Вдовство — тяжкий крест
Утро, принесшее славу
Серебрякова
Позже 21-летняя Зинаида, уже замужняя дама, училась живописи в Париже,
куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью.
Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков,
инженер-путеец.
Они приходились друг другу близкими родственниками — двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.
После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила под Харьковом в семейном имении Нескучном — писала этюды крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург.
Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении.
Наступила ранняя зима, сад, поля, дороги занесло снегом, и работу с написанием этюдов пришлось прервать.
В одно солнечное утро у художницы родился замысел написания картины, принесший вскоре известность — автопортрет «За туалетом».
Проснувшись, Зинаида полюбовалась природой из окна, подошла к зеркалу. Отвела в сторону густые тёмные волосы, взмахнула гребнем и замерла.
В зеркале отражалось её лицо, которое светилось покоем и счастьем. Художница вдруг почувствовала желание написать своё отражение.
Получился не традиционный автопортрет, а жанровая сцена, рассказ об одном счастливом утре молодой женщины.
Его широкая публика увидела на выставке Союза русских художников зимой 1910 года. Картина Серебряковой висела рядом с картинами Серова, Кустодиева, Врубеля.
Она не затерялась среди полотен признанных мастеров, более того — работу дебютантки приобрела Третьяковская галерея.
С картины «За туалетом» и началась известность русской художницы Зинаиды Серебряковой.
Картины художника Зинаиды Серебряковой
Автобиография З. Е. Серебряковой
(Отвечаю по вопросам).
1. Родилась я в нашем имении «Нескучное» (Курск губ Белгородского уезда) 12 дек 1884 г. (Уже с давних пор, в указании года моего рождения, вкралась ошибка — помечено 1885 г., м. б. оттого, что я род в самом конце 1884 г.?..
2. Художеств образ получила, главн образом, в семье моего деда, Николая Леонтьевича Бенуа, куда мы переехали после смерти моего отца, Евг Александровича] Лансере, в 1886 году: все в нашей семье занимались искусством — мои братья Евг Евгеньевич] и Ник (архитектор), моя мать, мой дядя — Александр Николаев Бенуа, мои сестры. После окончания Коломенской Женск гимназии я поступила в Художествен школу кн. М. К. Тенишевой, руководил школой И. Е. Репин. Но, к сожалению, пробыла там всего 25 дней и И. Е. Репина ни разу не видела, так как школу закрыли! Но там я впервые начала работать с натуры (май 1901 г.). Затем я поступила в мастерскую худож О. Э. Браза (1903–1904) (1904–1905).
3. Нигде в других учебн заведениях не училась ни в России, ни на Западе.
4. Преподавательской деятельностью не занималась.
5. К сожалению, путешествовала мало по России: в детстве проводила лето то в Петергофе, то в Финляндии. После смерти моего деда Ник Леон Бенуа в 1898 г. стали ездить на лето в «Нескучное». После замужества в 1905 г. оставалась там до поздней осени, и даже зимой.
Во время гражданской войны «Нескучное» погибло (было сожжено), и я с детьми и моей матерью жила в Харькове 3 года. Там я работала в Археологическом музее, рисуя находки из курганов (ожерелья и пр.) скифов. (Эти рисунки, кажется, еще по сей час в музее Археолог в Харькове).
Да, забыла, что ездила в 1911 г. и 1913 г. в Крым, где провела по одному мес весну — Ялта, Гурзуф; 2-й раз — Симеиз, была, точнее проездом, в Бахчисарае.
За границей была впервые в 1902 г. в Италии на ост Капри, а затем 3 мес в Риме (1902–1903). После замужества, в 1905 году провела с мужем и моей мамой зиму в Париже — 1905–1906 гг. Посещала тогда художественную] школу Academie de la grande Chaumiere (но руководителей школы, худ Simon и Doche ни разу не видела).
В 1914 году была 1,5 мес в Италии — Венеции, Флоренции и Милане и через Швейцарию, Вену и Киев вернулась в Нескучное (как раз накануне объявления войны).
6. Не работала ни в каких других видах искусства, кроме живописи.
7. Перечень выставок, в которых участвовала, или самостоятельных — прилагаю отдельно.
8. Состояла членом Общества «Мир искусства» с 1910 г. В Париже состою членом «Синдиката французских художников» с 1947 г.
(З. Серебрякова: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника. М., 1986. С. 44–46)
Картина, ставшая пропуском в мир большого искусства
Рожденная в творческой семье
Серебрякова
Рисовать много, забывая обо всём, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием.
Да и не могла Зина не стать художником, — её путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями.
Дед и прадед были признанными архитекторами, отец Евгений Лансере — скульптором, живописью занималась и мать Екатерина Николаевна,
сестра известного критика и художника Александра Бенуа. В духовно возвышенной атмосфере семьи Бенуа Зина оказалась с двухлетнего возраста: от чахотки умер отец, и мать со всеми детьми возвратилась в отчий дом в Петербург.
В доме была особая обстановка, младшие представители семьи постоянно слышали разговоры о высоком назначении искусства и художника, посещали Эрмитаж, театры и выставки.
Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды.
Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина.
Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти её многому учили.