Псково-печерский монастырь: открытая крепость

Чем знамениты пещеры псково-печерского монастыря

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.

Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.

Святые врата,  Сергей Василец

1920 — монастырь закрыт. Вместо него — концлагерь

В мае 1920 года монастырь был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник). Часть из них покинули острова, но почти половина остались, и они стали работать вольнонаемными в совхозе.

После 1917 года новые власти стали рассматривать богатый Соловецкий монастырь как источник материальных ценностей. Вывозили золото, серебро, драгоценности. Варварски разрушались произведения искусства. К счастью, благодаря сотрудникам Наркомпроса Н. Н. Померанцеву, П. Д. Барановскому, Б. Н. Моласу, А. В. Лядову, удалось вывезти в центральные музеи многие бесценные памятники из монастырской ризницы.

В конце мая 1923 года на территории монастыря произошел сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям монастыря.

В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ, и здесь организовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. 

После закрытия в 1939 году тюрьмы острова были переданы военным, и в 1940–1957 годах хозяином Соловков стал Учебный отряд Северного флота. Во время Великой Отечественной войны здесь готовили для ВМФ самых разных специалистов.

Школа юнг

В мае 1942 года приказом народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова на Соловецких островах была создана школа юнг Северного флота, сформированная из 14-16-летних мальчишек-комсомольцев. Юнги были самыми юными профессионально подготовленными участниками войны, которые в грозные годы вместе со взрослыми с оружием в руках встали на защиту родной страны.

9

1694 — на Соловки впервые приехал Петр I

Царь приезжал в монастырь, планируя создать Военно-морской флот России.

Вот как описывает первый визит государя в 1694 году известный историк XIX века Сергей Соловьев: «Потом царь отправился на яхте “Св. Петр” в Соловки; на дороге поднялась страшная буря, кораблекрушение казалось неминуемо. Петр приобщился уже Св. Таин из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастию, нашелся искусный кормчий, Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря. Собственными руками Петр сделал крест в полторы сажени вышиною и поставил на том месте, где вышел на берег; на кресте виднелась голландская надпись: “Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694”».

Второй визит Петра в Соловки связан с началом активных военных действий России по захвату региона Балтийского моря. В 1702 году на Вавчуге Петр спустил на воду два боевых фрегата, названных им «Святой Дух» и «Курьер». Он заложил новый фрегат «Святой Илия».

В составе архангельской эскадры на яхте «Транспорт-Рояль» Петр второй раз прибыл в Соловецкий монастырь. Он привез с собой разобранную церковь, которую матросы собрали на острове Большой Заяцкий. Именно в те дни, возводя храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, царь Петр, по преданию, придумал и утвердил Андреевский стяг — боевой флаг Военно-морского флота России.

Святой Петр — реплика ботика Петра I

Петр Алексеевич подарил Соловецкой обители 200 пудов пороха и прислал воинскую команду для охраны монастыря в Северную войну. После посещения монастыря Петром I к Соловецкому было приписано еще несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье.

Государство пользовалось монастырем как крепостью, защищающей западные рубежи, и видело в нем прежде всего военный объект. Кроме того, Соловки воспринимались как удобное место для удаления неугодных лиц, как светских, так и духовных — приказы государственных властей о заключении очередного именитого узника в Соловецкой тюрьме и в петровское, и в последующие времена следовали один за другим, монастырские застенки не пустовали. Тюрьма была страшная, условия содержания узников нечеловеческие, камеры тесные, как каменные мешки. Лишь в 1883 году соловецкая тюрьма была упразднена; ее здание было позднее использовано под монастырскую больницу.

6

1990 — возобновление монашеской жизни

25 октября 1990 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было определено: «Возродить монашескую жизнь в Соловецком Зосимо-Савватиевском ставропигиальном мужском монастыре и исполняющим обязанности наместника монастыря назначить игумена Германа (Чеботаря)». Эта дата и считается днем возобновления Соловецкой обители.

С этого момента в монастыре появляются первые послушники. С 1992 года наместником монастыря назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). В августе 1992 года мощи соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа, хранившиеся в Санкт-Петербурге, были перенесены в монастырь. С этого дня 22 августа в Русской Православной Церкви появился новый праздник — собор Соловецких святых. С 2009 года наместником монастыря назначен епископ Порфирий (Шутов).

Соловецкий монастырь — ставропигиальный, то есть подчиняется не местной епархии, а непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, который имеет сан священноархимандрита.

Современная жизнь монастыря не ограничивается одними лишь богослужениями. Соловецкий монастырь издает немало православной литературы, в монастыре собрана огромная библиотека (12 тысяч томов), пользоваться которой могут не только монахи, но и паломники, и жители поселка Соловецкий. Действуют в монастыре и воскресные школы — и детская, и взрослая, а также детская музыкальная школа.

Псково-Печерский монастырь

К обеду мы приехали в г. Печоры, по которому проходит граница с Эстонией. Поселили нас в гостинице для паломников. Она находится на территории бывшей воинской части. Отсюда до монастыря около 1,5 км. Как только нас расселили по кельям, а проживание здесь раздельное, мы на автобусе поехали в ресторан обедать. Здесь нам подали щи, гуляш с картофельным пюре, чай и пирожок с повидлом. Из ресторана пешком отправились в Псково-Печерский монастырь, который был совсем рядом. Прошли на смотровую площадку, где гид Ирина показала и рассказала о каждом строении внутри монастыря и на около монастырской территории.

Экскурсия в БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ

Потом нас провели в знаменитые  пещеры богом зданные, в которых уже много веков хоронят монахов и мирян.

Вход в пещеры Богом зданные

Там было темно, а вот запаха тления абсолютно не чувствовалось. Мы при зажжённых свечах осмотрели места захоронений (гробы заделаны в стены, но их можно потрогать рукой через специально оставленные ниши). Экскурсию проводил монах, который показал нам пещерный храм Воскресения Христова, за престолом которого находится гроб настоятеля монастыря Алипия Воронова. Приложились мы и к табличке на месте захоронения архимандрита Иоанна Крестьянкина. Самые смелые просовывали руки в отверстия и касались установленного там гроба.

Потом мы перешли в ближние пещеры, где приложились к мощам первого монаха монастыря Марка, первого священника — Иона, монахини Вассы. А еще  преподобного Лазаря, который вдруг ожил после смерти перед погребением и прожил после этого ещё 16 лет.

Акафист Николаю Чудотворцу

В 17-00 в храме святителя Николая мы прослушали акафист в его честь (читают по четвергам).

Храм свт. Николая Чудотворца

Батюшке замечательно подпевал хор, который дополняли голоса многочисленных паломников. Мы приложились к кресту и спустились вниз в Успенский собор. Там шла вечерняя служба, на которой мы с Леной исповедовались. На другой день во время Божественной Литургии я причастился. А вот Лена причащалась на следующий день в воскресение.

Псково-Печерский монастырь — впечатления

Мы пробыли в монастыре с четверга по субботу. Все паломники нашей группы старались ходить на вечерние и утренние службы. Они были очень многолюдными, торжественными, продолжительными. Запомнились чуть гнусавые голоса дьяконов, громко читающих ектении и молитвы. Один был русский, а другой … японец. Великолепно пел многоголосый хор монахов. Несколько служб возглавлял наместник монастыря архимандрит Тихон (Секретарев). Особенно многолюдно было в праздничные майские дни.

Успенский собор

Все паломники в Успенском храме поместиться не смогли, большая часть оставалась на улице и слушала богослужение через открытые окна. В пятницу многие паломники из нашей группы (в том числе и Лена с Ириной) остались на послушание.

А вот вечерние службы проводились в Михайловском храме, который очень красиво внутри расписан. И хотя в него может поместиться до 1000 человек, он тоже был заполнен полностью.

Михайловский собор

В день отъезда 2 мая 2015 года после утренней службы в Успенском соборе я с дочерьми прошёл в Сретинский монастырь, а оттуда в келью (№18) Иоанна Крестьянкина, которая находится в корпусе для братии. Там мы приложились к личным вещам знаменитого старца. Каждому паломнику там помазали лоб елеем и окропили душистой святой водой.

Схиархимандрит Никон

Схиархимандрит Никон

Ещё мне в Псково-Печорский монастырь запомнился встречей со старцем Никоном. Я дважды подходил к нему за напутствием и благословением. Первый раз в четверг в Сретенском храме. Грузный, несколько грубоватый, ко всем без исключения обращается на «ты». Но в нём есть какая-то притягательная сила и обаяние. Мне он посоветовал не только чаще ходить в церковь, но регулярно исповедоваться и причащаться. Кроме того, для укрепления веры подарил иконку Иоанна Крестителя. Второй раз я подошёл к нему в Успенском соборе после Литургии в субботу. В этот раз он подарил мне кусочек просфоры.

Проживание в паломнической гостинице

Проживал в келье, рассчитанной на 10 человек. На этаже был туалет и душ на 5 отделений. Питались в трапезной (самообслуживание в установленные часы). Блюда сами брали на подносы. В выходные дни очереди были большие. Прежде всего, Сам монастырь надолго запомнится красотой, необычной архитектурой и конечно историей. Здесь бывали Иван Грозный, долго жил Петр I, приезжали почти все цари, начиная с Александра I. Посещали монастырь Ельцин Б.Н. и Путин В.В.

Конец 1950-х — Соловки стали доступны для посещения

Приезжавших поражало бедственное состояние монастыря. Все громче стали раздаваться голоса в защиту Соловков, которые нужно было срочно спасать от разрухи

В том, что власти обратили внимание на Соловки, большая заслуга директора местной школы П. В

Виткова, президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова, ученых А. А. Преображенского, Г. Г. Фруменкова, А. А. Спасского, С. Э. Шноля, писателей Ю. Казакова, В. Бианки и др.

Первые туристы на Соловках, 1960-е годы

С середины 1960-х годов на Соловках начались ремонтно-консервационные, а затем и реставрационные работы. Были восстановлены трапезный комплекс, Спасо-Преображенский собор, крепость, портная и чоботная палаты, частично святительский корпус и другие памятники.

В 1967 году был образован Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник. В конце 1974 года он был реорганизован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

Студенты стройотряда МГУ в монастыре, 1967. Фото Всеволода Тарасевича

В 1991 году комплекс памятников архитектуры Соловецкого архипелага включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

10

Сразу исцелился и даже забыл, что не мог ходить

Однажды я пригласила приезжего Николая попить чаю, — рассказывает монахиня Александра. Он только что вернулся с монастырского покоса. Во время чая он схватился руками за голову и вскричал: «Что со мной? Как это получилось, что я стал другой?». И рассказал:

«У меня сильно болели ноги, я не мог ходить. В больнице врачи предлагали отнять ноги. Я уже согласился, но повстречался с человеком, который мне, что в Печорах есть врач, который лечит всех без операций, и дал мне адрес. Старцу Симеону я рассказал о своем несчастье. Старец побеседовал со мной и сказал: «3автра приобщись святых Таин».

Выходя от батюшки, я забыл взять костыли. На другой день я приобщился и молодой дьякон пригласил меня с братией на покос. Я с удовольствием согласился. Полностью забыл, что ноги болели, даже к батюшке не зашел, а быстро уехал на луг. Там я отдался работе, забыл, что был больной и приехал лечиться. Даже забыл, что привез врачу гостинец».

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армии из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

Схема обители

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Звонница Никольского храма,  Алексей Бучанов

Исцеление от беснования

Рассказывает 65-ти летняя Антонина из города Печоры:

В 1959 году в Печоры из Тулы приехала и остановилась у меня моя знакомая Нина. Она была одержима бесом, поэтому никак не могла войти в келью к отцу Симеону на благословение, только кричала: «Ой, Сенька идет, я его боюсь!»

Её по благословению отца Симеона отчитывал отец Афиноген. Она была такая буйная, что во время молитвы над ней её связывали.

Как-то Нина увидела Александру и забегала, крича: «Сенька идет!» Мать Александра сказала, что батюшка болен и в храм не придет. Но Нина начала метаться по храму, ища, где скрыться, и кричать ещё пуще: «Ой, Сенька идет!»

Совершенно неожиданно батюшка действительно пришел к полунощнице. Просто удивительно, как одержимые бесом чувствовали появление отца Симеона. А Нина уехала из Печор совсем здоровая.

Имеется также свидетельство о другом исцелении от беснования, которое было в 1953 году. В передней ожидало несколько человек, когда пришла незнакомая женщина лет пятидесяти и сразу направилась в келью отца Симеона. Она открыла дверь, вошла и сразу упала, а батюшка, топнув ногою, закричал: «Выйди, сейчас же выйди!»

Потом женщина вышла из кельи, молилась и благодарила батюшку за исцеление от беса. Она рассказала, что родственница сделала ей порчу, поэтому она по совету одной духовной дочери батюшки поехала к нему. Отец Симеон предупредил, чтобы она не общалась с той родственницей, избегала её.

Но через два года эта злая женщина подослала к свою дочку и снова вселила в неё беса, поэтому она опять и приехала к батюшке.

— «Мне очень трудно было переступить порог батюшкиной келии, все члены сковало, я не могла перекреститься, потому и упала без сознания, меня началась сильная рвота. Батюшка же словами: «Выйди вон!» тотчас изгнал из меня беса, и я смогла встать. И снова батюшка меня строго предупредил избегать злую дальнюю родственницу».

1571 — шведы впервые напали на Соловки. Монастырь становится военной крепостью

В 1570 году шведский 3-тысячный отряд атаковал Кемский посад. В следующем году группа шведских, немецких и голландских кораблей напала на Соловецкие острова. По другим источникам, в 1571 году в открытом море вблизи Соловков появились шведские корабли, которые хотели напасть на монастырь. Нападение не состоялось, но шведы много раз пытались атаковать Соловецкую обитель. Чтобы укрепить монастырь, в 1578 сюда прислали воеводу Михаила Озерова со стрельцами. Они должны были поставить деревянный острог, способный отражать нападения. Вокруг монастыря встала деревянная крепость с земляными валами и девятью пушками. Гарнизон острова составляли 150 стрельцов и казаков. В конце XVI — начале XVII веков стрельцам не раз приходилось отбивать нападения и финнов, и шведов, и датчан. В 1584 году вокруг монастыря начали строить каменную стену по плану монаха Трифона Кологривова.

Соловецкий монастырь на старинной гравюре

Таким образом, Соловецкий монастырь стал стратегическим пунктом по защите северных рубежей России. В 1595, а позже — в 1617 годах Россия заключала со шведами мирные договоры, по которым Швеция обязывалась не нападать более на Соловецкий монастырь, но договоры эти через некоторое время нарушались. В начале XVII века соловецкие монахи стали единственными защитниками Крайнего Севера. Иностранные соседи воспринимали настоятелей монастыря как государственную власть на севере России и заключали с ними перемирия. Военное дело в монастыре стало постоянной обязанностью монахов с того момента, как соловецкий игумен принял командование у соловецкого воеводы.

Во время русско-шведской войны 1656-1658 годов при царе Алексее Михайловиче, монастырские стены с северной и южной сторон, откуда был доступ для штурма, окопали рвом. Монахи насыпали земляной вал, на стенах поставили 90 пушек, организовали боевой и хлебный запасы. Братия (около 454 человек) взяла оружие и организовала со стрельцами войско (до 1500 солдат).

4

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность к погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым. Он служил здесь с 1986 по 1998 год.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца.

Купальня для братьев и сестер с освященной водой

Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова.

Наша группа около могилы Валентина Мордасова

Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений. К нему приезжало множество людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия.

Церковь Георгия Победоносца в Камно

Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы “Знамение”. Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

1854 год — обстрел Соловков англичанами

1854 год? обстрел Соловков англичанами

Крымская война 1853–1856 годов велась не только в Крыму. 7 июля 1854 года, когда настоятелем был архимандрит Александр (Павлович), произошло нападение на монастырь двух английских паровых 60-пушечных фрегатов «Бриск» и «Миранда». В монастыре было 50 человек воинской команды, восемь небольших орудий на стенах и два трехфунтовых полевых орудия. Англичане потребовали немедленной сдачи монастыря, но архимандрит отказал, после чего по монастырю был открыт огонь из 35 орудий. Бомбардировка продолжалась девять часов. Оба полевые орудия под прикрытием берегового холма отвечали на неприятельский огонь. Вечером англичане удалились, разрушив лишь здание выстроенной на берегу гостиницы и попортив кое-где стены Преображенского собора: ни убитых, ни раненых в монастыре не было.

7

Изборск

Следующая остановка была в городе Изборске, который находится от Пскова в 30 км. Прежде всего, мы совершили экскурсию по древней крепости. Во-первых, осмотрели остатки башен, стены. Во-вторых, прошлись по территории внутри крепости.

Остатки крепостной стены и башни от Изборской крепости

Площадь заросла травой

Кроме того, обратили внимание на два домика, которые стоят недалеко от ворот

Зелёные лужайки и домики в крепости Изборск

Выслушали рассказ гида об истории строительства крепости, а затем зашли в Никольский храм, построенный в XIV веке.

Никольский храм на территории крепости

Храм внутри не очень большой. Мы приложились к храмовым святыням: иконе Корсунской Божией Матери и иконе святителя Николая.

Словенские ключи

Далее мы пешком пошли к знаменитым Словенским ключам.

Словенские ключи имени 12 апостолов во всей красе

Между тем зрелище, которое мы увидели, было великолепным. Во-первых, прямо из отвесной скалы низвергаются многочисленные ручьи студёной воды, которые сбегая вниз, образуют огромное озеро. Во-вторых, все мы напились вкусной воды и умылись прямо под ледяными струями. По Городищенскому озеру плавали два лебедя и дикие утки.

Лебеди на Городищенском озере

Лебеди нисколько не боялись людей и охотно ели куски хлеба, которые им бросали дети.

1548 год — игуменом Соловецкого монастыря стал Филипп Колычев

Московский боярин Федор Колычев в 1537 году примкнул к мятежу князя Андрея Старицкого, мятеж, как известно, не кончился удачей, и ему пришлось бежать от преследования. Бежал он на край земли — в Соловецкий монастырь. Полтора года был послушником, потом пострижен в монашество с именем Филипп. Восемь лет прожил Филипп в обители, прежде чем решением монастырского собора был избран игуменом. Он оказался великолепным хозяйственником, много сделал для внутреннего и внешнего благоустройства обители, превратил Соловки в настоящий промышленный и культурный центр Северного Поморья.

Митрополит Филипп Колычев, вышивка

В 1485 и 1538 годах монастырь сильно горел. Стало понятно, что нужны каменные строения. В 1552 году Филипп начал строительство каменных церквей, а в 1590–1594 годах была отстроена знакомая всем оборонительная гранитная стена вокруг кремля. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения. Монастырские промыслы механизировали, возвели новые келейные корпуса, больницу для братии.

Именно при игумене Филиппе на Большом Соловецком острове появилась сеть каналов, объединившая 78 озер для питания Святого озера и водоснабжения монастыря. На каналах встали мельницы. Был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы. В монастыре процветали ремесла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи — и это в суровейшем северном климате!

Повсеместное почитание преподобных Зосимы, Германа и Савватия также инициировал Филипп Колычев. Храмы и монастыри в честь святых открывались в Астрахани, Казани, даже в Сибири! Заметно увеличились пожертвования в монастырь.

Во все века властьимущие щедро одаривали северный форпост России, но именно в XVI–XVII веках авторитет Соловецкого монастыря вырос колоссально не только в северном регионе, но и по всей России, и пожертвования от царя и богатых людей потекли на Соловки рекой. Например, в 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками (то есть местные жители теперь должны были платить подати не государству, а монастырю), остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.

Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить на Соловках два больших каменных собора: Успенский и Преображенский. В монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь. В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс. пудов в год (в 1542 году такое право было только на 6 тыс. пудов), в 1551 году Иван IV подтвердил это право. Монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. В 1556 году по челобитной Филиппа царь освободил их от оброка в пользу царской казны.

Последние минуты жизни митрополита Филиппа. 1880-е. Художник А. Н. Новоскольцев

В 1560 году в Соловецкий монастырь заточили протопопа Сильвестра, бывшего духовника Ивана Грозного и то ли популяризатора, то ли автора знаменитой книги «Домострой» (тут мнения историков расходятся).

В 1651 году вместо игуменства была учреждена архимандрия (то есть настоятель имел уже сан не игумена, а более высокий — архимандрита, и это означало повышение статуса монастыря). До марта 1682 года, когда учредили Холмогорскую епархию, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

В 1565 году царь Иван Грозный вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Дальнейшая история печальна — святитель Филипп не побоялся обличить жестокие репрессии царя, за что в 1568 году был смещен с кафедры, арестован и заточен в Отроч Успенский монастырь в Твери, где через год был задушен ближайшим сподвижником Ивана Грозного, Малютой Скуратовым. Общецерковное почитание митрополита Филиппа как святого началось с 1652 года, когда мощи его были перенесены в Москву.

3

Иконы

Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.

Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.

Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.

Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.

Михайловский собор,  Алексей Бучанов

1429 — как всё начиналось

До первой четверти XV столетия Соловецкий остров был необитаем. К диким берегам изредка причаливали промысловики и укрывались от штормов проходящие корабли. Первыми поселенцами стали соловецкие чудотворцы Герман и Савватий. Герман был отшельником на Корельском берегу, Савватий — пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Для иноческих подвигов они в 1429 году переправились через Белое море, поставили крест в 12 верстах от нынешнего местонахождения монастыря и поселились в хижине. Молились, трудились, с трудом находя себе пропитание. На шестой год жизни на Большом Соловецком Герман отлучился на материк. Савватий, понимая, что приближается час его смерти, также переправился на берег, причастился и скончался близ деревни Сороки.

Преподобный Герман встретил новгородского отшельника Зосиму и вернулся на остров уже вместе с ним. В 1436 году иноки соорудили себе келию, и у Зосимы было видение — в каком месте основать монастырь.

Савватий и Герман плывут на Соловецкий остров

Скоро к отшельникам начали стекаться из разных мест иноки и миряне, которые просили принять их. Началось строительство келий. На том месте, где Зосиме было видение небесной обители, поставили небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня и Чудотворца Николая. Новгородский архиепископ Иона дал благословение новосоздавшейся обители и назначил игумена Феодосия.

Первое время новгородцы и жители Корельского побережья относились к инокам враждебно — им не нравилось, что на землях, которые они считали своими, где привыкли промышлять зверя, появились новые хозяева. Были попытки и монахов выжить, и монастырь уничтожить. Но Зосима вместе с братьями терпели, смирялись и всеми силами старались обитель свою развивать. Им удалось с помощью состоятельных новгородцев приобрести большие участки земли с различными промыслами и угодьями. Одной из щедрых благотворительниц монастыря была известная новгородская посадница Марфа Борецкая. Наконец Зосима выхлопотал от Великого Новгорода грамоту монастырю на вечное и исключительное владение всеми соловецкими островами. С этого времени Соловецкая обитель начала быстро возвышаться. Когда игуменом был назначен сам преподобный Зосима, он смог и определить устав, и дать окончательное устройство иноческой жизни, и перевезти в монастырь мощи преподобного Савватия. Нетленные мощи были погребены за алтарем Успенской церкви в 1465 году. Монахи построили трапезную, поварню, пекарню, определив уже основные элементы будущего соборного комплекса.

2

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца Псково-Печерского монастыря

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

Дом наместника Псково-Печерского монастыря

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами Псково-Печерского монастыря

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: