История железнодорожного транспорта в россии

История железнодорожного транспорта в россии

Создание первого поезда

Первый российский поезд был сконструирован Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном. Черепановы были крепостные, но благодаря своему таланту, занимали важные должности на заводах в Нижнем Тагиле.

В 1833 году младший Черепанов ездил в Англию, чтобы перенять опыт строительства железных дорог и конструирования поездов. Спустя год стало ясно, что командировка прошла не зря. Российские инженеры создали первый паровоз, работающий от локомотивной тяги, а курсировал он на заводе в Нижнем Тагиле.

Через год работы Черепановых пополнился еще одним паровозом. Отличием от предыдущей модели стала высокая мощность. Курсировал он по чугунным железным путям, что были проложены между медным рудником и фабрикой.

Создание поезда в 1834 году широкие массы не оценили. Локомотив работал на древесине, поскольку на развитие угольной промышленности было впереди, а это было дорогостоящий вид топлива соответственно и перевозки были дорогими. В связи с этим локомотив довольно скоро заменили конными упряжками.

Этапы развития

В начале 19 века все мануфактуры в России можно было разделить на 4 категории:

  • Казенные.
  • Позиционные.
  • Вотчинные.
  • Частнокапиталистические.

Только на капиталистических мануфактурах последней категории использовался наемный рабочий труд, а на остальных работали крепостные. Ситуация начала меняться с 1830 годов, когда в России начался промышленный переворот. Этот процесс привел к появлению и масштабированию 2 классов: буржуазия и пролетариат (рабочие).

Промышленный переворот (революция ) в России проходил в несколько этапов:

  1. Подготовительный (1815-1825). На этом этапе началось первое внедрение паровых машин и строительство первого в России парохода “Елизавета” в 1815 году. Первые паровые машины использовать в хлопчатобумажной промышленности, а закупки шли из Англии.
  2. Начальный (1830-1840). Если на подготовительном этапе использовались машины только на отдельных предприятиях, то теперь паровые машины стали использоваться систематически.
  3. Расширение (1840-1850). Новые формы ведения промышленного хозяйства распространяются по всей России, затрагивая прежде всего легкую и тяжелую промышленности. В этот период происходит зарождение отечественного машиностроения и начало строительства железных дорог. Первая железная дорога была построена в 1837 году и соединяла Петербург и Царское Село.

Промышленный переворот в России середины 19 века

Изменения в промышленности

Наряду со старыми промышленными районами на Урале, в Центральной и Северо-Западной части России, произошла закладка новых промышленных районов на Донбассе и Баку. География расположения промышленных районов позволяет говорить о неравномерности распределения промышленности по всей стране. Промышленные районы располагались достаточно близко друг к другу, но, за Уралом их не было вообще. Неравномерность касается и отраслей промышленности, которые подверглись реструктуризации

Главное внимание было уделено легкой промышленности, а в тяжелой внимание уделялось исключительно металлургии и добыче полезных ископаемых

Говоря о неравномерности распределения промышленных районов по России нужно отметить, что такие районы в основном создавались в местах с высокой плотностью населения, а также в местах удобных для транспортировки товаров. Вот например как происходило распределение чугуна после начала русской промышленной революции:

  • 71% производился на Урале.
  • 15% совместно давали Петербург и Москва.
  • 7% производился в Польше.
  • 2% в северной части России.
  • 1% в Сибири.
  • 4% прочих районах страны.

Развитие промышленной революции приводило к появлению новых способов ведения хозяйства. В частности, в металлургии начало использоваться водяное колесо, падающие энергию. Также именно в этот момент начали использоваться ветряные и водяные мельницы. Первая фабрика, которая начала использовать паровые машины, была Александровская мануфактура, на которой было установлено прядильное оборудование. Уже в 1828 году на этой мануфактуре использовались паровые станки, с общей мощностью 170 лошадиных сил.

Развитие промышленности приводило к необходимости модернизации и транспортной системы. В результате начали появляться новые виды транспорта. В 1813 году был построен первый в России пароход, а в 1833 году первый паровоз.

Особенности промышленного переворота в России 19 века

Изменения в торговле

Изменения в промышленности неизменно сказываются на торговле. Также было и в России 19 века. Именно в этот момент произошло окончательное завершение складывания всероссийского рынка. В этот период началось формирование и постоянных торговых центров, а также крупных ярмарок, проводимых в больших городах. Общее количество этих ярмарок к середине 19 века превышало 4 тыс. В это же время происходит окончательное формирование российской биржи, которая занималась оптовой торговлей.

На фоне развития промышленности произошло увеличение внешнеторгового оборота России, который в середине 19 столетия составлял примерно 20% от внутреннего товарооборота. В основном экспорт товаров шёл страны Азии, прежде всего, в Персию (современный Иран) и Китай

Здесь важно отметить, что торговля занимала важное место, поскольку практически вся российская буржуазия 19 века была торговой

С чего же все началось, давайте немного углубимся в историю железно дороги.

Как свидетельствует история, строительство первой железной дороги общественного назначения в России началось 13 мая 1836 года. Маршрут должен был начинаться в Петербурге, идти через Царское Село и заканчиваться в Павловске.

Курировал строительство инженер из Австрии, который на основании изучения местности, пришел к выводу о необходимости строительства путей железнодорожного сообщения.

Началось строительство с разделения всего пути на небольшие участки, за строительство которых были ответственны подрядчики. На строительные работы было привлечено большое количество ответственных людей. Так, за техническую часть отвечали 17 инженеров, часть из которых были привлечены к строительству жд в Англии. Итого привлечено было около 3 тыс. человек. Работа выполнялась в основном вручную лопатами, а перевозились материалы повозками.

Интересно отметить, то ширина железнодорожной колеи в Царское Село была больше, нежели в Европе. В Европе: 1435 мм, в России: 1829 мм.

И уже в 1836 году был открыт первый участок железнодорожного пути в 3,5 версты, занимающий 15 минут времени. Во время поездки была использована конная тяга. Однако, 6 ноября впервые в истории была использована паровая тяга, благодаря паровозу, доставленному из Англии.

Каждый вагон размещал до 50 человек, а по стоимости поездки были бесплатными.

11 ноября 1837 года был открыт новый отрезок железнодорожного пути в Царское Село из Петербурга, длина которого составляла 25 километров, а первый поезд прошел данный отрезок пути за 35 минут.

В июне 1838 года строительство железной дороги, состоящей из одного пути с разъездом, было закончено. Данный шаг был основополагающим в развитии железнодорожного сообщения в России.

На сегодняшний день – невозможно представить пассажиро- и товарооборот без использования железнодорожного транспорта. Современные технологии позволяют осуществлять транспортные операции быстрее, надежнее, качественнее. И тем не менее, каждый день железнодорожный транспорт становится современнее, а качество дорог – лучше.

Наша компания предлагает услуги по строительству железнодорожных путей по доступным ценам в Воронеже.

«Феррум» — компания с большим опытом в сфере строительства, ремонта и обслуживания железной дороги. Наша команда состоит из дипломированных специалистов. Работы разделены между профильными специалистами, каждый из которых выполняет свой участок работ качественно и со всей ответственностью.

Обратившись к нам, вы получите весь спектр необходимых работ, а если у вас возникли вопросы – наши специалисты предоставят качественную консультацию.

Либаво-Роменская железная дорога

В течение ряда лет в печати того вре­мени обсуждался вопрос о соединении железной дорогой хлебородных местнос­тей Украины с портами Прибалтики.
Де­лались и практические шаги по созданию хлебовозной магистрали. В 1871 году было построено конечное звено магистрали — Либавская железная дорога,
ко­торая соединяла порт Либаву (сейчас Ли­епая) с Этканами (сейчас Кайшядорис), станцией на участке Ландварово-Вержэолово,
являвшемся ответвлением от Пегербургско-Варшавской дороги к прусской границе. Второе звено экспортной магистрали Ландварово-Ромны вошло в «высочайше утвержденную 1870 года сеть важнейших железных дорог».

Виленский железнодорожный       вокзал г. Минска, начало XX века

21 июля 1872 года между председа­телем Правления Ландварово-Роменской железной дороги фон Мекком и управляющим
Московско-Брестской железной дорогой Петерсом было за­ключено предварительное соглашение о соединительной ветви в Минске, что,
несомненно, являлось очень положи­тельной чертой технических условий на сооружении Ландварово-Роменской же­лезной дороги.

Управление Ландварово-Ромен­ской железной дороги располагалось в Минске. Дорога вводилась в строй с 1871 по 1874 годы по участкам по мере
их готовности: участок Ново-Вилейск-Минск — 14 января 1873 г., участок Минск-Бобруйск — 16
сентября 1873 г., участок Бобруйск-Гомель — 17 ноября 1873 г., участок Гомель-Сновская — 13 января 1874 г., участок Сновская-Бахмач — 2 мая 1874 г., участок
Бахмач-Ромны — 15 июля 1874 г.

Окончанием строительства и вводом в эксплуатацию последних участков Либаво-Роменской железной дороги заканчива­ется период
строительства и эксплуатации железных дорог частными обществами в развитии железнодорожной сети Беларуси. Оставшиеся до окончания этого периода (1882-й) годы ушли
на завершение переде­лок на Либаво-Роменской железной доро­ге, которых очень много было допущено при строительстве,
и на наращивание про­возной способности.

В 1913 году протяженность дороги с ее ветвями составляла 1344 версты, из них 183 версты — двухпутные. В подвижном со­ставе
насчитывалось 428 паровозов, 11530 товарных и 405 пассажирских вагонов.

Пассажирское здание станции Минск (II кл.) имело общую длину 22 сажени (46,86 м), средняя кирпичная часть — ширину 5,5 сажени, а деревян­ные
боковые — 5,3 сажени.

Первым начальником станции Минск Ландварово-Роменской желез­ной дороги был студент Московского университета Василий Васильевич Склифосовский, брат
известного хирур­га Н.В.Склифосовского.

С открытием участка Минск-Ново-Вилейск на белорусской земле появился первый железнодорожный узел Минск, работавший сначала на три направления. В день открытия
движе­ния до Бобруйска появилось четвертое направление.

1836 год.15 апреля (2 апреля ст.ст.) Николай I издает указ о начале сооружения Царскосельской железной дороги – первой железной дороги в России

Франц Антон фон Герстнер

Памятная медаль в честь открытия Царскосельской железной дороги

Модель первого поезда Царскосельской железной дороги

Образец первого железнодорожного билета в России из латуни.

История в лицах

«Санкт-Петербургские ведомости», 31 октября 1837 года:

Шестьдесят верст в час, страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!

Мир в это время

  • В ходе Техасской революции наступает переломный момент – им стала битва при Сан-Хасинто 21 апреля 1836 года. После поражения мексиканских войск в этом сражении Техас обрел независимость.
    Карта Мексики и Техаса в1836 году
    До 1836 года Техас был частью мексиканского штата Коауила-и-Техас. В 1835 году президент Мексики генерал Антонио Лопес де Санта-Анна утвердил новую конституцию, положения которой усилили давление на американских колонистов. Мексика ставила непременным условием разоружение американцев, нелегальные иммигранты выдворялись из пограничных штатов США, их земли передавались Мексике. Эта политика вызывала недовольство среди жителей Техаса и послужила поводом к началу войны за независимость. 2 октября 1835 произошло первое вооруженное столкновение 150 техасцев под командованием Джона Генри Мура с отрядом мексиканской кавалерии (100 человек) близ города Гонзалес. Это стало началом боевых действий. В начале войны у техасцев не было регулярной армии, их отряды состояли исключительно из добровольцев. Более серьёзное столкновение произошло 28 октября 1835 года в битве при Консепсьоне. Атака мексиканцев была успешно отбита, причем техасская торона потеряла всего одного человека убитым. Кроме того, в октябре Техас проводит успешную осаду двух городов – Голиад и Сан-Антонио-де-Бехар. 10 декабря 1835 года в Голиаде была провозглашена декларация независимости Техаса и создано временное правительство. Тогда против техасцев были отправлены мексиканская армия под командованием самого президента Антонио Лопеса де Санта-Анны.
     
    Сэм Хьюстон, главнокомандующий армии ТехасаПрезидент Мексики, генерал Антонио Лопес де Санта-Анна
    23 февраля 1836 года армия Санта-Анны осаждает крепость Аламо в Сан-Антонио, которую обороняло около 200 человек. 26 февраля на помощь Аламо из Голиада отправился отряд полковника Деймса Фэннина, состоящий из 320 человек и 4 орудий, но 28 февраля Фэннин повернул назад, сославшись на нехватку провианта и необходимость защищать Голиад. 6 марта состоялся штурм Аламо, ставший самым известным сражением войны; все защитники Аламо были убиты, мексиканцы потеряли от 70 до 200 человек убитыми и от 300 до 400 ранеными. Затем, в течение марта войска генерала Хосе де Урреа нанесли еще несколько чувствительных поражений Техасу, что подтолкнуло восставших к созданию регулярной армии, которую возглавил Сэм Хьюстон.

    21 апреля 1836 года состоялось решающее сражение между Мексикой и Техасом у Сан-Хасинто. Техасцы сумели подойти незамеченными к лагерю мексиканской армии и напали внезапно. Мексиканцы были застигнуты врасплох, что привело к быстрому поражению. Итогом битвы, длившейся всего 18 минут, был полный разгром мексиканцев. Они потеряли 630 человек убитыми, 208 ранеными, 730 были взяты в плен; техасцы потеряли 9 убитыми и 26 ранеными. Санта-Анна сумел скрыться, но вскоре был пойман.

    14 мая 1836 года официальные представители Техаса и президент Санта-Анна подписали договор о независимости Техаса в городе Веласко. Договор предусматривал прекращение боевых действий, отход мексиканских войск южнее Рио-Гранде, возвращение Мексикой захваченного имущества и обмен военнопленными; в обмен на это Санта-Анна получал возможность вернуться в Мексику. Однако, правительство Мексики не ратифицировало договор, оставляя вопрос о независимости Техаса открытым. Состояние войны между Техасом и Мексикой продолжались вплоть до его присоединения к США 29 декабря 1845 года.

Первая железная дорога общего пользования

История железных дорог общего пользования начинается с 1830-х годов. В 1834 году в Россию прибыл инженер из Австрии Франц фон Герстнер, внёсший Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году граф Алексей Бобринский создал акционерное общество, целью которого было финансирование строительства железных дорог. В 1836 году был обнародован указ о сооружении Царскосельской железной дороги. Через несколько месяцев построили пусковой участок от Большого Кузьмина до Павловска, на котором движение было запущено к концу года, а в конце 1837 года состоялось официальное открытие дороги.

Машинистом поезда, состоявшего из паровоза «Проворный» и восьми вагонов, стал Герстнер. Члены Правления пригласили на открытие императора и других гостей. Пассажиры заняли места, и в 14 часо 30 минут поезд отошёл от перрона. Через 35 минут первый поезд прибыл на станцию Царское село.

К великому океану

В феврале 1891 года Александр III выпустил указ о создании «сплошной через всю Сибирь железной дороги» от Челябинска до Владивостока. Ее назвали Великим Сибирским путем. Сейчас дорога известна как Транссибирская магистраль. В границах императорского времени она немного отличалась от современной. До 1916 года путь включал направление от Челябинска через Омск и Иркутск в Харбин (Китай), а оттуда во Владивосток. Сергей Витте, назначенный в 1892 году министром путей сообщения, полагал, что в будущем «не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским».

Карта Великого Сибирского пути. Источник

Первый камень Великого Сибирского рельсового пути заложил 19 мая 1891 года во Владивостоке цесаревич Николай Александрович. Император послал ему рескрипт (так называют письмо монарха подданному) по этому поводу:

Николай Александрович отвез первую тачку земли на полотно будущей дороги и заложил первый камень Владивостокского железнодорожного вокзала.

Цесаревич Николай Александрович на закладке Великого Сибирского пути. Источник

Транссиб возвели феноменальными темпами. Всю сибирскую магистраль — от Челябинска до Владивостока — построили за 10 лет (движение по магистрали пустили в 1901 году, хотя некоторые части тогда еще достраивались). Россия соединила не только свои западные и восточные пределы, но и саму Европу с Азией, создав сухопутную линию такого масштаба, какого мир прежде не знал. Строительство было идеологически подготовленным: на порталах тоннелей «К великому океану», а заводам давали премии за производство материалов. Великий Сибирский путь империя построила за счет внутренних ресурсов. Алексеевский (назван в честь цесаревича Алексея) мост через Амур, например, в Польше, переправляли в Одессе, а оттуда морем доставляли во Владивосток. В правительстве хорошо понимали стратегическое значение дороги и сразу от любых иностранных инвестиций.

Тоннель с надписью «К великому океану». Источинк

На вокзалах строили храмы, библиотеки, бани, базары и прачечные. К тому времени появилось направление вокзальной архитектуры и живописи, поэтому все вокзалы возводили в едином архитектурном стиле. Как гласит один из очерков тех лет, «когда свист паровоза разогнал мрачную, дикую легенду о застланных снегом сибирских равнинах, тишину которых нарушал только вой волков да звон цепей каторжников, перед глазами человечества открылась великолепная страна».

Николаевская железная дорога

1 февраля 1842 г. по докладу инженеров П.П. Мельникова и Н.О. Крафта императором Николаем I был издан Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва. 1 августа 1842 г. было начато строительство

Памятник Павлу Петровичу Мельникову – первому министру путей сообщения. Москва, Комсомольская пл.

Руководили работами две дирекции: Северная во главе с Мельниковым и Южная – с Крафтом. К ним прикомандировали 27 молодых инженеров – выпускников Института корпуса инженеров путей сообщения.

Технически обоснованные параметры обеспечивали дороге экономическую целесообразность и пропускную способность с учетом перспективы. По настоянию Мельникова использовали ширину колеи в 5 футов (1524 мм). Она стала нормативной для всех железных дорог России. Для преодоления водных преград возвели 8 больших и 182 средних и малых мостов. Было построено 34 станции, 2 вокзала в Москве и Петербурге по проектам К.А. Тона по сей день радуют глаз совершенством форм.

1 ноября 1851 г. состоялось открытие железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

В этот день первый поезд по самой большой по протяженности двухпутной железной дороге отправился из Петербурга в 11:15. В Москву он прибыл через 21 ч. 45 мин.

Из петербургских газет: «Сегодня, в четверток, 1-го ноября, двинулся первый всенародный поезд по новой железной дороге в Москву. С утра большое число публики столпилось перед станцией и наполнило обширные сени ее. В одном отделении записывали виды проезжающих, в другом продавали билеты на поезд, в третьем принимали багаж пассажиров. Пассажирские вещи принимаются в окно, их помечают, взвешивают и тут же кладут в особый вагон – багажный, стоящий под стеклянным навесом, так что вещи не могут испортиться от дождя или снега. Получив билет, пассажиры входят в просторные залы, где ожидают времени отправления. Для дам отведена особенная комната, изящнее прочих».

Составы по магистрали вели паровозы Александровского завода. За 1852 г. было перевезено 719 тыс. пассажиров и 164 тыс. т грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы скорый поезд преодолевал за 12 часов.

С какой скоростью двигались поезда?

Интересно узнать, с какой скоростью передвигались первые составы. Известно, что пассажирские поезда передвигались по железной дороге со средней скоростью около 32 км/ч, а вот грузовые локомотивы передвигались в два раза медленнее – их средняя скорость равна была 16 км/ч. Где с 60-х годов девятнадцатого столетия скорость поездов заметно выросла благодаря использованию инженерных решений. Составы перевозили людей и грузы со средней скоростью 43-45 км/ч.

Если сравнить скорость первых поездов с современными составами, то она может показаться медленной. К примеру, Сапсан разгоняется без труда до 250 км/ч, но на то время это была большая скорость.

Реакция общественности

Запуск железной дороги вызвал бурную реакцию в обществе. Одни не верили в успех нового проекта, другие приняли его с восторгом и воодушевлением. Прокатиться на поезде хотел каждый — от крестьянина до благородного господина.
О железной дороге говорили писатели и музыканты, офицеры, чиновники и простые люди. Первое время поездки на паровозе были скорее развлечением, чем реальной необходимостью.

«Поездки по Царскосельской железной дороге идут с блистательным, превзошедшим всякие надежды и расчёты успехом… В последнюю неделю с одного воскресенья до другого включительно собрано около 50 000 руб. серебром, и в том числе в одно последнее воскресенье 12 880 руб.! И всё это в погоду, хотя и ясную, но совсем ещё не настоящую летнюю. Несмотря на довольно дорогие цены, едут люди всех классов, разумеется, больше из любопытства, чем по действительной потребности», — из воспоминаний советника императора Николая I, госдеятеля и историка М. А. Корфа.

М. А. Корф, русский государственный деятель

А. С. Пушкин, русский писатель

«Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее», — писал Александр Сергеевич Пушкин в журнале «Современник».

Железные дороги в советский период

После Октябрьской революции были национализированы частные железные дороги. Управление железнодорожной сетью возлагалось на Наркомат путей сообщения, позднее преобразованный в Министерство путей сообщения СССР. Среди крупнейших железнодорожных строек выделяются Трансполярная магистраль, Турксиб, БАМ. В 1929 году началась электрификация железных дорог. Первым электрифицированным участком стал Москва — Мытищи (1929), за ним Москва — Люберцы (1933).

С началом Великой Отечественной войны на железнодорожном транспорте осуществлялся мобилизационный план. 23 июня для обеспечения потребностей фронта введён особый график-литер А, предусматривающий приоритетное продвижение воинских эшелонов. Резко сокращались перевозки, не имевшие военного значения. График устанавливал первоочередное продвижение воинских транспортов с максимальным использованием пропускной способности железнодорожных линий и обеспечением работы станций. Начали работать по требованиям военного времени железные дороги Московско-Киевская, Западная, Калининская. Соблюдались бдительность, охрана железнодорожных объектов, сохранение тайны перевозок. Решающее значение имел Московский узел. В восточные регионы вывозились предприятия оборонной промышленности. Эвакуация велась через Московско-Киевскую, Западную, Московско-Рязанскую, Курскую и Московско-Донбасскую железные дороги.

В ходе Великой Отечественной войны сооружены железная дорога Ладожское озеро — Войбокало («Дорога жизни»), и железная дорога Шлиссельбург — Поляны («Дорога Победы»). Сооружена рокадная железнодорожная линия Сталинград — Свияжск. Она стала основной дорогой, осуществлявшей снабжение Сталинградского фронта.

Первая железная дорога в России

Датой начала строительства первой железной дороги в России считают 1 мая 1836 г. Дорога получила название «Царскосельская»

Согласно проекту строительства Царскосельская дорога начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки в 370 м от Обуховского моста. Путь в одну колею должен был пройти вдоль Введенского до Обводного канала, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремиться к Царскому Селу и Павловску.

Инженер Франц фон Герстнер выбрал для дороги колею шириной 6 футов (1829 мм): для увеличения ширины подвижного состава и вместимости вагонов (чтобы перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты), а также для повышения мощности паровозов.

Длина дороги составляла 25 верст (26,5 км). Для ее строительства учредили акционерную компанию с капиталом в 3 млн руб. В нее вошло 185 человек: представители русской знати, купцы и промышленники, известные сановники.

Строительство планировалось завершить к октябрю того же года. Всего за месяц 3000 сезонных рабочих и 1500 солдат батальонов Главного управления путей сообщения уложили 5 км железнодорожного полотна, но закончить работы к сроку не удалось, и движение было открыто лишь на участке между Кузьминым и Павловском.

Фон Герстнер сам неоднократно выступал в роли машиниста, перевез тысячи людей и позднее писал, что проехал «…в первые пять дней по пятиверстному расстоянию 116 раз».

30 октября 1837 г. состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги

Тридцатого дня октября в 12:30 с протяжным свистком паровоз «Проворный» впервые отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село.

Начало регулярного сообщения выпало на первый месяц зимы, но путейцы предусмотрели это, создав «снегоочистители». Из питерских газет: «Многие явились для того, чтобы посмотреть, каким образом машина будет действовать при сильной снежной метели. Для сего опущены были с паровоза до поверхности рельсов 4 щетки, и паровоз двинулся, везя за собою 8 экипажей, в коих было 256 человек. Эта цепь экипажей (т.е. вагонов), занимавшая в длину более 40 метров, двинулась вперед, к изумлению многочисленной публики, с чрезвычайной легкостью; рельсы совершенно очищаемы были щетками от снегу. Путь до Кузьмина в 7 верст совершен был в 17 минут».

Многие считали Царскосельскую дорогу чем-то вроде аукциона – «увеселительной», однако специалисты понимали ее значение. Позднее, на собрании Императорского русского технического общества в честь 50-летия начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось: «Царскосельская железная дорога в отношении ее общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении ее сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным полкам и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот».

Появление железных дорог

В 1788 году на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске был построен Чугунный колесопровод — прообраз железной дороги. В конце XVIII века на крупных стройках и промышленных предприятиях начинают работать железные дороги с использованием лошадиной и людской тяги.

Правительство вопросом прокладки железной дороги озаботилось в начале XIX века. Базой для этого стал созданный в 1798 году Департамент водных коммуникаций. Департамент успешно действовал и развивался, и в 1809 году был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. В 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.

В августе 1834 года на нижнетагильских заводах в эксплуатацию была введена спроектированная крепостными Черепановыми промышленная железная дорога длиной 3,5 км. Она использовалась для доставки руд на завод.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Управляющие[править | править код]

Для текущего управления деятельностью железной дороги, а именно «для надзора за движением по дороге и содержанием оной в надлежащей исправности и наблюдения за лицами, состоящими при ней», Правление назначило «уполномоченного». Им стал гражданский инженер Фассман. Впоследствии «уполномоченного» стали именовать Управляющим дорогой и назначать по повелению Николая I из числа штаб‐офицеров Корпуса инженеров путей сообщения. Первым из их числа стал полковник Львов.

Фамилия управляющего, звание, титул, примечание. Дата вступления в должность Дата окончания полномочий
Фассман — первый управляющий (погиб в ж/д катастрофе) ? 21 мая
Львов, полковник не позднее 1840 г. ?
Романов, Александр Никитич ? ?
Тесьмин — подполковник не позднее 10 февраля 1849 г. не ранее 1851 г.
Таубе, Фердинанд Иванович — инженер полковник не позднее 1857 г. февраль 1860
Тесьмин — инженер капитан 5 марта 1860 ?
? ?
Петерс, Николай Николаевич — подполковник начало
Корвин-Круковской, Василий Васильевич — инженер штабс-капитан ранее 1 января ?
Петерс, Николай Николаевич коллежский советник, действительный статский советник начало 1874 г. начало 1877 г.
? 1877 г. ?
Мельников, Павел Александрович — действительный статский советник, инженер путей сообщения — последний управляющий 1892 1900

Железные дороги Российской империи

Во второй половине XIX века активно формировалась сеть железных дорог Российской империи. Ранее были построены Варшаво-Венская и Николаевская железные дороги. Развитие сети было обусловлено потребностями экономики государства и военными интересами. В качестве одной из причин поражения в Крымской войне указывается отсутствие железных дорог, позволявших оперативно перебрасывать по территории страны вооружённые силы.

Замечание 1

После поражения правительство начало пересматривать политику в сфере железнодорожного строительства, ранее проявлявшуюся в препятствовании частным проектам.

В 1853 году в портовом Петербурге, в связи с развитием железнодорожных перевозок для соединения Николаевской и Варшавской линий была построена Соединительная ветвь, пересекавшая Царскосельскую дорогу с другой шириной колеи. Это привело к формированию Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

Для ускорения привлечения капитала в строительство было основано «Главное общество российских железных дорог».

Кроме казённых и концессионных дорог (Николаевская, Петербурго-Варшавская, Московско-Нижегородская, Самаро-Златоустовская, Вологдо-Вятская и др.) были построены частные системы (Московско-Ярославская, Рязано-Уральская, Киево-Брестская). В это же время созданы все существующие до сих пор вокзалы крупных городов.

15 июня 1865 года императором Александром II основано Министерство путей сообщения Российской империи

В 1891 году начала строиться Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире. Полностью по территории империи движение по ней было открыто в 1916 году после ввода в строй моста через Амур. Ещё одна дорога — КВЖД, была построена на территории Китая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: