Оао «самородок»

Оао "самородок" – перевоз – гендиректор канатьев в. в. – инн 5225005078

Последний период жизни

Последние 10 лет жизни Кулибин прожил в нищете. В день его смерти в доме не было ни копейки. В годы активности мастер мог легко разбогатеть – к примеру, на протезе. В те времена было много войн, которые увеличивали количество инвалидов. Однако Кулибин в последние годы жизни трудился над вечным двигателем. Этот проект отнимал у него много средств и времени.

Иван Кулибин – выдающийся мастер-самоучка, который сделал много великих открытий и изобретений. Ему удалось сконструировать немало интересных механизмов, которые внесли значительный вклад в науку. Однако эти изделия не принесли ученому богатства – последние годы жизни он провел в страшной нищете.

Ранние годы

Иван Кулибин появился на свет 10 апреля 1735 года в Нижнем Новгороде. Мальчик родился в семье торговца мукой. Его отец относился к старообрядцам, потому воспитывал мальчика в строгости.

С ранних лет ребенка приучали трудиться. Иван рано выучил грамоту и встал за прилавок, чтобы помогать отцу. Однако это дело будущему ученому не нравилось. Его в большей степени привлекало чтение книг. К тому же мальчик очень любил мастерить игрушки. Отец с благосклонностью относился к интересам ребенка, разрешая ему заниматься токарным и слесарным делом.

Когда отец Ивана умер, юноша открыл часовую мастерскую. Он быстро прославился, после того как смог починить часы самого губернатора. После этого мастерская Кулибина не знала отбоя от посетителей.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Часы для императрицы

Узнав о том, что Нижний Новгород должна была посетить сама императрица, Кулибин решил удивить ее своими часами. Он с энтузиазмом приступил к работе, которая продолжалась три года, с 1764 по 1767 год. В результате получилось настоящее произведение искусства, чудо механики. Часы, изготовленные из серебра с позолотой, имели форму гусиного яйца, внутри которого располагался сложный механизм из 427 деталей.

Часы не только показывали время, но также отбивали часы, половину и четверть часа. К интересным фактам следует отнести и встроенный в часы крошечный театр с подвижными фигурками, способный проигрывать несколько мелодий.

Ивану Петровичу удалось преподнести свои уникальные часы Екатерине II. Императрица была настолько покорена филигранной работой новгородского мастера, что в 1769 году назначила его на должность заведующего механической мастерской Петербургской академии наук.

Личность[править | править код]

Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, в своём длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой Кулибин казался представителем другого мира. Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирождённым достоинством в облике.

Павел Амплиевич Россиев отмечает, что Кулибин получал множество знаков внимания от государей и высоких сановников, среди которых упоминаются: Екатерина II, Павел I, Александр I, император Священной Римской империи Иосиф II, шведский король Густав IV, граф Орлов, «великолепный князь Тавриды» и Суворов.

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Примечания[править | править код]

  1. Кулибин Иван Петрович // Большая советская энциклопедия:
  2. s:Афинейскому витязю (Державин)
  3. ↑ . bigenc.ru. Дата обращения: 12 декабря 2021.
  4. ↑ , с. 107.
  5. Н. Н. П. Кулибин, Иван Петрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  6. ↑ .
  7. ↑ .
  8. ↑ .
  9. . Дата обращения: 4 октября 2020.
  10. , с. 59.
  11. ↑ Кулибин Иван Петрович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — Т. 13. М.: Советская энциклопедия, 1973.
  12. . Дата обращения: 29 января 2019.
  13. Бобынин В. В. Гладкой, Алексей Филиппович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  14. . Дата обращения: 16 февраля 2012.
  15. . Дата обращения: 2 октября 2017.
  16. . Дата обращения: 12 декабря 2021.
  17. , с. 107—108.
  18. , с. 108.
  19. , с. 206—207.
  20. . Водный транспорт. Дата обращения: 17 января 2021.
  21. . Ленатурфлот. Дата обращения: 13 декабря 2020.
  22. . Коммерсантъ (25 мая 2020). Дата обращения: 13 декабря 2020.

Литература[править | править код]

  • Артоболевский, И. И. Русский изобретатель и конструктор Кулибин. М.: Воениздат МО СССР, 1947.
  • Кочин Н. И. Иван Петрович Кулибин. 1735—1818. — Перераб. и доп. изд. — М.: Молодая гвардия, 1957. — 239 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Малевинский Ю. Н. Дороже всякого золота: Ист. повествование : Кулибин. — Молодая гвардия, 1980. — 174 с. — 100 001 экз.
  • Пипуныров В. Н., Раскин Н. М. Иван Петрович Кулибин, 1735-1818. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 102. — 300 с.
  • Соколовская З. К. 300 биографий учёных: о книгах серии «Научно-биографическая литература». — М.: Наука, 1982. — 389 с. — 20 001 экз.
  • Рославлев М. И. «Старый Петербург» — «новый Ленинград». — Л.: Издательство Академии художеств, 1925. — С. 59. — 132 с.

Открытия и изобретения Кулибина

Поступив на службу в Санкт-Петербурге, Кулибин получил возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Он руководил изготовлением навигационных, астрономических и физических инструментов и приборов.

В то время одной из самых важных проблем в Петербурге было отсутствие мостов. Иван Петрович разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву и тем самым доказал возможность моделирования мостовых конструкций.

Фантазия Кулибина была неистощимой. За годы жизни он изобрел множество оригинальных механизмов: фонарь-прожектор, систему зеркал для освещения темных переходов Царскосельского дворца, прототипы современных автомобиля и велосипеда, ножной протез, лифт и многое другое.

Без Ивана Кулибина не обходилось ни одно торжество во дворце. Только он мог устроить незабываемое празднество с различными аттракционами, «световыми шутихами», оптическими забавами.

Иван Кулибин, биография которого стала олицетворением бьющего через край творческого начала, даже в преклонном возрасте не переставал трудиться и интересоваться техническими новинками. За свой вклад в культуру России он был награжден Екатериной II именной медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».

Память о Кулибине[править | править код]


Памятник И. П. Кулибину в Нижнем Новгороде

Фамилия Кулибина стала нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём ремесле. Также в русском языке используется глагол «кулибничать» со значением «придумывать, изобретать».

Именем Кулибина названы улицы во многих городах России. Бывшее Петропавловское кладбище в Нижнем Новгороде, где сохранился его надгробный памятник, с 1940 года называется парком имени Кулибина.

Имя Ивана Кулибина носило рефрижераторное судно проекта B-437 (1976–1999) Латвийского морского пароходства.

Теплоход «Механик Кулибин» проекта 646 1955 года постройки выполняет регулярные пассажирские перевозки по реке Лена в северные районы Республики Саха (Якутия).

Имя Кулибина было присвоено малой планете 5809, открытой Л. В. Журавлёвой 4 сентября 1987 года.

22 мая 2020 года в Нижегородской области была создана особая экономическая зона «Кулибин», названная в честь нижегородского изобретателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: