История создания плавающей амфибии газ-46 (нами-011)

Танк т-37а советский плавающий танк

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – малый/плавающий танк;
  • Боевая масса – 3,2 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 2552 штуки.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 8 мм;
  • Днище – 4 мм;
  • Крыша корпуса – 4 мм;
  • Лоб , борт и корма башни – 8 мм;
  • Маска орудия – 8 мм;
  • Крыша башни – 4 мм.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-хцилиндровый карбюраторный;
  • Мощность двигателя – 40 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 6 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 230 км;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт — 0,55 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,4 м.

Модификации

  • БХМ-4, химический танк. Мог применяться для огнеметания или для постановки дымовых завес;
  • Т-37РТ, машина с радиостанцией;
  • Т-37А, дизельный, опытная модель, не вышедшая в серию из-за того, что моторы приходилось закупать за рубежом;
  • Су-37 – САУ на базе Т-37А, так и не принятая в серийное производство из-за малого боекомплекта и перегруженности командира.

Применение в бою

В 1934 году первые Т-37А стали поступать в войска для замены танкеток Т-27. Сразу же было выявлено множество недостатков – ненадежность, плохая проходимость и малая скорость. В итоге в 1939 году их полностью вывели из танковых бригад, оставив только в разведывательных ротах стрелковых бригад. Постепенно они остались только в разведывательных подразделениях.

Боевое крещение Т-37А получил в 1939 году, в боях против японских войск на Халхин-Голе. Местность в этом районе была пустынной, и амфибийные свойства машин были не нужны, так что в основном Т-37А применяли для поддержки пехоты. В итоге их признали непригодными ни для атаки, ни для обороны, а из-за слабой надежности и защищенности было потеряно 17 из 25 машин. Также не слишком удачно Т-37А применялись в 1939 году во время польской компании.

Активнее всего Т-37А использовались в Советско-финскую войну. В основном их применяли для охранения, а также для разведки и поддержки пехоты. Были случаи, когда машины действительно успешно форсировали водные преграды. Также Т-37А хорошо закрывали стыки в боевых порядках, но только если у противника не было противотанковых средств.

В июне 1941 года в составе Красной Армии было около 2300 Т-37А разных типов. Из них 36% нуждалось в серьезном ремонте, а 40-60% требовали войскового ремонта. В первые же недели войны было потеряно очень много машин, и в дальнейшем их применяли в качестве обычных сухопутных. В результате уже к 1942 году Т-37А в армии осталось очень мало, и применялись они эпизодически. Тем не менее, известно два случая, когда Т-37А применялись по своему прямому назначению, то есть как плавающие танки.

В августе 1942 года, когда потребовалось формировать Неву, создали отдельный батальон, в котором было 29 штук Т-37А и Т-38. Все машины были изношены, но в итоге плавающие танки сумели занять плацдарм на вражеском берегу. Правда, операция прошла неудачно, и плацдарм пришлось эвакуировать. 23 плавающих танка были потеряны, а оставшиеся 6 еще до форсирования вышли из строя по техническим причинам.

В 1944 году танки использовали для того, чтобы захватить плацдарм на реке Свирь. Эта операция прошла более удачно благодаря хорошей подготовке и привела к разгрому противника.

До конца войны Т-37А использовали в учебных частях, но практически сразу после ее окончания все машины отправили в металлолом.

Использование в других странах

  • В 1934 году один Т-37А продали в Турцию вместе с партией Т-26. После испытаний турецкие военные решили не приобретать партию танков этой модели;
  • Достаточно долго 29 Т-37А, захваченные в Зимней войне, эксплуатировались финской армией. Один из них был передан в Швецию, где находится до сих пор. Все захваченные танки списали к 1943 году;
  • Несколько трофейных Т-37А периодически использовалось немецкой, румынской и венгерской армиями.

Память о танке

Сегодня сохранилось три Т-27А:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке. Машина восстановлена не полностью, без поплавков, но находится в хорошем состоянии;
  • В частной коллекции под Екатеринбургом;
  • В Швеции, в музее военной техники Арсенал. Эта машина была захвачена в ходе Зимней войны.

Еще материал по теме

  • Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
  • M1A2C Abrams: Новый танк армии США
  • Модернизацию западных танков поставили под сомнение…

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия, электрооборудование

Двигателем плавающего танка Т-37А был рядный четырёхтактный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-АА с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность до 40 лошадиных сил. В качестве топлива для него использовался бензин второго октанового ряда, которое заливалось в бак, расположенный в кормовой части корпуса. Указанный двигатель позволял развивать скорость до 40 километров в час при движении по шоссе и до 6 километров в час на плаву.

Карбюраторный двигатель ГАЗ-АА

Танк оснащался трансмиссией механического типа, в состав которой входили такие узлы и механизмы:

• главный однодисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения;• четырёхступенчатая механическая коробка передач (при четырех скоростях вперед и одной – назад);• ступенчатый карданный вал;• главная передача конического типа;• тормоза механизмов поворота колодочного типа, располагавшиеся вне бронекорпуса танка;• дифференциальный механизм поворота.

Ходовая часть включала в себя по четыре одиночных опорных катков, покрытых резиной, по три обрезиненных поддерживающих катка, обрезиненному ленивцу и одиночному ведущему колеса, выполненному в виде звёздочки. Опорные катки подвешивались сблокированные попарно по схеме «ножницы». При этом каждый опорный каток монтировался на одном конце балансира треугольной формы, а другой конец балансира укреплялся на шарнир непосредственно к корпусу танка, третий конец балансира сопрягался попарно пружиной со следующим балансиром тележки.

Ходовая часть с четырьмя одиночными опорными катками, покрытыми резиной

Гусеница танка Т-37А по своему типу была двухгребневая при цевочном зацеплении при открытом шарнире. Каждая из двух гусениц танка собиралась из 86 литых стальных траков с развитыми грунтозацепами, имевших ширину в 200 миллиметров и шаг в 87 миллиметров. Траки изготовлялись с помощью литья из ковкого чугуна.

Выхлопная труба на корме танка

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, напряжение бортовой сети 6 В. Система зажигания батарейная. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или специального рычага механизма пуска

Испытания подвески ТВД-2 НИИИ ВВС РККА на самолете ТБ-3.Танк Т-37А, Медвежьи озера, октябрь 1936 г

Cброс на воду танка Т-37А с самолета БТ-3Медвежьи озера, 1936 г

Т-37А форсирует водный барьер во время Больших Киевских маневров

Танки Т-37А готовятся к параду по поводу окончанияБольших Киевских маневров, сентябрь 1935 г.

Советский легкий танк т-37А

Т-37А на маневрах в Белоруссии 1935 г

Тактические уловки

Горьковчане без энтузиазма встретили «предложение» министерства, подкрепленное двумя «самоделками» и ворохом сырой технической документации. Дело в том, что принципиальную возможность создания амфибии на базе ГАЗ-67 на Горьковском автозаводе рассматривали еще в 1944-1945 годах, когда на предприятие попал один из плавающих «Фордов». И тогда же заводские специалисты пришли к выводу, что эта идея совершенно бесперспективна.

Ухищрения, к которым «кудесники» из НАМИ прибегли в ходе создания пары экспериментальных образцов, при массовом промышленном производстве требовали слишком серьезных технологических усилий. Конструкторы ГАЗа все это просчитали заранее и потому не торопились создавать амфибию на базе «шестьдесят седьмого»: на подходе была новая модель легкового внедорожника ГАЗ-69 — именно на его основе горьковчане планировали построить амфибию.

И вдруг министерство «подсовывает» для освоения проект, по сути совпадающий с тем, что заводчане забраковали еще пять лет назад. Производство МАВ потребовало бы продолжения выпуска устаревших агрегатов ГАЗ-67, что серьезно затрудняло освоение производства ГАЗ-69 — это и стало поводом для недовольства со стороны руководства ГАЗа.

Кроме того, навязанный проект сулил не только производственные, но и инженерные проблемы. Помимо того что конструкция НАМИ-011 была во всех отношениях «сырой», требующей существенных доработок, переданная на завод техническая документация не выдерживала никакой критики именно в силу ее «художественности». Научный институт просто не располагал квалифицированными специалистами, способными должным образом составлять и оформлять необходимые документы, поскольку при создании единичных опытных образцов там привыкли довольствоваться «техническим импрессионизмом».

Как бы то ни было, заводское руководство не могло отказать министерству. Осенью 1950 года проект ГАЗ-011 был принят в работу, но главный конструктор завода A. А.Липгарт при поддержке директора предприятия Г. А. Веденяпина решился на тактическую уловку: ведущий конструктор ГАЗ-69 Григорий Вассерман получил добро на создание амфибии, в основе которой лежала бы платформа «шестьдесят девятого», а работы по доводке НАМИ-011, как и положено, вошли в план конструкторско-экспериментального отдела (КЭО), но на неопределенный период, наравнес другими текущими делами подразделения.

Липгарт рассчитывал, что обе модели окажутся готовы к производству одновременно, и заказчик справедливо выберет более совершенную версию. Нельзя сказать, что заводское руководство саботировало работы, связанные с превращением опытного НАМИ-011 в серийные ГАЗ-011, но и особых усилий не прилагало. Совсем иного мнения о значимости проекта придерживался его руководитель — ничем себя до этого не проявивший конструкторB. А. Крещук (по свидетельству современников, специалист не очень грамотный, зато амбициозный).

https://youtube.com/watch?v=r6Fxxv6IjcI

Сегодня трудно сказать, что двигало этим человеком в последовавших затем событиях: уязвленное самолюбие и стремление любой ценой доказать свою значимость или искренняя убежденность в том, что Липгарт тормозит по-настоящему перспективную разработку. Так или иначе, интенсивно ведущиеся работы по созданию амфибии ГАЗ-46 на базе внедорожника ГАЗ-69 Крещук воспринимал как несанкционированное посягательство на проект «011».

Между тем Липгарт «не подыгрывал» ни одной из сторон! Так, для улучшения гидродинамики корпуса амфибии и улучшения характеристик винта на завод был приглашен один из ведущих советских специалистов в этой области А. А. Смолин. Параллельно он работал и на проект «46», но вклад Смолина в усовершенствование НАМИ-011 недооценить трудно. Благодаря его расчетам и произведенной в соответствии с ними корректировке формы «понтона» и архитектуры винта скорость ГАЗ-011 на плаву увеличилась с 8 до 9 км/ч.

Список всех изменений и усовершенствований, привнесенных конструкторами КЗО ГАЗ в разработку НАМИ, занял бы целую страницу. Инновации вылились в лишние полцентнера «живого веса», но проведенные в мае 1951 года испытания построенных на ГАЗе экспериментальных образцов подтвердили правильность принятых решений.

В июне началось мелкосерийное производство ГАЗ-011, а осенью военные провели контрольные испытания доработанной амфибии и подтвердили свою готовность взять машину на вооружение. Параллельно приближался к завершению и альтернативный проект ГАЗ-46, над которым работала группа Вассермана. Словом, до середины осени все шло в соответствии с планами Липгарта.

ТТХ T37

Для начала вы должны понимать, что в нашем распоряжении имеется лучший среди ЛТ-6 запас прочности, а также, как и полагается светляку, отличная базовая дальность обзора в 385 метров.

В случае с легким танком говорить о броне нечего, такое впечатление, что сделана наша машина не из металла, а из картона, в этом смысле Т37 ТТХ

очень далеки от совершенства. Посмотрите на колижн модель – самое толстое место (отмеченное красным) находиться во лбу башни, но даже учитывая хорошие наклоны, приведенка тут не превышает 38 миллиметров, что полностью лишает нас шансов избежать урона при попадании.

В качестве лирического отступления к теме слабой брони хотелось бы добавить, что T37 танк

имеет довольно высокий силуэт, а еще нам часто критуют боеукладку и членов экипажа.

Но как мы все знаем, легкие танки славятся отнюдь не броней, а своей подвижностью. И действительно, T37 World of Tanks

обладает отличной максимальной скоростью, очень хорошей маневренностью и завидной динамикой. Правда, лошадиных сил нам все же слегка не хватает, вы будете это ощущать, когда нужно будет быстро скрыться от преследования или при подъемах в гору.

Применение и технические параметры

Все построенные амфибии ГАЗ-46 изначально передавались в Советскую Армию, где состояли в штате понтонно-мостовых полков и отдельных десантных батальонов, ответственных за наведение переправ.

По мере списания машины ГАЗ-46 отправлялись на базы хранения, откуда многие из них попали к частным владельцам. Особую ценность имеют амфибии раннего выпуска, построенные на шасси ГАЗ-67Б.

Прямых аналогов у амфибии ГАЗ-46 не существует, имеет смысл сравнить характеристики с плавающими автомобилями США и Германии, которые использовались в ходе войны. Американский GPA, послуживший прототипом для советской разработки, имеет весьма близкие параметры. Машина отличается меньшей длиной корпуса при одновременном увеличении ширины, скоростные данные практически одинаковы.

ГАЗ-46 Ford GPA Volkswagen Typ 166
Длина, мм 4930 4620 3825
Ширина, мм 1900 2130 1480
Высота, мм 1770 1750 1615
Масса, кг 1270 1595 910
Мощность двигателя, л.с. 55 60 25
Скорость движения на суше/по воде, км/ч 90/9 89/8,6 80/10
Грузоподъемность, кг 500 500 435

Германский автомобиль Typ 166, построенный на узлах легендарного Kaefer, оснащался оппозитным мотором с системой принудительного воздушного охлаждения.

Несмотря на заметно меньшую мощность, немецкая амфибия имеет схожие скоростные характеристики, достигнутые снижением веса и габаритов. При этом кузов Typ 166 рассчитан всего на 4 человек, в то время как советская и американская машины вмещают по 5 пассажиров.

Единственной серийной версией миниатюрной машины стала модель в масштабе 1:43, выпушенная в Китае и распространявшаяся в журнальной серии «Автолегенды СССР». В конце 90-х годов частной мастерской «Уральский сокол» выпускалась небольшой партией смоляная модель автомобиля. Встречается амфибия и в нескольких фильмах, например, ГАЗ-46 можно увидеть в киноленте «Пятерка отважных», снятой в 1970 году.

Боевое применение Т-38

«Тридцать восьмые» дебютировали в Польской кампании, «новые» машины было решено свести в «крупные» по тем временам структуры – батальоны. Массированное применение, а также слабость из последних сил сопротивлявшегося противника стало причиной того, что потерь эти танки не понесли вообще. В Финляндии они также применялись достаточно успешно, но лишь тогда, когда враг не располагал противотанковыми средствами.

Германский блицкриг стал причиной потери большей части Т-38 в первые же недели войны (хотя известны случаи достаточно удачного использования этих «коробочек» на ЮЗФ) немногие уцелевшие сведённые в ударные кулаки впоследствии использовались в десантных операциях на Неве (1942) и Свири (1944). Однако обычно они выполняли локальные задачи, охраняли тыловые объекты и использовались как учебные машины в запасных полках, по крайней мере, до лета 1945 года.

Вооружение

В качестве основного и единственного вооружения этой машины использовался 7,62-миллиметровый танковый пулемет ДТ, разработанный в 1929 году. Он устанавливался в шаровую установку маски в лобовую часть башни. Качание шарового яблока позволяло наводить пулемет при стационарном положении башни в пределах 30 градусов в горизонтальной плоскости и в диапазоне от −20 до +30° в вертикальной. Боекомплект к пулемету включал в себя 2142 патронов, которые укладывались в 34 дисковых трехрядных магазина по 63 патрона в каждый. Магазины размещались в укладках по левому борту корпуса и бортов башни.

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 (1935 г.) – серийный линейный плавающий танк, произведённый в 1936-1939 годах на заводе №37 в количестве 1175 машин и на заводе ГАЗ в 1935 году в количестве 36 машин. В 1937 году на танке установили двигатель М-1 мощностью 50 л.с, усовершенствовали тележки подвески, над смотровой щелью расположили щиток для защиты глаз механика-водителя от свинцовых брызг.

ОТ-38 (ХТ-38) (1935-1936 гт.) – опытный химический (огнеметный) танк, разрабатывался СКБ завода «Компрессор» (Москва) в 1935-1936 годах. Опытный образец был изготовлен на базе опытного танка Т-38 (09А) в октябре 1936 года. В 1937 году танк успешно прошёл испытания, но на вооружение принят не был. От серийного танка ОТ-38 отличался установкой специального дымового прибора СДП (КС-44), предназначенного для постановки дымовых завес и огнемета.

Т-38РТ (1937 г.) – серийный танк с радиостанцией 71-ТК-З со штыревой антенной, установленной в верхнем переднем листе корпуса между башней и рубкой водителя. В 1937 и 1939
годах завод №37 выпустил 165 радийных танков.

Т-38М (1939 г.) – серийный танк созданный на базе конструкции опытных танков Т-38М1 и Т-38М2. От Т-38М1 использовали корпус и радиостанцию, от Т-38М2 – ходовую часть. Башню с усиленным бронированием спроектировали заново. Кроме того были установлены более широкий волноотражатель, стальные крылья вместо деревянных, откидной лючок механика-водителя со смотровыми приборами от танка Т-26 и усиленные смотровые лючки в корпусе и башне. В 1939 году завод №37 выпустил 7 (по другим данным 8) предсерийных танков Т-38М, направленных в танковые школы в качестве учебных.

Т-38ТТ (1939-1940 гт.) – опытная телемеханическая группа танков, состоящая из танка управления ТУ-38 и телетанка ТТ-38. В управляемом танке, помимо пулемета ДТ с электроспуском, в лобовом листе башни был установлен огнемет КС-61Т с 45-литровым баком для огнесмеси и двумя баллонами со сжатым воздухом. В случае необходимости ТТ-38 мог использоваться в качестве «танка-торпеды», для этого в корпусе был установлен мощный подрывной заряд. Вооружение танка ТУ-38 осталось без изменений. В декабре 1940 года работы по телемеханической группе прекратили.


Наш канал в Телеграм

История создания[править]

Разработка легких плавающих танков в СССР началось осенью 1931 года, когда УММ РККА получило сведения об испытании в Великобритании амфибии Vickers-Carden-Loyd. Работы доверили Опытно-конструкторскому механическому отделу (ОКМО) под руководством С. Гинзбурга. Причем никакими сведениями об английской машине, кроме фотографий и общих тактико-технических характеристик, советские инженеры не имели. Базой для разработки первого советского плавающего танка послужил «легкий трактор-тягач Carden-Loyd грузоподъемностью до 3-х тонн» (три таких машины были закуплены у фирмы Викерс еще в 1930 году). Надлежит сказать, что этот трактор изначально проектировался англичанами как сельскохозяйственный или коммерческий и не предназначался для использования в армии. Тем не менее, советские конструкторы использовали ходовую часть и компоновку трактора (с расположением двигателя вдоль правого борта). Сделано это было не случайно — на приводимых в иностранной печати фотографиях амфибии Vickers-Carden-Loyd было хорошо видно, что и на английской машине использовалась ходовая часть по типу легкого трактора.

Опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением «Селезень», а затем получивший индекс Т-33, был готов к весне 1933 года. В связи с тем, что С. Гинзбург в составе советской закупочной комиссии убыл в Италию, для приобретения образцов бронетанковой и автотракторной техники, завершение работ по проектированию и постройке Т-33 шло под руководством М. Зигеля. В конце марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен на и вышел на испытания. Испытания начались в конце марта.

Однако принимать этот танк на вооружение было крайне преждевременно, ввиду огромного количества присущих машине технических недостатков. Кроме того, танк Т-33 рассматривался как один из вариантов замены в войсках танкетки Т-27. но крайняя теснота боевого отделение отрицательно сказывалась на качестве боевой работы экипажа, а об установке второго пулемёта или малокалиберной пушки речь не шла вообще. Так как для этого необходимо было бы полностью перепроектировать Т-33. Последним аргументом явилось совместное испытание Т-33 и его британского прототипа, 8 экземпляров которого были закуплены у англичан в феврале 1932 года (первая из закупленных машин поступила в СССР в июне. уже ПОСЛЕ того, как Т-33 прошёл испытания). Представители УММ приняли решение о том, что армии необходима более совершенная техника. Проект отправили на доработку.

Источники

Малые танки Т-33

·Т-34 ·Т-41 · Т-37А ·Танк Шитикова · Т-38 ·Т-43 · Т-38М ·Т-39 ·Т-43-2 ·Т-51 ·Т-116 ·Танк ТМ ·0-10

Танки сопровождения «Рено-Русский» · «Теплоход АН»

·Т-16 · Т-18 ·Т-19 ·Д-10 ·Д-11 ·ТММ · Т-26 ·Т-126 (СП) ·Т-26-5 (Проект 126-1) ·Проект 126-2 ·Проект 127 ·КТ-26 ·Т-26А ·Т-46 ·Т-26М ·СТЗ-25 ·СТЗ-35 ·Т-111 ·Объект 211

Маневренные танки Т-12

· Т-24 · ·ТА-1/ТА-2 ·Д-4 ·Д-5 · БТ-2 ·БТ-203 ·ПТ-1/ПТ-1А ·ИТ-3 ·Д-38 ·Летающий танк БТ · БТ-5 ·БТ-6 ·РБТ-5 ·БТ Цыганова · БТ-7 · БТ-7А ·БТ-5-ИС ·БТ-СВ-2 ·Танк на воздушной подушке ·МАС-1 ·А-20 ·А-32

Танки прорыва ГУВП*/ГУВП**

·ТГ-VI ·Т-30 ·ТП-1 ·ТГ-5 ·Т-42 ·ТА-3 · Т-35 ·Танк Сиркена ·Танк Данченко · Т-28 ·Т-39 ·Т-29 ·Танки прорыва КБ ЛКЗ ·Объект 112 ·СМК ·Т-100 ·Объект 115 ·Объект 0-50 ·Объект 103 · ·Т-100-Z ·

Химические танки ХТ-26 · ОТ-27/ХТ-27 · МХТ-1

· ОТ-37/ХТ-37 · ХТ-130 · ХТ-133 ·БХМ-2/ХБТ-7 ·ОТ-131/ОТ-132 ·ХТ-134 ·Объект 218 ·ОТ-7 ·Д-15 ·ОУ-Т-26

Инженерные танки СТ-26/УСТ-26

·СБТ-5 ·ДМТ-28 ·СБТ-2 ·СТ-27 ·ИТ-28 ·СТ-26СО ·Т-26ТС

Лёгкие САУ «Арсеналец»

· Т-27М ·СУ-1 ·СУ-2 ·«Путиловец» ·СУ-3 ·СУ-76 ·СУ-6 · СУ-5 · АТ-1 · СУ-26 ·СУ-37 ·СУ-45

Средние и тяжёлые САУ 152-мм береговая САУ Толочкова

·СУ-7 ·СУ-8 ·СУ-14/СУ-14-1 ·СУ-100-Y ·Объект 212

Лёгкие бронеавтомобили БАД-1

· Д-8/Д-12 · ФАИ ·Боевой мотоцикл Гроховского ·ГАЗ-ТК · БА-20 · БА-30 ·БА-21 ·ЛБ-23 ·ЛБ-НАТИ ·ФАИ-2

Средние бронеавтомобили БА-27 · Д-9

· Д-13 ·ФВВ · БА-И · БА-3 ·БА-6С · БА-6 ·БА-9 · БА-10 ·ЛБ-62

Тяжёлые бронеавтомобили БА-5

· БА-11

Плавающие бронеавтомобили БАД-2

·ПБ-4 ·Бронеавтомобиль на воздушной подушке ·ПБ-7

Химические бронеавтомобили Д-18/37

·БХМ-1000/800 · КС-18 ·БА-23

САУ на автомобильном шасси СУ-12/СУ-1-12 · СУ-4 · 29К ·
Бронетранспортёры Д-14

·ТР-1 ·ТР-4 ·Бронетранспортёр Шитикова ·БА-22

Бронированные тягачи АТ-42

· «Пионер» · Т-20 «Комсомолец» · Т-26Т

Бронированные аэросани Боевые аэросани Гроховского
Моторизованные броневые вагоны Д-1 · Д-2 · КЗ-1 («Красная звезда-1») · МБВ
Броневые дрезины Д-37

· БТД · ДТР · · БД-39 · БД-41 · Ленинградская броневая дрезина

Курсивом

выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

Бронезащита

Броня танка Т-37А разрабатывалась по противопульному принципу. Его бронирование следует классифицировать, как лёгкое противопульное равнопрочное. Оно защищало танк и его экипаж только от основных винтовочных калибров, и было полностью бессильно перед попаданием в танк боеприпасов более крупного калибра и крупных осколков.

Бронекорпус малого плавающего танка имел достаточно простую коробчатую форму, который собирался из листов стали путем их склепывания и сваривания на общий каркас корпуса и между собой с использованием подкладных уголков. Для сборки бронекорпуса применялись цельно катаные листы из броневой стали толщиной 4 миллиметра для днища и крыши, а также толщиной 8 и 6 миллиметров – для формирования лобовой части корпуса, кормы и бортов соответственно.

Начиная с марта 1934 года, лобовая часть корпуса и лобовое возвышение рубки механика-водителя начали формировать из броневого листа толщиной в 10 миллиметров, что усилило противоосколочную защиту танка и его экипажа. Борта корпуса углов наклона к вертикали не имели, а лобовая и кормовая части, а так же лоб возвышающейся рубки механика-водителя были наклонены незначительно.

Лобовая часть корпуса танка Т-37А

Башня танка собиралась также при помощи сварки и заклепочных соединений из броневых листов, их креплением на каркас и между собой. Толщина броневого листа, формировавшего крышу башни, достигала 4 миллиметров. Ее лоб, корма и борта формировались из цельного броневого листа, изогнутого в виде цилиндра, толщина которого не превышала 8 миллиметров. Башня имела нишу в лобовой части и была смещена в правую сторону относительно продольной оси корпуса. Ее установка производилась на шариковую опору крыши подбашенной коробки. Повороты башни осуществлялись вручную при помощи рукояток и делительного механизма. В лобовой части башни выполнялось отверстие под установку маски (толщина брони 8 миллиметров) пулемета.

Башня плавающего танка

Башня танка Т-37А (вид сбоку)Парк Патриот, Кубинка

Проблемы при разработке легковой амфибии

Работы по отечественным амфибиям были начаты в НАМИ сразу после окончания войны. В качестве шасси для легковой машины, было решено использовать ГАЗ-67, который прекрасно зарекомендовал себя в качестве неприхотливого военного внедорожника. Чтобы сделать его амфибией, было решено воспользоваться опытом американских конструкторов, которые выпустили военный автомобиль-амфибию Форд ГПА.

В 1948 году были полностью утверждены тактико-технические требования к новому автомобилю. Машина, которая получила название НАМИ-011, предназначалась для следующих задач:

  • Перевозки разведывательных групп и командного состава по местности, которая имеет водные преграды;
  • Буксировки катеров, понтонов и прочих плавсредств, которые в те годы использовались инженерными частями армии СССР;
  • Передвижение в условиях бездорожья.

В 1949 году опытный образец был готов, и инженеры НАМИ отправили его на испытания. Все испытания прошли настолько успешно, что создатели амфибии НАМИ-011 получили сталинскую премию «За работу в области машиностроения». Машина была принята и отправлена на Горьковский автомобильный завод для запуска в серийное производство, но не всё оказалось так просто и радужно.

Формула изобретения RU 2 326 769 C2

Плавающая бронированная гусеничная машина, способная преодолевать водные преграды как в надводном, так и в полностью погруженном положениях и оборудованная для этого герметичным корпусом, водоходными движителями, системой сообщения заброневого объема корпуса с атмосферой, балластными цистернами, компрессором, гидролокатором и средствами навигации, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения максимальной скрытности и защищенности, а также независимости от глубины преодолеваемой водной преграды и свойств грунта дна, она оснащена автономной системой энергообеспечения для осуществления возможности работы и движения в полностью погруженном положении без связи с атмосферой, датчиками глубины погружения, следящей системой регулирования глубины погружения и угловой стабилизации, обеспечивающей поддержание заданной глубины при близком к нулевому запасе плавучести, и системой видеонаблюдения; причем автономная система энергообеспечения выполняется на основе аккумуляторных батарей большой емкости; всплытие и погружение осуществляются путем изменения наполнения балластных цистерн, суммарный объем которых определяется запасом плавучести и величиной расходуемого груза, при этом минимальное количество балластных цистерн, объем и расположение каждой из них принимаются исходя из обеспечения непотопляемости при повреждении или неисправности любой цистерны и затопления ей противоположной с целью незначительного смещения центра тяжести; поддержание в заданных пределах глубины погружения, углов крена и дифферента осуществляется при использовании водоходных движителей с изменяемым вектором тяги; система сообщения заброневого объема корпуса с атмосферой выполняется в виде телескопической трубы регулируемой длины, у приемного отверстия которой располагается передающая камера системы видеонаблюдения.

Тактика игры на Т37

Как уже говорилось, геймплей на легком танке в World of Tanks совсем непростая штука, урона мы наносим мало, броня картонная, запас прочности маленький и т.д. Однако, как видно выше, количество сильных сторон у нас внушительное и всем этим нужно пользоваться.

Как и на любом светляке, на T37 тактика

ведения боя довольно разнообразна, но мы всегда должны вести себя осторожно, опасаясь попаданий из вражеских стволов, тем более различных фугасниц. В начале боя можно поработать в качестве пассивного света, для этого легкий танк Т37

В начале боя можно поработать в качестве пассивного света, для этого легкий танк Т37

использует свою скорость, занимает заветный куст и светит разъезд врага. Главное, помните, маскировка у нас хорошая, но не лучшая, так что покинуть опасный квадрат нужно заранее.

Остальную часть боя мы курсируем по карте, практически не стоим на одном месте, периодически заступаю за линию фола, чтобы обнаружить вражеские замаскированные ПТ-САУ и другую технику. При этом T37 World of Tanks

способен еще стрелять, отлично делая это не сбавляя скорость.

Касательно реализации урона, мы можем одинаково хорошо вести огонь как на больших дистанциях (точность позволяет), так и крутить врага в ближнем бою

Главное – делайте это очень осторожно, лучше, если это будут уже потрепанные и неповоротливые противники, ведь урон у T37 WoT. не такой уж большой

не такой уж большой.

Описание конструкции танка Т-38

Танк Т-38 был аналогичен Т-37А, но отличался уменьшенной высотой машины, изменённой конструкцией башни и ходовой части. Схема компоновки предусматривала совмещение боевого отделения и отделения управления – размещение двигателя в кормовой части корпуса по оси симметрии танка и ведущих колёс в носовой части корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек, размещавшихся: командир танка (пулемётчик) – в башне, смещённой к левому борту корпуса, механик-водитель – в отделении управления с лева от продольной оси танка.

Водоизмещающий корпус танка коробчатой формы изготавливался из броневых листов толщиной 6, 8 и 9 миллиметров методом сварки и частотно клёпки. Он имел наклонную лобовую деталь и вертикальные борта и корму. Цилиндрическая башня, смещённая к левому борту, имела приклёпанный лобовой броневой лист и приваренную отштампованную крышу с большим люком.

Вооружение танка состояло из одного 7.62-мм пулемета ДТ, установленного в шаровой установке в лобовом листе башни с боекомплектом 1575 патронов (25 пулемётных дисков).

На танке был установлен автомобильный четырёх цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.

Трансмиссия танка состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (автомобильное сцепление от ГАЗ-АА), четырёхскоростной коробкой перемены передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов и бортовых передач. Для движения машины на плаву использовался трёхлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности коробки перемены передач.

Ходовая часть во многом была идентична плавающему танку Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам. Подвеска танка – блокированная, пружинная.

В состав противопожарного оборудования входили два тетрахлорных огнетушителя – один стационарный, установленный слева от механика-водителя, второй переносной ручной.

Видео

В конструкторское бюро ленинградского завода «Большевик» советскими представителями в Великобритании была доставлена информация о плавающем танке «Виккерс, включая фотографии и техническое описание. На основании этой информации ленинградскими конструкторами была сначала разработана документация по танку Т-33, который не пошел в серию из-за своей сложности и дороговизны, а затем и Т-37А, который 11 августа 1932 года Постановлением Совета труда и обороны СССР был принят на вооружение Красной Армии даже без создания прототипа.

Главным конструктором будущего танка, который находился в то время на бумаге, назначался Н.Н. Козырев, а предприятием, на котором планировалось выпускать машины, – 2-й автомобильный завод ВАТО в Черкизове. Первые машины были выпущены уже в конце 1934 года, а в последующем танк был запущен в серию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: