17 июля 1975 года стыковка на орбите космических кораблей «союз» и «аполлон»

Транспортные корабли для МКС

После завершения программы НАСА «Спейс шаттл» серьезно встал вопрос о снабжении грузами МКС, поскольку мощностей российских транспортных кораблей «Прогресс» для этого не хватало.

Американские «шаттлы» внесли огромный вклад в строительство МКС, и именно на них лежала основная нагрузка по снабжению станции, — один такой корабль мог доставить столько же груза, сколько 10 российских «Прогрессов». Однако, после гибели корабля «Колумбия» в 2003 г. было принято решение о прекращении программы «Спейс шаттл» в 2011 г. После этого единственным способом добраться до МКС оставались бы российские корабли b «Союз ТМА» и «Прогресс». Чтобы исправить такое положение, НАСА, ЕКА и Японское космическое агентство начали создавать собственные транспортные космические корабли, без которых обеспечить дальнейшее нормальное функционирование МКС было невозможно.

НАСА объявило конкурс на разработку подобного корабля и по его результатам отобрало двух победителей — компанию SpaceX с многоразовым кораблем «Дракон» (о котором будет подробнее рассказано далее) и Orbital Sciences Corporation с кораблем «Сигнус».

«Сигнус» конструктивно похож на европейский корабль ATV и также не предназначен для возвращения на Землю — загруженный мусором с МКС, он сгорает в плотных слоях атмосферы. С 2013 по 2016 гг. было совершено 6 запусков. Японский транспортный корабль HTV («Конотори») тоже похож на своих собратьев и так же, как ATV, не имеет автоматической системы стыковки, им управляют с МКС, захватывая манипулятором и пристыковывая к станции. HTV отправляют на МКС 1 раз в год.

Снабжение станции

Экипаж Международной космической станции состоит из 6 человек, жизнеобеспечение которых полностью зависит от поставок грузов с Земли. В полностью автономном режиме космонавты смогли бы прожить на станции более полугода, однако для нормальной работы на МКС требуется отправлять хотя бы один транспортный корабль раз в 3 месяца. Корабли доставляют на станцию пищу, воду, топливо, средства гигиены, фильтры углекислого газа, без которых на МКС невозможно было бы поддерживать пригодную для людей атмосферу, и многое другое, необходимое для жизни и работы в космосе.

Транспортный корабль ATV

Автоматический грузовой корабль (ATV ) на сегодня является самым сложным космическим кораблем, созданным Европейским космическим агентством. Он был разработан на основе проекта европейского пилотируемого корабля «Герман», работы над которым были заморожены. Первый полет ATV к МКС состоялся в 2008 г., с этого времени станцию посетили 5 кораблей данного типа. Будучи размером с автобус, одноразовый ATV способен доставить на МКС более 7,5 т полезного груза.

Языковые проблемы

Другие различия, такие как разные языки, было не так легко разрешить. Космонавты и астронавты решили общаться со своими центрами управления на родных языках. Общение экипажа в полете происходило любыми способами, которые считались целесообразными. Национальная гордость тоже имела свои проявления: американцы называли миссию проектом «Аполлон-Союз», а представители СССР – проектом «Союз-Аполлон».

Языковые различия привели к нескольким веселым эпизодам. Спустя годы после окончания миссии ASTP командир советского экипажа Алексей Леонов рассказывал, что в ходе миссии использовались три языка: русский, английский и «оклахомский». Это был намек на американского командира Томаса Стаффорда. Он родился в Оклахоме и пытался учить русский язык.

Память

Московская фабрика «Ява» несколько лет производила сигареты «Союз-Аполлон» по технологии компании Philip Morris из вирджинского табака. Стоили они по тогдашним меркам дорого — полтора рубля за пачку — но пользовались в СССР популярностью. В 1996 году выпуск сигарет под этой маркой был возобновлен на предприятии Philip Morris в Краснодарском крае.

Нью-йоркская парфюмерная фирма Revlon и московская фабрика «Новая заря» выпустили ограниченной серией духи «ЭПАС» («Экспериментальный полет «Аполлон»-«Союз»). Флаконы были американскими, а содержимое — советским с французскими компонентами. Двести тысяч флаконов разошлись в обеих странах моментально.

Накануне 35-й годовщины полета власти Казахстана, где стартовал и приземлился «Союз», выпустили юбилейную серебряную монету достоинством 500 тенге.

Вскоре после экспедиции советские и американские участники посадили возле вашингтонского Музея авиации и космонавтики две японские сакуры. В 1994 году на личные средства Томаса Стаффорда рядом с ними был установлен мемориальный знак. Сейчас деревья уже стали большими.

«Союз-Аполлон». Технические задачи

Основной целью миссии была разработка и испытания методов спасения космонавтов. Они были необходимы для совместных американских и советских пилотируемых космических программ. В ходе ее выполнения проводились различные научные эксперименты. А логистика, отработанная при проведении совместных космических маневров, впоследствии использовалась в ходе совместных работ по Международной космической станции.

Американские и советские стыковочные модули были несовместимы. Поэтому нужно было разработать новый стыковочный модуль с советской конфигурацией с одной стороны, и американской с другой. Этот модуль также выполнял функции шлюза и транспортного средства. Он позволял астронавтам и космонавтам привыкать к атмосферам чужих кораблей. Если бы космонавты попытались немедленно перейти на «Аполлон», они могли пострадать от резкого перепада давления.

Орбитальные станции «Салют»

В 1964 г. генеральный конструктор В. Челомей предложил советскому правительству идею орбитальной пилотируемой станции (ОПС), которая смогла бы пробыть в космосе несколько лет и была рассчитана на экипаж из 2-3 космонавтов.

Спустя 3 года ОКБ-52 Челомея подготовило проект ОПС «Алмаз», которая могла выполнять как военные так и мирные научные задачи. Основной целью стан ции было ведение космической разведки. Состояла она из 4 основных частей: агрегатного отсека, отсека с телескопом для наблюдения за Землей, рабочего отсека и возвращаемого аппарата. Работы по «Алмазу» шли медленно, поэтому в 1971 г. в космос была запущена упрощенная версия станции — «Салют-1». Она состояла из 3 отсеков — агрегатного, рабочего и переходного, к которому пристыковывался КК «Союз». Первый «Алмаз» был выведен на орбиту только спустя 2 года. Во второй половине 70-х в космос отправились станции нового типа («Салют-6» и затем «Салют-7»), способные принять 2 космических корабля одновременно. «Салют-6» состояла из 5 блоков: переходного, рабочего, промежуточного, агрегатного и отсека научной аппаратуры.

В переходном отсеке была расположена шлюзовая камера, через которую космонавты могли выходить в открытый космос, чтобы работать снаружи станции. Для этого был разработан новый скафандр «Орлан-Д».

Ранее на советских орбитальных станциях такой возможности не было. Специально для обслуживания «Салюта-6» конструкторы создали грузовой корабль «Прогресс».

Савицкая Светлана Евгеньевна (р. 1948 г.)

Савицкая Светлана Евгеньевна

Летчик-испытатель, вторая в мире женщина-космонавт после В. Терешковой, первая женщина, вышедшая в открытый космос, единственная женщина дважды Герой Советского Союза. В 1982 и 1984 гг. совершила 2 полета к орбитальной станции «Салют-7».

К 45-летию «рукопожатия на орбите»

17 июля 1975 года на околоземной орбите состоялся первый в мире совместный полёт пилотируемых космических аппаратов двух стран — советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлон». Историческая стыковка стала результатом международного сотрудничества ведущих космических держав в рамках экспериментальной программы «Союз-Аполлон».

Работы по программе «Союз-Аполлон» начались в соответствии с советско-американским межправительственным Соглашением о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанным 24 мая 1972 года. Подготовка к реализации программы продолжалась три года, в течение которых специалистам обеих стран удалось успешно решить сложнейшие технологические задачи по совместимости методов проектирования и стандартов измерений, систем документирования и управления разработками.

Ключевая роль в координации внешних и внутренних работ по программе была возложена на подмосковное ЦКБЭМ (теперь — РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Инженеры-конструкторы королёвской фирмы создали новую модификацию транспортного пилотируемого корабля «Союз» 7К-ТМ, оснащенного специально разработанным андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75 для обеспечения стыковки с кораблем другого типа. Кроме того, были проведены работы по совместимости систем жизнеобеспечения кораблей «Союз» и «Аполлон», а для возможности внутреннего перехода между ними создан стыковочно-шлюзовой отсек. В рамках летно-конструкторских испытаний корабля были проведены два беспилотных и одна пилотируемая миссии, впервые в мире организовано оперативное управление полётом группировки пилотируемых космических комплексов при взаимодействии отечественного и американского Центров управления полётами. Также впервые советские и американские экипажи прошли совместные тренировки на тренажёрах космических кораблей в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и в Космическом центре им. Л. Джонсона.

15 июля 1975 года с космодрома Байконур стартовал пилотируемый корабль «Союз-19» с экипажем в составе командира Алексея Леонова и бортинженера Валерия Кубасова. В тот же день через несколько часов с космодрома на мысе Канаверал на орбиту был выведен корабль «Аполлон», пилотируемый Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. Сближение активного «Аполлона» с советским кораблем выполнялось под управлением наземных станций слежения советского и американского центров управления полетами. При этом между кораблями была установлена прямая телевизионная, телефонная и телеграфная связь.

17 июля 1975 года «Союз-19» и «Аполлон» успешно состыковались и образовали первый в мире международный орбитальный комплекс. После открытия люков состоялось символическое рукопожатие командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда, сопровождаемое телетрансляцией на Землю. В течение почти двухсуточного совместного полета экипажи совершили четыре перехода между кораблями, провели испытание бортовых систем и ряд научных экспериментов, включая проверку влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы человека. 19 июля корабли расстыковались и провели эксперимент по организации искусственного солнечного затмения. Через два витка активный «Союз-19» совершил повторную стыковку с американским кораблем для отработки использования стыковочного агрегата. После завершения второго совместного трехчасового полёта корабли окончательно расстыковались и перешли в автономный режим.

В общей сложности полет советского космического корабля «Союз-19» продлился 5 суток 22 часа 31 минуту. 21 июля 1975 года спускаемый аппарат с космонавтами Леоновым и Кубасовым приземлился вблизи города Аркалык в Казахстане. Полет американского корабля «Аполлон» продлился почти вдвое дольше — 9 суток 1 час 28 минут. 24 июля командный модуль с тремя астронавтами успешно приводнился в Тихом океане.

Смотрите сегодня, 17 июля 2020 года, в прямом эфире премьеру документального фильма Медиацентра Госкорпорации «Роскосмос» — «СОЮЗ-APOLLO. „Ледокол“ Холодной войны».

Начало: 19:00 мск

«Союз-Аполлон» — символ сотрудничества в космосе

45 лет назад, 15 июля 1975 года, стартовал первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран. Начало экспериментальному проекту «Союз — Аполлон» было положено 26-27 октября 1970 года. В это время в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей.

Через два года в Москве было подписано Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, которое предусматривало стыковку советского пилотируемого корабля «Союз» и американского космического корабля «Аполлон» в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был выполнен полет модернизированного корабля «Союз-16». В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 км и другие.

И вот, 15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. Через семь с половиной часов с мыса Канаверал взлетел американский «Аполлон», в состав экипажа которого вошли американские астронавты Томас Стаффорд, Дональд Слётон и Вэнс Бранд. 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей Международной космической станции. Во время полета было проведено четыре перехода членов экипажей между обоими кораблями. Космонавты и астронавты знакомились с оборудованием кораблей союзников, общались, проводили космические эксперименты и много времени уделяли телевизионным трансляциям на Землю. Проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 миллиметров ртутного столба), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата.

19 июля 1975 года корабли расстыковались. Этап полета в сцепленном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд. Затем «Аполлон» отошел на 200 метров от «Союза-19». После проведения эксперимента «Искусственное солнечное затмение» космические корабли опять сблизились. Произошла вторая стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат корабля «Союз-19». После проведения всех проверок началось расхождение космических кораблей. Второй раз в состыкованном состоянии корабли находились два часа 52 минуты 33 секунды. Советские космонавты вернулись на Землю 21 июля 1975 года: спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане (общее время полета — 5 суток 22 часа 31 минута). Командный модуль «Аполлона» с астронавтами приводнился в Тихом океане 24 июля, после проведения экспериментов по американской программе в самостоятельном полете (9 суток 1 час 28 минут).

Опыт успешного осуществления программы «Союз — Аполлон» послужил хорошей основой для проведения в последующем международных космических полетов по совместной программе «Мир» — «Шаттл», в рамках которых российские космонавты и грузы доставлялись на орбиту шаттлами, а американские астронавты проводили экспедиции на орбитальной станции «Мир», а также для создания с участием многих государств мира и совместной эксплуатации Международной космической станции.

Сюжет телестудии Роскосмоса, 2019 год

Космический корабль «Дракон»

Интерьер кабины пилотируемого космического корабля «Дракон V2»

Разработанные компанией SpaceX частный транспортный космический корабль «Дракон» и ракета-носитель «Фалькон-9» в недалеком будущем станут наравне с российскими космическими аппаратами обеспечивать доставку экспедиций на МКС.

Работы над космическим аппаратом «Дракон» компания SpaceX начала в 2004 году и через 8 лет корабль смог совершить свой первый полет к Международной космической станции. Генеральный директор и главный инженер Илон Маск поставил перед собой задачу максимально удешевить запуск, что и достигается за счет многоразовых корабля и первой ступени ракеты-носителя. В отличие от других космических кораблей «Дракон» создан как моноблок, который после полета целиком, в том числе и двигательная установка, возвращается на Землю и может быть использован повторно. На сегодня «Дракон» совершил уже 12 полетов к МКС, 11 из которых оказались удачными.

Этот транспортный корабль Илона Маска является только первой ласточкой. В настоящий момент идут интенсивные работы над пилотируемой версией аппарат — «Дракон V2». Это многоразовый корабль, рассчитанный на экипаж из 5-7 человек, должен совершить первый орбитальный полет в автоматическом режиме до конца 2017 года, а в следующем 2018 году доставить астронавтов на МКС. В том же году планируется отправить модифицированную версию этого корабля, «Красный дракон» в беспилотном режиме на Марс. Для этого будет использована новый ракета-носитель SpaceX «Фалькон Хэви». Если все пройдет успешно, но компания проступит к своему самому амбициозному проекту — полету человека на Марс.

Возвращаемая ступень

У разработанной компанией SpaceX новой ракеты-носителя «Фалькон-9» первая ступень сделана возвращаемой. После разгона второй ступени с полезный грузом на высоте 70 км она отделяется. Затем ступень при помощи тормозных двигателей снижает скорость при вхождении в плотные слои атмосферы. Спустившись на Землю, ступень совершает мягкую посадку на площадку или плавающую в океане платформу — автономный беспилотный корабль-космопорт. «Фалькон-9» используется для отправки к МКС транспортных кораблей «Дракон» и вывода на орбиту коммерческих спутников.

Приземление первой ступени ракеты-носителя «Фалькон-9» на плавающую платформу

Поделиться ссылкой

Язык до космоса доведет

Между тем, подготовка к полету набирала обороты. Первый раз в Нью-Йорк космонавты прибыли в 1972 году. Был конец мая, над взлетной полосой стояла душная тёмная ночь. Советскую делегацию отправили пешком от самолета до аэропорта. В метрах двадцати от терминала исследователей космоса ждал сюрприз.

«Очень темно было, стали подходить к зданию, вдруг тысячи вспышек фотоаппаратов. Пресс-конференция на аэродроме», –вспоминал Леонов.

Региональные акценты добавляли сложностей в общении местной прессы и советских гостей. Американские репортеры спросили Леонова, верит ли он в успех миссии? Советский космонавт ответил на английском: «Сейчас есть некоторые проблемы». Американские журналисты поняли так: «Нет никаких проблем». Дело в том, что слово “now” (сейчас), звучит как «нау», но в Нью-Йорке именно так принято произносить другое слово – «no» (нет). Особенности произношения «нау» и «ноу» создали путаницу.

Томас Стаффорд и Алексей Леонов во время международной стыковки «Союз» — «Аполлон» 17 июля 1975 года. Фото: Музей космонавтики

Советская делегация отправилась в Хьюстон. В дороге было жарко, космонавты захотели выпить пива. Американцы остановили машину возле какого-то магазина, отправили гонца. Но ему отказали – урочные часы продажи алкоголя еще не наступили.

«Я говорю: «Такого не может быть!» Пошёл туда, взял с собой бутылку «Столичной» водки. А в то время на выезде из нью-йоркского аэропорта стояла 20-метровая бутылка «Столичной». Водку Хаммер рекламировал. Я захожу, в магазин.

– Привет.

– Вы откуда? – спрашивает продавец, услышав незнакомый акцент.

– Я из Сибири, хочу выпить пива.

– Нельзя, меня оштрафуют.

Тогда я достал бутылку водки, ставлю на стол. Она тогда еще только рекламировалась. И тут я его купил.

– Сколько? – спрашивает продавец.

– Ящик давай.

Я взял ящик, расплатился, иду в машину. Дверь открывает Стаффорд и говорит: «Как это тебе удалось?» И тут за нами бежит продавец, ещё тащит ящик пива бесплатно. Забылись программы, а вот этого никто никогда не забудет», – рассказал Леонов.

Алексей Леонов на брифинге в 2015 году.

Однако главный конфуз с языком случился после пресс-конференции – на банкете. Леонова как командира совместного экипажа попросили произнести речь.

«Я начал говорить, что мы сделали и как, а дальше мне захотелось им пожелать успехов в жизни. И я в одном слове потерял буквочку. Хотел сказать: «I want to wish you successful life» (с англ. «Я хочу пожелать вам успешной жизни»). Но получилось: «I want to wish you sexfull life» («Я хочу пожелать вам сексуальной жизни»)», – вспоминал 11-й космонавт СССР. Эта оговорка вызвала в зале приступ смеха и оглушительные аплодисменты. «Прошло 10 лет – мы празднуем юбилей. Отношения хорошие, и мне опять говорят: «Слушай, Алексей, выступи и не забудь ошибиться».

Полет проходил непросто. При пуске на советском корабле отказало телевизионное оборудование. Сразу после стыковки – у американцев заклинило люк переходного отсека. Но все трудности удалось преодолеть и 17 июля экипажи пожали руки в космосе. Как вспоминал в ходе брифинга в 2015 году Леонов, однажды Стаффорд сказал: «Нет прочнее союза, чем союз СССР и США».

Автор — Дмитрий Волин

В шапке: Алексей Леонов (справа) и американский астронавт Дик Слейтон. 1975 год. Фото с сайта nasa.gov

При публикации настоящего материала на сторонних ресурсах использование гиперссылки с указанием ресурса kremlinhill.com обязательно!

Kremlinhill.com, 2018-2020

Недолго музыка играла

Сотрудничество Вашингтона и Москвы в исследовании космоса возобновилось только в 1995 году.

Полет «Союза» и «Аполлона» стал кульминацией и одновременно началом конца разрядки.

Примерно через год здоровье Леонида Брежнева сильно пошатнулось. Руководство внешней политикой взяла в свои руки консервативная «тройка»: Устинов-Андропов-Громыко.

Но дело, разумеется, было не только в этом.

СССР никогда не отказывался от экспансии. В документах состоявшегося в 1971 году XXIV съезда КПСС подчеркивалось, что новый курс не распространяется на «поддержку национально-освободительной и социально-освободительной борьбы». При этом любые попытки остановить расползание коммунизма объявлялись «происками врагов мира и разрядки».

Фактически, свободному миру предлагалось смириться со своей исторической обреченностью и радоваться тому, что конец, по крайней мере, наступит не завтра.

Сильнейшее впечатление на советское руководство произвел арабский нефтяной бойкот, объявленный Западу в 1973 году. А тут еще революция в настоящей капиталистической стране, Португалии, пусть не удавшаяся, но лиха беда начало! И революция в Иране, пускай не просоветская, но явно антиамериканская!

Пропагандисты обкомов и райкомов на закрытых лекциях заговорили о том, что надо день простоять, да ночь продержаться, а там мы накинем на них сырьевую удавку.

В Москве возобладало мнение, что разрядка для СССР — гиря на ногах, а в Вашингтоне — что такая разрядка им ни к чему.

Окончательно добило уже полумертвую разрядку советское вторжение в Афганистан. Через девять месяцев на президентских выборах в США победил Рональд Рейган.

По мнению многих, прошлое повторяется.

История отношений между двумя странами небогата примерами дружбы и взаимодействия. Встреча на Эльбе и эпопея «Союза» и «Аполлона» — вот и все, что обычно приходит на ум.

Сторонники сближения по обе стороны любят вспоминать о них: дескать, можем, когда захотим!

Но большинство специалистов указывают, что при сохранении фундаментальных ценностных и геополитических противоречий благие пожелания и демонстративные жесты не работают. Подарить партнерам пластмассовую кнопку с надписью «Перезагрузка» и даже слетать вместе в космос недостаточно.

Космический корабль «Буран»

Когда в 1971 г. в США началась разработка МТКК «Спейс шаттл», стало понятно, что Советский Союз должен иметь такой же аппарат.

Начиная с 1965 г. конструктор Г.Е. Лозино-Лозинский вел работы над орбитальным самолетом «Спираль», однако теперь этот проект не мог конкурировать с американским кораблем. Работы по нему закрыли, и Лозино-Лозинскому предстояло создать более совершенный многоразовый транспортный космический корабль — «Буран». Первый аппарат был построен к 1984 г.

«Буран» на ракете-носителе «Энергия» в ангаре перед выдвижением на старт

Внешне советский МТКК получился очень похожим на своего американского собрата, однако между ними были существенные различия. «Буран» был намного более безопасен. При аварии ракеты-носителя во время вывода на орбиту он мог автоматически отделиться от ракеты-носителя и вернуться на Землю. Если нештатная ситуация произошла бы при приземлении, пилоты могли катапультироваться. На «шаттлах» такой возможности предусмотрено не было. Американский корабль садился с выключенными двигателями и на ручном управлении, тогда как «Буран» был оснащен посадочными тормозными двигателями и мог приземляться в автоматическом режиме. РН «Энергия», выводившая советский МТКК на орбиту, стала одной из самых мощных ракет в мире, по грузоподъемности она в 5 раз превышала параметры «Протона».

Она состояла из двух ступеней: четырех боковых блоков, которые после выработки горючего опускались на парашютах на землю, и несущего блока, на который крепилась полезная нагрузка. РН «Энергия» могла использоваться для выведения на орбиту сверхтяжелых грузов, в том числе межпланетных пилотируемых кораблей для запланированных советских экспедиций на Луну и Марс.

Единственный полет «Бурана»

В ноябре 1988 г. советский МТКК «Буран» совершил первый беспилотный полет в космос. Аппарат стартовал с космодрома Байконур, вышел на орбиту Земли, совершил один виток и благополучно приземлился на специальный аэродром Юбилейный. Космонавты, прошедшие все этапы подготовки, готовились к следующему, уже пилотируемому полету, но в 1990 г. работы по программе «Энергия — Буран» были остановлены. Спустя 3 года российское правительство отказалось от использования «Бурана».

К этому времени на Байконуре к полету были полностью готовы 2 комплекса «Буран-Энергия», и еще 3 корабля и ракеты-носителя в разной степени готовности находились на заводских стапелях. Последняя надежда на возобновление уникальной программы исчезла в 2002 г., когда был распущен отряд космонавтов «Бурана», все эти годы ждавших полета в космос на своих кораблях.

Международная космическая станция

Международная космическая станция, летящая сегодня над нашей планетой, стала плодом экономических кризисов и разумного компромисса между США и Россией.

На МКС работает человекоподобный робот «Робонавт-2», разработанный НАСА и корпорацией «Дженерал Моторе». Он умеет писать, захватывать и складывать предметы, а также удерживать в руке груз. В дальнейшем НАСА планирует высадить робота этого типа на Луну

Европейский астронавт спит в модуле «Гармони». Он находится в спальном мешке, закрепленном на полке. Во сне его руки парят в невесомости над телом; некоторым нужно время, чтобы привыкнуть, просыпаясь каждое «утро», видеть руки, свободно парящие почти у своего лица

В начале 80-х гг. XX в. советские конструкторы приступили к строительству ДОС «Мир-2». К 1986 г. были закончены работы над базовым жилым блоком «Звезда», а в следующем 1987 г. макет станции «Мир-2» представили на обозрение мировой общественности в Монреале. Падение СССР означало прекращение соперничества двух сверхдержав в космосе. Российские конструкторы обладали уникальными разработками и многолетним опытом, а американская сторона имела достаточно финансовых возможностей для того, чтобы оплатить смелые проекты.

Всего в создании МКС согласились участвовать 16 стран. К 1993 г. в российском бюджете не было средств на завершение функционально-грузового блока «Заря», и НАСА согласилось профинансировать окончание строительства российского сегмента будущей станции. Именно «Заря», выведенная на орбиту в 1998 г., стала первым кирпичиком, положенным в основу МКС.

В том же году к блоку «Заря» был пристыкован американский блок «Юнити» — соединительный модуль для будущих сегментов.

Экипаж МКС за обедом. Современная космическая еда далеко ушла от первых тюбиков с пюре, однако на орбите по-прежнему питаются совсем не так, как дома. Основу рациона составляют замороженные готовые блюда, которые нужно разогревать

В январе 2016 г. на МКС впервые распустился цветок — в ходе биологического эксперимента зацвела астрациния. До этого экипажу удалось вырастить урожай капусты, которым они с удовольствием разнообразили свое меню

Разные атмосферы

​​​​​​

Так выглядели кадры с орбиты

Главная техническая сложность заключалась в том, что на борту «Союзов» воздух был близок по составу к земной атмосфере при давлении 730 мм ртутного столба, а американцы дышали смесью с повышенным содержанием кислорода при давлении в 280 мм.

Поскольку «Аполлон» был значительно крупнее, именно его оснастили специальным стыковочным модулем в форме цилиндра длиной более трех метров, диаметром 1,4 метра и массой в две тонны. Фактически, стыковочный модуль устанавливался вместо спускаемого лунного модуля.

Состав воздуха в нем приближался к земному, космонавты и астронавты проходили там трехчасовую акклиматизацию, а командный модуль «Аполлона» в это время оставался закрытым.

В свою очередь, на борту «Союза» давление понижалось до 520 мм ртутного столба.

Советские скафандры становились пожароопасными в атмосфере «Аполлона» из-за повышенного содержания кислорода в ней. Группа химиков под руководством Евгения Фокина разработала новый термостойкий полимер.

Программа «Союз-Апполон»

В 1970 г. директор НАСА Т. Пейн обратился к президенту Академии наук СССР М. Келдышу с предложением провести совместный пилотируемый полет советского . и американского космических кораблей. Советская сторона сразу же дала свое согласие.

Центр управления полетами в Хьюстоне во время миссии «Союз-Аполлон»

На подготовку такого полета ушло несколько лет. Прежде чем это стало возможно, советским и американским конструкторам-пришлось решить целый комплекс проблем по совместимости двух кораблей. При создании как «Аполлона», так и «Союза» подобные совместные полеты даже не планировались. Системы жизнеобеспечения на обоих кораблях кардинально различались — на «Аполлоне» была атмосфера из чистого кислорода под пониженным давлением, тогда как на «Союзе» она была сходна с земной. Также предстояло разработать новый стыковочный агрегат, чтобы два корабля могли состыковаться в космосе. Чтобы космонавты и астронавты могли перемещаться между кораблями, конструкторы создали специальный переходный отсек длиной 3 м, который выводил на орбиту «Аполлон». Чтобы избежать декомпрессии из-за разницы в давлении на кораблях, экипажи, покинув свой корабль, проводили в этом отсеке около 3 часов, прежде чем перейти к соседям.

15 июля 1975 г. с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-19» с космонавтами А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым на борту. В тот же день с мыса Канаверал в космос отправился «Аполлон», в экипаж которого вошли астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд и Д. Слейтон. Спустя двое суток, 17 июля корабли состыковались, образовав орбитальную станцию. «Союз-Аполлон». Станция просуществовала 2 дня, в течение которых экипажи совершили 4 перехода между кораблями. 19 июля корабли расстыковались, потом ненадолго состыковались повторно, а затем по отдельности вернулись на Землю.

Космонавт А.А. Леонов и астронавт Д. Слейтон в космическом корабле «Союз»

Совместный советско-американский полет заложил основы международного сотрудничества в космосе, которое затем развилось в программу «Мир-Шаттл» и сегодня продолжается на международной космической станции.

Универсальный стыковочный агрегат

Использовавшиеся на «Союзе» и «Аполлоне» стыковочные агрегаты были не только выполнены по активно-пассивной схеме, но и являлись несовместимыми меж собой. При такой конструкции на двух совместимых аппаратах, стоят разные стыковочные агрегаты: один так называемый «активный», или «штырь», а второй — «пассивный», или «конус». В рамках решения проблемы стыковки советские ученые разработали универсальный, или андрогинный стыковочный агрегат АПАС-75, который с некоторыми модификациями используется до сих пор, в том числе и на МКС. В отличие от предыдущих агрегатов, при необходимости обе стороны АПАС могли выполнять активную или пассивную роли.

Институт космических исследований АН СССР. Член Комитета безопасности космических полетов при администрации НАСА Чарльз Харрингтон осматривает летный образец стыковочного агрегата для космических кораблей «Союз» и «Аполлон»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: