Моско́вский госуда́рственный университе́т

М В Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве Его предложения сформулированные в письме к И И Шувалову легли в основу проекта Московского университета И И   Шувалов фаворит императрицы Елизаветы Петровны покровите

Рассказ о М. В. Ломоносове для 4 класса

Михайло Васильевич Ломоносов родился в 1711 году возле города Холмогоры, на русском севере.

С детских лет мальчик ходил в море вместе с отцом и его всегда интересовали чудеса природы, которые он наблюдал.

Ломоносова занимала смена дня и ночи, тайна полярного сияния и многое другое.

В 11 лет Ломоносов стал учиться грамоте и его первыми учебниками были “Грамматика” Смотрицкого и “Арифметика“ Магнитского.

Вскоре он был лучшим чтецом в деревне и заслужил уважение односельчан.

В возрасте 19 лет Ломоносов, вместе с рыбным обозом отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянина.

Это было единственное место, где Ломоносов мог выучить латынь.

Очень скоро на талантливого ученика обратили внимание и его послали на учебу в Германию. По возвращении из заграницы Ломоносов остается работать в Петербурге

По возвращении из заграницы Ломоносов остается работать в Петербурге.

Ломоносов показал себя ученым, талантливым во всех областях.

Он занимался химией, физикой, астрономией, геологией, и многими другими науками.

Ломоносов писал картины и стихи.

Именно благодаря Ломоносову стала развиваться отечественная наука и по его предложению был открыт Московский университет, сейчас носящий имя великого ученого.

Заслуги Ломоносова признаны во всем мире, в его честь открыты десятки памятников, названы улицы, проспекты и даже города.

Ежегодно золотая медаль имени Ломоносова присуждается выдающимся российским ученым.

Университет сегодня

19 марта 2007 года Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся МГУ (Советом Ученых советов — Конференцией МГУ) был принят Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 223 от 28 марта 2008 года.

Новый Устав МГУ приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также принятых в последнее время нормативно-правовых актов. Он был разработан на основе Устава МГУ 1998 года (принятого Советом Ученых советов — Конференцией МГУ 2 ноября 1998 года) и закрепляет за Московским университетом все права и свободы, предусмотренные тем Уставом.

В новый документ включено положение о том, что полномочия учредителя университета от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.

Новый Устав МГУ подтверждает право Университета получать финансирование из федерального бюджета отдельной строкой. Он предусматривает исчерпывающий, но при этом максимально широкий, по сравнению с другими федеральными государственными учреждениями высшего профессионального образования, подведомственными Правительству России.

В сентябре 2008 года вышел Указ президента Российской Федерации, закрепляющий академическую самостоятельность университета — право самим устанавливать образовательные стандарты и программы.

Университет в 19 веке

До 1804 года деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом об Учреждении Московского университета». В 1804 году был принят университетский устав. Университету предоставлялась значительная автономия, ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым выборным ректором стал профессор истории и словесности Х. А. Чеботарев. Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии, освобождались от общей цензуры.

Студенты обучались на четырех факультетах (отделениях): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным — звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М. И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции, приборы.

Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек.

В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены декабристских организаций. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, блестящего ученого-историка Т. Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов.

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей

Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов

На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

Университет в послевоенные годы

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны было невозможно без нового подъема университетского образования. В конце 40-х — начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с довоенным.

Укрепление материальной базы, меры, принятые с середины 50-х годов по демократизации политической жизни в стране, расширение контактов с иностранными государствами позволили существенно обогатить спектр научных исследований, проводимых в университете. Создаются многочисленные специализированные лаборатории, в том числе и межфакультетские, организован мощный Научно-исследовательский вычислительный центр. В составе МГУ появились новые факультеты: Институт восточных языков (с 1972 года — Институт стран Азии и Африки при МГУ), факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения. Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году.

Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (сейчас Центр международного образования).

Всего с 1917 по 2005 год университет выпустил около 180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.

Литературная деятельность Ломоносова

Работая над трудами в области точных наук, Михайло Васильевич не забывал и о русской речи. Он создал новую русскую грамматику, сблизил разговорный и литературный языки. Вклад его в развитие языкознания трудно переоценить. Чтоб упорядочить литературный язык, он предложил ограничить влияние церковно-славянских, а также множества иностранных слов, заменив их выражениями родной речи.

Ломоносов предложил использовать три стиля — низкий, посредственный и высокий. Высоким надлежало пользоваться при написании од, праздничных речей, героических поэм. Стиль средний допустим при дружеской переписке. А вот низкий подходил для создания комедии, написания эпиграмм и песен. Здесь запросто допускалось использование просторечной лексики. Так Ломоносов гармонично соединил старое и новое. Его литературные и поэтические работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского языка и литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: