Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. 1783
Левицкий Д.Г.Холст, масло261 x 201
Русский музей
Аннотация
Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики «просвещённого абсолютизма», но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.
Инициатором написания парадного портрета Екатерины II был известный поэт, архитектор и музыкант Н.А. Львов. Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды. Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, которые, согласно античной традиции, считались символом сна и покоя, тем самым выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию.
В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе.
Биография автора
Левицкий Д.Г.
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808).
Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г.К. Левицкого.
Учился у А.П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись.
Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита «Смолянки», выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.
Здание
Главный дом усадьбы с боковыми флигелями и хозяйственными пристройками был построен в 1782 году с высочайшего позволения императрицы Екатерины II полковником Петром Ивановичем Бибиковым. При строительстве в качестве основания были использованы помещения подклета предыдущего строения, принадлежавшего прежним владельцам – Сабуровым и Ртищевым. Выстроенный дом имел каменный первый этаж и деревянный второй. На рубеже XVIII и XIX веков сын основателя усадьбы – Пётр Петрович Бибиков продаёт владение князю Борису Михайловичу Черкасскому. Князья Черкасские владели усадьбой до 1859 года. Во время наполеоновского нашествия 1812 года усадьба сильно пострадала при пожаре, охватившем Москву и нуждалась в серьёзной перестройке. В 30-е годы XIX века усадьба перестраивается в стиле позднего классицизма. Боковые флигеля соединяются с главным домом полукруглыми галереями, второй этаж перестраивается в камне. В 1845-1854 годах усадьбу снимала чета князей Васильчиковых – Алексей Александрович и Александра Ивановна. Усадьба в эти годы становится культурным центром Москвы, куда с удовольствием приходят и Гоголь, и Тютчев, и историк Грановский, и художник Айвазовский, и славянофилы с западниками. В начале 70-х годов XIX века у усадьбы появляется новый владелец – банкир и промышленник Лазарь Поляков, при котором усадьба принимает современный вид, появляется чугунный балкон, ставший одной из «визитных карточек» усадьбы. В это время усадьба используется как доходный дом – все более или менее пригодные для проживания помещения сдаются в наём. После революции женская гимназия, располагавшаяся в главном доме усадьбы, была преобразована в единую трудовую школу имени Бухарина. Директором школы была назначена Надежда Афанасьевна Земская, родная сестра начинающего писателя Булгакова. На ту пору Булгаков не имел квартиры, и сестра приютила его вместе со второй супругой Еленой Белозерской в комнате на третьем этаже главного дома усадьбы, в мезонине, да и сама жила там же, в учительской. Булгаков проживал в этом доме несколько месяцев 1924 года. Именно в усадьбе Васильчиковых Михаил Булгаков написал многие страницы своих бессмертных произведений, работал над повестью «Роковые яйца» и заканчивал отдельные главы «Белой гвардии».
12 декабря 2019 года в усадьбе был открыт Музей военной формы. Усадьба носит статус объекта культурного наследия федерального значения.
Президент России посетил Музей Победы
22.06.2023
747
22 июня, в День памяти и скорби, Президент России Владимир Путин посетил Музей Победы.
В сопровождении директора Музея Победы, заместителя секретаря Общественной палаты РФ Александра Школьника глава государства осмотрел мультимедийное пространство, посвященное всенародному историческому проекту «Лица Победы» — базе данных ветеранов фронта и тыла, переданной на вечное хранение в музей.
У монумента «Скорбящая мать» — собирательного образа всех женщин военного поколения, оплакивающих погибших мужей, детей, родителей, — Владимир Путин зажег свечу памяти.
Затем Президент ознакомился с экспозицией «Zаветам Vерны», повествующей о реальных судьбах героев Великой Отечественной войны и специальной военной операции и призванной отразить непреходящую ценность мужества, самоотверженности и любви к Родине.
Посещение музея завершилось осмотром историко-художественной экспозиции «Битва за Москву. Первая Победа!», которая приурочена к 80-й годовщине московской битвы. В частности, Владимиру Путину показали, как во время войны работала станция метро «Маяковская», сообщается на сайте Кремля.
Зал Памяти и Скорби — центральный в музее, он посвящен миллионам граждан бывшего Советского Союза, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Каждый год здесь проходит Всероссийская «Свеча памяти», когда 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной, зажигаются свечи в память о погибших.
Проект «Лица Победы», рассчитанный на хранение более 150 миллионов историй, собирает базы данных ветеранов фронта и тыла, информацию о которых будут передавать на вечное хранение в музей их потомки и земляки.
Один из новых выставочных проектов музея — экспозиция «Zаветам Vерны». Она собрала более тысячи реальных судеб героев Великой Отечественной войны и специальной военной операции, истории об их мужестве, самоотверженности и любви к Родине. В этом зале можно написать и отправить письмо участнику спецоперации.
Экспозиция «Битва за Москву. Первая Победа!» соединила передовые технологии с театром, музыкой, живописью, скульптурой. Москвичей, живших в столице в 1941 году, изображают персонажи — виртуальные (голограммы), статичные (восковые фигуры) и живые (смотрители залов, одетые в костюмы). По замыслу создателей экспозиции, таким образом достигается эффект «машины времени», а посетители становятся очевидцами периода обороны Москвы.
Ранее директор Музея Победы, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Александр Школьник подчеркнул важность сохранения истории, а также проведения памятных мероприятий, приуроченных ко Дню памяти и скорби. Около четырех тысяч человек у стен Музея Победы зажгли свечи в память о тех, кто защищал Родину — участниках Великой Отечественной, и тех, кто ковал Победу в тылу
Около четырех тысяч человек у стен Музея Победы зажгли свечи в память о тех, кто защищал Родину — участниках Великой Отечественной, и тех, кто ковал Победу в тылу.
#ик
Музей позволил окунуться в историю
Подчеркну, из молодого возраста вышла и за свою жизнь успела повидать немало интересных объектов, но этот небольшой музей меня впечатлил. Особенно мультимедийная экспозиция «Московские стрельцы», которая словно машина времени, перемещает в глубину веков. Маршрут выставки проходит через восемь залов, начиная с эпохи Ивана Грозного и заканчивая царствованием Петра I, положившего конец существованию стрелецкого войска.
По ходу осмотра сделала для себя открытие: оказывается, стрельцам разрешалось заниматься ремёслами. Дело в том, что в дореволюционной России, вплоть до правления Николая I, армия должна была сама себя содержать. И в музее можно наглядно увидеть, что производилось служилыми людьми.
Лента
23:38
Володин рассказал о возрождении артиллерийского училища в Саратове
22:15
Одной строкой: 20 марта 2024 года
21:48
Саратовский именной полк в зоне СВО не дал противнику занять новые рубежи
21:10
Саратов. Сегодня | 20 марта
20:53
В Саратове на 21-летнюю девушку упала льдина: возбуждено уголовное дело
20:14
Под Саратовом ищут пропавшего неделю назад мужчину
19:52
В зоне спецоперации погибли трое бойцов из Саратовской области
19:08
В Балакове пьяный пассажир троллейбуса напал на 14-летнюю девочку
18:43
Саратовский педагог стала Отличником просвещения
18:01
В Ленинском районе из-за ремонта на четыре дня закроют железнодорожный переезд
17:41
В военных парадах в честь Дня Победы примут участие более 50 тысяч человек
17:24
Выживший в страшном ДТП выбил окно и спас из огня двоих
17:20
Владелец кроссовера без ОСАГО может лишиться автомобиля
17:16
Вячеслав Володин 20 марта работает в Саратовской области
17:02
Что делать, если в общественном заведении упал на мокром полу и получил травму
17:00
ГК ТОЧНО оптимизировал затраты на цифровизацию с помощью Яндекс 360 для бизнеса
16:50
В Саратове Кот ученый сыграет на балалайке в сказке Пушкина
16:41
Ветеринар объяснил смешные и странные повадки кошек
16:23
Саратовцам дали инструкцию по смене фамилии, имени и отчества
16:14
Саратовец обманул микрозаймовые компании и стал фигурантом трех уголовных дел
16:03
Саратовцам напоминают о приближении сезона активности клещей
15:56
В Саратове полицейские и общественники присоединились к акции «Сообщи, где торгуют смертью!»
15:44
Саратовцам рассказали о лучшем способе похудеть к лету и навсегда
15:26
До конца весны в Саратовской области могут быть перебои в теле- и радиовещании
15:05
Учитель нашел пропавшего три года назад кота
14:42
Водитель автобуса зажал дверями голову мальчику
14:38
На улице Чернышевского горел расселенный дом-памятник
14:19
Пьяный мужчина убил 86-летнего пенсионера за отказ занять денег
14:00
Россияне стали меньше бояться искусственного интеллекта
13:56
Жителю Ямала разрешили охотиться на птицу в Саратовской области
13:50
В Волжском районе на девушку упала льдина
13:38
Провал в туалете: горожане продолжают жить в опасных квартирах
13:26
Министр Костин рассказал депутатам о ситуации с зарплатами для медиков
13:18
Женщина взыскала со школы 50 тысяч рублей за буллинг дочери
13:10
Саратовца осудили за изготовление кастета из консервной банки
13:00
Вахтовик перевел мошенникам более 5 миллионов рублей
12:48
Жители дома на Гусельской копили деньги на новый лифт несколько лет
12:34
Эксперты рассказали, что поможет восстановить организм после стресса
12:22
В Саратове на Большой Горной иномарка сбила пешехода
12:16
В Саратове у здания бывшей мужской гимназии появилось охранное обязательство
12:11
В Саратовской области в прошлом году уволились 30 водителей скорой помощи
12:08
В Саратовской области возбудили уголовное дело за аферу с маткапиталом
11:54
Бывший субподрядчик реконструкции оперного театра расплатился с работниками
11:34
Двоих саратовцев будут судить за продажу 9 тысяч пачек контрафактных сигарет
11:15
На саратовского водителя маршрутки пожаловались за хамство женщинам
11:00
Более 40% голосов: «Единая Россия» внесла весомый вклад в победу Владимира Путина
10:44
Жителей десятков домов Кировского района до вечера оставили без холодной воды
10:35
Володин посоветовал европейским лидерам встать в очередь в приемную к президенту России
10:30
Студенты Саратовского технического университета посетили Балаковскую АЭС
10:14
В Саратове муж ударил жену табуретом в ее день рождения
Эпоха московских стрельцов воспроизведена в музее «Стрелецкие палаты»
Эпоха московских стрельцов предстаёт перед любителями отечественной военной истории в музее «Стрелецкие палаты» РВИО (Лаврушинский переулок, дом 17). Устроители экспозиций, открытых относительно недавно, в 2014 году, постарались сделать всё, чтобы посетители, особенно молодёжь, захотели прийти сюда ещё раз.
Располагается музей «Стрелецкие палаты» в здании, являющимся памятником архитектуры XVII–XVIII вв., более известным как «Палаты Титова». Своё название он получил по имени первого владельца — думного дьяка Семёна Степановича Титова, приближённого царя Алексея Михайловича Романова.
Известно, что Титов сделал карьеру во время правления Алексея Михайловича: был сначала дьяком Разрядного приказа, затем дьяком Приказа Большого дворца и даже состоял в посмертном карауле у постели умирающего царя. За службу верой и правдой Семён Титов получил двор в Замоскворечье. Вряд ли он думал о том, что терем его сохранится на века и Российское военно-историческое общество откроет в нём музей, где можно будет познакомиться с бытом и традиционными занятиями стрельцов. Кстати, благодаря современным технологиям сделать это можно в интерактивном режиме, виртуально перемещаясь во времена царствования Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра I.
Терем мог служить крепостью
Мимо этого дома с белым фасадом, украшенным декором в приглушённых голубых и оранжево-жёлтых цветах, трудно пройти не залюбовавшись. Весёлые наличники будто приглашают зайти и посмотреть внутренне убранство. Глядя на эту роскошь, понимаешь, что внешний вид Москвы в XVII веке не был унылым. Гиды утверждают, всё восстановлено так, как было при первом хозяине.
Спорить не стану. Возможно, так всё и было прежде: сводчатые потолки, низкие дверные проёмы, на стенах роспись: на густо-синем фоне красуются яркие цветы. Сами стены толстые, двери — массивные, крепкие, а вот окна крохотные, да и комнаты маленькие… Думный дьяк, боярин Титов сделал всё, чтобы терем его служил настоящей крепостью в случае нападения врага.
Музей позволил окунуться в историю
Подчеркну, из молодого возраста вышла и за свою жизнь успела повидать немало интересных объектов, но этот небольшой музей меня впечатлил. Особенно мультимедийная экспозиция «Московские стрельцы», которая словно машина времени, перемещает в глубину веков. Маршрут выставки проходит через восемь залов, начиная с эпохи Ивана Грозного и заканчивая царствованием Петра I, положившего конец существованию стрелецкого войска.
По ходу осмотра сделала для себя открытие: оказывается, стрельцам разрешалось заниматься ремёслами. Дело в том, что в дореволюционной России, вплоть до правления Николая I, армия должна была сама себя содержать. И в музее можно наглядно увидеть, что производилось служилыми людьми.
Оружие — главная тема экспозиции
Довольно много места в экспозиции уделяется одежде того периода. Представлены облачения, которые носили бояре и стрельцы
Но, главное внимание уделено вооружению и предметам обихода
Фитильные ружейные замки сменяют кремневые и колесцовые. На смену домодельным саблям с неудобными рукоятями приходят импортные валлонские шпаги, почти совершенное холодное оружие. Тут же можно увидеть рейтарские латы, бердыши и полупику. Оловянные солдатики — ярко раскрашенный стрелецкий отряд, изображают боевые построения… Уж если у меня, взрослого человека, глаза разбегались при виде такого множества интересных экспонатов, то что можно сказать о мальчишках?
К слову, любой посетитель может вступить в стрелецкое войско. В одном из залов «десятник» научит стрелять из старинного мушкета, а «барабанщик» научит выбивать на барабане «Подъём!», «Отбой!» и другие команды. Ну, а в качестве награды за усердие в ратном деле вручат грамоту, свидетельствующую, что посетитель музея стал настоящим стрельцом. Мне, правда, не вручили. Как оказалось, стреляю я из рук вон плохо, но всё же лучше, чем барабаню…
Наталья Швец
Фото Карины Солошенко
Экспозиции
«Мундир для героя»
Постоянная экспозиция «Мундир для героя»
Реконструкция Мундирного платья Екатерины II по форме Кавалергардского корпуса (вторая половина XVIII века)
Основу экспозиции составляют образцы военной формы одежды и амуниции от XVI века до современности. Часть экспонатов является настоящими реликвиями — коллекцией бесценных предметов военного обмундирования, до 1917 года бережно хранимых Императорским Интендантским музеем. Особое место в экспозиции занимают редкие экспериментальные образцы формы русской армии, впервые представленные широкой общественности, вещи, принадлежавшие Российским императорам, разнообразное снаряжение и предметы вооружения различных эпох, подлинные экспонаты XVIII и XIX веков.
Стоит отметить, что на экспозиции представлены такие экспонаты как реконструкция Мундирного платья Екатерины II по форме Кавалергардского корпуса (вторая половина XVIII века), сшитая по точным меркам подлинника (Государственный музей-заповедник «Царское Село»), подлинные предметы униформы солдат и офицеров самых именитых полков Российской Императорской армии: Лейб-гвардии Гусарского, Кирасирского Его Величества, Саперного батальона, Преображенского, Уланского, Кавалергардского, Драгунского Военного Ордена, 145-го пехотного Новочеркасского и других. Особое место занимает редкий и хорошо сохранившийся мундир барабанщика Лейб-гвардии Семеновского полка 1809 года.
«Нам есть чем гордиться!»
Экспозиция погружает посетителя в атмосферу высоких технологий и позволяет заглянуть в будущее. Новейшие военные разработки, образцы военной формы, экипировки и снаряжения военнослужащих представлены соответственно трем стихиям – Воздух, Суша, Вода. Четвертый раздел экспозиции воссоздает рабочую обстановку Командного пункта ракетных войск, где посетитель может попробовать свои силы в управлении радиолокационной станцией. Интерьер зала создаёт атмосферу космического корабля будущего, на борту которого представлены подлинные экспонаты снаряжения и спецтехники, модели новейших видов оружия и военной техники. Мультимедийные комплексы, занимающие особенное место в экспозиции, позволяют проследить эволюцию различных видов оружия и снаряжения и наглядно представить Армию России на современном этапе.
Постоянная экспозиция «Нам есть чем гордиться!»
«Усадьба Васильчиковых»
Экспозиция располагается в одном из помещений парадной анфилады Главного дома Усадьбы, которое в былые времена служило кабинетом и библиотекой. История Усадьбы Васильчиковых берет свое начало в середине XVIII века, когда был построен Главный дом. К началу XIX века появились симметричные боковые флигели, соединенные с Главным домом переходами. Усадебный комплекс сильно пострадал во время нашествия французов и пожара Москвы 1812 года, когда выгорели вторые этажи, сделанные из дерева. После 1817 года Усадьба была целиком восстановлена, с сохранением первоначальных планировок и фасадов.
Центром экспозиции «Усадьба Васильчиковых» является макет усадебного комплекса, сложившегося после 1870 года. Макет изготавливался на основе архивных документов и фотоматериалов и выполнялся с максимальной детализацией- со стороны улицы Большая Никитская украшением фасадов является чугунный балкон, за которым в окнах второго этажа можно рассмотреть парадные помещения усадьбы: столовая, парадный зал, будуар, кабинет-курительная, а с другой стороны усадьбы (со стороны улицы Малой Никитской) виден танцевальный зал, в котором зритель видит кружащиеся в вальсе фигуры танцоров. Все это погружает посетителя в атмосферу московской жизни XIX века, хорошо известную по книгам писателей и картинам художников того времени.
Фрагмент макета усадебного комплекса зданий