Народничество — революционная идеология

Как на практике происходило «хождение в народ»?

  • Несколько молодых людей, в основном студентов, притворившись мастерами, торговыми посредниками и так далее ходили по селам, выступали на деревенских собраниях, общались с местными жителями и старались, чтобы они с недоверием относились к власти.
  • Народники выступали с призывами отказаться от уплаты налогов и чинить неповиновение местным администрациям.
  • Они объясняли, что земельная реформа принята с несправедливыми положениями.
  • Представители движения занимались распространением прокламаций.
  • Они опровергали божественную сущность царской власти и вели атеистическую пропаганду, которую религиозный народ не воспринимал, поэтому народники переключились на разговоры о христианском равенстве.

Пропаганду, направленную против помещиков, крестьяне воспринимали, но самодержавную власть они считали неприкосновенной и враждебно относились к призывам к ее свержению.

В середине 70-х гг. движение народников было особенно массовым. В это же время члены Всероссийской социально-революционной организации, ранее ходившие в народ, начали агитацию среди рабочих.

В 1876 г. в организации «Земля и воля» из тактических соображений объявили «второе хождение в народ». Теперь деятельность осуществляли не «летучие отряды», а агитаторы, которые основывали постоянные поселения с мастерскими, школами, медпунктами и революционными ячейками.

течения

В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное).

Консервативное направление

Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со почвенниками (Аполлоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица-Юзова.

В легальной печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая статья в «Неделе» () о том, почему литература пришла в упадок, подписанная никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу публициста П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением.

Реформистское направление (либеральное или легальное) направление

Оформилось на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Его идеологами выступали Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, И. И. Каблиц, В. П. Воронцов и др.

Либерально-революционное направление

Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860—1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки», 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство», 1876—1918).

Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского», а в постсоветской — «умеренного») были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

социально-революционное направление

В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в утопическое общество, общину-коммуну.

анархистское направление

Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.

16.doc

16. «Хождение в народ». Возникновение и деятельность народнической организации «земля и воля».

Зимой 73-74гг. народнические организации приняли решение весной идти в народ. Весной и летом 74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян.

Сначала долгушинцы вели бродячие формы пропаганды, но потом революционеры стали селиться в деревнях, занимаясь промыслом, делом. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях.

Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.

Поднять массы на всероссийское восстание не удалось, поскольку не было четкого руководства, связей между народниками, ушедшими в народ. Провал был полный, поскольку полиция свирепствовала, буквально пачками отлавливая народников, арестовав в итоге большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих взглядов. Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую организацию.

Такая организация была создана в 76г. Сначала она называлась Северная революционная народническая группа, затем была переименована в 78г. в организацию “Земля и Воля”. Созданная организация выработала программу и устав. В программе утверждалось, что социализм может существовать. Программа требовала ликвидации частной собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном распределении.

Для осуществления положенных задач “З. и В.” выдвинула лозунг слияния всех революционных организаций с ней для подготовки восстания.

В окончательно принятой в 78г. редакции программы предлагалось систематически истреблять видных лиц правительства.

В уставе определялись структуры организации, сложенной по принципу строгой конспирации и централизации. Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация находилась в Петербурге. “З. и В.” состояла из нескольких групп, выполняющих основные революционные задачи. Деревенщики вели агитацию среди народа, среди рабочих — рабочая группа.

В основную группу входило 25 членов (Натансон, Михайлов, Плеханов, Аптекман. Группа пополнялась: Фигнер, Фроленко, Перовская, Тихомиров Желябов, Морозов и др.). Все общество насчитывало около 200 человек молодежи. Они заявили о себе 6 декабря 78г., организовав политическую демонстрацию около Казанского собора в Петербурге, на которой выступил Плеханов.

В 78г. в Петербурге стала функционировать тайная землевольческая типография, которая выпускала журнал “Начало”, газету “Земля и Воля”, листки “Земля и Воля”. Силами отделения “Земли и Воли” было совершено несколько террактов. Террор сначала одновременно и осуждался и приветствовался, но реальная ситуация требовала пересмотра взглядов на террор. Многочисленные казни, аресты революционеров толкали последних на решительные действия и усиления борьбы. Можно выделить один из совершенных террактов — выстрел Веры Засулич: она 24 января 1874 года стреляла в Трепова и тяжело его ранила. Правительство рассчитывало, что суд присяжных привлечет ее к большому сроку заключения, но во время суда ее адвокат Александров представил дело так, что Трепов сам вынудил ее выстрелить в него. Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая сразу же после процесса исчезла из поля видимости полиции.

Выстрел Веры Засулич явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из Зунделевича, Квитковского, Морозова и др., считавших, что без политической силовой борьбы нельзя свергнуть царизм.

В 79г. от ножа Квитковского был убит градоначальник Петербурга. 2 апреля 79г. Соловьев стрелял в Александра I.

На съезде в Липецке и Воронеже от “Земли и Воли” откололась группа “Черный передел”. Эта группа подготовила и успешно осуществила терракт против Александра I 1 марта 1881г. Группой руководила Перовская; первую бомбу бросил Рысаков, ранив заодно и себя, а вторую — роковую для Александра I — Гриневецкий. Убийство Александра I не привело к положительным результатам, наоборот, правительство усилило террор против революционеров.

Скачать файл (714.2 kb.)

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил Александр Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Николай Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Три течения в народничестве

В революционном народничестве было три основных направления:

  1. бунтарское,
  2. пропагандистское,
  3. заговщическое.

Теоретиком бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Бакунин был выходцем из дворянской среды. В 40-х годах он эмигрировал за границу и стал активным деятелем западноевропейского революционного движения. За участие в революции 1848 г. прусский и австрийский суды дважды приговаривали его к смертной казни. Более года сидел он в австрийской тюрьме прикованный цепью к стене, а затем был выдан царскому правительству. После длительного тюремного заключения Бакунин был выслан в Сибирь, откуда бежал за границу.

В 60-х годах Бакунин стал главой анархизма, т. е. такого политического течения, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти. В это время Бакунин вел упорную борьбу против К. Маркса и Интернационала, чем нанес большой вред международному рабочему движению. Его мелкобуржуазные анархистские идеи имели успех в тех странах, где капитализм был развит слабо, а пролетариат еще не сложился в самостоятельную политическую силу,- в Италии, Испании, России.

Основной задачей революционной борьбы Бакунин считал разрушение государства, что должно было, по его мнению, привести к установлению социализма и всеобщего равенства. Главную силу революции он видел в крестьянстве и в люмпен-пролетариате — «разбойном элементе», как он говорил.

Народники-бунтари вслед за своим учителем считали, что русские крестьяне, доведенные до отчаяния нищетой и бесправием, уже готовы к революции. Необходимо идти в народ и немедленно поднимать его на бунт, который в конце концов выльется во всероссийскую, а затем и в мировую революцию. Революция, по их представлениям,- это всеобщий бунт, который сломает государство и установит социализм.

Пропагандистское направление народничества обосновал Петр Лаврович Лавров (1823—1900). Он был профессором математики в военной академии, полковником. В 60-х годах за участие в революционном движении он был арестован и сослан. В 1870 г. Лавров бежал из ссылки за границу и стал играть видную роль в среде русских эмигрантов-революционеров.

Как и все народники, Лавров исходил из того, что Россия может миновать стадию капитализма и прямо прийти к социализму путем революции. Ведущей силой революции он считал интеллигенцию. Она должна усвоить социалистические и революционные идеи, а затем понести их в народ. Так как народ не готов к революции, интеллигенция должна создать революционную организацию и развернуть широкую пропаганду среди народа, разбудить его, внести в народные массы социалистическое сознание. В этом ее долг перед народом.

Заговорщическое направление обосновал критик и публицист Петр Никитич Ткачев (1844-1885). Он принимал активное участие в студенческом и революционном движении 60-х годов, за что был осужден царским судом. После освобождения из тюрьмы в 1873 г. эмигрировал за границу. Ткачев считал, что самодержавие не имеет никакой классовой опоры, «висит в воздухе». Поэтому с ним легко может справиться небольшая группа заговорщиков. Путем государственного переворота они захватят власть и затем проведут необходимые революционные и социалистические преобразования. В отличие от большинства народников Ткачев и его сторонники не считали крестьянство решающей силой революции, поэтому они стремились совершить революцию не путем народного восстания, а путем тайного заговора против правительства.

Представители всех этих течений, высказываясь за различные методы борьбы, признавали революцию единственным путем освобождения народа. Вот почему это движение получило название революционного народничества 70-х годов.

  • < Русско-турецкая война 1877-1778г
  • -> Революционная борьба народников >

Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»

Организация, годы существования, место

Руководители

Цели

Деятельность

Программа

Методы

Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др.

Подготовка крестьянской революции

  1. Печатный орган «Земля и воля».
  2. Организация деревенских поселений для «оседлой» пропаганды.
  3. Проведение стачек в Петербурге в 1878-1879 гг.
  4. Развитие студенческого движения.
  1. Передача земли крестьянам.
  2. Самоуправление внутри общины.
  3. Свобода вероисповедания.
  4. Всеобщее избирательное право.
  1. Политический террор против «особо отличившихся» высокопоставленных чиновников и представителей полиции (Желябов).
  2. Мирная агитация и пропаганда среди крестьян и других сословий (Плеханов).

П. Лавров, С. Перовская,

А. Желябов, В. Фигнер и др.

Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества.

Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства.  Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа.

В программе партии указано, что народовольцы

немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция.

Индивидуальный

Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия.

Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург

Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич.

Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами.

  1. Выпуск журнала «Чёрный передел».
  2. Выпуск газеты для рабочих «Зерно».

Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г.

  1. Отрицание террора.
  2. Замена политической борьбы на экономическую разъяснительную работу в народе – «хождение в народ».

патологическая речь

В группе С. Нечаева была предпринята первая попытка собрать ходившие в списках среди радикально настроенной молодежи революционные песни и стихотворения и напечатать их в подпольной или заграничной типографии. В г. этой группой в женевской типографии Чернецкого был отпечатан «Вольный песенник», вышедший двумя выпусками небольшого, удобного для тайного распространения формата. В сборник включены 27 песен и стихотворений, а также три короткие политические эпиграммы. Единственный экземпляр этого сборника- хранится в материалах ЦГИА, в коллекции нелегальных брошюр.

Революционеры-пропагандисты нач. 1870-х гг. «выбрали форму народной песни как одно из важнейших действенных средств агитации среди крестьянства и рабочих, и расчет этот, как свидетельствуют мемуары, полностью оправдался. Песни революционного содержания распространялись во множестве списков как среди самих революционеров-пропагандистов, так и среди крестьян, правда, в меньшем количестве, ибо последние были почти поголовно неграмотными. В устной передаче песни распространялись среди простого народа довольно широко. Следует отметить, что песни имели гораздо больший успех у народа, чем прозаические сказки, к которым крестьяне относились несколько пренебрежительно».

В эпоху «хождения в народ» «такие задирательные противоправительственные песни (как „Барка“ Д. Клеменца. — Ред.) особенно соответствовали народному вкусу и вызывали в крестьянской публике неудержимый смех. Они тотчас заучивались и разносились присутствовавшими далее по деревням. Как далеко они распространялись, было трудно даже определить».

«В заключительных стихах агитационных песен или стихотворений, как правило, рисуется картина будущего: то будущая победа над врагом, то общество будущего, как например, в стихотворении „К арестанту“ и многих других».

«Многие художественные приемы, используемые поэтами-народниками, роднят их произведения с революционными прокламациями», — отмечает Н. В. Осьмаков. Агитационные стихотворения («К судьям Боровиковского, «У гроба» Ольхина и др.) распространялись в виде листовок.

темы

Месть.

мифы

Народ

ругательные слова

Византизм

лозунги
песни
  • Requiem (Не плачьте над трупами павших бойцов) Автор текста: Л. И. Пальмин (1865)
  • Барка Автор текста: Д. А. Клеменц
  • Вождь народа (Пропагандист) Автор текста: Г. Михайлов
  • Воля-матушка Автор текста: А. А. Навроцкий (1873)
  • Долго нас помещики душили (1873)
  • Дума ткача Автор текста: С. Синегуб
  • Железная дорога Автор текста: Н. А. Некрасов
  • Из-за матушки, за Волги Автор текста: Н. П. Огарев
  • Обманул нас царь свободой народники
  • Песня Еремушке Автор текста: Н. А. Некрасов
  • Рабочая Марсельеза.
  • Свободушка
  • То не на небе туча черная собиралася Автор текста: А. А. Навроцкий
  • Уже опять не бывать
  • Царь, дворяне да попы
  • Эх, товарищи любезны
мода

В году А. С. Никитенко записывает:

Приметы нигилисток года:

источники

  •  Волгин, А. Обоснование народничества в трудах В. П. Воронцова. — СПб., 1896.
  •  Воронцов В. П. Наши направления. — СПб., .
  •  Галактионов А. А.; Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. — Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1966.
  •  Кони А. Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич. — М., 1956.
  •  Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
  •  Малинин, В. А. Философия революционного народничества. — М.: Наука, 1972. — 340 с. — 5 700 экз.
  •  Михайловский, «Записки Профана» и «Литература и Жизнь» (в «Русском Богатстве»)
  •  Осьмаков Н. В. Поэзия революционного народничества / отв. ред. В. А. Путинцев. — М.: Академия наук СССР, 1961. — 200 с. — 2 300 экз.
  •  Полный сборник платформ всех русских политических партий. с приложением Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданнейшего доклада графа Витте. Исправлены и дополнены по последним резолюциям партийных съездов. — СПб.: ННШ, 1906.
  •  П. Б. Струве Критические заметки. — СПб., .
  •  Южаков С. Н. Социологические этюды. — Т. II.
  •  Юзов-Каблиц Основы народничества.

Сноски

Идейные течения в народничестве

Итак, вы должны знать о трёх основных течениях

Пропагандистское П.Л. Лаврова

Пётр Лаврович Лавров считал основным инструментом в борьбе за революционные идеалы — пропаганда идей социализма в деревне среди крестьянства. Дескать, крестьянство осознает своё убогое положение благодаря этому и свергнет ненавистный народникам царский режим.

Пётр Лаврович Лавров (1823 — 1900)

Эта идея получила серьёзную реализацию. Так с 1875 года начинает «Хождение в народ»: сотни студентов, переодевшись во врачей, рабочих и учителей пошли в народ с целью такой пропаганды. Однако идеи эти остались идеями: народ не понял ни слова ни про социализм, ни про что-то другое иное. Народ слепо верил в царя и в православную церковь.

Бунтарское направление Бакунина

Михаил Александрович Бакунин (1814 — 1876)

Михаил Александрович Бакунин считал, что главное — это бунт, «бессмысленный и беспощадный», простыми словами. Надо , чтобы крестьянство в революционном порыве смело царизм и установило анархический способ правления: через самоуправляющиеся общины.

Заговорщическое Ткачёва

Пётр Никитич Ткачёв (1844 — 1886)

Самым же большим реалистом был именно Пётр Никитич Ткачёв. Он считал, что народ в России безграмотен, слепо верит в царя и в православную церковь. Объяснять ему что-то умное — гиблое дело. Поэтому надо, чтобы в России возникла тайная революционная организация, которая бы и организовала государственный переворот, а затем провела бы все нужные реформы.

Общество народной расправы С. Нечаева

Первую схватку борьбы с государственной машиной народники проиграли. Стало понятно, что воззвания и статьи в журналах не помогут справиться с властью и добиться осуществления своих целей. Нужно было менять направление и тактику действий. Это привело к возникновению в стране тайных кружков заговорщиков и террористов, которые возглавили С. Г. Нечаев и П. Н. Ткачев.

В 1869 году Сергей Нечаев создает в Москве нелегальную заговорщицкую организацию «Народная расправа». Уже одно название говорит о многом. Своей целью Нечаев ставил свержение существовавшего социального строя и создание нового общества.

Нечаев поселился в Петербурге в 1865 году. С осени 1868 года он вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии. Результатом его деятельности стали студенческие волнения в феврале 1869 года.

Для своей организации он написал устав, названный «катехизисом революционера», состоящий из четырех разделов, где он описывал отношение революционера к себе, товарищам по революции, к обществу и народу. Он впервые в русской истории сформулировал программу широкомасштабного террора с огромными человеческими жертвами.

Он считал революционера человеком обреченным, у которого нет своих интересов, нет чувств и привязанности, нет собственности и имени. «Катехизис революционера» фактически приравнивал революционера к монаху, то есть человеку, полностью отречённому от мира и посвятившему себя служению революционной идее.

В своей деятельности Нечаев часто прибегал к обманам и шантажам. Эти приемы стали вызвать справедливый протест у членов организации. Это привело к возникновению в противовес беспринципности «нечаевщины» кружков и обществ, в которых одним из главных вопросов становился вопрос о революционной этике.

Развитие народничества в 1870-х годах

К 1870 году в Российской империи действовало несколько десятков народнических кружков. Один из них был создан Софьей Перовской, позже руководившей убийством императора Александра II. В кружке «чайковцев», помимо Николая Чайковского, состоял анархист Пётр Кропоткин.

1870-е годы стали периодом «хождения в народ» — студенты-народники вели пропаганду в деревнях Тверской, Воронежской и Курской губерний. Крестьяне к ним относились настороженно.

На действия народников власти ответили репрессиями и арестовали и осудили около 900 участников движения и 8 тыс. сочувствующих.

В 1876 году в Москве была создана народовольческая организация «Земля и воля», в которую вошли:

  • Георгий Плеханов;
  • Андрей Желябов;
  • Вера Фигнер.

В декабре 1876 года они организовали первую в истории России демонстрацию — у Казанского собора в Санкт-Петербурге. В 1878 году они перешли к террору, и итогом стало покушение Веры Засулич на градоначальника Санкт-Петербурга Фёдора Трепова, а также шефа жандармов и харьковского генерал-губернатора.

В 1879 году народовольцы разделились на две организации — «Чёрный передел» и «Народная воля». Первая была менее радикальной и отказалась от террора. Члены более радикальной «Народной воли» 1 марта 1881 года убили императора Александра II.

Кратко особенности народничества при Александре 2 можно представить в таблице.

Идейное течение

Особенности

Анархическое

Идеологи Бакунин и Кропоткин предлагали вместо государства создать союз самоуправляющихся общин и делали ставку на крестьянский бунт

Пропагандистское

Идеолог Лавров считал, что крестьяне не готовы к революции, интеллигенция должна их просвещать

Заговорщическое

Идеолог Ткачёв считал, что необходимо создавать революционную организацию для захвата власти, так как самодержавие не имеет опоры в народе, но и крестьяне к революции не готовы

В годы правления императора Александра III власти приняли ряд мер и террор пошёл на убыль. Народовольцы оказались в ссылке или эмиграции. Плеханов и Засулич в 1883 году в Женеве создали первую русскую марксистскую организацию — «Освобождение труда».

Рис. 3. Убийство Александра II.

Что мы узнали?

Причиной возникновения народовольческого движения в Российской империи стали реформы Александра II и связанные с ними сложности, например, крестьянское малоземелье после отмены крепостного права и отсутствие парламента.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

Земля и воля

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей.  К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

Революционное народничество — таблица

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде.  Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Первый этап

В 50-х гг. 19-го столетия получение высшего образования в Российской империи интересовало широкие слои интеллигенции. На первом месте по популярности находились естественные науки. В 1861 г. по решению правительства повысилась оплата обучения. Также было запрещено создание касс студенческой взаимопомощи, что привело к волнениям в ВУЗах, из которых исключили многих студентов.

Самая активная молодежь не знала, чем ей заняться. Исключенных из ВУЗов студентов не брали на работу в государственные учреждения, так как считали их «неблагонадежными». Вернуться в учебное заведение они тоже не могли. В «Колоколе» вышла статья Герцена, который призывал «изгнанников науки идти в народ».

За несколько последующих лет количество исключенных из ВУЗов студентов выросло в несколько раз. Из них получались неплохие сельские фельдшеры и учителя.

Активную пропаганду вел Петр Заичневский, написавший прокламацию «Молодая Россия». Он стал народником еще в 1861 г. В движении принимали участие социальные просветители, которые хотели «служить народу». Заичневский был один из немногих, кто проводил радикальную якобинскую агитацию.

Зарождение[править | править код]

А. И. Герцен, идеолог русского социализма

Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм[источник не указан 3139 дней]. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840—1850-х годов А. И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 годов в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нём. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришёл к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России, и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землёй без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей» народничества.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Возникнув в 1870-х годах, этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х годов, когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы. Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу. Так, в обзорах русской литературы обыкновенно выделяли в одну общую группу «беллетристов-народников» и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они — представители весьма различных взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещё более отталкивали грубые нападки на интеллигенцию, обзывание таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными будочниками» и т. д.

По формулировке П. Б. Струве, «народничество — это идеализация… натурального земледельческого хозяйства и первобытного равенства, отживающий экономический строй, возведённый в целую социально-политическую систему».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: