Подлодки типа «щука». зубастые лидеры подводного флота ссср

Подлодки типа «щука». зубастые лидеры подводного флота ссср

Недостроенные корабли[править | править код]

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке лодок возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413 и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

На связь не вышла

В декабре 1952 года в 90-й бригаде подводных лодок Тихоокеанского флота начались учения. Их план был такой. Две группы подлодок (6 единиц) должны были отработать совместный удар по надводной цели — бывшему японскому эсминцу «Kiji», который достался СССР в качестве репараций. Под именем ЦЛ-27 он должен был выйти из сахалинского порта Холмск в Татарский пролив. Обнаружить его местонахождения как раз и должна была С-117, выполнявшая в учениях роль разведчика.

14 декабря в 11:00 лодка отошла от причала в Советской Гавани. Ночью от нее пришла радиограмма о поломке одного из двух дизелей. Однако это было некритично, и «Щука» продолжила выполнять боевую задачу, одновременно пытаясь своими силами произвести ремонт. Утром от нее пришла вторая радиограмма о том, что дизель отремонтирован и поход проходит штатно.

В 17:00 из Холмска вышел в акваторию ЦЛ-27. «Щука» по всем расчетам должна уже была находиться в заданном квадрате. Штаб ждал от нее сообщение об обнаружении цели, однако лодка молчала. Первоначально это не вызвало особой тревоги — субмарина могла просто пройти мимо, могла случиться поломка радиостанции, обрыв антенны… В 19:00 штаб затребовал от С-117 сообщить свои координаты. Лодка не отозвалась.

В 00:30 командующий флотом вице-адмирал Холостяков приказал прекратить учения и приступить к поисковой операции. Из Советской Гавани вышли два тральщика и подводные лодки С-119 и С-120. Из Холмска — эсминец «Верткий» и спасательное судно «Золотой». Позже к ним присоединились спасатель «Тетюхе» и еще два тральщика. Местные рыбаки тоже участвовали в поисках, а с воздуха их вели два самолета. Параллельно сахалинский берег прочесывали пограничники.

Поиски С-117 длились до 25 декабря. Ни ее самой, ни даже малейшего намека на катастрофу, вроде пятна солярки на воде или деталей оснастки, обнаружено не было.

Архивные списки экипажа С-117

Версии

Государственная комиссия рассматривала четыре версии катастрофы:

  1. Отказ дизелей. В пользу этой гипотезы говорил и их гарантийный ремонт меньше, чем через год после «капиталки» и поломка одного из дизелей во время учений;
  2. Подрыв на плавучей мине. Однако никто в месте учений не слышал и не видел следов взрыва, да и в таком случае должны были остаться обломки от С-117. А их не было;
  3. Угон лодки в США силами экипажа. Несмотря на всю абсурдность этой гипотезы, она тоже имела место. В частности, на ней настаивал начальник политотдела Тихоокеанского флота капитан первого ранга Бабушкин. Однако в комиссии нашлось немало здравомыслящих голов и данная версия хоть и фигурировала в докладной записке на имя Сталина, но Холостяков ручался за экипаж собственными погонами и головой;
  4. Столкновение с надводным судном. А вот эта версия оказалась самой правдоподобной. Более того, она получила даже некоторые доказательства.

Подводные лодки Первой мировой войны

Подводные лодки, в конце XIX в. чуть было не попавшие в список запрещенного оружия, с самого начала Первой мировой войны доказали свою эффективность. Уже 5 сентября 1914 г. германская субмарина торпедировала британский крейсер «Пасфайндер», а 22 сентября отличилась подводная лодка U-9, потопив в течение считанных минут сразу 3 британских крейсера. В последующие месяцы неограниченной подводной войны немецкие субмарины едва не поставили Англию на колени, блокировав морскую торговлю.

Германская подводная лодка U-9 — боевой корабль Первой мировой войны

Субмарина U-9 образца 1910 г. была одной из первых германских подводных лодок. Она имела водоизмещение 611 т, экипаж состоял из 25 человек, на вооружении имелось 4 торпедных аппарата калибра 450 мм.

В 1914 г. была введена в эксплуатацию еще одна германская подводная лодка — U-35. Субмарина водоизмещением 971 т вооружалась четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 носовыми и 2 кормовыми), запас составлял 6 торпед. За время службы (до 1918 г.) лодка совершила 19 боевых походов, в течение которых потопила вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 т.

Немецкая боевая субмарина U-35,1914 г.

В 1916 г. со стапелей кильской верфи «Дойче Верке» спустился необычный корабль. Это была первая в мире торговая субмарина «Дойчланд» водоизмещением около 2000 т. Не от хорошей жизни Германия строила подобные суда: вся надводная торговля была блокирована британским флотом. Впрочем, в 1917 г. «Дойчланд» перешла в руки ВМФ Германии и путем установки двух торпедных аппаратов была переоборудована в боевую подводную лодку.

Британцы ответили созданием лодок типа «К» — настоящих подводных крейсеров водоизмещением 2800 т. Для надводного хода на них использовались паровые турбины мощностью 10 000 л. с.! Подобные грозные суда позволили Англии эффективно сражаться с германскими субмаринами.

Всего за время войны около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев и 33 подводные лодки (11% от числа погибших во время войны). Подводные лодки Германии во время войны потопили 5861 торговое судно общей грузовместимостью 13,2 млн т. Во время боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48%).

Подводная лодка «Дойчланд» германского ВМФ изначально строилась как коммерческое судно

Британская субмарина К-22 серии «К» времен Первой мировой войны

Как одна лодка может решить исход войны?

Германская подводная лодка Первой мировой войны U-20 была спущена на воду в 1912 г. Этот подводный корабль стал печально знаменит. 7 мая 1915 г. по ошибке он потопил британский пассажирский лайнер «Лузитания». Погибли граждане Соединенных Штатов Америки, государства, до тех пор державшего военный нейтралитет. Это подтолкнуло США к вступлению в войну против Германии, что резко изменило ход войны не в пользу немцев.

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

150px
200px
bottom

1

Парогазовая торпеда 533 мм

1
Якорная подлодочная трубная мина ПЛТ

Подводная лодка «Л-20» оснащалась восемью 533-мм торпедными аппаратами, шесть торпедных аппаратов были размещены в носовой части и два в кормовой в надстройке. Боекомплект торпед в количестве 18 штук.

Так же в кормовой части субмарины размещались две минные трубы, которые использовались для специально созданной якорной мины ПЛТ с массой боевого заряда 300 кг. После выхода из трубы мина погружалась и с помощью гидростатической коробки устанавливалась на нужной глубине. Боезапас составлял 20 мин.

Характеристики парогазовой торпеды
Характеристики 53-38
Состояние На вооружении с 1938 г.
Завод-изготовитель №№181, 182 («Двигатель», «Дагдизель», им. С.М.Кирова)
Kалибр, мм 533,4
Длина, мм 7200-7270
Вес торпеды, кг 1610-1630
Объем торпеды, м3 1,32-1,335
Вес заряда, кг Тротил 300 (370)
Дальность хода, м 10000/8000/4000
Скорость хода, уз 30,5/34,5/44,5
Тип двигателя 2-цилиндровый поршневой горизонтального типа
Рабочее вещество Парогазовая смесь
Мощность, л.с. 306
Число оборотов 1205
Тип взрывателя Контактный (инерционо-ударный), неконтактный НВС
Траектория движения Прямоидущая
Глубина хода, м 2-14
Отрицательная плавучесть, кг 295
Характеристика якорной подлодочной трубной мины
Разработчик ЦКБ-36
Диаметр, мм 795
Длина, мм 1770
Масса в сборе, кг 820
Масса заряда взрывчатого вещества, кг 230
Наименование взрывчатого вещества Тротил
Высота сброса, м Постановка из кормовых минных труб диаметром 900 мм
Способ постановки Автоматический, с грунта, с гидростатич. коробкой
Тип минрепа Стальной трос L=130 м, диаметр 10,2 мм
Глубины места постановки, м 14,5 — 139
Диапазон углублений, м 2,4 — 9,1
Тип взрывателя Контактный, ударно-механический прибор
Форма опасной зоны Точечная
Минимальный минный интервал, м 80 м (до 1940 г.), 55 м (с 1940 г.)

Вспомогательная/зенитная артиллерия

В качестве вспомогательной артиллерии, на подводном минном заградителе «Л-20» использовалось одно 100-мм орудие Б-24, а так же одно 45-мм орудие 21-К. Боезапас для 100-мм орудия составлял 150 снарядов, а для 45-мм орудия 500 снарядов.

ТТХ вспомогательной артиллерии и зенитного вооружения «Л-20»
Параметры 100-мм орудие Б-24 45-мм орудие 21-К
Длина орудия 5100 мм 2072 мм
Объём каморы 7,98 дм3 0,5 дм3
Типы снарядов
Масса унитарного (раздельного) снаряда 15,8 кг 1,41 кг
Начальная скорость унитарного (раздельного) снаряда 875 м/с 760 м/с
Скорострельность 12 выстрелов/мин 30 выстрелов/мин

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Командирский перископ имел оптическую длину 8,5 м, а зенитный 8 м. Ход командирского перископа составлял 4,7 м, а зенитного 4,25 м. В отличие от подводных лодок XI серии кнопки управления подъёмом и опусканием командирского перископа находились непосредственно на самом перископе. Оба перископа управлялись как из рубки, так и из центрального поста.

В качестве навигации использовался гирокомпас ГАС «Дракон».

Помним, годимся

Геройски воевали ушедшие на фронт заводчане. Звания Героя Советского Союза были удостоены Назар Приходько, Пётр Лобас и Василий Сергиенко. Полным кавалером орденов Славы стал Дмитрий Бондаренко. Сотни работников предприятия получили боевые ордена и медали.

Память о войне и Великой Победе была увековечена во Владивостоке также благодаря рабочим предприятия. Например, легендарная лодка С-56 в 1975 году была переоборудована в корабль-музей и стала основой Мемориала воинской славы на Корабельной набережной. Для этого подлодку в цехах завода разрезали на шесть отсеков. По частям доставили к будущему памятнику, установили на постамент и собрали заново.

Руками дальзаводцев выполнены фрагменты Мемориала морякам торгового флота. Литьё и чеканка сохранили узнаваемыми профили пароходов, которые в годы войны доставляли стратегические грузы во Владивосток. В 1967 году работы по созданию комплекса были завершены. На самой территории завода есть стела и мемориальный комплекс в память о погибших дальзаводцах.

 КСТАТИ

Только в 1946 году завод перешёл на «мирный» 8-часовой рабочий день. По-фронтовому он составлял 12 часов. Первой послевоенной мирной продукцией предприятия стал в 1947 году знаменитый владивостокский морской трамвай МТ-1. Судно осуществляло пассажирские перевозки на мыс Чуркин и мыс Голдобина. Первой крупной послевоенной стройкой для Дальзавода стал стадион «Авангард».

Характеристики со сравнительным анализом

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» смогли превзойти схожие по классу глубоководные крейсеры. Российскую субмарину К-284 третьего поколения неоднократно сравнивали с подлодками четвёртого поколения американского производства «Вирджиния» и «Сивулф», а не с конкурирующим типом — «Improved Los Angeles».

Находясь на руководящем посту ВМС США 1994-1996 годы, он подчёркивал, что корабли американского флота расписались в своём бессилии по обнаружению российской АПЛ проекта 971, она настолько бесшумно передвигалась на скорости 7-9 узлов, что её можно смело ставить в ряд к четвёртому поколению подводных лодок.

Третье поколение проекта 971 может незаметно обойти систему нахождения субмарин – SOSUS.

Лос-Анжелес Щука-А Щука-Б Барракуда Кондор Плавник Рюби
Страна США СССР Россия СССР Россия СССР Франция
Дата производства 1972-96 1976-92 1983/2009 1979-87 1986-93 1978-83 1976-83
Дата несения службы 1976- 1977- 1984- 1984- 1990- 1983/1989 1984-
Количество штук 62 15 15 2 2 1 6
Скорость, узлов Надводная/ подводная 17 30-35 11,7 30 11,7 33 19 35,2 19 35,2 11,5 33,5 14,9 25,1
Водоизмещение, т Надводный Подводный 6083 7176 6991 7252 8141 12772 5945 9605 6472 10400 5890 8600 2400 2610
Глубина погружения, м Стандартная Критическая 285 455 410 610 480 600 480 550 530 600 1000 1250 350

Серия V[править | править код]


Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III.
Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 2 июня В 1942 году переоборудована в подводный минный заградитель.
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 17 августа
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград май , Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 15 июня В 1935 году штормом выброшена на камни, впоследствии не восстанавливалась.
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград май , Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 17 августа
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград август , Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 17 августа
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май , Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 27 декабря Предположительно использовалась как УТС до 1997 года.
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май , Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 26 июня
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград июль , Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 10 сентября
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград август , Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 17 августа
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград октябрь , Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 11 сентября
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград июль , Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград апрель , Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа

По местам стоять!

Командир лодки «Сом» лейтенант Владимир Трубецкой в мемуарах так вспоминал первые опыты погружений: «Все приходилось делать впервые, даже придумывать командные слова для управления лодкой. В основном их разработал командир „Ската“ лейтенант Михаил Тьедер и командир „Щуки“ лейтенант Ризнич». Кстати, многие из этих командных сохранились до нашего времени: «По местам стоять. К всплытию», «По местам стоять. К погружению», «Продуть балласт», «Осмотреться в отсеках» и т. д.

Не меньше, чем флотские лейтенанты, ломали голову над применением подводных лодок и адмиралы. Есть такой исторический анекдот: на рапорт подчиненного с просьбой отпустить французских свечей зажигания для двигателя один флотоводец наложил резолюцию: «К чему им французские свечи, выдать казенных стеариновых».

Да, на первых подводных лодках стояли бензиновые двигатели. Некоторые горели и взрывались из-за паров бензина. Недаром первых подводников на флоте считали смертниками. Эпоха дизель-электрических субмарин была впереди.

Подлодки и самолёты. Что досталось советской власти от царской России? Подробнее

Общие сведения

«Л-20» относилась к ХIII серии-1938 советских дизель-электрических подводных лодок минных заградителей.
Субмарина «Л-20» принимала активное участие во Второй мировой войне. За время несения службы подводная лодка совершила 14 боевых походов. Произвела четыре торпедных атаки, выпустив 21 торпеду; 11 минных постановок, выставив 216 мин. Она потопила 2 германских судна общим тоннажом примерно 12549 брт. Всего провела 145 суток в море во время патрулирования. 17 февраля 1956 года подлодка выведена из боевого состава и переклассифицирована в опытовую. В 1958 году окончательно исключена из боевого состава ВМФ.

Проект «Щука»

С-117 к началу 50-х была по меркам флота настоящим старичком. Она сошла со стапелей в Ленинграде в 1933 году. Всего за историю проекта «Щука» было построено 86 субмарин. Это были средние дизель-электрические торпедные лодки, отличающиеся хорошей маневренностью и большим запасом живучести. Щ-117 (первоначально она называлась так) была как раз из таких. До Великой Отечественной войны она прославилась своим походом на предельную автономность.

Считалось, что лодки такого типа могут непрерывно находиться в море 20 суток, но экипаж Щ-117 в 30-х годах вдвое перекрыл этот показатель и провел в походе 40 суток, пройдя 3000 морских миль. За это командир лодки был награжден орденом Ленина, а весь экипаж — орденами Красной Звезды. Так Щ-117 стала первым и единственным кораблем отечественного флота с полностью орденоносным экипажем.

В годы войны лодка в боевых действиях не отметилась, а всего лишь сменила порт базирования с Владивостока на Советскую Гавань. В начале 50-х командование приняло новую классификацию подводных лодок, и Щ-117 стала С-117 (что означало средняя). Списывать лодку в утиль никто не собирался, мало того, в 1950 году она прошла капитальный ремонт с заменой дизелей, а год спустя — гарантийный ремонт. Еще лет 10 «Щуке» точно было суждено ходить в походы, но все сложилось совсем иначе.

Лодка типа «Щука»

Всё для фронта

Это кажется невероятным, но за четыре года войны на предприятии было выпущено больше продукции, чем за девять довоенных лет. Был построен и сдан новый цех предприятия (кузнечный). Для улучшения питания работников были отремонтированы два сейнера и создана рыболовецкая и китобойная артель.

Уже с июня 1941 года «Дальзавод» был переведён на работу по схеме военного времени. Пока в одних цехах шёл ремонт кораблей флота, в других выпускались боеприпасы и стрелковое оружие. Начали делать мины и снаряды, ручные гранаты.

Интересный факт. Специалистам предприятия удалось наладить выпуск пистолета-пулемёта Дегтярёва. Не имея пакета документации, заводские умельцы, что называется, «до винтика» разобрали действующий образец, изучили в лабораториях состав сталей и сплавов и создали аналог. После соответствующих испытаний оружие было допущено к массовому производству.

Корабелы завода стали инициаторами движения «двухсотников». Трудовые бригады брали на себя обязательства выполнить производственные задания на 200 процентов, работая за себя и за товарищей, что ушли воевать в действующую армию.

До конца 1941 года на фронт отправились 1114 судоремонтников, из них 810 кадровых рабочих. Эти люди имели «бронь» и не подлежали призыву, но попросились на поля боев добровольцами. Ещё около 2,5 тысячи заводчан были призваны в ряды Красной Армии в 1942–1943 гг.

Смену им готовили тут же, в цехах. За годы войны на заводе путём бригадно-индивидуального обучения было подготовлено свыше 2300 молодых рабочих.

В декабре 1941 года на заводе организовали сбор средств для жителей и защитников блокадного Ленинграда. Целый эшелон отправился на запад. В 1943 году заводчане участвовали в формировании танковой колонны «Приморский комсомолец». Собрали средства на строительство боевых машин и сформировали экипаж. В состав будущего экипажа зачислили дальзаводцев Павла Пономаренко, Лукьяна Ковальчука, Николая Кульманова и Степана Тюленева.

2 июня 1945 года за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны завод был награждён Орденом Ленина. Семь заводчан за свой самоотверженный труд получили орден Ленина, 34 дальзаводца награждены орденом Трудового Красного Знамени, 50 человек – орденом Красной Звезды, 80 человек – орденом «Знак Почёта».

Итоги боевых действий

На данный момент достоверно известно об уничтожении подводными лодками Северного флота за годы Великой Отечественной войны двадцати транспортов, подводной лодки, семи охотников за подводными лодками, четырех сторожевых кораблей и пяти мотоботов. Еще семь транспортов, госпитальное судно, два охотника за подводными лодками и два сторожевика погибли на минах, выставленных советскими субмаринами. Еще целый ряд немецких и норвежских судов получили различные повреждения.

Собственные потери составили двадцать две подводные лодки. При этом если на Балтике или Черном море ряд субмарин был уничтожен при оставлении портов (Севастополь, Таллин, Лиепая и др.), то на Северном флоте все погибшие лодки были потеряны во время боевых походов. Достоверно установлены обстоятельства гибели пяти лодок. Еще семнадцать субмарин не вернулись из походов, Обстоятельства гибели еще 17-ти субмарин точно неизвестны. Предположительно, основной причиной их гибели стали минные заграждения противника, которые за все войны лодки Северного флота пересекали более тысячи раз. Возможно, несколько подлодок погибли в результате аварий и неисправностей. Постепенно в силу случайностей или систематического поиска выясняются судьбы погибших субмарин и их экипажей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: