17 апреля или неделя святых жен-мироносиц?

Церковь и государство в россии 1917-1920-х гг.

Основные принципы законодательства о вероисповеданиях в Российской империи

  • Во многоконфессиональной Российской империи разрешённые законом вероисповедания подразделялись на православное (Православная российская церковь), инославных, сектантов и иноверных. Православная российская церковь имела статус «господствующей», некоторые церкви (например, Евангелическо-лютеранская и Армяно-Григорианская) являлись «покровительствуемыми императором».
  • Правом проведения миссионерской деятельности обладала лишь одна Православная российская церковь.
  • Законодательство Российской империи определяло всякого подданного как человека религиозного. Каждый должен был принадлежать к какой-то религиозной общине. Атеизм и агностицизм могли присутствовать только в качестве личного мировоззрения, но при формальном сохранении принадлежности к религиозной общине.
  • Законом был зафиксирован наследственный характер религиозных предпочтений: им предписывалось, что каждый подданный России, вне зависимости от сословного положения, принадлежит к тому вероисповеданию, в каком рождён и какую исповедовали его предки.
  • Одним из главных ограничений религиозной свободы личности было недопущение законом свободного выбора веры, прежде всего для членов «господствующей» в Российской империи Православной российской церкви. Закон не допускал переход православного лица в иную, даже христианскую, религиозную общину. Выход из Православной церкви был строго запрещён.

История протестантизма

Слово «протестант» произошло от протестов немецких князей во втором Шпейерском сейме в 1529 году. Сейм проголосовал за прекращение веротерпимости к тем, кто следовал учениям Мартина Лютера в Германии.

Раньше идеи Лютера считались недопустимыми. Первый сейм в 1526 г. разрешил следовать его учениям. Но в 1529 г. люди опять лишились этого права, и немецкие князья начали против этого протестовать.

Суть протестантского учения лежит в Пяти основах протестантского богословия (Пять Solae; лат. Solae — «уединённый»), где даётся краткое изложение протестантской теологии:

  • Sola Scriptura — «только Писание»;
  • Sola fide — «только вера»;
  • Sola gratia — «только благодать»;
  • Solus Christus — «только Христос»;
  • Soli Deo gloria — «только Богу будет слава».

Основные характеристики протестантизма

Существенным образом протестантизм характеризуется акцентом на Библию, как на единственный источник непогрешимой истины, и на доктрину спасения благодатью только через веру (они известны как формальные и материальные причины реформации соответственно).

Как протестанты сами сообщают, в их традициях поощрять толкование Священных Писаний частными лицами, вместо того чтобы полагаться на толкование церквями.

Для протестантства писание считается ясным и понятным, когда ясны основные истины спасения. В результате различных толкований возникли различные деноминации, такие как баптисты, лютеране и методисты, каждая из которых придерживается своих отличительных доктрин.

Разница между методистской, баптистской и лютеранской церквями

Методисты Баптисты Лютеране
крестят младенцев крестят только взрослых и молодёжь, способную понять веру крестят младенцев
совершают крещение погружением, окроплением и поливанием совершают крещение только погружением крещение полным погружением, обливанием или окроплением троекратно
имеют систему епископальной иерархии управления имеют конгрегационную независимость имеют систему епископальной иерархии управления
дают епископам полномочия назначать пасторов в приходы собрание вместе выбирает своего пастора пасторы назначаются
верят, что человек сам выбирает быть спасённым утверждают, что после спасения человек навсегда спасён и не может попасть в немилость спасением он обязан только Богу
как правило, менее фундаментальны в основном фундаменталисты как правило, менее фундаментальны

Протестантизм в России

Ещё при жизни Лютера в России появились первые протестантские общины, при царе Василии III (годы жизни царя 1479—1533). В будущем московские цари отдавали предпочтение протестантам, а не католикам, им гарантировали полную свободу вероисповедания. При этом им ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру. Попытки карались жестокими мерами — костром.

В конце 17 века в Москве уже существовали 3 лютеранские и одна реформатская церкви. Вскорости в Архангельске, Астрахани и других крупных городах появились кирхи (от нем. Kirche — церковь) и протестантские школы. Со времён Петра I делами российских протестантов управлял Синод. Им разрешались браки с православными если детей будут растить православными.

Николай I (1796—1855) подписал Устав протестантских церквей в Российской империи в 1832 г. По этому уставу следовало, что общины должны были избирать высший совет, который должен был следить за соблюдением религиозных и государственных законов. Часть жалованья пастора шла из казны, а его правовое положение было эквивалентно дворянскому.

Все вероучения были разделены на 4 класса: православные, другие христиане, раскольники и нехристиане. Протестантство допускало лишь официально признанные конфессии — лютеране, англикане, реформаты. Другие назывались никак иначе как «секты» и при этом, среди них выделяли «особо вредные секты», как например, баптисты.

Александр II (1818—1881) подтвердил запрет на миссионерство и российские баптисты и евангельские христиане особенно пострадали в это время. Однако евангельское христианство и баптизм распространились в империи во второй половине XIX века. И уже к 1910 году количество евангельских христиан и баптистов, по их собственным оценкам, дошло до 100.000.

17 апреля 1905 года Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» (Указ о свободе вероисповедания), по которому было разрешено выйти из православной церкви.

В 1912 году в Петербурге было уже 22 крупных протестантских храмов (протестанты составляли 12,59 % населения столицы и 4,85% всего населения России).

Протестантизм отличие от православия

Православие Протестантизм
Организация Это группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вера Возник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом
Главный источник религиозного познания Для православных Священное Писание и Священное Предание являются главными источниками религиозного познания Протестанты принимают как главный источник религиозного познания «только Писание» (sola Scriptura), однако каждое течение имеет своё собственное толкование
Святой Дух Православные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца» В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына»
Судный день/Осуждение Православные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудр Для одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются)
Иерархия В православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диакон Не существует особенного распределения титулов
Молитвы поминания Существуют молитвы поминания мёртвых Не поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении
Хлеб и вино В Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь Христа В тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа
Крещение младенцев Крещение младенцев по вере их родителей Не общепринято крестить младенцев
Монашество Монашество играет большую роль Монашество часто не существует
Женское священство Женское священство не существует Женское священство существует
Иконы Почитание святых икон Отрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами
Святые Существует Небесная Церковь (молитвы к святым) У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу
Однополые отношения/брак Однополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможен Со временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе
Крещение и спасение Крещение не гарантирует спасения Крещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение
Ангел-хранитель Есть ангел-хранитель Нет ангела-хранителя

Значение Указа

  • С выходом Указа от 17 апреля 1905 года в Российской империи была установлена ограниченная свобода вероисповеданий: свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов;
  • Указ юридически закрепил права личности на переходы в рамках христианских исповеданий, допущение перехода ряда лиц из православия в одну из нехристианских вер;
  • Указ распространил принципы веротерпимости на старообрядцев и сектантов, укрепил их правовой статус, предоставил старообрядцам ряд привилегий;
  • Легализовались и активизировались новые протестантские конфессии (евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, мормоны);
  • Выход Указа способствовал установлению согласия в русском обществе, «воспитанном в убеждении о вреде старообрядческого и сектантского раскола и необходимости борьбы с ним».
  • Старообрядцы официально перестали называться раскольниками, им была объявлена свобода в деле отправления богослужений, строительства храмов, основания монастырей, беспрепятственной проповеди своей веры, была проведена грань между старообрядческими согласиями и сектантами.
  • Указ от 17 апреля 1905 года был «крайне важен для религиозной свободы старообрядцев». С его выходом начался «золотой век старообрядчества», продлившийся до Революции 1917 года.
  • Выход Указа обусловил проведение амнистии для лиц, отбывавших наказания по религиозным преступлениями. Была проведена либерализация правоприменительной практики и отмена ряда административных распоряжений, стеснявших свободу вероисповедания. Вероотступничество перестало считаться преступлением.
  • После выхода Указа о веротерпимости Православная российская церковь потеряла значительную часть своей паствы на западе империи. По официальным сведениям, в 1905—1907 годы в польских губерниях Люблинской и Седлецкой, а также в украинских и белорусских землях свыше 200 тысяч человек оставили православие, перейдя к католикам и греко-католикам (170 тысяч человек). В Поволжье имели место переходы православных в ислам (36 тысяч).
  • Указ расширил применение языков национальных меньшинств Российской империи, поскольку разрешал преподавание Закона Божьего в начальных школах на родном языке учащихся.
  • С выходом Указа Православная российская церковь de jure лишалась своего «господствующего» положения и вставала в ряд с иноверными исповеданиями. При этом она оказалась «единственной среди всех религиозных организаций, неразрывно связанной с государственным аппаратом православной империи».
  • Для части российского общества Указ «Об укреплении начал веротерпимости» сыграл определённую эмоционально-психологическую роль: в период событий российской Революции 1905—1907 годов у некоторых «пошатнулась вера в царское правительство», которое якобы «отказалось» от политического покровительства православию.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: