Основные принципы законодательства о вероисповеданиях в Российской империи
- Во многоконфессиональной Российской империи разрешённые законом вероисповедания подразделялись на православное (Православная российская церковь), инославных, сектантов и иноверных. Православная российская церковь имела статус «господствующей», некоторые церкви (например, Евангелическо-лютеранская и Армяно-Григорианская) являлись «покровительствуемыми императором».
- Правом проведения миссионерской деятельности обладала лишь одна Православная российская церковь.
- Законодательство Российской империи определяло всякого подданного как человека религиозного. Каждый должен был принадлежать к какой-то религиозной общине. Атеизм и агностицизм могли присутствовать только в качестве личного мировоззрения, но при формальном сохранении принадлежности к религиозной общине.
- Законом был зафиксирован наследственный характер религиозных предпочтений: им предписывалось, что каждый подданный России, вне зависимости от сословного положения, принадлежит к тому вероисповеданию, в каком рождён и какую исповедовали его предки.
- Одним из главных ограничений религиозной свободы личности было недопущение законом свободного выбора веры, прежде всего для членов «господствующей» в Российской империи Православной российской церкви. Закон не допускал переход православного лица в иную, даже христианскую, религиозную общину. Выход из Православной церкви был строго запрещён.
История протестантизма
Слово «протестант» произошло от протестов немецких князей во втором Шпейерском сейме в 1529 году. Сейм проголосовал за прекращение веротерпимости к тем, кто следовал учениям Мартина Лютера в Германии.
Раньше идеи Лютера считались недопустимыми. Первый сейм в 1526 г. разрешил следовать его учениям. Но в 1529 г. люди опять лишились этого права, и немецкие князья начали против этого протестовать.
Суть протестантского учения лежит в Пяти основах протестантского богословия (Пять Solae; лат. Solae — «уединённый»), где даётся краткое изложение протестантской теологии:
- Sola Scriptura — «только Писание»;
- Sola fide — «только вера»;
- Sola gratia — «только благодать»;
- Solus Christus — «только Христос»;
- Soli Deo gloria — «только Богу будет слава».
Основные характеристики протестантизма
Существенным образом протестантизм характеризуется акцентом на Библию, как на единственный источник непогрешимой истины, и на доктрину спасения благодатью только через веру (они известны как формальные и материальные причины реформации соответственно).
Как протестанты сами сообщают, в их традициях поощрять толкование Священных Писаний частными лицами, вместо того чтобы полагаться на толкование церквями.
Для протестантства писание считается ясным и понятным, когда ясны основные истины спасения. В результате различных толкований возникли различные деноминации, такие как баптисты, лютеране и методисты, каждая из которых придерживается своих отличительных доктрин.
Разница между методистской, баптистской и лютеранской церквями
Методисты | Баптисты | Лютеране |
---|---|---|
крестят младенцев | крестят только взрослых и молодёжь, способную понять веру | крестят младенцев |
совершают крещение погружением, окроплением и поливанием | совершают крещение только погружением | крещение полным погружением, обливанием или окроплением троекратно |
имеют систему епископальной иерархии управления | имеют конгрегационную независимость | имеют систему епископальной иерархии управления |
дают епископам полномочия назначать пасторов в приходы | собрание вместе выбирает своего пастора | пасторы назначаются |
верят, что человек сам выбирает быть спасённым | утверждают, что после спасения человек навсегда спасён и не может попасть в немилость | спасением он обязан только Богу |
как правило, менее фундаментальны | в основном фундаменталисты | как правило, менее фундаментальны |
Протестантизм в России
Ещё при жизни Лютера в России появились первые протестантские общины, при царе Василии III (годы жизни царя 1479—1533). В будущем московские цари отдавали предпочтение протестантам, а не католикам, им гарантировали полную свободу вероисповедания. При этом им ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру. Попытки карались жестокими мерами — костром.
В конце 17 века в Москве уже существовали 3 лютеранские и одна реформатская церкви. Вскорости в Архангельске, Астрахани и других крупных городах появились кирхи (от нем. Kirche — церковь) и протестантские школы. Со времён Петра I делами российских протестантов управлял Синод. Им разрешались браки с православными если детей будут растить православными.
Николай I (1796—1855) подписал Устав протестантских церквей в Российской империи в 1832 г. По этому уставу следовало, что общины должны были избирать высший совет, который должен был следить за соблюдением религиозных и государственных законов. Часть жалованья пастора шла из казны, а его правовое положение было эквивалентно дворянскому.
Все вероучения были разделены на 4 класса: православные, другие христиане, раскольники и нехристиане. Протестантство допускало лишь официально признанные конфессии — лютеране, англикане, реформаты. Другие назывались никак иначе как «секты» и при этом, среди них выделяли «особо вредные секты», как например, баптисты.
Александр II (1818—1881) подтвердил запрет на миссионерство и российские баптисты и евангельские христиане особенно пострадали в это время. Однако евангельское христианство и баптизм распространились в империи во второй половине XIX века. И уже к 1910 году количество евангельских христиан и баптистов, по их собственным оценкам, дошло до 100.000.
17 апреля 1905 года Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» (Указ о свободе вероисповедания), по которому было разрешено выйти из православной церкви.
В 1912 году в Петербурге было уже 22 крупных протестантских храмов (протестанты составляли 12,59 % населения столицы и 4,85% всего населения России).
Протестантизм отличие от православия
Православие | Протестантизм | |
---|---|---|
Организация | Это группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вера | Возник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом |
Главный источник религиозного познания | Для православных Священное Писание и Священное Предание являются главными источниками религиозного познания | Протестанты принимают как главный источник религиозного познания «только Писание» (sola Scriptura), однако каждое течение имеет своё собственное толкование |
Святой Дух | Православные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца» | В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына» |
Судный день/Осуждение | Православные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудр | Для одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются) |
Иерархия | В православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диакон | Не существует особенного распределения титулов |
Молитвы поминания | Существуют молитвы поминания мёртвых | Не поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении |
Хлеб и вино | В Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь Христа | В тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа |
Крещение младенцев | Крещение младенцев по вере их родителей | Не общепринято крестить младенцев |
Монашество | Монашество играет большую роль | Монашество часто не существует |
Женское священство | Женское священство не существует | Женское священство существует |
Иконы | Почитание святых икон | Отрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами |
Святые | Существует Небесная Церковь (молитвы к святым) | У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу |
Однополые отношения/брак | Однополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможен | Со временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе |
Крещение и спасение | Крещение не гарантирует спасения | Крещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение |
Ангел-хранитель | Есть ангел-хранитель | Нет ангела-хранителя |
Значение Указа
- С выходом Указа от 17 апреля 1905 года в Российской империи была установлена ограниченная свобода вероисповеданий: свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов;
- Указ юридически закрепил права личности на переходы в рамках христианских исповеданий, допущение перехода ряда лиц из православия в одну из нехристианских вер;
- Указ распространил принципы веротерпимости на старообрядцев и сектантов, укрепил их правовой статус, предоставил старообрядцам ряд привилегий;
- Легализовались и активизировались новые протестантские конфессии (евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, мормоны);
- Выход Указа способствовал установлению согласия в русском обществе, «воспитанном в убеждении о вреде старообрядческого и сектантского раскола и необходимости борьбы с ним».
- Старообрядцы официально перестали называться раскольниками, им была объявлена свобода в деле отправления богослужений, строительства храмов, основания монастырей, беспрепятственной проповеди своей веры, была проведена грань между старообрядческими согласиями и сектантами.
- Указ от 17 апреля 1905 года был «крайне важен для религиозной свободы старообрядцев». С его выходом начался «золотой век старообрядчества», продлившийся до Революции 1917 года.
- Выход Указа обусловил проведение амнистии для лиц, отбывавших наказания по религиозным преступлениями. Была проведена либерализация правоприменительной практики и отмена ряда административных распоряжений, стеснявших свободу вероисповедания. Вероотступничество перестало считаться преступлением.
- После выхода Указа о веротерпимости Православная российская церковь потеряла значительную часть своей паствы на западе империи. По официальным сведениям, в 1905—1907 годы в польских губерниях Люблинской и Седлецкой, а также в украинских и белорусских землях свыше 200 тысяч человек оставили православие, перейдя к католикам и греко-католикам (170 тысяч человек). В Поволжье имели место переходы православных в ислам (36 тысяч).
- Указ расширил применение языков национальных меньшинств Российской империи, поскольку разрешал преподавание Закона Божьего в начальных школах на родном языке учащихся.
- С выходом Указа Православная российская церковь de jure лишалась своего «господствующего» положения и вставала в ряд с иноверными исповеданиями. При этом она оказалась «единственной среди всех религиозных организаций, неразрывно связанной с государственным аппаратом православной империи».
- Для части российского общества Указ «Об укреплении начал веротерпимости» сыграл определённую эмоционально-психологическую роль: в период событий российской Революции 1905—1907 годов у некоторых «пошатнулась вера в царское правительство», которое якобы «отказалось» от политического покровительства православию.