Вспомнить русь. как благодаря московским книжникам в россии xvi века появилась «своя античность»

Псоглавцы — posmotre.li

Как расколдовать мавку?

Но чем же могла завершиться встреча с лесной мавкой? Конечно, в большинстве случаев легенды рассказывают о печальном исходе для человека. Тем не менее, в некоторых историях отмечается, что от мавок можно было защититься. Единственный метод – расколдовать её, освободив невинную загубленную душу. Если мавка побыла среди нечисти менее семи лет, её достаточно окрестить, после чего существо обретёт покой.

По сути, каждая мавка мечтает получить спокойствие и познать крещение. Отпущение грехов для таких душ не связано с числом загубленных мавками людей. Уже одно это поверье открывает, что народ относился снисходительно, даже с некоторой долей жалости. Мавки не были лесными монстрами, губящими людей. Напротив, они сами оставались пострадавшей стороной, душами, что не познали Царство Небесное.

Мавки – это заблудшие души / Liliia Sitailo / darklisez.artstation.com

У южных славян мавки часто отождествлялись с птицами. Вероятно, такие представления связаны с древними верованиями, предполагающими единство душ умерших людей и птиц. В птичьем облике мавки могли посещать мир живых. К примеру, Серы верили, что мавье племя прибывает на землю в крылатом вихре, сулящем несчастья и болезни.

Мавки – необыкновенные создания. Представления о них были весьма неоднозначными. Один из самых ярких образов такого духа описан в поэме украинской поэтессы Леси Украинки «Лесная песня». Мавка там показана не губительницей людей, а искренне любящим созданием, страдающим и прекрасным. Без сомнения, противоречивость портрета мавок, сложившаяся в народном творчестве, не перестаёт интриговать писателей и режиссёров.

Отношения Византии и Руси в конце X- начале XI веков

Символом налаживания отношений стало участие войск русов в византийских войнах второй половины X века в качестве союзников или наемников. Вместе с византийцами русы воевали на Кипре и Сицилии против арабов. В 988–989 годах дружина Владимира участвовала в гражданской войне в Византии, оказав императору Василию II помощь в подавлении мятежа Варды Склира и Варды Фоки. В конце X – первой половине XI века в византийской армии действовал русский корпус, участвовавший во многих сражениях византийцев. При его участии император Василий II вернул Сирию, подчинил западную Болгарию, Армению и Грузию, удержал Южную Италию. Он умер в 1025 году при подготовке похода в Сицилию. Войско, включавшее и русских воинов, стояло в Реджио. Для Руси этот корпус был средством влияния на правительства государств, участвующих в политике на Средиземном море и в Передней Азии. Следовательно, несколько преувеличенным является мнение о неучастии Руси в европейском крестоносном движении.

Русь знала круг земель, куда Византия могла направить корпус. Эти страны не изменились и при Ярославе Мудром, в годы упадка Византии, когда ее начали теснить турки и норманны, когда в византийском войске резко выросла роль наемников. В 1030 году русские были в числе тех, кто под Алеппо спасал императора Романа III от арабского плена. На следующий год они входили в войско Георгия Маниака, овладевшего Эдессой. Корпус служил также императору Михаилу IV– сперва стоял во фракийской феме, а затем участвовал в отвоевании у арабов Сицилии, а когда в Италии французские норманны в 1041 году вышли из повиновения Византии, русский отряд участвовал в сражении с ними при Малфи. С 1036 года печенеги вторгались во владения Византии через Дунай; их противоречия с Византией оказались сильнее, чем с Русью, а в 1043 году произошел и русско-византийский разрыв.

Военный этап противостояния Византии и Руси закончился русско-византийской войной 970–971 годов. Борьба развернулась за земли Болгарии. Князь Святослав хотел здесь основать Дунайскую Русь. Византию не устраивал захват русами Придунайвья, и греки приложили все военные и дипломатические усилия, чтобы этого не произошло. И хотя в 971 году был заключен мирный договор, на обратном пути в 972 году Святослав погиб из-за византийских интриг, в результате нападения печенегов на его отряд.

Последняя русско-византийская война случилась в 1043 году, после чего стало окончательно ясно, что походы на Константинополь организовать невозможно: слишком много трудов и риска. В 1046 году был заключен мир, скрепленный браком Всеволода Ярославича с дочерью императора Константина Мономаха.

Во второй половине XI века продолжается русское военное присутствие в армии Византии в качестве наемников. Они воевали против сельджуков в Грузии в 1053 и 1074 годах, в Армении в 1057 и 1071 годах. Однако русское участие в византийских войнах постепенно уменьшается. Ученые этот факт обычно связывают с завоеванием норманнами Англии в 1066 году, после чего в Византию начинают в большом количестве приезжать наемники из Скандинавии и Англии.

Особенности русалок

Во многих легендах русалки обладали мелодичным и чарующим голосом. Как правило, таким его слышали простые люди, угодившие в одиночку в лес или на водоем. Голоса русалок не просто привлекали, они зачаровывали путников. Но чаще всего на их проказы попадались молодые и красивые парни, которых они связывали, надевали ему на голову венок и оставляли так в лесу, пока его кто-нибудь не находил.

Также русалки обладали способностью перевоплощаться. Например, в славянской мифологии встречаются русалки в облике птиц (наподобие с греческими сиренами). Такие русалки обладали телом птицы с женской грудью и красивым человеческим лицом. Нередко русалка представала и в облике других зверей, причем не только домашних.

Однако не стоит излишне демонизировать образ русалок. Считалось, что они никогда не вредили маленьким детям. Более того, они никогда не давали утонуть в воде или заблудиться в лесу ребенка. Существуют даже легенды, в которых русалки отгоняют от детей хищных животных в лесу.

Вот такие они, русалки. Как видите, образ значительно отличается от того, который все мы привыкли видеть в современных книгах и фильмах. Однако русалки – они наши, славянские, поэтому не стоит забывать и собственную историю, пусть она и основана на мифах. На этом мы заканчиваем нашу статью и прощаемся с вами. Всем удачи и до новых встреч.

Появление и облик мавок

Но как же появлялись мавки? В старину народ верил, будто в этих созданий превращаются младенцы, родившиеся мёртвыми или умершие в Русальную неделю, следующую сразу за праздником Троицы.

В некоторых регионах Украины поговаривали, что мавки – это дети, задушенные собственными родителями, для которых были нежеланными. Также ребёнка могла похитить нечисть, после чего его дух обращался в лесную навку. И если молодые девушки после смерти пополняли ряды русалок, то дети присоединялись к мавкам.

Мавки завлекают за собой, чтобы погубить / Irine Khomeriki / artredpanda.artstation.com

Души несчастных малышей, умерших в раннем возрасте, так и не прошедших таинство крещения, не могли найти себе покой. Путнику, оказавшемуся в лесу среди мавок, не стоило ждать пощады от крайне жестоких и злых существ. Выглядели навки как молодые длинноволосые девушки или дети, в белых рубашках. Отличить мавку от обыкновенного человека не составляло труда.

В преданиях рассказывается, что эти созданиями не отбрасывают тени, не оставляют следов на земле. Кроме того, некоторые легенды утверждают, что навки стараются не поворачиваться спиной к людям. Почему? Всё просто – так они сразу же раскроют себя. У мавок совершенно нет спины, а потому сквозь брешь видны все внутренние органы.

Звать эту нечисть никто не решался – да и зачем кликать беду. Нередко мавки сами появлялись перед путниками. Часто их жертвами становились молодые мужчины. Перед такими странниками мавки представали в обличье прекрасных юных девушек, что увлекали человека за собой, приводи к реке, где и топили.

Мавками становились дети / Oleg leshiy Shekhovtsov / leshiy.artstation.com

Хронология крещения Руси

Событие Дата Влияние
Вероятное крещение киевских князей Аскольда и Дира после их похода на Константинополь Около 867 года Первое письменное упоминание (в византийских источниках) о крещении русских князей
Крещение княгини Ольги 957 год Первый правитель Киевской Руси официально принимает христианство
Миссия епископа Адальберта Магдебургского на Русь 959 — 960 год Первая попытка западных церковных деятелей (по приглашению самой Ольги) распространить влияние на Русь. Окончилась неудачно
Обращение Ярополка Святославича к папе римскому с просьбой прислать миссионеров 979 год В условиях противостояния с братом, Владимиром, и проживанием в Киеве людей, исповедовавших христианство по восточному образцу, этот недальновидный шаг во многом стоил Ярополку престола и жизни
Попытка реформы язычества князем Владимиром 980 год Киевский князь попытался «унифицировать» языческие верования для объединения племён, однако немногие согласились со столичной трактовкой
Летописное сообщение об «испытании вер» 986 год Несмотря на то, что реальность этого события оспаривается подавляющим большинством историков, сам факт «выбора» будущей веры для своих подданных вполне имел место быть
Корсуньский поход Владимира 987 год Киевский князь, выступивший на стороне Константинополя в борьбе против восстания Варды Фоки, фактически выдвигает ультиматум византийскому императору Василию II и заключает брак с его дочерью, Анной, соглашаясь принять христианство по восточному образцу
Крещение киевлян 988 год Вернувшийся из Корсуни Владимир свергает языческих идолов и под руководством византийских клириков проводит обряд крещения населения города в Днепре (по другим данным — в Почайне)
Крещение новгородцев 990−991 год Второй по величине и значению город Древней Руси был крещён при участии посланного из Киева военного отряда и сопровождался столкновениями с местными жителями
Антихристианское восстание в Суздале 1024 год Вызванное продовольственным кризисом выступление возглавили ушедшие после крещения в подполье волхвы. Восстание затухло само по себе
Антихристианские восстания в Новгороде и Ростове 1071 год Выступления, возглавленные волхвами, были подавлены дружинами князей

Крещение вятичей

12−14 века Земли вятичей всегда были «особой зоной» Древней Руси, окончательное вхождение их земель в состав государства относится лишь к 13-му веку. Тогда же клирики смогли обратить в христианство большую часть населения

Места обитания русалок

Как мы уже сказали ранее, русалки, в славянской мифологии, это не только водные существа. Нередко встречаются легенды, рассказывающие о русалках в полях и лесах. Но, в большинстве случаев русалки обитали в водоемах.

Если верить славянским сказаниям, не было разделения между русалками, в этом плане. Считалось, что они обитают на дне водоемов, а когда им захочется пошалить и развлечься – они отправлялись в леса и на поля. Более того, в старинных славянских рассказах можно найти и те, которые рассказывают о русалках в огородах, банях, на улицах, во дворах и домах, на печах и за ними, могли приходить к дому, где жили до смерти и стучаться в него.

Как мы уже выяснили, в древности матеря пугали детей русалками, чтобы они в одиночку не отправлялись купаться в водоемах, не заходили в леса и не вытаптывали засеянные поля и огороды. Да и шляться, после захода солнца, тогда было не принято. Это вполне объясняет происхождение русалок, живущих где ни попадя. Не зря сохранилась пословица: «Идет, как русалка».

И да, как правило, русалки обитали в водоемах со стоячей водой (озера, болота, ставки и т.д.). Проточной воды русалки не любили.

Злые чудища славянского бестиария

Древние зомби — упыри

Упырями в Древней Руси называли восставших из мёртвых людей, в том числе колдунов. Они вылезали из могил и пили кровь животных и людей, при этом упыри не могли отойти далеко от могилы, но иногда могли дойти до родного дома и напугать бывших родственников.

Во многих сёлах верили, что восстание упыря из могилы сулит скорую эпидемию страшной болезни. Если в каком-то человеке замечали изменения и начинали думать, что он является восставшим мертвецом, то его убивали, вогнав осиновый кол в грудь.

Хозяйка болот — кикимора

Кикимору изначально считали женским образом домового, и этот дух жил в банях, кабаках и избах. Кикиморы не пакостили людям, но за хорошее подношение могли и отомстить обидчикам. Иногда их при помощи специального ритуала переносили в избу того человека, которому надо было отомстить, и кикиморы принимались за дело. Они громыхали предметами по ночам, хлопали ставнями и ломали вещи. Доведя обидчика до белого каления, кикимора возвращалась обратно в свой дом.

Уже намного позже кикиморы стали восприниматься как болотные духи и представляться как поросшие мхом старицы, живущие в трясинах. Они могли утянуть к себе заблудившегося человека, а могли и помочь ему, если тот хорошенько попросит об этом.

Еще:

  • Странные похоронные обряды древней Руси
  • «Тургенев — дрянной человек»: за что Достоевский всей душой ненавидел Тургенева
  • Как проходила первая брачная ночь русских царей
  • Олимпиада-80 под защитой воров в законе
  • Как появилась русская матрёшка?

Византия и Русь после Крещения Руси

Определение 3

Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.

Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус.

В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).

Византия в истории Древней Руси сыграла огромную роль. Она выступила источником культурного влияния, церковным и книжным наставником. Однако Русь не механически заимствовала, а перерабатывала культурные достижения, делая их достоянием собственной русской культуры.

Что это за существа согласно народным поверьям?

В каждом регионе русалок называют по-разному:

  • мавки и нявки;
  • шутовки;
  • лоскотуньи;
  • водяницы;
  • чертовки;
  • купалки.

Подобные поверья берут начало в мифологии славян, где их одновременно отождествляли и с нечистым духом, дьяволом и приравнивали к обыкновенным людям. Мнения всегда расходились: то русалка представала злой старухой, то соблазнительной юной девицей, которая заманивала прохожих в ловушку.

Немало теорий существует и касательно происхождения самого слова:

  • термин заимствован из древнеримского языка, где существовал праздник Розалии, который посвящён мёртвым, в том числе и утопленницам;
  • ассоциации возникли от легенд про морского царя Нептуна, для которого русалки (девушки, покончившие жизнь самоубийством из-за несчастной любви) были дочками;
  • значение исконно славянское, образовалось из названий рек Русы и Роси, включая влияние слова «русло», поэтому персонаж чаще связывают с водоёмами, а не лесом;
  • выходцы из загробного мира – русалками становились лишь после смерти (души умерших незамужних девушек, дети убитых беременных и некрещённые проклятые).

Их образы тоже различались с точки зрения характера и стремлений, поэтому на самом деле выделяли 2 самых распространенных варианта:

  1. русалка-злобный дух (согласно мифологии, она может защекотать человека до смерти или утопить его, заманив в болото);
  2. русалка-добрый дух (появилась в связи с культом растений, поэтому ассоциируется с плодородием и дарует жизнь).

Русалки не всегда воспринимались исключительно как водные обитательницы. Раньше, согласно преданиям, они жили в лесу, на лугах. Но позже по народным пересказам их стали относить к водяным жителям.

Ареал обитания

О людях с песьими головами сообщало большинство авторитетных древнегреческих историков: Геродот, Мегасфен, Плиний Старший. По мнению древних авторов, обитали эти удивительные существа во многих странах мира. Их племена видели в Индии, Ливии, Эфиопии и Скифии. Если верить словам Плиния Старшего, то люди с песьими головами обитали в том числе и на юге современной России. В свою очередь Симмий Родосский, живший на рубеже IV-III веков до н.э., утверждал, что это были существа внешне совершенно не похожие на людей. Они, действительно, имели настоящую собачью голову с крепкими челюстями и острыми зубами, которая располагалась на человеческом теле. Говорить эти создания не умели и лишь лаяли. При этом песьеглавцы обладали разумом человека и знали стыд. Свое тело они укутывали одеждами, а для охоты использовали оружие.

Согласно другим источниками песьеглавцы не выглядели как собаки, а просто надевали на себя песьи головы и шкуры. Они отличались необычайной выносливостью, свирепостью и жестокостью.

Знали об этих существах в Риме и Византии, а китайцы и вовсе вели с ними войну, называя народом Мяо. Племена песьеглавцев встретил во время своих завоевательных походов Александр Македонский. По его данным, люди с собачьими головами населяли окраину Гедрозийской пустыни.

Киев — Владимир — Москва

Проводить параллели между разными историческими эпохами не так уж просто. Как минимум это требует интеллектуальных усилий, хорошего кругозора и знания исторических источников, на которые можно сослаться. В случае с моделью «Киев — Владимир — Москва» ученые обычно говорят о трех линиях преемственности, представленных в памятниках, — церковной, генеалогической и политической.

Церковная линия наиболее наглядно представлена на материале «Сказания о Владимирской иконе Богоматери». Этот источник, созданный во второй половине XV века, рассказывает о перемещениях главной святыни Русской земли, написанной, по преданию, самим апостолом Лукой. Образ действительно был доставлен на Русь из Византии, однако в свое время князь Андрей Боголюбский перевез ее в Северо-Восточную Русь из Киева, где та и получила свое название. Позднее, в 1395 году, чудотворный образ был перенесен в Москву из-за угрозы похода Тамерлана. И так новый дом для иконы превратился в новый дом для Русской земли.

Церковная линия преемственности связана не только с переездами туда-сюда одной древней иконы. Куда более значимыми были перемещения митрополита Киевского и всея Руси. Он точно так же из Киева перебрался во Владимир (1299) после упадка первого, а затем в Москву, после ее возвышения (1325).

Что почитать еще:

  1. Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы. М., 2013.Работа дореволюционного историка Владимира Ивановича Саввы практически не касалась вопросов «Третьего Рима». Однако автор скрупулезно исследовал степень византийского влияния на Россию конца XV — начала XVI веков. И его выводы о преувеличении в исторической науке византийского влияния на Русь оказываются актуальны даже спустя больше ста лет.
  1. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (опыт текстологического анализа). М., 1974.Фундаментальная статья одного из немногих советских историков, целенаправленно занимавшихся посланиями Филофея. Именно он высказал мысль о том, что концепция «Москва — Третий Рим» была вовсе не центральным мотивом политической идеологии России XVI века.
  1. Rowland B. D. Moscow — The Third Rome or The New Israel? // The Russian Review Vol. 55, No. 4, 1996. PP. 591–614.Статья американского историка Даниэля Роуланда во второй половине 1990-х годов подводила итог историографическому изучению посланий Филофея и ставила вопрос: какие священные образы были для московских правителей XVI века приоритетом?

Неоднозначный образ

Главным праздником мавок является Русальная неделя. Именно в это время они чувствуют себя истинными властителями лесов. На Русальной неделе мавки могут подойти ближе к человеческому жилью, нередко прогуливаются днём в полях, собирают цветы, поют песни.

Мавки не были исключительно негативными персонажами сказаний. Люди говорили, что благодаря этим существам весной появляются зелень и цветы. С наступлением тёплых дней мавки радуются солнцу и свету. В зимнее время они, как и русалки, спят в своих лесных жилищах, местонахождение которых человеку неведомо.

Лесная Мавка / Наталья Тимонова / timanova.com

Переселение на север

В средние века песьеглавцев или кинокефалов чаще всего описывают, как народ, живущий на Севере Европы. Именно этим фактом ряд исследователей объясняют популярность в Балтийском регионе тотема волка. В то же время многочисленные предания об оборотнях-волках, существуют по всей Европе. Не удивительно, что Адам Бренский помещает племена кинокефалов именно на берега Балтики. Тем не менее, последние упоминания об этом племени относятся к XVIII веку и исходят из Центральной Америки. В свете многочисленных описаний существования народа с песьими головами, чей ареал расселения охватывает всю планету, можно однозначно утверждать, что кинокефалы существовали на самом деле.

Да вот только никакими песьими головами они не обладали — это были обычные люди, которые попросту носили волчьи шкуры как элемент одежды. Такая мода была свойственна большинству народов — кто-то надевал на себя тигровые, леопардовые или львиные шкуры, а кто-то волчьи. Ведь настоящий воин должен быть и прекрасным охотником, а свое мастерство можно продемонстрировать только с помощью трофеев.

« Венец: почему даже крестьянки на Руси носили короны

Мавки – создания мира Нави

В славянских преданиях мавки являются достаточно часто встречающимися персонажами. Они напоминают известных всем русалок. Но основное различие в местах обитания. Если русалочья среда – это водная стихия, то обителью мавок всегда остаётся лес.

Кстати, многое о сущности мавок говорит их второй вариант именования – “навки”. Это слово напрямую связано с Навью, а ведь именно так наши предки называли самый тёмный и непознанный из миров, где обитали представители нечисти. В отличие от привычной для людей Яви, мир Нави представлял собой запретную территорию для земных существ (и, что примечательно, для большинства богов тоже).

Истории о мавках более всего были распространены на территории Украины и южнорусских землях. В дальнейшем образ навки превратился в русалочий, а черты “лесной панночки” исчезли. Нередко в легендах звучит утверждение, будто мавки и русалки водят дружбу. В период Зелёных святок эти существа празднуют собственную русалочью или мавскую Пасху.

Мавки – это славянская нечисть / Max Kostin / maxkostin.artstation.com

Добрые духи славянской мифологии

Хранитель очага — домовой

Домовые, согласно поверьям, жили в каждой избе на чердаке или за печкой. Обычно их изображали в виде крохотных старичков, заросших мягким пухом и на ступнях, и на ладонях. Считалось, что домовой может увидеть будущее человека, если дотронется до него, пока тот спит. Если человек чувствовал, что хранитель дома дотронулся до него мягкой рукой, то его ждали богатство или свадьба, а если рука была холодной, то это сулило болезни или беду.

Дух-домовой был самым настоящим хранителем избы. Он мог навести порядок в доме, а мог и навредить: испортить продукты, извести скотину или даже заплести сотню косичек на голове у нерадивой хозяйки дома. Поэтому домовых старались всячески задабривать, оставляя им сладости и молоко и приговаривая: «Дедушка-домовеюшка, защити и охрани наш дом».

Покровитель леса — леший

Приходилось славянам дружить не только с домашними духами, но и с дикими. Крестьяне часто ходили в лес по грибы и на охоту, поэтому они старались дружить с царём леса лешим и не злить его. Наши предки верили, что путника, навредившего лесу, дух может направить по неверному пути и извести.

Чаще всего лешего представляли как старичка с бородой, который был весь покрыт корой и мхом. Считалось, что лешими становились самоубийцы или некрещёные умершие дети, поэтому лешие были проводниками в мир духов. И под влиянием этого духа несчастные заблудившиеся в лесу могли попасть в потусторонний мир. А чтобы попасть обратно в мир живых, путнику следовало снять всю одежду или хотя бы кафтан и, вывернув их наизнанку, надеть обратно.

Богини вод и лесов — русалки

Многие славянские племена верили, что в водоёмах живут русалки, которыми становились умершие до замужества девицы. В разных регионах их представляли по-разному: где-то они были прекрасными зеленоволосыми девами, а где-то — безобразными седыми старухами.

Чтобы задобрить русалок, славяне оставляли на берегах озёр и рек небольшие подношения. В ответ на это водные девы могли помочь вернуть заплутавшую скотину или заставить ближайшие земли плодоносить. Но чаще всего русалки пугали неосторожных купальщиков, могли утащить их на дно или даже украсть с берега оставленного без присмотра ребёнка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: