Просвещение и образование петровского времени. реформы петра в области культуры. презентация, доклад

Корпоративность дворянства

При Петре Великом эти начала общественной организации в некоторых отношениях перестали существовать, в других получили дальнейшее развитие. Исчезла соседская порука друг по друге в исправной явке на службу, прекратилась самая служба соседей в одном полку, прекратились выборы «окладчиков», которые под надзором присланного из Москвы «большого человека» собирали сведения о службе каждого дворянина и на основании этих сведений производили развёрстку поместных дач и денежного жалования, когда оно полагалось. Но старинной способностью служилых людей действовать сообща, или, как принято говорить, корпоративно, Пётр воспользовался, чтобы возложить на местное дворянство некоторое участие в местном самоуправлении и в сборе государственных повинностей. В 1702 году последовало упразднение губных старост. После реформы губернской администрации в 1719 году местное дворянство избирало с 1724 года комиссаров от земли и наблюдало за их деятельностью. Комиссары должны были каждый год давать отчёт в своей деятельности уездному дворянскому обществу, которое их выбрало и за замеченные неисправности и злоупотребления могло предать виновных суду и даже подвергнуть наказанию: штрафу или даже конфискации имения.

Всё это были жалкие остатки прежней корпоративной объединённости местного дворянства. Оно участвует теперь в местной работе далеко не в полном составе, так как большая часть членов его служит, рассеянная по всему пространству империи. Дома, на местах, живут только старые да малые и очень редкие отпускные.

Основные тезисы закона о единонаследии

Приказ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществ», или Указ о единонаследии, был издан 23 марта 1714 года.

В его основе лежало следующее (основные положения кратко):

  • все земельное владение получило новое определение – недвижимое имущество;
  • по указу дворянам император запрещал продавать или закладывать недвижимое имущество;
  • недвижимое имущество без веских причин не отчуждалось государством;
  • владетель мог завещать свое недвижимое имущество любому, указав имя наследника в духовной грамоте;
  • при отсутствии завещания недвижимое имущество в неделимом виде переходило старшему сыну;
  • в случае отсутствия сыновей – дочери;
  • бездетный землевладелец имел право передать свое наследство кому-то из своих родственников мужского пола;
  • в случае отсутствия родственников мужского пола – любой женщине в роду;
  • движимое имущество завещатель мог распределять по своему усмотрению;
  • указ имел обратную силу, то есть мог применяться к уже совершенным юридическим сделкам и отменять все имевшие место распоряжения по наследованию земли.

Таким образом, суть Указа сводилась к следующему: разница между вотчинным и поместным землевладением окончательно нивелировалась, произошло объединение их основных признаков (поместье – неделимо, вотчина – наследственна), их юридическое слияние. Появился совершенно новый вид землевладения: наследственное, неделимое и вечнообязанное, с которым связана потомственная служба дворян государству.

Плюс к этому решалась проблема измельчания поместий и обнищания дворянства (а значит, и невозможность уплаты податей в казну государства), так как, согласно Указу, дробление земельного владения, как и возможность его заклада или продажи, не предусматривалось. Об этом говорилось в главном положении (первом пункте) нового закона: «…и тако от того разделения казне государственной великой есть вред и людям подлым разорение».

Попутно изданный Петром I документ решал еще одну проблему – привлечение аристократов на государственную службу как военную, так и гражданскую. Следом за Указом о единонаследии было издано еще ряд распоряжений, которые также стимулировали аристократию служить на благо государству. Так дворянам запрещалось жениться до окончания обучения; запрещалось производить в офицеры тех аристократов, которые не прошли службу рядовыми в гвардейских полках; уклонявшихся от службы лишали имений. А по закону, который был подписан в 1722 году, даже объявляли вне закона.

Создание академии наук

Академии наук — это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра — скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.

Академия наук в Санкт-Петербурге

Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.

1 Петра 1:1-12 Петр, апостол Иисуса Христа: Избранным, живущим в изгнании, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, чрез | Христианская стандартная Библия (CSB)

Петр, апостол Иисуса Христа:
Избранным, живущим в изгнании, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, чрез освящение Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисус Христос.
Да умножатся вам благодать и мир.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. По великой милости Своей возродил нас в надежду живую через воскресение Иисуса Христа из мертвых и в наследие нетленное, чистое и неувядаемое, хранимое на небесах для вас.

CSB: Христианская стандартная Библия

Прочитать главу полностью

Дети Анкоры избраны

Различное

The Essential 100 Bible Challenge – 19 – Учение апостолов

Встать и стоять твердо – Исследование 1 Петра ( Часть 1)

Живая надежда: изучение 1 Петра

Взращивание радости

Жизнь воскресения в мире страданий: 6-дневная молитва

Все ли контролирует Бог?

Иисус во всем 1 Петра — Божественное видео

Через Библию — 1 Петра

Вера в этот момент Наставление Рик МакКинли

1 Объяснение Петра | Очищенный огнем

Сильнее

1 Петра

1 Петра: Отделить

1–2 Петра: 10-дневный план молитвенного чтения

1 Петра: Странная жизнь, добрый Бог

(Не)видеть и верить

Основная задача обучения – Почтовый звонок

Надежда на Бога!

Борьба реальна

Поощрение и обучение

1 Петр: уверенность в сложном мире

Иисус и коронавирус: конструктивные мысли (Хиллсонг Лондон)

Наш библейский GPS

Уж лучше в армию!

Казалось бы, пределом мечтаний молодого дворянина должен был бы стать Кадетский корпус — элитное учебное заведение тех лет, где в штатное расписание была включена даже прислуга. Однако на практике едва ли не большинство молодых дворян предпочитало идти рядовыми в самые обычные пехотные полки «тянуть лямку», даже не задумываясь о Кадетском корпусе или технических школах. Одна из причин — имущественное расслоение: те, кто побогаче, предпочитали Кадетский корпус, кто победнее — действительную службу, «середняки» — технические школы.

Как писал в 1732 году недоросль Иван Греков, в Кадетском корпусе он учиться не может, потому что «за мной крестьянских дворов не имеется», и просит перевести его в пехотный полк солдатом. Возможно, в этом заявлении отражается социальный стереотип: учеба — удел богатых. Однако не исключено, что это было вполне рациональное планирование карьеры с опорой на социальные связи: если у тебя дядя — капрал в полку, то лучше пойти в этот полк, пусть и рядовым, чем попасть в незнакомую социально-культурную среду со сложными механизмами адаптации.

Социальное расслоение определяло и меру ответственности дворян по отношению к обязательному образованию и службе. Те, кто победнее, даже под страхом наказания не являлись на смотры в Герольдию (орган, отвечавший за распределение на учебу и службу). Половина из них ссылалась на бедность («не хватило денег добраться из деревни»), а другая половина — на болезни («в 7 лет заболел я горячкой и до 20 лет не мог из дома никуда двинуться»). Зажиточные же дворяне — наоборот, являлись на смотры с 8 или с 12 лет, а затем просились в государственные школы. Нарушителей ссылали в матросы, но их было так много, что правительство вынуждено было с этим смириться и каждые 3-4 года объявляло амнистию.

28 февраля 1714 года

Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяченских детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному е. и. в. (титул царя: Его Императорское Величество) указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.

Сословные учебные заведения

Основы светской школы были заложены при Петре I. Школа и образование были подчинены теперь интересам общества и государства: стояла задача подготовить всесторонне грамотных людей, имевших специальную подготовку в какой-либо области знания или профессии.

Россия XVIII в. была сословной страной, отсюда проистекало стремление строить систему образования по сословному принципу. Так, в 1732 г. был основан Сухопутный, шляхетский корпус, впоследствии — Сухопутный кадетский корпус. При Елизавете Петровне был открыт Пажеский корпус. В эти учебные заведения принимались дети дворян, велась их подготовка к военной, административной и придворной службе

Правительство уделяло большое внимание этим учебным заведениям, привлекало хорошо подготовленных педагогов. Помимо военных дисциплин: артиллерийского дела, фортификации и других — здесь преподавались история, география, иностранные языки

Учащиеся обучались танцам и этикету.

Российское образование XVIII в. испытывало влияние Просвещения. Просветители рассчитывали на торжество своих идей путём их распространения в обществе, в том числе и через школу. В связи с этим в России большую популярность получила теория воспитания «новой породы людей». Её разрабатывал в своих педагогических трудах французский просветитель Жан Жак Руссо. Он, как и другие просветители, считал, что в процессе воспитания детей и юношество необходимо оградить от вредного влияния окружающей среды. В этом случае с наибольшим успехом им можно будет привить идеалы добра, справедливости и нравственности. Эту теорию поддержала Екатерина II, за её осуществление в России взялся один из её приближённых Иван Иванович Бецкой.

При его попечительстве в 1760-х гг. были учреждены воспитательные дома в Москве и Петербурге. Сюда принимали сирот с самого раннего возраста. Их воспитывали здесь до совершеннолетия, стараясь оберегать от контактов с внешним миром, обучая какому-либо ремеслу.

В Петербурге при Смольном монастыре был открыт Институт благородных девиц. В него принимали девочек из дворянских семей (то есть «благородных») в возрасте 5-6 лет. Пребывание в институте продолжалось 12 лет, и в течение всего срока воспитанницы не могли покидать его. Свидания с родными разрешались дважды в неделю и были коротки. Воспитанницы получали качественное разностороннее образование: изучали словесность, математику, географию, историю, иностранные языки. Они занимались танцами, гимнастикой, получали навыки светского этикета. Особое место отводилось урокам домоводства. Екатерина II взяла Смольный институт под своё покровительство, нередко его посещала, проявляла заботу о лучших выпускницах.

Портрет смолянки Е. И. Нелидовой. Художник Д.Г. Левицкий. 1773 г.

Изменения в архитектуре и живописи

Самое главное и основное архитектурное направление петровского времени — это, так называемое, русское или, как его позднее назвали, петровское барокко — пышное, красивое. Наиболее яркими представителями этого направления являются архитекторы Доминико Трезини с его знаменитыми постройками — Петропавловский собор, Здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I. Отдельно следует сказать об Иване Коробове, который построил Гостиный двор в Москве и, естественно, нельзя не упомянуть Ивана Зарудного, автора Меншиковой башни в Москве.

В живописи при Петре I господствует светское начало, более того, главенствует портрет. Портрет этот не имеет ничего общего с парсунами 17 века. Все авторы старались максимально точно передать черты лица тех, кого они, собственно, изображали. Среди наиболее прославленных живописцев того времени следует вспомнить Ивана Никитина с его знаменитыми портретами канцлера Головкина, графа Строганова или его портрет, посмертный, Петра I. Нельзя также не упомянуть Андрея Матвеева — Автопортрет с женой.

Появляется и первый общедоступный русский театр. Русским он, правда, был весьма относительно, постольку поскольку, возникший в 1702 году на Красной площади театр, который назывался Комическая хоромина, разыгрывал исключительно только произведения зарубежных авторов, более того и труппы тоже были немецкие, но тем ни менее, позднее возникнет театр и русский, где играть будут уже и русские актеры.

Указ о единонаследии

Шляхетство времён Петра Великого продолжало по-прежнему пользоваться правом землевладения, но, раз изменились основы этого права, изменился и характер самого землевладения: раздача казённых земель в поместное владение прекратилась сама собой, как только окончательно установился новый характер дворянской службы, как только эта служба, сосредоточившись в регулярных полках, потеряла свой прежний ополченский характер. Поместная раздача заменилась тогда пожалованием населённых и ненаселённых земель в полную собственность, но не в качестве жалования за службу, а в награду за подвиги на службе. Этим самым закрепилось сложившееся уже в XVII веке слияние в одно вотчин и поместий. В своем законе «О движимом и недвижимом имении и о единонаследии», изданном 23 марта 1714 года, Пётр не делал никакого различия между этими двумя старинными формами служилого землевладения, говоря только о недвижимом имении и разумея под этим выражением и поместные и вотчинные земли.

Содержание указа о единонаследии заключаются в том, что землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество одному из них, которому хотел, но непременно только одному. Если землевладелец умирал без завещания, то всё недвижимое имущество переходило по закону к одному старшему сыну. Если землевладелец не имел сыновей, то мог завещать своё имение кому-нибудь из своих ближних или дальних родственников, кому хотел, но непременно кому-нибудь одному. В случае, если он умирал без завещания, имение переходило к ближайшему родственнику. Когда умерший оказывался последним в роде, он мог завещать недвижимое имущество одной из дочерей-девиц, замужней, вдове, кому хотел, но непременно одной. Недвижимое имущество переходило к старшей из замужних дочери, причём муж или жених обязывались принять фамилию последнего владельца.

Закон о единонаследии касался, впрочем, не одного шляхетства, но всех «подданных, какого чина и достоинства оные ни есть». Запрещалось закладывать и продавать не одни только вотчины и поместья, но и дворы, лавки, вообще всякое недвижимое имущество. Разъясняя, по своему обыкновению, в указе новый закон, Пётр указывает, прежде всего, на то, что «ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то государственные доходы будут справнее, ибо с большого всегда господин довольнее будет, хотя помалу возьмёт, и один дом будет, а не пять, и может лучше льготить подданных, а не разорять».

Указ о единонаследии просуществовал недолго. Он вызывал слишком большое недовольство в дворянской среде, и шляхетство всячески старалось обойти его: отцы продавали часть деревень, чтоб оставить деньги младшим сыновьям, обязывали единонаследника клятвой уплатить младшим братьям их часть наследия деньгами. В докладе, поданном Сенатом в 1730 году императрице Анне Иоанновне, указывалось, что закон о единонаследии вызывает среди членов дворянских семей «ненависти и ссоры и продолжительные тяжбы с великим для обеих сторон убытком и разорением, и небезызвестно есть, что не токмо некоторые родные братья и ближние родственники между собой, но и отцов дети побивают до смерти». Императрица Анна отменила закон о единонаследии, но сохранила одну существенную его черту. Указом, отменявшим единонаследие, повелевалось «впредь, как поместья, так и вотчины, именовать равно одно недвижимое имение — вотчина; и отцам и матерям детей своих делить по Уложению всем равно, тако ж и за дочерьми в приданое давать по-прежнему».

В XVII веке и раньше служилые люди, осевшие по уездам Московского государства, жили довольно сплочённой общественной жизнью, создавшейся около того дела, которое они должны были отбывать «даже до смерти». Военная служба собирала их в некоторых случаях группами, когда каждой приходилось устраиваться самой в себе, чтобы всем вместе отбыть смотр, выбрать губного старосту, приготовиться к походу, выбрать депутатов на Земский собор и т. д. Наконец, самые полки московской армии составлялись каждый из дворян одной местности, так что соседи служили все в одном отряде.

Прикрепление дворян к гражданской службе

Кроме военной службы такой же обязательной повинностью для шляхетства становится при Петре гражданская служба. Это прикрепление и к гражданской службе было большой новостью для шляхетства. В XVI и XVII веках только одна военная служба считалась настоящей службой, и служилые люди если и занимали высшие гражданские должности, то исполняли их как временные поручения — это были «дела», «посылки», а не служба. При Петре штатская служба становится одинаково почётной и обязательной для дворянина, как и военная. Зная старинную нелюбовь служилых людей к «кропивному семени», Пётр предписывал «не ставить в укоризну» прохождение этой службы людям знатных шляхетских фамилий. В виде уступки чванному чувству шляхетства, гнушавшегося служить рядом с подьяческими детьми, Пётр постановил в 1724 году «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом могли в асессоры, советники и выше происходить», из подьяческого же звания в чин секретаря производили лишь в случае исключительных заслуг. Как и военная служба, новая гражданская — по новому местному управлению и в новых судах, в коллегиях и при Сенате — требовала некоторой предварительной подготовки. Для этого при столичных канцеляриях, коллежских и сенатских, стали заводить род школ, куда сдавали дворянских недорослей для прохождения ими тайн приказного делопроизводства, юриспруденции, экономии и «гражданства», то есть вообще учили всем не военным наукам, знать которые необходимо для человека «штатской» службы. Генеральным регламентом в 1720 году такие школы, отданные под начало секретарей, было признано необходимым учреждать при всех канцеляриях, так чтобы при каждой находилось в обучении человек по 6 или 7 шляхетских детей. Но это плохо осуществилось: от гражданской службы шляхетство упорно сторонилось.

Сознавая трудность добиться добровольного тяготения шляхетства к штатской службе, а с другой стороны — имея в виду, что впоследствии более лёгкая служба будет привлекать к себе больше охотников, Пётр не предоставил дворянству права выбирать службу по собственному усмотрению. На смотрах дворян назначали на службу по их «годности», по внешнему виду, по способностям и по состоятельности каждого, причём была установлена известная пропорция службы в военном и гражданском ведомствах: из каждой фамилии на гражданских должностях могла состоять лишь 1/3 наличных её членов, записанных на службу. Сделано это было для того, чтобы «служилых на море и на суше не оскудить».

  1. генеральные именные и порознь;
  2. кто из них к делам годится и употреблены будут и к каким и сколько затем останется;
  3. сколько у кого детей и каких лет и впредь кто родится и умрёт мужского пола».

На герольдмейстера возлагались заботы об образовании дворян и о правильном их распределении по службам. Первым герольдмейстером был назначен Степан Колычев.

Безнадежно отстали

Теория развитой Европы и варварской Московии наиболее популярна при оценке петровских реформ. Согласно этой точке зрения, Россия конца XVII столетия – это огромные незаселенные пространства с практически полным отсутствием сообщения и промышленности. Страна, ориентирующаяся исключительно на аграрный сектор, без надлежащих реформ имела мизерные шансы встать вровень с европейскими государствами, – считают эксперты.

По мнению историков, Петру, чтобы преодолеть полную экономическую отсталость и сопротивление населения такой огромной страны как России, потребовались радикальные преобразования, побочным эффектом которых стали многочисленные человеческие жертвы и заметное снижение уровня жизни.

Писатель Михаил Веллер пишет: «Если бы Пётр своими ужасными, волюнтаристскими, самодержавными методами не начал бы пытаться вернуть Россию на тот путь, с которого она сошла в ХIII веке, став вассалом Золотой Орды, то к ХХ веку наша страна была бы подобна Китаю 1900 года. А Китай, напомню, тогда являл собой печальное зрелище: распавшийся, бессильный, отсталый, его рвали на части европейские державы».

Впрочем, ряд российских экономистов считают, что Петр отбросил Россию назад. С их точки зрения, основанная на рабском, крепостном труде петровская промышленность обусловила позднейшее отставание России в XVIII–ХIX веках.

Так или иначе, Петр, перешагнув один раз порог Немецкой слободы, на всю жизнь заболел идей европейского пути России. Знакомясь с разными людьми, с тенденциями и новшествами Европы, удовлетворяя свое любопытство, он был обречен встряхнуть находившуюся в полудреме Русь. Именно там он понял, что без науки, которая в России фактически отсутствовала, страна обречена прозябать на задворках Европы.

По мнению Михаила Веллера, Петр не просто внимательно изучал европейский опыт, он принципиально ориентировался на протестантские страны – Данию, Германию, Голландию, Англию, которые сумели поставить религию на службу интересам государства.

Изучаем источник

ИЗ УКАЗА ОБ ОСНОВАНИИ СУХОПУТНОГО ШЛЯХЕТСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Вечно достойный памяти дядя наш, государь Пётр Великий, император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привёл, что оружие российское действия свои всему свету храбростью и искусством показало. <…> Весьма нужно, чтобы шляхетство от младых лет к тому в теории было обучено, а потом и в практику годно было. Того ради указали мы учредить корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от тринадцати до семнадцати лет, как российских, так и эстляндских и лифляндских провинций. Обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам.Не меньше в государстве нужно политическое и гражданское обучение. Того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцевания, музыки и прочих полезных наук. 1. Определите по тексту, для чего создавался шляхетский корпус. 2. Как отразились в указе особые требования к образованию дворянских (шляхетских) детей?

Противоречивые реформы

Часть исследователей считает, что петровские реформы – своеобразная борьба с боярством, представлявшим ненавистный царю патриархальный уклад, другие видят в этом желание поставить Россию в один ряд с ведущими западными державами.

По-разному историки оценивают и суть реформ. Так, Василий Ключевский полагал, что Петр в своих реформах продолжил начатое его отцом Алексеем Михайловичем, Сергей Соловьев, напротив, подчеркивал революционный характер преобразований Петра.

«Западники» в России были и до Петра, однако, по мнению академика Александра Панченко «европейская ориентация Петра была иной, нежели у «латинствующих». Они были гуманитариями, он – практиком; они культивировали Слово, Петр культивировал Вещь».

Действенность и решительность петровских реформ была достаточно высоко оценена советской историографией. В Петре усматривают едва ли не первого революционера, рискнувшего пойти на ломку старых, тормозивших развитие страны порядков. У современных российских исследователей все чаще можно встретить критику начинаний Петра.

Публицист Александр Никонов считает, что Петр, не обладая системным образованием и будучи человеком «не шибко умным, перенимал в Европе только внешнюю канву, поверхностные порядки, не замечая и не понимая глубинных основ европейского устройства и причин европейского цивилизационного отрыва».

Одной из задач петровских реформ было стремление выйти в Балтийское море. Но для историка и доктора философии Андрея Буровского это был совершенно ненужный шаг, ведь существовал Архангельск. «Но он Петра не устраивал – там жили свободные русские люди, а не холуи московские, – замечает Буровский. – Ему нужны были слуги, рабски преданные государству и лично ему».

Прошлись историки и по гордости петровской «европеизации» – российскому флоту. Буровский с возмущением относится к указу Петра об уничтожении Холмогорского флота из 600 судов, который не соответствовал голландским стандартам. Историк и лауреат Анциферовской премии Евгений Анисимов и вовсе замечает, что военные корабли, построенные Петром, «были весьма разнотипны, строились из сырого леса (и потому оказались недолговечны), плохо маневрировали, экипажи были слабо подготовлены».

Вопросы и задания

  1. В чём выражался сословный характер образования в России XVIII в.?
  2. Какие новые виды учебных заведений возникли при преемниках Петра I, во второй половине XVIII в.? Какие задачи ставились перед ними?
  3. Охарактеризуйте место Смольного института в истории российского образования. Как вы думаете, почему и в начале XX в. обучение в нём считалось престижным?
  4. Какое значение имело основание Московского университета? Чем организация обучения в нём отличалась от других европейских университетов?
  5. Объясните, как в России XVIII в. получали начальное образование дети из семей разных сословий. В чём значение появления первых начальных государственных школ?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: