Как расколдовать мавку?
Но чем же могла завершиться встреча с лесной мавкой? Конечно, в большинстве случаев легенды рассказывают о печальном исходе для человека. Тем не менее, в некоторых историях отмечается, что от мавок можно было защититься. Единственный метод – расколдовать её, освободив невинную загубленную душу. Если мавка побыла среди нечисти менее семи лет, её достаточно окрестить, после чего существо обретёт покой.
По сути, каждая мавка мечтает получить спокойствие и познать крещение. Отпущение грехов для таких душ не связано с числом загубленных мавками людей. Уже одно это поверье открывает, что народ относился снисходительно, даже с некоторой долей жалости. Мавки не были лесными монстрами, губящими людей. Напротив, они сами оставались пострадавшей стороной, душами, что не познали Царство Небесное.
Мавки – это заблудшие души / Liliia Sitailo / darklisez.artstation.com
У южных славян мавки часто отождествлялись с птицами. Вероятно, такие представления связаны с древними верованиями, предполагающими единство душ умерших людей и птиц. В птичьем облике мавки могли посещать мир живых. К примеру, Серы верили, что мавье племя прибывает на землю в крылатом вихре, сулящем несчастья и болезни.
Мавки – необыкновенные создания. Представления о них были весьма неоднозначными. Один из самых ярких образов такого духа описан в поэме украинской поэтессы Леси Украинки «Лесная песня». Мавка там показана не губительницей людей, а искренне любящим созданием, страдающим и прекрасным. Без сомнения, противоречивость портрета мавок, сложившаяся в народном творчестве, не перестаёт интриговать писателей и режиссёров.
Отношения Византии и Руси в конце X- начале XI веков
Символом налаживания отношений стало участие войск русов в византийских войнах второй половины X века в качестве союзников или наемников. Вместе с византийцами русы воевали на Кипре и Сицилии против арабов. В 988–989 годах дружина Владимира участвовала в гражданской войне в Византии, оказав императору Василию II помощь в подавлении мятежа Варды Склира и Варды Фоки. В конце X – первой половине XI века в византийской армии действовал русский корпус, участвовавший во многих сражениях византийцев. При его участии император Василий II вернул Сирию, подчинил западную Болгарию, Армению и Грузию, удержал Южную Италию. Он умер в 1025 году при подготовке похода в Сицилию. Войско, включавшее и русских воинов, стояло в Реджио. Для Руси этот корпус был средством влияния на правительства государств, участвующих в политике на Средиземном море и в Передней Азии. Следовательно, несколько преувеличенным является мнение о неучастии Руси в европейском крестоносном движении.
Русь знала круг земель, куда Византия могла направить корпус. Эти страны не изменились и при Ярославе Мудром, в годы упадка Византии, когда ее начали теснить турки и норманны, когда в византийском войске резко выросла роль наемников. В 1030 году русские были в числе тех, кто под Алеппо спасал императора Романа III от арабского плена. На следующий год они входили в войско Георгия Маниака, овладевшего Эдессой. Корпус служил также императору Михаилу IV– сперва стоял во фракийской феме, а затем участвовал в отвоевании у арабов Сицилии, а когда в Италии французские норманны в 1041 году вышли из повиновения Византии, русский отряд участвовал в сражении с ними при Малфи. С 1036 года печенеги вторгались во владения Византии через Дунай; их противоречия с Византией оказались сильнее, чем с Русью, а в 1043 году произошел и русско-византийский разрыв.
Военный этап противостояния Византии и Руси закончился русско-византийской войной 970–971 годов. Борьба развернулась за земли Болгарии. Князь Святослав хотел здесь основать Дунайскую Русь. Византию не устраивал захват русами Придунайвья, и греки приложили все военные и дипломатические усилия, чтобы этого не произошло. И хотя в 971 году был заключен мирный договор, на обратном пути в 972 году Святослав погиб из-за византийских интриг, в результате нападения печенегов на его отряд.
Последняя русско-византийская война случилась в 1043 году, после чего стало окончательно ясно, что походы на Константинополь организовать невозможно: слишком много трудов и риска. В 1046 году был заключен мир, скрепленный браком Всеволода Ярославича с дочерью императора Константина Мономаха.
Во второй половине XI века продолжается русское военное присутствие в армии Византии в качестве наемников. Они воевали против сельджуков в Грузии в 1053 и 1074 годах, в Армении в 1057 и 1071 годах. Однако русское участие в византийских войнах постепенно уменьшается. Ученые этот факт обычно связывают с завоеванием норманнами Англии в 1066 году, после чего в Византию начинают в большом количестве приезжать наемники из Скандинавии и Англии.
Особенности русалок
Во многих легендах русалки обладали мелодичным и чарующим голосом. Как правило, таким его слышали простые люди, угодившие в одиночку в лес или на водоем. Голоса русалок не просто привлекали, они зачаровывали путников. Но чаще всего на их проказы попадались молодые и красивые парни, которых они связывали, надевали ему на голову венок и оставляли так в лесу, пока его кто-нибудь не находил.
Также русалки обладали способностью перевоплощаться. Например, в славянской мифологии встречаются русалки в облике птиц (наподобие с греческими сиренами). Такие русалки обладали телом птицы с женской грудью и красивым человеческим лицом. Нередко русалка представала и в облике других зверей, причем не только домашних.
Однако не стоит излишне демонизировать образ русалок. Считалось, что они никогда не вредили маленьким детям. Более того, они никогда не давали утонуть в воде или заблудиться в лесу ребенка. Существуют даже легенды, в которых русалки отгоняют от детей хищных животных в лесу.
Вот такие они, русалки. Как видите, образ значительно отличается от того, который все мы привыкли видеть в современных книгах и фильмах. Однако русалки – они наши, славянские, поэтому не стоит забывать и собственную историю, пусть она и основана на мифах. На этом мы заканчиваем нашу статью и прощаемся с вами. Всем удачи и до новых встреч.
Появление и облик мавок
Но как же появлялись мавки? В старину народ верил, будто в этих созданий превращаются младенцы, родившиеся мёртвыми или умершие в Русальную неделю, следующую сразу за праздником Троицы.
В некоторых регионах Украины поговаривали, что мавки – это дети, задушенные собственными родителями, для которых были нежеланными. Также ребёнка могла похитить нечисть, после чего его дух обращался в лесную навку. И если молодые девушки после смерти пополняли ряды русалок, то дети присоединялись к мавкам.
Мавки завлекают за собой, чтобы погубить / Irine Khomeriki / artredpanda.artstation.com
Души несчастных малышей, умерших в раннем возрасте, так и не прошедших таинство крещения, не могли найти себе покой. Путнику, оказавшемуся в лесу среди мавок, не стоило ждать пощады от крайне жестоких и злых существ. Выглядели навки как молодые длинноволосые девушки или дети, в белых рубашках. Отличить мавку от обыкновенного человека не составляло труда.
В преданиях рассказывается, что эти созданиями не отбрасывают тени, не оставляют следов на земле. Кроме того, некоторые легенды утверждают, что навки стараются не поворачиваться спиной к людям. Почему? Всё просто – так они сразу же раскроют себя. У мавок совершенно нет спины, а потому сквозь брешь видны все внутренние органы.
Звать эту нечисть никто не решался – да и зачем кликать беду. Нередко мавки сами появлялись перед путниками. Часто их жертвами становились молодые мужчины. Перед такими странниками мавки представали в обличье прекрасных юных девушек, что увлекали человека за собой, приводи к реке, где и топили.
Мавками становились дети / Oleg leshiy Shekhovtsov / leshiy.artstation.com
Хронология крещения Руси
Событие | Дата | Влияние |
Вероятное крещение киевских князей Аскольда и Дира после их похода на Константинополь | Около 867 года | Первое письменное упоминание (в византийских источниках) о крещении русских князей |
Крещение княгини Ольги | 957 год | Первый правитель Киевской Руси официально принимает христианство |
Миссия епископа Адальберта Магдебургского на Русь | 959 — 960 год | Первая попытка западных церковных деятелей (по приглашению самой Ольги) распространить влияние на Русь. Окончилась неудачно |
Обращение Ярополка Святославича к папе римскому с просьбой прислать миссионеров | 979 год | В условиях противостояния с братом, Владимиром, и проживанием в Киеве людей, исповедовавших христианство по восточному образцу, этот недальновидный шаг во многом стоил Ярополку престола и жизни |
Попытка реформы язычества князем Владимиром | 980 год | Киевский князь попытался «унифицировать» языческие верования для объединения племён, однако немногие согласились со столичной трактовкой |
Летописное сообщение об «испытании вер» | 986 год | Несмотря на то, что реальность этого события оспаривается подавляющим большинством историков, сам факт «выбора» будущей веры для своих подданных вполне имел место быть |
Корсуньский поход Владимира | 987 год | Киевский князь, выступивший на стороне Константинополя в борьбе против восстания Варды Фоки, фактически выдвигает ультиматум византийскому императору Василию II и заключает брак с его дочерью, Анной, соглашаясь принять христианство по восточному образцу |
Крещение киевлян | 988 год | Вернувшийся из Корсуни Владимир свергает языческих идолов и под руководством византийских клириков проводит обряд крещения населения города в Днепре (по другим данным — в Почайне) |
Крещение новгородцев | 990−991 год | Второй по величине и значению город Древней Руси был крещён при участии посланного из Киева военного отряда и сопровождался столкновениями с местными жителями |
Антихристианское восстание в Суздале | 1024 год | Вызванное продовольственным кризисом выступление возглавили ушедшие после крещения в подполье волхвы. Восстание затухло само по себе |
Антихристианские восстания в Новгороде и Ростове | 1071 год | Выступления, возглавленные волхвами, были подавлены дружинами князей |
Крещение вятичей |
12−14 века | Земли вятичей всегда были «особой зоной» Древней Руси, окончательное вхождение их земель в состав государства относится лишь к 13-му веку. Тогда же клирики смогли обратить в христианство большую часть населения |
Места обитания русалок
Как мы уже сказали ранее, русалки, в славянской мифологии, это не только водные существа. Нередко встречаются легенды, рассказывающие о русалках в полях и лесах. Но, в большинстве случаев русалки обитали в водоемах.
Если верить славянским сказаниям, не было разделения между русалками, в этом плане. Считалось, что они обитают на дне водоемов, а когда им захочется пошалить и развлечься – они отправлялись в леса и на поля. Более того, в старинных славянских рассказах можно найти и те, которые рассказывают о русалках в огородах, банях, на улицах, во дворах и домах, на печах и за ними, могли приходить к дому, где жили до смерти и стучаться в него.
Как мы уже выяснили, в древности матеря пугали детей русалками, чтобы они в одиночку не отправлялись купаться в водоемах, не заходили в леса и не вытаптывали засеянные поля и огороды. Да и шляться, после захода солнца, тогда было не принято. Это вполне объясняет происхождение русалок, живущих где ни попадя. Не зря сохранилась пословица: «Идет, как русалка».
И да, как правило, русалки обитали в водоемах со стоячей водой (озера, болота, ставки и т.д.). Проточной воды русалки не любили.
Злые чудища славянского бестиария
Древние зомби — упыри
Упырями в Древней Руси называли восставших из мёртвых людей, в том числе колдунов. Они вылезали из могил и пили кровь животных и людей, при этом упыри не могли отойти далеко от могилы, но иногда могли дойти до родного дома и напугать бывших родственников.
Во многих сёлах верили, что восстание упыря из могилы сулит скорую эпидемию страшной болезни. Если в каком-то человеке замечали изменения и начинали думать, что он является восставшим мертвецом, то его убивали, вогнав осиновый кол в грудь.
Хозяйка болот — кикимора
Кикимору изначально считали женским образом домового, и этот дух жил в банях, кабаках и избах. Кикиморы не пакостили людям, но за хорошее подношение могли и отомстить обидчикам. Иногда их при помощи специального ритуала переносили в избу того человека, которому надо было отомстить, и кикиморы принимались за дело. Они громыхали предметами по ночам, хлопали ставнями и ломали вещи. Доведя обидчика до белого каления, кикимора возвращалась обратно в свой дом.
Уже намного позже кикиморы стали восприниматься как болотные духи и представляться как поросшие мхом старицы, живущие в трясинах. Они могли утянуть к себе заблудившегося человека, а могли и помочь ему, если тот хорошенько попросит об этом.
Еще:
- Странные похоронные обряды древней Руси
- «Тургенев — дрянной человек»: за что Достоевский всей душой ненавидел Тургенева
- Как проходила первая брачная ночь русских царей
- Олимпиада-80 под защитой воров в законе
- Как появилась русская матрёшка?
Византия и Русь после Крещения Руси
Определение 3
Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.
Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус.
В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).
Византия в истории Древней Руси сыграла огромную роль. Она выступила источником культурного влияния, церковным и книжным наставником. Однако Русь не механически заимствовала, а перерабатывала культурные достижения, делая их достоянием собственной русской культуры.
Что это за существа согласно народным поверьям?
В каждом регионе русалок называют по-разному:
- мавки и нявки;
- шутовки;
- лоскотуньи;
- водяницы;
- чертовки;
- купалки.
Подобные поверья берут начало в мифологии славян, где их одновременно отождествляли и с нечистым духом, дьяволом и приравнивали к обыкновенным людям. Мнения всегда расходились: то русалка представала злой старухой, то соблазнительной юной девицей, которая заманивала прохожих в ловушку.
Немало теорий существует и касательно происхождения самого слова:
- термин заимствован из древнеримского языка, где существовал праздник Розалии, который посвящён мёртвым, в том числе и утопленницам;
- ассоциации возникли от легенд про морского царя Нептуна, для которого русалки (девушки, покончившие жизнь самоубийством из-за несчастной любви) были дочками;
- значение исконно славянское, образовалось из названий рек Русы и Роси, включая влияние слова «русло», поэтому персонаж чаще связывают с водоёмами, а не лесом;
- выходцы из загробного мира – русалками становились лишь после смерти (души умерших незамужних девушек, дети убитых беременных и некрещённые проклятые).
Их образы тоже различались с точки зрения характера и стремлений, поэтому на самом деле выделяли 2 самых распространенных варианта:
- русалка-злобный дух (согласно мифологии, она может защекотать человека до смерти или утопить его, заманив в болото);
- русалка-добрый дух (появилась в связи с культом растений, поэтому ассоциируется с плодородием и дарует жизнь).
Русалки не всегда воспринимались исключительно как водные обитательницы. Раньше, согласно преданиям, они жили в лесу, на лугах. Но позже по народным пересказам их стали относить к водяным жителям.
Ареал обитания
О людях с песьими головами сообщало большинство авторитетных древнегреческих историков: Геродот, Мегасфен, Плиний Старший. По мнению древних авторов, обитали эти удивительные существа во многих странах мира. Их племена видели в Индии, Ливии, Эфиопии и Скифии. Если верить словам Плиния Старшего, то люди с песьими головами обитали в том числе и на юге современной России. В свою очередь Симмий Родосский, живший на рубеже IV-III веков до н.э., утверждал, что это были существа внешне совершенно не похожие на людей. Они, действительно, имели настоящую собачью голову с крепкими челюстями и острыми зубами, которая располагалась на человеческом теле. Говорить эти создания не умели и лишь лаяли. При этом песьеглавцы обладали разумом человека и знали стыд. Свое тело они укутывали одеждами, а для охоты использовали оружие.
Согласно другим источниками песьеглавцы не выглядели как собаки, а просто надевали на себя песьи головы и шкуры. Они отличались необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью.
Знали об этих существах в Риме и Византии, а китайцы и вовсе вели с ними войну, называя народом Мяо. Племена песьеглавцев встретил во время своих завоевательных походов Александр Македонский. По его данным, люди с собачьими головами населяли окраину Гедрозийской пустыни.
Киев — Владимир — Москва
Проводить параллели между разными историческими эпохами не так уж просто. Как минимум это требует интеллектуальных усилий, хорошего кругозора и знания исторических источников, на которые можно сослаться. В случае с моделью «Киев — Владимир — Москва» ученые обычно говорят о трех линиях преемственности, представленных в памятниках, — церковной, генеалогической и политической.
Церковная линия наиболее наглядно представлена на материале «Сказания о Владимирской иконе Богоматери». Этот источник, созданный во второй половине XV века, рассказывает о перемещениях главной святыни Русской земли, написанной, по преданию, самим апостолом Лукой. Образ действительно был доставлен на Русь из Византии, однако в свое время князь Андрей Боголюбский перевез ее в Северо-Восточную Русь из Киева, где та и получила свое название. Позднее, в 1395 году, чудотворный образ был перенесен в Москву из-за угрозы похода Тамерлана. И так новый дом для иконы превратился в новый дом для Русской земли.
Церковная линия преемственности связана не только с переездами туда-сюда одной древней иконы. Куда более значимыми были перемещения митрополита Киевского и всея Руси. Он точно так же из Киева перебрался во Владимир (1299) после упадка первого, а затем в Москву, после ее возвышения (1325).
Что почитать еще:
- Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы. М., 2013.Работа дореволюционного историка Владимира Ивановича Саввы практически не касалась вопросов «Третьего Рима». Однако автор скрупулезно исследовал степень византийского влияния на Россию конца XV — начала XVI веков. И его выводы о преувеличении в исторической науке византийского влияния на Русь оказываются актуальны даже спустя больше ста лет.
- Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (опыт текстологического анализа). М., 1974.Фундаментальная статья одного из немногих советских историков, целенаправленно занимавшихся посланиями Филофея. Именно он высказал мысль о том, что концепция «Москва — Третий Рим» была вовсе не центральным мотивом политической идеологии России XVI века.
- Rowland B. D. Moscow — The Third Rome or The New Israel? // The Russian Review Vol. 55, No. 4, 1996. PP. 591–614.Статья американского историка Даниэля Роуланда во второй половине 1990-х годов подводила итог историографическому изучению посланий Филофея и ставила вопрос: какие священные образы были для московских правителей XVI века приоритетом?
Неоднозначный образ
Главным праздником мавок является Русальная неделя. Именно в это время они чувствуют себя истинными властителями лесов. На Русальной неделе мавки могут подойти ближе к человеческому жилью, нередко прогуливаются днём в полях, собирают цветы, поют песни.
Мавки не были исключительно негативными персонажами сказаний. Люди говорили, что благодаря этим существам весной появляются зелень и цветы. С наступлением тёплых дней мавки радуются солнцу и свету. В зимнее время они, как и русалки, спят в своих лесных жилищах, местонахождение которых человеку неведомо.
Лесная Мавка / Наталья Тимонова / timanova.com
Переселение на север
В средние века песьеглавцев или кинокефалов чаще всего описывают, как народ, живущий на Севере Европы. Именно этим фактом ряд исследователей объясняют популярность в Балтийском регионе тотема волка. В то же время многочисленные предания об оборотнях-волках, существуют по всей Европе. Не удивительно, что Адам Бренский помещает племена кинокефалов именно на берега Балтики. Тем не менее, последние упоминания об этом племени относятся к XVIII веку и исходят из Центральной Америки. В свете многочисленных описаний существования народа с песьими головами, чей ареал расселения охватывает всю планету, можно однозначно утверждать, что кинокефалы существовали на самом деле.
Да вот только никакими песьими головами они не обладали — это были обычные люди, которые попросту носили волчьи шкуры как элемент одежды. Такая мода была свойственна большинству народов — кто-то надевал на себя тигровые, леопардовые или львиные шкуры, а кто-то волчьи. Ведь настоящий воин должен быть и прекрасным охотником, а свое мастерство можно продемонстрировать только с помощью трофеев.
« Венец: почему даже крестьянки на Руси носили короны
Мавки – создания мира Нави
В славянских преданиях мавки являются достаточно часто встречающимися персонажами. Они напоминают известных всем русалок. Но основное различие в местах обитания. Если русалочья среда – это водная стихия, то обителью мавок всегда остаётся лес.
Кстати, многое о сущности мавок говорит их второй вариант именования – “навки”. Это слово напрямую связано с Навью, а ведь именно так наши предки называли самый тёмный и непознанный из миров, где обитали представители нечисти. В отличие от привычной для людей Яви, мир Нави представлял собой запретную территорию для земных существ (и, что примечательно, для большинства богов тоже).
Истории о мавках более всего были распространены на территории Украины и южнорусских землях. В дальнейшем образ навки превратился в русалочий, а черты “лесной панночки” исчезли. Нередко в легендах звучит утверждение, будто мавки и русалки водят дружбу. В период Зелёных святок эти существа празднуют собственную русалочью или мавскую Пасху.
Мавки – это славянская нечисть / Max Kostin / maxkostin.artstation.com
Добрые духи славянской мифологии
Хранитель очага — домовой
Домовые, согласно поверьям, жили в каждой избе на чердаке или за печкой. Обычно их изображали в виде крохотных старичков, заросших мягким пухом и на ступнях, и на ладонях. Считалось, что домовой может увидеть будущее человека, если дотронется до него, пока тот спит. Если человек чувствовал, что хранитель дома дотронулся до него мягкой рукой, то его ждали богатство или свадьба, а если рука была холодной, то это сулило болезни или беду.
Дух-домовой был самым настоящим хранителем избы. Он мог навести порядок в доме, а мог и навредить: испортить продукты, извести скотину или даже заплести сотню косичек на голове у нерадивой хозяйки дома. Поэтому домовых старались всячески задабривать, оставляя им сладости и молоко и приговаривая: «Дедушка-домовеюшка, защити и охрани наш дом».
Покровитель леса — леший
Приходилось славянам дружить не только с домашними духами, но и с дикими. Крестьяне часто ходили в лес по грибы и на охоту, поэтому они старались дружить с царём леса лешим и не злить его. Наши предки верили, что путника, навредившего лесу, дух может направить по неверному пути и извести.
Чаще всего лешего представляли как старичка с бородой, который был весь покрыт корой и мхом. Считалось, что лешими становились самоубийцы или некрещёные умершие дети, поэтому лешие были проводниками в мир духов. И под влиянием этого духа несчастные заблудившиеся в лесу могли попасть в потусторонний мир. А чтобы попасть обратно в мир живых, путнику следовало снять всю одежду или хотя бы кафтан и, вывернув их наизнанку, надеть обратно.
Богини вод и лесов — русалки
Многие славянские племена верили, что в водоёмах живут русалки, которыми становились умершие до замужества девицы. В разных регионах их представляли по-разному: где-то они были прекрасными зеленоволосыми девами, а где-то — безобразными седыми старухами.
Чтобы задобрить русалок, славяне оставляли на берегах озёр и рек небольшие подношения. В ответ на это водные девы могли помочь вернуть заплутавшую скотину или заставить ближайшие земли плодоносить. Но чаще всего русалки пугали неосторожных купальщиков, могли утащить их на дно или даже украсть с берега оставленного без присмотра ребёнка.