Повседневность революции и гражданской войны в россии глазами различных слоёв её населения

§ 9. культура и быт революционной эпохи

Список источников информации

1.Архипов И.Л. Общественная психология петроградских обывателей в 1917году.// Вопросы истории.1994,№ 7

2.Булдаков В.П. Историографические метаморфозы «Красного Октября»./Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М.,1996

3.Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997

4.Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября.- М.,1988

5.Ильина Г.И. Художественная интеллигенция в социальной структуре революционной России. Петроградская интеллигенция в 1917г. Сборник статей и материалов. М-Л., 1990

6.Литвин А.Л. Интеллигенция России периода Гражданской войны (некоторые аспекты изучения).

// Интеллигенция и революция XX в./ Отв. ред. К.В. Гусев — М., 1985

7.Мусаев В.И. Преступность в Петрограде в 1917-1921гг. и борьба с ней. СПб., 2001

8.Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны.- СПб.,2000

9.Фрайман А.Л. Форпост социалистической революции. Петроград впервые месяцы Советской власти. Л., 1969

10. Яров С.В. Конформизм в Советской России. Петроград в 1917-1920гг. СПб,2006

список литературы

Вопросы для тех, кто хочет больше знать

  1. Почему лозунг «Руки прочь от Советской России!» пользовался большой популярностью в западных странах?
  2. Почему в первые годы советской власти именно Русская православная церковь из всех религиозных организаций подвергалась самым серьёзным преследованиям?
  3. Как новая власть боролась с детской беспризорностью? Каковы были удачные и неудачные опыты в данной сфере?
  4. Кто такие скауты? Когда они появились в России? Как складывались отношения скаутов с новой властью в годы Гражданской войны?
  5. Почему английский писатель-фантаст Г. Уэллс, посетивший Советскую Россию в 1920 г. и написавший об этом книгу «Россия во мгле», назвал Ленина «кремлёвским мечтателем»?

Общественные потрясения

Новая жизнь рождалась в тяжёлых муках. Хозяйственная разруха привела к голоду и нищете. Советская власть пыталась хоть как-то обеспечить рабочих продовольствием и предметами первой необходимости. Открывали общественные столовые, потребительские кооперативы. Пролетариев целыми семьями переселяли в «буржуйские» квартиры — так родились знаменитые коммунальные квартиры (коммуналки). Однако это не могло остановить резкого падения уровня жизни. Цены подскочили в десятки раз, деньги обесценились. Процветал «чёрный рынок», на котором у спекулянтов за какие-либо ценные вещи можно было выменять продовольствие. Страшным бедствием стала детская беспризорность. По разным данным, к концу Гражданской войны без родителей и крова остались от 5 до 7 млн детей и подростков.

Обыденным явлением стали насилие, грабежи, аресты, расстрелы. Даже сами участники Гражданской войны приходили в ужас от того, насколько обесценилась человеческая жизнь. «Великие потрясения не проходят без поражения морального облика народа, — писал на чужбине в своих «Очерках русской смуты» A. И. Деникин. — Смута, наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула… все низменные стороны, таившиеся в глубинах человеческой души».

Представители российской интеллигенции пытались осознать, почему идеалы революции оказались так далеки от действительности. Об этом размышлял в цикле газетных заметок «Несвоевременные мысли» М. Горький. Он разделял идеи социализма, но резко критиковал ленинцев за их призывы к насилию: «В “Правде” (главной газете большевиков) сумасшедшие люди науськивают: бей буржуев! Но дерутся не паны, а холопы… И не возрадуешься, видя, как здоровые силы страны погибают, взаимно истребляя друг друга». Горький считал, что волну насилия породило отсутствие духовной культуры. «В стране, щедро одарённой естественными богатствами и дарованиями, обнаружилась, как следствие её духовной нищеты, полная анархия во всех областях культуры. Всюду, внутри и вне человека, опустошение, расшатанность, хаос и следы какого-то длительного Мамаева побоища».

Новая смута поставила многих людей перед выбором: остаться в России или уехать? Ясно, что в новой жизни не было места тем, кто выступал против большевиков. В эмиграции оказались политические противники советской власти (П. Н. Милюков, В. М. Чернов, А. Ф. Керенский, Ю. О. Мартов и др.), руководители белых армий (П. Н. Врангель, А. И. Деникин, П. Н. Краснов и др.), их солдаты и офицеры.

Тяжёлый выбор предстояло сделать интеллигенции. Многие видные её представители не видели для себя места в большевистской России. Среди тех, кто выехал за границу, оказались писатели И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. В. Набоков, композитор С. В. Рахманинов, певец Ф. И. Шаляпин, художники B. В. Кандинский, К. А. Коровин и ещё многие другие выдаю щиеся философы, учёные, изобретатели. Крупные центры русской эмиграции сформировались в Германии, во Франции, в Сербии, Чехословакии.

Как воспринимала перемены творческая интеллигенция? Почему многие деятели культуры оказались в эмиграции?

Октябрьская революция

Большевики воспользовались нестабильной обстановкой в стране и начали подготовку к захвату власти. В начале октября в Петроград из Финляндии возвращается лидер большевиков В. И. Ленин. В Финляндии он прятался от Временного правительства, он руководит подготовкой и возглавляет восстание. В это время среди населения страны увеличивалось доверие к большевикам, народ верил, что они смогут изменить положение.

Замечание 1

Октябрьская революция до сих пор вызывает споры среди историков, есть несколько разных точек зрения, одни считают, что в октябре был осуществлен переворот, но большинство полагает, что это была революция.

Более точную позицию высказал отечественный историк В. П. Дмитриенко, он представляет революцию как сложное, многоуровневое, многоликое историческое явление, которое сочетало в себе аграрный, пролетарско-бедняцкий, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический типы революции. Каждый из этих типов имел свои закономерности и свой уровень противоречий.

Советская наука

Советская власть стремилась привлечь к строительству новой жизни видных российских учёных. Появлялись новые научные учреждения — исследовательские институты, лаборатории.

В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) под руководством Г. М. Кржижановского. Она разработала план, предусматривавший строительство в течение 10—15 лет 30 электростанций. Первая из этих станций, вторая по мощности в Европе, строилась в 1919—1922 гг. в подмосковной Кашире.

Экспедиция во главе с геологом И. М. Губкиным обнаружила огромные запасы железной руды в Курской магнитной аномалии. Академик А. Е. Ферсман исследовал запасы апатитов на Кольском полуострове.

Великий естествоиспытатель, основатель многих научных дисциплин, общественный деятель В. И. Вернадский стоял у истоков создания Радиевого института в Петрограде. Это было первое в России научное учреждение, занявшееся изучением радиоактивных веществ, разработкой способов их получения и применения.

В центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ) велись работы, ставшие основой для нового этапа самолётостроения в нашей стране. Руководил этими работами Н. Е. Жуковский.

Работавший в годы Гражданской войны профессором Саратовского университета выдающийся биолог Н. И. Вавилов закладывал основы генетики. В 1919 г. он обосновал учение об иммунитете растений.

Основоположником исторической научной школы, основанной на теории марксизма, стал М. Н. Покровский. Он являлся одним из организаторов Коммунистической академии, Института истории, Института красной профессуры. Учёный редактировал несколько научных журналов, работал в комиссиях, которые собирали материалы по истории РКП(б) и российской революции.

Почему большевики с самого начала уделяли большое внимание развитию технических и естественных наук?

«Русский народ обвенчался со Свободой»

Российская революция 1917 г. стала одним из величайших событий мировой истории. Для нашей страны она означала коренную ломку вековых традиций, обновление всех сторон жизни общества. «Русский народ обвенчался со Свободой, — образно писал М. Горький. — Будем верить, что от этого союза в нашей стране, измученной и физически, и духовно, родятся новые сильные люди. Будем крепко верить, что в русском человеке разгорятся ярким огнём силы его разума и воли, силы, погашенные и подавленные вековым гнётом полицейского строя жизни».

Значение революции 1917 г. выходило далеко за рамки отечественной истории. Новый общественный строй, который создавали большевики в России, становился примером для миллионов людей во всём мире. Повсюду возникали коммунистические организации, партии. Большевики чувствовали себя передовым отрядом мировой революции. В марте 1919 г. в России был создан Коммунистический интернационал (Коминтерн), объединивший коммунистов из разных стран. Перед ним стояла задача создать «Всемирную республику Советов».

Идеи Октября повлияли не только на революционеров. Руководители «буржуазных государств» отчётливо осознали, что вопиющее неравенство в обществе, роскошная жизнь горстки богачей на фоне нищеты и забитости миллионов неизбежно ведут к социальному взрыву. Они стали корректировать свою политику, стремясь сгладить противоречия в обществе и не допустить усиления влияния коммунистов.

Как революция в России повлияла на другие страны и народы?

Календарь новой жизни

Ветер революции обновил листки календаря. В феврале 1918 г. Советская Россия перешла на григорианский календарь, принятый в большинстве стран. Поэтому между старым и новым летосчислением возникла разница в 13 дней. Например, праздник Октябрьской революции, которая произошла 25 октября 1917 г., теперь отмечали 7 ноября.

День 7 ноября стал главным праздником в году. Широко отмечали также 8 марта — Международный женский день, 1 мая — День международной солидарности трудящихся. Особым, скорбным днём было 9 января, Кровавое воскресенье, положившее начало Первой российской революции. В дни праздников проходили военные парады, демонстрации, красочные представления на площадях, в которых могли участвовать тысячи людей.

Церковные праздники новой властью не приветствовались. Церковь вытеснялась из общественной жизни по всем направлениям. Она была отделена от системы образования. Потеряло юридическую силу венчание в церкви. Вместо него по принятому в декабре 1917 г. декрету вводился гражданский брак, зарегистрированный в «органе записей актов гражданского состояния» (ЗАГС).

Вместо старых имён, связанных в большинстве своём с религиозной традицией, появлялись новые: Октябрина, Вилен (Владимир Ильич Ленин), Виль. Началось массовое переименование улиц и населённых пунктов: с карт стирали прежние названия, а новые напоминали о революционных событиях и их героях.

Новая форма регистрации брака была лишь частью перемен в семейной жизни. Советская власть провозгласила полную свободу женщин, равенство полов. Особенно важным этот вопрос был для восточных районов страны, где живы были средневековые традиции, низводившие женщину до едва ли не рабского состояния. Появились революционные взгляды на семью, сторонники которых полагали, что на место традиционного брака между мужчиной и женщиной придут невиданные прежде «свободные отношения». В связи с этим появились и новые взгляды на педагогику — предполагалось, что обязанности по воспитанию детей полностью возьмёт на себя общество.

Выдержка из текста

В исторической, публицистической и художественной литературе создано огромное число работ, отражающих те тяжелые для страны годы. Значительное место в данных исследованиях принадлежит изучению государственного управления в годы гражданской войны. Исследованием данной темы, а именно «Государственное управление в годы гражданской войны» занимались

Данная тема также актуальна в связи с последними событиями на Юго-Востоке Украины, где политический и социально-экономический кризис также спровоцировал гражданскую войну между сторонниками новой прозападной власти в Киеве и пророссийски настроенными ополченцами.

В 1920-е годы появились работы С. М. Дубровского «Очерки русской революции», первый выпуск которого был посвящен сельскому хозяйству, И. А. Кириллова «Очерки землеустройства за три года революции», А. И. Хрящевой «Крестьянство в войне и революции», «Группы и классы в крестьянстве» и других исследователей, ставивших целью проанализировать изменения, происшедшие в годы гражданской войны в сельском хозяйстве. В 1925 году вышла книга экономиста Л. Крицмана «Героический период русской революции». Автор отрицательно относился к попыткам Советской власти в первой половине 1918 года идти по пути постепенности социалистических преобразований. По его мнению, в этот период диктатура пролетариата оставалась «орудием не немедленной экономической революции, а лишь обезвреживания капитала, как контрреволюционной силы, и подготовки будущей экономической революции.

Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.По моему мнению, данный период занимает особое место в исторической и художественной литературе, брошюрах, статьях, документальных публикациях и художественных кинолентах, в театре, на телевидении, в песенном творчестве.

В период Гражданской войны антибольшевистским движением ставилась цель ликвидация силой оружия большевистского руководства, узурпировавшего власть в стране. Вопрос же о том, какой будет новая власть, принципиально не рассматривался, предполагалось, что это решит законный орган народного представительства. Принцип «непредрешенчества» действительно позволил объединить в короткий срок значительные силы различной ориентации, но слабость его была в отсутствии единства в подходах к будущему устройству России. В действительности принцип «непредрешенчества» стал, с одной стороны, причиной движения без цели, а с другой прикрытием перманентного выбора (то есть все-таки решения) типа власти. «Непредрешенчество» было, как показывает анализ исторических фактов, скорее идеологической догмой, чем реальным убеждением лидеров антибольшевистского движения. Будущая Россия виделась ими как конституционная монархия или либерально-демократическая республика западного типа. Но путь к тому и другому лежал через победу над большевизмом.

Если говорить о хронологических рамках, то в контексте данной дипломной работы их следовало бы оградить 1931 – 1939 годом, но для раскрытия темы следует обращаться и к XIX веку, времени, когда возникло это движение. Это необходимо для понимания сущности, идеологии, целей и задач данного политического течения.

Цель курсовой работы – исследовать историю создания, структуру и деятельность чрезвычайных органов советского государства в период Гражданской войны.

Цель курсовой работы – исследовать историю создания, структуру и деятельность чрезвычайных органов советского государства в период Гражданской войны.

Я пережил много исторических событий, насмотрелся чересчур много удивительного и поэтому могу говорить о русской интеллигенции, не давая ей точного определения, а лишь размышляя о тех ее лучших представителях, которые, с моей точки зрения, могут быть отнесены к разряду интеллигентов. В иностранных языках и в словарях слово «интеллигенция» переводится, как правило, не само по себе, а вкупе с прилагательным «русская».Анализируя это высказывание, можно сказать, что Лихачев придерживается того мнения что интеллигенция сама по себе является частью русской культуры, одной из тех самых «духовных скреп» о которых так много говорят в последнее время.

От революции к Гражданской войне

К масштабной Гражданской войне привело сопротивление господствующих классов, которые полностью лишились власть и собственности и разгон Учредительного собрания, и подписание позорного Брестского мира с Германией, и деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела к обострению отношений между властью советов и крестьянами

Важное значение во всей этой ситуации имели психологические установки в обществе решение проблем при помощи насилия и войны, которые были приобретенные еще во время Первой мировой войны

В это время по всей стране начали объединяться и подниматься на борьбу антибольшевистские силы. Гражданская война все больше разгоралась, компромиссов быть не могло. Война должна была идти до полного уничтожения противника.

В мае 1918 года опасаясь быть разоруженным, восстал чехословацкий корпус, который по согласованию со странами Антанты через Дальний Восток должен был быть отправлен во Францию, это выступление подтолкнуло к активным действиям разные антибольшевистские группировки. Летом в Поволжье прокатилась волна восстаний, организованных партией эсеров. Осенью 1918 года, в связи с поражением Германии в Первой мировой войне и отступления их войск с территорий России, начинается крупномасштабная интервенция войск стран Антанты. Интервенты постепенно захватывают морские выходы и другие важные стратегические пункты, именно на их поддержку рассчитывала Белая армия.

Действия оппозиции не всегда были четкими и слаженными, но вследствие их действий к осени 1918 года большевикам все еще удавалось удерживать под своей властью центральные районы России – Москву и Петроград. Отметим, что эти районы в то врем были более экономически развитыми и населенными в основном русскими. Оппозиция же опиралась на окраинные районы России, у которых не было важных культурно-политических центров, с многонациональным населением.

В 1919 году на востоке страны антибольшевистские силы сплотились вокруг адмирала Александра Колчака. Лидеры Антанты признали его Верховным правителем России. Колчаковцы наступали и дошли почти до Волги, но в апреле 1919 года силы их были истощены, после чего они вынуждены отступать.

Белое движение

У него не было единого руководства и состав участников был очень разнообразным –

казаки, рабочие, крестьяне, национальные меньшинства, духовенство, интеллигенция, бывшие офицеры царской армии, генералы и адмиралы.

В ноябре 1917 года отряды для борьбы с красными на юге России стал создавать бывший руководитель Генштаба царской армии – генерал Алексеев. С января 1918 года ее официальным названием стало “Добровольческая армия”. Спустя год она вошла в состав ВСЮР – Вооруженных сил Юга России. Ее главнокомандующий – Антон Деникин на бумаге подчинялся адмиралу Колчаку, который с ноября 1918 года носил титул “Верховного правителя России”, однако, реальной координации военных действий между ними не было.

Остатки разгромленной красными армии Деникина бежали на Крымский полуостров, где продержались до ноября 1920 года. Они называли себя “Русская армия”.

В азиатской части России центром белого движения стал Омск. Сначала этот город стал одним из центров мятежа чехословацкого корпуса. С октября 1918 года в нем находилось Временное Всероссийское правительство, а в ноябре 1918 адмирал Колчак организовал военный переворот и создал “Российское правительство”. К январю 1920 года оно было разгромлено красными. С января и до октября 1920 года центром белого движения стала Чита. В ней находилось “Правительство восточной” атамана Семенова.

Лидерами второстепенных направлений белого движения стали Юденич (на территории Эстонии в 1919 году) и Миллер (в Архангельске).

Своей целью белое движение видело разгром красных и восстановление “Единой и неделимой России”. Вопрос о форме правления оставался открытым, так как не все белые были монархистами или сторонниками свергнутого в ноябре 1917 года Керенского.

В советской историографии к белому движению относили даже финнов и поляков, с которыми красным пришлось воевать в 1919-1921 годах.

Красные успели повоевать с интервентами, басмачами и различными повстанцами – восставшими моряками в Кронштадте, с антоновцами на Тамбовщине, с формированиями Грузинской демократической республикой и других государств, которые появились на территории бывшей Российской империи в тот период.

Рис. 3. Красные и белые.

Систематизировать полученные знания поможет такая таблица:

Лидеры

Командующие

Органы власти

Красные

Ленин, Троцкий, Свердлов, Калинин, Каменев, Вацетис,

Буденный, Фрунзе, Егоров, Тухачевский

ВЦИК, Совнарком, Реввоенсовет, съезд Советов

Белые

Колчак, Авксентьев, Вологодский

Деникин, Юденич, Миллер, Семенов, Алексеев

Временное Сибирское правительство, Российское правительство, КОМУЧ

Что мы узнали?

В годы гражданской войны более организованными были красные. Именно поэтому они вышли из нее победителями, а белые проиграли, несмотря на помощь со стороны ряда стран-интервентов.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Как называлось государство, которое представляли красные в годы Гражданской войны?

    • Российская республика
    • Советская Россия
    • Союз Советских Социалистических Республик
    • Российская Советская Федерация

Искусство революционной эпохи

Революция стала знаковым событием для российской литературы и искусства. Находились «новаторы», призывавшие покончить с наследием прошлого. «Во имя нашего завтра — сожжём Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы», — писал поэт В. Т. Кириллов. Он был членом возникшей в 1917 г. организации Пролеткульт. Члены этой организации отрицали культурные традиции общества и хотели заменить их новым, пролетарским искусством. Против таких крайностей выступил Ленин, осудивший попытки «выдумывать особую культуру». При этом вождь большевиков отмечал, что культурная политика «должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры».

Задачам классовой борьбы соответствовал ленинский план монументальной пропаганды. В апреле 1918 г. был принят декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции ». В соответствии с ним на улицах городов появились монументы, изображавшие революционных деятелей. Памятники царям и прочие символы монархии уничтожали.

Большую роль в политической пропаганде играли плакаты. Их использовали все стороны в Гражданской войне, но наиболее образными и многочисленными были советские плакаты (художники В. Н. Дени, В. В. Лебедев, Д. С. Моор). В. В. Маяковский активно работал в «Окнах сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Это была серия плакатов, в которой он выступал и как поэт, и как художник. Многие мастера живописи принимали участие в оформлении революционных праздников, массовых постановок (Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин, М. 3. Шагал). Портретистом, изображавшим советских вождей, был И. И. Бродский.

Театры и кинематограф в Советской России находились в сфере деятельности Нарком проса. Новатором в режиссуре, идеологом «театрального Октября» проявил себя В. Э. Мейерхольд. В 1918 г. в Петрограде он поставил пьесу В. В. Маяковского «Мистерия-буфф». Спустя два года Мейерхольд создал в Москве «Театр РСФСР-I». Последователем театральной системы Станиславского был режиссёр Е. Б. Вахтангов. Он ставил пьесы классического репертуара, имевшие социальную направленность. В революционную эпоху продолжали работать многие выдающиеся мастера сцены. В 1920 г. было учреждено звание народного артиста республики. Первой этого звания была удостоена М. Н. Ермолова.

1. Кратко определите характерные черты развития художественной культуры в годы Гражданской войны2. Расскажите о каком-либо произведении советской литературы, изобразительного искусства 1917—1921 гг. (по своему выбору)

Задания к главе I

  1. С помощью изученного материала и эпиграфа в начале главы сформулируйте главный вопрос главы I.
  2. Предложите свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в письменном виде (в форме небольшого сочинения)
  3. С целью повторения и систематизации изученного материала составьте синхронистическую таблицу революционных событий в 1917— 1921 гг. в России и мире. Используйте материал всеобщей истории.
  4. Кратко охарактеризуйте возможные причины и последствия следующих событий и явлений: слабость Временного правительства; рост влияния большевиков в первой половине 1917 г.; неудача Корниловского выступления; успех Октябрьского вооружённого восстания; «триумфальное шествие» большевиков; разгон Учредительного собрания; Брестский мир; начало полномасштабной Гражданской войны; победа большевиков в Гражданской войне; кризис начала 1921 г.
  5. Составьте блок заданий по теме «Россия в годы великих потрясений » по образцу демоверсии единого государственного экзамена.

Третий этап Гражданской войны

Влияние гражданской войны на перемены в образе жизни и поведении основных слоев населения России

Революционные потрясения и начало Гражданской войны оказали значительное влияние на внутренний психологический настрой человеческой личности, а также на систему моральных, этических норм россиян, их нравственные представления и установки сознания. Изменение морально-нравственных характеристик человеческой личности в годы Гражданской войны было частью стремительных перемен, подготовленных всем ходом предшествующей российской истории. Общая, коллективная их трансформация стала той частью системного кризиса российского общества, которая непосредственно затрагивала внутренний мир человеческой личности и меняла ее отношение к окружающей действительности, событиям и явлениям в ней, а также определяла поведение человека и его образ повседневной жизни.

По мере разрастания кризисных явлений, смена моральных, этических норм в российском обществе становились все заметнее, этот процесс начинал оказывать существенное влияние на политическую жизнь, а также на социокультурные характеристики социума. Как отмечает А. И. Сыч «любой действительно крупный общественный катаклизм, как правило, приводит к духовному кризису, душевному смятению, кардинальной ломке идеалов, смене морально-этических ценностей» . Коренное, радикальное изменение морально-нравственных ценностей определялись характером и масштабами системного кризиса, потрясшего все российское общество, разрушительными явлениями, наблюдавшимися во всех сферах человеческого существования в годы гражданской войны, в значительной степени оно также представляло собой последствия постепенной эволюции морально-нравственных представлений россиян с конца XIX — начала XX вв. Как отмечал В. В. Шульгин «в этом царстве XX века, неозверином, люди опять ощущают справедливость старинной поговорки: homo homini lupus est»310.

Политические, социальные причины имели определяющий характер в процессе изменения морально-нравственных ориентиров российского общества. Они же, во многом, стали определять повседневную человеческую жизнь, поведение индивида в окружающем его мире.

Первым этапом начала процесса видоизменения морально-нравственных норм, нравов и этических характеристик российского общества стала масштабная дезориентация сознания, произошедшая вслед за революционными переменами 1917 г. Уже с момента февральской революции сознание россиян утратило четкие морально-нравственные ориентиры. «Человеконенавистнические речи, попрание морали, проповедь вражды, как сильнодействующий наркотик, притупляли разум и совесть. Миллионы проходили школу тотальной психологической обработки, а ответственность за их действия брали на себя вожди и теоретики» . Вслед за разрушением привычного, знакомого мира и его системы ценностей, стали размываться и трансформироваться морально-нравственные установки личности. Утрата существовавшей веками системы ценностей, связанных с российским имперским государством, представлений о верховной власти, законе и порядке, представлений о своем нравственном долге перед обществом и страной не могло не привести к разрушению сложившихся морально-нравственных, этических представлений человеческой личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: