История Большого театра
История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать «театральные всякого рода представления, <…> концерты, воксалы и маскарады». Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.
К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.
К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).
В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.
Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением «Торжество муз», сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.
К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.
После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.
В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.
На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.
Занимательная информация
- На площадке было сыграно более 800 спектаклей.
- Самая первая группа, выступавшая на его сцене, состояла из 43 человек.
- Однажды Москву с визитом в Большой театр посетил голландский селекционер, вдохновленный величием и значимостью заведения, создал два новых сорта тюльпанов. Их и по сей день высаживают перед театром. Их названия говорят сами за себя «Большой театр» и «Галина Уланова».
- Русские императоры любили посещать Большой театр, хотя в то время Москва не являлась столицей России (столицей был Санкт-Петербург).
- В 1877 году Петр Чайковский впервые продирижировал профессиональную постановку «Черевички». А 4 мая этого года была поставлена сцена «Лебединое озеро».
- Одной из особенностей является золотой занавес – он имеет площадь 500 м2. Он изготовлен из шелковых и золотых нитей в 1955 году, на него была нанесена символика СССР. В 90-х годах был изготовлен такой же занавес, только с новой символикой РФ.
- Сегодня в трупе участвует почти 1000 человек, в 20 веке было 500 человек, а в 18 было всего 80 человек. Каждый из них мог участвовать в разных постановках, например, совмещая балет и сцены оперы.
- Гигантская скрипка – такое обличие придал знаменитый архитектор зрительному залу Большого театра, но акустика была утрачена. В 2011 году рабочие во время реконструкции пытались восстановить утраченные качества зала.
- Большой театр изображен на обертке конфет «Вдохновение» от фирмы Красный Октябрь. Кроме этого его изображение есть на почтовых марках.
После пожара сразу вспомнили градоначальника
— Как долго просуществовал Петровский театр?
— До 1805 года
Затем, как гласят документы, в нем из-за чьей-то неосторожности вспыхнул пожар: то ли забыли свечу в районе сцены, то ли не погасили лампу. А театр ведь внутри всегда деревянный! Тут сразу вспомнили и градоначальника, который постоянно выказывал неудовольствие по поводу того, что лестницы узкие, а под ними находятся какие-то склады
Из-за этого он, конечно, ругал администраторов Петровского театра.
— Но от беды это, как видно, не уберегло. Огонь полностью погубил здание?
— Пожар был очень сильный, его было видно даже в селе Всесвятском — сегодня это район метро «Сокол».
— Но ведь и здание, как я понимаю, было довольно высокое?
— Не такое уж высокое. Это было трехэтажное каменное здание с тесовой крышей, оно даже не было как-то особенно украшено. А вот танцевальная зала была очень красивая: там было 24 колонны, 48 хрустальных люстр, она была очень нарядная, но все это сгорело.
— После этого театр снова стал кочевать?
Да, опять начались частные дома. В 1808 году для театра построили новое здание, полностью из дерева. Оно стояло на Арбатской площади — там, где сейчас находится памятник Гоголю работы скульптора Андреева. Это была единственная в Москве постройка Карла Ивановича Росси — главного архитектора Санкт-Петербурга . Но в 1812 году началась Отечественная война . Когда наши войска отступали, Ростопчин (Федор Васильевич Ростопчин — московский градоначальник и генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия. — Прим. ред.
) приказал сжечь Москву, и первым, что подожгли, был именно театр Росси. Так он в очередной раз сгорел.
Архитектор театра воплотил чужую идею
После войны, комиссией по восстановлению Москвы был объявлен конкурс на строительство нового театра. В нем принимали участие знаменитые архитекторы, хорошо зарекомендовавшие себя в других проектах. Но все представленные ими предложения были отвергнуты. И конкурс был проведен повторно, в котором победил проект профессора Михайлова.
Но Михайлов сильно преувеличил размах будущего здания, сделав его чрезмерно большим и дорогостоящим. Ввиду чего комиссии пришлось отказаться от его реализации и поручить архитектору Бове заняться этим вопросом.
Но Бове не стал изобретать велосипед и просто изменил проект Михайлова, уменьшив его пропорции. А также он внес изменения во внешнее и внутреннее убранство.
История
Оглавление
- Основание театра было заложено при Екатерине II по приказу 1776 года. Архитектором был назначен Христиан Розберг. Арена была названа также, как и улица, на котором он находился – «Большой Петровский театр».
- Постройка театра длилась 13 лет. Стройка длилась так долго из-за пожаров. Первый случился еще до окончания строительства. Здание сдали в 1789 году.
- Театр строил Майкл Медокс всю свою жизнь. Он был инженером и антрепренером театров. В 1796 году его разорили путем наложения ареста на всё его имущество, он не мог оплатить многочисленные долги перед государством. Жена царя Павла I подписала указ о назначении пенсии размером в 3000 рублей для Майкла Медокса. В 1801 году здание было передано в императорский капитал вместе со всем имуществом.
- В 1805 году случился второй пожар. Проектированием «нового» театра занялся Карл Иванович Росси. Строение снова было возведено из дерева на Арбатской площади. «Первый» из них возведен на площади, названной в итоге в честь театра.
- В 1812 году во время сожжения Москвы перед входом в город армии Наполеона здание театра сгорело. После войны с Наполеоном он был восстановлен по чертежам архитектора Осипа Ивановича Бове и сдан в 1825 году. Но в 1853 году здание снова пропало в пожаре.
- В 1856 году возведено новое здание по проекту Альберта Катериновича Кавоса.
- В 1882 году был построен его аналог в Петербурге, но просуществовал он всего 4 года.
- Во время войны с Германией он располагался на Куйбышеве, там хранили весь реквизит. А само здание было замаскировано под обычный дом, чтобы враг не обнаружил театр, ночью в нем отключали свет и отопление. В этот период в театр попала 1 бомба, буквально за сутки до этого люстры расположенные в строении отправили на реставрацию.
- Когда прошел большевистский переворот, он носил название «Академический».
- 30 декабря 1922 года в этом строении был подписан исторический документ, по которому было создано новое государство СССР. Кроме этого здесь проходили многие собрания советов, а так же 1 съезд Советов СССР.
- В 1997 году начали выпускать деньги номиналом в 100 руб. с изображением Большого театра. До демонетизации театр был изображен на одной стороне купюры номиналом в 100 тысяч рублей.
- В 2005-2011 годы проходил реконструкцию.
Связанные цитаты
Скажи мне, что ты делаешь, когда сделал все, что мог, и кажется, что ты не справишься? Ну ты просто стой, стой, стой, не смей сдаваться. Сквозь бурю, сквозь дождь, через боль, стой сквозь боль, держись, будь сильным, Бог вмешается, и это ненадолго.
Настоящая сделка — это когда вы дружите с кем-то, кто сказал, что со времен девятого стандарта или колледжа: с человеком, который был с вами в вашей борьбе и оставался с вами в горе и в горе.
Истинные фанаты остаются за группами, несмотря ни на что, и нам повезло, что у нас есть потрясающие фанаты.
Когда наступит тьма, я буду рядом, несмотря ни на что.
Он может стоять с вами в беде, но не в горе; когда дело доходит до краха, вы обнаружите, что в нем, так же как и в его костной структуре, закрепилось его иногда подсознательное убеждение, что он лучше любого черного.
Настоящий друг останется с вами, несмотря ни на что.
Теперь пришло время сыграть в совершенно новую игру под названием «Назови этот штрих-код». Вот первый: «Толстый черный, тонкий белый, густой черный, густой белый, густой черный, тонкий белый». Хорошо, кто будет это определять?
Способность быть терпеливым, терпеть других, несмотря ни на что, доступна каждому.
Доэг, хотя и не зная, как и почему, Сделал все еще неуклюжую мелодию; Смело мчался вперед и мчался через огонь и воду, Через смысл и бессмыслицу, никогда не выходя и не входя; Свободный от всякого смысла, хорошего или плохого, И одним словом, героически безумный.
В исполнительском искусстве у вас должна быть толстая, толстая, толстая кожа из-за всех отказов, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно, и того факта, что работа никогда не длится очень долго. Но вам нужна тонкая, тонкая, тонкая кожа, чтобы получить доступ ко всем своим эмоциям и своему творчеству, чтобы вы могли их выразить. Ты не можешь быть мертвым внутри. Иначе тебе нечего дать. Так что это парадокс, что мы должны существовать в обоих планах, чтобы делать то, что мы делаем.
Мне кажется, что у вас не было бы надлежащей серии приключений, если бы вы не прошли через огонь и воду.
Даже через самую темную фазу Будь то толстая или тонкая Всегда кто-то идет храбрым Здесь под моей кожей
Будьте верны себе и оставайтесь собой, несмотря ни на что, не позволяя никому ослабить вашу сущность.
Я хочу, чтобы Япония думала и говорила, что нам лучше, потому что JPMorgan был здесь и в горе, и в горе.
Вы можете ясно видеть только одну вещь, и это ваша цель. Сформируйте ментальное видение этого и цепляйтесь за него, несмотря ни на что.
У меня действительно прекрасная связь с моим отцом. У него самое чистое сердце, и он всегда поддерживал меня в горе и горе.
Залы и фойе
Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, но и роскошные залы. С двух сторон главного фойе – Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровой залы. Круглый зал, или Малое Императорское фойе, – с залом в форме квадрата и потолком в виде ротонды, которая и дала название залу, отличается удивительной акустикой.
Встав в центре зала и разговаривая, можно услышать собственный голос, отраженный от стен. В тишине зала до вас донесутся слова присутствующих людей, разговаривающих шепотом. Здесь император, встав в центр круга, произносил речь, которую слышали в каждом уголке зала. Большое Императорское фойе, получившее название в 1895 году по случаю коронации здесь Николая II, обновили, вручную восстановив каждый сантиметр жаккардовых тканей и гобеленов и восстановив символику конца XIX века.
Рекордная реконструкция
С 2005 по 2011 год Государственный академический Большой театр России был закрыт на реконструкцию, в ходе которой осталось только 3 несущие стены, а все остальное было подвергнуто изменениям. Была увеличена площадь театра в 2 раза, добавили 3 репетиционных зала, склад для декораций и много других помещений.
В 2009 году было заведено уголовное дело о растрате государственных средств, ввиду того, что стоимость работ увеличилась в 16 раз.
Но через 3 года дело было закрыто, потому что было доказано, что утвержденная смета работ была на 37 млрд. рублей, а затрачено – 35,4 млрд, рублей, то есть на 4,5 % меньше задуманного.
Опыт других людей
Большой театр – это не просто здание, это символ роскоши и величия. Люди, посетившие его, остаются поражены его величественной архитектурой и богатой историей. Один из посетителей отметил, что “Большой театр – это не просто здание, это история, в которой каждый камень пронизан величием и тайной”. Другие отмечают, что узнав интересные факты о театре, они начали воспринимать его совершенно по-новому. “Узнав, что в Большом театре есть более 2000 костюмов и 1500 пар туфель, я понял, что это не просто здание для представлений, а настоящий музей искусства”, – говорит посетитель. Таким образом, интересные факты о Большом театре помогают людям увидеть его в новом свете и оценить всю его величие и значимость.
Дамы листали журналы мод, купцы заключали сделки
— Урусов долго руководил театром?
В какой-то момент он тоже не выдержал и передал «привилегию» своему компаньону — англичанину Майклу Медоксу, который заканчивал постройку театра. В 1780 году на улице Петровке (отсюда и название Петровский. — Прим. ред.
) открылось первое здание столичного театра. Это было самое большое театральное здание в Москве. Оно было идеально приспособлено, создатели всё очень хорошо продумали. Кстати, это здание использовалось не только для того, чтобы ставить спектакли, но и проводить всевозможные публичные мероприятия.
— Какие, например?
Например, через восемь лет после открытия в театре построили танцевальную залу, стали устраивать маскарады и балы. Также там были специальные кабинеты, где дамы днем могли полистать журналы о французской моде, а купцы — выпить чаю и заключить какой-то договор. То есть это был дом, открытый для всех круглосуточно. Но если был сильный мороз, то спектакли отменялись, потому что здание внутри не отапливалось, особенно в районе сцены. Как вы понимаете, артисты в основном носят открытые, легкие костюмы, поэтому им было очень холодно.
Кстати, об артистах: кто тогда играл в театре? Труппа состояла из свободных людей или там были и крепостные крестьяне?
Вы знаете, в отличие от Санкт-Петербурга, артисты Московского театра были вольнонаемными. При этом часть артистов покупали, но они не становились крепостными актерами на службе у государства, они становились свободными людьми! Но в то же время были определенные, очень жесткие правила. Например, если вы хотели выйти замуж, то вы должны были писать бумагу, чтобы вам разрешили вступить в брак с таким-то гражданином. Все думали о том, чтобы не потерять артиста, поэтому контроль был достаточно жестким. Но у всех членов труппы был приличный доход, артистов отвозили домой на карете. Поэтому, конечно, работать в театре было хорошо.
— А сохранились какие-то сведения о постановках того времени? Что играли, что было интересно зрителям?
Наш музей как раз занимается историей Большого театра, поэтому я могу сказать, что ставили Моцарта, Россини… И, конечно, пытались делать что-то отечественное, поэтому часто появлялись всевозможные переделки русских народных песен и прочее. Надо сказать, что в первую очередь театр, конечно, был музыкальным и оперным. Хотя артист в XVIII веке делал все: и пел, и танцевал, и декламировал. Он как бы был вне амплуа.
12 интересных фактов о Большом театре
- Мало кто знает, что изначально Большой театр назывался «Петровским».
- Интересен факт, что столичная Театральная площадь получила свое название благодаря Большому театру.
- В период
Великой Отечественной войны
(1941-1945) театр пришлось тщательно замаскировать, чтобы уберечь его от авиабомб. Однако во время войны в него все же попал 1 снаряд. - За день до попадания бомбы сотрудники Большого театра успели вывезти из него старинные хрустальные люстры. Благодаря этому они остались целыми и невредимыми.
- Знаете ли вы, что первоначальное здание так и не было достроено до конца по причине крупного пожара? В связи с этим строительство театра пришлось возобновлять по-новому.
- Современное сооружение Большого театра уже четвертое по счету, открытое в 1835 г. Вторая и третья постройки также пострадали от пожаров.
- Интересен факт, что за всю историю Большого театра на его сцене было поставлено более 800 спектаклей.
- Первой постановкой была опера Д. Зорина «Перерождение» (1777).
- Русские императоры часто приезжали в Большой театр вместе со своими семьями. И это несмотря на то, что им постоянно приходилось ездить из
Петербурга
в Москву. - В первой труппе Большого театра насчитывалось всего 43 актера.
- Положением на 1990 г. в театральную труппу входило более 900 артистов.
- В эпоху
СССР,
Сталин
запретил использовать творчество современных иностранных композиторов.
Интересные факты о Большом театре
Факты | Описание | Информация |
---|---|---|
Год открытия | 1825 | Большой театр был открыт 27 ноября 1825 года. |
Известные оперы | “Лебединое озеро”, “Евгений Онегин”, “Пиковая дама” | Эти оперы являются одними из самых известных и популярных в мире. |
Количество мест | 2150 | Большой театр является одним из крупнейших театров в мире. |
Архитектор | Джозеф Бове | Бове был известным русским архитектором, который также спроектировал здание Московского университета. |
Стиль | Неоклассицизм | Большой театр построен в стиле неоклассицизма, который характеризуется использованием классических элементов, таких как колонны и фронтоны. |
Занавес | Весит 20 тонн | Занавес Большого театра является одним из самых больших и тяжелых в мире. |
Люстры | 22 000 хрустальных подвесок | Люстры Большого театра изготовлены из хрусталя и насчитывают 22 000 подвесок. |
Сцена | 25 метров в ширину и 36 метров в глубину | Сцена Большого театра является одной из самых больших в мире. |
Зрительный зал | 6 ярусов | Зрительный зал Большого театра состоит из 6 ярусов. |
Акустика | Одна из лучших в мире | Акустика Большого театра считается одной из лучших в мире. |