Как «Аврора» была «Варягом»
Крейсер пережил блокаду Ленинграда, а единственным боеспособным орудием на нем была только зенитная пушка. Тем не менее, крейсер флаг не опускал, по причине чего постоянно подвергался немецким артобстрелам.
После снятия блокады судно находилось в ужасном состоянии. Тем не менее, правительство решило сохранить и восстановить его в качестве корабля-музея. В ходе ремонтных работ крейсер снялся в советском фильме «Варяг», где ему досталась роль крейсера с одноименным названием.
Разоруженный крейсер «Аврора» на грунте во время блокады Ленинграда
После окончания съемок на «Авроре» продолжился ремонт, который был завершен к осени 1948 г. Тогда же крейсер отбуксировали на постоянную стоянку к Большой Невке.
Как погиб командир «Авроры»
Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.
Настоящая история выстрела в октябре
В разгар Февральской революции моряки крейсера поддержали ее, за исключением капитана и старшего помощника. В результате, оба офицера были убиты восставшими матросами. К моменту Октябрьской революции на борту «Авроры» находилось уже немало сторонников большевиков.
Интересен факт, что в действительности никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца крейсер не давал. По словам членов экипажа выстрел, вошедший в историю, был выполнен в качестве предупреждения стоявшим на берегах Невы кораблям.
А вот настоящим сигналом для нападения, оказались 2 залпа из Петропавловской крепости. Любопытно, что оба снаряда угодили прямо в окна Зимнего дворца. Справедливо заметить, что именно из крейсера «Авроры» было передано легендарное сообщение
Владимира Ленина
«К гражданам России».
Эксплуатация в мирных целях
Лишь после окончания Великой Отечественной войны, в 1944 году Аврору переправили в северную столицу России для проведения ремонтных работ. Сразу по их окончанию крейсер передали в ведомство города, а его помещения переоборудовали под музей. Также кораблю присвоили звание учебного. Им пользовались курсанты Нахимовского военно-морского училища.
Крейсер Аврора
В 1945-1946 годах крейсер использовался в съемках кинокартины Крейсер “Варяг”. В связи с этим проведено ряд операций по очистке корпуса от ржавчины, дооборудованию в соответствии с прототипом и т.д. По завершению съемок был возвращен изначальный внешний вид корабля, и он вновь возвратился к месту своего базирования.
Фото корабля
В ноябре 1948 года крейсер Аврора пришвартовался на р. Большая Невка, где его можно увидеть и сегодня. Продолжилось активное его переоборудование в музейный объект. Спустя почти десятилетие его расширили и присоединили к Центральному военно-морскому музею.
В конце 70-х – начале 80-х годов обшивка Авроры подверглась капитальному ремонту. Для этого поврежденные участки снимались и заменялись новыми. Например, полностью была заменена подводная часть. Не смотря на активные протесты историков, для проведения всех необходимых операций использовались современные материалы и технологии. Реставрация легендарного крейсера обошлась стране в 35 миллионов рублей и была окончена в июле 1987 года. После его вновь пришвартовали около стен Петровской набережной.
Крейсер Аврора
«Аврора» в Первую Мировую войну
Первую Мировую войну крейсер встретил в составе 2-ой бригады крейсеров Балтийского флота, в которую также вошли крейсеры «Олег», «Богатырь» и «Диана». На крейсеры возлагалась функция несения дозора в устье Финского залива. 26 августа русские корабли добились первого успеха, когда на камни сел германский легкий крейсер «Магдебург». Были найдены секретные немецкие шифры, сослужившие хорошую службу русским и англичанам. Но уже в октябре на Балтийском море появились германские подводные лодки. В то время противолодочная оборона практически отсутствовала. 11 октября 1914 года немецкая подлодка «U-26» обнаружила крейсеры «Аврору» и «Палладу». Командир германской субмарины оценил оба корабля. И «Паллада» показалась ему более серьезной добычей, так была броненосным крейсером. В результате попадания торпеды на «Палладе» произошла детонация погребов с боезапасами, и крейсер затонул. Аврора избежала этой участи.
Интересные факты
-
Крейсер “Аврора” был спущен на воду в 1900 году и первоначально назывался “Диана”. Свое нынешнее название он получил в 1922 году в честь революционного крейсера “Аврора”, который сыграл важную роль в Октябрьской революции 1917 года.
-
Крейсер “Аврора” принимал участие в Первой мировой войне и в Гражданской войне в России. В 1920-х годах он был переведен на Балтику, где стал учебным кораблем. Во время Великой Отечественной войны крейсер “Аврора” был задействован в обороне Ленинграда. Он был поставлен на вечную стоянку в 1948 году и превращен в музей.
-
Крейсер “Аврора” является одним из самых известных и узнаваемых кораблей в мире. Он был изображен на множестве картин, открыток и почтовых марок. Крейсер “Аврора” также упоминается в произведениях литературы и музыки.
Крейсер”АВРОРА” -поёт Эдуард Хиль
Бой при Цусиме
Все крейсеры отправлялись к Тихому океану, где уже назревал военный конфликт с Японией. «Аврора» вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года. Экипаж крейсера включал 559 человек. Им командовал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. В Средиземном море корабль вошел в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, под командованием которого находилось несколько миноносцев, крейсер «Дмитрий Донской», броненосец «Ослябя», крейсер «Дмитрий Донской» и несколько вспомогательных кораблей. Однако отряд опоздал на Дальний Восток. По прибытии в африканский порт Джибути стало известно о ночном нападении японских войск на порт-артурскую эскадру. Так началась война.
«Аврора» возвращается в Кронштадт 5 апреля 1904 года. Здесь она вошла в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которой командовал вице-адмирал Рожественский. Он готовился к отправке на Дальний Восток. Шесть из восьми орудий «Авроры» прикрывают броневыми щитами. Это сделано из-за того, что осколки фугасным снарядов уничтожали личный состав кораблей. Командиром корабля назначают капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева.
2 октября 1904 года «Аврора» в составе эскадры отправляется к Цусиме. Тогда крейсер входил в отряд кораблей контр-адмирала Энквиста. Четыре русских крейсера не справлялись с задачей, так как они противостояли сначала восьми, а затем и шестнадцати японским кораблям. Но к ним подошла колонна наших броненосцев.
В начале сражения 14 мая «Аврора» шла 2-ой после флагманского «Олега».
В 14:30 отряд вступил в бой с третьим и четвертым японскими отрядами. Через полтора часа крейсер попал под огонь 2-х японских кораблей из первого отряда и получил серьезные повреждения. Дополнительно Аврора вступает в сражение с пятым японским отрядом.
В 16:30 «Аврора» вместе с отрядом уходит под защиту русских броненосцев. А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек. 83 человека были ранены. Погиб и капитан корабля. Командование на себя принимает капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин. В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями.
Парусная «Аврора»
Под именем римской богини утренней зари в русском флоте ходил не только прославленный бронепалубный крейсер. Впервые «Авророй» нарекли парусный фрегат типа «Спешный», и случилось это в далеком 1833 году. Парусник прослужил на благо отчизны 28 лет. В рамках своего дальневосточного похода «Аврора» дважды обогнула земной шар. Второе кругосветное плавание оказалось последним в истории русских военных парусных кораблей.
В период Крымской войны фрегат участвовал в обороне Петропавловска-Камчатского, морских сражениях с английской и французской эскадрой. «Аврора» высаживала десант и помогала эвакуировать гарнизон и местных жителей столицы Камчатки за реку Амур.
В апреле 1861 года парусник был исключен из списка кораблей Балтийского флота и продан на слом. Его имя перешло к бронепалубному крейсеру I ранга, который преумножил славу своего предшественника.
Существует легенда, что «Аврору» назвали вовсе не в честь богини римского пантеона, а в честь одной из красивейших женщин Санкт-Петербурга того времени – фрейлины императорского двора Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной. По старой морской традиции имя новому кораблю давал царствующий монарх. Из целого списка, в котором были такие варианты как «Психея», «Боярин» и «Полкан», Николай II выбрал все же «Аврору».
Крейсерский «зоопарк»
На «Авроре», как и на многих других кораблях, дозволялось присутствие животных. После того, как во время шторма погиб всеобщий любимец, пес по кличке Шарик, в одном из африканских портов матросы взяли на борт двух крокодилов. Пресмыкающимся дали клички Того и Сам и безуспешно пытались приручить. Когда дрессировка, как казалось морякам, принесла результаты, крокодилов выпустили на ют погреться на солнце. Улучив удобный момент, один из них бросился за борт, прямо в открытый океан, где и погиб. Второй ненадолго пережил своего собрата – его убили во время Цусимского сражения.
Кроме вышеописанных экзотических питомцев, на «Авроре» были лемуры, питон, две огромные черепахи и хамелеоны.
Строительство крейсера
На строительство крейсера ушло 6 лет. Его спустили на воду 11 мая 1900 года. Но после этого еще производились достроечные работы. Из-за этого в состав флота «Аврора» вошла только 16 июля 1903 года. Стоит отметить, что «Аврора» не имеет особенных боевых качеств. У нее нет высокой скорости хода. Так, эскадренные броненосцы того периода времени могли развивать скорость 18 узлов, а «Аврора» двигалась со скоростью 19 узлов. Что касается вооружения, можно выделить восемь 6-дюймовых орудий, что также не является чем-то особенным. И все же, «Аврора» справлялась со своими задачами по ведению разведки и уничтожению судов противника. К тому же, она несла дозорную службу. Она соответствовала требованиям того времени, имея солидное водоизмещение и превосходную мореходность. С полным запасом угля в 1430 тонн крейсер вполне мог дойти до Владивостока из Порт-Артура и при этом вернуться обратно.
Индивидуальная (авторская лекция-экскурсия)
Категории посетителей |
Стоимость, |
Маршрут 2. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + историческое машинно-котельное отделение + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 90 минут) |
3000 рублей |
Маршрут 3. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 120 минут) |
5000 рублей |
От Цусимы до Манилы
В свой первый военный поход крейсер «Аврора» отправился в 1902 г., а по прошествии 2-х лет уже участвовал в Русско-японской войне. Ему довелось отправиться в затяжной переход Второй Дальневосточной эскадры и поучаствовать в печально известном Цусимском сражении.
Когда японцы получили подкрепление, они начали активно атаковать «Аврору». Один снаряд попал в рубку, вследствие чего все находящиеся в ней моряки получили осколочные ранения. В бою погиб капитан крейсера. Уцелевшие российские судна начали спешно покидать Корейский пролив.
Всего на крейсере «Авроре» погибли 9 человек, включая его капитана Евгения Егорьева. После ремонта в Маниле корабль вернулся в акваторию Балтийского моря в 1906 г.
Дважды орденоносная «Аврора»
Дальнейшая судьба знаменитого корабля была куда спокойнее всей его предыдущей службы. Многочисленные ремонты мало что оставили от его первоначального вида, и в итоге это дало специалистам основание утверждать, что нынешняя «Аврора» не имеет почти ничего общего с тем, чем она была в начале ХХ века. Постепенно крейсер все больше становился музеем и все меньше учебным судном, взамен боевой истории приобретая легендарно-революционную. Вершиной этого стало награждение крейсера 22 февраля 1968 года орденом Октябрьской революции, что сделало его единственным в нашей стране дважды орденоносным кораблем. Сегодня оба ордена — Боевого Красного Знамени и Октябрьской революции — изображены на кормовом Андреевском флаге «Авроры». Как и прежде, он развевается на флагштоке, хотя сам корабль уже выведен из состава флота: в виде исключения легендарный крейсер, отмечающий 119-й день рождения, сохранил статус военного корабля — самого долгоживущего в отечественном флоте.
Обложка: https://commons.wikimedia.org
Бесплатное посещение
Право на бесплатное посещение имеют следующие льготные категории посетителей:
- Дети до 7 лет
- Инвалиды I и II групп; инвалиды-колясочники с одним сопровождающим
- Родители и жены погибших военнослужащих
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в детских домах, а также школах-интернатах, дети-инвалиды (особые дети)
- Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву
- Курсанты военно-учебных заведений
В первое воскресенье каждого месяца (или следующее воскресенье после праздничных дней) с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года бесплатного:
- Дети до 18 лет
- Многодетные семьи (от 3-х детей и более)
- Дети по потере кормильца
- Учащиеся средних профессиональных учебных заведений
- Студенты ВУЗов РФ (очной формы обучения)
История службы крейсера «Аврора»
Боевое крещение «Аврора» получила во время Русско-японской войны — она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на «Авроре» были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.
После Октябрьской революции
7 ноября (25 октября по ст. ст.) 1917 г. корабль оказался в центре революционных событий: считается, что холостой выстрел «Авроры» стал сигналом к захвату большевиками Зимнего дворца. Впрочем, по свидетельствам ряда очевидцев событий, штурм тогда начался без сигнала с корабля.
Крейсер «Аврора»: гордость флота России
После революции крейсер находился в резерве флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. В 1922 г. было принято решение восстановить «Аврору» как учебный корабль.
В этом качестве крейсер получил десять новых орудий калибра 130 мм и вошел в состав Морских сил Балтфлота.
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. личный состав и орудия «Авроры» приняли участие в обороне Ленинграда, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта, получив новые зенитные орудия. После попадания нескольких артиллерийских снарядов 30 сентября 1941 г. корабль сел на грунт в Ораниенбаумской гавани.
Учебная база и корабль-музей
В октябре 1948 г. «Аврору» после восстановительного ремонта поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной в Ленинграде. До 1956 г. крейсер был учебной базой Ленинградского Нахимовского училища. 5 июля 1956 г. на корабле силами личного состава и ветеранов был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 г. постановлением Совета Министров СССР корабль был взят под государственную охрану как историко-революционный памятник и стал одним из символов революции 1917 г. и Ленинграда. В частности, его изображение было помещено на орден Октябрьской революции, этим орденом в 1968 г. был награжден и сам крейсер.
В первой половине 1980-х гг. корпус «Авроры» пришел в аварийное состояние, и в 1984 г. были начаты ремонтно-восстановительные работы. 16 августа 1987 г. крейсер был возвращен на место своей стоянки.
26 июля 1992 г. на корабле был поднят возвращенный Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг.
В 1990-х — 2000-х гг. музей на крейсере «Аврора» ежегодно посещали около 500 тыс. человек, проводились более 2 тыс. экскурсий. На борту корабля хранились свыше тысячи исторических экспонатов и документов. В экспозиции — 10 флагов и знамен корабля, 14 орденов и 24 медали, которыми в разные годы были награждены члены команды крейсера. Была открыта выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран. За время работы музея его посетили свыше 30 млн человек из более чем 160 стран мира.
1 декабря 2010 г. крейсер приказом министра обороны РФ был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, несшее службу на корабле, было распущено. 6 февраля 2012 г. «Аврора» была включена в состав федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный Военно-морской музей» Министерства обороны в качестве филиала.
Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/info/3457704
Настоящая история выстрела в октябре
В разгар Февральской революции моряки крейсера поддержали ее, за исключением капитана и старшего помощника. В результате, оба офицера были убиты восставшими матросами. К моменту Октябрьской революции на борту «Авроры» находилось уже немало сторонников большевиков.
Интересен факт, что в действительности никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца крейсер не давал. По словам членов экипажа выстрел, вошедший в историю, был выполнен в качестве предупреждения стоявшим на берегах Невы кораблям.
А вот настоящим сигналом для нападения, оказались 2 залпа из Петропавловской крепости. Любопытно, что оба снаряда угодили прямо в окна Зимнего дворца. Справедливо заметить, что именно из крейсера «Авроры» было передано легендарное сообщение Владимира Ленина «К гражданам России».
Крейсер Аврора в Первую Мировую Войну
Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов.
Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер «Магдебург». Подоспевшие крейсера «Паллада» (старшая сестра «Авроры» погибла в Порт-Артуре, и эта новая «Паллада» была построена после русско-японской войны) и «Богатырь» попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.
Но русские корабли ждала новая опасность — с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии — никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран — ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами.
11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели — по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны.
Попадание торпеды вызвало на «Палладе» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем — на волнах осталось только несколько матросских бескозырок…
«Аврора» развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости — как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. «Аврора» вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер.
На роли «Авроры» в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит — об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп «залп «Авроры» неверен чисто грамматически, поскольку «залп» — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.
В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился до размеров ДОТа, — «действующего отряда» — состоявшего всего из нескольких боевых единиц. «Аврору» вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озёрных флотилий.
В конце 1922 года «Аврору» — единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, — решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.
История службы
Боевое крещение «Аврора» получила во время Русско-японской войны — она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на «Авроре» были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.
Почему все это произошло?
Объяснение происхождения «черной смерти» уже давно есть, простое и убедительное. Оказывается, в 1348 г., татарский хан Джаныбек, осадивший генуэзскую крепость Кафу (современная Феодосия), с помощью катапульт забрасывал туда трупы людей, умерших от чумы. Когда среди генуэзцев началась чума, то они покинули город на судах, и разнесли легочную чуму по Европе. «Родные, друзья и соседи поспешили к нам, но мы принесли с собой убийственные стрелы, при каждом слове распространяли мы своим дыханием смертельный яд», — записал очевидец этих событий, нотариус де-Мюсси. Его версия, высказанная в те годы, когда считалась, что болезни передаются загнившим воздухом (миазмами), удачно сочетается с современными представлениями о контагиозности (заразности) больных с легочной чумой. Однако все оказалось гораздо сложнее.
Прежде всего, с версией де Мюсси не согласуется клиника самой чумы. Из его же описания следует, что болезнь в Кафе протекала в бубонной форме, т.е. люди заражались чумой в результате укуса инфицированных ее возбудителем (Y.pestis) блох, а те, в свою очередь, заражались от больных чумой крыс. Легочная форма болезни появлялась лишь как осложнение бубонной. Во многих итальянских городах легочной чумы вообще не было, а десятки тысяч людей погибли от бубонной чумы. И тут начинаются новые загадки. Еще с начала ХХ столетия известно, что бубонная чума не «выходит» из своих природных очагов. Тогда получается, что в средине XIV столетия, огромные и населенные территории Европы были природными очагами чумы? Этот вопрос уже задавался отдельными учеными. Но вот только им не удалось найти ответ на него в рамках господствующего и по сей день учения о природной очаговости чумы. Его фундаментом стало положение о первичности животных (различные виды грызунов), как резервуара возбудителя чумы. Но диких грызунов, известных в таком качестве, ареалы которых бы еще и простирались столь далеко на север, установить не удалось. Не дает это учение ответа ни на один из следующих вопросов. Почему пандемия «черной смерти» поразила Европу в той же последовательности и по тем же территориям, и за то же время, что и первая пандемия – чума Юстиниана (531-589)? Каким образом ее очаги разгораются синхронно на весьма протяженных территориях Европы, например эпидемии чумы в Москве и Лондоне в средине XVII столетия? Почему, если заштриховать на карте все территории, на которых свирепствовала чума в XIV-XVIII, столетия, они занимают, в основном, равнины, долины рек и морские побережья?
И, наконец, существует еще одна закономерность, не имеющая никакого отношения к учению о природной очаговости чумы, но которую из истории эпидемий уже не выкинешь. Обе пандемии чумы начинаются на фоне свирепствующей уже несколько столетий проказы, и постоянно растущего количества заболевших натуральной оспой. Невольно складывается впечатление, что чума как бы завершает какой-то многовековой пандемический цикл, в котором последовательно участвуют малоконтагиозные возбудители медленных инфекций и высококонтагиозный вирус натуральной оспы.
Легенда о розовом восходе
Существует легенда, согласно которой Аврора считалась невероятной красавицей. Более того, она была не менее пылкой, чем Венера. Так вот, легенда гласит, что Аврора могла соблазнить любого мужчину, вне зависимости от того, был ли он богом или смертным. Но истинную страсть они испытывала именно к смертным мужам, и это стало ее «визитной карточкой», ибо похождениями своими титанида прославилась не меньше, чем сам Юпитер.
Главной ошибкой Авроры было то, что она посмела обратить свой взор на Марса – величайшего бога-воина, у которого были любовные связи с Венерой. Однако последняя приревновала своего любовника и прокляла Аврору таким образом, что та постоянно испытывала непреодолимую страсть к смертным мужчинам, с которыми часто предавалась наслаждению.
Аврора стыдилась своих порывов и пристрастий, поэтому все свои «похождения» она совершала под покровом ночи. Лишь только изредка ей удавалось искренне полюбить смертного, но любовь эта была заранее предрешена расставанием. Легенда гласит, что после подобных прелюбодеяний, Аврора густо краснела. Она считала, что когда въезжает на Олимп, то всем уже было все известно о ее ночных «подвигах».
Именно стеснение богини и краснота на щеках объясняли тот факт, что заря алая. Некоторые источники утверждают, что алой заря становилась от рук богини, но мифология предлагает другое, более рациональное объяснение.
Интересным фактом является и то, что утренняя эрекция у мужчин также объяснялась «ночными похождениями» Авроры. Боги не обладали такой физиологической особенностью, а вот смертных «использовать» Аврора могла сколько угодно. Считалось, что если ты проснулся с эрекцией, то к тебе ночью приходила Аврора и, судя по всему, вы неплохо провели время.
Итальянские апельсины
На Родину крейсер вернулся только в 1906 году в разгар русской революции. В 1910 году с кораблем и его экипажем произошло уникальное событие. В период заграничного плавания «Аврора» зашла в порт Мессина. Она прибыла для получения золотой медали, так как в 1908 году русские моряки участвовали в спасении местных жителей от землетрясения. Но в первую же ночь прибытия в город вспыхнул сильный пожар, и моряки участвовали в спасении жителей от новой катастрофы. При этом моряки прибыли раньше местных пожарных. За это итальянцы наградили экипаж крейсера лимонами и апельсинами. Отправившись после этого в испанскую Малагу, матросы снова тушили пожар на берегу.
История крейсера «Аврора»
Как «Аврору» едва не пустили на слом
Революция и Гражданская война дорого обошлись русскому флоту: он потерял немалую часть кораблей и существенную часть моряков. Не стала исключением и «Аврора», которая к 1922 году лишилась артиллерии и боезапаса и встала на прикол, но вскоре вернулась в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов. К десятой годовщине революции легендарный крейсер был награжден орденом Красного Знамени, а накануне Великой Отечественной войны технически и морально устаревший корабль чуть было не пустили на слом. Во всяком случае, флотские историки уверенно говорят, что 16 мая 1941 года нарком ВМФ подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых кораблей, что для старого всегда означало конец истории.