Этот день 100 лет назад. 12 февраля (30 января) 1913 года

Толстой алексей николаевич - эмигранты

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Россия и Китай

Владивосток 

Шанхай

Первые годы в Америке (1929–1934)

С хором М.Д. Агреневой-Славянской. Приглашение в «Петрушку». Русские в Чикаго. Александр Дмитриевич Доброхотов. В «Петрушке» — Владимир Ященко, Илья Хмара, Инна Мираева, Аким Тамиров, Леонид Кинский, Константин Шеин, Петр Гурский, Жорж Щербан, Константин Санкаржевский, Арусяк Арафелова. «Мезонет рюс». Чарлз Лафлин. Чикагская Всемирная выставка.

Маруся Сава в Нью-Йорке и Вашингтоне (1934–1939)

Русские в Нью-Йорке. Русская музыка в Нью-Йорке. Русские рестораны Нью-Йорка. Станислав Сарматов. Рестораторы Эдуард Бернальдов и Саша Маев. Повара. Художники. Артисты и публика. Вечера, концерты и балы. Записи на пластинках. Николай Донцов. Коля Негин, Нина Тарасова, Анна Шишкина-Юренева, Вера Смирнова. Оркестры — Александр Кириллов, Федор Заркевич, Петр Билжо, Владимир Габаев. Певицы — Дора Бошоер, Ольга Вадина, Елена Воронцова-Макарова, Зинаида Николина, Настя Полякова, Лидия Садовская, Тамара, Соня Шамина, Эмма Юрок-Рунич. Певцы — Борис Белостоцкий, Димитрий Драгинский, Владимир Дубинский, Константин Жалудский, Иван Иванцов, Серж Инга, Юра Истомин, Павел Крипаков, Вова Проценко, Владимир Радеев, Андрей Салама, Давид Тульчинов, Николай Хадарик, Алексей Черкасский, Глеб Шандровский. Музыканты и руководители оркестров. Переезд Маруси Савы в Вашингтон. «Тройка». Возвращение в Нью-Йорк. «Корчма». Танцоры.

В Нью-Йорке (1939–1949)

Русские рестораны и артисты сороковых. «Казино рюс» — Ашим-хан, Миша Новый, Маруся Георгиевская, Коля Маттей, Степан Слепушкин, Владимир Каялов, Джипси Маркова. Василий Фомин. Грамзаписи Маруси Савы. Володя Лазарев. Адя Кузнецов. «Летучая мышь» — Вера Бриннер, Жорж Дубровский, Сеня Караваев, Глеб Елин, Аркадий Стояновский. Сева Фуллон. Иза Кремер. Леня Кальбус. Георгий Кетиладзе. Сара Горби. Сандра Карина. «Сказка». Илья Спивак. Концерт с К.Тер-Абрамовым. Михаил Далматов. Новые пластинки Маруси Савы. Открытие «Балалайки».

Русский Нью-Йорк (50-е — начало 70-х)

Выступления Маруси Савы. Ольга Карпис. Жорж Северский. Артисты «второй эмиграции» — Елена Бенуа, Тамара Беринг, Лида Броденова, Ксения Векова, Галина Нечи, Вера Нива, Вера Ильинична Толстая, Марина Федоровская, Михаил Фокин, Иван Базилевский, Николай Россолимо, Саша Полинов, Костя Полянский, Варвара Королева. Маруся Сава в Канаде. Общество «Родина». Фарма РОВА. Концерт Маруси Савы в зале «Барбизон Плаза». Иван Романов. Конец «Балалайки». Женский хор С.А. Жарова. Валя Валентинова. Сергей Кротков. Спад русской артистической жизни в Нью-Йорке. Иван Непа и Аля Юно. Надежда Аплечеева. Серафима Мовчан-Блинова. Вера Северная. Елизавета Долина. Последние годы жизни Маруси Савы.

Приложение 1 

Хроника некоторых событий в артистической 

жизни русской Америки (1935–1963)

Приложение 2 

Имена артистов и рестораторов, 

не вошедшие в основной корпус книги

Приложение 3 

Репертуар Маруси Савы

Использованная литература

Указатель имен

Жизнь в Европе

Шереметевы покинули Ялту в тот же день. Дмитрий и мальчики отплыли на борту британского эсминца «Быстрый», а Ира с девочками — на крейсере «Принцесса Инна». Семейство воссоединилось в Константинополе, после чего они продолжили путешествие на Принцевы острова в Мраморном море. (Десять лет спустя другой русский политический изгой Лев Троцкий на этих островах провел четыре года жизни.) Поравнявшись с крейсером «Мальборо», пассажиры «Быстрого» отрядили Дмитрия поблагодарить вдовствующую императрицу за ее отказ покинуть Ялту, пока оттуда не были вывезены все желавшие уехать.

К концу апреля Шереметевы добрались до Мальты и оттуда отплыли на континент. Благодаря акциям бакинской нефтяной компании, которые они захватили с собой, у Дмитрия и Иры хватило денег на покупку дома в Антибе. Они прожили там несколько лет, а когда кончились сбережения, переехали в Рим, где состоялась помолвка их дочери Прасковьи с великим князем Романом Петровичем, сыном великого князя Петра Николаевича и великой княгини Милицы Николаевны (урожденной княжны Черногорской). В 1926 году Дмитрий стал первым председателем Союза русских дворян в эмиграции. Он умер и похоронен в Риме в 1943 году; Ира последовала за ним в 1959-м. Их сын Сергей сражался на фронтах Гражданской войны, прежде чем осесть в Италии с родителями.

Второй сын Николай женился на княгине Ирине Юсуповой, единственной дочери князя Феликса Юсупова, убийцы Распутина, и стал помощником капитана на круизных линиях. Василий, младший, устроился работать шофером. Позднее он со своей женой Дарьей Татищевой купил ферму и виноградник и содержал небольшой отель в Савойе, пока не переехал в Париж.

Русское казачество в эмиграции

Из Турции на Балканы были вывезены так же и казаки. Они селились, как в России — станицами, во главе которых находились станичные правления с атаманами. Был создан «Объединённый совет Дона, Кубани и Терека», а также «Казачий Союз», которым были подчинены все станицы. Казаки вели привычный образ жизни, работали на земле, но не чувствовали себя настоящими казаками — опорой царя и Отечества.

Ностальгия по родной земле — тучным чернозёмам Кубани и Дона, по оставленным семьям, привычному укладу жизни, не давала покоя. Поэтому многие стали уходить в поисках лучшей доли или возвращаться на Родину. Оставались те, кому не было прощения на Родине за творимые зверские расправы, за яростное сопротивление большевикам.

Большая часть станиц находилась в Югославии. Знаменитой и первоначально многочисленной была Белградская станица. В ней проживали разные казаки, и она носила имя атамана П. Краснова. Основана была после возвращения из Турции, и проживало здесь свыше 200 человек. К началу 30-х годов в ней осталось жить лишь 80 человек. Постепенно станицы в Югославии и Болгарии вошли в РОВС, под командование атамана Маркова.

Политические интриги

История России начала 20 века полна трагизма и невероятных потрясений. Более двух миллионов людей оказались за пределами Родины. В большинстве своём это был цвет нации, который не смог понять собственный народ. Генерал Врангель, сделал немало для своих подчинённых вне Родины. Он сумел сохранить боеспособную армию, организовал военные училища. Но он не сумел понять, что армия без народа, без солдата — это не армия. Нельзя воевать с собственной страной.

Между тем, вокруг армии Врангеля разгорелась нешуточная компания, преследовавшая цель вовлечь её в политическую борьбу. На руководство белого движения с одной стороны давили левые либералы во главе с П. Милюковым и А. Керенским. С другой стороны — правые монархисты во главе с Н. Марковым.

Левые полностью потерпели поражение в привлечении генерала на свою сторону и отомстили ему тем, что стали вносить раскол в белое движение, отсекая казачество от армии. Обладая достаточным опытом в «подковёрных играх», они, используя средства массовой информации, сумели убедить правительства стран, где находились эмигранты о прекращении финансирования Белой армии. Также они добились передачи им права распоряжаться активами Российской империи за границей.

Это печально отразилось на Белой армии. Правительства Болгарии и Югославии, в силу экономических причин, задерживали оплату подрядов на выполняемые офицерами работы, что оставило их без средств к существованию. Генерал издаёт Приказ, в котором переводит армию на самообеспечение и разрешает союзам и крупным группам военнослужащих самостоятельно заключать контракты с отчислением части заработка в РОВС.

Страхование рабочих.

        Московской фабричной инспекцией получено из министерства торговли и промышленности много материалов по введению в Москве больничных касс. Среди этих материалов имеется проект устава больничных касс, разработанный Петербургским обществом заводчиков и фабрикантов

Министерство рекомендует фабричной инспекции обратить внимание на этот проект и устраивать больничные кассы в Москве, по его образцу. Фабричной инспекцией до сего времени не предпринято никаких мер к ознакомлению рабочих с законом о страховании.
Предприниматели устраивают частые совещания по вопросу о введении больничных касс

На этих совещаниях детально выясняются условия введения касс. Среди же рабочих не было устроено ни одного совещания.

В обществах и союзах.

Общество парикмахеров в настоящее время занято разработкой вопроса об устройстве лекций по истории рабочих классов в России и Западной Европе. Лекции предполагается устраиваясь не менее 2 раз в месяц. Кроме того, пополняется и расширяется библиотека общества.Общество сапожников. Общества рабочих, — занятых производством обуви, подставлено в критическое положение относительно помещений под общее собрание. Народные дома категорически отказались предоставлять свои помещения обществу, поэтому приходится или совсем отказываться от устройства собраний, или же устраивать их на окраинах: Черкизове, Марьиной роще и т. д. Снимать же помещения за плату, общество не имеет никаких средств.

Создание «Русского общевоинского союза»

Унизительное положение, в котором находилась белая эмиграция, в частности боеспособная армия, состоящая практически из офицеров, не могли оставить равнодушным командование. Все усилия барона Врангеля и его штаба были направлены на сохранения армии, как боевой единицы. Перед ними стояли три основные задачи:

  • Добиться от союзной Антанты материальной помощи.
  • Не допустить разоружения армии.
  • В самый короткий срок провести её реорганизацию, усилить дисциплину и укрепить боевой дух.

Весной 1921 года он обращается к правительствам славянских государств — Югославии и Болгарии с просьбой разрешить размещение армии на их территории. На что был получен положительный ответ с обещанием содержания за счёт казны, с выплатой офицерам небольшого жалованья и пайка, с предоставлением подрядов на работы. В августе начался вывоз военных из Турции.

1 сентября 1924 года произошло важное событие в истории белой эмиграции — Врангель подписал приказ о создании «Русского общевоинского союза» (РОВС). Его назначение было объединить и сплотить все части, военные общества и союзы

Что и было выполнено.

Он, как председатель союза, стал главнокомандующим, руководство РОВС принял на себя его штаб. Это была эмигрантская организация ставшая преемницей Русской Главной задачей Врангель ставил сохранение старых военных кадров и воспитание новых. Но, как не печально, именно из этих кадров во время второй мировой войны был сформирован Русский корпус, сражавшийся против партизан Тито и Советской армии.

Несостоявшаяся лекция.

КИЕВ, 29/I. Лекция еврейского поэта Бялик а отменена. Устроители разослал 300 пригласительных повесток, но вместо 300 явилось несколько тысяч слушателей. Полиция не в состоянии была водворить порядок, вследствие чего не допустила лекции.

Письмо в редакцию

        18 декабря 1912 г. мы, в согласии с пожеланием с.-д. фракции от 15 декабря приняли предложение газеты «Луч» о зачислении нас в состав ее сотрудников. С тех пор прошло больше месяца. За все это время «Луч» не переставал выступать ярым противником антиликвидаторства. Его проповедь «открытой» рабочей партии, его нападки на подполье мы считаем, при настоящих условиях русской жизни недопустимыми и вредными. Не считая возможным покрывать своими именами проповедуемые «Лучом» ликвидаторские взгляды, просим редакцию исключить нас из состава сотрудников. Члены Государственной Думы от рабочих:         А.Бадаев.         Г.Петровский.         Ф.Самойлов.         Н.Шагов.

ЧУДО ТЕХНИКИ.

В мастерских виргинской железной дороги в Северной Америке изготовлен на-днях и уже пущен в ход громаднейший в мире локомотива. Он может везти 155 вагонов с нагрузкой по 3,000 пудов каждый, т. е. более 450,000 пудов, со скоростью 15 верст в час. Чудовищная эта машина сама весит более 2000 пудов и покоится на 16 осях. Достаточно сказать, что в его топку свободно помещается обыкновенный локомотив.

ПОЛЬЗА ИНКУБАТОРА.

В штате Нью-Джерсей у богатого фермера родился на-днях долгожданный первенец. К несчастью появление его на свет произошло раньше срока и мальчик оказался весом всего в два фунта. Чтобы спасти жизнь его, немедленно опростали одно отделение гигантского инкубатора на 50000 яиц, безжалостно загубив более чем на 6000 р. породистых леггорнов, и положили младенца в этот аппарат для искусственного высиживания цыплят. Температура поддерживается все время в 45 градусов. Ребенок жив и питается каплею молока каждый час. Рассчитывают, что удастся его вырастить.

Изгнание

К началу 1920 года стало очевидно, что Красная армия войну выигрывает. Причины победы красных многочисленны, но, вероятно, главная из них крылась в умении большевиков говорить напрямую о главных нуждах народа, особенно о земле, и то, что их картина будущего была убедительнее туманных обещаний белых. Князь Павел Щербатов в начале 1920 года сказал: «Белая армия проиграет, потому что идет на войну с пустым знаменем». Годы спустя барон Врангель повторит эту мысль, назвав главной причиной поражения белых неспособность учитывать «настроения масс простых людей». Весной 1919 года, когда Красная армия отбросила войска Деникина и Врангеля, из Южной России и Крыма начался массовый исход, который длился более года.

Семейству Дмитрия Шереметева, бежавшему с Северного Кавказа, удалось добраться до Крыма. Дмитрий с Ирой и ее мать поселились во дворце Воронцовых в Алупке; их дочь Лили Вяземская и ее свекровь княгиня Мария Вяземская нашли кров в юсуповском имении в Кореизе близ Ялты. Они рассказали своим друзьям о мучениях, которые им пришлось пережить на Северном Кавказе.

Крым тогда стал домом для многих аристократов и членов семьи Романовых, включая вдовствующую императрицу Марию Федоровну, ее дочь великую княгиню Ксению, великих князей Николая и Петра Николаевичей, обосновавшихся в имениях Ай-Тодор и Дюльбер. В ночь на 6 апреля, с приближающимися к побережью звуками выстрелов, решено было эвакуировать царскую семью. На следующий день Романовы и еще несколько человек погрузились на британский крейсер «Мальборо», на борту которого они добрались до Ялты, а уже оттуда утром 11 апреля отправились в изгнание.

Слайд 16 На кладбище Сент-Женевьев-де- Буа могилы Бунина и Мережковского рядом с могилами

белых офицеров, и теперь уже ничто не сможет их разделить. Но и отделить их от умерших на родине Ахматовой и Булгакова тоже невозможно. Это отсюда, из нашего времени, видно, кто из них шел верным, а кто неверным путем, да и то любое мнение будет небесспорным. А тогда, в начале пути, кто из них мог видеть его продолжение? Если б видели, кто-то из тех, кто ушел, может быть, и остался бы, а кто-то из тех, кто остался, возможно бы, ушел. Судить прошлое с высокой трибуны настоящего — неблагодарное и пустое занятие. Прокуроров было слишком много! Кто грехов Твоих не осуждал?. А теперь, когда темна дорогаИ гудит-ревет девятый вал, О Тебе, волнуясь, вспоминаем, — Это все, что здесь мы сберегли… И встает былое светлым раем, Словно детство в солнечной пыли… Саша Черный. Любовь к родине нельзя воспитать, как воспитывают любовь к государству. Потому что любовь к государству состоит из долга, из верности, из гордости, а любовь к родине—кто скажет, из чего она состоит? Это так же невозможно определить, как и то, из чего состоит любовь к любимому человеку.

Слайд 13Газданов Г.И. (1903-1971) Еще совсем недавно имя Гайто Газданова ничего не говорило

российскому читателю. Не сумевший при жизни напечатать ни одной строчки на родине, сегодня Газданов стал нужным и актуальным для многих и многих своих соотечественников.  Русская зарубежная критика часто сравнивала его с Набоковым, французская — с Альбером Камю, Марселем Прустом и Жюльеном Грином. Американский исследователь Ласло Диенеш видит в Газданове наследника традиций Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова, Бунина. Некоторые рецензенты эмигрантской прессы называли Газданова «нашим Достоевским».Сам круг сравнений свидетельствует о том, что это,  несомненно, большой писатель. Сам Газданов писал о себе: «Осетинского языка я, к сожалению, не знаю, хотя его прекрасно знали мои родители … Учился я в Парижском университете, но русский язык остался для меня родным». Ласло Диенеш ,автор вступительной статьи к трехтомному собранию сочинений Газданова, сказал главное о его творчестве:  «Я убежден, не может такого быть, что читателю, открывшему любой из этих томов, не понравятся эти замечательные романы и шедевры-рассказы, что не потрясут они русского читателя своей психологической и философской глубиной, размышлениями о жизни и смерти, о любви и случайности, о смысле и бессмысленности бытия, своим тончайшим выражением этих мыслей и «движений души», своей неповторимой, спокойной, но в то же время напряженной словесно-камерной музыкой, своим непогрешимым ритмом, интонацией, своим чистейшим, прозрачным, звенящим, великолепным русским языком».

После Октябрьской революции

Согласно документу о переписи населения в 1897 году в Российской империи проживало 125 640 021 человек, из них 1,5% составляло дворянское население, или 1 884 601 человек. Во время первой волны Белой эмиграции большая часть дворян покинуло Россию, значит, по примерным оценкам, осталось около 500-600 тысяч человек дворянского происхождения.

В 1917 году, после Великой октябрьской революции, дворянство как сословия не стало. «Декрет о земле», который приняли 25 октября 1917 года, лишил дворян основного источника существования, так как земли изымались государством. Из документа следовало, что имения переходят в руки крестьянских депутатов. Закон вводил уравнительный принцип распределения земли. Теперь право пользования получали те, кто обрабатывал землю собственным трудом.10 ноября 1917 года совет народных комиссаров издал декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

В архиве усадьбы Солохта Череповецкого уезда (сегодня Вологодская область) сохранились документы, которые показывают, что мебель, хозяйственные постройки, запасы зерна и муки продавались за бесценок, сдавались в аренду и передавались государственным учреждениям. Помещики Игнатьевы после революции покинули свои имения и уехали в неизвестном направлении. Их усадьбу в Угрюмове конфисковали местные власти и создали там сельскохозяйственную коммуну. Также известно, что дворянам оставляли небольшие земельные участки для самостоятельной обработки.
Еще один пример трагической судьбы дворянской фамилии Гальских. После выселения из особняка на берегу реки Шексны они были вынуждены переезжать из квартиры в квартиру, в итоге семья распалась, а на Марию Алексеевну Гальскую советские власти сфабриковали дело как на «врага народа» и в 60 лет сослали Восточную Сибирь.

«Бывшие» дворяне искали источники новые способы заработать. Но поиски работы осложнялись тем, что дворяне попадали под классовую дискриминацию, и высокие посты были для них закрыты. Поэтому каждый дворянин искал себе «место под солнцем» долго, используя связи, вспоминая приобретенные навыки. Дворяне, оставшиеся в России, понемногу адаптировались к новым условиям жизни.
Например, в деревне Клопузово Уломской волости (Вологодская область) две помещицы организовали постоялый двор. Правда, в феврале 1925 года на них составили два протокола за то, что предпринимательницы не платили налоги. Дело передали в народный суд.
Князь Ухтомский в 1924 году создал рабочую артель во Владимирской области. И советские власти снова препятствовали развитию «бизнеса» и постановили упразднить артель из-за того, что «артель организована из нетрудового элемента».

Как добраться до русского кладбища в Париже

Проще всего добраться до Сен-Женевьев-де-Буа с площади Denfert-Rochereau.

  • Автобусом
    надо ехать до остановки Cimetiere de Liers
    .
  • Если собираетесь ехать , то выбирайте линию С и следуйте до станции Care d’Austerlitz
    до Sante-Genevieve-des-Bois. После выхода пересядьте на автобус №104, сойдете на остановке Piscine. Это пригород, поэтому доедете не быстро.

Сен Женевьев Де Буа на карте Парижа:

Малая церковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа

Так написал в далеком 1970 году молодой советский поэт Роберт Рождественский о самом русском месте Парижа. Предместье Сен-Женевьев-де-Буа стало таким в начале 20 века. На средства княгини Мещерской здесь был открыт дом престарелых для бежавших от революции русских дворян, лишенных средств к существованию. Тогда же на местном кладбище появились и первые могилы с надписями на церковно-славянском. Постепенно тихий городок стал средоточием русской эмиграции в Париже. Была построена небольшая православная церковь, где служили первые иерархи русской церкви в изгнании. Здесь же они и похоронены.

За прошедшее время городок Сен-Женевьев-де-Буа стал частью Большого Парижа. Но здесь традиционно сохранилась атмосфера русского места упокоения, которая сочетается с европейской ухоженностью и чистотой. Хотя сегодня большая часть обитателей дома престарелых — французы, но администрация старательно поддерживает «русский дух», в чем ей помогает и местная община, и нынешнее правительство России.

Достаточно долго здесь преобладали захоронения офицеров Белой гвардии, но ситуация постепенно изменилась. Сегодня на аллеях кладбища гораздо чаще встречаются имена артистов, писателей, поэтов и художников. Самое знаменитое из них – Иван Бунин, лауреат Нобелевской премии по литературе. Русский язык в его книгах достиг невероятно совершенства и силы. Здесь же нашли последнее пристанище Зинаида Гиппиус и Татьяна Тэффи, Дмитрий Мережковский и Иван Шмелев.

Здесь же лежит один из самых ярких русских поэтов современной России — Александр Галич. Его имя можно смело поставить рядом с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой.

На исходе 2007 года местный муниципалитет всерьез обсуждал вопрос о ликвидации кладбища в связи с окончанием срока аренды земли. Захоронения на нем давно прекращены, для того чтобы удостоиться этой чести, нужно или иметь купленный до запрета участок, или добиться специального разрешения. Для того, чтобы похоронить там Андрея Тарковского, понадобилось содействие Министерства культуры России. Ситуация обострилась в конце 2007 года, и тогда правительством России было принято решение о выделении 700 тысяч Евро, которыми была авансом оплачена аренда земельного участка под кладбищем до 2040 года.

Добраться до кладбища Сен-Женевьев-де-Буа (cimeti?re communal de Sainte-Genevi?ve-des-Bois) можно автобусом от площади Denfert-Rochereau до остановки Cimetiere de Liers или электричкой RER линии C от станции Gare d’Austerlitz до Sante-Genevieve-des-Bois, затем автобусом 104 от вокзала до остановки Piscine.

И закончим еще одной цитатой из Рождественского.

Полдень. Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сен-Женевьев-де-Буа.

Слайд 17 «Несомненно, кладбище Сент- Женевьев-де-Буа, этот русский некрополь, будет когда-то национальным историческим

памятником, местом паломничеств из будущей России и примером, а также символом верности до смерти своей далекой Родине и русской культуре»,-написал в 1949 году протопресвитер П. Гречишкин. Он оказался прав. Возвращается ушедшая и долгое время отвергавшаяся память. И теперь, когда мы готовы к давно ожидаемому путешествию по страницам этой памяти, будем к ней чутки, снисходительны и благодарны. Ведь она, эта память, сохранила для нас многое из того, что мы в расточительности и поспешности потеряли, ошибочно решив, что история кончается там, где ей приказано остановиться. Но она, как могучая река, вбирает в себя все притоки и ручьи. В истории русской культуры и общественной мысли эмиграция была одним из таких притоков, она имела свои духовные и культурные ключи. Так зачем же нам отказываться от этого притока, если он наравне с другими питает главную реку жизни — историю нашей страны, историю Великой России. Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом, 
Где с куполом синим не властно соперничать небо, 
И ладана запах, как запах приютского хлеба,  Ударит меня и заплещется в сердце моем…  Когда я вернусь… О, когда я вернусь…( А. Галич).

Новый русский император

Великий князь Кирилл Владимирович. Фотография: rodovid.org

Великий князь Кирилл Владимирович. Фотография: pokaianie.ru

Великий князь Кирилл Владимирович. Фотография: hrono.ru

Признавать окончательное падение монархии не желал никто, но у великого князя Кирилла Владимировича, потомка Александра II , были на то свои причины. Третий претендент на престол после царевича Алексея и великого князя Михаила Александровича до 1917 года, он стал ее первым законным представителем после расстрела царевича Алексея и великого князя Михаила Александровича. Благополучно перебравшись в июне 1917 года в Финляндию, он избежал, таким образом, жестокой расправы.

Кирилл Владимирович ждал подтверждения смерти наследников, но советская власть не делала прямых заявлений. И все же в 1922 году он сперва объявил себя Блюстителем Государева Престола, а в 1924-м принял титул Императора Всероссийского в изгнании. Поэт эмиграции Бехтеев писал о нем:

Он немало сделал для облегчения участи эмигрантов, но миссией своей видел другое: сохранить монархические традиции и юридические основы императорского дома на случай, если народ России пожелает вернуть монархию.

Однако провозглашение Кирилла императором не одобрили ни Мария Федоровна, ни Николай Николаевич — признанный лидер эмиграции. Именно отсутствие доказательств смерти наследников, по мнению научного руководителя Российского государственного архива Сергея Мироненко, породило в эмиграции раскол. Эмиграция разделилась на кирилловцев, признавших Кирилла императором, и на большинство тех, кто его не признавал.

В целом принятие им императорского статуса, с точки зрения историка-генеалога Станислава Думина, было чем-то вроде символического акта. Нужно было сохранить силу династии хотя бы формально, оттого Кирилл Владимирович и пошел на этот шаг. Сегодня его потомки возглавляют Российский императорский дом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: