Культура россии 18 века: развитие, достижения

Презентация на тему "культура россии в первой половине xviii в"

ВВЕДЕНИЕ

Петровская эпоха в истории России занимает особое место. В этот небольшой период (конец XVII в. – первая четверть XVIII в.) свершились преобразования, оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны.

Свой вклад наряду с энергичной и целеустремленной деятельностью Петра I внесли в развитие русского государства, русской науки и культуры сподвижники молодого императора: первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Меншиков; известные полководцы и адмиралы Б. П. Шереметев, Ф. А. Апраксин, М. М. Голицын; дипломаты Б. И. Куракин, П. А. Толстой, П. П. Шафиров; основоположник русской исторической науки В. Н. Татищев, изобретатель А. К. Нартов. Среди них были представители не только родовитых боярских фамилий, но также выходцы «из подлых», получившие чины благодаря личным способностям и заслугам перед отечеством.

Необходимость выхода России в Балтийское море привела в 1703 году к основанию Петербурга. И если первоначально «парадиз» Петра I был форпостом на боевых рубежах, то к 1720-м годам он уже был известен как главный морской торговый порт, а в 1712 году получил статус столицы.

Среди петровских преобразований значительное место занимают реформы в области культуры, способствовавшие победе светского начала в просвещении, литературе и искусстве. В это время создается новая система образования. В Москве и других городах были открыты многочисленные школы (навигацкие, цифирные, артиллерийские, инженерные и т.д.), где учились и дворянские недоросли, и дети из других сословий. Многие из них были отправлены на учебу за границу для изучения строительства кораблей, мореходного дела и прочих «наук и художеств». Пенсионерство, т.е. обучение за рубежом, приняло достаточно широкий характер. Вместе с этим большое количество иностранных специалистов были приглашены на русскую службу.

В этот период значительно увеличивается количество печатных изданий светского содержания: учебники («Арифметика» Л. Ф. Магницкого,   букварь Ф. П. Поликарпова и др.), различные пособия и руководства. С 1703 года стала издаваться первая русская газета «Ведомости», появились первые исторические труды, а 28 января 1724 года была основана Академия наук, объединившая  научно-исследовательские и педагогические функции (при Академии был открыты университет и гимназия). Перед Академией Петром I ставилась задача, чтобы «ученые люди о совершенстве художеств и наук трудились». Под «художествами» тогда подразумевали различные виды искусств, технические и художественные ремесла. Не случайно в начальный период своего существования она официально называлась  Академией наук и художеств. Вплоть до начала 1760-х годов Академия была не только главным центром развития науки и техники, но и важнейшим центром развития искусств и художественных ремесел.

Наряду с государственными преобразованиями значительные перемены наступили и в искусстве первой четверти XVIII века. Его быстрое развитие было обусловлено наличием в России богатейшего опыта художественной культуры Древней Руси, вобравшей достижения храмового строительства, иконописи и народного творчества. Главное отличие нового искусства от допетровского в том, что оно развивалось на светской основе.

Еще в XVII веке появляются попытки приблизить искусство к действительности. Это прослеживается в отходе иконописцев от канонов композиционного решения икон и церковных росписей («бытовое решение» библейских и евангельских сюжетов в виде жанровых сцен из жизни), появление «парсун» в живописи,  увеличение количества декоративных элементов в культовой и гражданской архитектуре.

Чувство национальной гордости, вызванное крупными военными победами России, идея служения государству, новое понимание роли личности в обществе, отдающее приоритеты человеку-созидателю независимо от его родословной – причины необычайного подъема отечественного искусства первой четверти XVIII века.

Петр I хорошо понимал силу воздействия изобразительного искусства, используя его возможности при решении важнейших практических задач государственного строительства и создания определенного настроя в обществе через оформление массовых праздников, театральных представлений, маскарадов, военных парадов и фейерверков. Произведения архитектуры, скульптуры, живописи и графики призваны были служить упрочению абсолютизма, прославлению петровских побед и преобразований.

Но если на первых порах в произведениях русского искусства присутствовали черты рациональности, простоты, сдержанности форм, то к 1720-м годам, особенно после провозглашения России империей, начинают усиливаться черты нарочитой парадности и роскоши.
 

Введение новой азбуки и шрифтов

На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.

Азбука Кирилла и Мефодия

В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.

Азбука после 1710 года

Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.

При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.

Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.

Обозначение цифр в российском царстве

В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще. С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.

Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:

  • Петр 1 ввел в русской алфавит букву «Э».Говорят, что буква уже использовалась и поэтому петр ее просто «узаконил». Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.
  • Петр изъял из алфавита букву «ижица», в 1710 году эту букву вернули и просуществовала она до распада Российской Империи в в 1917 году.
  • Алфавит изымал дублетные буквы (это 2 буквы, использующиеся для обозначения 1 звука). Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена  классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.

Живопись в России в XVIII веке

Бурное развитие культуры не могло быть без развития русской живописи. В восемнадцатом столетии иконопись и религиозные сюжет значительно теряют свою популярность. На первое место выходит светская живопись: сюжеты античности, портретная живопись и момент жизни простых людей. Портрет становится главным жанром живописи. В петровскую эпоху одухотворенные лица святых сменяются реалистичными портретами. В XVIII веке портрет является отражением процесса обретения русским человеком «лица». В Петровскую эпоху происходит привыкание к облику индивида, встроенного в социальную иерархию.

Первопроходцами в портретизме в России стали Луи Каравак, Иван Никитин. Знамениты портреты Георга Гроота. В отличии от большинства живописцев 18 столетия, многие из которых были крепостными и исполняли все пожелания хозяев, портреты Гроота отличались явным сходством и реалистичностью.

Портретист, сын и, вероятно, ученик штутгартского придворного живописца Иоганна Кристофа Грота, в 1741 году прибыл по приглашению генерала Левендаля в Ревель, через два года перебрался в Санкт-Петербург, стал живописцем Высочайшего двора и, оставшись здесь до конца своей жизни, писал портреты особ императорской фамилии и русской знати.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II), И.К. Грот

Сам художник обладал невзрачной внешностью: маленького роста, лыс, горбат. Однако его портреты пользовались большой популярностью.

Портреты в XVIII веке выставлялись на различных выставках наравне с античными сюжетами и натюрмортами. В числе выдающихся портретистов 18 столетия нельзя не назвать Рокотова. Его принято считать первым в России мастером эмоционального портрета. Его манера создавать портреты навеяна творчеством итальянца Ротари. Однако Рокотов в отличии от итальянца смог увидеть в женских образах пример разнообразных, тонких, ускользающих интонаций

Большое внимание художник уделял эмоциям на лицах. Глаза у его портретов смотрели живо со всей гаммой человеческих эмоций

Федор Рокотов. Портрет А. П. Струйской. 1772 год

В конце XVIII века начинает развиваться пейзаж. Его основоположником в России принято считать Семёна Щедрина. Щедрин был одним из семи выпускников Академии художеств 1767 года, получивших медали и заграничные командировки. Всех их отправили в Париж. В Париже они представились послу князю Голицыну и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дидро. В Париже художник копировал чужие картины, рисовал с натуры и изучал особенности пейзажной европейской живописи. По возвращении он возглавил класс ландшафтной живописи в Академии художеств.

Родоначальник пейзажной живописи в России Семен Щедрин

Щедрин создавал удивительные яркие пейзажи в лучших традициях западно-европейской живописи. С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в Академии художеств.

В это же время при дворе начал творить Дмитрий Левицкий. Он родился в семье священника. Получил образование в Академии художеств. Его творчества вывело русскую живопись на европейский уровень.

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 год

Портрет Екатерины II являлся эталоном портретной живописи. На портрете изображение монарха, полностью отвечая канонам жанра, является посланием общества государю.

В завершении следует сказать что XVIII век – век расцвета русской культуры. Правление Петра I и Екатерины II сделало Российскую Империю не только мощным самодержавным государством, но центром развития науки и искусства.

Приобщение к европейской культуре

Общественное признание

Именно в 18 веке отношение европейцев к Российской империи коренным образом поменялось: из «азиатской» державы она в их глазах превратилась в «европейскую», пусть и странную, со своими особенностями. Важным направлением государственной деятельности в екатерининскую эпоху стала дипломатия, с этого времени ни одна значительная проблема в Европе не решалась без участия России. Европейским государствам приходилось считаться с доминированием Российской империи на востоке Европы, поскольку из периферийного государства Россия стала великой державой, вышла к морям и значительно расширила свои территории.

Новые устои жизни

Петр I обязал всех дворян служить государству. Если молодые дворяне не могли продемонстрировать минимальные познания в арифметике и письменном русском языке, их называли «недорослями» и воспитывали в гвардейской казарме. Некоторых заставляли вернуться домой, чтобы продолжить образование за свой счет, и запрещали жениться до тех пор, пока они не сдадут экзамен. Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» законодательно отменил обязательную государственную службу, но благотворно повлиял на развитие культуры. Дворяне, располагавшие достаточными средствами, могли посвящать время самообразованию. Они имели возможность выбора — обучать своих детей в русских школах или дома, могли отправить их учиться в Европу, если средства позволяли.

Гражданское образование

При Петре I русские люди отправлялись в Европу за государственный счет обучаться различным специальностям, наукам, ремеслам, организации производства, коммерции. В свою очередь тысячи иностранцев — от аптекарей и садовников до инженеров-оружейников и мастеров шлюзного дела — были наняты на русскую службу.

В 1701 году открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук. В 1715 году ее сменила Морская академия, в 1711 году в Москве появилась инженерная школа. Также появились артиллерийская, медицинские школы. Для детей мастеровых и матросов открылась русская школа.

При правлении Екатерины II в России появилась система общего начального образования. В губернских городах открыли главные, а в уездных — малые народные училища, куда принимали всех, кроме крепостных крестьян. Но потребности растущего хозяйства и европеизированный уклад жизни вынуждали помещиков готовить грамотных специалистов и из крестьян: приказчиков, музыкантов, садовников.

Приобщение к духовному наследию Европы

Ассамблеи — вольные собрания для дворян — были учреждены в 1718 году. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время, играя в карты, шахматы, танцуя западноевропейские танцы.

В 1702 году Петром I была приглашена немецкая театральная труппа и открыт общедоступный театр, просуществовавший четыре года. Императора не устроило, что спектакли носили исключительно развлекательный характер, не патриотический. Тем не менее начало театрам в России уже было положено, и в 1723 году вышел указ о постройке театрального здания на реке Мойке. Во второй четверти 18 века ученики художников, обучавшиеся за границей за счет государственных средств, стали возвращаться в Россию и обучать талантливых молодых людей на родине.

Движение Просвещения под общим названием «вольтерьянство» получило распространение с 40-х годов 18 века. Богатые дворяне имели прекрасную возможность приобщиться к Просвещению во время путешествий за границу, а хорошее знание французского языка позволяло им изучать труды просветителей. Екатерина II выставляла напоказ свое тесное общение с известными деятелями французского Просвещения. Также Екатерина выкупала уникальные коллекции живописи и камей, открыла собственный музей в Зимнем дворце, тем самым создав моду на коллекционирование предметов искусства. 

Цели европеизации России

В XVII веке приобщение России к европейской цивилизации проходило медленно, значительными были политические, экономические, культурные различия между Россией и европейскими странами. Корпоративная структура и религиозная регламентация жизни замедляли развитие Московского государства, отдельно взятые европейские нововведения осуществлялись в хозяйственной и военной областях, но не проникли в сферу государственного управления.

Во второй половине XVII века перед Московским государством встал ряд внешних и внутренних проблем. Главной проблемой была военная слабость, приведшая к тяжелейшим последствиям в Смутное время. В Европе в конце XVII века был распространен взгляд, что Московия в скором времени станет колонией Швеции. В Вестфальском договоре 1648 года Московский князь занял предпоследнее место перед Трансильванским князем. Для России предостережением стал пример Османской Турции, в XVI веке находившейся на пике могущества, а в XVIII веке ставшей объектом колониальной экспансии. Чтобы сохранить независимость и занять среди европейских держав достойное место, Московское государство нуждалось в модернизации.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Модернизация, как комплексный процесс обновления затрагивает все стороны жизни – политическую, социальную, экономическую и культурную сферы. Сначала через модернизацию прошла средневековая Европа, заложившая основу современной западной цивилизации. В основе модернизации лежал синтез античных традиций и западных христианских традиций, а сущность определили взаимосвязанные процессы: утверждение либерально-демократических идей в общественном сознании и промышленный переворот. К атрибутам «классической», европейской модернизации относятся:

  • в социальной сфере — индивидуализация общества, четкая специализация людей, государственных и общественных структур, повышение ценности образования, деловых качеств, квалификации и трудолюбия;
  • в экономической сфере – распространение частной собственности, конкуренции и рыночных отношений; переход к индустриальному производству;
  • в политической сфере – законодательное закрепление гражданских и политических прав человека переход к светскому государству, представительное правление, разделение властей, включение населения в политический процесс;
  • в сфере культуры – распространение религиозной терпимости, грамотности, рационализация и секуляризация сознания.

Европейский тип модернизации считается «органическим», так как он осуществляется с опорой на собственные ресурсы и культурную базу, а внешние факторы не сыграли существенной роли. Другой вариант «неорганической» модернизации принято называть защитной или вторичной. Он связан с вызовом со стороны государств, модернизация в которых имела органический характер. Догоняющая модель внутренне противоречива, приносит успех за счет социального напряжения и только на непродолжительный срок. Разные страны в зависимости от исторической эпохи, в которую проходила модернизация, получали разные результаты. Результаты модернизации могли оказаться частичными, ограниченными и не затрагивать всех сфер общественной жизни.

Чтобы преодолеть отставание от передовых стран в военно-технической и социально-экономической областях, на рубеже XVII – XVIII веков Россия приступила к модернизации. Создание государства европейского типа начал Петр I. Иногда петровские реформы называют «азиатским» вариантом модернизации, поскольку в результате организационно-технологические элементы индустриального производства, частично-рыночные отношения внедрялись в социально-политическую систему «восточного типа». Системный кризис, предшествовавший петровским реформам, сделал модернизацию для России жизненно необходимой, и также обеспечил ее осуществление, так как в условиях кризиса оказать серьезное сопротивление реформатору не был в состоянии ни один социальный слой.

Отличительные черты петровских преобразований

Следует отметить отличительные черты петровской модернизации:

  • выборочное заимствование технологических и военных европейских достижений в обмен на экспорт сырья;
  • рост эксплуатации населения;
  • растущая бюрократизация и централизация управления.

Стремление к преодолению внешнеполитической изоляции и экономической отсталости вынуждало Петра к проведению реформ, для которых социально-экономические предпосылки еще не сформировались. Личный европейский опыт дворянской элиты и привлечение западноевропейских специалистов способствовали распространению инноваций. В эту эпоху было положено начало сближению дома Романовых с правящими династиями Европы. Практически Петром были изменены все институты и сферы российской жизни: армия, система управления, социальный статус и повседневная жизнь привилегированного сословия. Были секуляризованы государственное управление и образование. Россия в военном и технологическом отношении совершила резкий рывок. Дипломатия обеспечила включение страны в европейскую систему, установление с западными странами более тесных связей.

Однако современная историческая наука имеет и негативный взгляд на петровские реформы. Ряд исследователей придерживается мнения, что поскольку в результате преобразований не произошло социально-политических перемен, и не изменилась социальная структура, их нельзя считать модернизацией. Были законсервированы самодержавная форма правления, сословный строй и крепостное право. Заимствование Петром институтов, культурных образцов и техник управления можно назвать европеизацией, однако это была особая «европеизация» — не быть Европой, но «казаться». Монтескье дал петровским преобразованиям следующую оценку: «Царь Петр в управляемом государстве ввел больше перемен, чем это завоеватели делают в покоренных странах». Именно благодаря проведенному Петром основательному обновлению, выдержал испытания и укрепился традиционный строй.

Философия первой половины 18 века — черты, особенности

В этот период в философской мысли начинается формирование оригинальных мировоззренческих концепций, рожденных из недр русского национального характера и мироощущения. Избрание на царство династии Романовых в 1613 году положило начало:

  •  европеизации России,
  • формирования социальных и культурных предпосылок просветительства

Реформы Петра Великого открыли новую страницу в российской истории, послужили толчком для дальнейшего развития образования, науки, искусства, общественно-политической мысли и философии. Это был объективный процесс, обусловленный закономерностями исторического развития всей европейской цивилизации, частью которой отныне и навсегда стала Россия.

В XVIII веке в российской общественно-политической и культурной жизни происходит мировоззренческий раскол общества. Одна часть российского общества органично приняла европейские тенденции развития, а другая, хоть и осознавала неизбежность включения страны в общеевропейский культурно-исторический процесс, но все же всеми силами противостояла этому.

В европейской истории XVIII век — период Нового времени, ставший поворотным пунктом в развитии всей современной цивилизации. Зарождающиеся новые общественные отношения положили начало эре великих научных открытий. Человек пытается понять устройство мира путем наблюдения за природой и осмысления ее законов. Он выступает в активной позиции интерпретатора природы, познающего ее законы. В эпоху Нового времени происходит отход от религиозных мировоззренческих канонов, секуляризация культурной и общественной жизни и распространение светских научных знаний. Параллельно расцвету естественных наук, бурное развитие переживает также философия.

Характерной особенностью всей культуры этого периода стало обращение к человеку, познание его личности, осмысление роли и места человека в мироздании.

Культурный диалог с Европой стал базой для дальнейшего развития философской мысли в России и создания оригинальных мировоззренческих концепций.

Бритье бород

Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее. Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:

  • Купцы платили по 100 рублей в год
  • Бояре платили по 60 рублей в год
  • Прочие горожане платили по 30 рублей в год.
  • Крестьяне платили по 1 копейке за въезд и выезд из города.

После выплаты «налога на бороду» человек получал специальный медный знак, который носился под бородой, и к этому человеку уже никаких вопросов не было

Обращаю внимание на крестьян — пока они жили в деревнях, они могли носить бороды вообще без проблем. Проблемы возникали только при пересечении солдатского КПП на въезде (выезде) в город

Но опять же выплатой 1 копейки они получали право ехать дальше с бородой.

Архитектура эпохи

Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.

Трезини разработал для города 2 типа домов:

  • Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
  • Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.

Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).

Дворцы Петра 1 и Меншикова в Петербурге

Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.

московская церковь Архангела Гавриила

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, характерной особенностью русского культурного развития в 1-ой четверти XVIII века был светский характер культуры, ликвидация духовного господства церкви. Строительство мануфактур, каналов, крепостей, развитие военной техники, кораблестроения, архитектуры послужили сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Был заложен фундамент для развития многих отраслей науки и техники. Появились культурные учреждения (типографии, театры, музеи, библиотеки). В Москве и Петербурге были основаны артиллерийская и военно-инженерные школы, а, после Навигационной школы — Морская академия. Петр I заботился о развитии образования в России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. Во многих городах были открыты начальные «цыфирные» школы, в которых были обязаны учиться все дворяне. Прогрессивной чертой петровских школ было соединение обучения с практикой.

При Петре I по существу были заложены основы школьного образования в России. Церковно-славянский алфавит был заменен новым гражданским. Усилились культурные связи со странами Западной Европы.

В России возникли первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами. Крупные ученые, изобретатели вызывали своими работами восхищение не только русских, но и западноевропейских специалистов. Большой вклад в развитие русской науки внес и сам Петр I.

В Петербурге была открыта «Кунсткамера» естественных наук, где по указу 13.II.1719 года «О сборе редкостей и покупке их у населения «Петра I, собирались различные экспонаты. Указ гласил:

«Так, если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи: а именно каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, не такие, как у нас ныне есть, или такие, но очень великие или малые перед обыкновенными, также какие старые надписи на железе, каменьях или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что очень старо и необыкновенно — так чтобы приносили, да что будет довольное вознаграждение». 2 января 1703 г вышла в свет первая печатная газета «Ведомости». В 1725 г была открыта Петербургская Академия наук с гимназией.

Все культурные преобразования 1-ой четверти XVIII века были направлены на то, чтобы привить грамоту и приобщить русский народ к культурным достижениям стран Западной Европы, поставить Россию на один уровень с ведущими державами мира, сохранить достижения культуры для последующих поколений.

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле — от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести «добрый порядок» в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя — постоянные военные действия, внутренние — это оппозиция. Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей. Современникам Петра было сложно его понять: царь — плотник, царь — кузнец, царь — солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ “помазанника Божия“ — царя- батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.

Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

Однако, как сказано выше, деятельность Петра подвергалась сомнениям и критике, а подчас и жестокой хуле. Известный и авторитетный историк Карамзин обвинял Петра I в измене «истинно-русским» началам жизни, его реформы он называл «блестящей ошибкой». Можно было бы привести немало примеров негативного отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателей последующего периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплеск противоречивых оценок Петра I и его реформ в современных условиях. Казалось бы, в период реформ его деятельность должна быть примером, однако находится немало политических деятелей и представителей творческой интеллигенции, отрицательно относящихся к этому реформатору.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: