Государственные крестьяне

Положение государственных крестьян

Государственные (казённые) крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. По данным 1-й ревизии (), их насчитывалось в европейской России и Сибири 1,049 млн душ мужского пола (то есть 19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии () — 9,345 млн. (45,2 % земледельческого населения) [источник не указан 1614 дней]. Предположительно, образцом для юридического определения положения государственных крестьян в государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли. Однако помимо того с 1801 года гос. крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян). Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов — до 5 десятин в 30 губерниях и 1—3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.

История появления

Возникновение рассматриваемого сословия связывают с финансовой реформой. Эту новую прослойку общества выделили путём объединения нескольких категорий населения, объединив в одну группу всех лично свободных крестьян и назвав их государственными.

Император Пётр I начал реализовывать реформу 1 марта 1698 года. Она упростила процесс оплаты податей. Кроме последних, империя обязала государственных крестьян вносить в казну оброк номиналом в 40 копеек. В дальнейшем он колебался в пределах 10 руб. с человека ежегодно.

Во второй половине 18 века была проведена реформа государственных крестьян с целью закрепостить их за дворянскими владениями. Однако попытка раздать «души» дворянам во второй половине XVIII века встретила решительный отпор, и за 150 лет их число возросло с 1 до 9,3 миллионов мужских душ. В процентном соотношении это составляло 19 — 45% от всего сословия в различные годы. Расчёты производились в Сибири и в европейской части России. После изъятия императрицей Екатериной II значительной части земель Русской Православной Церкви ряды государственных крестьян стали пополняться не только населением территорий Крыма, Прибалтики, Закавказья и так далее. Секуляризованные владения регулярно снабжали государство людьми. Неофициально поощрялся переход беглых крепостных в разряд государственных, которые стали источником стабильного дохода казны.

Понятие государственных крестьян

На территории Российской Империи государственными считались лично свободные крестьяне, жившие на землях, которые принадлежали не помещикам, а казне. Исторически большинство из них являлось представителями незакрепленного земледельческого населения: бывшими черносошными, однодворцами и представителями нерусских народов Поволжья. В разное время управление государственными крестьянами осуществлялось различными государственными органами. Они облагались дополнительными денежными взысканиями на земские нужды, платили оброк, исполняли различные виды повинностей и подлежали телесным наказаниям за ненадлежащее выполнение работ. Проживали государственные крестьяне в специальных государственных деревнях. Существовало это сословие вплоть до конца XIX века.

Предпосылки проведения реформы

Наиболее важными причинами, побудившими Николая I к проведению изменений, явилось серьезное недовольство крестьян своим зависимым бесправным положением, а также получение в казну не всей суммы податей с крестьян.

Казенные крестьяне не имели самоуправления, их могли сдавать в аренду частным лицам вместе с государственными имениями. Помимо разного рода налогов, их привлекали к строительству и ремонту дорог, к починке мостов. Не имея никакого права голоса, будучи фактически самым бедным и многочисленным слоем населения, крестьяне выражали свое недовольство бунтами.

Система налогообложения была произвольной и неупорядоченной. Государству было бы выгоднее иметь крестьян, способных платить налоги и четко понимающих, сколько они должны внести в казну. За 20 лет до начала реформы с государственных крестьян в виде податей был собран 391 млн. рублей, при недоимках в 33 млн. рублей. В течение 20 лет после проведения реформирования сборы увеличились до 506 млн. рублей, а недоимки уменьшились до 17 млн. рублей.

Изначально Николай I не стремился уделять внимание решению сложного крестьянского вопроса. Однако со временем он все больше убеждался в необходимости изменений

Довольно опасно было игнорировать назревшую проблему, так как небольшие волнения среди крестьян могли перерасти в серьезное восстание. Все глубже император понимал, насколько негативно крепостное право сказывается на развитии страны в экономическом и военном отношениях.

Вопрос о ликвидации всей крепостной системы разом рассматриваться еще не мог. Высшее сословие – дворяне – не были готовы к масштабным изменениям. Попытки серьезно повлиять на их положение могли обернуться катастрофой для Николая I, а также для государства в целом. Если дать крестьянам свободу, сохранив при этом землю за помещиками, первые либо начнут требовать землю силой, либо, будучи вынуждены наниматься на работу, попадут в кабалу к хозяину. Выкупать землю у помещиков, чтобы после предоставить ее крестьянам, государство также было не готово, так как это потребовало бы огромных денежных затрат. В силу этих трудностей, было принято решение о частичных преобразованиях.

Наименее опасным представлялось реформирование государственной деревни, не связанной с дворянами и их интересами. Государь рассчитывал на улучшения после реформ и предполагал, что изменения послужат хорошим образцом для помещиков.

Новая реформа

В XIX веке за государственными крестьянами окончательно закрепилось право покупки частной собственности, не населенной людьми.

Последовательные рост размера денежных выплат, а также уменьшение земельных наделов привели к обнищанию сословия. К концу первой половины XIX века это стало причиной народных волнений. Для изменения ситуации П. Д. Киселёвым была разработана новая реформа. Государственные крестьяне смогли решать свои дела в рамках сельской общины, но не были откреплены от земель. Инициатива неоднократно наталкивалась на сопротивление помещиков, которые боялись опасного примера свободы для своих крестьянам, тем не менее реформа была проведена.

Предпосылки и цели

Реформа П. Д. Киселева проводилась в эпоху правления Николая I с 1837 по 1847 год.

Целью реформы было улучшить жизнь государственных крестьян, повысить их благосостояние, дать им новые знания о земледелии, а помещиков обучить другому способу управления своими крепостными.

При Николае I в Российской империи насчитывалось 20 млн государственных крестьян. Они работали на земле, полученной от государства. Почти весь собранный урожай крестьяне отдавали государству. Себе они могли оставить лишь небольшую часть. Таким образом, государственные крестьяне не имели возможности расти и развиваться. Их положение усугублялось еще и тем, что им тоже, как и другим категориям населения, приходилось платить налоги и различные подати, служить в армии и т. д.

Ситуацию усугубила Отечественная война против Наполеона в 1812 году. Вернувшиеся из Франции солдаты увидели, что за границей люди живут совсем другой жизнью – там нет крепостничества, все могут выбрать для себя любой вид деятельности. Это привело к различным конфликтам и бунтам. Самым масштабным стало восстание декабристов. И хотя оно было подавлено, власти поняли, что страна нуждается в реформах.

Статья: Реформа Киселева

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Николай I осознавал, что крепостное право нужно отменить, но считал, что Россия еще к этому не готова. Свободу крестьян нужно расширять постепенно, думал он, причем этот процесс должен сопровождаться мерами по укреплению и объединению государства.

Все это и послужило предпосылками к проведению реформы. Ответственным за ее реализацию был назначен министр госимуществ П.Д. Кисилев.

Проект реформы готовили более года. К реализации приступили лишь в 1837 году.

[править] Помещичьи крестьяне

Помещичьи крестьяне (владельческие, крепостные) крестьяне — крестьяне, находившиеся в крепостной зависимости от помещиков с конца 15 в. до 1861 г. В мордовском крае категория помещичьих крестьян сложилась в конце 16 в. К середине 17 в. их численность составляла около 90 тыс., в середине 19 в. — 283 тыс. чел. За пользование землёй помещичьи крестьяне несли различные повинности: барщину, оброк и др. Барщинная система эксплуатации наибольшее распространение получила в Инсарском и Спасском, оброчная — в Саранском и Темниковском уездах. В 1-й половине 19 в. 9 % крепостных несло смешанные повинности. Так, крестьяне с. Аксёл платили оброк по 16 руб. 50 коп., убирали сено помещика Тишова и давали ему по 20 аршин холста. Кроме основных повинностей, помещичьи крестьяне выполняли в пользу помещиков строительные работы, перевозили в разные города продукты и другие грузы. Несли государственные повинности (подушная подать, земские, мирские денежные и натуральные сборы, рекрутская повинность). Согласно «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (1861), помещичьи крестьяне получили личную свободу, но в период временнообязанного состояния должны были выполнять барщину и платить оброк.

Идеи и реализация реформы

Киселева этим не исчерпывалась. По прямому настоянию графа во многих сельских округах стали открываться лечебные и образовательные учреждения, с малоземельем пытались бороться путем Крестьянские общины уезжали в другие регионы страны, при этом получали небольшое денежное возмещение на первое время. Это направление крестьянской политики не получило большого развития, семьи крестьян не желали покидать родные края. Главное положение реформы Киселева подразумевало повышение агротехнического уровня в обработке земли, повышение доходности крестьянского хозяйства. С этой целью членов сельской общины учили передовым способам земледелия, однако крестьяне с большим недоверием относились ко всем нововведениям, что приводило чиновников в состояние недовольства, и зачастую применялись административные меры в отношении крестьянской общины.

Последствия преобразований

Одним из следствий политики решения проблем управленческих решений стало повсеместное внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Провинциальные и волонтерские чиновники насильно конфисковали лучшие земли у фермеров, заставили их сажать на них картофель, конфисковали и перераспределили урожай по своему усмотрению, иногда даже отправляли в другие населенные пункты. Таким образом, власти пытались застраховаться от неурожая, это явление получило название общественной вспашки. Но крестьянская община увидела в этом попытку введения государственной барщины, волну беспорядков, захлестнувшую все государственные села с требованием отмены общественной пахоты. В этом направлении реформа Киселева провалилась.

Государственные крестьяне в России — что это за класс в России

Государственные крестьяне — особенное российское сословие, составлявшее в XVIII-XIX веках до 50% численности населения России, занимавшегося земледелием. Их отличие от помещичьего крестьянства состояло в том, что они считались лично свободными, но прикрепленными к земле.

24 ноября 1866 г. утвердили закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях». Согласно этому нормативному акту, хозяйственный быт этой категории населения предполагал расширение их прав «по владению и использованию предоставленными им в надел от государства землями». Правда, термин «владение» обозначал только право пользования земельным участком. 

За землю крестьяне обязаны были ежегодно уплачивать государственную оброчную подать. Министр государственного имущества для разных местностей мог устанавливать этот сбор в размере не выше 15% от оценочной стоимости земли. Также у крестьян была обязанность уплачивать налог за пользование лесом, если в состав их участка входили лесной массив. Через три года, при условии, что все налоги уплачены, наделы можно было продавать. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Но проблема выкупа в полную собственность земли как сельскими обществами, так и владельцами состояла в том, что необходимо было внести единовременный взнос в уездное казначейство в сумме, проценты с которого равнялись бы сумме равной капитализированной оброчной подати. Это были огромные деньги даже для зажиточной части населения. 

Кратко права государственных крестьян можно представить следующим образом:

  • они имели право выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • имели частную собственность;
  • вели торговлю как оптом, так и в розницу;
  • открывали фабрики и заводы.

Их обязанности включали:

  • оплату подушной подати;
  • взносы на земские нужды;
  • натуральные повинности.

За несение повинностей крестьяне отвечали круговой порукой.

Внедрение усовершенствований в государственной деревне (1837-1841гг.)

Следует отметить, что основными целями реформы были:
Повышение уровня жизни фермеров;
Улучшение сбора налогов;
Создайте для помещиков пример крестьянского хозяйствования
Зимой 1837 г управление крестьянами перешло от «Министерства финансов» к созданному в том же году «Министерству государственных имуществ» во главе с П. Д. Киселевым.
Было решено сделать систему крестьянского управления 4-х ступенчатой: самая крупная административная единица — губерния, затем уезд, волость и, самое малое, — сельское общество.
Палаты государственной собственности были организованы в провинции для управления крестьянами. Администрация района была возложена на главу района и должностных лиц. В волостных (6000 мужчин) и сельских обществах (1500 душ) крестьяне получили самоуправление. Теперь они имели право собираться на собраниях и избирать из себя тех, кто будет решать насущные вопросы. В состав волостного управления были избраны волостный руководитель и два староста. В сельских обществах для выполнения обязанностей по охране правопорядка избирались сельский бригадир и сотский с десятью офицерами. Местные судебные функции выполняли выборные волостные и сельские суды.
Использование земли крестьянами оставалось общинным, но не вся земля соответствовала установленным нормам. В связи с этим крестьянам наделяли казенными землями из заповедника, переселяли из густонаселенных мест в менее освоенные.
Система государственной пошлины была приведена в более упорядоченный вид, а натуральные налоги полностью заменены денежными налогами. Теперь крестьяне были обязаны платить строго установленный оброк, размер которого зависел от размера земельного надела и рентабельности хозяйства. Для определения размеров платежей в 19 провинциях была проведена работа по регистрации земли и закрепленных за ними фермеров.
Благодаря реформе государственные крестьяне были освобождены от определенных видов обязанностей, таких как ремонт и строительство дорог и обеспечение армией продуктами питания. Также была отменена практика аренды государственной земли и совхозов.
Они пытались улучшить благосостояние государственной деревни за счет повышения качества социальной и экономической жизни. Министерство за счет государства организовало строительство сельскохозяйственных школ, где крестьян обучали новым методам ведения сельского хозяйства. Также были созданы специальные фермы для популяризации этой техники среди фермеров. Открыты начальные школы, больницы, ветеринарные клиники, построены дороги. На случай неурожая были созданы семенные фонды и продовольственные склады.

История государственных крестьян

Государственные крестьяне были оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения: черносошных крестьян, сибирских пашенных крестьян, однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Число государственных крестьян увеличивалось за счёт конфискации церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной), присоединённых и завоеванных территориях (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), бывших крепостных конфискованных имений шляхтичей Речи Посполитой и др. Кроме того, число государственных крестьян пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях (Башкирии, Новороссии, Северном Кавказе и т. д.). Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью.

Также увеличению числа государственных крестьян способствовали селившиеся в России иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и т. п.).

Во 2-й половине XVIII века правительство раздало дворянству сотни тысяч душ государственных крестьян; в 1-й половине XIX века практиковались массовая распродажа государственных имений и передача их в удельное ведомство, а также перевод государственных крестьян на положение военных поселян, в западных губерниях — сдача в аренду помещикам. Со стороны дворянства поступали предложения ликвидировать сословие государственных крестьян, передав казённые земли в частные руки. Тем не менее относительная численность государственных крестьян росла. На момент первой переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19 % населения, а к последней переписи в 1858 г. государственные кр. составляли уже 45 % населения на территории охваченной первой ревизией (одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63 % в 1724 до 35 % в 1858 году).

Положение черносошных крестьян

Черносошные крестьяне в отличие от них были лично свободными и работали на землях, официально принадлежавших государству, поэтому их подати шли в пользу государства. Эти земли назывались черными, тем самым были противоположностью белых земель, которые принадлежали феодалам и духовенству. Черные же земли облагались налогами в пользу князя, царя или государства, а белые наоборот, не облагались налогами вообще.

Черносошные крестьяне пользовались земле как члены общины. Крестьянин мог сидеть на одном участке всю жизнь и мог передать ее наследникам. Таким же образом он мог ее продать или отдать в залог, но с условием, что покупатель сразу уплатит все общинные пошлины, таким образом, «обелит землю», а иначе передача земли считалась недействительной. При том, продавалось право на землю, а не сам надел, поскольку она принадлежала государству, и даже князь не мог ее приобретать.

Готовые работы на аналогичную тему

Самой крупной единицей общины у черносошных крестьян была волость, которая имела в подчинении низшие общины – села и большие деревни, а те в свою очередь стояли выше малых деревень, починков и прочих мелких поселков. Каждая эта единица, от волости до мелкого поселка имела своего старосту.

Община имела большую сферу деятельности:

  • обмен землей с соседями;
  • выдача участков земли, пособий и льгот;
  • покупка и продажа земельных наделов;
  • рассмотрение земельных исков;
  • заселение пустошей, принадлежавших общине.

Также общины на черных землях были ответственны перед властями за порядок на местах, исправный сбор податей и выполнение повинностей.

Выборные начальники, старосты, сотские из черносошных крестьян принимали участие в судах наместников и волостелей.

Таким образом, община имела достаточный уровень самоуправления.

Крестьянин имел два вида отношений к земле:

  • владение долей земли общины (заключалась порядная запись, которая отдавалась крестьянином общине или волости;
  • предоставление ему общиной земли на оброк по оброчной записи.

В результате проведения податной реформы 1723 г. появилась категория государственных крестьян, в которую среди прочих разрядов свободных крестьян, вошли и черносошные крестьяне. Черные земли стали называться государственными (казенными).

Незначительные результаты

Попытку улучшить положение государственных фермеров землевладельцы рассматривали как попытку подорвать их власть (все «барские фермеры» хотели бы стать государственными фермерами!). Но никто не объяснил фермерам, что с ними происходит и почему, и они не могли понять. В результате многие из них решили, что теперь…. крепостные барина Киселева! Им это не нравилось, как не нравилась и «государственная пахота» и необходимость отдавать выращенное на конфискованной земле неизвестно куда. По стране прокатилась волна «картофельных бунтов». Новая административная система привела к росту числа бюрократических учреждений и увеличению бремени и налогов для фермеров.

Строительство школ и больниц, а также программа переселения принесли некоторые положительные результаты. Однако вся реформа государственного сельскохозяйственного управления провалилась, и «аграрный вопрос» оставался больным местом в России на протяжении многих лет.

Источники и ссылки

  • H. М. Дружинин Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, М.-Л., 1958.
  • Л. Г. Захарова, Н. М. Дружинин, статья «Государственные крестьяне» в энциклопедии «Отечественная история»
  • А. Б. Мучник, Социальные и экономические аспекты картофельных бунтов 1834 и 1841-43 годов в России, в сборнике: Народные восстания в России. От Смутного Времени до «Зелёной Революции» против Советской Власти, изд. Х.-Д. Лёве, Висбаден, 2006, стр. 427—452 (на немецком языке). (A. Moutchnik: Soziale und wirtschaftliche Grundzüge der Kartoffelaufstände von 1834 und von 1841—1843 in Russland, in: Volksaufstände in Russland. Von der Zeit der Wirren bis zur «Grünen Revolution» gegen die Sowjetherrschaft, hrsg. von Heinz-Dietrich Löwe (= Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, Bd. 65), Harrassowitz Verlag, Wiesbaden, 2006, S. 427—452)

Литература

  • H. М. Дружинин Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, М.-Л., 1958.
  • Л. Г. Захарова, Н. М. Дружинин, статья «Государственные крестьяне» в энциклопедии «Отечественная история»
  • А. Б. Мучник, Социальные и экономические аспекты картофельных бунтов 1834 и 1841-43 годов в России, в сборнике: Народные восстания в России. От Смутного Времени до «Зелёной Революции» против Советской Власти, изд. Х.-Д. Лёве, Висбаден, 2006, стр. 427—452 (на немецком языке). (A. Moutchnik: Soziale und wirtschaftliche Grundzüge der Kartoffelaufstände von 1834 und von 1841—1843 in Russland, in: Volksaufstände in Russland. Von der Zeit der Wirren bis zur «Grünen Revolution» gegen die Sowjetherrschaft, hrsg. von Heinz-Dietrich Löwe (= Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, Bd. 65), Harrassowitz Verlag, Wiesbaden, 2006, S. 427—452)

Последствия преобразований

Одним из последствий политики решать вопросы управленческими решениями стало широкое внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Губернские и волостные чиновники принудительным способом изымали у крестьян лучшие земли, заставляя сажать на них картофель, урожай конфисковывали и перераспределяли по собственному усмотрению, порой даже отсылали в другие населенные пункты. Таким образом власти пытались застраховаться на случай неурожаев, это явление получило название общественной запашки. Но крестьянское сообщество увидело в этом попытку введения государственной барщины, по всем казенным деревням прокатилась волна бунтов с требованием отменить общественную запашку. В этом направлении реформа Киселева потерпела крах.

[править] Удельные крестьяне

Удельные крестьяне — сословие в России конца 18 — середины 19 в.; являлись собственностью императорской семьи. До 1797 г. — дворцовые крестьяне. Находились на территории 18 губерний, наибольшее число (более 40 %) — в Симбирской (234 988 душ мужского пола) и Самарской (116 800 душ мужского пола). Удельными имениями управлял Департамент уделов, подчиненный министру императорского двора. На местах были созданы сначала удельные экспедиции, затем — конторы. С 1836 г. удельные крестьяне мордовского края находились в ведении Алатырской удельной конторы. В волостях для исполнения полицейских функций создавались приказы, объединявшие несколько сельских обществ. В селениях административно-полицейские функции выполняли старосты и десятские. Правовые отношения удельных крестьян (самоуправление, владение и распоряжение недвижимым и движимым имуществом, отходничество и др.) регламентировались департаментом уделов. Земли, бывшие в пользовании удельных крестьян, подразделялись на постоянный, или тягловый, надел, состоявший из удобных земель, и запасные земли (были не везде). Пользование тягловым наделом являлось обязательным, запасными землями — по желанию крестьянина. Удельные крестьяне были менее обеспечены землёй, чем государственные крестьяне.

Мордовское удельное крестьянство сосредоточивалось в Алатырском, Ардатовском и Карсунском уездах. К 1859 г. оно насчитывало 99 581 чел. обоего пола. В Сергачском и Лукояновском уездах удельных крестьян было 7 610 чел. обоего пола. Удельная мордва входила в основном в состав Алатырского удельного имения (Алатырский, Ардатовский, Курмышский уезды Симбирской губернии), управляемого Алатырской удельной конторой. К 1 января 1857 г. по этому удельному имению насчитывалось 88 162 души мужского пола удельных крестьян и 11 326 душ мужского пола лашманов. В их пользовании находилось 320 068 десятин земли, или в среднем по 3 десятины 1 233 саженей на 1 душу мужского пола. Удельные крестьяне платили оброк (в конце 18 в. он составлял 3 руб., в 1824 г. — 9—10 руб.), подушную подать, отбывали государственные, общественные, земские (дорожная, содержание почтовых лошадей, рассыльщиков для земской полиции, рекрутская, подводная и др.) и другие повинности. В 1857 г. по Алатырскому удельному имению недоимки по всем платежам составляли 215 699 руб. 63 коп. До 1830 г. Удельное ведомство получало с крестьян денежную ренту в виде подушного оброка независимо от качества и количества земли, находившейся в их распоряжении. С 1830 г. был введён поземельный сбор: обложению подвергались качество и количество земли, а не ревизские души. До крестьянской реформы 1861 г. переоценка земель проводилась несколько раз, что вело к дальнейшему сокращению земельных наделов и повышению денежных оброков. Земли, отрезанные от крестьянских наделов, превращались в оброчные статьи, которые сдавались в аренду крестьянам за особую плату. Категория удельных крестьян была ликвидирована «Положением о крестьянах, водворённых на землях имений государевых, дворцовых и удельных» от 26 июня 1863 г. Согласно данному положению, по истечении 2 лет они переходили в разряд крестьян-собственников.

Положение государственных крестьян в XVIII-XIX веке

Государственные крестьяне появились при Петре I как сословие из оставшихся незакрепощенных крестьян. Изначально этим термином называли черносошных крестьян на севере страны, где не было развито крепостное право и сельское население подчинялось непосредственно государственной власти. Позже в это сословие были включены и однодворцы (служилые люди на юге – черноземной пограничной земле с Дикой степью), сибирские пашенные крестьяне, нерусские народности Приуралья и Поволжья, крестьяне, конфискованные Екатериной II с церковных земель в результате секуляризации, крепостные, получившие волю и т.д. Также, к государственным крестьянам относились безземельные полковники русского Севера, зажиточные землевладельцы (к примеру, колонисты) и совсем не землевладельцы (заводские рабочие Урала).

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

До Манифеста об отмене крепостного права 1861 г. государственными крестьянами считались все селяне, не принадлежавшие частным лицам или императорской семье (удельные крестьяне). После проведения переписи в 1842 г. государственных крестьян, включая иноземцев (калмыки, киргизы и т.д.), насчитывалось более 10 млн человек, но с оговоркой, что это были только лица мужского пола.

Положение разных представителей государственных крестьян также было разным: крестьяне Урала мало чем отличались от крепостных, а однодворцы имели право владеть крестьянами.

Единственное, что объединяло эту массу было их отношение к государственной казне. Они должны были платить повинности не частным лицам, а государству. Было два основных налога: подушная подать и оброк.

В XVIII в. были установлены различные размеры оброка в зависимости от области: меньше всего платили крестьяне Севера и Сибири – примерно 3 руб., а больше всего – крестьяне центра России – около 5 руб.

Замечание 1

При этом оброк государственных крестьян был меньше оброка помещичьих крестьян раза в два.

Государство выступало владельцем государственных крестьян и могло ими распоряжаться, зачастую используя крестьян как резервный фонд для всевозможных пожалований за службу или услуги государству. Например, за время своего правления Екатерина II раздала около 1300 тыс. государственных крестьян, а Павел I примерно 600 тыс.

Соответственно, государство было и владельцем крестьянской земли. По межевым инструкциям 1754 г. и 1766 г. было установлено, что земли государственных крестьян (кроме тех, на которые имеются жалованные грамоты) являются собственностью государства и не могут отчуждаться. Купля-продажа государственными крестьянами земель в одних областях была разрешена, а в других – запрещена.

Распределение наделов между крестьянами было крайне неравномерное, поэтому правительство начало проводить политику разделения земель во избежание недоимок.

Освобождение государственных крестьян

24 ноября принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня . При осуществлении этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10 % в центральных губерниях, на 44 % — в северных. Выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной податью на 45 %. Платежи были рассчитаны на 49½ лет и в некоторых случаях должны были вноситься до , но были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

Итоги реформы Киселева и ее последствия

Реформа Киселева 1837-1841 годов это пример неудачного начинания. Генерал планировал изменить деревню и решить проблемы крестьян только на дисциплине и организации. Получилось все наоборот. Результаты реформы управления государственными крестьянами можно свести к следующему:

  • Управление деревней сильно расширило чиновничий аппарат. Деревни должны были сами его содержать.
  • Налоги, как и предполагалось, были систематизированы, но очень сильно вросли. Как следствие крестьянские бунты государственных деревнях в 1841-1843 годы.
  • Полнейший контроль полицейского-бюрократического аппарата за деревнями.
  • Начался чиновничий произвол и взяточничество, особенно в период размежевания земли.

Здесь очень важно понимать, что после реформы Киселева местные чиновники заменили крестьянам помещика. Были при этом и некоторые положительные моменты:

  1. Исчезли малоземельные крестьяне. После реформы земельные наделы крестьян были приблизительно равны.
  2. Земли крестьян были полностью защищены от разграбления помещиками. Но от чиновничьего произвола защиты не было.
  3. Появилась теоретическая возможность формирования зажиточных крестьян.

Главный же итог реформы 1837-1841 годов в том, что она пыталась решить очень сложный вопрос без кардинальной перестройки системы. Эта же проблема возникла и при отмене крепостного права 1861 года. Решение крестьянского вопроса без пересмотра системы управления ими и системы жизни крестьян — это была утопия. Формально систему управления Киселев попробовал изменить, но создание новых Министерств и замена помещиков на чиновников, проблему не решало. Наоборот, проблема только усугублялась.

Итоги реформы государственной деревни

Суть и основные положения реформы государственной деревни Киселёва

По итогам реформы Киселёва была создана новая система управления государственным имуществом – землёй и прикреплёнными к ней крепостными. Важным шагом стало также внедрение в деревнях органов крестьянского самоуправления. В каждой губернии Российской империи появились Палаты государственных имуществ. Они включали в себя два отделения, хозяйственное и лесное. Несколько уездов подчинялись одному округу государственных крестьян. Его возглавлял окружной начальник. Округа делились на волости, которыми руководили волостные правления. Волости делились на сельские общества, и ими управляли избранные сходом сельские старейшины. Государственных крестьян, особенно малоземельных, стали переселять на пустующие земли в разных губерниях России. Для них также ввели систему денежных ссуд, благодаря чему уровень бедности среди этой категории населения снизился, так что в целом итоги реформы государственной деревни можно назвать положительными. Деревни начали развиваться, в них начали строить больницы, школы и церкви, а число питейных заведений стало уменьшаться. Благодаря усовершенствованной системе сбора налогов выросли доходы государственной казны, а подушный налог (с человека) заменили поземельным (с площади земельного надела). Были заложены и важные предпосылки для отмены крепостного права Александром II:

  • В 1842 году был издан указ об обязанных крестьянах. Согласно ему, помещики могли по своей воле освобождать своих крепостных и передавать землю им в собственность. За это бывшие крепостные должны были отрабатывать перед помещиком определённые повинности.
  • В 1847 году государственные крепостные получили право выкупать свою свободу, если поместье их барина выставлялось на продажу за долги.
  • В 1848 году они получили право приобретать в собственность незаселённые земли и строения.

Соответственно, отвечая на вопрос о том, чем полезна реформа государственной реформы Киселёва, можно сказать, что она заложила важные предпосылки для облегчения положения крестьян и отчасти приблизила момент отмены крепостного права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: