Марксизм

Сверхэксплуатация

Она возникла в странах, выбравших второй путь развития. Со стороны государства, выступавшего в качестве экономического субъекта, сверхэксплуатацию ощутили на себе миллионы граждан: результаты их трудовой деятельности получало именно государство и формировало «закрома Родины». Затем происходило перераспределение этих результатов. Стоит сказать, что внешне все выглядело вполне гуманно и справедливо. К примеру, нерентабельные предприятия получали дотации, чтобы якобы сохранить рабочие места.

Такие общества развивались до тех пор, пока природных ресурсов (которые также активно эксплуатировались) было достаточно, демографические процессы протекали более-менее удовлетворительно, а стимулы к труду были действенными.

Вместе с тем в таких обществах стали формироваться новые критерии распределения национального богатства в рамках общей собственности: кровнородственный, имущественный, должностной и пр. Разумеется, в таких условиях о справедливом госконтроле за мерами труда, распределения и потребления не могло идти речи. Резкое снижение стимула к труду, в том числе в связи с установлением уравниловки при усилении экологического и демографического кризиса привело к закономерному итогу. Такие общества не успевали за темпами развития, заданными цивилизацией.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология — вторичными, «надстройкой»

Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом — целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность — обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата

Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма — социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества — вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, — коммунистической или социал-демократической.

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего — господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований

Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно

Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии — материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель — производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, — производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача — получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого — искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики

Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Ключевые моменты биографии

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев — приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж. Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету. Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд — «Капитал». В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией. Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Вопросы и ответы

Какова основная идея марксизма?

Основная идея марксизма заключается в анализе и критике социальной, политической и экономической систем капитализма. Он утверждает, что капитализм по своей природе ведет к эксплуатации и классовому конфликту, и выступает за революцию рабочих для создания коммунистического общества.

Как марксизм рассматривает капитализм?

Марксизм рассматривает капитализм как систему, основанную на частной собственности на средства производства, где небольшой класс капиталистов эксплуатирует труд рабочего класса ради собственной прибыли. Он рассматривает капитализм как систему, которая увековечивает неравенство и социальное разделение.

Какова роль классового конфликта в марксизме?

Классовый конфликт — одно из центральных понятий марксизма. Он означает борьбу между буржуазией (капиталистическим классом) и пролетариатом (рабочим классом). Маркс считал, что этот конфликт возникает из-за эксплуатации труда буржуазией и что в конечном итоге он приводит к революции, в ходе которой рабочий класс свергает класс капиталистов.

Как марксизм предлагает решать проблемы неравенства и эксплуатации?

Марксизм предлагает бороться с неравенством и эксплуатацией путем революции, которая приведет к созданию коммунистического общества. В этом обществе средства производства находятся в коллективной собственности и контролируются рабочими, что устраняет эксплуатацию труда и способствует равенству.

Каковы некоторые критические замечания в адрес марксизма?

Критики марксизма утверждают, что он чрезмерно упрощает сложную экономическую и социальную динамику, пренебрегает важностью индивидуальных свобод и недооценивает способность рыночных механизмов эффективно распределять ресурсы. Они также ставят под сомнение осуществимость и практичность внедрения коммунистических систем в широких масштабах

Как марксизм повлиял на Россию?

Марксизм оказал значительное влияние на Россию, особенно в XX веке. Он вдохновил создание Российской социал-демократической рабочей партии, а затем послужил руководством для большевистской революции под руководством Владимира Ленина. Внедрение марксизма-ленинизма в России привело к созданию Советского Союза и определило политическую и экономическую политику страны на десятилетия.

Экономическая теория марксизма

Эта часть работы Маркса объясняет концепцию о прибавочной стоимости, где учёные заявили о нестабильности капиталистической системы.

Карл Маркс придерживался трудовой теории стоимости Давида Рикардо (теория о том, что стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для производства). Маркс считал, что человеческий труд является источником экономической ценности.

Однако, по его мнению, капиталисты платили своим рабочим меньше, чем стоимость, которую их труд добавлял к товарам (обычно достаточно только для поддержания рабочего на уровне прожиточного минимума).

Согласно марксистской теории, из общей стоимости труда работника эта компенсация составляла лишь малую долю, которая была эквивалентна средствам существования работника.

Оставшаяся часть — это «прибавочный труд», а производимая им стоимость — «прибавочная стоимость».

Маркс утверждал, что для получения прибыли капиталисты присваивали эту прибавочную стоимость, эксплуатируя таким образом рабочего.

Также марксизм говорит о:

  • «потребительной стоимости» (полезность вещи и потребность населения, которую продукт удовлетворяет; различаются между собой в основном качественно);
  • «меновой стоимости» (количественное соотношение или пропорция, потребительная стоимость одного вида обменивается на потребительную стоимость другого вида; различаются между собой в основном количественно);
  • «человеческом труде» (рабочее время; различаются между собой и качественно и количественно).

Марксизм простыми словами для чайников

Марксизм — это идеология, которая объясняет, как работает общество и почему возникают проблемы, такие как неравенство и эксплуатация. Он основан на идеях Карла Маркса, немецкого философа и экономиста.

Марксизм рассматривает общество как систему, где одни люди владеют средствами производства (например, фабриками и землей), а другие работают на них. Это называется классовым делением общества. Марксисты считают, что классовое неравенство является основной причиной проблем в обществе.

Марксизм также говорит о том, что экономические отношения определяют политические и социальные отношения в обществе. Например, если владельцы фабрик контролируют правительство, они будут защищать свои интересы и подавлять интересы работников.

Основной целью марксизма является установление коммунистического общества, где все люди будут равны и будут иметь равные возможности. В таком обществе власть и средства производства будут принадлежать всему обществу, а не только небольшой группе людей.

Марксисты также призывают к классовой борьбе, чтобы достичь коммунистического общества. Они считают, что рабочий класс должен объединиться и бороться за свои права, чтобы изменить экономическую систему, основанную на эксплуатации.

Несмотря на то, что марксизм имеет свои критики и не все страны следуют его идеям, он все равно оказал значительное влияние на политику и экономику многих стран. Он продолжает быть одной из самых важных идей в области социальных наук.

Основа критической теории

Как идея критическая теория возникла в 1937 году благодаря директору Франкфуртского института социальных исследований в изгнании, Максу Хоркхаймеру, который писал в Нью-Йорке для публикуемого в Париже немецкоязычного журнала Института. Ему помогал его партнёр Герберт Маркузе. Термин «критическая теория» означал философски-самоочевидную, рефлексивную концепцию «диалектической критики политической экономии».

Ключевое понятие круга Хоркхаймера, позже получившего известность как Франкфуртская школа, «критическая теория», заменило «материализм». Наиболее интеллектуально близкий коллега Хоркхаймера, Теодор Адорно, гораздо позже напишет, что смена выражения «вряд ли хотела сделать материализм приемлемым; она стремилась прийти в рамках материалистической установки к теоретическому самосознанию». Возможно, это действительно так, потому что позиция Хоркхаймера по отношению к реальному буржуазному миру была более непримиримой в 1937 году, чем это было в 1932-м, когда он впервые стал директором Института и редактором. Вместе с тем Хоркхаймер всегда был умелым и осторожным управленцем. 

Классовый конфликт и гибель капитализма

Классовая теория Маркса представляет капитализм как одну из стадий исторической прогрессии экономических систем. Эти системы сменяют друг друга в естественной последовательности под воздействием безличных исторических сил и конфликтов между социальными классами. Согласно Марксу, каждое общество делится на социальные классы, члены которых имеют больше общего друг с другом, чем с представителями других классов.
В капиталистическом обществе существуют два основных класса: буржуазия (владельцы предприятий) и пролетариат (рабочие). Буржуазия контролирует средства производства, а труд пролетариата превращает сырье в товары рыночной стоимости.
Рабочие, не владеющие средствами производства, обладают ограниченной властью в капиталистической системе. В периоды высокой безработицы их легко заменить, что еще больше снижает их ценность. Владельцы предприятий стремятся максимизировать прибыль, извлекая из работников как можно больше труда при минимально возможной заработной плате. Этот дисбаланс приводит к эксплуатации труда в интересах капиталистов.
Маркс считал, что из-за ограниченного участия в производственном процессе рабочие станут отчужденными от своей работы и собственной человечности. Это отчуждение порождает неприязнь к владельцам предприятий. Буржуазия, используя такие социальные институты, как правительство, СМИ, научные круги и финансовые системы, будет использовать эти инструменты для увековечивания своей власти и привилегий.
В конце концов, неравенство и эксплуататорские экономические отношения между буржуазией и пролетариатом выльются в революцию. Рабочий класс, движимый классовым сознанием, восстанет против буржуазии и возьмет под контроль средства производства, что приведет к отмене капитализма.
После революции Маркс предсказал замену частной собственности на коллективную, сначала через социализм, а затем через коммунизм.

Важные идеи и принципы

С точки зрения марксизма, с исчезновением классовых различий и концентрацией всех средств производства в руках рабочего класса необходимость в «публичной власти», т.е. государстве, теряет всякий смысл. Утверждалось, что во второй половине девятнадцатого века буржуазное общество достигло такого уровня социально-экономического развития, когда производительные силы вступили в конфликт с производственными отношениями, и поэтому социальная революция была необходима и неизбежна.

Не раз предпринимались попытки пересмотреть и ревизовать социально-философские, экономические и политические идеи и взгляды, разработанные Марксом и Энгельсом. Поэтому неудивительно, что марксизм, при всем его внешнем единстве, представляет собой многомерное и сложное течение политической и философской мысли. В нем можно найти множество национальных, а также идеологических различий и оттенков.

Первоначально марксизм лег в основу программ и платформ социал-демократических партий, возникших в последней трети XIX века. Однако с конца XIX века и особенно на протяжении всего XX века социал-демократия постепенно оспаривала основные положения марксизма справа, то есть отвергая его революционные лозунги и развивая собственный реформистский путь социальных преобразований. Во второй половине 20 века этот путь привел к тому, что большинство социал-демократов открыто отвергли основные положения и руководящие принципы марксизма.

Марксизм также подвергся существенному пересмотру слева в направлении конкретизации и заострения его революционных принципов. Таким образом, некоторые его положения были использованы для развития левой политической доктрины ленинизма и родственных ему течений в конце XIX — начале XX в. Инициатива в этом исходила от российской левой социал-демократии во главе с В.И. Лениным. Поэтому новое течение получило название марксизм-ленинизм или просто ленинизм, который в свою очередь стал основой большевистской теории общества и государства.

Центральные идеи и принципы этого течения были сформулированы в работах самого Ленина, а также его последователей И. В. Сталина, Н. И. Бухарина и других, а также программные документы КПСС. Центральное место в них занимали установки на всеобщую национализацию и обобществление средств производства, национализацию экономики, централизованное государственное распределение богатства, монополию одной правящей партии на государственную власть, запрет оппозиции, господство единой идеологии и так далее.

В то же время нельзя не отметить, что страны, стремящиеся к построению социалистической системы, достигли весьма значительных успехов в ряде сфер общественной жизни, таких как индустриализация, образование, здравоохранение, культура и так далее. Тем не менее, следует сказать, что марксистско-ленинский или реальный социализм в конечном итоге не выдержал испытания историей и потерпел поражение в соревновании с демократическим социализмом.

Диалектический материализм

Все учение марксизма строится на философской позиции материализма, главное положение которой состоит в утверждении, что материя по отношению к сознанию является первичной. Сознание — это всего лишь свойство организованной материи отражать реальность. Но сознание как таковое материей не является, оно только ее отражает, а также изменяет.

Материалистическая диалектика рассматривает окружающий нас мир как целое, где абсолютно все явления и объекты взаимосвязаны. Все в этом мире постоянно находится в непрерывном движении и изменении, рождении и гибели.

Теория марксизма понимает под диалектикой общие закономерности и развитие природы, человеческого мышления и общества.

Фундаментальными для философии марксизма (диалектического материализма) являются три диалектических закона: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

Аспекты критической традиции

Критика и критицизм проявились как значимые интеллектуальные устремления в Европе в XVII веке, фокусируясь на филологической скрупулезности античных текстов, включая священные. В следующем столетии это распространилось на критику политики, религии и разума. В Германии в 1840-х годах критицизм получил дальнейшее развитие после десятилетий постреволюционной реакции в форме философской критики религии и политики. Энгельс и Маркс начали своё сотрудничество с написания в 1844 году сатиры «Святое семейство» на лево-гегельянскую «критическую критику» Бруно Бауэра и др.

Терборн использует «critique» и «criticism», которые, как и в случае с немецким, на русский могут быть переведены одним словом «критика». В английском языке слова имеют разное значение. Слово «critique» имеет позитивные коннотации, предполагая анализ, обзор, поиск и т.д., слово «criticism» имеет негативные коннотации: это критика в буквальном смысле — оценка, поиск слабых сторон, выражение недовольства (в некоторых случаях — критиканство). Поскольку Терборн использует оба слова, в русском переводе «criticism» мы решили передать как «критицизм».

Тем не менее критическая теоретическая традиция в Германии, которая, если взглянуть на вещи шире, включала Канта и левых гегельянцев, была перенесена в марксизм. В конце концов Маркс и Энгельс провозгласили себя наследниками немецкой философии, а главный труд Маркса имел подзаголовок «Критика политической экономии». В немецкой или вдохновленной немецкой традицией литературе «критика политической экономии» долго оставалась синонимом марксизма.

«Наука», которой Маркс был привержен, включала «критику» в качестве центрального элемента. Предполагалось, что эта критика должна быть научной. В то время как Маркс и Энгельс не видели никакого напряжения между наукой и критикой, западная, по большей части англоязычная, академическая рецепция Маркса после 1968 года проводила различие между «критическим» и «научным» марксизмом. Оставив в стороне генеалогию и достоинства такого различения, идеальные типы Голднера очевидно передали различия в когнитивных стилях и стратегиях в симпатизирующей марксизму академии того времени. Однако этот подход и дал «критике» более узкое значение, чем у нее было ранее. «Два марксизма» Голднера составляют лишь один из аспектов критической традиции, но не её саму.

ХХ век едва ли дожил до стандартов, заданных Иммануилом Кантом и многими другими в век Просвещения, буквально «истинную эпоху критики». Скорее место критики в современной социальной теории легче понять через отсылку к оригинальному месту и авторам критической теории: к маленькой группе блестящих немецко-еврейских изгнанников, которые жили в Нью-Йорке в конце 1930-х годов.

марксизм как светская религия

светский культ

В. В. Глебкин показывает, что «митинг и демонстрация вместе с партийным собранием* (или съездом) составляют семантическое ядро, порождающее затем большинство „официальных“ советских ритуалов, и во многом определяют формирование социальной оболочки советской культуры в целом.

* Впрочем, создается впечатление, что в основе партийного собрания (или съезда) лежит парадигма митинга и поэтому его нельзя считать полностью самостоятельной культурной формой. Действительно, в отличие от западного парламента, где действительно принимаются решения, учитывающие мнения всех присутствующих и приводимую ими аргументацию, на самом партийном съезде (а также чаще всего —и на партийном собрании) не решается ничего, все решения известны заранее и выступления ораторов носят скорее эмоциональный, чем рациональный характер. Отсюда и такие митинговые формы, как «бурные и продолжительные аплодисменты», «все встают», «все скандируют “Слава Сталину!” и т. д.». В определенные периоды советской истории этот квази-митинг становился застывшей формой, приобретая отчетливо-ритуальные очертания, иногда оживал, включая в себя не предусмотренные каноном импровизации, но своего митингового характера не терял никогда. Кстати, именно ложная парадигма, лежащая в основе процесса, определила неудачу I съезда народных депутатов СССР в 1989 г. Фактически, съезд являлся не представительным органом, способным принимать какие-либо решения, а митингом par exellence» .

новый человек

Лев Троцкий:

«Человек, как животный вид, развивался в естественных условиях не по плану, а стихийно, и накопил в самом себе много противоречий. Одно из таких тяжелых противоречий, не только общественных, но и физиологических, выражается в половом вопросе, который болезненно отражается на молодежи. Вопрос о том, как воспитать и урегулировать, как улучшить и „достроить“ физическую и духовную природу человека, является колоссальной проблемой, серьезная работа над которой мыслима только на основах социализма. Мы можем провести через всю Сахару железную дорогу, построить Эйфелеву башню и разговаривать с Нью-Йорком без проволоки, а человека улучшить неужели же не сможем? Нет, сможем! Выпустить новое, „улучшенное издание“ человека — это и есть дальнейшая задача коммунизма. А для этого нужно первым делом человека знать со всех сторон, знать его анатомию, его физиологию и ту часть физиологии, которая называется психологией. Пошляки-мещане говорят, что социализм — это строй полного застоя. Вздор, тупоумнейший вздор! Только с социализма и начнется настоящее движение вперед. Человек взглянет впервые на себя самого, как на сырой материал, или, в лучшем случае, как на полуфабрикат, и скажет: „Добрался я, наконец, до тебя, многоуважаемый homo sapiens, теперь возьму я тебя, любезный, в работу!“. При помощи самых разнообразных комбинированных средств усовершенствовать организм человека, урегулировать кровообращение, утончить нервную систему и в то же время закалить, укрепить организм, сделать его гибче и выносливее, — вот гигантская и какая заманчивая задача!» .

Понятие «современность» у Маркса

Будучи страстными политическими аналитиками, Маркс и Энгельс пристально следили за национальной политикой своего времени, хотя большая часть их работ об этом и была реакцией на конкретные события. Тем не менее начиная с конца 1860-х годов они сфокусировались на проблеме с далеко идущими последствиями: как подавление одной нации другой влияет на классовый конфликт в каждой из них. 

Конкретным кейсом была Англия, наиболее продвинутая капиталистическая страна, где, как заключили Маркс и Энгельс, социальная революция была невозможна без предшествующей национальной революции в Ирландии. Марксистам многонациональных Австро-Венгерской и Российской империй вскоре пришлось уделить больше систематического теоретического внимания концепту нации в его отношении к классу. 

Проблемы современности

Теория марксизма
в современном мире не работает: изменились условия жизни, объем ресурсов, их значение, возникли новые глобальные проблемы и пр. Философское осмысление постиндустриального общества осуществляется с учетом изменения роли и положения человека в мире, взаимоотношений людей с природой, техникой. Человечество сегодня считается своего рода коллективным интеллектом планеты.

Вместе с тем людей беспокоит их нынешнее положение в мире. Достигнув высот в интеллектуальном развитии, человек не знает, что ему создать. Являясь фактически хозяином мира, он не является хозяином самому себе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: