История вопроса
После Немецкая армия вторглась в Советский Союз в июне 1941 года, советский лидер Иосиф Сталин начал создавать давление на своих новых союзников с целью создания в западной Европе. В конце мая 1942 года Советский Союз и Соединенные Штаты сделали совместное заявление о том, что «… достигло полного взаимопонимания в отношении насущных задач создания второго фронта в Европе. в 1942 г. «Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль убедил президента США Франклина Д. Рузвельта отложить обещанное вторжение, поскольку даже с помощью США у союзников не было адекватных сил для такого
Вместо немедленного возвращения во Францию западные союзники устроили наступление в Северной Африке британские войска уже были размещены в районе середины 1943 г. кампания в Северной Африке была выиграна. Затем союзники начали вторжение на Сицилию в июле 1943 года, а вторглись на материковую часть Италии в сентябре того же года. Победа в Сталинградской битве. Решение предпринять вторжение через пролив в течение следующего года было принято на конференции Trident в Вашингтоне в мае 1943 года. Первоначальное планирование было ограничено другим десантных кораблей, большинство из которых уже совершались в Средиземном море и Тихом океане. На Тегеранской конференции в ноябре 1943 года Рузвельт и Черчилль пообещали Сталину, что они откроют давно откладывавшийся второй фронт в мае 1944 года.
Главный маршал авиацииАртур ТеддергенералДуайт Д. ЭйзенхауэрГенералБернард Монтгомеригенерал-лейтенантОмар БрэдлиАдмиралБертрам РамзиТраффорд Ли-МэллориУолтер Беделл Смит
Союзники рассматривают четыре места для высадки: Бретань, полуостров Котантен, Нормандия и Па-де -Кале. Бретань и Котантен являются полуостровами, немцы могли отрезать продвижение союзников на относительно узком перешейке, поэтому эти участки были отвергнуты. Город Па-де-Кале был ближайшей точкой Европы континентальной Европы к Британии, считали его наиболее вероятной начальной точкой высадки, так что это наиболее сильно укрепленный регион. Он предлагает мало возможностей расширения, так как район ограничен множественными реками и каналами, тогда как высадка на широком фронте в Нормандии создала бы привлекательную угрозу для порта Шербур, прибрежных портов дальше на запад в Бретани, и сухопутная атака на Париж и, в конечном итоге, на Германию. Поэтому место высадки была выбрана Нормандия. Самый серьезный недостаток побережья Нормандии — отсутствие портовых устройств — можно было бы преодолеть за счет создания искусственных гаваней Малберри. Серия модифицированных танков, получившая название Приколы Хобарта, дело с особыми требованиями, ожидаемыми для Нормандской кампании, такими как разминирование, разрушение бункеров и мобильные мосты.
Союзники планировали начать вторжение 1 мая 1944 года. Первоначальный проект плана принят на Квебекской конференции в августе 1943 года. Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр был назначен командующим (SHAEF) Генерал Бернар Монтгомери был назначен командующим 21-й группой армий, в которую входили все сухопутные войска, участвовавшие во вторжении. 31 декабря 1943 года Эйзенхауэр и Монтгомери впервые увидели план, который предполагал высадку десанта тремя дивизиями при поддержке еще двух дивизий. Два генерала немедленно настояли на том, чтобы ускорить захват Шербура, воспользуйтесь дополнительными дополнительными дивизиями для операций на более широком фронте. Необходимость приобретения дополнительных десантных корабли для расширенной операции означала, что вторжение пришлось отложить до июня. В конце концов, тридцать девять союзных дивизий будут задействованы в битве за Нормандию: двадцать две американские, двенадцать британских, три канадских, одна польская и одна французская, общей численностью более миллиона человек, все под общим британским командованием.
Пятая эскадрилья
После поражений немцев в Тунисе, под Курском, на Сицилии и в особенности после капитуляции Италии Франко пришлось постараться, чтобы не пойти на дно вместе с Третьим рейхом. 10 октября 1943 года он снова публично заявил о нейтралитете Испании, а 12 октября отдал приказ об отзыве испанских добровольцев на родину. 18 октября начался отвод в тыл подразделений «Голубой дивизии», но вскоре выяснилось, что достаточно большое число солдат и офицеров хотело бы продолжать сражаться, поэтому командование дало добро на создание испанского добровольческого легиона (Legión Española de Voluntarios), иначе «Голубого легиона» (Legión Azul) – части полкового уровня, которая была сформирована 17 ноября и через месяц вернулась на фронт.
Командование испанских ВВС вообще не собиралось пока отзывать свою эскадрилью и даже продолжало набирать добровольцев для её следующего состава. Пятая эскадрилья была сформирована 26 октября 1943 года под началом команданте Хавьера Мурсия-Рубио (Javier Murcia Rubio), одержавшего пять побед в гражданскую войну. Численность и процесс подготовки части полностью повторяли её непосредственных предшественников.
Bf 109G-6 из состава 15.(Span.)/JG 51, начало 1944 года
9 января 1944 года 1-й патруль прибыл в Бобруйск, 19 февраля за ним последовал 2-й, и 23 февраля состоялась передача командования эскадрильей. Из-за понесённых потерь четвёртая эскадрилья не смогла оставить никого на фронте, и новичкам пришлось вступить в бой в неполном составе (их 3-й патруль в итоге так и не покинул Испанию).
Всего за месяц 13 лётчиков выполнили 86 боевых вылетов, провели 6 воздушных боёв, потеряв одного лётчика погибшим. Воздушных побед зафиксировано не было.
К моменту вступления в бой пятой эскадрильи испанское руководство окончательно решило свернуть своё военное присутствие на фронте, и 6 марта начался вывод Легиона в Испанию. Испанская эскадрилья получила приказ о возвращении домой 18 марта. Если часть пехотинцев всё же предпочла остаться с немцами и до последнего дня войны сражалась в рядах вермахта и СС, то авиаторы подчинились приказу. Оставив всю технику соседям по аэродрому, 26 марта испанцы транспортными самолётами убыли в Берлин и далее в Мадрид по железной дороге, завершив почти трёхлетнюю историю «Голубой эскадрильи».
Четвёртая эскадрилья
Следующий состав эскадрильи был собран 2 апреля 1943 года. Её командиром был назначен ещё один не имевший подтверждённых побед ветеран гражданской войны команданте Мариано Куадра-Медина (Mariano Cuadra Medina), в подчинении которого находилось 19 лётчиков.
15 июня 1-й патруль прибыл на фронт, в начале июля к нему прибавился 2-й, и 5 числа прошла формальная передача командования. Четверо оставшихся в живых лётчиков 3-го патруля предыдущего состава опять остались воевать вместе с новичками и были сменены только в середине августа.
Лётчик 3-го патруля 4-й эскадрильи тененте Хосе Каванильес-и-Веретерра (José Cavanilles y Vereterra) и Fw 190A-3, формально приписанный ко 2-му патрулю
Боевые действия эскадрилья официально начала 5 июля, и уже на следующий день понесла первую потерю: один из лётчиков был тяжело ранен при неудачной вынужденной посадке после отказа двигателя. Ещё днём позже была одержана и первая победа.
«Фокке-Вульфы», которые получала «Голубая эскадрилья», на верхних и боковых поверхностях несли принятый в JG 51 нестандартный камуфляж, основой которого был RLM 71. К нему добавляли пятна RLM 70, советского зелёного АМТ-4 или коричневой краски неустановленного происхождения. Нижние же поверхности сохраняли заводскую окраску RLM 76. Также самолёты получали стандартные жёлтые элементы быстрого опознавания, уже в эскадрилье часто дополняемые жёлтой окраской кока (полностью или частично), реже жёлтой передней частью капота. Бортовые номера на них были белыми, какие-либо эмблемы или обозначения группы отсутствовали. С началом зимы самолёты получили белую окраску, при этом для сохранения достаточной заметности тактических номеров им оставили «окантовку» из незакрашенного камуфляжа.
Официально 15./JG 51 получала только самолёты модификаций Fw 190A-2 и Fw 190A-3, но на истребителях более поздних моделей лётчикам 4-й эскадрильи тоже довелось полетать. Эти самолёты несли стандартный камуфляж RLM 74/75/76 и, судя по маркировке, в большинстве своём были «одолжены» испанцами в I./JG 51.
Fw 190A-3 (предположительно, W.Nr. 5345) из состава 15.(Span.)/JG 51. По принятой в эскадрилье практике назначения бортовых номеров, он должен был принадлежать 3-му патрулю, но осенью 1943 года на нём летал лётчик 1-го патруля тененте Фернандо Санчес-Архона-и-Коуртой (Fernando Sánchez-Arjona y Courtoy), который с июля по сентябрь одержал девять подтверждённых побед. Лётчик погиб 19 ноября в авиакатастрофе при выполнении боевого вылета в плохих метеоусловиях. Самолёт показан в камуфляже с использованием двух зелёных красок (RLM 71 Dunkelgrün и RLM 70 Schwarzgrün)
После провала операции «Цитадель» и начала советского наступления эскадрилья в сентябре отступила в Смоленск, затем в Белоруссию и в конце ноября остановилась в Бобруйске. Всего за семь с половиной месяцев на фронте её лётчики выполнили 1918 боевых вылетов, провели 277 воздушных боёв и одержали 74 победы, 10 из которых были на счету «инструкторов» из 3-й эскадрильи. Собственные потери составили семь погибших лётчиков, ещё три были тяжело ранены – 50% от общей численности части.
Наиболее результативным лётчиком стал командир эскадрильи, записавший на свой счёт 10 подтверждённых побед. Кроме него, асами стали ещё шестеро, в том числе один лётчик из предыдущего состава эскадрильи. Ещё один из «инструкторов» стал асом по совокупности побед в двух эскадрильях.
Испанские «Фокке-Вульфы» в зимней окраске
По состоянию на конец года в составе 15./JG 51 числилось девять старых и порядком изношенных истребителей Fw 190A-3. В течение января пять из них были либо потеряны, либо пошли на списание, и 24 января эскадрилья впервые за семь месяцев получила новые, а не подержанные самолёты – пятёрку Bf 109G-6. В феврале к ним добавилось ещё девять таких машин, и оставшиеся «Фокке-Вульфы» отправили в тыл. Новые «Мессершмитты» прибывали в белой зимней окраске поверх заводского камуфляжа RLM 74/75/76, а их тактические обозначения и элементы быстрого опознавания были выполнены в том же стиле, что и на Fw 190.
Впрочем, повоевать на новой технике лётчикам четвёртого состава толком не пришлось, и все их потери и победы были связаны исключительно с более ранними истребителями.
Bell P-39 Airacobra − опасная «Бэллочка»
Сам же Александр Покрышкин с 1943 года «пересел» на американский истребитель «Аэрокобра», поставлявшийся по ленд-лизу. Американским производителям не приходилось работать в условиях эвакуации, дефицита материалов и компонентов, и поэтому машина была надежной, прочной и отлично вооруженной. Поставки в СССР были вызваны тем, что на западных театрах военных действий самолет не пользовался популярностью у пилотов. Там большинство воздушных боев происходило на больших высотах, где «Аэрокобра» проигрывала другим моделям.
Александр Иванович Покрышкин пишет рапорт на крыле истребителя Bell P-39 Airacobra
К тому же, как вспоминал сам А.И. Покрышкин, американские пилоты боялись своей «кобры» и неохотно на ней воевали. Она не прощала ошибок в пилотировании и была весьма склонна к сваливанию в штопор при малейших небрежностях. Поэтому-то и доверяли эту машину особо опытным пилотам.
Самой сильной стороной «американки» было мощное вооружение, за что ее и ценил А.И. Покрышкин. Но и тут советский ас, относившийся к своей боевой работе как к науке, в которой нужно совершенствоваться буквально каждый день, нашел, что улучшить в заграничной машине. Он заметил, что во время атак приходится сначала нажимать на гашетку пулеметов, а потом уже стрелять из пушки. Все дело в том, что две гашетки были расположены отдельно, и пулеметная стояла удобнее. Александр Покрышкин решил объединить всю огневую мощь в одну гашетку, чтобы сразу посылать в цель и пули, и снаряды. После такой доработки от его огня вражеские самолеты буквально разваливались в воздухе.
Як-1 – универсальный и неприхотливый
В конце августа 1942 года командир эскадрильи А.И. Покрышкин вместе со своим 55-м истребительным авиаполком был отправлен в тыл для переформирования и переобучения на новые самолеты. Этой новой машиной стал Як-1, разработанный в ОКБ Александра Яковлева также буквально в преддверии войны. К началу Великой Отечественной было собрано более 400 «Яков». Изначально ОКБ А.С. Яковлева занималось спортивными и учебными самолетами. В начале 1940 года был создан первый опытный истребитель И-26, который пошел в серию, вошел в историю под названием Як-1 и стал родоначальником целого семейства. В ходе государственных испытаний И-26 показал максимальную скорость 585,5 км/ч и практический потолок 10 200 м.
Як-1 стал незаменимым самолетом военного времени. При его производстве широко использовалось дерево, что при дефиците дюралюминия в Советском Союзе было ощутимым плюсом, хотя и влекло за собой повышение массы машины.
Як-1
Самолет обладал высокими летными и боевыми качествами, был прост в управлении и доступен летчикам средней и даже ниже средней квалификации военного времени. Як-1 принимал участие в боевых действиях с первых и до последних дней войны. Он показал себя отличным истребителем малых и средних высот, способным «переманеврировать» любого противника, проявив хорошую устойчивость в любых условиях полета и выдающуюся управляемость при больших углах атаки.
Пилоты ценили Як-1 за неприхотливость в обслуживании и простоту в управлении. Этот самолет подходил и асам, и относительно неопытным пилотам, и мужчинам, и женщинам. Стоит отметить, что единственный женский истребительный авиаполк (586-й иап) в январе 1942 года получил 24 самолета именно этой модели. На «Яках» воевали и пилоты знаменитого авиаполка «Нормандия-Неман». В умелых руках эти истребители, вооруженные двумя пулеметами ШКАС и 20-мм пушкой ШВАК, успешно противостояли «мессершмиттам».
К осени 1942 года Як-1 стал самым распространенным советским истребителем, на котором летала треть всех истребительных авиаполков ВВС Красной армии. По общему мнению, он оказался самым удачным из истребителей «нового поколения».
Многие части и соединения, вооруженные Як-1,в числе первых получили высокое звание гвардейских. Многие пилоты, ставшие впоследствии Героями Советского Союза, одержали много ярких побед и совершили выдающиеся подвиги на Як-1. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин первую звезду Героя получил за воздушные бои на Кубани именно на Як-1.
Наступление[]
Первый этап десантной операции осуществлялся силами 21-й группы армий под командованием английского генерала Б.Монтгомери. В нее входили 1-я американская (командующий генерал О. Брэдли), 2-я английская (командующий генерал М. Демпси) и 1-я канадская (командующий генерал Х. Грерар) армии.
С рассветом 6 июня под прикрытием артиллерии и массированных ударов авиации почти беспрепятственно началась высадка десанта на пяти участках побережья. Немецкие соединения не осуществили решительных мер, чтобы сорвать действия союзных войск. Немецкая авиация и военно-морской флот не оказали должного сопротивления высадке десанта, хотя отдельные части и соединения, находившиеся на побережье, оборонялись упорно, особенно на участке, где высаживалась 1-я пехотная дивизия 5-го американского корпуса.
Всего в течение «Дня Д» в английском и американском секторах было высажено пять пехотных, три воздушно-десантные дивизии и танковая бригада. Им удалось захватить береговую полосу глубиной от 3 до 5 км. Плацдармы были полностью освобождены от противника только 7 июня. Высадка морского десанта в Нормандии была крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией.
К вечеру первого дня вторжения союзники захватили три плацдарма, на которых высадились 8 дивизий и бронетанковая бригада, с общей численностью 150 тысяч солдат и офицеров. Время для немецкого контрудара было в значительной мере упущено. 709-я, 352-я и 716-я немецкие дивизии, находившиеся непосредственно на побережье, вели бои на 100 километровом фронте и не смогли отразить высадки союзных войск.
В первый день десантной операции американцы потеряли 6 603 человека, в том числе 1 465 убитыми, у англичане и канадцы — около 4 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Командование экспедиционных войск перебрасывало новые силы и технику на захваченные плацдармы. Отражая удары немецких частей, переброшенные на плацдарм соединения англо-американских войск продвигались в глубь побережья.
10 июня был создан один общий плацдарм, имевший 70 км по фронту и 8-15 км в глубину. К 12 июня экспедиционным силам удалось расширить его до 80 км по фронту и 13-18 км в глубину. На плацдарме уже находились 16 дивизий и бронетанковые части, эквивалентные трем бронетанковым дивизиям. В составе англо-американских войск в Нормандии к этому времени было 327 тысяч человек, 54 тысяч боевых и транспортных машин и 104 тысяч тонн грузов. 7-й корпус 1-й американской армии вел упорные бои на дальних подступах к Шербуру. Однако город и порт Кан союзникам взять не удалось.
Командование немецких войск подтягивало резервы, чтобы ликвидировать плацдарм на побережье. Но оно по-прежнему считало, что главный удар англо-американских войск последует через пролив Па-де Кале и продолжало держать здесь крупные силы. 12 июня немецкие войска предприняли неудачную попытку рассечь группировку союзников между реками Орн и Вир.
Гитлер возлагал большие надежды на новое оружие — самолеты-снаряды Фау-1. Оно было пущено в ход вскоре после высадки — в ночь на 13 июня.
Положение немецких войск на Западе продолжало ухудшаться. До 20 июля высадившиеся экспедиционные силы союзников вели бои за создание стратегического плацдарма.
Соединения 1-й американской армии начали наступление 12 июня из района западнее Сент-Мер-Эглиза в западном направлении, заняли Комон. 17 июня отрезали Котантенский полуостров, 27 июня овладели Шербуром, взяв при этом в плен 30 тысяч человек, а 1 июля завершили очищение от немецких войск полуострова Котантен.
Высадившиеся в Нормандии союзные войска продолжали расширять плацдарм. 3 июля перешла в наступление 1-я американская армия. За 17 дней она продвинулась вперед на 10-15 км и заняла город и важный узел дорог Сен-Ло. 2-я английская армия после тяжелых и трудных атак 19 июля овладела Каном. На плацдарм были высажены 3-я американская и 1-я канадская армии.
К 25 июля союзные войска вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комон, Кан. На этом Нормандская десантная операция завершилась. Союзники за период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тысячи человек Потери немецких войск составили 113 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, а также 2 117 танков и 345 самолетов.
«Они глядят на меня как на существо с другой планеты»
«Нормандия» отправилась на Западный фронт своим ходом: летчики на собственных самолетах, техники и другой персонал – на транспортных Ли-2. И если на аэродроме под Иваново, где проходило боевое слаживание и обучение, к людям в странной смеси советской и иностранной военной формы все давно привыкли, то по пути к месту службы французские летчики вынуждены были терпеть изумленные взгляды и возгласы советских солдат и офицеров. Как писал через много лет после Победы в своих мемуарах Герой Советского Союза граф Ролан де ля Пуап, один из четырнадцати первых летчиков «Нормандии», «при перелете из Иваново на аэродром Полотняный Завод мы сделали промежуточную посадку под Москвой. На этой базе, где находилось несколько сотен советских пилотов, я произвел сенсацию в своей униформе, наполовину русской, наполовину французской. При виде обращенных на меня взглядах моих коллег из Красной Армии, мне казалось, что они глядят на меня как на существо с другой планеты».
Как ни удивительно, но поначалу прибывшую на фронт «Нормандию» включили в состав… бомбардировочной авиации! 22 марта французское подразделение вошло в 204-ю бомбардировочную авиадивизию 1-й Воздушной армии: летчикам объяснили, что главной задачей истребителей сейчас является сопровождение бомбардировщиков и оборона аэродрома от вражеских налетов. Но пилоты «Нормандии» хорошо понимали, что это больше похоже на попытку оградить их от больших потерь и были возмущены. Недовольство выразили и представители французской военной миссии, ведь соглашение 25 ноября 1942 года прямо предусматривало использование эскадрильи именно в качестве истребительной. Наверху к этому недовольству прислушались, и 1 апреля 1943 года «Нормандию» включили в состав 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии той же воздушной армии.
А уже 5 апреля французские летчики одержали первые победы. Боевой счет открыли летчики капитан Альбер Прециози и аспирант (соответствует званию младшего лейтенанта РККА) Альбер Дюран. Они сопровождали вылетевший на разведку бомбардировщик Пе-2 и вступили в бой с парой немецких истребителей «Фокке-Вульф». Немцы не заметили прикрытия разведчика, поскольку французы летели выше него, и атака летчиков «Нормандии» оказалась успешной: оба записали на свой счет по одному самолету противника.
Всего же до конца войны летчики эскадрильи «Нормандия», которая уже через три месяца выросла в авиаполк «Нормандия», а 28 ноября 1944 года получила имя «Нормандия – Неман», одержали 309 побед, из которых 273 – подтвержденные. Четыре французских пилота – Ролан де ля Пуап, Альбер Марсель, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) – были удостоены звания Героя Советского Союза, практически все летчики стали кавалерами французских и советских боевых наград. За два года войны погибли тридцать четыре летчика «Нормандии» и восемь пропали без вести.
Любопытно, что уже после Победы, когда «Нормандия – Неман» на подаренных советским правительством истребителях Як-3 вернулась во Францию, именами шестерых погибших летчиков знаменитого авиаполка были названы французские авиабазы. Имя капитана Мориса де Сейна присвоили базе в Оранже, имя первого командира «Нормандии» и ее первого погибшего летчика майора Жана Тюляна – базе в Турсе. Имя капитана Альбера Пресиози получила база на Корсике, аспиранта Шарля Монье, которого называли «Обманувший смерть» за то, что он пять раз выходил живым из совершенно безнадежных ситуаций, – база в городе Истр. Имя братьев, служивших в «Нормандии», – Ива, Жана и Клода Маэ – носила база в Таверни, а имя погибшего вместе с первым командиром «Нормандии» капитана Альбера Литольфа носила база в Контрексвиле.
«Послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков»
Началом истории французской эскадрильи в составе Красной Армии можно считать осень 1941 года, когда предводитель «Сражающейся Франции» генерал Шарль де Голль впервые получил от своих подчиненных предложение отправить французских военных воевать в составе Красной Армии. Это была почти безумная идея, если бы ее не выдвинул человек, военно-политические прогнозы которого сбывались с невероятной точностью, – бывший военно-воздушный атташе Франции в СССР Шарль Люге.
Его поддержал начальник генштаба «Сражающейся Франции» Эрнест Пети, и в ноябре 1941 года де Голль впервые прямо предложил советскому правительству участие французских подразделений в сражениях на советско-германском фронте. Пошли переговоры по формированию в Красной Армии эскадрильи истребителей, укомплектованной летчиками из Франции. Первые прикидки по ее будущему составу появились еще в декабре 1941 года, уже в апреле 1942 года посол СССР при союзных правительствах в Лондоне Александр Богомолов отправил в Наркомат иностранных дел специальную телеграмму. В ней шла речь о том, что он получил от руководителя департамента по политическим вопросам «Сражающейся Франции» профессора Мориса Дежана «ноту, в которой содержится предложение послать на советско-германский фронт 30 французских летчиков и 30 человек обслуживающего персонала».
Но прошло еще полгода, прежде чем от обсуждения предложений французов и решения вопросов о том, как именно может быть создано французское подразделение в РККА, дипломаты и военные перешли к практическим делам. Точкой отсчета в формировании эскадрильи «Нормандия» стало 25 ноября 1942 года. В этот день в Москве было подписано «Соглашение между представителем командования Красной Армии и представителем военного командования «Сражающейся Франции» об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». Подписали его начальник штаба, заместитель командующего ВВС РККА генерал-лейтенант (будущий маршал) авиации Федор Фалалеев и глава французской военной миссии в СССР бригадный генерал Эрнест Пети.
Всего в документе было 14 пунктов, в которых были оговорены практически все аспекты существования французской эскадрильи в составе советских ВВС. Первый пункт соглашения гласил, что «командование «Сражающейся Франции» направляет в СССР авиационную эскадрилью, укомплектованную согласно штату, утвержденному Командующим ВВС Красной Армии, для совместных действий с ВВС Красной Армии против общего врага». Второй: что «советское командование предоставляет французской истребительной эскадрилье материальную часть и в случае необходимости дополнительный персонал с тем, чтобы обеспечить ей максимум успеха в боевой работе».
Были пункты, оговаривавшие порядок награждения французских пилотов (в зависимости от того, к каким наградам было представление – национальным или советским), порядок привлечения к ответственности за проступки и даже порядок организации почтовой связи между командиром эскадрильи и Эрнестом Пети. А 10 пункт гласил, что эскадрилья «участвует в боевых действиях по заданию и в порядке, установленном командиром соединения, в которое она включена. Командование эскадрильей и ее действиями в бою осуществляется французским командиром, а при совместном участии в бою с другими подразделениями или частями соединения командование осуществляется командиром, назначенным командиром соединения».