Станции московского метрополитена, посвященные победе в великой отечественной войне (1 фото)

Московское метро в годы войны: во время авианалетов здесь рожали, слушали лекции и смотрели кино

Библиотека на платформе

Во время воздушных тревог на станциях проводились киносеансы и выступали концертные бригады. Здесь вывешивали сводки Совинформбюро и организовывали исторические выставки. Для детей работали кружки рисования, вышивания и лепки, проходили учебные занятия. На станции «Курская» открылся филиал Государственной публичной исторической библиотеки РСФСР, столы для читателей расставляли на посадочных платформах.

Укрывшиеся в метро граждане могли оставаться там до пяти утра — после чего платформы готовили к началу нового трудового дня. Для населения работа подземки была важна не только из-за решения транспортных проблем — но, главным образом, как показатель того, что городские службы, несмотря на войну, контролируют ситуацию, а значит, врагу не удастся сломить сопротивление советских войск.

Сотрудники милиции дежурили возле находящихся на поверхности вентиляционных сооружений, предотвращая возможные диверсии и пожары. Они же следили за порядком в подземных помещениях. Милицейские посты выставлялись у въездов в туннели и выездов из них, у эскалаторов и на платформах. Уходить с поста было категорически запрещено — и в случае задержания подозрительной личности следовало свистком вызвать дежурившую на станции резервную бригаду, которой задержанного и передавали.

Паникеров, рассказывающих об успехах немцев, выдворяли из убежищ, их паспортные данные передавали в отделение по месту жительства. За повторное распространение пораженческих настроений грозила уголовная ответственность.

Знаете ли вы что…

В 1940 году на станции «Динамо» по ночам работала физическая лаборатория. Сюда не проникало космическое излучение, это помогло исследователям Г.Н. Флерову и K.А. Петржаку открыть спонтанное деление ядер урана.

Дефицит кадров

Большая часть строителей ушла на фронт или была командирована на важнейшие объекты военного времени. Значительную часть монтажных и отладочных работ во время строительства новых станций приходилось выполнять самим работникам метро. А поскольку мужчины ушли воевать, их рабочие места занимали женщины. Они водили поезда, осваивали многие профессии, связанные с обслуживанием подвижного состава.

Массово стали трудоустраивать и подростков, для них метрополитен открыл школы рабочей молодежи. Туда молодые люди шли учиться после 11-часового рабочего дня. Так они успевали получать среднее образование. При этом на руководителей подразделений была возложена особая ответственность: они следили, чтобы учащиеся ни в коем случае не задерживались на рабочем месте.

К концу 1941 года численность трудового коллектива снизилась в полтора раза: с 5670 до 3840 человек. С 1943 года рост количества работников метрополитена возобновился. В 1944 году он превысил довоенный уровень, а на 1 января 1945-го составил более 7600 человек. Из них более 10 процентов – женщины.

Часть поездов подземки отправили в эвакуацию на станцию Андижан-2 Узбекских железных дорог, где в 1941–1942 годах открыли вагоноремонтное производство. Тогда остро встал вопрос подготовки необходимых кадров. Обучать персонал здесь стали в 1942-м, а в 1944 году начала работать единая система подготовки кадров. Ее создали по указанию Лазаря Кагановича – метрополитен тогда входил в состав железных дорог СССР. На основе созданной техшколы позже появился учебно-производственный центр метрополитена. Сегодня это служба профориентации, обучения и развития персонала.

Фото: mos.ru

Московская паника 1941 года

В конце осени авиаудары на столицу стали совершаться в несколько раз чаще. Поэтому 15 октября приняли постановление «Об эвакуации столицы СССР». В тот же день состоялась эвакуация советского Правительства и важных заводов. В столице воцарился настоящий хаос, люди считали, что таким образом Москву готовят к сдаче врагу. Многие хватали свои вещи и уходили из своих квартир и домов туда, где было безопасно. Поддался всеобщей панике и Лазарь Каганович — глава Наркомата путей сообщения. Он приказал начать уничтожение московского метро. Всё метро было обесточено, а после этого на путях заложили мины. Поэтому 16 октября метрополитен столицы не работал — впервые за всю историю.

Однако уже на следующий день, 17 октября, московский метрополитен заработал. Тем более эвакуация правительства уже была проведена. Находясь в безопасности и проведя совещание, правительство отменило решение Кагановича. Если бы метро взорвали, то последствия были бы непоправимы, а допустить этого было никак нельзя. Метростроевцы и тут проявили свои умения — всего за сутки они запустили все поезда и привели в порядок станции. К тому же, во время войны продолжалась закладка новых путей.

Удивительно, но уже в 1943 году был запущен новый участок пути от станции «Площадь Свердлова» до «Завода имени Сталина». Были открыты две новые станции на Замоскворецкой линии. А в 1944 был запущен состав от «Курской» до «Партизанской». Подвиг метростроевцев был оценен по достоинству, многим выдали почётные ордена. Немаловажную роль в таком ударном труде сыграла речь Иосифа Сталина в ноябре 1941 года.

Таинственная находка

При строительстве метро рабочие часто натыкаются на разные интересные вещи — многие из них представляют историческую ценность: монеты, старые кирпичи или посуда — обычное дело при прокладке тоннеля. Поэтому порой в котлованы за метростроевцами спускаются и археологи.

Иногда попадаются и совсем пугающие сюрпризы — один из них был скрыт под землей в том месте, где сейчас располагается «Боровицкая». Совершенно случайно рабочие наткнулись на абсолютно целый нетронутый кирпичный дом. Больше всего метростроевцев удивило то, что у здания уцелели не только стены и окна, но даже мебель и посуда внутри. Оно выглядело так, будто разом было засыпано землей.

Не обошлось здесь и без мистики — в народе поползли слухи о том, что дом затащила в подземелье неведомая сила, а те, кто зашел внутрь, непременно сойдут с ума. В действительности все было немного проще — под землей постройка оказалась в результате природного катаклизма — под домом образовалась пустота, через некоторое время земля провалилась и увлекла за собой на шестиметровую глубину и чье-то жилище.

Вход в наземный вестибюль станции метро «Боровицкая»

Постановление Исполкома Моссовета

В первую же ночь, когда над Москвой раздался сигнал воздушной тревоги, на станции спустились более полумиллиона человек. Конечно, несмотря на все усилия милиционеров и метростроевцев, обеспечивающих безопасность, без происшествий не обошлось. Во время первого авианалёта был разрушен тоннель между станциями «Арбатская» и «Смоленская». К сожалению, из-за взрыва погибли 14 человек, прячущихся в этом тоннеле. А «Белорусскую» едва не затопило из-за взорвавшегося водопровода. Однако все последствия были быстро устранены. В дальнейшем жертв среди обитателей московского метро 1941 года не наблюдалось. А уже в сентябре Исполком Моссовета напечатал постановление, где описывались правила пользования московским метро как бомбоубежищем. Во многом благодаря этому людей под землёй удалось разместить с относительным комфортом и полной безопасностью.

Согласно этому постановлению, метрополитен в годы войны должен был продолжать свою работу до десяти вечера. В десять часов движение поездов прекращалось, и на станции начинали запускать людей. Однако женщинам с детьми, не достигшими 12 лет, разрешалось спускаться в метро и до сигнала о начале вражеского авиаудара. А в случае дневного авианалёта движение в метро тут же прекращалось, и все станции использовались как убежища.

Станция «Маяковская»

Пиво для партактива

Помещения метро использовались некоторыми военными и государственными учреждениями. Часть станции «Красные Ворота» занимал оперативно-диспетчерский центр наркомата путей сообщения. На станции «Белорусская» было отгорожено помещение для работы сотрудников Генерального штаба. Позже эта организация вместе с Государственным комитетом обороны перебрались на станцию «Кировская», которую огородили деревянными щитами — и поезда проходили её без остановки.

6 ноября 1941 года на станции «Маяковская» было проведено торжественное заседание Моссовета, посвящённое годовщине Октябрьской революции. На нём выступал лидер страны и Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин. Он прибыл на станцию в специальном двухвагонном поезде. Украшенную красным бархатом сцену оборудовали рядом с выходом в город.

Здесь стоял бюст Ленина, висели плакаты и транспаранты. Пол был застелен коврами. Речь Сталина по радиотрансляции передавали на весь город. После окончания мероприятия гостей (в основном партийных и хозяйственных работников, прибывших по пригласительным билетам) пригласили в припаркованные к станции вагоны, где им были предложены бутылочное пиво, баранки и бутерброды.

К лету 1942 года авианалёты на Москву практически прекратились, но метрополитен почти до конца войны сохранял статус бомбоубежища. При этом начиная с мая 1942 года возобновилось строительство новых станций (за годы войны их количество увеличилось на семь).

Позже все станции Московской и других подземок в городах СССР создавались с учётом возможности их быстрого переоборудования в надёжные укрытия от оружия массового поражения. Уроки истории не прошли даром.

Метрополитен Москвы во время войны. На казарменном положении

Напомним, Московский метрополитен имени Лазаря Кагановича (в 1955 году ему присвоят имя Владимира Ленина) открыли 15 мая 1935 года.

В июне 1941 года это была транспортная система из трёх линий, двух депо и 21 станции.

Ещё до начала войны, в апреле 1941 года, Совнарком СССР принял постановление о том, что все станции метро, включая строящиеся, должны быть приспособлены для использования в качестве бомбоубежищ для населения. То есть метрополитен изначально рассматривался как военный стратегический объект. И в первый же день боевых действий, 22 июня 1941 года, работников подземки, включая сотрудников отдельного дивизиона милиции, перевели на казарменное положение.

Предполагалось, что местами укрытия для людей станут не только действующие, но и строящиеся станции и тоннели. Для изготовления большого количества деревянных настилов и лежаков использовали 20 товарных составов пиломатериалов и 60 тонн гвоздей. Были отрегулированы вентиляционные установки, поставлены насосы для возможной откачки воды. На строящихся станциях, где ещё не было эскалаторов, соорудили для спуска и подъёма деревянные лестницы.

В метро срочно оборудовали стационарные медицинские пункты, водопровод и уборные. Главный инженер Метростроя Абрам Григорьевич Танкилевич в своих воспоминаниях отмечал: в результате таких мер метрополитен стал настолько благоустроенным, что многие москвичи, в основном матери с детьми и инвалиды, прихватив с собой постельные принадлежности, оставались там на всю ночь.

Чёрные дни миновали

Первый по-настоящему серьёзный налёт немецкой авиации на Москву произошёл 22 июля 1941 года. Тревога началась в 22.10 и продолжалась пять с половиной часов. В бомбардировке участвовало около 200 немецких самолётов. Совинформбюро объявило об уничтожении 22 самолётов противника, немцы оценили свои потери в три раза меньше. В тот день в метро укрывались более 500 тысяч жителей и гостей Москвы.

Следующий день, 23 июля 1941 года, стал по-настоящему чёрным для Московского метрополитена. Число погибших и раненых исчислялось десятками. Одна из бомб взорвалась возле входа в вестибюль станции «Арбатская». На лестнице эскалатора образовалась давка, в результате которой погибли более 60 человек (по другим сведениям — 46).

От взрыва другой авиабомбы был разрушен туннель на станции «Смоленская», количество жертв составило 14 человек. На восстановление последствий взрывов потребовалось около двух суток.

Ещё одним страшным днём для Московского метрополитена стало 16 октября 1941 года — когда немецкие танки, прорвав оборону, дошли до Химок. Город охватила паника. Многие представители номенклатуры на личных автомобилях, прихватив семьи и имеющиеся ценности, стремились поскорее покинуть Москву. Ходили слухи, что город сдадут — как это случилось во время Отечественной войны 1812 года. В Москве начались повальные грабежи. Вот лишь несколько фактов из рапортов стражей правопорядка.

Во дворе завода «Точизмеритель» рабочие, увидев автомашины с личными вещами своих начальников, окружили их и стали разбирать чужое имущество. На обувной фабрике «Буревестник» зафиксировано массовое хищение обуви. Рабочие мясокомбината имени Микояна растащили пять тонн колбасных изделий. Группа лиц напала на автомобили на шоссе Энтузиастов и начала отнимать имущество уезжавших, свалив в овраг шесть легковых машин. На Ногинском заводе №12 группа рабочих в количестве около 100 человек потребовала от дирекции выдать хранившиеся на складе 30 тонн спирта. Директор принял решение спустить алкогольный продукт в канализацию. Вахтёры завода оставили пост и разграбили склад с продовольствием.

Подобные факты дают представление о том, что творилось в Москве. Неудивительно, что нарком путей сообщения Лазарь Каганович распорядился принять меры по уничтожению метро. Станции и туннели обесточили и заминировали, многие из них подготовили к затоплению. 16 октября Московский метрополитен в первый и единственный раз за всю его историю был закрыт для пассажиров.

Но к вечеру приказ об уничтожении метро отменили. Уже со следующего дня подземка работала в штатном режиме.

Сведения об обеспечении безопасности персональных данных

Варианты использования метро в военное время

Использование московского метро в качестве бомбоубежища довольно спорно. Одни специалисты считают, что такой вариант был учет в проектной документации, вторые считают, что мера такой эксплуатации была вынужденной. В любом случае, глубины сооружения и его прочности хватило, чтобы защитить население от ударов авиацией с воздуха. Метрополитен планировалось сделать газоубежищем, чем правительство занималось вплоть до начала военных действий в 1941 году.

Метрострой обязан был обустроить в метрополитене газоубежище для жителей. В августе материалы кончились, и обустройство заморозили. В 1942 годы с наступлением немцев были срочно найдены необходимые материалы и возобновили все работы. Рассчитано помещение было по планам на 650 тысяч жителей.

Химическое оружие так и не было использовано, но авиаудары были постоянными. Тревога включалась очень часто, хотя многие сигналы были учебными. При первом налете сотрудники безопасности смогли эвакуировать более пятисот тысяч людей. Авиа атака разрушила наиболее уязвимые места конструкции (тоннель, трубы к водопроводу). Погибло 14 человек, но больших жертв не было.

Московское метро в годы Великой Отечественной Войны

Регламента по использованию метро как бомбоубежище не было, пока в 1941 году не было издано одноименное постановление. Его общий характер не указывал порядок использования, очередность запуска населения, в частности детей или женщин, многие моменты оставались в ведении администрации метрополитена.

Организационные вопросы были решены довольно успешно – население размещалось в тоннеле и на платформе, в качестве спуска использовались лестницы съемного типа. Для безопасности и большей вместимости между рельсами были сделаны настилы из досок. Внутри станции оборудовали постели и кровати, белье люди приносили с собой. Как правило, внутри вагона размещали наиболее слабое население – пожилых людей и женщин с детьми.

Что находилось внутри бомбоубежища-метро?

На усмотрение администрации оставались многие вопросы обустройства бомбоубежища в метрополитене. Была сделана вентиляция, проведено отопление, поставлялись запасы еды. В каждой станции оборудовались питьевые фонтанчики с водой, были в наличии туалеты. Население чувствовало себя в таком укрытии комфортно, присутствовала медицинская бригада, которая оказывала не только санитарные процедуры, но и медицинские операции, принимала роды.

Милиция осуществляла контроль за порядком, пресекая любое нарушение правил. Часто пытались развести огонь, что было крайне опасно в таком замкнутом помещении, повсеместно возникали небольшие пожары, которые тушили сами люди.

Внутри находились даже магазины и небольшие парикмахерские, были сделаны несколько библиотек. Для маленьких детей делались занятия по труду — они шили и занимались лепкой, собирали модели и рисовали. Для взрослых организовывали концерты или выставки с историческим экскурсом, крутили киноленты. В 1943 году был последний авиаудар, после которого бомбежки прекратились.

Метрополитен сохранил свой статус бомбоубежища до самого окончания войны. Все сотрудники метрополитена получили награды и медали, в 1946 году коллектив московского метро был награжден Красным знаменем Комитета обороны за сохранение жизней и огромный вклад в Победу.

Историческая справка

Московское метро, как и метрополитен любого города, тесно связан с историей. Это не только привычный и удобный вид транспорта, но и архитектурный памятник. Сделать такие выводы позволяет история. Во время Великой Отечественной войны метрополитен стал городом под землей, в котором москвичи укрывались от атак с воздуха. Здесь проводились концерты и собрания правящей партии, устраивали госпиталь, библиотеку и множество других мероприятий.

Московский метрополитен

Историческая справка московского метро указывает на систему из 21 станции, расположенных по трем линиям (на момент 1941 года). Кировский радиус содержал 10 станций (сейчас линия Сокольническая), 6 станций на Покровском радиусе (сейчас Арбатско-Покровская) и 5 станций в Горьковском радиусе (ныне Замоскворецкая). Подземный транспорт необходимо было развивать по плану, утвержденном правительством.

Как только немцы отошли от города и прекратились авианалеты, началась реконструкция. В 1943 году открыли три станции на Горьковском радиусе, через год -4 станции на Покровском. На каждой из этих станции стоят памятные таблички. Четвертая очередь в совершенствовании метрополитена – Кольцевая линия, разгружающая Садовое кольцо, началась также в период ВОВ.

Категории субъектов персональных данных

«Маяковская», ставшая на один день залом заседаний

Накануне 7 ноября правительство решило провести празднества для граждан, вынужденно живущих в метро. На «Маяковской» платформу превратили в роскошный зал, где прошёл концерт известных коллективов, а также заседание Моссовета. Платформа «Маяковской» была ярко освещена вопреки обычному, а для зрителей оборудовали сидячие места. Кроме этого, в поезде, стоящем на одном из путей, разместили буфет, где всем желающим наливали пиво и давали нехитрые закуски. Но пользоваться такими дарами не спешили — все ждали появления Иосифа Виссарионовича.

Главнокомандующий прибыл на станцию вечером. Пройдя за трибуну, Сталин зачитал доклад о ситуации на фронте. После он произнёс весьма воодушевляющую речь, которую все слушали, затаив дыхание. Едва Иосиф Виссарионович закончил, как раздались бурные овации. Его речь вдохнула новые силы в москвичей, уставших от авианалётов и пусть и комфортной, но всё-таки подземной жизни. К концу 1943 года бомбардировка столицы прекратилась, и метро как бомбоубежище перестало использоваться.

Еще:

  • Почему Григорию Грабовому, называвшему себя «новым Иисусом Христом», верили люди?
  • Как в царской России исправляли малолетних преступников
  • Русское масонство: как в России боролись с тайными ложами?
  • 13 самых нелепых и странных шедевров советской архитектурной мысли
  • Почему в большинстве советских квартир были паркетные полы

История функции бомбоуб­ежища Московс­кого метро.

Документ №49 (с.133)
Обязательное постановление Исполкома Моссовета о правилах использования Московского метрополитена как бомбоубежища
№36/18
21 сентября 1941 г.
В целях создания лучших условий для укрывающегося населения в метрополитене во время вражеских налетов исполком Московского Совета постановляет:
1. Московский метрополитен использовать как бомбоубежище для населения, проживающего поблизости от станций метрополитена.
2. Разрешить вход в метрополитен до объявления воздушной тревоги только детям и женщинам с детьми до 12-летнего возраста.
Примечание: начало впуска в метрополитен женщин и детей устанавливается администрацией метрополитена.
3. После объявления воздушной тревоги на станции метрополитена пропускаются в первую очередь дети, а затем взрослое население.
4. Запрещается пользоваться метрополитеном как бомбоубежищем:
а) больным инфекционными болезнями (тиф, скалатина, корь и т.д.);
б) лицам в нетрезвом состоянии;
в) лицам с громоздкими вещами (чемоданы, узлы, ящики и т.д.).
Примечание: разрешается иметь при себе постельные принадлежности.
г) лицам, содержащим себя в неопрятном состоянии.
5. Входящее в метрополитен население обязано без задержки пройти в тоннель на место, указанное администрацией метрополитена или органами милиции. На платформах станций и в вагонах метро разрешается размещаться только детям и женщинам с детьми до 2-летнего возраста.
6. Выход из метрополитена производится после объявления об окончании воздушной тревоги администрацией станции.
7. Запрещается населению, укрывающемуся в метрополитене:
а) сорить и оставлять после ухода бумагу и другие предметы;
б) прикасаться и садиться на оборудование метрополитена (короба, кабель и т.д.);
в) иметь при себе огнеопасные материалы.
8. Лица, укрывающиеся в метрополитене от воздушных налетов, обязаны соблюдать полный порядок и беспрекословно выполнять все распоряжения администрации и милиции.
9. Администрация Московского метрополитена обязана:
а) немедленно после сигнала воздушной тревоги подготавливать станции и тоннели метрополитена к приему укрывающихся граждан;
б) иметь на всех станциях метро медицинские пункты для оказания первой помощи;
в) содержать все помещения метрополитена в чистоте и порядке;
г) производить дезинфекцию платформ, подвижного состава и тоннелей один раз в 10 дней;
д) обеспечить для укрывающегося населения достаточное количество питьевой воды.
* * *
Виновные в нарушении Правил использования Московского метрополитена как бомбоубежища подвергаются в административном порядке штрафу в размере 100 рублей, а в случаях, предусмотренных законом, привлекаются к уголовной ответственности.

Жизненно важный объект

В первые месяцы войны строительство новых станций экстренно заморозили. А осенью 1941 года, когда немецкие войска подошли к столице, город едва не лишился подземки. В середине октября было принято постановление «Об эвакуации столицы СССР», после которого началось то, что историки называют московской паникой. 

Экстренная эвакуация правительства, промышленных предприятий и учебных заведений породила слухи о скорой сдаче Москвы фашистам – многие боялись повторения событий 1812 года. Люди на машинах, поездах и пешком устремились на восток, в городе воцарился хаос. Эти события описаны в романе «Живые и мертвые» Константина Симонова и в стихотворении «16 октября» Наума Коржавина.

Панике на один день поддался и метрополитен. 15 октября глава Наркомата путей сообщения Лазарь Каганович распорядился принять меры по уничтожению метро. Станции и тоннели обесточили и заминировали или подготовили к затоплению. А утром 16 октября метро оказалось в первый раз за всю его историю закрыто для пассажиров. Оценив последствия такого решения, правительство быстро его отменило. Уже вечером возобновилось движение по Кировскому радиусу, еще через день – по Горьковскому. Больше московская подземка не закрывалась.

Строительные работы на новых участках возобновили уже в декабре 1941 года, как только немецкие войска отошли от Москвы, а бомбежки стали реже. Городу была жизненно необходима более совершенная система подземного транспорта, поэтому продолжилось строительство третьей очереди метро по ранее утвержденному плану.

Метро продвигалось на юг и восток города. 1 января 1943 года Горьковский радиус был продлен на 6,2 километра от станции «Площадь Свердлова» (с 1990 года – «Театральная») до станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года – «Автозаводская»). 20 ноября 1943 года на действующем участке для пассажиров открыли «Новокузнецкую» и «Павелецкую». В 1944 году в эксплуатацию ввели четыре станции Покровского радиуса – «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Сталинскую» (с 1961 года – «Семеновская») и «Измайловский парк культуры имени Сталина» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской») и «Электрозаводскую».

В военное время началось строительство четвертой очереди Московского метрополитена, к которой относилась Кольцевая линия. Всего за годы Великой Отечественной войны было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А с 1941 по 1950 год протяженность подземных путей увеличилась на 19,66 километра и 13 станций.Фото: mos.ru

Использование метро в качестве убежища при ядерной войне

Собственно, с чего и начиналась статья, но с небольшими изменениями и дополнениями.

В случае ядерной угрозы подойдет далеко не любое убежище: оно в первую очередь должно суметь защитить людей от ударной волны и обрушенных ею домов. Спасти от этого могут лишь по-настоящему прочные конструкции стен, покрытий, защитно-герметических дверей и прочего. В этом случае становится важным и глубина залегания станций и туннелей метрополитена. Например, для использования в качестве убежища ГО подходят около 170 станций московского метро, в основном это станции глубокого заложения. Хотя наземные вестибюли без окон могут также использоваться как простейшие укрытия.
наземный или воздушный взрыв

Продолжение строительства

Коллектив метрополитена продолжал держать марку и обслуживать пассажиров. За время войны в метрополитене было перевезено полтора миллиарда пассажиров. Основная тяжесть работ легла на женские плечи женщин. 8 марта 1942 года в путь отправился первый «женский поезд».

Строительство метрополитена было на время приостановлено, а действующие линии были переведены на особый режим.

Строительство метрополитена возобновилось в декабре 1941 года. В январе 1943 года в эксплуатацию был введен участок от «Площади Свердлова» («Театральная») до «Завода имени Сталина» («Автозаводская»), а 18 января 1944 года открылось движение от Курского вокзала до Измайловского парка. Позже открылись промежуточные станции «Павелецкая», «Новокузнецкая» и «Электрозаводская».

Строительство велось в тяжелейших условиях. Штат Метростроя того времени состоял из женщин на 70%

Несмотря на войну, строители уделяли прежнее внимание художественному оформлению

С открытием новых линий выросла нагрузка на центральный пересадочный узел. Поток пассажиров между станциями «Охотный ряд», «Площадь Свердлова» и «Площадь Революции» достигал 13 тысяч человек в час. Назрела необходимость осуществить строительство подземного перехода между станциями «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд». Эта работа была закончена в январе 1945 года. 18 марта 1945 года открылась для пассажиров станция «Кировская».

Метрополитен как убежище

С началом Великой Отечественной войны по распоряжению Наркомата путей сообщения были начаты первоочередные работы согласно мобилизационным планам. Часть командного состава и рабочих метрополитена перешли на казарменное положение. На командном пункте круглосуточно осуществляли дежурство руководящие работники.

30 процентов работников сразу ушли в армию и народное ополчение. Многие, имея удостоверение об отсрочке, уходили добровольцами.

С первых дней войны в механических и вагоноремонтных мастерских организовали работы для фронтовых нужд. В мастерских на территории депо «Сокол» наладили выпуск военной продукции: изготовляли корпуса снарядов, мин и гранат, ремонтировали танки.

Статья: Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В ночь на 1 июля 1941 года в Москве объявили первую учебную воздушную тревогу. Спустя месяц, 22 июля, прозвучала первая настоящая воздушная тревога: немецкая авиация совершила налет. Население начало укрываться на станциях метрополитена.

Моссовет составил распорядок жизни «подземелья» столицы, где приют находили до полумиллиона человек. При объявлении сигнала «воздушная тревога» немедленно останавливалось движение поездов, и население спускалось под землю. В ночное время люди вне зависимости от налетов могли приходить в метро на ночевку. Осенью, когда Москву бомбили часто, движение прекращалось в 19, а после и в 17 часов. Женщины и дети размещались в вагонах у платформ. Мужчины ночевали в тоннелях. С собой разрешалось брать постельные принадлежности.

Новые функции метрополитена как бомбоубежища потребовали от сотрудников организационной работы. На путях были настланы дощатые полы, длина которых достигала 36 км. Чтобы облегчить спуск с платформ на всех станциях установили откидные металлические мостики. На станции завезли детские кроватки и топчаны. Было проведено дополнительное освещение, на платформах установили питьевые фонтанчики, а в тоннелях —водопроводные краны. Для укрытия кроме действующих линий использовали тоннели незаконченной очереди «Площадь Свердлова» — «ЗИС». Приспособили под убежища недостроенные перегоны и платформы.

На станциях организовали вечернюю продажу молока и хлеба. Можно было получить медицинскую помощь, имелись библиотеки, демонстрировалось кино.

На некоторых станциях разместились государственные и военные учреждения. Станция «Кировская» уже на второй день войны закрылась для пассажиров. В расположенном рядом здании размещалось Оперативное управление Генштаба, соединенное лифтом с подземным комплексом командного пункта. Со станцией он был связан пешеходным переходом. Сама станция была переоборудована под рабочее помещение. Платформа отделялась от поездов фанерной перегородкой, а в предэскалаторном зале была построена железобетонная стена для погашения взрывной волны в случае попадания авиабомбы.

В течение двух месяцев, пока не завершились строительные работы, кабинеты Сталина и начальника Генерального штаба Шапошникова находились в подплатформенных помещениях со стороны первого пути. Другие подплатформенные помещения и платформа второго использовались для работы.

С прекращением движения поездов к платформе первого пути подводили состав, который служил для работы и для отдыха.

На станции «Красные ворота» был создан командный пункт аппарата Народного комиссариата путей сообщения. На станциях «Площадь Свердлова», «Белорусская» и других разместились военные организации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: