Машина скорой помощи в советское время

Машина скорой помощи в советское время

«Первый»

В 1898 году инженер Альфред Штернберг (Alfred Sternberg) и Оскар Гейман (Oskar Heymann) основали в пригороде Берлина, Шёнеберге, небольшое предприятие по производству бензиновых и электрических автомобилей Motorenfabrik Protos с 1904 года – Motorenfabrik Protos GmbH. Слово «Протос» переводится с греческого языка как «первый» (πρώτος). Своё гордое имя фирма вскоре оправдала.

В 1906 году открылся новый завод в Берлине-Рейникендорфе, тогда же на IX Международной автомобильной выставке в Берлине был представлен санитарный автомобиль Protos E1 18/30 PS Feld-Lazarettwagen, кузов к нему изготовили на берлинской фабрике R. Klevesahl & Sohn, Wagen- und Carosseriebau. Машина задумывалась для службы в полевых лазаретах, но военное министерство Пруссии она не заинтересовала. Зато служба скорой помощи германской столицы сделала заказ на несколько таких автомобилей, с них и началась её моторизация. Автомобиль, развивавший скорость до 90 км/ч, оказался настолько удачным, что выпускался с незначительной модернизацией до 1914 года, а его оборудованный кузов послужил эталоном для многих машин СМП в разных странах Европы.

В 1908 году состоялся знаменитый автопробег по маршруту Нью-Йорк – Париж, в котором принял участие автомобиль Protos. О только что ставшей частью концерна Siemens-Schuckertwerke фирме, переехавшей в новые заводские помещения в Берлине-Шпандау и сменившей своё название на Protos Automobilwerk Nonnendamm GmbH, узнал весь мир! Рассказ о пробеге пропустим, его история известна. Официально победили американцы на автомобиле Thomas Flyer. Но на этапах в Евразии лидировал старший лейтенант прусской армии Ганс Кёппен (Hans Koeppen) на автомобиле Protos. Его первого встречали в Чите, Иркутске, Томске, Омске, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, Ковно, Кёнигсберге, Кёльне, Берлине… 18 июля 1908 года он первым прибыл в Москву, а 26 июля первым финишировал в Париже. Безусловно, пробег послужил заводу отличной рекламой.

Незадолго до этого состоялся дебют фирмы Protos в России, в мае 1908 года на II Международной автомобильной выставке в Москве легковой автомобиль этой марки был отмечен Большой серебряной медалью. Вскоре проживающий по адресу Столешников пер., д. № 7, кв. 18, московский делец Э.Г. Беккер взялся за представительство берлинского завода в России, позднее он открыл по адресу Козьмодемьянский пер., д. № 8, контору «Ауто-Беккер». Узнав о желании властей Москвы приобрести моторную карету скорой помощи, Беккер предложил таковую марки Protos, изготовленную на таком же шасси, что и знаменитая машина с грандиозного пробега. Предложение приняли. Санитарная карета этой марки стала первым действующим автомобилем СМП не только в Москве, но и во всей России.

А у господина Беккера дела не пошли. Три года санитарный Protos оставался единственным автомобилем этой марки в Москве, в 1912 году появился ещё один легковой, а в 1914-м – третий, который обслуживал контору Государственного банка. Но поставило два других уже Русское общество «Шуккерт и К°». Германский концерн Siemens-Schuckert активно работал в России, в Петербурге в 1913 году открылся электротехнический завод, в Москве и многих других городах действовали отделения. Они и переняли представительство автомобилей Protos. В тот год в Петербурге было зарегистрировано в частном владении 30 легковых «Протосов».

Послевоенные модели автомобилей скорой помощи

Во время страшной войны, унесшей миллионы жизней и приведшей к значительным убыткам и разрушению инфраструктуры европейской части страны, было не до конструкторских разработок и обновления существующих моделей автомобильной техники.

Но, уже через несколько лет после возврату к мирной жизни стало ясно, что отставший почти на десятилетие отечественный автопром нуждается в коренной модернизации и замене устаревших образцов техники. Это относилось и к медицинскому спецтранспорту.

С 1947 года самой распространенной в столичной станции скорой помощи стала модификация известного лимузина – ЗИС-110А. Чтобы создать этот автомобиль максимально приспособленным для специфических условий использования понадобился довоенный опыт руководителей Московской станции и тесное сотрудничество с ними представителей автомобильного завода. В итоге получился автомобиль с цельнооткрывающейся задней дверью, что создавало дополнительные удобства при транспортировке лежачих больных. Максимум эргономики постарались создать и внутри салона.


На базе роскошного лимузина создали скорую помощь. Фото: youtube.com

Роскошное авто имело прекрасные ходовые качества, благодаря мощному, 140-сильному двигателю, развивала скорость до 140 км / ч. Но, при этом, и имела огромный расход топлива – более 27 л / 100 км пути. Всем было понятно, что такая модель не сможет стать массовой. Требовалось создать что-нибудь гораздо более простое, но не менее надежное.

Кажется, лучше всего этим критериям соответствовал ГАЗ-12Б, который был спроектирован в начале 50-х на базе седана большого класса ЗИМ. Одной из особенностей салона стала стеклянная перегородка, отделяющая водителя и салон для транспортировки больного. Думаю, многие могли видеть ее в старых советских фильмах. Также основной салон был оборудован выдвижными носилками и сидениями, складывающимися по типу армейских грузовиков.

Здесь был менее мощный 95-сильный двигатель, меньшая скорость – 120 км / ч, однако, имелся и свой немалый плюс. Расход топлива также был в полтора раза меньше, чем у ЗИС-110А – 18,5 л / 100 км. В общем, чтобы прокатиться на комфортабельном автомобиле в послевоенном СССР, не обязательно было стать партийным бонзой, достаточно просто оказаться в роли серьезно больного. Впрочем, в таком состоянии вряд ли кто-то смог бы оценить преимущество комфортной поездки.


ГАЗ-12Б на базе ЗИМ – еще одна «скорая» 50-х. Фото: youtube.com

Еще одним вариантом машины с красным крестом на кузове была модификация легендарной «Победы» ГАЗ-М20. Ее габариты не позволяли полноценного использования для перевозки лежачих больных, поэтому конструкторам пришлось изворачиваться. Все закончилось тем, что складные носилки расположили слегка по диагонали. Чтобы их уложить, достаточно было откинуть левую часть заднего сидения. Такое решение оказалось настолько оптимальным, что используется в спецавтомобилях такого типа и по сей день.

Одной из популярных моделей грузовиков 50-х стал ГАЗ-51. Именно на его базе был создан ПАЗ-653, в следующем десятилетии засветившийся в эпохальной комедии «Кавказская пленница». Эта скорая помощь хорошо известна живым свидетелям тех времен потому, что стала первым автомобилем, вышедшим «в люди». ПАЗ-653, выполненный на базе грузового автомобиля, не был утонченной моделью. Зато обладал высокой проходимостью, прочностью и ремонтопригодностью. Поэтому стал первооткрывателем провинциальных станций скорой помощи, где задержался на много лет.


При виде этого авто сразу вспоминаются знаменитые советские фильмы. Фото: youtube.com

Интересен тот факт, что очень часто роскошные авто проходили несколько этапов использования. После того как партийная верхушка считала автомобиль отслужившим свой ресурс, его (часто в неспециализированных мастерских) спешно переделывали в карету скорой помощи. А вот когда он уже не годился и для такого использования, проходил обратный процесс и, некогда лоснящийся лимузин, продавался рядовому покупателю. Думаю, вы понимаете, что за таким дефицитом устраивалась настоящая охота, и покупатель лишь условно мог считаться рядовым.

Реанимобили

По ГОСТУ автомобили скорой медицинской помощи для реанимационных, кардиологических, токсикологических бригад и врачей интенсивной терапии должны соответствовать определенной категории. Как правило, это транспорт с высокой крышей, оснащенный приспособлениями для проведения интенсивных мероприятий, наблюдения состояния и перевозки пациента. Кроме стандартного набора лекарств и специальных приборов для линейных аналогов, они должны иметь пульсоксиметр, перфузоры и еще некоторое оборудование, подробнее о котором поговорим ниже.

По факту, назначение бригады определяется не столько оснащением реанимобиля, сколько квалификацией персонала и профилем болезни, по которому ее используют. Предусмотрены специальные аналоги реанимационных машин для детей, что в нашей стране большая редкость. Насколько известно, даже в Москве работает всего одна такая бригада — в ДГКБ имени Филатова.

Конечный результат

Представление конечного результата — одна из любимых частей процесса Тэлли. Понимание того, где будет расположена кухня, помогло мужчине спланировать остальную часть машины.

Затем он нашел место для большой кровати (его рост значительно превышает 180 сантиметров). Для этого Тэлли соорудил скамейку, которая превращается в кровать в три раза больше его собственного размера. Благодаря этому его ноги не свисали с кровати во время сна.

Сколько россиян зарабатывают миллион в месяц, и что изменилось за 2 года

Как заработать деньги на своем гардеробе: превращаем старую одежду в доходы

Как не попасть под влияние осенней хандры на работе

Справа от кухонной стойки Тэлли установил холодильник и морозильник. Из задней части жилого помещения дверь ведет к водительскому и пассажирскому сиденьям, рядом находится 42-дюймовым телевизор.

На протяжении всего ремонта Тэлли использовал различные материалы, в том числе бетонные столешницы, медную заднюю панель и деревянные бамбуковые полы. Он также рассказал, что ему удалось получить пиломатериалы для ремонта от различных поставщиков.

Эволюция медицинского транспорта на закате СССР

Медицинская служба страны 60-х прожила под знаменем старой модели РАФ. На нем были применены сразу несколько полезных усовершенствований:

проблесковые «маячки» красного цвета обратная связь с оператором станции модернизированные агрегаты от ГАЗ-21

Следующее десятилетие служба встретила с обновленным автопарком. Сначала это был УАЗ-450А, который позже пережил несколько модернизаций. Но этот автомобиль выглядел слишком просто и грубовато для утонченного восприятия жителей больших городов, тем более что там все чаще стали появляться граждане иностранных государств. И совсем не гоже было ударить перед ними лицом в грязь. Поэтому «буханки» отправились в провинциальные города или поселки, а для мегаполисов постарались создать что-нибудь поприличней.


Медицинскую службу 80-х невозможно представить без этого авто. Фото: youtube.com

Возникает вопрос, зачем в советское время пациентов перевозили на «Волгах»?

Ведь гораздо более удобным в этом плане кажется именно микроавтобус. В нем врачам работать было явно проще, да и внутри микроавтобуса может за раз расположится целая медицинская или реанимационная бригада, чего нельзя сказать о вместимости универсала ГАЗ-24. Даже не самый удобный в плане комфорта УАЗ-452 «Таблетка», и тот был предпочтительнее легковой «Волги»:Только для сельской местности

Может «Волги», в качестве показателя статуса применялись только для «особых» пациентов? Руководителей и работников низшего и высшего звеньев управления: горисполкомов, исполкомов, представителей министерств, Центрального комитета, наконец?

Возможно ли так, что было какое-то негласное распоряжение на выезд к работникам административного аппарата направлять автомобили, скажем так, «повышенной комфортности» со специалистами высшей квалификации? Были же «Черные доктора» для высшей номенклатуры СССР на базе лимузина ГАЗ-14:Только для престарелых членов Политбюро ЦК КПСС

На самом деле хорошая теория для сторонников заговоров и адептов «смотрите что творилось тогда!», но к реальности она не имеет никакого отношения. На самом деле «Волга» была массовым автомобилем скорой помощи, которая отправлялась на вызовы ко всем, так сказать являлась народной скорой, просто ее использование ограничивалось из-за скромных внутрисалонных габаритов и невозможности проводить реанимационные активные действия с пациентом во время движения.

Другими словами, «Скорые» ГАЗ-24 отправлялись на вызовы к пациентам с «несложным» недугом, позволяя при необходимости транспортировать больного на носилках в больницу. Чаще всего «Волги» можно было увидеть в поликлиниках или при травмпунктах. Нередко автомобиль отправлялся в путь с детским врачом на пассажирском сидении, чтобы доставить специалиста к подхватившему простуду ребенку. Также Волжанки были неотъемлемым атрибутом любого крупного санатория.

Медики использовали в СССР «Волги» в качестве дополнительной моторизованной единицы, но главными были микроавтобусы РАФ и УАЗ

«Волга», несмотря на оставшийся вокруг нее ореол величия, в медицинской службе была лишь дополнением, позволявшим разгрузить полноценные кареты скорой неотложной помощи на базе микроавтобусов, которые могли пригодиться в действительно важном выезде. И использовали ее в таком амплуа, лишь по причине вместимости по сравнению с другими легковыми автомобилями того периода

Это все же был полноценный «D» класс, как сказали бы сейчас.

Этот экземпляр уже все. Прощай «Волга»!

Поэтому, уже в конце 80-х годов, этот легковой автомобиль начал уходить из использования с баланса больниц. Сегодня, автомобили, собранные еще в СССР, представляют интерес лишь у коллекционеров, которые за оригинальную модель готовы выложит серьезные деньги. Примером может послужить это объявление на Avito: www.avito.ru

Салон ЗИС-110 санитарный

Перегородка внутри кузова (несколько иного типа, чем у лимузина, со сдвижным стеклом) делила внутреннее пространство на два независимых отсека — кабину водителя и медицинский салон. В медицинском салоне на специальных направляющих размещались и фиксировались носилки с больным или пострадавшим и устанавливались два складных сиденья для сопровождающего персонала.

Медицинская модификация создана на заводе по проекту И.Ф.Германа при активном содействии руководителей Станции скорой помощи А.С.Пучкова и А.М.Нечаева. Внешне, помимо светлой окраски, соответствующих надписей на кузове и фонаря с красным крестом на крыше,  машины отличались от обычных ЗИСов отсутствием багажной решетки сзади, что было сделано для упрощения доступа к стандартному проему в задней стенке кузова, через который в салон подавались носилки с больным.  

Для удобства погрузки носилок в салон конструкторы довольно серьезно переделали заднюю часть автомобиля. И хотя она сохранила те же обводы кузова, что и базовый лимузин, вместо крышки багажника и заднего стекла на «санитарку» устанавливали большую подъемную пятую дверь, которая фактически превращала данный автомобиль в универсал. По гигиеническим соображениям отсек для запасного колеса машины, находящийся под полом медицинского салона, был сделан полностью изолированным. К нему вел специальный откидывающийся люк, располагавшийся под пятой дверью. Санитарные машины имели, как правило, светлую бежевую окраску, а окна медицинского отсека выполнялись матовыми, непрозрачными или задергивались занавесками. В качестве опознавательного знака санитарного транспорта над ветровым стеклом машины устанавливалась дополнительная фара с символикой Красного Креста. 

Тайны и легенды столичного Петербурга

Глядя на Москву, власти других крупных городов решили задействовать единичные автомобили СМП. Эта тема ещё мало исследована, хотя и в ней журналисты уже отметились и наплодили небылиц

Обратим внимание на Санкт-Петербург. Анализ сохранившихся до наших дней фотографий позволяет утверждать, что первая санитарная машина появилась на улицах столицы Российской империи даже раньше, чем в Москве

На двух известных фотографиях Карла Буллы изображён санитарный автомобиль с боковой загрузкой около Московских Триумфальных ворот. Во всех печатных и электронных изданиях машина позиционируется как немецкий Adler и датируется 1912–1913 годами. Ходовую часть и капот почти полностью закрыли присутствующие на показе люди, детали рассмотреть сложно даже на крупных фотографиях. Однако кое-что видно: далеко выступающая ступица переднего колеса архаичной конструкции, короткий покатый капот, характерный для одноцилиндрового или двухцилиндрового двигателя. Приметы автомобилей первой половины 1900-х годов. Так выглядели и ранние «Адлеры», и множество других автомобилей того времени, прежде всего французских. Теоретически это мог быть даже отечественный «Фрезе», построенный на узлах французского De Dion-Bouton. Ясно одно: к 1912–1913 годам конструкция уже безнадёжно устарела. Для установления истины требуются кропотливые поиски в архивах, пока же вопрос о марке автомобиля и точной даты съёмки остаётся открытым.

Ещё одно интересное наблюдение – до сих пор найдены фотографии санитарных машин в Петербурге исключительно на их презентациях и выставках, коих в столице проводилось много. А это не даёт права утверждать, что автомобили оставались на службе в Петербурге. Все современные источники, включая «всезнающую» Википедию, повторяют в унисон: «В Санкт-Петербурге в 1913 году были приобретены три санитарных автомобиля фирмы «Адлер» (Adler Typ K или KL 10/25 PS) и была открыта автомобильная станция скорой помощи на Гороховой ул., 42, где постоянно дежурил один автомобиль». Признаюсь, идентификацию проводил я лет 15 тому назад, но совсем другой фотографии! Схожий сюжет, автомобиль с аналогичным кузовом и датирован снимок 1913 годом. Позднее он нашёлся и в иностранной прессе того времени с подписью: «Санитарная машина Adler с боковым проёмом, приобретённая недавно Русской армией»

Никто не обратил внимание, что машины отличаются. Возможно, подвело отсутствие в то время качественного снимка первого автомобиля

В действительности кареты СМП в Петербурге оставались долго гужевыми, использовались и трёхколёсные велосипеды с установленными на них носилками. За ответом на вопрос об автомобилях обратимся к первоисточникам – «Автомобильные справочники для СПБ» инженера А.М. Пашкевича. В 1910 году никаких санитарных автомобилей в Питере зарегистрировано не было, ни казённых, ни частных. На следующий год появились две частные машины (статистику казённых публиковать перестали), под № 904 числился Benz 14 л.с., а под № 983 – Gaggenau 10 л.с. (мощность указана налоговая). Они работали в городе и в середине 1913 года и принадлежали преподавателю Николаевского кавалерийского училища полковнику К.И. Сычёву (Сычову). Адреса регистрации машин менялись: Малая Посадская ул., 15 (1912), Ново-Петергофский пр., 24 (1913 – адрес училища). В конце 1913-го Сычёв зарегистрировал под № 2275 ещё один «санитарный фургон» Benz 14 л.с., уже на адрес: Лермонтовский пер., 54. Для чего были приобретены, и каким образом использовались эти автомобили? А не сдавал ли он их в аренду состоящему под покровительством Государыни Императрицы Марии Фёдоровны Комитету по подаче первой помощи в Петербурге? Вполне возможно, что энергичный полковник совмещал работу преподавателя с коммерцией, этим можно объяснить наличие трёх санитарных автомобилей на станции СМП на Гороховой. К сожалению, пока фотографии этих машин и точные данные не найдены, можно говорить только о версии.

На проходившей в 1912 году в столице Международной пожарной выставке был представлен большой санитарный автомобиль с боковой загрузкой производства германской фирмы Süddeutsche Automobil-Fabrik GmbH. С 1907 года этот завод из города Гаггенау принадлежал фирме Benz & Co., но выпускал продукцию под марками SAG, SAF и Gaggenau. В 1911 году он назывался уже Benz Werk GmbH vorm. Süddeutsche Automobilfabrik (Benzwerke Gaggenau), а через год его автомобили стали называться Benz-Gaggenau или Benz. Маловероятно, что машина с выставки принадлежала Сычёву, но отказываться от этой версии пока не стоит – будем продолжать поиски.

Комфортабельный автомобиль скорой помощи

Основной Скорой помощью СССР был автомобиль ГАЗ 20 «Победа». Трудяга «Победа» работала во всех городах страны. А аристократ ЗИС 110 А, можно было увидеть только в Москве, Ленинграде и республиканских центрах. 

Московскую Скорую помощь помогали создавать врачи Московской «Скорой». Активную роль в создании «Медицинского лимузина» сыграли врачи руководитель московской Скорой помощи А.С.Пучков.  В послевоенные годы Пучков уделяет много внимания работе над новым видом санитарного автомобиля. Сконструированный еще до войны при участии Пучкова санитарный вариант автомобиля ЗИС-101 уже не удовлетворял требованиям предъявляемым временем. Александр Сергеевич считал, что в комплексе лечебных мероприятий, проводимых бригадой, значительную роль играет быстрая, автоматическая транспортировка. Машина должна обладать хорошей амортизационной системой. Поэтому Пучков постоянный гость конструкторского бюро «ЗИЛа». Он строит, доказывает, предлагает вариации кузова, добивается необходимого внешнего оформления автомобиля. И уже в начале 1947 года эти белые с красными крестами машины стали появляться на улицах Москвы.

Пучков создал московскую скорую помощь и выделил скорую психиатрическую помощь в отдельную структуру. 

В Москве придумали короткий телефонный номер «03» 

На базе лимузина ЗИС-110 на заводе был спроектирован специализированный санитарный автомобиль. Первые попытки создать комфортабельный автомобиль скорой медицинской помощи, взяв за основу лимузин высшего класса, на предприятии предпринимались и до войны, тогда еще на базе ЗИС101. Но далее двух построенных заводских экземпляров дело не пошло (при этом автобазы городских здравотделов часто переоборудовали автомобили ЗИС-101 в санитарные самостоятельно, но к заводу ЗИС это отношения не имело). А вот санитарный вариант на базе ЗИС-110 сразу был заложен в предполагаемую к выпуску гамму легковых машин. По сравнению с лимузином санитарная версия имела ряд серьезных отличий. 

Внешние отличия от базовой модели ЗиС 110 состояли в специальной медицинской окраске (бежевая или светло-серая), фонаре с красным крестом на крыше и измененной форме задней части с крышкой багажника, которая доходила до крыши, что было необходимо для погрузки и выгрузки пациента с использованием штатных носилок, которыми комплектовался автомобиль, отдельная крышка лючка в задней части открывала доступ к запасному колесу.

Интересно, какие использовались надписи:«неотложная медицинская помощь зис» —  отсюда и просторечное «неотложка»,

 позднее стали писать:* «скорая медицинская помощь»

* После смены наименования завода появилось:* «скорая медицинская помощь зил»

«Скорая» на базе ГАЗ-24 – карета скорой помощи для «небожителей» в СССР?

Советский Союз. Середина 80-х. На базе «советского танка» среди легковых автомобилей, как его уважительно нарекли на Женевском автосалоне 1970-го года иностранцы, на Горьковском автозаводе внедряют запоздалую рестайлинговую версию легендарной модели ГАЗ-24. Это третье по счету поколение с прибавочным индексом «10».

Этот русский автомобиль уважали даже за границей

Несмотря на оставшуюся узнаваемую форму кузова, модель претерпела значительное количество изменений. Появились модные в 80-е годы пластиковые элементы, например фальшрешетка радиатора, стиль стал строже – уменьшилось количество хромированных деталей, в том числе с бамперов ушли крупные «клыки»-отбойники. Передние стекла лишились треугольных «форточек», а двигатель прошел модернизацию, чем удалось добиться снижения уровня шумов, вибрации и приемистости.

Модель по распределительной системе пошла в массы. На базе седана создали унифицированное такси ГАЗ-24-11, модель для спецслужб ГАЗ-24-34 с V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ-24-24 («автомобиль сопровождения»), был у ГАЗ и кузов универсал, индекс ГАЗ-24-12. На его базе продолжился выпуск кареты скорой помощи – ГАЗ-24-13. Наследников этой серии санитарных автомобилей можно встретить в разных городах России и СНГ до сих пор.

Один из вариантов цветографической схемы

Если вы интересуетесь новейшей историей, то наверняка знаете, что с середины 70-х и вплоть до середины 90-х в основном в качестве карет скорой медицинской помощи использовались не менее легендарные автомобили РАФ-2203 «Латвия». Это были микроавтобусы из латышского города Елгава.

Тот самый «РАФ»

Модель и ее модификации были настолько массовыми, что более десятилетия после упразднения Страны Советов они использовались не только на станциях скорой помощи, но и в качестве маршрутных такси и при оказании разнообразных других услуг по перевозке персонала и пассажиров.

Но если был один массовый микроавтобус, зачем использовалась легковая модель ГАЗ?

Возникает вопрос: зачем в советское время пациентов перевозили на «Волгах»?Ведь гораздо более удобным в этом плане кажется именно микроавтобус. В нем врачам работать было явно проще, да и внутри микроавтобуса может за раз расположиться целая медицинская или реанимационная бригада, чего нельзя сказать о вместимости универсала ГАЗ-24. Даже не самый удобный в плане комфорта УАЗ-452 «Таблетка», и тот был предпочтительнее легковой «Волги»:

Только для сельской местности

Может, «Волги» в качестве показателя статуса применялись только для «особых» пациентов – руководителей и работников низшего и высшего звеньев управления: горисполкомов, исполкомов, представителей министерств, Центрального комитета наконец?

Возможно ли так, что было какое-то негласное распоряжение на выезд к работникам административного аппарата направлять автомобили, скажем так, «повышенной комфортности» со специалистами высшей квалификации? Были же «черные доктора» для высшей номенклатуры СССР на базе лимузина ГАЗ-14:

Только для престарелых членов Политбюро ЦК КПСС (всего было выпущено 4 единицы)

На самом деле хорошая теория для сторонников заговоров и адептов («Смотрите, что творилось тогда!»), но к реальности она не имеет никакого отношения. На самом деле «Волга» была массовым автомобилем скорой помощи, которая отправлялась на вызовы ко всем, так сказать, являлась народной «скорой», просто ее использование ограничивалось из-за скромных внутрисалонных габаритов и невозможности проводить реанимационные активные действия с пациентом во время движения.

Другими словами, «скорые» ГАЗ-24 отправлялись на вызовы к пациентам с «несложным» недугом, позволяя при необходимости транспортировать больного на носилках в больницу. Чаще всего «Волги» можно было увидеть в поликлиниках или при травмпунктах. Нередко автомобиль отправлялся в путь с детским врачом на пассажирском сидении, чтобы доставить специалиста к подхватившему простуду ребенку. Также Волжанки были неотъемлемым атрибутом любого крупного санатория.

Медики использовали в СССР «Волги» в качестве дополнительной моторизованной единицы, но главными были микроавтобусы РАФ и УАЗ

«Волга», несмотря на оставшийся вокруг нее ореол величия, в медицинской службе была лишь дополнением, позволявшим разгрузить полноценные кареты скорой неотложной помощи на базе микроавтобусов, которые могли пригодиться при действительно важном выезде. И использовали ее в таком амплуа лишь по причине вместимости по сравнению с другими легковыми автомобилями того периода

Это все же был полноценный «D»-класс, как сказали бы сейчас.

Этот экземпляр уже все. Прощай, «Волга»!

Краткая история автомобилей скорой помощи в СССР и РФ

До начала 1930-х гг. автомобили скорой помощи в СССР строились преимущественно на импортных шасси, а также на отечественном шасси АМО-Ф-15 .

С освоением массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА кареты скорой помощи создавались преимущественно на их шасси, иногда даже с изменённым дизайном оперения. Для нужд армии с конца 1930-х массовой серией выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторки ГАЗ-ММ , который во время ВОВ дополняли тяжёлые автомобили ЗИС-16С и ЗИС-44 .

После войны на базе массового 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 выпускался санитарный автомобиль ПАЗ-653. Для нужд столичных медицинских учреждений до войны выпускалась санитарная версия ЗИС-101С правительственного лимузина ЗИС-101 , а после войны аналогичная модель ЗИС-110А на базе лимузина ЗИС-110 .

Для более массового использования предназначался автомобиль ГАЗ-12Б на базе седана большого класса ЗИМ . Существовала версия и на базе массового седана ГАЗ-М20 «Победа» .
В качестве массовых санитарных автомобилей в 1960-1980-х гг. использовались автомобили «Волга » с кузовом универсал ГАЗ-22 , ГАЗ-24-03 и ГАЗ-24-13 , но наибольшую популярность приобрели микроавтобусы моделей РАФ-977 , РАФ-2203 и УАЗ-452 А.

Для обслуживания медицинских учреждений «4-го управления» на базе седанов большого класса «Чайка » (ГАЗ-13 и ГАЗ-14) и лимузинов высшего класса ЗИЛ-114 , ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41047 , а также малых представительских автобусов «Юность» (ЗИЛ-118 и ЗИЛ-119) в единичных экземплярах выпускались реанимобили, ставшие в 1980-х непременными атрибутами эскорта престарелого руководства СССР [] .

В 2000-х гг. основная часть российского парка автомобилей скорой помощи состоит из моделей ГАЗ семейств ГАЗ-32214 «Газель» и ГАЗ-2217 «Соболь» , а также модели 3261 на базе микроавтобусов ГАЗ (Газели и Соболя) произведеные в Нижнем Новгороде и УАЗ-3962 и микроавтобусов зарубежного производства (преимущественно марок Ford Transit , Mercedes-Benz Sprinter и Peugeot Boxer). Последние, как правило, — на реанимационных и других специализированных бригадах.

Но уже в 2015 г. основной парк машин скорой помощи особенно в крупных городах был заменен на иномарки. Особенно комфортабельные автомобили используют организации частной формы собственности, оказывающие услуги скорой помощи и перевозки лежачих больных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: