Ивана Батова. Вполне возможно, что балалайка Батова могла быть не только с улучшенным, нежели народная, кузовом, но и с врезными ладами. На известной картине «Народный исполнитель с треугольной балалайкой начала XIX века», опубликованной в одном из первых капитальных инструментоведческих трудов А. С. Фаминцына1, музыкант играет на балалайке усовершенствованного образца с семью врезными ладами. Лубочная картина братьев Вдовичевых (нач. XIX века), помещенная в «Атласе народных инструментов» (1975), убеждает в том, что балалаечник играет на инструменте с ладами до самого корпуса. Исследователь фольклорного исполнительства на балалайке В. Галахов считает, что ошибки здесь быть не может, так как для лубочных картин характерно выписывание деталей. В середине XIX века виртуозы-балалаечники, игравшие на «особых» балалайках настолько хорошо, что «масса людей приходила их слушать», встречались в Самарской, Орловской, Пермской, Екатеринбургской, Мурманской, Нижегородской губерниях. По-видимому, профессиональные музыканты-балалаечники, предъявляя повышенные требования к качеству инструмента, использовали в своей практике не простые образцы народных балалаек, а акустически улучшенные модели.

Краткая история

Балалайка была популярна еще во времена Московской Руси, она продолжила традиции древнерусского инструмента — домры, и была придумана русским народом в 16−17 столетии.

Название «балалайка» состоит из общей корневой основы — бал (в лексическом словаре по буквам: *b, h, ā). Это звукоподражательная форма — древнеславянское толкование «болтать, говорить», например, в словах балабол, баламут, балакать, балагур. История происхождения названия указывает непосредственно на главное предназначение инструмента — развлекать человека, поддерживать настроение.

После возникновения балалайки ее привычный вид формировался на протяжении нескольких веков. Вначале корпус был полукруглым с довольно длинным грифом, но к XVII-XVIII столетию появилась и широко распространилась конструкция с треугольными формами. Многие региональных традиций создания привели к тому, что до XIX столетия в народе существовало несколько видов инструмента — от редких маленьких балалаек с овальным корпусом до самых распространенных вариантов треугольной формы и большим грифом. Число струн также отличалось — от 2 до 6.

В начале XX столетия балалайку значительно переработала команда музыкальных мастеров во главе с Василием Андреевым. Она начала применяться профессиональными музыкантами на сцене. Вследствие этого новая конструкция закрепилась в производственной практике, и сегодня выглядит балалайка именно так, как ее представляют многие современники.

Балалайка делится на два основных вида: традиционную и профессиональную. В академической среде сложился особый тип конструкции с нейлоновыми струнами, унифицированным квартовым строем, огромным звукорядом. Игра на этой балалайке потребует от музыканта знания нот и владения большим набором приемов извлечения звука.

В народе распространен инструмент артельного (традиционного) изготовления. Он отличается использованием стальных струн, меньшим количеством ладов. Овладеть игрой на этой балалайке очень просто, так как требуется минимум времени и знаний нотной грамоты, поэтому ее часто используют на уроках музыки в детских классах.

История балалайки

До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Согласно одним гипотезам, балалайка была придумана на Руси; другим — заимствована у соседних народов (татар или киргизов).

Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (~1688 год). В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапецивидные, и с разным количеством струн − от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.

Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев(14 января 1861 — 26 декабря 1918).
Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц.
Летом 1883 молодой дворянин увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею. Андреев встретился с тверским виртуозом-балалаечником А.С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Немного освоившись с новым инструментом он даёт любительские концерты.

Весной 1886 года Василий Васильевич совместно с Петербургским скрипичным мастером В.В. Ивановым создаёт первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Выступления Андреева имеют большой общественный резонанс в Петербурге, что способствует росту популярности балалайки.

В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создает хроматическую балалайку приму и её разновидности — альт, пикколо, бас, позднее — контрабас. Балалайка приобретает тот вид в котором мы её знаем: гриф с металлическими ладами, расположенными в хроматическом порядке, колковая механика, треугольная форма корпуса. В широкое употребление вошли жильные струны, придавшие звучанию мягкий грудной оттенок. Установлен постоянный строй, получивший широкое распространение у концертирующих балалаечников и впоследствии названный академическим (ми-ми-ля/e-e-a).

В 1887 году в Петербурге издан первый самоучитель: «Школа для балалайки», составленный П.К. Селиверстовым при участии известного артиста игры на балалайке В.В. Андреева с приложением песен, исполненных им в концерте.

Осенью 1887 В.В. Андреев организует кружок любителей балалайки, а затем в Соляном городке в Петербурге в помещении Педагогического музея открывает классы обучения игре на балалайке.

20 марта 1888 в петербургском зале Городского кредитного общества состоялось триумфальное выступление Кружка балалаечников, ставшее днем рождения оркестра русских народных инструментов. Восемь петербургских музыкантов: В.В. Андреев, А.А. Волков, В.А. Панченко, А.В. Паригорин, Ф.Е. Рейнеке, А.Ф. Соловьев, Д.Д. Федоров, Н.П. Штибер исполнили обработки русских народных песен, а В.В. Андреев исполнил «Марш для балалайки и фортепиано» собственного сочинения.

Слава об Андрееве и «Кружке балалаечников» после концертов 1889 года в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже распространяется по всему миру.

Реконструированная балалайка широко входит в быт. Мастера-художники начинают создавать образцы высококачественных концертных инструментов. Наряду с любителями появляются солисты-виртуозы: В.В. Андреев, Б.С. Трояновский, создавшие своим блестящим исполнительским мастерством славу инструменту как в России так и за её пределами.

В конце XIX — начале XX веков развитие балалаечного исскуства приводит к созданию большого количества балалаечных кружков, а затем, с реконструкцией домры и гуслей, к созданию национального русского народного оркестра.

Название инструмента «балалайка»(«балабайка») как и русские слова: балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить происходит от общеславянского *balalbol.
Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Балалайка — замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры.

Более подробно:
История развития и усовершенствования балалайки (Дипломный реферат Валерия Гребенникова ГМПИ им.Гнесиных 1982 года. Рецензент П.И.Нечепоренко.)

На http://www.cognac-whisky.ru арманьяк 1955 года купить.

Настройка

Наиболее часто применяемые настройки:

  • Балалаечная — традиционная, старая. После настройки первой струны под нее подстраивают другие. Среднюю и последнюю струны прижимают на 5-ом ладу, настраивают под первую.
  • Гитарная — наиболее популярная современная настройка. Под первую струну, настроенную на нужную высоту, подбирают другие. Среднюю прижимают на 3-ем ладу, настраивают под первую. А последнюю прижимают на 4-ом ладу, настраивают под среднюю.

Помимо вышеперечисленных, популярны некоторые региональные настройки. Многие балалаечники используют сразу несколько настроек, тем самым создают оригинальные мелодии.

Способы настройки

В различных регионах страны есть разные способы настроек. Наиболее распространенные виды — минорный, балалаечный и гитарный строй. Кроме этого существует академический вариант, он предназначен для профессиональных музыкантов. Всего около 12 способов наладки:

  1. Балалаечный строй. Настроив первую струну на любую комфортную высоту, нужно подстроить под нее остальные. Для чего средняя зажимается на 5 ладу и настраивается в унисон с первой. Это же делают с третьей. Так выходит 2 одинаковые по звучанию струны и одна самая высокая. Это самый старый вариант настройки. До XX столетия такой строй являлся наиболее популярным в народной среде. Он и сегодня распространен у деревенских музыкантов в некоторых регионах.
  2. Гитарный строй. Первая струна настраивается на любую удобную высоту и под нее подстраиваются остальные. Для чего средняя зажимается на 3 ладу, и подтягиванием рукой на колке добиваются унисона с первой. Третья зажимается на 4 ладу, настраивается под среднюю. После наладки инструмента он должен издавать стройный мажорный аккорд. Гитарный строй, вероятнее всего, называется так из-за совпадения настройки с первыми струнами гитары. Это наиболее популярный сегодня народный вариант подстроки балалайки.
  3. Редкие настройки. Вместе с распространенными балалаечными настройками есть и другие, которые используются в некоторых регионах. Музыканты смело применяют одновременно несколько разновидностей подстройки звучания. Это дает возможность находить оригинальные мелодические ходы, добавляя уникальность в репертуар.

https://youtube.com/watch?v=1wvV_Pfzbdw

Выбор струн

В академической балалайке применяются наборы из одной металлической струны и двух синтетических (карбон или нейлон). Возможны отклонения в диаметре (0,02−0,04 мм) — это зависит от акустических особенностей инструмента и требований непосредственно музыканта. Многие исполнители специально делают шлифовку синтетических струн.

В народной балалайке находятся стальные струны. Выбор их диаметра будет зависеть от способа настройки. Для аккордных подстроек (скрипочный, минорный, гитарный строй) требуются струны 3-х различных диаметров. Для двухголосой наладки (цыганской, балалаечной) необходимы струны 2-х разных сечений.

Характерная закономерность следующая: чем ниже строй инструмента, тем больше требуется толщина струн. К примеру, распространенный вариант гитарного строя до-ми-соль потребует комплекта струн довольно большого диаметра (.015-.012-.012 inch).

И наоборот, чем выше строй, тем меньше необходима толщина. Если не соблюдать эти элементарные требования, музыкант будет испытывать сильный дискомфорт во время игры, а балалайка потеряет качество звучания.

Нужно сказать, что некоторые музыканты устанавливают все струны одного сечения для любых способов настройки — это в основном используется для деревенской музыки. Многие исполнители подбирают струны с учетом манеры игры, к примеру, при мягком извлечении звука устанавливаются очень тонкие струны.

Также необходимо не забывать, что струны балалайки нуждаются в периодическом уходе. Прежде чем их установить, они протираются спиртосодержащим составом. Во время частого использования нужно все время протирать струны, так как от этого зависит непосредственно яркость звучания. Регулярно их нужно заменять на новые, поскольку во время эксплуатации неизбежно происходит деформация (окисление, нарушение калибровки, растягивание), это приводит к эффекту «плавающего» строя балалайки.

Виды

Балалайки менялись в угоду времени. Современные изделия делятся на 3 вида в зависимости от назначения.

Академическая

Классический вид, применяемый в современности в оркестрах, на концертных выступлениях, в музыкальных школах. Инструмент оснащен панцирем.

Традиционная

Вид без панциря, чаще всего с металлическими струнами. Порожек находится ниже, что обеспечивает более мягкое звучание. Струны совсем мало отстают от грифа. Инструмент оптимален для выступления соло и для учебных целей. До конца 19 века был 6-струнным.

Электроакустическая

Звучит почти так же, как обычные инструменты, только для воспроизведения звука требуется электропитание. Выглядит инструмент более привлекательно. Звук можно изменить, если подключить специальные эффекты.

Интересные факты балалайка. История балалайки

Но прежде, чем мы начнём пристально рассматривать музыканта и со всех сторон изучать находящийся у него в руках инструмент, предлагаю обратиться к происхождению балалайки. Интересным фактом является то, что, как и в случае с гармоникой, изобретение балалайки приписывает себе сразу не одно государство. Давайте же в этом разберёмся.

Большинство специалистов в сфере музыки сходятся во мнении, что этот инструмент был «скопирован» славянскими мастерами с домбры, распространённой в Азии. В то же время, некоторые называют «производителем» балалайки Германию, Чехию, Польшу и даже Францию. Докопаться до истины в данном случае сложно, но нужно помнить о том, почему балалайка названа русским именем.

Руки наших предков придали ей «смысл» и сделали настоящим достоянием народа. В Древней Руси она ожила, начав дарить радость всем, кто только услышит этот волшебный звук.

Сначала «русская гитара» имела примитивное устройство и состояла из простого деревянного корпуса и длинной «ручки», на которой были закреплены три или даже две струны.

Сегодняшняя балалайка появилась благодаря стараниям Василия Андреева, знаменитого мещанина, и народных умельцев – Налимова, Пасербского и Иванова. Им удалось укоротить гиф, а также изменить материал корпуса, сделав инструмент лёгким, прочным и долговечным. Их работа породила множество разновидностей балалаек, с которыми мы сейчас познакомимся.

Музыкальный инструмент как символ народного характера

23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.

Если честно, я никогда не воспринимала балалайку как серьёзный инструмент. «Скрипка – вот это да, а балалайка…» – думала я до тех пор, пока учиться на этом инструменте не начал мой младший сын, и у него стало неплохо получаться. Тогда я заинтересовалась балалайкой, её историей и возможностями.Конечно, как у истинного библиотекаря, у меня возник вопрос: если балалайку считают таким русским инструментом, часто ли его упоминают в своих произведениях русские литераторы? И – понеслось… Я копалась в интернете, в книгах, нотах, в своей памяти. Оказалось, материала очень мало, сведения на эту тему довольно скудные и повторяются на разных сайтах. Но, тем не менее, кое-какие выводы сделать можно. И даже придумать, что провести в библиотеке к Дню балалайки! Итак…

Треугольная доска,А на ней три волоска,Волос – тонкий,Голос – звонкий,Три струны, а звук какой,С переливами, живой!Узнаю его в момент –самый русский инструмент.

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете, несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа – то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере.

Балалайка вызывает изумление у иностранцев – слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трёх струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Устройство инструмента

Состоит из следующих элементов:

  • корпуса, треугольного, плоского спереди, округлого, имеющего 5-9 клиньев сзади;
  • струн ( количество всегда равное– три штуки);
  • голосника – круглого отверстия посередине корпуса, с лицевой стороны;
  • грифа – деревянной длинной пластины, вдоль которой расположены струны;
  • ладов – тонких полосок, расположенных на грифе, изменяющих тон звучащих струн (количество ладов – 15-24);
  • лопатки – детали, венчающей гриф, с прикрепленным механизмом для натягивания струн.

Строение балалайки и гитары имеет схожие признаки. Оба инструмента – струнные, щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

  • форма корпуса;
  • количество струн;
  • габаритные размеры;
  • манера исполнения;
  • различие строя.

Сообщение по теме Балалайка — музыкальный инструмент

Балалайка — это струнный музыкальный инструмент, который является символом русской культуры. Он имеет треугольную форму и обычно имеет три струны. Балалайка играет важную роль в русской народной музыке и используется в различных музыкальных жанрах, таких как фольклор, классическая музыка, джаз и рок.

История балалайки уходит корнями в глубину веков. Первые балалайки были сделаны из дерева и имели всего две струны. С течением времени инструмент эволюционировал, получил третью струну и стал более сложным в конструкции. В XIX веке балалайка стала популярной вариацией инструмента домры.

Одной из причин популярности балалайки является ее относительная простота в использовании. Балалайку можно быстро овладеть, даже если вы не имеете музыкального образования. Кроме того, балалайка легкая и портативная, что делает ее идеальным инструментом для путешествий и выступлений.

Хотя балалайка обычно ассоциируется с русской культурой, она также используется в других странах, таких как Украина, Беларусь, Польша и Финляндия. Инструмент также получил признание за пределами России благодаря выступлениям известных музыкантов, таких как Владимир Высоцкий, Пьер Нарцисс и Игорь Стравинский.

В заключение, можно сказать, что балалайка — это уникальный музыкальный инструмент, который играет важную роль в русской культуре и музыке. Его простота в использовании делает его доступным для широкой аудитории, а его звук прекрасно сочетается с различными жанрами музыки.

Как выбрать

При покупке балалайки необходимо обратить внимание на внешний вид и удобство использования. На музыкальном инструменте не должно быть царапин, трещин, отколовшихся кусков

Постучите по деке: она не должна потрескивать. Форма фартука должна быть симметричной, безупречной, поверхность деки — ровной. Детали не должны вдавливаться, сгибаться. На струнах не должно быть следов коррозии. Возьмите балалайку в руки, оцените, комфортно ли играть.

Проверьте качество каждой детали:

  • Лады должны быть гладкими, не задевающими пальцы при игре.
  • Панцирь — защитное покрытие — должен быть навесным, соприкасающимся с поверхностью деки.
  • Колки должны быть сделаны из цельного металла с безупречной шлифовкой.
  • Струны нужно брать рекомендуемого размера. Слишком тонкие звучат слабо и приглушенно, а толстые — грубо и резко.
  • Подставка обязательно твердая, обеспечивающая стабильность звучания. Высокая делает звуки резче, низкая — мелодичнее.
  • Ремешок — удобное приспособление для новичков. Крепежи находятся на нижней задней части корпуса и на верхнем порожке.

Легенда о балалайке. История балалайки

Балалайка является поистине народным музыкальным инструментом, и свое название она получила также в народе. Изредка правда встречается и другое – балабайка, более характерное для юга России, Белоруссии, Украины

Считается, что название «балалайка» произошло от слов «балакать», «балагурить», что означает «пустозвонить», «болтать», разговаривать о чем-то неважном. Звуки балалайки ассоциировались именно с бренчанием струн

По другой версии название «балалайка» произошло от татарского слова «бала», что означает «дитя». Но ведь вполне возможно, что слова «балабонить» и «балакать» также произошли от этого слова, поскольку ассоциировались с детским лепетом и болтовней.

Как ни странно, но история создания балалайки сохранила совсем немного упоминаний об этом музыкальном инструменте. Сведения о ней неясны, а зачастую и противоречивы. А вот упоминаний о домре намного больше. Этот музыкальный инструмент считается прообразом балалайки. Однако есть версия, что балалайка и домра существовали одновременно.

Некоторые историки полагают, что на домре играли скоморохи, а балалайка всегда была исключительно народным инструментом. С исчезновением скоморохов пропал и их музыкальный инструмент, а вот балалайка осталась. Кроме того, есть еще одно предположение, что домру просто со временем переименовали в балалайку. Возможно, это связано с тем, что в определенные периоды в истории отношение к домре было разным: один царь наслаждался звуками этого инструмента, другой, наоборот, не признавал и подвергал гонениям музыкантов, играющих на нем.

Более четкие упоминания в истории создания балалайки встречаются в документах времен правления Петра I, например, в «Реестре» 1714 года. Начиная с 18-го столетия, балалайка постепенно начала завоевывать любовь славянских народов и со временем была признана национальным инструментом, став символом русского народа. Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало ее звучанию звонкости, и, одновременно, мягкости. Со временем балалайку преобразовали из округлой в треугольную, добавили еще одну струну и сократили длину грифа.

Ошибочно считать, что в наши дни о балалайке забыли. Конечно, она уже не так распространена, как была раньше. Однако балалайка до сих пор востребована среди современных профессиональных музыкантов. В настоящее время балалайка значительно усовершенствована как музыкальный инструмент. Это позволяет извлекать из нее новые звуки. Музыкантов, профессионально играющих на балалайке, называют мастерами-балалаечниками или виртуозами-балалаечниками. Благодаря их умениям, звучат не только привычные нашему слуху русские народные мелодии, но и разнообразные вариации на тему произведений зарубежных классиков и современных музыкантов. На сегодняшний день написано немало музыкальных произведений самого различного характера, предназначенных для исполнения на балалайке – концерты, сонаты, сюиты и так далее.

Более того, программы по обучению мастеров-балалаечников поддерживаются на государственном уровне. Практически в каждой детской музыкальной школе страны есть обучение игре на балалайке. Учебный срок варьируется от 5 до 7 лет.

Среди известных виртуозов-балалаечников можно назвать Андреева Василия Васильевича, Калинина Дмитрия Анатольевича, Налимова Семена Ивановича, Трояновского Бориса Сергеевича и многих других.

Как выглядит балалайка. История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует.
Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку-гриф, по крайней мере, в четыре раза более длинную».

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителюи мастерам В. В. Иванову, Ф. С. Пасербскому,и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 1 апреля (20 марта) 1888 года в зданиисостоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный«Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы»кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

В документе 1719 года «Происшествие в Александро-Свирском монастыре», обличающем служащихпод Петербургом, в числе обвинений, помимо пьянства и курения приводится игра на,,, балалайках и домрах. Впоследствии, музыкальные инструменты вместе с шахматами были изъяты и были разбиты о камень перед всей братией

говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме«Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку ».

Вслово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также ви белорусском языке.

В первой половине XIX века балалайки продолжали делать в основном всего с двумя струнами. Николай Гоголь в «Мёртвых душах» описывает характерную для своего времени двуструнную балалайку с округлым (овальным или грушевидным) корпусом, изготавливаемым из:

Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двуструнные лёгкие балалайки…

Энциклопедический лексикон Плюшара указывает, что к 1830-м гг. появились также и четырёхструнные инструменты, но даже и в 1860-х гг. Владимир Даль равноправно пишет «о двух или трёх кишечных струнах».

П. Е. Заболотский «Мальчик с балалайкой» (1835).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: