Почему екатерина ii сочла угрозой «княжну тараканову»

Премьера сериала «екатерина. самозванцы» на российском телевидении

Содержание серий

1 серия

1774 год. Российская Империя. На юге шестой год продолжается русско-турецкая война. Казна пуста. В это время во Франции объявляется самозванка — княжна Тараканова, которая выдаёт себя за внучку Петра Великого и претендует на российский престол. А на востоке Империи вспыхивает мужицкий бунт под предводительством Емельяна Пугачёва.

2 серия

Екатерина решает не уводить войска с турецкого театра военных действий для подавления восстания. В Париже Тараканова и её покровители князья Огинские получают поддержку французской короны. Пугачёв тем временем рассылает указ, в котором обещает крестьянам земли, а главное — свободу.

3 серия

Французы предлагают Пугачёву содействие в свержении Екатерины с престола. Екатерина пытается выяснить, был ли ребёнок у её предшественницы императрицы Елизаветы Петровны. А Наталья Алексеевна, жена наследника престола Павла Петровича, плетёт интриги с целью совершить переворот.

4 серия

Никита Панин просит Екатерину вернуть её внебрачного сына Алёшу в столицу и обещает позаботиться о нём. Наталья Алексеевна устраивает тайную встречу Софьи Разумовской с её ребёнком от царевича Павла Петровича.

5 серия

Павел Петрович вместе с Фон-Визиным разрабатывают проект Конституции. Никита Панин предлагает им свою помощь. Екатерина планирует отправиться в действующую армию вместе с Потёмкиным. Соратники сообщают Пугачёву, что генерал-аншеф Бибиков, командовавший войсками, мёртв.

6 серия

Лефевр заказывает портрет Таракановой для отправки европейским монархам. Опальный граф Шувалов, бывший фаворит Елизаветы Петровны, предлагает Таракановой содействие. Во время отсутствия Екатерины в столице, Никита Панин приглашает Павла Петровича на тайную встречу.

7 серия

После дуэли Андрею Разумовскому грозит каторга. Екатерина вместе с Никитой Паниным отправляется в Гатчину — в имение братьев Орловых. Никита Панин просит императрицу вернуть Алексея Орлова на службу.

8 серия

Никита Панин приносит Екатерине письмо, которое неизвестные подбросили ему в окно. Переодевшись в простых крестьян, Павел вместе с Андреем Разумовским отправляются в народ, чтобы отыскать портрет самозванца. У Екатерины и Алексея Орлова зарождается взаимный интерес.

9 серия

Екатерина влюблена в Алексея Орлова. Она решает отправить Орлова командовать русской эскадрой в Неаполе. В это время, втайне от Екатерины, обер-секретарь Степан Шешковский отправляет своих агентов для нападения на Тараканову и её покровителей князей Огинских.

10 серия

Наследник престола Павел Петрович передаёт Екатерине проект Конституции, над которым он работал вместе с Фон-Визиным. Армия под руководством Суворова одерживает одну победу за другой на юге Османской Империи. Андрей Разумовский оказывается в казематах Петропавловской крепости.

11 серия

Пугачёв захватывает пригороды Казани и освобождает свою жену и детей. Он пополняет свои ряды сторонниками и берёт новых пленников: Гавриила Державина и его верного друга Блудова. Среди сторонников Пугачёва оказывается Влас – сбежавший кучер Никиты Панина.

12 серия

Панину удаётся уговорить Екатерину назначить его брата Петра главой корпуса по подавлению пугачёвского бунта. Андрей Разумовский прибывает в Неаполь с секретной миссией. Турки, ожидая поддержки Запада, пытаются оттянуть заключение мирного договора.

13 серия

В стане Пугачёва зреет заговор. Его соратники недовольны близкими отношениями предводителя с дворянкой Харловой. В Неаполе разлетаются слухи о любовных похождениях Разумовского. Им заинтересовалась сама супруга короля Фердинанда Мария Каролина. Фердинанд лично приглашает Тараканову на королевский приём.

14 серия

Турки предлагают свою помощь Таракановой для достижения её целей. Неизвестные нападают на получившего командование эскадрой Алексея Орлова – он ранен. Суворов прибывает на Урал. Недовольство среди пугачёвцев растёт с каждым днем.

15 серия

Тараканова и Алексей Орлов проникаются симпатией друг к другу. Пугачёв схвачен и посажен в клетку. Его допрашивает сам Суворов. Уже в Москве Екатерина и Павел приходят в темницу, чтобы лично поговорить с бунтовщиком.

16 серия

Тараканову арестовывают и привозят в Петропавловскую крепость. Она понимает, что Алексей Орлов её предал. Екатерина видит чувства Орлова к Таракановой и не может его простить, однако, обещает пощадить Тараканову, если та подпишет отречение от престола…

Читайте на SoapTV.ru

  • СеняФедя (3 сезон) — содержание серий
  • Канцелярская крыса-2 (Россия, 2019) — содержание серий
  • Братаны-3 (Россия, 2012) — содержание серий
  • Хэппи (США, 2017-2019) — содержание серий
  • Братаны-4 (Россия, 2014) — содержание серий

Происхождение

Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская была дочерью малоизвестного немецкого принца Ангальт-Цербстского, но через свою мать она была связана с герцогами Гольштейнскими. В 14 лет она была выбрана женой Карла Ульриха, герцога Гольштейн-Готторпского, внука Петр Великий и наследник русского престола как великий князь Петр. В 1744 году Екатерина прибыла в Россию, приняла титул великой княгини Екатерины Алексеевны и вышла замуж за своего молодого двоюродного брата в следующем году. Брак был полным провалом; последующие 18 лет были полны разочарования и унижения для нее.

Русью в то время управляла дочь Петра Великого, императрица Елизавета, чье 20-летнее правление сильно стабилизировало монархию. Посвященная огромному количеству удовольствий и роскоши и очень желающая придать своему двору блеск европейского двора, Елизовета подготовила путь для Екатерины.

Екатерина, однако, не стала бы императрицей, если бы ее муж был совсем нормальным. Он был чрезвычайно невротическим, мятежным, упрямым, возможно, импотент, почти алкоголик, и, что наиболее серьезно, фанатичный поклонник Фридриха II в Пруссии, врагом императрицы Елизаветы. Екатерина, напротив, была ясной и амбициозной. Ее интеллект, гибкость характера и любовь к России получили ее большую поддержку.

Она была унижена и скучала по своей прежней жизни.  Она обладала живым умом и необычайной энергией. В течение одной жизни ее мужа у нее было по крайней мере три любовника; если верить ее намекам, ни один из ее трех детей, не был ребенком Петра. Однако ее настоящей страстью были амбиции; поскольку Петр был неспособен править, она довольно рано увидела возможность уничтожить его и управлять Россией сама.

Императрица Елизавета скончалась 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года по новому стилю). Россия, в союзе с Австрией и Францией, была вовлечена в семилетнюю войну против Пруссии. Вскоре после смерти Елизаветы Петр, ныне император, прекратил участие России в войне и заключил союз с Фридрихом II из Пруссии. Он не пытался скрыть свою ненависть к России и свою любовь к родной Германии; бесконечно дискредитируя себя своими глупыми поступками, он также готовился избавиться от своей жены. Екатерине оставалось только нанести удар: она имела поддержку армии, особенно полков в Санкт-Петербурге, где был Григорий Орлов. Также на ее стороне было общественное мнение в обеих столицах (Москва и Санкт-Петербург). 28 июня (9 июля по новому стилю) 1762 года она привела полки, которые сплотились к ее делу, в Санкт-Петербург и провозгласила себя императрицей и самодержцем в Казанском соборе. Петр III отрекся от престола и был убит через восемь дней. Хотя Екатерина, вероятно, не заказывала убийство Петра, оно было совершено ее сторонниками, и общественное мнение признало ее виновной. В сентябре 1762 года она была увенчана великой церемонией в Москве, древней столице царей, и начала царствование, которое должно было длиться 34 года в качестве императрицы Руси под названием Екатерина II.

Печальный финал

Вскоре Тараканова поняла, что ей, похоже, уже никогда не будет суждено выйти на свободу, и тем не менее она отправила Екатерине II исполненное горького отчаяния письмо:

«Ваше императорское величество, я полагаю, настало время уведомить Вас о том, что всего, писанного в стенах этой крепости явно недостаточно, чтобы развеять подозрения Вашего величества на мой счет. А посему я решилась обратиться к Вашему императорскому величеству с мольбой выслушать меня лично, но не только поэтому, а еще и потому, что я могу принести большую пользу России.

И моя мольба — верное тому ручательство. К тому же я вполне могла бы опровергнуть все, что было написано и сказано против меня.

Я с нетерпением жду распоряжений Вашего императорского величества и уповаю на Ваше великодушие.

Имея честь выразить Вашему императорскому величеству заверения в моем глубочайшем почтении, я по-прежнему остаюсь Вашей покорнейшей и смиреннейшей слугой.

Елизавета».

Кроме того, Тараканова написала два письма князю Голицыну и подписалась все тем же именем — Елизавета. Таким образом она дважды совершила непростительную оплошность, чем навлекла на себя гнев Екатерины, потому что та не преминула заметить Голицыну следующее:

«Князь! Соблаговолите передать небезызвестной особе, что, ежели ей угодно облегчить свою участь, пусть прекратит ломать комедию и выбросит спесь из головы, ибо, судя по ее письмам к вам, дерзко подписанным именем Елизаветы, она так до сих пор и не образумилась. Велите передать ей, что никто ни на мгновение не сомневается в том, что она отъявленная авантюристка и что вы настоятельно советуете ей умерить тон и чистосердечно признаться, кто надоумил ее взять на себя эту роль, где она родилась и с какого времени начала заниматься мошенничеством. Повидайтесь с нею и еще раз передайте, чтобы прекратила ломать комедию. Надо же, какая негодяйка!

Актеры и роли в сериале

Марина Александрова — императрица Екатерина II Алексеевна;

Павел Табаков — Павел Петрович, сын Петра III и Екатерины II, великий князь, наследник Российского престола;

Сергей Марин — Григорий Григорьевич Орлов, граф;

Владимир Яглыч — Григорий Александрович Потёмкин;

Сергей Колтаков — Никита Иванович Панин, граф, советник императрицы, воспитатель Павла;

Михаил Горевой — Степан Иванович Шешковский, тайный советник;

Станислав Стрелков — Адам Васильевич Олсуфьев, статс-секретарь Екатерины;

Алина Томников — Вильгельмина / Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская / Великая княгиня, 1-я жена Павла;

Александр Ткачев — Андрей Кириллович Разумовский;

Артём Алексеев (II) — Алексей Григорьевич Орлов, брат Григория;

Любава Грешнова — Софья Степановна Чарторыжская (Разумовская), фрейлина Екатерины;

Игорь Скляр — Иван Иванович Бецкой, личный секретарь императрицы;

Родион Галюченко — Пётр Кириллович Разумовский;

Моника Госсманн — Гертруда, няня Вильгельмины;

Ангелина Стречина — княжна Тараканова;

Данила Дунаев — Гавриил Державин, поэт;

Артур Иванов — Емельян Пугачёв;

Диана Милютина — Екатерина Нелидова;

Максим Важов — Влас, слуга Панина;

Игорь Балалаев — Александр Суворов;

Кузьма Сапрыкин — Денис Фонвизин, литератор;

Семён Лопатин — Блудов;

Валерий Новиков — Андрей Гавриилович Чернышёв,

обер-комендант Петропавловской крепости;

Василиса Измайлова — Виола Елагина;

Сергей Тэсслер — король Фердинанд;

Анатолий Просалов — капитан-драгун;

Виктор Фалалеев — торговец;

Полина Федина — Устинья;

Олег Чугунов — эпизод;

Вероника Волоха — Аграфена;

Ола Кейру — Лука, слуга Павла;

Сергей Зарубин — Калиостро;

Игорь Костерин — помощник Петра Панина;

Сергей Горошко — Гартенберг;

Дмитрий Овчинников — городской глава;

Данил Слуцкий — Михал Огинский;

Валентина Гущина — прачка;

Саак Дурян — Абдул-Гамид;

Юрий Скулябин — Колун;

Дмитрий Фёдоров — Митрофанушка;

Ольга Макеева — королева Мария-Каролина;

Мария Чувилина — Франческа;

Евгений Казанцев — лоточник;

Владислав Толдыков — начальник острога;

Никита Табунщик — Трофим;

Анна Панфилова — Катенька;

Юрий Дикун — гость на балу.

Княжна Тараканова обессмертила художника

Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866) многие искусствоведы называют художником одной картины. Умер он от туберкулез в тридцать шесть лет. «Княжна Тараканова» стала картиной, которая обессмертила художника.

     Происхождение княжны  до сих пор туманно.  С XVIII века существует легенда, нашедшая отражение и в европейской литературе, о том, что императрица Елизавета вступила в тайный брак с Алексеем Разумовским. К слову, имя этого вельможи тесно связано с Восточным административным округом. Именно в Перове находился  его летний дворец, возведенный по проекту Франческа Растрелли.

    Находился дворец на месте, где теперь расположен кинотеатр «Владивосток» (улица  Сергея Лазо, дом 3). Строение было разобрано в конце XVIII века. Дворец являлся частью дворцово-паркового ансамбля, включавшего и сохранившуюся до наших дней Знаменскую церковь конца XVII — начала XVIII века. Имеется предание, что именно в этой церкви императрица и граф были тайно повенчаны…

    От прежней великолепной усадьбы осталась лишь часть Перовского парка. Говорят, что в честь рождения своей дочери Елизаветы Августы, граф Разумовский высадил там дуб. Так это или нет, доказать сложно. Однако старый дуб в парке имеется и прежде туда довольно часто приводили экскурсии.

Какая-то элита у нас трусливая получается…

В-первых, война с османами уже была выиграна, и это считалось фактом ещё год назад. Мир не был заключён лишь из-за воинственной позиции султана и интриг венского двора — ещё одной стороны, заинтересованной в разделетурецкого пирога». Однако в самом начале 1774 года султан сменился, а положение турок стало столь безнадёжным, что вся кампания 1774 года уложилась в два месяца боевых действий, после которых османы приняли русские условия и начали переговоры о мире.

Что же мы видим в сериале? Все русские сановники страшно боятся продолжения боевых действий, считая, что империя не вынесет военного напряжения. От Григория Потёмкина до генерала Суворова — все уговаривают Екатерину II немедленно остановить войну.

История Пугачёва подана крайне необычно. В реальности в начале 1774 года восставшие терпели поражение за поражением и правительство отлично понимало, что мятеж будет подавлен в самое ближайшее время. Пугачёв вместе с остатками своих войск бежал от преследовавшей его русской армии, сжигая уральские заводы, а затем прорвался к Волге, где запылали города и помещичьи усадьбы.

К этому времени бо́льшую часть восставших составляли уже не профессиональные воины-казаки, а едва умевшие держать оружие крепостные крестьяне. Так что, несмотря на спешную переброску войск, после завершения войны с турками для усмирения мятежников хватило тех регулярных частей, что были отданы под командование подполковника Ивана Михельсона ещё весной.

Появление в обществе

На исторической сцене Тараканова появляется около 1770 года. Эдвард Радзинский пишет, что тогда она проживала во французском городе Бордо, причём заявляла, что является дочерью австрийского императора. Да-да, начала свои дела княжна именно с Австрии. Тогда юная Елизавета даже не пыталась скрываться.

Она ведёт роскошный образ жизни, активно транжирит деньги богатых покровителей, причём в такой “стихии” чувствует себя комфортно и легко. В итоге столь дерзкое поведение вызывает гнев австрийской императрицы. Тараканова даже оказывается в тюрьме, однако вскоре возвращается на свободу и отправляется в Бельгию, а после — в Англию и Францию.

Французская школа XVIII в. «Портрет молодой леди с цветами в волосах» (не является портретом княжны Таракановой)

Близкими соратниками лже-княжны становятся купец Ван Турс и Шенк, имевшие весьма сомнительную репутацию. Среди поклонников Таракановой был и Михаил Огинский, который в дальнейшем станет выдающимся музыкантом. Появляясь в высших кругах европейского общества, Елизавета рассказывает придуманную заранее “сказку”.

Влиятельные почитатели узнают, что она якобы принадлежит к княжескому роду Владимирских, однако из-за борьбы за власть вынуждена была покинуть родину. Юные годы Елизаветы, как говорила она, прошли в Персии, где она воспитывалась у купца Али. Кстати, последние сведения вполне могли быть правдой, поскольку известно, что Тараканова знала персидский язык.

Джордж Ромни «Портрет молодой женщины» (не является портретом княжны Таракановой)

Драма на пустом месте

И, наконец, княжна Тараканова, она же принцесса Владимирская. Ей создатели сериала придумали совершенно фантастическую историю. Всё начинается с драматической сцены, как в парижскую тюрьму Коньсержери приходят поляки и француз — особый представитель короля Людовика XV, — чтобы освободить самозванку из заключения и использовать её против России.

Прежде всего, Тараканова никогда не была узницей Коньсержери. И версальский двор не имел никакого отношения к авантюре принцессы Владимирской. Более того, к 1774 году недавно очень напряжённые русско-французские отношения начали постепенно меняться. Ещё четыре года назад был отправлен в отставку старый недруг России герцог Шуазёль. Трещал по швам Северный аккорд — союз России, Пруссии и Великобритании против Франции и Австрии. Вскоре случитсяпереформатирование» системы альянсов, а Франция, в противовес англичанам, будет играть на русской стороне.

Создатели сериала стремительно нагнетают напряжённость. Всё плохо, великая Российская империя рушится под ударами врагов. Их желание подать сюжет как можно более яркими красками можно понять, но зачем заниматься откровенным враньём? История России красива и драматична и без того, чтобы рисовать апокалиптическую картину, где турки, Пугачёв и авантюристы сплетаются в зловещий клубок инспирированного из-за рубежа всемирного антирусского заговора.

История жизни Елизаветы Таракановой

Встреча происходила с глазу на глаз, свидетелей не было. Известно только, что продолжалось свидание недолго, Орлов выскочил из каземата бледный и с перекошенным лицом, а его жертва окончательно потеряла рассудок и уже никого не узнавала до своего смертного часа. 

Родив сына – Александра Алексеевича Чесменского, «дворянина неизвестного происхождения», «княжна Владимирская» скончалась от кровотечения. Ее похоронили в крепости близ Алексеевского равелина, и посаженные кем-то над могилой кусты боярышника разрослись затем в небольшой садик. 

Елизавета Петровна — третья императрица всероссийская

Но когда несколько дней спустя Екатерина, перечитывая допросные листы, пыталась разгадать загадку самозванки, ей доложили, что во дворец прибыла и почтительно просит об аудиенции… княжна Владимирская. 

То оказалась подлинная княжна Владимирская, Анастасия Андреевна, в замужестве – миссис Ли. Потеряв мужа и двух сыновей во время войны Америки с Англией за свою независимость, она решила вернуться на родину и вступить в права наследства. И с изумлением узнала, что она якобы «всклепала на себя» имя дочери императрицы Елизаветы и предъявляла свои права на российский престол. 

Анастасия Андреевна поспешила к Екатерине, чтобы убедить ее: никакой иной княжны Владимирской, кроме нее, нет и быть не может, а сама она ни на что не претендует. 

Екатерина предложила Анастасии пожить в монастыре на правах гостьи. Избран был Ивановский женский монастырь в самом центре Москвы. Там княжне Владимирской предоставили прекрасные покои с садом перед окнами, все ее приказания выполнялись мгновенно. Она ни в чем не испытывала нужды. 

Создать такие условия для наследницы одного из самых значительных в России состояний было совсем нетрудно, тем более что после нее наследником всего становилась казна. Императрица сначала запретила Анастасии Андреевне покидать стены монастыря, а потом намекнула в личном письме, что Россия в тяжком положении, нужны деньги, и неужели же княжна Владимирская, обладая многомиллионным состоянием… 

Княжна Владимирская подписала бумаги о передаче всех своих капиталов, земель и доходов с них государству, а сама постриглась в монахини под именем Досифеи. На этом великосветском пострижении была, пожалуй, вся Москва. Не было только Алексея Орлова-Чесменского, который вообще объезжал Ивановский монастырь за версту с тех пор, как там поселилась княжна Владимирская. Орлов считал, что это – обманутая им женщина, что слухи о ее смерти – ложь, специально пущенная Екатериной, и панически боялся встречи со своей итальянской любовью. 

Алексей Григорьевич Разумовский

Впрочем, более распространенная версия о том, что под монашеским одеянием Досифеи скрывалась подлинная княжна Тараканова – родная дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Скромная и красивая, настоящая наследница русского престола, она не помышляла о царствовании и, подобно лже-Елизавете, была обманом приглашена на корабль и увезена в Россию, где ее заточили в монастыре. Произошло это только в 1785 году, когда Августе Таракановой было уже сорок лет. На ее содержание отпускалась из казначейства изрядная сумма. После смерти Екатерины II Досифею стали посещать известные лица; митрополит Платон приезжал поздравлять ее по большим праздникам, и даже одно лицо из императорской фамилии посетило ее келью и долго беседовало с затворницей. Досифея до самой своей смерти при каждом стуке в дверь сильно бледнела. У нее имелись портрет императрицы Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она, после долгого колебания, сожгла. Судя по портрету, она была очень похожа на Елизавету Петровну. 

Остается добавить, что митрополит Платон и лица императорской фамилии не стали бы, наверное, посещать Досифею, если бы под ее именем скрывалась какая-то Анастасия Владимирская. И зачем ей, выросшей и прожившей полжизни за границей, чужому для Елизаветы Петровны человеку, годами бережно хранить портрет покойной императрицы? 

Ряд историков, в том числе и К. Валишевский, однозначно считают, что императрица Елизавета Петровна была бездетной. Опираясь на медицинские свидетельства тех давних времен, польский исследователь сообщает: еще смолоду цесаревна страдала «немочью» по женской части, что делало ее неспособной зачать и родить ребенка. 

Письмо княжны Орлову

О Досифее говорили, что она может предсказать будущее, отвести беду, вылечить неизлечимую болезнь. Правда это или вымысел – трудно сказать. Похоронили ее в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых как последнюю представительницу этого рода – боярского, не царского. На серой плите значились лишь монашеское имя и день кончины – 4 февраля 1810 года. 

Орлову за содействие была обещана опора и защита

    Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк. Потом — мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете. Пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским. В 1774 году княжна, поддерживаемая польской Барской конфедерацией и князем Карлом Радзивиллом, объявила себя сестрой Пугачева и претенденткой на российский престол. Она заявляла, что императрица Елизавета I передала ей права на престол.

   Естественно, императрица Екатерина II не могла остаться безучастной  и она поручает графу Алексею Орлову похитить самозванку.

    Граф Алексей Орлов, адмирал русской эскадры, незадолго до встречи с княжной, победил турок под Чесмой. Его эскадра стояла в Ливорно, готовясь к возвращению на родину. Сам граф поселился в Пизе — уютном городке среди роскошной итальянской природы. 18 августа 1774 года его сиятельство получает от самозванки пакет с её «манифестиком» (фр. petit manifeste) или воззванием, адресованным русским морякам.

    К манифесту было приложено письмо. В нём «княжна» назвалась дочерью Елизаветы Петровны, упоминала вымышленное завещание императрицы, рассказывала о своей жизни при матери до девятилетнего возраста, затем у «шаха персидского». Не скрывает своего намерения  при помощи Емельяна Пугачёва (под именем которого якобы выступал «князь Разумовский») занять престол. В этом намерении её поддерживают турецкий султан и европейские государи.

   Алексею Орлову за содействие были обещаны «опора, защита» и вечная признательность

Из осторожности самозванка писала, будто находится в Турции с надёжной охраной

   Ещё один «манифестик» был направлен Никите Ивановичу Панину, который (как полагается, по прямому приказу Екатерины, не желавшей привлекать внимание к этой истории) назвал претендентку «побродяжкой» и оставил её письмо без всякого внимания

Картина-скандал

Картина Флавицкого «Княжна Тараканова» была написана в 1864 году. Вскоре она была представлена на выставке Академии художеств. Полотно было принято обществом с восторгом. Критики не переставали восхищаться творением Флавицкого, зрители были потрясены натуралистичностью сюжета и драматизмом изображённых живописцем событий. Конечно, все были поражены историей, «рассказанной» Флавицким. Но, как оказалось, самого мастера могли ожидать серьёзные проблемы.

Дело в том, что в императорской семье эта версия о смерти Таракановой тщательно скрывалась. Почему? Сложно ответить на этот вопрос. Вероятно, представители дома Романовых не хотели бросать тень на своих предшественников. Произведение Флавицкого вызвало настоящий скандал, став провокацией и дерзким вызовом императорскому дому. Вот только сама картина приобрела такой успех, что противостоять любимцу публики никто из правящего семейства не решился. Однако император Александр II приказал во всех справочниках и каталогах рядом с указанием на «Княжну Тараканову» неизменно отмечать:

Под «романом» подразумевалась опубликованная в журнале «Русская беседа» от 1859 года наполовину реальная история Михаила Лонгинова. Правда, именно эта внесённая Александром II поправка, которую было приказано сделать обязательным дополнением к описанию, меня невольно смущает. Действительно ли история, изображённая Флавицким, была просто народным вымыслом, и император всего лишь хотел обелить имя Екатерины Великой?

А может, события эти всё же произошли на самом деле, из-за чего показанный живописцем финал жизни Таракановой прежде так тщательно скрывался? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем ответ на этот вопрос. Надо признать, что Екатерина II не была склонна к жестокости и вряд ли приказала бы заточить «княжну» в камеру, где ту ожидала столь страшная смерть. К тому же, если верны сведения, что Тараканова умерла в 1775 году, то предположение о затоплении её камеры и вовсе является мифом.

Комендантский дом Петропавловской крепости, последнее пристанище княжны Таракановой / ekaterina-ii.ru

Константин Флавицкий сумел сочетать эмоции, историю и реализм изображённого им сюжета в одном произведении. После написания «Княжны Таракановой» живописцу было присуждено звание профессора исторической живописи. Его картина приобрела успех не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве. Знаменитый критик тех времён, В.В.Стасов, отмечал, что работа Флавицкого стала «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Увидев однажды это произведение искусства, его решил приобрести Павел Третьяков для своей знаменитой галереи. Правда, куплена картина была уже после смерти художника.

На обложке: Картина К.Д.Флавицкого «Княжна Тараканова» в Третьяковской галерее 

Михаил Горевой (Степан Шешковский)

Сериал «Екатерина. Самозванцы»: актер Михаил Горевой в роли Степана Шешковского, etvnet.com

Сериал «Годунов»: актеры и роли

Степан Шешковский состоял при «особых поручениях» императрицы и руководил Тайной экспедицией ею учрежденной. Обладая талантом к сыску, граф оказал неоценимые услуги Екатерине II, особенно в начале ее правления.

Советский и российский актер Михаил Горевой, принявший участие в создании картины «Екатерина. Самозванцы», снялся в проектах 2019 года «Русалки» и «Путь на остров каторжных». Артист преподавал сценическое мастерство в США и нередко снимается в международных картинах («Хантер Киллер», «Телохранитель киллера», «Отпетые напарники»). Среди знаменитых ролей Михаила Горевого — изобретатель Попов в боевике о Джеймсе Бонде «Умри, но не сейчас».

В сериале также снимались актеры Игорь Балалаев, Александр Ткачев, Артур Иванов, Ола Кейру, Ангелина Стречина и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: