305-мм железнодорожная артиллерийская установка
Фото: Виталий В. Кузьмин
В Музее железнодорожной техники на бывшем Варшавском вокзале экспонируется множество уникальных экспонатов. Один из самых интересных – это огромное орудие. На пояснительной табличке написано: «Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Калибр орудия – 305 мм. Максимальная дальность стрельбы – 30 км. Скорострельность – 2 выстрела в минуту. Вес – 340 т. Построена на Николаевском государственном заводе в 1938 году. Всего построено 3 установки данного типа, при этом использованы орудия, демонтированные с линкора «Императрица Мария». Участвовали в советско-финской войне 1939–1940 годов. С июня по декабрь 1941 года принимали участие в защите советской военно-морской базы на полуострове Ханко (Финляндия). Выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы, впоследствии восстановлены финскими специалистами с использованием орудий русского линкора «Александр III». Состояли на вооружении до 1991 года, списаны в 1999 году. Установка поступила в музей в феврале 2000 года». Такой же артиллерийский транспортёр стоит в московском музее на Поклонной горе. Адрес: Набережная Обводного канала, 118, Музей железнодорожной техники.
Военная техника времён Великой Отечественной войны, установленная в качестве памятников и музейных экспонатов в Санкт-Петербурге.
Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт к-я.рф) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Благодарим проект «Книга Памяти», Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музейно-выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж» и Сергея Шарова за предоставленные в номер материалы. Большое спасибо Алексею Шварёву и Денису Шаляпину за ценные замечания.
Этот выпуск посвящён военной технике, которая сражалась на полях Великой Отечественной войны, а ныне установлена в качестве памятников на территории Санкт-Петербурга. С помощью этих танков, кораблей, самолётов и орудий Вооруженные Силы Советского Союза одержали победу над фашистской Германией, прогнав врага с территории нашей страны и освободив народы Европы. Эти боевые машины (а некоторые из них остались в единичных экземплярах) достойны того, чтобы их бережно сохраняли, изучали, помнили и гордились ими. Выпуск подготовлен в сотрудничестве с проектом «Книга памяти», задача которого – разыскать и систематизировать все памятники, посвященные событиям Второй Мировой войны 1939–1945 годов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «За кадром» газеты пока остались послевоенные памятники: танк «Т-80» на Нефтяной дороге, «ракетный поезд» в Музее железнодорожной техники, подводная лодка «С-189» на набережной Лейтенанта Шмидта, самолёт «МИГ-19» в парке Авиаторов, подводная лодка «Тритон-2М» в Кронштадте и некоторые другие. А военной технике, установленной на постаментах в Ленинградской области, мы планируем посвятить отдельную газету. Также в отдельном выпуске мы поговорим и об обширной коллекции Артиллерийского музея на Кронверкском острове.
Башни главного калибра крейсера «Киров»
Фото: к-я.рф, Георгий Попов
Советский лёгкий артиллерийский крейсер «Киров» построен на Балтийском заводе №189 в Ленинграде и спущен на воду в 1936 году. В самый первый день войны отражал зенитным калибром авианалёт на Ригу, затем – массированные авианалёты на Главную базу Балтийского флота в Таллине. После перебазирования эскадры Балтийского флота в Кронштадт и до конца войны «Киров» оставался флагманским кораблём (так называют корабль, на котором находится командующий). Активно участвовал в обороне Ленинграда. Всего за время войны «Киров» отразил налеты 347 вражеских самолетов. В 1942–44 годах занимал позицию в основном между Дворцовым мостом и мостом Лейтенанта Шмидта, откуда вёл боевые стрельбы. В конце войны своим главным калибром поддерживал наступательные операции нашей армии. 100-килограммовые снаряды, выпущенные из тройных орудий длиной 10 метров, поражали цель на рекордном по тем временам расстоянии в 40 километров. Более тысячи членов экипажа за героизм и мужество были удостоены правительственных наград. В 1961 году «Киров» был переквалифицирован в учебный корабль и регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому морю. После исключения корабля из списков флота в 1974 году было решено установить две его носовые 180-мм башни и винты в качестве Мемориала подвигу моряков Балтийского флота. Установлен в 1990 году. Адрес: Морская набережная, 15-17.
Танк КВ-85 на проспекте Стачек
Фото: к-я.рф, Георгий Попов
Данный экземпляр (один из двух известных сохранившихся) танка «КВ-85» установлен в 1951 году по инициативе конструктора танка Жозéфа Котина. «Танк-победитель» является частью мемориала «Кировский вал», входящего в «Зеленый пояс Славы Ленинграда». Тяжёлый танк «КВ» («Клим Ворошилов») выпускался на Челябинском танковом заводе с 1939 по 1942 год и долгое время не имел себе равных. Индекс «85» означает калибр орудия в миллиметрах. Снаряды, выпущенные из стандартных немецких противотанковых пушек, отскакивали от него, не оставляя на броне никаких повреждений. Он выпускался только в августе-октябре 1943 года. Всего было изготовлено 148 машин этого типа. Предшественник тяжёлого танка «ИС». Адрес: проспект Стачек, 106–108.
122-мм гаубица образца 1938 года М-30
122-мм гаубица образца 1938 года М-30 стала самой массовой советской гаубицей периода Великой Отечественной войны. Данное орудие серийно производилось с 1939 по 1955 год и состояло, и до сих пор состоит на вооружении некоторых стран. Данная гаубица принимала участие почти во всех значимых войнах и локальных конфликтах XX века.
По мнению ряда артиллерийских успехов, М-30 смело можно отнести к одним из лучших образцов советской ствольной артиллерии середины прошлого века. Наличие такой гаубицы в составе артиллерийских частей Красной Армии внесло неоценимый вклад в победу в войне. Всего за время выпуска М-30 было собрано 19 266 гаубиц данного типа
.
Гаубица была разработана в 1938 году КБ «Мотовилихинских заводов» (Пермь), руководил проектом Федор Федорович Петров. Серийный выпуск гаубицы начался в 1939 году сразу на трех заводах, в том числе «Мотовилихинские заводы» (Пермь) и на артиллерийском заводе «Уралмаш» (Свердловск, с 1942 года артиллерийский завод №9 с ОКБ-9). Гаубица находилась в серийном производстве вплоть до 1955 года, что ярче всего характеризует успешность проекта.