Патриарх тихон московский (беллавин): великий святой и первый в списке «врагов народа»

Храм святителя василия великого

Детство, юность, жизнь до принятия монашества

Будущий Патриарх Тихон (в миру Беллавин Василий Иванович) родился в погосте Клин Торопецкого уезда, что в Псковской губернии, 19 января 1865 года. Его отец, Иоанн Тимофеевич, был потомственным Православным священником, и Василий с детства воспитывался, как христианин.

Существует предание (трудно сказать, насколько оно правдоподобно), что отец Василия видел сон, явившуюся ему покойную мать, которая сообщила о судьбе его детей, что одного ждёт обычная жизнь, другой рано умрёт, а третий, то есть Василий, будет прославлен.

В возрасте девяти лет он поступил в местное Торопецкое духовное училище, которое окончил в 1878 году. Затем, оставив родительский дом, продолжил обучение в Псковской духовной семинарии. Как отмечают, учился Василий прилежно. Нередко он помогал знаниями однокурсникам. За его поведение, отношение к окружающим и степенный характер товарищи прозвали его «Архиереем», что, в общем, и исполнилось в будущем. Успешно закончив Псковскую семинарию, Василий поступил в Петербургскую духовную академию. Удивительно, но здесь он опять получил «пророческое» прозвище — «Патриарх».

В 1888 году, в возрасте двадцати трех лет, Василий закончил академию со степенью кандидата богословия, вернулся в Псков и устроился преподавателем в семинарию. На протяжении более чем трех лет он преподавал Догматическое и Нравственное богословие, французский язык.

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Революционные годы. Патриаршество

Когда в 1917 году открылся Всероссийский Поместный Собор, на нём был затронут давно наболевший вопрос, требовавший скорейшего разрешения: вопрос о восстановлении патриаршества на Руси.

Должно сказать, что в то время эта идея поддерживалась не только духовенством, но и народом. Помимо внутренних церковных причин, к скорейшему разрешению данного вопроса подталкивала общественная и политическая ситуация, сложившаяся в России. Февральская революция, низвержение монархии, надвигавшийся хаос и прочие обстоятельства привели к острой необходимости, чтобы у Русской Церкви появился единый ответственный руководитель, способный, при помощи Божьей, сплотить своей властью, любовью и мудрой апхипастырской деятельностью духовенство, монашествующих и мирян.

И этой ответственной миссии удостоился митрополит Тихон. Сначала, результате четырех туров голосования, было избрано несколько кандидатов, а окончательный выбор определил жребий. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября, в Кремлевском Успенском соборе.

Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, обличал богоборчество, укреплял веру в людях.

Кроме того, в 1918 году он произнёс анафему на врагов Господа Иисуса Христа (под которыми многие понимали большевиков) и осудил убийство Николая II.

Когда большевики решили одолеть Церковь изнутри, раздробив её на куски, он всеми силами препятствовал осуществлению «обновленческого раскола». Всё это, конечно же, не могло не настраивать против него атеистическую власть.

К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. И вот, подобрав удобный момент, под предлогом помощи голодающим власти решили разорить Православные храмы.

В это время Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни.

Но власти и не думали ослаблять наброшенную было на Церковь удавку. Желая добиться большего успеха на пропагандистском направлении, её обвиняли в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей. Вскоре Патриарх был взят под стражу и несколько месяцев, с мая 1922 года по июнь 1923 года, пребывал в заточении. Затем, не найдя очевидных благообразных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу.

Возможно, на это решение повлияло предварительное согласие святителя Тихона на некоторую нормализацию отношений церковного руководства с государственной властью, некоторую отстраненность от «политической борьбы», о чём впоследствии он заявил всенародно. Кроме того, власть оказалась под протестным нажимом английского правительства и вообще западной общественности. Разумеется, Патриарх шёл на уступки под колоссальным давлением и настолько, насколько требовали условия выживания Церкви в тех обстоятельствах, насколько допускала пастырская совесть.

Дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, на него было организовано покушение, в результате которого погиб его келейник, Яков Полозов. Сам Патриарх остался жив. Это покушение было завуалировано под разбойное нападение (всего же насчитывают три покушения).

Пребывая в Донском монастыре, Патриарх, несмотря на агрессивное давление извне, совершал богослужения, принимал множество тянувшихся к нему за поддержкой и утешением людей.

25 марта 1925 года, в Праздник Благовещения, шестидесятилетний Патриарх Тихон, предал свой дух Богу. К этому времени Православная Церковь едва оправилась от всех тех напастей, что ей пришлось пережить, и была очень слаба. Но сокрушить дух борьбы за своё право существовать было уже невозможно.

Прощание со святителем длилось несколько дней и сопровождалось толпами людей. Чин погребения происходил при участии десятков архиереев и священников.

После похорон святителя Тихона власти опубликовали от его имени завещание, где содержался ряд угодных им тезисов. Насколько оно и действительно принадлежало авторству Патриарха, сказать трудно. Во всяком случае многие ставили это завещание под сомнение.

Приобщение к монашеской жизни. Пастырское служение

В декабре 1891 года, в возрасте двадцати шести лет, Василий, серьёзно обдумав свой выбор, принял постриг. Тогда же он принял и новое имя Тихон, в честь святителя . На следующий день его посвятили в иеродиакона, а немного спустя — в иеромонаха.

В 1892 году отца Тихона назначили на должность инспектора в Холмскую духовную семинарию. Вскоре он удостоился должности ректора и возведения в сан архимандрита. С 1894 года он исполнял обязанности ректора Казанской духовной академии.

В октябре 1899 года иеромонах Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского. Спустя год поступил указ о его переводе на другую кафедру. Рассказывают, что местные жители расставались с ним с плачем.

После назначения святителя Тихона епископом Алеутским и Североамериканским, он отбыл к месту служения. Его деятельность на этом посту ознаменовалось как весьма плодотворная: святитель наладил там приходскую жизнь, возводил храмы, много проповедовал, переводил богослужебные книги на английский язык. За время его пастырства Православная Церковь пополнилась рядом американцев, до того принадлежавших к инославным общинам. В знак признания и уважения в памяти местных жителей за ним утвердилась слава апостола Православия.

В 1905 году епископ Тихон удостоился возведения в сан архиепископа.

В 1907 году он занял Ярославскую кафедру. Как и на прочих местах своего архиерейского служения он пользовался заслуженным авторитетом и доверием у вверенной ему паствы. Активно посещал монастыри, служил в разных храмах, включая глухие и отдаленные, куда, порой, ему приходилось добираться то пешком, то на лодке или верхом. Кроме того он был связан участием с ярославским отделением известного общества «Союз русского народа».

В период с 1914 по 1917 год святитель возглавлял кафедру Виленскую и Литовскую. Во время Первой мировой войны, при приближении к Вильно немецких солдат, он перевез в Москву некоторые местные святыни, включая мощи Виленских мучеников. По возвращении продолжал исполнять свой архипастырский долг, посещал лазареты, утешая и увещевая раненых, служил в храмах, которые буквально переполнялись людьми, вдохновлял народ на защиту родного Отечества.

В июне 1917 года архиепископа Тихона избрали на Московскую кафедру с возведением в митрополита.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

«Саккос патриарха Тихона»

Характерно, что, несмотря на то, что для
советских людей патриарх Тихон был человеком совсем
недавнего прошлого, для многих — в буквальном смысле
современником, — об истории его жизни и смерти
в советскую эпоху бытовало множество заблуждений
и слухов. Относительно многих вещей ошибочные
представления были даже у высшей церковной иерархии.

Например, вопрос о святых мощах
Патриарха на соборе 1989 года даже не ставился — все
участники собора были уверены, что никаких мощей
не существует, так как в 1930-е годы прах Святейшего был
вывезен из Донского монастыря и уничтожен. «Все были
уверены, — рассказывает археолог Алексей Беляев, — то
место, которое в Малом соборе Донского монастыря
обозначено как могила, это не что иное, как просто
обозначение места, где патриарх был когда-то погребен.
Потому что были свидетели того, как в одну из зимних
ночей в начале 30-х годов от Малого Собора Донского
монастыря в сторону крематория отъехали сани с гробом».

Храм святителя Тихона в Донском
монастыре. Фото: fotki.yandex.ru

С этим связана и история о «саккосе
патриарха Тихона». Так, в 30-е годы на плечах
обновленческого митрополита Александра Введенского
появился зеленый саккос. Кто-то из «тихоновцев»
предположил, что это тот саккос, в котором был погребен
святейший Тихон. Поэтому после кончины Введенского
саккос был приобретен святейшим патриархом Алексием I,
отреставрирован, и помещен в церковно-археологическом
кабинете Московской духовной академии. Принадлежность
облачения патриарху Тихону подтверждала соответствующая
надпись на музейной витрине…

«Мнение, будто тела патриарха нет
в могиле, было настолько стойким, что даже митрополит
Николай Ярушевич, служивший панихиду по святителю Тихону
в Малом Донском соборе в 1948 году, сказал после
окончания службы: «Мы молились сейчас только над могилой
Святейшего, тела его здесь нет», — вспоминает
архимандрит Тихон Шевкунов (его рассказ опубликован
в «Московском Церковном вестнике» в 1992 году, № 4
(70)).

Мощи святителя Тихона были обретены
только в результате несчастного случая. Так, в 1991 году
в Малый собор Донского монастыря была брошена бутылка
с зажигательной смесью. Собор серьезно обгорел, была
вскрыта большая часть пола. Тогда-то на дне
трехметрового склепа археологами и был обнаружен дубовый
гроб с мраморной доской: «Святейший Тихон. Патриарх
Московский и всея России».

Патриарх Алексий II у склепа с мощами святителя Тихона

«Это случилось 17 февраля 1992 года
в 23.15, — вспоминает Алексей Беляев, — Я позвонил
патриарху Алексию. Он был в Чистом, где проходило
заседание Священного Синода. Сообщил, что гроб
Святейшего патриарха Тихона в полной сохранности
находится на своем месте. Он помолчал довольно
продолжительное время. Спросил: «А Вы в этом уверены?».
Я ответил: «Да, Ваше Святейшество. Вы можете тоже быть
в этом уверены, если приедете». Пауза была уже короче.
Святейший сказал: «Хорошо». И в 00.15 патриарх Алексий
прибыл. После того как он все увидел, он поздравил
братию, поблагодарил всех, кто участвовал в обретении».

Музей святителя Тихона в Донском монастыре. Фото: donskoy.org

В настоящее время рака с мощами
святителя Тихона находится в Большом соборе Донского
монастыря, слева от Царских врат. В монастырской келье,
где жил святитель, недавно был создан дом-музей. В нем
хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором был
погребен патриарх Тихон, а также фотографии, документы,
личные вещи патриарха.

Анастасия Коскелло

Православие и мир — 09.10.2013.

ПОЧИТАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА

Проститься со святителем пришло более миллиона человек не только из Москвы, но и со всей России. Собор Донского монастыря был переполнен на протяжении ста часов — столько длилось прощание с Его Святейшеством. По свидетельствам очевидцев, уже в часы прощания люди, прикладываясь ко гробу с телом Патриарха — а ведь это были мощи, то есть тело святого — получали исцеления от тяжелых заболеваний, слепоты, глухоты, психических болезней, хромоты… Не верится, что происходило это в годы гонений на Церковь, еще живы некоторые люди, слышавшие сами это от очевидцев. Говорили, что это было не просто прощание, но и народное прославление святого.

Уже в 1981 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Заграницей Патриарх Тихон был прославлен в лике исповедников, а в 1989 его прославила и Русская Православная Церковь, до того не имевшая возможности канонизировать святителя, вероятно, из-за продолжавшихся притеснений со стороны советской власти.

В 1992 году после поджога некими хулиганами Малого собора Донского монастыря почти случайно были обнаружены нетленные мощи святителя Тихона. С тех пор множество людей приходит помолиться святому и приложиться к святыне — его мощам, специально совершая паломничества в Москву.

Память святителя Тихона отмечается всей Православной Церковью несколько раз в год:

5 февраля — (переходящий праздник первой недели февраля) — в день Собора новомучеников и исповедников Российских. 25 июня — Собор Санкт-Петербургских святых. 7 апреля — в день преставления святителя ко Господу. 5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых. 9 октября — деньпрославления святителя Тихона. 18 октября — Собор Московских святителей. 18 ноября — Избрание святителя Тихона на Патриарший престол и память всех святых, участвовавших в Поместного Соборе Русской Церкви 1917–1918 гг.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти также в любой трудный жизненный момент, при обострении болезни, при боли:

В тяжелую годину избранный Богом, в совершенной святости и любви прославился и Господа прославил ты, показал в смирении величие, а в простоте и кротости явил силу Божию, за Церковь и людей своих претерпел мучения, арест, беды, о исповедник святой, Патриарх Тихон, молись ко Христу Богу, с Которым распялся, и сегодня спасти землю Русскую и людей православных.Апостольских заветов хранителя, Христовой Церкви пастыря доброго, жизнь свою за людей отдавшего, жребием Божиим избранного, прославим святого Патриарха Тихона и к нему с верой, любовью и надеждой помолимся: ходатайством ко Господу Церковь Русскую сохрани в тишине, членов Церкви, рассеянных по лицу Земли, собери в одно стадо, отошедших от Православия к покаянию обрати, Российскую страну нашу от междоусобиц сохрани и подай молитвами твоими людям мир Божий.

«Он же антисоветчик!»

Архиерейский собор 9-11 октября 1989
года, проходивший в московском Даниловом монастыре, был
приурочен к празднованию 400-летию установления
патриаршества в Русской Церкви. Именно на этом соборе
было принято решение о канонизации патриарха Иова —
первого русского патриарха, избранного в 1589 году,
и патриарха Тихона — первого предстоятеля Церкви после
восстановления патриаршества Поместным собором 1917 /18 годов.

Для большинства верующих людей
Советского союза канонизация патриарха Тихона была актом
смелым и чрезвычайно прогрессивным. Если личность
патриарха Иова для большинства советских граждан была
на тот момент малоизвестным «преданьем старины
глубокой», то фигура патриарха Тихона была, в общем то,
широко известной. И канонизация его была шагом, как
сейчас говорят, «неполиткорректным».

Журнал Красная деревня, 1923 год,
публикация о патриархе Тихоне

«Канонизация патриарха произвела
на народ ошеломляющее впечатление, — вспоминает Сергей
Беляев (археолог, историк, сотрудник Института Всеобщей
истории Российской академии наук, при участии которого
были обретены святые мощи патриарха Тихона), — Надо
помнить, что основу населения Советского Союза
составляли люди, которые всю свою сознательную жизнь
прожили в эпоху богоборчества. Когда был поднят вопрос
о канонизации патриарха Тихона, даже в церковной среде
раздавались возгласы опасения: «Да вы что! Он же
антисоветчик!»

По мнению Алексея Беляева, тогда,
в конце 1980-х годов, для верующих людей канонизация
патриарха Тихона, безусловно, давала надежду
на возвращение России к ее историческим корням: «Он был
знамением старой России; старой в смысле жить
по евангельскому завету — это добро, порядочность,
честность, любовь к людям и к своей Отчизне. И для того
поколения, для тех людей, которые все это видели
и пережили, для них канонизация это было нечто чудесное,
неожиданное, как дар Божий».

В то же время, для многих православных
людей, в особенности для тех, кто знал подробности
большевистских гонений на Церковь, праздник этот был
с оттенком грусти. Канонизация патриарха Тихона, как
и вообще канонизация новомучеников, началась в Русской
Православной Церкви слишком поздно. Несмотря на то, что
сведения о пострадавших за веру при советской власти
начал собирать еще Поместный собор 1917/18 годов, — ведь
первые кровавые расправы над верующими начались сразу
после Октябрьской революции, с убийства в Киеве
священномученика Владимира Богоявленского, вплоть
до конца советского периода ни один из новомучеников
не был «вслух» прославлен Церковью.

Почти 60 лет, с момента воссоздания
Московской Патриархии в 1944 году, церковная иерархия
публично отвергала само существование гонений за веру
в СССР. В этом смысле канонизация патриарха Тихона была
запоздалым, но честным шагом на пути к исторической
правде.

Сапоги от рабочих

Пожалуй, самые пронзительные
воспоминания о патриархе Тихоне составлены теми его
современниками, кто не был посвящен в тонкости
церковно-государственных отношений тех лет, и просто
видел в Святейшем гонимого пастыря Церкви Христовой.

Анастасия Цветаева в своих воспоминаниях
(«О чудесах и чудесном») уже в 1990 году вспоминала, как
они с сыном ходили к Донскому монастырю — поддержать
заключенного патриарха Тихона. «Тогда патриарх Тихон
находился в Донском монастыре (Москва), — пишет А.
Цветаева, — в не совсем понятном для его паствы
положении, но в определенные часы дня он выходил
на прогулку по длинному возвышению над двором, —
и верующих, приехавших увидеть его, он, обходил сверху —
благословлял. Вот и я с моим тогда десятилетним или
одиннадцатилетним сыном поехала в Донской монастырь.

Мы (москвичи) не знали, как Патриарха
кормят, и кто мог, старался что-нибудь привезти ему:
годы в стране были нелегкие, после гражданской войны,
революции и разрухи, начинался, должно быть НЭП (Новая
Экономическая Политика, введенная после голода,
Лениным). Потому я (после лет, когда я с сыном питалась
подолгу сушеной картошкой — живые овощи были
недостижимым лакомством) раздобыла где-то 400 грамм
сахарного песку. А еще, не зная, как Патриарх там живет,
есть ли у него иконы, я взяла с собой цветную,
на картоне — см. 30×20, икону Божьей Матери с Младенцем,
за Ее плечом была даль и, мелко — Голгофа, 3 креста,
осиянные светом. Двор был полон народом. Я передала
икону вместе с мешочком сахару, радуясь его радости этой
Иконе. Но… разочарование, огорчение! Мне вернули икону.
Но в одно мгновение огорчение стало — счастием!
На обороте, на картоне было написано: «БЛАГОСЛОВЛЯЮ.
Патриарх Тихон».

Сын Андрей тянул икону к себе.
Я прикладывалась, приложился за мной и сын. Он держал
икону, к нам шли люди и, один за другим, в очередь, люди
прикладывались — под подписью, и смотрели на икону
Божьей Матери, которую держал мальчик с детской челкой
русых волос, серыми большими глазами, правильными
чертами и радостью на лице. Он был похож на отрока
Варфоломея (с картины Нестерова), которому было видение
ангела в образе старца. Икона эта была у меня цела
до часа моего ареста в 1937 году».

Врач Бакунина рассказывает, что, когда
Патриарх был в больнице на Остоженке, верующие люди
со всей Москвы выражали ему свою поддержку: «В приемной
была всегда толпа, которую приходилось убеждать дать
больному покой. Дважды приходили к нему депутации
от рабочих фабрик, бывшей Прохорова и какой-то другой.
Приносили ему подарки. Рабочие поднесли ему пару хороших
сафьяновых сапог на белом кроличьем меху, в которых
позже он всегда выезжал на церковные службы и которыми
очень гордился. В морозную зиму эти сапоги были для него
действительно спасением. От другой рабочей депутации
он получил церковное облачение».

По словам врача, по смерти Тихона
сотрудники ГПУ изъяли из его палаты многочисленные
подарки от верующих: «Когда тело патриарха увезли, его
комната была опечатана. Несколькими днями позже приехал
Тучков и в присутствии администрации лечебницы
и митрополита Петра произвел опись вещей.

Среди вещей были найдены 4000 рублей,
которые Тучков взял со словами: «Они нам пригодятся».
Это были деньги, собранные прихожанами и отданные
патриарху. Лежали они в корзиночке около кровати,
и патриарх говорил мне про них: «Вот хотят прихожане
устроить мне домик, собрали деньги. А то в монастыре
помещение низкое, тесное и очень неудобное. Как
соберется много народу — дышать нельзя». Любимые сапожки
патриарха, подарок рабочих, взял себе митрополит Петр».

Как вспоминает Бакунина, в день похорон
Патриарха Тихона, несмотря на опасность преследований,
люди нескончаемым потоком шли проститься со Святейшим,
причем среди них были представители всех сословий:
«В Донском монастыре, где тело патриарха было выставлено
в течение четырех дней, днем и ночью толпился народ.
Живая очередь запрудила всю Донскую улицу. В день
похорон к монастырю лился людской поток почитателей
покойного, и были в толпе люди всех классов и возрастов.
Самый монастырь был черен от людей: был занят весь двор,
лестницы, приступки, ниши стен».

В то же время, по словам Бакуниной,
в советской печати была представлена совершенно обратная
картина: «В газетах о смерти патриарха была напечатана
маленькая заметка петитом среди остальной хроники. Было
сказано, что похороны патриарха привлекли мало публики,
причем бросилось в глаза «полное отсутствие среди этой
публики рабочих и крестьян»».

Воспоминания

Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой, которая в то время была членом сестричества в храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище:

«В храме на Лазаревском кладбище любил бывать Патриарх-исповедник Тихон. Он довольно часто служил там в 1920-х годах. Резиденция Святейшего помещалась недалеко, на Троицкой горке, где находилось подворье Троице-Сергиевой лавры. Святейший очень любил детей. Бывало, после службы выйдет на амвон (а летом — на паперть), уже разоблачившись, стоит на нижней ступеньке амвона, широко раскинув руки, и подзывает к себе деток.

Когда их наберется довольно много, снимает панагию и благословляет ею каждого, и целовать дает, а потом подзывает посошника с большой корзинкой, в которой лежат или яблоки, или карамельки в бумажках, или благословленные хлебцы, — и раздает всем деткам скромные гостинцы, улыбаясь своей добрейшей улыбкой. Время было тяжелое, 1924 год, начало. Иного он гладит по голове, кому-то серьезно возлагает руку на голову и держит дольше, кому-то говорит веселую прибаутку. Все это делается в краткие мгновения, пока не подъехал извозчик… »

КАК МОЛИТЬСЯ ПАТРИАРХУ ТИХОНУ МОСКОВСКОМУ, СВЯТИТЕЛЮ И ПОМОЩНИКУ В СКОРБЯХ

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от алкоголизма, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Тихон заботился о целой стране при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смертно почитается как добрый заступник, целитель и помощи — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Патриарх Тихон Московский, по свидетельствам молящихся ему, имеет особую благодать помощи

В книгах Донского монастыря сохраняются свидетельства о чудесах от мощей святителя Тихона. Так, по молитве к нему люди исцелялись от множества заболеваний:

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин.

Молитву святителю Тихону, Патриарху Московскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О великий угодник Божий и славный чудотворец, святитель и отец отче наш Тихон! С умилением преклоняем колени и поклоняемся раке честных и целебных мощей твоих, хвалим и прославляем Бога, тебя прославившего многими чудесами, и нам, рабам Его, давшим великую милость благодати Своей через иконы и мощи твои. Усердно, с верой и любовью почитая святую память твою, молимся тебе: принеси молитву нашу к Спасителю и Вседержителю Господу нашему Иисусу Христу, Которому ты и сейчас с ликами Ангелов и со всеми святыми предстоишь, чтобы утвердил Он во Святой Церкви Православной дух живой и сильной веры и благочестия, чтобы все члены ее избавились от неразумных суеверий, в духе и истине поклонялись Ему, усердно стараясь соблюдать заповеди Божии.Да подаст Господь священству святую ревность и заботу о спасении вверенных людей: православным верующим помогать, слабых в вере укреплять, незначащих наставлять, противников веры обличать.И снова молясь, с надеждой, словно дети отца прося, умоляем тебя, святитель Тихон и верим, что ты, живой на небесах, любишь нас той же же любовью, которой любил все ближних твоих, когда ты жил земной жизнью: попроси у милосердного Бога и нам всем подать все, что нужно каждому, все, полезное для жизни временной и вечной, миру успокоение, городов сохранение, урожайность земле, от голода и погибели избавление, от нашествия врагов сохранение, помощь в скорбях всем, благословение родителям, детям воспитание в страхе Божием и в учебе помощь, наставникам и учителям знания и благочестие, неразумным наставление, сиротам и бедным заступничество и помощь, умирающим и тяжелобольным людям спокойствие и напутствие в вечную жизнь, ушедшим же покой в Царствии Небесном. Святитель Тихон, проси у щедрого Бога, имея особую силу молиться Ему, помощи нам во всем: имеем тебя всегдашним заступником и теплым молитвенником о нас перед Господом Славы, Которому все мы славу и честь да воздаем вечно, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.

Молитвами святителя Тихона Московского да хранит вас Господь!

https://youtube.com/watch?v=MNM19YyJzio

Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Текст молитвы составлен свт. Тихоном (Белавиным)

Го́споди Бо́же, Спаси́телю наш! К Тебе́ припа́даем сокруше́нным се́рдцем и испове́дуем грехи́ и беззако́ния на́ша, и́миже раздражи́хом Твое́ благоутро́бие и затвори́хом щедро́ты Твоя́. Отступи́хом бо от Тебе́, Влады́ко, и за́поведей Твои́х не соблюдо́хом, ниже́ сотвори́хом, я́коже запове́дал еси́ нам. Сего́ ра́ди разгне́вался еси́ я́ростию Твое́ю на нас, и посети́л еси́ жезло́м желе́зным беззако́ния на́ша и ра́нами непра́вды на́ша. Просте́рл еси́ ру́ку Твою́, и воспла́кася земля́, и боле́зни сме́ртныя объя́ша нас. Гла́дом же и ску́достию и нестрое́нием порази́л еси́ нас, и дал еси́ нас на попра́ние враго́м на́шим, и ума́лихомся па́че всех язы́к, и бы́хом в при́тчу поноше́ния сосе́дом на́шим. Бо́же вели́кий и ди́вный, ка́яйся о зло́бах челове́ческих, возводя́й низве́рженныя и утвержда́яй низпа́дающия! Небе́сную Твою́ си́лу с Небесе́ низпосли́, уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших и воздви́гни нас от одра́ боле́зни, я́ко напо́лнишася разслабле́ния чре́сла на́ша, я́ко боли́м непра́вдою и ражда́ем беззако́ние. Утоли́ шата́ния и раздо́ры в земли́ на́шей, отжени́ от нас за́висти и рве́ния, уби́йства и пиа́нство, разже́ния и собла́зны, попали́ в сердца́х на́ших вся́кую нечистоту́, вражду́ и зло́бу, да па́ки вси возлю́бим друг дру́га и еди́но пребу́дем в Тебе́, Го́споде и Влады́це на́шем, я́коже повеле́л еси́ и запове́дал еси́ нам. Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, я́ко испо́лнихомся уничиже́ния и не́смы досто́йни возвести́ очеса́ на́ша на не́бо. Помяни́ ми́лости, я́же показа́л еси́ отце́м на́шим, преложи́ гнев Твой на милосе́рдие и даждь нам по́мощь от ско́рби. Мо́лит Тя Твоя́ Це́рковь, представля́ющи Тебе́ хода́тайство друго́в Твои́х: преподо́бнаго отца́ на́шего Се́ргия Ра́донежскаго, Петра́, Алекси́я, Ио́ны и Фили́ппа, святи́телей Моско́вских, священному́ченика Ермоге́на и всех святы́х, в земли́ Росси́йстей просия́вших, изря́днее же Пресвяты́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, от лет дре́вних покрыва́вшия и заступа́вшия страну́ на́шу. Вразуми́ и укрепи́ всех, Иже во вла́сти суть, и возглаго́ли в них блага́я о Це́ркви Твое́й и о всех лю́дех Твои́х. Си́лою Креста́ Твоего́ укрепи́ христолюби́вое во́инство на́ше и изба́ви их от вся́каго наве́та вра́жия. Воздви́гни нам муже́й си́лы и ра́зума и подай всем нам ду́ха прему́дрости и стра́ха Бо́жия, ду́ха кре́пости и благоче́стия. Го́споди, к Тебе́ прибега́ем, научи́ нас твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог наш, я́ко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость твою́ ве́дущим Тя во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: