На троих: как было подписано соглашение о создании снг

В чем суть Беловежских соглашений

Во время подписания исторического соглашения каждая страна берет на себя определенные обязательства:

  • предоставить полное равноправие населению с отсутствием факта ущемлений непосредственно по принципу национальной принадлежности;
  • на высшем уровне принять разработанные общепринятые на международном уровне права и свободу гражданам без разделения на социальные слои;
  • гарантия предоставления защиты населению и гражданам, которые относятся к категории национальных меньшинств, включая этнокультурные районы;
  • утвердить на законодательном уровне неприкосновенность и целостность государственных границ остальных стран бывшего Советского Союза.

Вновь созданные независимые страны берут на себя обязанность по обеспечению и продолжению взаимовыгодного сотрудничества по ключевым направлениям жизнедеятельности. К примеру, принимать активное участие в гарантии безопасности, приступить к снижению объемов разработки и хранения ядерного вооружения, вести открытую и одновременно нейтральную внешнюю политику.

Главными условиями стран СНГ принято считать:

  • сохранение принципа единого контроля за общепринятым военно-стратегическим пространством и ядерным вооружением в частности;
  • организация профессионального подхода для обеспечения непрерывного функционирования армии, включая надлежащее содержание членов семьи.

Путч вместо союза

Такой результат референдума стал поводом для разработки проекта нового государственного объединения — Союза суверенных республик, который, по идее Михаила Горбачева и его сподвижников, должен был прийти на смену СССР. Однако и этим планам не суждено было сбыться: крест на них поставила попытка государственного переворота, предпринятая 19-21 августа 1991 года членами ГКЧП. Эти события стали своего рода спусковым крючком для процесса настоящего бегства национальных республик: в период с 30 августа по 9 сентября о выходе из состава Советского Союза заявили все еще остававшиеся в нем, кроме РСФСР и Казахской СССР.

За сохранение Советского Союза еще до проведения референдума высказывалось подавляющее большинство взрослых жителей СССР

Стремление национальных республик СССР отправиться в самостоятельное плавание изо всех сил поддерживали государства по ту сторону уже качающегося, но еще существующего «железного занавеса». Достаточно привести такой пример: проведенный в Грузии референдум о независимости день в день признали США, а Эстония уже 17 сентября 1991 года была принята в ООН. Подливали масла в огонь и стремительно формирующиеся национальные и националистические партии в бывших советских республиках, которые в качестве своей главной задачи ставили достижение полной государственной независимости. С учетом всего этого очередная попытка сохранить Советский Союз хотя бы в виде эрзац-структуры под названием Союз суверенных государств, подписание договора о котором сорвал августовский путч ГКЧП, тоже была обречена на неудачу. И тем не менее, переформатировав идею союза в идею конфедеративного государства, ее инициаторы во главе с Михаилом Горбачевым продолжали работу над проектом договора. Они рассчитывали на его подписание в начале декабря 1991 года, однако и этим планам не суждено было сбыться.

Ночь на доработку договора

Практически одновременно с тем, как в Москве начались обсуждения нового формата Союза суверенных государств, некоторые участники этого процесса — президент РСФСР Борис Ельцин, президент Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук — начали собственные переговоры о будущих взаимоотношениях своих государств. Довольно быстро они договорились о том, что встречу, на которой будет обсужден этот вопрос, нужно провести в Белоруссии, поскольку, как позднее говорил об этом президент Шушкевич, «Москва давить будет, Украина тоже большая». 6 декабря в Минск вылетел Борис Ельцин, в тот же день в белорусскую столицу отправился и украинский президент.

Михаил Горбачев с семьей в сопровождении охраны по прилету в Москву из Крыма после провала путча ГКЧП 22 августа 1991 года

Основой для переговоров, которые перенесли из Минска в государственную охотничью резиденцию «Вискули» в центре Беловежской пущи, стали, по воспоминаниям Станислава Шушкевича, заготовки договора, разработанные еще в феврале 1991 года, но не использованные в связи с итогами всесоюзного референдума. Теперь же они были извлечены на свет и представлены российской стороной сначала делегации Белоруссии, а затем и Украины. Но если белорусская сторона готова была подписать этот документ, то украинская, для которой важнейшим вопросом переговоров было предоставление республике полной и всеобъемлющей независимости, настояла на переработке текста документа. Как вспоминал Леонид Кравчук, межгосударственная группа специалистов занималась работой над новым проектом документа всю ночь, и утром 8 декабря он был представлен трем президентам. Глава Украины, по его словам, «подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований», и так же оперативно на нем поставили подписи два других президента — Ельцин и Шушкевич.

Так какую же роль СНГ играет сейчас?

Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются – кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях.

Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров – принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.

С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине. Но не стоит требовать от СНГ чего-то сверхъестественного – это межгосударственное, а не надгосударственное объединение. Другими словами, это координационный совет, но никак не орган управления – и реальной власти у Исполкома СНГ быть не может.

Внутри СНГ все еще есть границы, причем между некоторыми странами они крайне напряженные (пример – границы Армении и Азербайджана или Таджикистана и Узбекистана), общий рынок есть только у 5 стран, все еще существуют торговые ограничения.

При этом растет роль других объединений – того же СНГ, ЕАЭС или Евросоюза, который уже заключил соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.

Вероятно, роль СНГ будет снижаться и дальше – вплоть до того, что от него останутся только действующие соглашения. Правда, многие авторы склонны считать, что СНГ уже выполнило свою функцию – помогло «цивилизованно» разделить СССР, а для остального этот формат уже не подходит.

Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только

Сейчас роль СНГ во взаимодействии между постсоветскими странами постепенно сводится к минимуму. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.

Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. В частности, на территории ЕАЭС с 2018 года действуют единые таможенные правила (по сути, любой импорт/экспорт идет уже по правилам не отдельной страны, а всего союза).

Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз.

Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» – это свобода для перемещения:

  • товаров;
  • услуг;
  • капитала;
  • рабочей силы.

В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами.

Как считает Олег Богданов из QBF, именно создание Таможенного союза, а потом ЕврАзЭ и ЕАЭС можно считать важнейшим событием в истории СНГ:

Другими словами, ЕАЭС – это сокращенная версия СНГ, участники которого договорились полностью открыть свои рынки друг другу. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.

Однако кроме ЕАЭС на территории СНГ есть и другие объединения. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство – достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны – хотя до полной интеграции еще далеко (а в 2019-2020 годах отношения ухудшились).

Среди других объединений на территории СНГ – ГУАМ, это союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС.

Статья 7[править | править код]

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:
— координация внешнеполитической деятельности;
— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
— сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
— сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
— вопросы миграционной политики;
— борьба с организованной преступностью.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Сразу после провала ГКЧП Борис Ельцин и Михаил Горбачев предложили мне войти в состав Комитета по управлению народным хозяйством СССР. В качестве одного из трех заместителей председателя комитета я занимался всеми текущими экономическими вопросами в стране. Кроме того, я отвечал за подготовку проекта экономического договора. Вместе со мной над проектом договора и разработкой ряда конкретных экономических соглашений по его реализации работали лучшие специалисты аппарата Совмина СССР.

                   Газета «Известия» от 19 октября 1991 года

Участники церемонии подписания Договора об Экономическом сообществе.
Москва, Кремль. 18 октября 1991 года

И вот 18 октября 1991 года в Кремле главы восьми тогда еще союзных республик, а также первый и последний президент СССР подписали Договор об экономическом сообществе Договор об экономическом сообществе от 18 октября 1991 г. // Правительственный вестник. 1991. № 42. С. 1-3. Доступ (проверено 10.11.2021). (через несколько дней к договору присоединилась Украина — свою подпись поставил украинский премьер-министр, а три балтийские республики подписали протокол соглашения в качестве наблюдателей). В договоре и соглашениях к нему речь шла среди прочего о банковском союзе и рубле как общей валюте, открытых границах и едином таможенном пространстве, общей зоне свободной торговли и согласовании законодательства по приватизации — всего 59 статей на 12 страницах. 

Европа к такой модели взаимодействия, к такому уровню интеграции пришла лишь спустя десять лет. У России же и других бывших республик СССР возможность пойти по пути современной для того времени интеграции была еще осенью 1991-го. Движение именно в этом направлении потенциально могло преобразовать центробежные устремления республиканских элит в энергию созидания, а не распада. Ведь речь шла не о политическом контроле из центра, а о реализации экономического потенциала, который несет интеграция. В отличие от европейцев, перед нами не стояло задачи решать фундаментальные проблемы объединения экономик. У нас уже была основа для интеграции: почти семь десятилетий действовала общая советская экономическая система, сложился во многом схожий менталитет. В этой ситуации проще и гораздо эффективнее было построить на принципиально новых основаниях одну общую экономическую систему, чем пятнадцать разных. Это был бы естественный, менее болезненный и гораздо более перспективный переход от советской модели экономики к свободному рынку, частной собственности, реальной конкуренции. 

Газета «Известия» от 17 сентября 1991 года

Обсуждать какие-то политические договоренности между почти уже бывшими союзными республиками осенью 1991 года было бессмысленно. Во-первых, потому что согласовывать и подписывать новые договоренности могла только та же высокопоставленная партийная номенклатура (собственно, она и оставалась у власти практически во всех республиках после падения коммунистической системы), представители которой в силу своего ограниченного понимания были просто неспособны прийти к новой политической модели взаимодействия. Во-вторых, после августовского путча в республиках чувствовалось глубокое разочарование в советской системе, и новый союзный договор должен был предложить принципиально новое политическое устройство. В-третьих, ситуация на всем постсоветском пространстве требовала принятия немедленных мер по реанимации экономики, а для этого необходимо было в первую очередь экономическое соглашение. Другими словами, решение о сохранении обновленного Союза на тот момент состояло в заключении экономического договора, который в случае успеха через какое-то время имел бы и политические перспективы.

Содружеству Независимых Государств исполнилось 30 лет

Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. В 1993 г. Первая встреча глав государств СНГ состоялась в Минске 30 декабря 1991 г.

Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство ЕЭП.

Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера». В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса.

В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика; взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах; сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ и вообще постсоветских государств стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». В 2005 году цена 1 тыс. Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене.

В 1993 году в состав СНГ вошла Грузия, которая вышла из него после событий 2008 года. Правовые основания СНГ существовало на основании Устава, утвержденного 22 декабря того же года. Его целью провозглашалось создание странами-союзницами единого экономического, социального, политического, экологического и гуманитарного пространства. Между государствами , входящими в СНГ, должны были действовать льготные условия пересечения границ, устанавливалась свободная торговая зона. Важным моментом стало взаимодействие СНГ с другими международными организациями.

Взаимодействие государств в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд. Кроме того, в СНГ создано около 70 органов отраслевого сотрудничества, которые координируют совместные усилия в важнейших отраслях экономики и социального развития, борьбе с преступностью и терроризмом, вопросах гуманитарного сотрудничества и других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.

Едиными постоянно действующими исполнительными, административными и координирующими органами Содружества являются Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделение Исполкома в Москве.

Организация встречи и соглашения

8 декабря состоялась встреча Б. Ельцина (президент России), Л. Кравчука (президент Украины) и С. Шушкевича (председатель Верховного Совета Республики Беларусь) в Беловежской пуще, где было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, (документы, подписанные там, называются иначе Беловежские соглашения).

В Соглашении констатировалось, что СССР прекращал свое существование как субъект международного права и геополитической реальности. Учитывая же историческую общность народов, стремления к демократии и правовому государству, а также желание развивать отношения на базе признания друг друга, Россия, Украина и Белоруссия договорились об учреждении Содружества Независимых Государств.

Каждая из сторон гарантировала:

  • равноправие и свободы для всех граждан;
  • предоставление гражданско-политических, социально-экономических и культурных прав и свобод гражданам всех сторон;
  • защищать национальные меньшинства и уникальные регионы;
  • признание целостности территорий стран друг друга и его уважение.

Стороны брали на себя обязательства:

  • сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности;
  • развивать выгодное всем сторонам и равноправное сотрудничество в сферах общественной жизни, способствовать активному информационному и культурному обмену.

Кроме того, договорились о необходимости:

  • сохранять и поддерживать общность военно-стратегического пространства;
  • гарантировать друг другу необходимые условия размещения, хранения, функционирования вооруженных сил;
  • проводить политику по вопросам комфортной жизни военных, а также согласовывать ее с партнерами.

Вскоре, 10 декабря Соглашение о создании СНГ было утверждено Верховными Советами Украины и Белоруссии, а 12 декабря – России. Занимательно, что Верховный Совет России утвердил документ при 188 голосах «за», 6 голосах «против» и 7 «воздержались», тем самым нарушив ст. 104 Конституции РСФСР, ибо для ратификации соглашения по закону надо было созвать Съезд народных депутатов РСФСР (высший орган власти), так как соглашение касалось государственного устройства всей республики, которая была частью СССР, что должно было повлечь за собой и внесение изменений в Конституцию. Позже, СНД трижды отказывался ратифицировать Беловежские соглашения, а потом был разогнан (октябрь 1993 г.).

13 декабря 1991 г. президенты Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии встретились в Ашхабаде, после чего заявили о согласии войти в СНГ на условиях признания за ними равных прав участия и признания всех государств СНГ в роли учредителей.

Позже по инициативе казахстанвского президента Н. Назарбаева в Алма-Ате состоялась встреча глав России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Молдавии, Армении, Азербайджана. 21 декабря 1991 г. они подписали Алма-Атинскую декларацию, где закреплялись цели и принципы СНГ. В частности, в ней устанавливалось равноправие участников через работу институтов на паритетной основе, объединенное управление военно-стратегическими силами, сотрудничество в формировании единого экономического пространства.

Алма-Атинская декларация стала значимым этапом в истории постсоветского пространства, так как завершила процесс трансформации бывших союзных республик в независимые государства. Молдавия стала последним государством, которое ратифицировало соглашение о создании СНГ (8 апреля 1994 г.). С 1993 г. в число действительных членов СНГ вошла и Грузия.

Поначалу деятельность Содружества была посвящена организационным вопросам. 30 декабря 1991 г. состоялась первая официальная встреча глав стран СНГ. На ней было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», согласно которому формировался Совет глав государств. В этом Совете каждое государство имеет по одному голосу, решения же принимаются при достижении взаимного согласия. Вместе с этим было принято «Соглашение Совета Глав Государств — участников Содружества Независимых Государств о Вооружённых Силах и Пограничных войсках», которое подтверждало право стран -участников на создание собственных армий.

22 января 1991 г. в Минске был принят Устав СНГ, который, будучи основополагающим документом СНГ, завершил организационный этап в истории СНГ.

Официально это было зафиксировано 26 декабря 1991 г. после решения Верховного Совета Республик Верховного Совета СССР.

Суверенное бегство

1990 год навсегда вошел в историю позднего СССР как период «парада суверенитетов». В это время республики Советского Союза одна за другой начали в одностороннем порядке заявлять о своей независимости. Первыми это сделали страны Балтии: 11 марта объявила себя независимой Литва, 4 мая — Латвия, а 8 мая — Эстония.

23 августа 1990 года декларацию о независимости приняла Армения, а 28 октября о переходном периоде к независимости заявил Верховный совет Грузии. Ответом Москвы на этот процесс стала выдвинутая президентом Михаилом Горбачевым в декабре того же года идея подписания нового Союзного договора, который учитывал бы стремление союзных республик к независимости и в то же время позволил бы сохранить СССР как единую государственную структуру. Но с учетом центробежных тенденций в стране это было утопическое предложение: уже в марте 1991 года состоявшийся в Грузии референдум большинством голосов поддержал объявление республики независимой, что и было формально объявлено 9 апреля.

Митинг в поддержку независимости Эстонии, конец 1980-х

Не изменил ситуацию и проведенный 17 марта 1991 года первый и единственный всесоюзный референдум, на который был вынесен единственный вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» О своем отказе от участия в этом голосовании объявили уже назвавшиеся независимыми республики — Армения, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, а также Молдавия. В итоге голосовали жители только девяти союзных республик, население которых в подавляющем своем большинстве — 76,43% — ответили «Да» на вопрос референдума.

ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ

Шел 1989 год. Я заведовал сводным экономическим отделом Комиссии по экономической реформе Совмина СССР. В стране ухудшалась экономическая ситуация и набирали силу дезинтеграционные политические процессы. Все более сложным становилось взаимодействие между центром и республиками. Союзный договор 1922 года был основой тоталитарного управления государством, в то время как в конце 1980-х в Советском Союзе уже пробивались первые ростки демократии, появилась свобода слова. Все явнее становились признаки архаичности и неэффективности государственной конструкции, созданной большевикамиЯвлинский Г. А. Ложь и легитимность // Новая газета. 15 февраля 2012. Доступ (проверено 29.11.2021).. Состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, проходили первые, еще не свободные, но заметно отличавшиеся от безальтернативных советских выборы в верховные советы союзных республик. Стало отчетливо ясно: пришло время реформировать отношения центра с республиками, менять правила совместной жизни.

Председатель Совета министров СССР (1985-1991) Николай Рыжков

Заместитель председателя Совета министров СССР (1989-1990) Леонид Абалкин

Осенью 1989 года я доложил эти соображения председателю правительства СССР Николаю Рыжкову и его заместителю Леониду Абалкину, подчеркнув, что для сохранения экономики страны необходим новый союзный договор. На тот момент, работая непосредственно с руководителями правительств союзных республик, я знал, что к движению в этом направлении многие республики уже были готовы. Я попросил Рыжкова обсудить подготовку и заключение нового союзного договора с генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. 

Спустя несколько месяцев, вновь докладывая текущие вопросы Рыжкову, я позволил себе напомнить о моей просьбе переговорить с Горбачевым о необходимости нового союзного договора. «Михаил Сергеевич очень занят. У него визиты, очень много зарубежных делегаций, пленумы ЦК, секретариаты, заседания Политбюро…» — сказал мне председатель правительства. Возвращаясь по кремлевскому коридору к себе в кабинет, я думал о том, что может ждать нашу страну, когда первые ее руководители не отличают главное от второстепенного. И ничего хорошего на ум не приходило.

Таким образом, поскольку к началу 1990 года вопрос обновления основы политической интеграции Союза не рассматривался как ключевой, исторический момент был упущен. Началось отставание от времени. 

Григорий Явлинский о Беловежских соглашениях. Интервью. Запись 29 ноября 2021 года

Вопрос распада политического пространства СССР довольно быстро входил в повестку дня. На этом фоне ухудшалась экономическая ситуация

Я понимал, что в таких условиях особенно важно было сохранить единое экономическое пространство. Так возникла идея подготовки специального экономического договора между союзными республиками

Создание на новых основаниях единого экономического пространства, строительство общей рыночной и конкурентной экономики вместо уже не работавшей плановой казалось мне безусловным велением времени в начале 1990-х, а потому и важнейшим государственным делом. Я полагал, что если экономический союз между республиками будет реализован, то через какое-то время появятся предпосылки и к качественно новому политическому сближению. Тем более уже тогда было очевидно, что мир движется в сторону глобализации. Но высшие советские руководители не понимали этих процессов и хотели повернуть время вспять. Августовский путч 1991 года ярко продемонстрировал это тотальное непонимание времени и несоответствие эпохе.

Судьба исторического документа

В 2016 году Комсомольская правда и НТВ создавали материал о беловежском соглашении, в честь 25-летия подписания этого документа. Одним из интересных вопросов этих исследование был вопрос нахождения оригинала беловежских соглашений. Поскольку СНГ это действующая организация, логично предположить, что основной документ, который регламентировал ее создание, должен находиться в этой организации (в данном случае это исполнительный комитет).

Как выяснили журналисты — в ИК СНГ находятся только копия. В последующем журналисты искали Соглашение в странах, которые его подписали, но везде есть только копия. Именно поэтому после 2016 года поднялась волна разговоров, что ликвидация СССР не имеет юридической силы и организация по-прежнему существует.

Основание у этой версии не меньшие, чем у соглашения 1991 года. Дело в том, что юридической силой обладает оригинал, которого в данном случае нет. А где он — думаю, мы не узнаем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: