Дожить до поверхности
Автоматические межпланетные станции «Венера-5» и «Венера-6» были во многом аналогичны «Венере-4», они даже собирались практически одновременно. Именно поэтому, когда стало понятно, что конструкция спускаемых аппаратов этих станций не обеспечивает сопротивление высокому давлению венерианской атмосферы, переделать их было уже невозможно. Единственное, что можно было сделать, — изменить конструкцию и площадь парашютов, на которых герметические металлические сферы с аппаратурой внутри спускались на Венеру. Это давало шанс на более быстрый спуск, при котором даже не слишком прочная оболочка могла дожить до более низких высот. В этом был шанс получить достоверную информацию о давлении в венерианской атмосфере ближе к планете, а значит, последующие «Венеры» можно было строить уже с учетом этой информации.
Так все и получилось. 10 января 1969 года ракета-носитель «Молния-М» стартовала с космодрома Байконур, унося в космос автоматическую межпланетную станцию «Венера-6». За пять дней до этого оттуда же стартовала и «Венера-5», станция-близнец «шестерки». Такие двойные запуски в то время были обычной практикой. С одной стороны, они давали возможность существенно повысить вероятность удачного выполнения миссии космических аппаратов. А с другой, условия, в которых происходил спуск на поверхность Венеры, все равно у каждой станции были разными, и это означало, что исследователи получают более разнообразную, а значит, более ценную информацию, которую тут же можно было сопоставлять и сравнивать.
Маршрут полета обеих станций был практически одинаковым: на расстоянии порядка 15 с половиной миллионов километров от Земли они прошли коррекцию орбиты, чтобы более точно направиться к Венере, и продолжили полет. Хотя «пятерка» стартовала на пять дней раньше, до цели она добралась всего за сутки до «шестерки» — 16 мая 1969 года. Эта разница позволила «Венере-5» войти в атмосферу на ночной стороне Венеры, так, как до нее это сделала станция «Венера-4». Информация передавалась до тех пор, пока спускаемый аппарат не достиг высоты 18 км над поверхностью Венеры, где давление превысило 25 атмосфер — предел, на который была рассчитана оболочка капсулы. Но этого хватило, чтобы на Земле установили, во-первых, плотность и уровень давления в венерианской атмосфере, а во-вторых, ее состав. Эти сведения подтвердили и уточнили данные, которые сумела отправить «Венера-4»: 97% углекислого газа, 2% азота и совсем незначительное присутствие кислорода — около одной десятой процента.
Спустя сутки такие же данные передал и спускаемый аппарат «Венеры-6». Но ему удалось опуститься еще ниже, чем «пятерке»: те же 18 километров от поверхности в его случае оказались более точными данными, тогда как предыдущая станция, видимо, оказалась над высокими венерианскими горами. За счет этого на Земле получили ценнейшую информацию об уровне освещенности поверхности Венеры. Он оказался куда ниже, чем можно было предполагать: согласно замерам фотометра «Венеры-6», даже ниже пороговых значений, которые ему запрограммировали перед полетом. Это полностью подтверждало гипотезу о том, что атмосфера Утренней звезды практически непрозрачна. Так что вряд ли даже невероятным образом, попавший туда в этот момент наблюдатель смог бы разглядеть, что на борту «шестерки» на Венеру попал памятный знак с изображением герба СССР на одной стороне и барельефа Владимира Ленина на другой (такие вымпелы несли многие советские межпланетные станции).
Несмотря на то, что ни «Венера-5», ни «Венера-6» так и не достигли поверхности второй планеты Солнечной системы, полученная от них информация позволила спроектировать следующую станцию — «Венеру-7» — с расчетом на негостеприимную венерианскую атмосферу. Спускаемый аппарат «семерки» был рассчитан на давление в 180 атмосфер, что оказалось всего лишь двойным запасом. По данным, которые поступили 15 декабря 1970 года от станции, впервые в истории исследования Венеры совершившей мягкую посадку на ее поверхность, давление на ней составляло 90-105 атмосфер…




















