Драгунские полки петра 1

Драгунские полки петра 1

Зарождение марийского народа

Происхождение народа иногда является одной из самых больших загадок при его изучении. В данном случае Мари не является исключением. Большинство историков считают, что предки марийцев появились примерно в первом тысячелетии до нашей эры. Они принадлежали к Городецкой цивилизации, занимавшей правобережье Северной Волги.

В то же время асселинцы, жившие на левом берегу, стали родоначальниками новых племен, так что сами марийцы — результат смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром сосредоточения новых людей, откуда они разошлись по другим частям России.

Абсолютно ничего не известно о том, какой была жизнь марийцев в первые дни их появления. Самое раннее упоминание встречается у Иордана, готского историка, жившего в шестом веке.

Эта информация в некоторой степени раскрывает характер марийцев, которые описываются как воинственный и жестокий народ. Хорошо известно, что марийские воины часто ассоциируются с хазарами или волжскими булгарами.

Язык

Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %) и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие. Среди 312 178 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).

Религия и обычаи марийцев

В 2007 году министр культуры республики заявил, что христиане составляют 67,3 % населения региона. Однако трудно сказать, насколько точны эти данные. Помимо православной веры, современные жители республики также придерживаются веры своих предков, древнего марийского язычества — чимари.

Эта религия исторически сложилась естественным образом в период упадка трайбализма. Она включает в себя поклонение одушевленным силам природы и разделение мира на реальный и нереальный. Верховный бог небес — Юмо. Каждый год черемисы приносили ему в жертву лошадей и скот, чтобы у бога неба всегда был его конь, а его небесные стада никогда не иссякали. У Урана также было женское божество, Мать Юминава, но у него не было специальных святилищ. Шочинава, богиня всего сущего, была самой популярной из «матерей». Она считалась покровительницей всех живых существ и каждого из них.

Отношения между маристами и Русской православной церковью всегда были сложными. Их массовая миграция в Башкортостан была именно результатом насильственной христианизации. В 1830 году министр внутренних дел даже приказал взорвать молитвенный камень в Чумбылатском курыке. Однако жрецы и чиновники не учли, что жители этой местности поклонялись не камню, а божеству, обитавшему там. Преследования продолжались и в советский период. Но марийцы пронесли свою веру и ритуалы через века, чего, к сожалению, нельзя сказать о мифологии — сохранились лишь некоторые легенды.

В 1990-х годах произошел религиозный взрыв, который затронул и Марий Эл. В 1991 году, когда первого президента республики — Владислава Зотина — благословил марийский священник вместе с православным священником. А шестью месяцами ранее Верховный Совет Марийской Автономной Советской Социалистической Республики принял закон «Об охране и рациональном использовании окружающей среды», в котором говорилось об охране священных лесов. Однако уже следующий президент отменил этот указ.

Язык марийцев

Марийский язык так же неоднороден, как и его носители. Ученые выделяют три основных диалекта: луговской диалект (который также содержит восточные акценты), горский диалект и северо-западный диалект. Первые два, наряду с русским, являются официальными языками Республики Марий Эл.

Наиболее распространенным является луговой язык. Согласно переписи населения 2010 года, 365 316 человек говорят на этом языке. Он был (вероятно) первым, который был записан. Датой появления письменности на марийском языке считается 1775 год, когда казанский митрополит В. Пуцек-Григорович опубликовал свои «Очерки по грамматике черемисского языка». Там было несколько слов с гор, но основу произведения составлял язык прерий. Для письма автор использовал буквы русского алфавита того времени и добавил еще несколько для выражения звуков, которых не существовало в русском языке.

Первой книгой в Мидоуленде был Катехизис 1804 года, из которого не сохранилось ни одного тома. В 1821 году была опубликована первая книга о горцах. Это было Евангелие. Между тем, ни один из языков не имел алфавита. Она появилась лишь в 1970-х годах благодаря деятельности Братства Святого Гурия, которое переводило церковные книги на языки народов России. К концу века стали издаваться журналы и романы на марийских языках.

Первое руководство было опубликовано только в 1995 году. Одна из его букв — «ӱ̊» — на тот момент не существовала в Юникоде и не могла быть найдена ни в одном другом алфавите мира. Теперь используется более «популярная» буква «ӫ».

Гусарские хоругви.

Во времена Петра Первого драгуны еще не считались легкой кавалерией. Петр Первый отмечал пользу регулярных
гусарских полков венгров и сербов. В 1707 г. Апостолу Кизевичу было поручено сформировать из венгров, сербов,
молдаван и валахов легкую конную команду в 300 человек под названием Воложская Хоронгва.

Хоронгва или хоругвь – тактическая единица в средневековой Руси, Польши, Великого княжества Литовского. Численность
хоругви примерно соответствовала роте (от нем. Rotte), состоявшая из 25-80 копий. В соответствии с толковым
словарем Даля, хоругвь – это часть войска, при которой состоит хоругвь или значок, употребляется чаще в отношении
кавалерии – эскадрон, сотня.

Венгерский гусар Австрийской империи 1710 г.
Художник Рудольф фон Оттенфельд

К
Турецкому походу 1711 г.
Воложская хоронгва была увеличена до 6 полков. Дополнительно были сформированы
Сербская и Польская хоругви. Однако из-за низкой дисциплины и дорогой платы хоругви были распущены. От них
оставили 1500 человек в составе 5-ти сотенных команд:
Венгерской
Воложской
Казачьей
Команды постепенно сокращались в численности и по окончании
Северной войны
в 1721 г. были окончательно
расформированы.

Однако Петр Первый не отказался от желания основать легкую кавалерию. В 1723 г. сербскому майору Албанезу была
дана грамота с поручением призывать сербов на русскую службу. Из сербов формировали гусарские полки, содержание
назначалось такое же, как и в австрийских полках. Семейные гусары наделялись землей и угодьями. Однако учредить
регулярную гусарскую кавалерию удалось не ранее 1740-х годов.

Падение Астрахани и Сибирского ханства

Вслед за Казанью пала Астрахань. Как и в Казани, в Астрахани в последний период её существования правили марионеточные промосковские ханы. Но, увы, попытка покорностью купить милость грозного царя не увенчалась успехом.

Для Астраханского ханства установление власти русских царей закончилось особенно печально. Если в современном Татарстане татары составляют больше половины населения, то в Астраханской области их не набирается и 6 процентов.

Никаких памятников архитектуры и письменности также не сохранилось после русского завоевания. Прекрасные дворцы и сады были разрушены. От них остались только камни, которые местное население потихоньку растаскивает для хозяйственных нужд.

В 1582 г. казаки под руководством атамана Ермака заняли столицу Сибирского ханства – город Кашлык. Хан Кучум оказал ожесточенное сопротивление. Пожалуй, именно сибирские татары дольше всех, и наиболее последовательно сопротивлялись захвату их земли русскими войсками. Кучум отступил на юг, но борьбу не прекратил. Русские активно укреплялись на завоеванной земле: строили крепости и наращивали вооруженную группировку.

Утонул атаман Ермак, умер царь Иван Грозный, а хан Кучум всё продолжал свою борьбу. Но в итоге он был окончательно разбит в 1598 г. Новый царь Борис Годунов предложил Кучуму перейти на государеву службу, но вольнолюбивый хан наотрез отказался. Борьбу Кучума продолжили его сыновья Аблайкерим и Кирей, но история Сибирского ханства закончилось.

Сибирских татар осталось больше, чем астраханских. Астраханских сейчас осталось ок. 60 тыс. человек, а сибирских – полмиллиона. Но и они не имеют своей национально-культурной автономии, живут рассеяно по разным западно-сибирским областям.

Черемисские войны 1571 – 1574 и 1581 – 1585 гг. Последствия присоединения марийцев к Русскому государству

(Из: Свечников С.К. Методическое пособие «История марийского народа IX-XVI веков» Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005)

После восстания 1552 – 1557 гг. царская администрация начала устанавливать жесткий административно-полицейский контроль над народами Среднего Поволжья, однако на первых порах это удалось сделать лишь на Горной стороне и в непосредственной близости от Казани, в то время как на большей части Луговой стороны власть администрации была номинальной. Зависимость местного левобережного марийского населения выражалась лишь в том, что оно платило символическую дань и выставляло из своей среды воинов, которых отправляли на Ливонскую войну (1558 – 1583 гг.). Более того, луговые и северо-западные марийцы продолжали совершать набеги на русские земли, а местные предводители активно налаживали контакты с крымским ханом с целью заключения антимосковского военного союза. Не случайно Вторая Черемисская война 1571 – 1574 гг. началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы. Причинами Второй Черемисской войны явились, с одной стороны, те же факторы, которые побудили поволжские народы начать антимосковское повстанческое движение вскоре после падения Казани, с другой стороны, население, которое находилось под наиболее жестким контролем со стороны царской администрации, было недовольно ростом объема повинностей, злоупотреблениями и беззастенчивым произволом чиновников, а также полосой неудач в затянувшейся Ливонской войне. Так во втором крупном восстании народов Среднего Поволжья переплелись национально-освободительные и антифеодальные мотивы. Еще одним отличием Второй Черемисской войны от Первой было сравнительно активное вмешательство иностранных государств – Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Кроме того, восстание охватило соседние регионы, уже вошедшие к тому времени в состав России – Нижнее Поволжье и Приуралье. С помощью целого комплекса мер (мирные переговоры с достижением компромисса с представителями умеренного крыла восставших, подкупы, изоляция повстанцев от их иностранных союзников, карательные походы, строительство крепостей (в 1574 г. в устье Большой и Малой Кокшаг был построен Кокшайск, первый город на территории современной Республики Марий Эл)) правительству Ивана IV Грозного удалось сначала расколоть повстанческое движение, а затем подавить его.

Очередное вооруженное выступление народов Поволжья и Приуралья, начавшееся в 1581 г., было вызвано теми же причинами, что и предыдущее. Новым было то, что жесткий административно-полицейский надзор начал распространяться и на Луговую сторону (приставление к местному населению голов («сторожей») – русских служилых людей, осуществлявших контроль, частичное разоружение, конфискацию лошадей). Восстание началось в Приуралье летом 1581 г. (нападение татар, хантов и манси на владения Строгановых), затем волнения перекинулись к левобережным марийцам, вскоре к ним присоединились горные марийцы, казанские татары, удмурты, чуваши и башкиры. Повстанцы блокировали Казань, Свияжск и Чебоксары, совершали далекие походы в глубь русской территории – к Нижнему Новгороду, Хлынову, Галичу. Русское правительство было вынуждено срочно прекратить Ливонскую войну, заключив перемирие с Речью Посполитой (1582 г.) и со Швецией (1583 г.), и бросить значительные силы на усмирение поволжского населения. Основными методами борьбы против восставших были карательные походы, строительство крепостей (в 1583 г. возведен Козьмодемьянск, в 1584 г. – Царевококшайск, в 1585 г. – Царевосанчурск), а также мирные переговоры, в ходе которых Иван IV, а после его смерти фактический правитель России Борис Годунов обещали желавшим прекратить сопротивление амнистию и подарки. В итоге весной 1585 г. «добили челом государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея Руси черемиса вековым миром».

Религия

До обращения в православие у марицев существовала собственная языческая традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в духовной культуре и в настоящее время. Незначительная часть марийцев исповедует ислам. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».

В XIX веке язычество у марийцев подвергалось гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык, однако, что интересно, уничтожения Чумбылатова камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству.

История

Ядро древней марийской народности, возникшей в I тысячелетии н.э. Хр. были финно-венгерские племена.

Этнокультурные контакты с болгарами, затем с татарами (тюркские соседи оказали наибольшее влияние на восточные группы марийцев; некоторые из них приняли ислам) и в последнее время с русскими (наиболее выраженные в северо-западных и горных районах Марий Эл) сыграли важную роль в формировании и развитии марийцев. Особенно многочисленны культурно-бытовые аналогии с чувашами (это особенно касается горных марийцев и южных ливадийских марийцев).

В прошлом, за редким исключением, арийцы жили в сельских поселениях, и даже сегодня более 60% арийцев занимаются сельским хозяйством. Общинность и землепользование с традиционным патриархальным укладом сохранялись до 1930-х годов; преобладали сложные общины (см. Община).

Праздник марийцев Семика

Архив журнала «Наша Родина — Татарстан

Присоединение горных марийцев к Русскому государству

Вхождение марийцев в состав Русского государства было многоступенчатым процессом, и первыми были присоединены горные марийцы. Вместе с остальным населением Горной стороны они были заинтересованы в мирных отношениях с Русским государством, в то время как весной 1545 года началась серия крупных походов русских войск на Казань. В конце 1546 года горные люди (Тугай, Атачик) предприняли попытку установления военного союза с Россией и вместе с политическими эмигрантами из числа казанских феодалов добивались свержения хана Сафа-Гирея и возведения на престол московского вассала Шах-Али, чтобы тем самым предотвратить новые вторжения русских войск и покончить с деспотичной прокрымской внутренней политикой хана. Однако Москва в это время уже взяла курс на окончательное присоединение ханства – Иван IV венчался на царство (это свидетельствует о выдвижении русским государем своей претензии на казанский престол и другие резиденции золотоордынских царей). Тем не менее московскому правительству не удалось воспользоваться успешно начавшимся мятежом казанских феодалов во главе с князем Кадышем против Сафа-Гирея, а помощь, предложенная горными людьми, была отвергнута русскими воеводами. Горная сторона продолжала рассматриваться Москвой в качестве вражеской территории и после зимы 1546/47 года (походы на Казань зимой 1547/48 и зимой 1549/50 года).

К 1551 году в московских правительственных кругах созрел план присоединения Казанского ханства к России, предусматривавший отторжение Горной стороны с последующим превращением ее в опорную базу для захвата остальной части ханства. Летом 1551 года, когда был возведен мощный военный форпост в устье Свияги (крепость Свияжск), удалось осуществить присоединение Горной стороны к Русскому государству.

Причинами вхождения горных марийцев и остального населения Горной стороны в состав России, по всей видимости, явились:

1. ввод многочисленного контингента русских войск, возведение города-крепости Свияжска;

2. бегство в Казань местной антимосковской группы феодалов, которая могла бы организовать сопротивление;

3. усталость населения Горной стороны от опустошительных вторжений русских войск, его стремление установить мирные отношения путем восстановления московского протектората;

4. использование русской дипломатией антикрымских и промосковских настроений горных людей в целях непосредственного включения Горной стороны в состав России (на действия населения Горной стороны серьезно повлияло прибытие на Свиягу вместе с русскими воеводами бывшего казанского хана Шах-Али в сопровождении пятисот татарских феодалов, поступивших на русскую службу);

5. подкуп местной знати и рядовых воинов-ополченцев, освобождение горных людей от налогов на три года;

6. сравнительно тесные связи народов Горной стороны с Россией в предшествующие присоединению годы.

По поводу характера присоединения Горной стороны к Русскому государству среди историков не сложилось единого мнения. Одна часть ученых считает, что народы Горной стороны вошли в состав России добровольно, другие утверждают, что это был насильственный захват, третьи придерживаются версии о мирном, но вынужденном характере присоединени. Очевидно, в присоединении Горной стороны к Русскому государству свою роль сыграли как причины и обстоятельства военного, насильственного, так и мирного, ненасильственного характера. Эти факторы взаимно дополнили друг друга, придав вхождению горных марийцев и других народов Горной стороны в состав России исключительное своеобразие.

Что представляет собой марийское язычество

Конечно, я не Фрейзер и даже не Элиаде, но я могу что-то описать и проанализировать. Как организована марийская религия? Есть несколько основных вещей: священные рощи, жрецы и культ Юмо. Священные рощи на самом деле являются храмами и святилищами, потому что марийцы похожи на кельтов с их священными лесами. Здесь совершаются ритуалы, произносятся молитвы и приносятся жертвы, а в наше время также предлагается еда и «арака», или самогон. К счастью, подлинных записей о человеческих жертвоприношениях нет, хотя в 19 веке проводились судебные процессы по обвинению в ритуальных убийствах мордвинов с их схожей мифологией и верованиями. Жрец религии, «карт», выполняет более предсказуемые роли наставника и наиболее опытного посредника между миром людей и богами. Как и все священники, они питают необъяснимое пристрастие к странным головным уборам. Юмо, как я уже говорил, является верховным божеством марийцев, которые переняли концепции богов русских и даже Аллаха от своих соседей-татар.

Всегда легко узнать священнослужителя по странной шляпе.

Скорее всего, марийцы с приходом русских оказались между политеизмом и монотеизмом, то есть в их представлении верховное божество является всеведущим, безличным и равномерно распределенным по всей Вселенной, а остальные боги являются своего рода его заменителями. В то же время Юмо обладает характером, наглостью, даже поведением и своего рода слепотой к человеческим делам. Все, что я вам здесь рассказываю, звучит немного похоже на Лавкрафта — одни из последних настоящих язычников в Европе, жертвоприношения и так далее — но на самом деле все это не так жутко и мистично, как может показаться на первый взгляд. Человек придает божеству смысл, перенося на него свои собственные представления о силе. Он расширяет его и доводит до крайностей: китайцы считали верховным божеством императора, скандинавы — верховного вождя конунга и так далее.

Котлы для приготовления подношений на священной горе Чумбилат

В представлении Мари, Юмо — это своего рода деревенский староста, но в масштабах вселенной. Он всем командует и все знает, но при этом по-своему хитер, любит, когда люди просят его о помощи, и ценит вкусные подношения, даже самогон. Хумо также строг, справедлив и почему-то любит танцы и блины. Короче говоря, он скорее председатель колхоза, чем трансцендентное существо. В целом, марийское язычество, несмотря на свою экзотичность, — это милая деревенская религия, где все просто, логично и по-своему удобно. Это и понятно: у земледельцев, охотников и пастухов не было времени и сил на создание продуманной и сложной мифологии. Религия должна быть такой же полезной и понятной, как плуг или молоток, и делать жизнь трудолюбивого человека хотя бы немного слаще и осмысленнее. В заключение я хотел бы привести три типичные истории. Все они так или иначе связаны с похоронами, но это нормально: похороны — почти единственный случай, когда собирается большое количество родственников.

Где живут

Более 50 % марийцев проживают в Республике Марий Эл, на долю которой приходится 41,8 % их населения. Республика входит в состав Российской Федерации и относится к Приволжскому федеральному округу. Столицей региона является город Йошкар-Ола. Основным местом проживания жителей является район между реками Ветлуга и Вятка. Однако в зависимости от места расселения, а также языковых и культурных особенностей можно выделить четыре группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Последние две группы часто объединяют вместе, поскольку они наиболее схожи лингвистически, исторически и культурно. Они образуют группы марийцев прерийного востока со своим собственным языком и письменностью прерийного востока.

Гренадерская кавалерия Петра Первого.

В 1705 г. в драгунских полках была прибавлена одна гренадерская рота, численностью в 100 всадников. Возникли
они путём выделения гренадерских рот из состава пехотных полков, что породило синонимичное
обозначение данных подразделений как «гренадерские драгунские». Указ Петра Великого о создании
гренадерских рот как бы придал официальный характер начавшемуся процессу по внедрению в армию
своеобразного «спецназа», который предполагалось использовать в качестве ударной силы в штурмовых колоннах.

На первом плане конный гренадер из полка Гаврилы Кропотова в атаке.

К зиме 1708 года были сформированы три конно-гренадерских полка, именовавшихся по фамилиям полковых командиров.

Полк Гаврилы Кропотова.
Форма полка: кафтаны и митры синие, приборный цвет красный.

Полк Христофора фон дер Роппа.
Форма полка: кафтаны и митры красные.

Полк Рожнова.
Форма полка: кафтаны и митры зеленые.

В гренадерские роты, а затем и в полки и иные гренадерские части набирали наиболее подготовленных
и физически крепких солдат, ибо метание тяжёлых ручных гранат, да и использование другого
вооружения требовали силы, сноровки и умения. Гренадера легко можно было отличить как по
росту, обмундированию, так и по изображению горящей гранаты (гренады) на головных уборах,
сумках для патронов (лядунках) и пряжках.

Конные гренадеры полка Рожнова атакуют шведскую пехоту. Конный гренадер изображен без фузеи.
По факту конные гренадеры шли в бой с фузеями.

Гренадер должен был иметь безупречное здоровье, хорошую физическую форму, рост не менее 170 см и
высокую психическую устойчивость, ибо воевать приходилось на самых опасных участках, как при штурме,
так и при обороне укреплений. Не так-то просто было бросить гранату во врага. Перед метанием фузея,
чтобы не мешала, надевалась через плечо, из сумы доставалась граната, у которой гренадер зубами
скусывал кончик пороховой трубки, отступал правой ногой назад, зажигал тлеющим фитилём трубку и
как можно далее бросал снаряд.

В случае одновременного броска гранат всем подразделением при получении команды подготовить гранаты,
гренадер вынимал тлеющий фитиль из фитильной трубки и гранату из сумки. По готовности левая рука с
фитилем отводилась влево, а правая с гранатой вправо. Гренадер стоял в форме креста, благодаря этому
офицер видел, сколько солдат готово к броску и давал команду к атаке гранатами.

Дальность броска была крайне важна: во-первых, уменьшался риск погибнуть от взрыва собственного
снаряда, во-вторых, противник почти лишался возможности возвратить упавшую гранату таким же
броском назад. Дальность применения гранат, снижавшая риск поражения осколками собственных войск,
значительно увеличилась благодаря принятию на вооружение ручных мортирок, прообраза современных гранатомётов.

К 1708 г. гренадерские роты были сведены в гренадерские полки:
полк Бейльца,
полк Буша,
полк Дю Бои,
полк князя Репнина.
Гренадерские роты остались только в
лейб-гвардии Семеновском,
лейб-гвардии Преображенском полках,
а также в
Ингерманландском
и
Астраханском
полках. После смерти Петра Первого
все гренадерские полки были преобразованы в пехотные или драгунские и получили топонимические наименования
и знамёна.

Литература.

Гвардии полковник П.А. Иванов «Обозрение состава и устройства регулярной русской кавалерии от Петра Великого
до наших дней», типография Н. Тиблена и К, Санкт-Петербург, 1864 г.

Великанов В.С. Инициативы генерал-фельдмаршала Г.Б. Огильви по реформированию русской армии в 1704—1705 гг.,
Воен.-истор. журнал. 2015. № 5.

Штабс-капитан Еленев «Историческая хроника 63-го пехотного Углицкого полка », типо-литография и переплетная
Б.А. Букаты, Варшава, Вспульная 46, 1908 г.

Гвардии полковник П. А. Иванов «Обозрение состава и устройства регулярной русской кавалерии от Петра Великого до
наших дней», типография Н. Тиблена и Ко, Санкт-Петербург, 1864 Г.

П. Дирин «История лейб-гвардии Семеновского полка», Санкт-Петербург, типография Эдуарда Гоппе,
Вознесенский проезд 53, 1883 г.

Марийцы – воины лесов

Как я уже говорил, раньше марийцев называли черемисами, но сами представители этого народа считали такое название оскорбительным. Но как это произошло? В шестнадцатом веке хазарский каган Иосиф упоминал Мари под именем «Чармис», а позже в славянских языках это слово было изменено на «Черемис».

По мнению толкователей, это слово объединяет несколько основ финно-венгерских диалектов и может означать определение «лесной воин». Это вполне логично, ведь лес давно играет важную роль в жизни Мари. Он обеспечивал кров, пищу и защиту. В XIX веке исследователь С.А. Нурминский в своих работах отмечал, что даже в марийских верованиях лес стоял на первом месте. Фактически, «царство» леса было целым миром для людей.

У марийцев были сложные отношения с русскими. Когда Московское государство и Казанское ханство враждовали, многие марийцы поддерживали последних, потому что жили в Казани.

Когда в шестнадцатом веке его территория вошла в состав России, марийские земли также были присоединены к России. Однако процесс аннексии был чрезвычайно трудным, и в ходе него произошло несколько Циркменских войн. В результате марийцы оправдали свой воинственный нрав, который уже отмечали древние историки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: