Сообщение о журнале «Мурзилка»: описание, содержание
Вот как выглядела обложка первого выпуска журнала, на ней как раз была собака: Фото: murzilka. Это всем известный желтый пушистый зверек в красном берете. Фото: mukrmcb.
Адресован он детям от 6 до 12 лет. Первый номер журнала увидел свет 16 мая 1924 года, после чего выход издания не прерывался ни разу в связи с этим в 2011 году «Мурзилка» был занесён в книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания».
Ключевой герой журнала — Мурзилка. Это выдуманный персонаж. В первых выпусках журнала он был рыжим беспородным щенком, который всюду сопровождал своего хозяина — мальчика Петю. Но такой Мурзилка просуществовал недолго.
В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки, сохранившийся в журнале до сих пор. Это желтый, пушистый сказочный герой в красном берете и шарфе, с фотоаппаратом через плечо.
Сегодня «Мурзилка» действительно красочный и выпускается на отличной бумаге.
А бывало, выходил и на газетной. Я знаю, что «Мурзилку» выписывают и в Беларуси. Ирина Антонова: Да, в Беларуси подписка оформляется на «Белпочте».
Мы, кстати, часто печатаем белорусских авторов. А как работает «редакционная кухня» в «Мурзилке»? Ирина Антонова: Каждый номер много обсуждаем.
Если посмотреть внимательно, видно, как вдумчиво подобраны материалы друг к другу. Мы, например, не соединим стихотворение о природе и игровое на одном развороте. У нас большой редакционный портфель, авторов очень много.
Рассматриваем все рукописи, что нам присылают. В Беларуси подписка на «Мурзилку» оформляется на Белпочте. В журнале, кстати, часто печатаются белорусские авторы Как сейчас ребятня пишет письма?
Ирина Антонова: И так, и так. Раньше обычной почты приходило больше. У нас ведь множество конкурсов.
И вот приходило очень много посылок с поделками, картинками. Почта с ног сбивалась на доставке для «Мурзилки». И бывало обидно, когда при транспортировке что-то разваливалось.
А сейчас можно любым телефоном делать отличные фото, и мы разрешаем присылать просто снимки работ. А как журналу конкурировать с интернетом, с блогерами, которые собирают десятки тысяч подписчиков-фанатов? Ирина Антонова: К сожалению, журнал с ними конкурировать не может.
По простой причине, что для конкуренции нужна большая реклама. Вот взять «Машу и Медведя». Сначала был мультсериал на ТВ, а потом уже пошла другая продукция, в том числе журнал.
И нам очень такого не хватает.
Однако внезапно друг детей бесследно исчез. В 1937 году на обложке появился новый Мурзилка: по сообщению редакции, его нашел и привел домой художник Каневский. От веселой собаки не осталось и следа: Мурзилка стал пушистым желтым зверьком в шарфе и берете. Даже в годы Великой Отечественной войны редакция продолжала издавать журнал с ребусами, загадками и занимательными историями для детей правда, число выпусков сократилось примерно вдвое. В советский период издание было «младшим братом» газеты «Правда» — основного в стране СМИ с самым крупным тиражом.
К примеру, в нем публиковались обращения Иосифа Сталина и Леонида Брежнева. Четвертый номер за 1953 год был почти полностью посвящен смерти Сталина. В выпуске было несколько тематических стихотворений «Партия родная держит знамя», «Сталин с нами будет всегда» и рисунков «Прощание с вождем» и портрет Сталина на целую страницу , а также большая статья «По сталинским местам». Посвящения памяти вождя заняли две трети выпуска и обложки. На экранах появился мультфильм «Приключения Мурзилки», где заглавный персонаж изображен в виде крошечного мальчика, работающего корреспондентом. С желтым зверем из журнала его роднил вечный спутник — фотоаппарат.
По сюжету, автор находит маленькое существо в бутылке с чернилами. Несчастный рассказал, что родился в стране Мурзилии, рос озорником и гостил у многих писателей.
История создания легендарного детского журнала «Мурзилка»
Такая команда не могла не превратить «Мурзилку» в бренд, как бы сказали сейчас. Пик популярности пришелся на середину 70-х. Такие тиражи современным глянцам и не снились. Тогда любимца советской ребятни попытались осовременить — вручили плеер вместо фотоаппарата, а чуть позже раскрасили шарф в цвета российского флага. Татьяна Андросенко, главный редактор журнала «Мурзилка»: «Мурзилка у нас освоил видеокамеру, встал на роликовые коньки, научился всему, что умеют современные дети, потому что всегда остается ребенком». Сказочные персонажи на страницах журналов в советское время неуютно соседствовали с вождями — Лениным, Сталиным, Брежневым. В стране был лидер, и о нем нельзя было не говорить. Это невозможно было. Другое дело, как об этом говорилось.
Современная полиграфия сделала его глянцевым и ярким. Правда, тираж гораздо меньше в сравнении с советскими временами. Сегодня дети предпочитают знакомиться с журналом на его сайте, либо через приложение для системы Андроид. Интересно, что в наши дни слово «Мурзилка» стало нарицательным. Например, на автомобильных форумах в интернете «мурзилкой» называют пособия по ремонту, а на флоте — судовой журнал. Так что, можно сказать, что теперь «Мурзилку» читают не только дети. Это была программа «То время» с рассказом о журнале «Мурзилка». Все выпуски передачи можно слушать на сайте Дорожного радио, в мобильном приложении или подписавшись на подкаст. Всего доброго!
Мурзилка, в честь которого назвали самый знаменитый в СССР журнал, ведет свою историю аж с 1879 года, когда канадский художник и поэт Палмер Кокс Palmer Cox создал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «брауни» — небольших человечков, родственников домовых, с коричневыми нечесаными волосами. Детская писательница Анна Хвольсон перевела тексты на русский язык и дала персонажам другие имена. Так появился Мурзилка. Популярный у детей персонаж решили сделать символом нового детского журнала. Для этого домового превратили в беспородного щенка, который всюду сопровождал своего хозяина — мальчика Петьку.
За этот год было осуществлено 22 запуска космических аппаратов. Один из них был отправлен к Марсу! Автоматическая межпланетная станция «Марс-1» предназначалась для проведения научных исследований космического пространства при полёте к Красной планете, испытания радиосвязи на межпланетном расстоянии, а также исследования околомарсианского космического пространства в полётной траектории. Это был первый в истории полёт искусственного спутника Земли между планетами Солнечной системы. Учёным удалось получить важные сведения о физических свойствах космического пространства между орбитами Земли и Марса и подготовить дальнейшие полёты искусственных спутников на Марс для его исследования как с орбиты, так и с поверхности планеты.
«Ёж» (1928–1935)
Обложка журнала «Еж», №9, 1928 г. Фотография: expositions.nlr
Обложка журнала «Еж», №1, 1928 г. Фотография: expositions.nlr
Фрагмент журнала «Еж». Фотография: expositions.nlr
Фрагмент журнала «Еж». Фотография: d-harms.ru
Журнал «Ёж» — в расшифровке «ежемесячный журнал» — был еще одним ярким проектом Самуила Маршака и неофициальным наследником «Нового Робинзона». В «Еже» творили поэты-обэриуты, не признававшие традиционные формы литературы, впервые публиковались Даниил Хармс , Александр Введенский, Николай Олейников и Николай Заболоцкий. Оформляли «Ёж» знаменитые советские художники Владимир Лебедев, Юрий Васнецов и Николай Радлов. Несмотря на то что журнал не отличался цветовым многообразием, он был богато иллюстрирован графикой и черно-белыми комиксами, для его оформления использовали разнообразные шрифты, силуэты и даже фотографии.
В первые годы журнал фокусировался не на идеологическом воспитании детей, а на юморе, увлекательных и познавательных текстах, стихотворных забавах. В «Еже» выходили рассказы о животных, о жизни африканских народов, об обычаях разных стран, о путешествиях к Северному и Южному полюсам. Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов. Идея коммунистического просвещения нашла в журнале оригинальное воплощение: вместо конъюнктурных пропагандистских текстов в нем публиковались письма от ребят-пионеров из советских республик и даже зарубежных государств. В них они сами рассказывали о жизни, о себе и о «благах социализма».
Тем не менее такого подхода было недостаточно. В 1935 году журнал закрыли после продолжительной травли в пролетарских изданиях, где его политику в области воспитания называли чуждой советским детям.
Конструируя игрушки: пупсы, заводные бычки, «ребятам о зверятах»
- Игрушки, развивающие органы чувств и моторику.
- Образные игрушки (люди, животные, сфера строительства и транспорта), способствующие расширению кругозора и самоидентификации ребёнка. Особенно важны куклы-пупсы (как образ маленького ребёнка) и куклы-октябрята и пионеры.
- Игрушки для сюжетных игр, способствующие социализации ребенка (куклы, мебель, посуда для игр в «новую советскую действительность» — детсад, школу, общественную столовую и Красную армию).
- Технические игрушки (военный транспорт, станки, конструкторы) для подростков.
- Настольные игры для усидчивости и работы в команде.
- Весёлые игрушки: заводной бычок, кукарекающий петушок.
- Творческие игрушки: музыкальные (инструменты, шкатулки, шарманки) и театральные (театр петрушек, марионеток, теней).
Мурзилкина родня
Александр Федоров-Давыдов был довольно плодовитым автором и выпустил около 120 книг со сказками, рассказами и стихами для детей. До революции он издавал и редактировал популярные журналы для малышей и ребят постарше: «Детское чтение», «Светлячок», «Муравей» и другие, а в 1924 году стал одним из основателей журнала «Мурзилка». Несмотря на то, что его целевую аудиторию составляли юные читатели, Федоров-Давыдов в своих произведениях порой злоупотреблял жестокостью. Чаще всего под удар попадали животные. В 1906 году вышел его сборник «История за историей», где забытый хозяевами пес, посаженный на цепь, едва не погиб при пожаре дома («Забыт»), кот Цап-Царапыч стал жертвой издевательств жестоких мальчишек («Сказка про кота «Цап-Царапыча»), а мыши, стащившие еду, были раздавлены тяжелой медвежьей лапой.
Вероятно, прообразом Мурзилки стал главный герой рассказа с красноречивым названием «Топику не повезло». Избалованный щенок Топик, который отличался от своих братьев и сестер белоснежной шерсткой, терроризировал весь двор: трепал за хвост петуха, гонялся за уткой, кусал и мучил курицу, воровал кости у пса Барбоса. Однажды собака-мать разозлилась и назвала хулигана «позором семьи». «А посмотри на Барбоса, — стыдила она сына, — и конуру заслужил, и ошейник, и цепь…» Конец у рассказа печальный: спустя некоторое время цепью «наградили» и Топика:
Подобного рода морализаторство было вторым существенным недостатком большинства произведений автора. Хотя если посмотреть, какие тексты печатались в то время в изданиях для детей, можно найти множество аналогичных «поучительных» опусов. А главное — душещипательных. Страдания животных, порой чересчур графично изображенные в рассказах Федорова-Давыдова, не слишком выделяются на фоне сентиментальных рассказов и стихов о мытарствах бездомных детей. Правда, окоченевших на крещенском морозе «девочек со спичками» часто спасали добросердечные состоятельные граждане. Топикам, Цап-Царапычам и другим героям Федорова-Давыдова везло меньше. Но больше всех досталось Мурзилке.
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ДЕТСКОМ ЖУРНАЛЕ МУРЗИЛКА
ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ подготовил статью о популярном детском журнале «Мурзилка», первый номер которого вышел в Советском Союзе 16 мая 1924 года. Журнал, предназначенный для детей младшего школьного возраста – от 6 до 12 лет, очень быстро стал популярным детским литературно-художественным изданием.
Мурзилка ведет свою историю с 1879 года, когда канадский художник и поэт Палмер Кокс (Palmer Cox) создал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «брауни» (Brownie) – небольших человечков, родственников домовых, с коричневыми нечесаными волосами (за что и были названы «брауни»).
Появившись впервые в журнале «Wide Awake», они начали триумфальное шествие сначала по Америке, а потом и по всему миру. В Россию же они попали, благодаря известной писательнице Анне Хвольсон, которая сделала вольный перевод текстов Кокса, дав персонажам другие имена. Так родилось имя Мурзилка.
В 1913 году в России вышла книга Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», где главным героем был Мурзилка – человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Эти сказки были очень популярны, но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли.
Основной задачей «Мурзилки» было коммунистическое воспитание детей в духе советского патриотизма, уважения к труду, коллективизма и товарищества. Журнал публиковал рассказы, стихи, сказки, очерки и картинки о созидательном труде советских людей, героическом прошлом Родины. В живой, занимательной и доступной форме рассказывал детям об истории СССР, труде, природе, жизни школы, делах октябрят и т.д. В создании и работе журнала участвовали известные деятели литературы и искусства советского периода.
На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Елена Благинина, Николай Носов, Валентин Берестов, Юрий Коринец, Ирина Токмакова, Эдуард Успенский, Андрей Усачёв, Марина Москвина, Виктор Лунин, Леонид Яхнин, Михаил Яснов и другие. Журнал «Мурзилка» издается до сих пор.
За многолетнюю историю существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. В 2011 году «Мурзилка» занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания»
В настоящее время в журнале публикуются произведения современных детских писателей, в том числе и зарубежных. Главным отличием «Мурзилки» является качественная детская литература. Здесь печатаются сказки, повести, детские рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают и сами читатели.
Современный «Мурзилка» – полноцветное глянцевое издание, как и прежде,насыщенное интересными, познавательными материалами на темы, которые привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Журнал выходит раз в месяц, тиражом 45 000 экземпляров (на 2017 г.).
Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей. Многие материалы носят не только информационный характер, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки. Также здесь печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы. «Мурзилка» – зеркало нашей детской литературы. Ведь он по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей.
Читать также:
«Пионер» (1924 – по настоящее время)
Обложка журнала «Пионер», №1, 1967 г. Фотография: bibliograph.ru
Фрагмент журнала «Пионер», 1925 г. Фотография: wordpress.com
Корней Чуковский. Фотография: bibliograph.ru
Константин Паустовский. Фотография: paustovskiy.od.ua
Этот журнал был напрямую адресован истинному советскому ребенку — пионеру. «Пионер» появился в середине 1920-х годов и выходил вплоть до начала 1990-х годов. Несмотря на тенденциозность своего названия, ранний «Пионер» был ярким литературным изданием. Для него писали сильнейшие детские авторы эпохи — Корней Чуковский, Самуил Маршак, Константин Паустовский , Лев Кассиль, Вениамин Каверин, Агния Барто. Была в журнале и особая рубрика «Кораблик», в которой уже сами читатели делились своим творчеством.
Издание полностью соответствовало запросам эпохи: редакция отдавала предпочтение соцреалистическим текстам. В «Пионере» впервые были опубликованы повесть «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Стихи о дяде Степе» Сергея Михалкова , «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и многие другие произведения. Эта тенденция касалась и оформления издания: в журнале не было необычных авангардных иллюстраций — только реалистичные радостные советские пионеры, улыбающиеся дети из стран соцлагеря, героические комсомольцы и участники Гражданской войны.
«Чиж» (1930–1941)
Обложка журнала «Чиж», №3, 1938 г. Фотография: expositions.nlr.ru
Фрагмент журнала «Чиж», №3, 1932 г. Фотография: expositions.nlr.ru
Евгений Шварц. Фотография: bel.kp.ru
Николай Олейников. Фотография: polit.ru
«Чрезвычайно интересный журнал» сначала выходил как приложение к «Ежу», но вскоре стал самостоятельным изданием. В первые годы его выпуском занималась команда «Ежа». Николай Олейников и Евгений Шварц, стараясь сохранить политику «Ежа», много внимания уделяли публикации неидеологических стихов, познавательных материалов и игр. Их адаптировали для читателей самого юного возраста. Например, в рубрике «Школа «Чижа» ребят учили аккуратно наливать молоко в стакан, резать хлеб и понимать, сколько времени показывают часы. Для развлечения публиковали ребусы, головоломки и инструкции, как сделать игрушки своими руками из подручных материалов.
Целевой аудиторией «Чижа» были дошкольники, поэтому журнал был богат на многообразные иллюстрации и малые литературные жанры, а также игровые тексты вроде писем от имени «толстяка-помидора» и «прямой моркови», которые мечтают попасть в суп к детворе. В оформлении художники отдавали предпочтение схематичным карикатурным иллюстрациям, акварельным наброскам и сатирическим зарисовкам. В «Чиже» выходили работы выдающегося книжного иллюстратора Владимира Конашевича, который прославился как автор классического оформления книг Корнея Чуковского, Агнии Барто и Самуила Маршака.
«Чиж» унаследовал дух свободы творчества обэриутов, они общались с детьми не с позиций пролетарского воспитания, а на равных, как с маленькими друзьями. Редакции тем не менее не удалось избежать партийного влияния — поэтому на страницах «Чижа» возникали политизированные материалы вроде сказки о маленьком Володе Ульянове или комикса о том, как Ленин приехал из-за границы и совершил революцию.
Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны; в разное время в нем, помимо обэриутов, публиковались Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Михаил Зощенко, Юрий Герман.
«Северное сияние» (1919–1920)
Обложка журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.
Стрница журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.
Максим Горький. Фотография: citaty.mira5.com
Журнал «Северное сияние», детище Максима Горького, был самым первым советским изданием для детей от 9 до 12 лет. Материалы в нем допускались исключительно идеологически верные. Например, «Северное сияние» публиковало очерки о боевых буднях рудокопов в Средней Азии; стихотворение «Завоеванные дворцы» — о дворцах, которые после революции принадлежали не царям, а народу; антирелигиозный рассказ «Яшка» об отчаянном красноармейце, отказавшемся от рая, чтобы вернуться на землю воевать за правое дело. Именно на такой литературе, а не на волшебных сказках, по мнению создателей журнала, должны были воспитываться дети новой страны.
Журнал выходил в Петрограде совсем недолго, около двух лет. Оформление выпусков было аскетичным и скромным: графические черно-белые иллюстрации разбавляли две колонки текста. Несмотря на это, «Северное сияние» достаточно быстро завоевало свою аудиторию, и в 1920 году журнал выходил тиражом в почти 1500 экземпляров. Однако это не спасло его от закрытия: в период Гражданской войны на постоянный выпуск детского журнала в городе элементарно не хватало бумаги.
Мурзилка / История
Журнал «Мурзилка» был создан на основе приложения для детей к «Рабочей газете», которое выпускалось с 1923 года и называлось «Юные строители». Название журнала пришло из популярной в дореволюционное время книги «Царство малюток» (см. пред. главу), но буржуазный герой Мурзилка был заменен на беленькую собачку. Так раздел приложения для малышей «Красные маки» превратился в отдельный журнал «Мурзилка».
В первом же выпуске журнала 16 мая 1924 года был опубликован рассказ А. А. Фёдорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». Из этого рассказа мы узнаем, что Мурзилка — четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана («Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка да и только!»).
Журнал издавался при участии: Ал. Алтаева, О. В. Спандарян, А. Федорова-Давыдова и группы московских педагогов А. Пальмбах, В. Симонс, Я. Симонса.
Постоянными рубриками планировались: 1) рассказы, очерки, сценки, сказки из мира животных; 2) стихотворения, басни; 3) маленькие пьески; 4) первые рассказы о явлениях природы, о животных и растениях: 5) очерки из области труда и производства; 6) занятия, игры, работы, самодельные игрушки из бросового материала; 7) шутки, задачи, загадки
В образе собачки Мурзилка просуществовал на страницах журнала более десяти лет. Знакомый нам образ желтого Мурзилки в красном берете был создан художником Аминадавом Каневским в 1937 году.
Экстренное сообщение: «Наконец-то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет. <…> в следующих номерах ты увидишь приключения удивительного существа – Мурзилки.
Мурзилка, №7, 1931 год |
В 1940‑е и 1950‑е годы в издании стали работать Юрий Васнецов, Анатолий Кокорин, Юрий Коровин, Владимир Конашевич, Яков Аким. Журнал иллюстрировал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики.
В 1970-е годы популярностью пользовалась новинка журнала — тематические номера, например «космический», «лесной» или «сказочный». Иногда целые выпуски были посвящены национальным литературам и произведениям авторов союзных и автономных республик. Также в журнале начали печатать повести зарубежных сказочников: Отфрида Пройслера, Ханну Мякеля, Дональда Биссета, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.
В конце 1988 года у редакции «Мурзилки» появился свой литературный семинар, которым руководил детский писатель и сценарист Юрий Коваль. Благодаря этому семинару, который просуществовал до 1995 года, появилась новая смена постоянных авторов журнала.
С 1985 года генеральный директор детского журнала «Мурзилка» – Татьяна Филипповна Андросенко (Заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов Москвы).
Судьбы барабанщиков: сталинизм в детской литературе
«<…> Тревога — неясная, непонятная — прочно поселилась с той поры в нашей квартире, — повествует рассказчик, мальчик Серёжа. — То она возникала вместе с неожиданным телефонным звонком, то стучалась в дверь по ночам под видом почтальона или случайно запоздавшего гостя, то пряталась в уголках глаз вернувшегося с работы отца. И я эту тревогу видел и чувствовал, но мне говорили, что ничего нет, что просто отец устал».
Весной отца героя отдают под суд.
«Прощай! — думал я об отце. — Сейчас мне двенадцать, через пять — будет семнадцать, детство пройдет, и в мальчишеские годы мы с тобой больше не встретимся. Помнишь, как в глухом лесу звонко и печально куковала кукушка и ты научил меня находить в небе голубую Полярную звезду? А потом мы шагали на огонёк в поле и дружно распевали твои простые солдатские песни».
Размышления Серёжи заканчиваются так:
«Прощай! — засыпал я. — Бьют барабаны марш-поход. Каждому отряду своя дорога, свой позор и своя слава. Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».
Главные редакторы
Список главных редакторов «Мурзилки» приведён на официальном сайте журнала.
- Смирнов Николай Иванович — 1924 (№ 1) — 1927 (№ 2)
- Смирнов С. С. (и. о.) — 1927 (№ 3), 1928 (№ 9—11)
- Мальцев Константин Александрович — 1927 (№ 4) — 1928 (№
- Кон Феликс Яковлевич — 1928 (№ 12) — 1930 (№ 2)
- Цехер Евстигней Абрамович (и. о.) — 1930 (№ 3, 4, 9)
- Филов Виктор Григорьевич — 1930 (№ 5) — 1931 (№ 11—12) (кроме 1930, № 9)
- Спандарян Ольга Вячеславовна — 1932 (№ 1) — 1933 (№ 2—3)
- Степанова А. (зам. гл. ред.) — 1933 (№ 4)
- Венгров Моисей Павлович (Натан Венгров) — 1933 (№ 5) — 1937 (№ 5)
- Кассиль Лев Абрамович — 1937 (№ 6—11), 1941 (№ 8—9) — 1942 (№ 1—2)
- Дунина Александра Николаевна — 1937 (№ 12) — 1939 (№ 3)
- Редколлегия (в составе: А. Барто, М. Ильин, Л. Кассиль, С. Михалков, А. Толстой, Е. Яковлева) — 1939 (№ 4) — 1940 (№ 4)
- Семёнов Владимир Иосифович — 1940 (№ 5) — 1941 (№ 7), 1946 (№ 12) — 1947 (№ 11)
- Бабушкина Антонина Петровна — 1942 (№ 3—4) — 1946 (№ 11)
- Бедарев Олег Кельсиевич — 1947 (№ 12) — 1949 (№ 12)
- Виноградская Людмила С. — 1950 (№ 1) — 1960 (№ 12)
- Митяев Анатолий Васильевич — 1961 (№ 1) — 1974 (№ 2)
- Ершова Е.(зам. гл. ред.) — 1974 (№ 3—7)
- Матвеев Владимир Фёдорович — 1974 (№ — 1984 (№ 1)
- Зарахович Ирина Семёновна (зам. гл. ред.) — 1984 (№ 2—6)
- Шевелёв Алексей Дмитриевич — 1984 (№ 7) — 1985 (№ 12)
- Андросенко Татьяна Филипповна — 1986 (№ 1) — 2021 (№5).
- Антонова Ирина Алексеевна — 2021 (с №6)
Нарицательное употребление
Слово «Мурзилка» используют иногда как обобщенное пейоративное именование низкокачественной или коммерциализированной прессы, а также журналистов, аффилированных с такой прессой. В широкое употребление в России такое употребление вошло благодаря статье О. Кашина 2012 года, направленной против политических амбиций блогера Ильи Варламова. В этом употреблении отразилось презрение школьников средней и старшей школы к изданиям для младшей школы. Еще раньше слово «Мурзилка» стали употреблять для недобросовестных научных изданий, печатающих за плату материалы без достаточной экспертной оценки.
В авангарде 1920-х: флаги, барабанная дробь, свобода
В первое десятилетие после революции страна переходила к новой жизни, общество «перековывалось», возникали новые способы социализации и ресоциализации детей (если говорить о беспризорных детях, сиротах). В детское сознание внедрялись новые ценности. В эти годы реформировалась школа, появлялись новые формы детских организаций — та же пионерия (май 1922 года). Шла эмансипация, видоизменялась патриархальная модель семьи: матери теперь массово работали. Коллективное воспитание — в яслях, детском саду, школе — становилось привычнее семейного. Складывалась новая культура, новая литература — разумеется, с идеологическим уклоном.
«Формируя идеологические стереотипы, государство создавало новые культурные коды и символы, призванные вызвать у детей ощущение советской идентичности, противопоставляя её дореволюционной», — отмечает Марина Сазоненко.
Чтобы транслировать детям новые коммунистические идеалы, нужны были оперативные, современные и действенные средства. Например, периодика. В 1920-х годах появилось множество «идеологически правильных» журналов для детей: «Пионер», «Мурзилка», «Барабан», «Воробей» (позже — «Новый Робинзон»), «ЁЖ» и «Чиж».
Мурзилка до революции
В конце 19 века в американских журналах появились рисунки-комиксы о маленьких человечках брауни (Brownies) канадского художника-иллюстратора Палмера Кокса (Palmer Cox). Брауни были маленькими существами (домовыми), которые попадали в разные приключения. У каждого брауни была своеобразная внешность: русский, турок, человек с моноклем и в цилиндре и др. Был там и щеголь во фраке по имени Дэнди (Dude), который впоследствии и стал прототипом Мурзилки.
Впервые в России герой Мурзилка появился на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году, когда популярными комиксами заинтерисовалось издательство Вольфа (Товарищество М. О. Вольфа); истории о Брауни были опубликованы в вольном переводе А.Б. Хвольсон, котора дала героям Палмера Кокса новые имена. И щеголь во фраке в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок» стал носить имя Мурзилка.
Читателям и критикам настолько понравились маленькие эльфы, что в 1889 года выходит полноценное издание «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А.Б. Хвольсон» со 182 рисунками П. Кокса. Книга не раз переиздавалась.