С заботой о душе
Помимо руководства внешней политикой московских князей и борьбы за западнорусскую паству Алексий не забывал уделять внимание и пастве русских княжеств. Он активно занимался устроением обителей общежитного типа
Наиболее известны Чудов и Спасо-Андроников монастыри в Москве. По его благословению и с его подачи были возрождены несколько древних обителей, например, Благовещенский монастырь близ Нижнего Новгорода. В Серпухове им был основан Введенский владычный монастырь. Скончался святитель Алексий в 1378 году. Через 50 лет он был канонизирован, а обретённые в 1431 году святые мощи считаются исцеляющими и находятся в Богоявленском соборе в Елохове.
Краткое жизнеописание
Митрополит Алексий внес значительный вклад в развитие и укрепление православной веры в русинских землях и сумел ослабить влияние татарских ханов на Церковь.
Происхождение
Боярин Федор Бяконт переехал в Москву в 1300 году после разорения Чернигова войсками татарского хана Батыя. В 1304 году его первенец был назван Элевтерием. Крестным отцом Елевферия был преемник московского князя Данила Александровича — Иван Калита (княжение 1325-1340 гг.).
Выбор жизненного пути
Будущий митрополит встретил свою судьбу в подростковом возрасте. Однажды, устанавливая в лесу силки для ловли певчих птиц, он спрятался в кустах и незаметно для себя впал в дремоту. Во сне Елевферий услышал голос, который сказал ему не ловить птиц, а готовиться к тому, чтобы стать ловцом людей.
Монашеский период
Подростком он присоединился к церковной службе, а в 15 лет заявил отцу, что хочет стать монахом. В возрасте 20 лет он был освящен в монахи настоятелем московского Богоявленского монастыря и получил имя Алексей. В течение 20 лет Алексий жил под опекой старцев Геронтия и Стефана.
Преемник Ивана Калиты, старший сын Симеон Иванович Гордый (годы правления 1340-1353), также благоволил к Алексею. Умирая от чумы, он завещал праведному Алексею быть советником своих сыновей, Ивана и Андрея.
Предстоятель Киева и всей Руси Феогност был возведен в сан митрополита в 1328 году в Константинополе. Он был убежден, что его преемником должен стать священнослужитель, прошедший испытание монашеством. Алексий, проявивший исключительный ум, знания и дипломатические способности, был выбран Феогностом как наиболее достойный этой должности. Чтобы получить опыт церковного руководства, он назначил Алексия епископом Владимира в 1350 году.
Константинополь
В 1353 году митрополит Феогност умер от чумы. После его смерти в Русской Церкви началась борьба за титул митрополита Киевского и всея Руси. Титул митрополита был установлен после крещения Руси в 988 году, когда новая церковь стала частью Константинопольского патриархата. Резиденция митрополита была учреждена в Киеве.
В результате татаро-монгольского нашествия Киев был сожжен в 1299 году. Резиденцией предстоятеля Русской церкви стал Владимир, а позднее Иван Калита перенес резиденцию митрополита в Москву, сохранив за собой титул.
Претенденты одновременно предстали перед Константинопольским патриархом, чтобы разрешить спор. Оба соперника жаждали подтверждения титула митрополита России. Разногласия продолжались из-за Киева. Через 2 года митрополитам вновь пришлось обратиться в Патриархию для разрешения конфликта. Согласно приговору Каликста, Роману были поручены Литва и Малая Русь, но он не подчинился и поселился в Киеве, подчинив епархию себе.
Через 5 лет Алексий обратился в Константинопольский Синод с требованием заставить Романа покинуть Киев. Решение было принято в пользу московского патриарха, но окончательно конфликт был разрешен в 1362 году, когда умер Роман. Титул предстоятеля Литовской и Малопольской Руси был упразднен, а митрополия передана Алексею.
Возглавление Русской Церкви
После чумы в Москве великим князем стал выживший брат Симеона — Иван II Иванович Красный (княжил в Москве с 1353 по 1359 год). Правление продолжалось шесть лет. Перед смертью князь назначил митрополита Киевского и всея Руси регентом для малолетнего наследника Димитрия Донского. Благодаря его усилиям Московское княжество не подчинялось власти соседних князей.
Предстоятель Русской Церкви пользовался большим авторитетом у москвичей и аппанагейских князей, помогая разрешать споры без кровопролития. В этом ему помогли хорошие отношения с ханами Золотой Орды. В 1357 году его вызвал хан Тайдула, чтобы вылечить его от слепоты. Алексий, который в то время славился как целитель, восстановил зрение ордынского соправителя с помощью молитвы и святой воды.
Окончание жизненного пути
Митрополит Киевский и всея Руси Алексий умер в 1378 году. В соответствии с его завещанием и по настоянию Дмитрия Донского он был похоронен в кремлевском Худовском монастыре.
Видео:Житие святого Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (†1378)Скачать
Святой Мелетий
Святой Мелетий был епископом в Антиохии. Жил в IV в. и, подвизавшись в борьбе с еретиками-арианами, так восстановил их против себя своими обличениями, что не раз низводили его с епископской кафедры. Председательствовал на II Вселенском Соборе в 381 г. против Македония, который учил, что Дух Святой ниже Бога Отца и Сына. Скончался мирно прежде окончания собора. Однажды, когда Мелетий говорил весьма убедительную проповедь против ариан, то архидиакон, зараженный арианством, дерзнул зажать его уста; тогда святитель показал народу три перста, потом два из них согнул, а один оставил в прямом положении.
Мощи митрополита Алексия
Святитель Алексий закончил земную жизнь 12 февраля 1378 года. Он, проявляя смирение, завещал похоронить его за алтарем храма Чудова монастыря. Однако горячо любящий и глубоко почитавший его Димитрий Донской распорядился упокоить святого в церкви, возле алтаря.
Прошло 50 лет. В деревянном храме Чудова монастыря верующие собрались на Божественную литургию. В один момент деревянная крыша монастыря, которая достаточно сильно обветшала, рухнула. По Божией милости, ни один человек, находившийся в церкви в этот момент, не пострадал. По распоряжению великого князя Василия Темного, началось строительство каменного храма, взамен разрушенного здания деревянной постройки. 20 мая 1431 года, когда рабочие начали копать рвы для фундамента на месте старого храма, они обнаружили мощи великого святителя Алексия. Мощи оставались неповрежденными и одежда на них не истлела. С этого времени началось почитание святителя. В новом храме устроили придел Благовещения Пресвятой Богородицы, в который поместили обретенные мощи. В наши дни чудотворные мощи святителя хранятся в Богоявленском патриаршем соборе Москвы.
Политическая анафема
Потом по политически мотивам Алексий наложил анафему и на Михаила Александровича, и на другого союзника Ольгерда, стоявшего за этим вторжением — князя Смоленского Святослава Ивановича. Анафема свое действие возымела, тем более, что её в 1370 официально подтвердил и константинопольский патриарх.
После примирения сторон анафема Алексием была официально снята. Но самое главное в этой истории заключается в том, что данная церковная мера была использована Алексием именно как механизм политического давления на противников Москвы и Дмитрия Донского.
В дальнейшем Алексий применял метод анафематствования ещё несколько раз. Но как политик светский он выполнил поставленную перед ним цель: вырастил князя Дмитрия Донского, и дал ему достаточно власти, чтобы тот продолжил дело государственного строительства, и, более того, начал процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига.
« Блондины-мусульмане: где их живёт больше всего
«Союз нерушимый…»
Успешное противостояние Литве (как, впрочем, и Орде) было невозможно без политического единства русских правителей. Благодаря своему влиянию на князей московского великокняжеского престола, сначала Ивана Красного, а затем Дмитрия Ивановича, Алексий достаточно свободно руководил московской политикой, стремясь достигнуть определённого равновесия под эгидой Москвы и не допустить возобладания пролитовских сил. Для этого он на полную использовал свою власть и авторитет первосвятителя. Так, например, когда в конце 1360-х смоленский князь Святослав и ряд других князей перешли на сторону Литвы, нарушив тем самым крестное целование, данное великому князю Димитрию Ивановичу о союзе против Ольгерда, святитель Алексий отлучил их от Церкви. Отлучён от церкви был и князь Михаил Тверской, традиционный союзник Литвы.
Несмотря на лояльность к ордынской верхушке, Алексий не забывал о необходимости ликвидировать разногласия между русскими князьями. Под его эгидой и его печатью скреплялись договоры между княжествами и князьями. Так было и с соглашением между Москвой, Новгородом и Тверью, и с «докончанием» между князьями Дмитрием Ивановичем и Владимиром Андреевичем Серпуховским. Благодаря посредничеству Алексия была создана основа того союза, который смог нанести поражение ордынским войскам в 1380 году.
Краткое жизнеописание
Митрополит Алексий внес существенный вклад в развитие и укрепление православной веры на русских землях, сумел смягчить влияние татарских ханов на церковь.
Происхождение
Боярин Федор Бяконт в 1300 году переехал в Москву после опустошения Чернигова войском татарского хана Батыя. В 1304 году у него родился первенец, нареченный Елевферием. Крестным отцом Елевферия стал преемник московского князя Даниила Александровича: Иван Калита (годы княжения 1325-1340).
Выбор жизненного пути
О своем жизненном предназначении будущий митрополит узнал подростком. Однажды, расставив в лесу силки для ловли певчих птичек, он спрятался в кустах и незаметно для себя впал в сонное состояние. Сквозь дрему Елевферий услышал голос, изрекший ему, чтобы он не занимался ловлей птиц, а приготовился быть ловцом людей.
Монашеский период
Подросток приобщился к церковному богослужению, а в 15 лет объявил отцу, что хочет стать монахом. В 20 лет он был пострижен в монахи игуменом Московского Богоявленского монастыря, получив имя Алексий. В течение 20 лет житие Алексия проходило под руководством старцев Геронтия и Стефана.
Наследник Ивана Калиты, старший сын – Симеон Иванович Гордый (годы княжения 1340-1353), также благоволил к Алексию. Умирая от чумы, он завещал праведному Алексию быть советником своим сыновьям, Ивану и Андрею.
Предстоятель Киевский и всея Руси, Феогност, был посвящен в митрополиты в 1328 году в Константинополе. Он был убежден, что его преемником должен быть священнослужитель, прошедший испытание монашеством. Алексий, обладавший незаурядным умом, знаниями, дипломатическими способностями, был выбран Феогностом, как самый достойный на эту должность. Для обретения опыта руководства Церковью он назначил Алексия в 1350 году епископом Владимирским.
Константинополь
В 1353 году умер от чумы митрополит Феогност. После его смерти в Русской Церкви началась борьба за обладание титулом митрополита Киевского и всея Руси. Звание предстоятеля было учреждено после крещения Руси в 988 году, когда новая Церковь стала частью Константинопольского патриархата. Местонахождение митрополита было определено в Киеве.
В результате татаро-монгольского нашествия Киев был сожжен в 1299 году. Местопребыванием предстоятеля Русской Церкви стал Владимир, а затем Иван Калита перенес резиденцию митрополита в Москву, с сохранением титула.
Соискатели в одно время явились к Константинопольскому патриарху, чтобы разрешить спор. Оба конкурента жаждали подтверждения титула митрополита Руси. Разногласия сохранились относительно Киева. Через 2 года митрополиты снова вынуждены были обратиться к патриархату для разрешения конфликта. По вердикту Каллиста, за Романом была закреплена Литва и Малая Русь, но тот не подчинился и обосновался в Киеве, подчинив себе епархию.
По прошествии 5 лет Алексий обратился в Константинопольский синод, с требованием заставить Романа уйти из Киева. Решение приняли в пользу московского патриарха, но окончательно конфликт разрешился в 1362 году, со смертью Романа. Титул предстоятеля Литовского и Малой Руси был упразднен, а митрополия передана Алексию.
Возглавление Русской Церкви
После моровой язвы в Москве великим князем стал оставшийся в живых брат Симеона: Иван II Иванович Красный (годы правления в Москве – 1353-1359). Княжение продлилось 6 лет. Перед смертью князь назначил митрополита Киевского и Всея Руси Алексия регентом при малолетнем наследнике Дмитрии Донском. Благодаря его усилиям Московское княжество не было подчинено власти соседних князей.
Предстоятель Русской Церкви имел большой авторитет у московских и удельных князей, способствуя разрешению споров без кровопролития. Помогали ему в этом хорошие отношения с золотоордынскими ханами. В 1357 году его призвала к себе ханша Тайдула для излечения слепоты. Алексий, имевший к этому времени славу целителя, молитвой и святой водой смог восстановить зрение соправительницы Орды.
Окончание жизненного пути
Скончался митрополит Киевский и Всея Руси Алексий в 1378 году. По его завещанию и настоянию Дмитрия Донского, был похоронен в Кремлевском Чудовом монастыре.
Новые материалы
Книги
Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)
Книги
Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).
Книги
Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2
Книги
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0
Книги
Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).
Книги
Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8
Книги
Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8
Книги
Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2
Книги
Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.
Книги
Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Заслуги митрополита Алексия
Одной из главных заслуг митрополита Алексия стала его опека над осиротевшим Великим князем Дмитрием Иоанновичем, примирение его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Дмитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Дмитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Дмитрия Константиновича.
Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных и достойных многодетных семей, чей пример особенно востребован в наши дни.
Справедливости ради надо сказать, что потомки Дмитрия Донского не сохранили между собой мира и вели порой жесточайшую борьбу за власть. Думается, одной из причин конфликта стало то, что Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, оказавшись в плену в Орде, бежал оттуда благодаря князю Ольгерду, который потребовал чтобы наследник Московского престола женился на его дочери. Так литовское влияние проникло в самое сердце великокняжеской семьи и принесло печальные плоды. Но это случится позже.
Пока же Ольгерд, ведущий борьбу с немецкими рыцарями, использует походы на московские земли в качестве лёгкого пути сбора необходимых для продолжения войны средств. Литовцы огнём проходят по Московской Руси, и в 1368 году осаждают саму Москву. Вместе с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским в осаждённой Москве находился и митрополит Алексей. Через два года литовцы снова придут под стены Кремля, но, к счастью, снова не возьмут города.
Памятник святителю Алексию
Будучи регентом при малолетнем князе Дмитрии Московском, митрополит Алексий последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять Орде. Не раз посланником митрополита Алексия к князьям становился ни кто иной, как сам Сергий Радонежский, выполнявший трудные дипломатические поручения.
Иногда политика требовала очень жёстких решений. Так, приглашенного в 1368 году в Москву князя Михаила Александровича Тверского с ведома митрополита Алексия заключили в темницу, хотя прежде князю была обещана неприкосновенность.
Тем не менее, политика Москвы дала свои плоды: государство крепло и развивалось, а бесконечное соперничество князей уходило в прошлое.
Не будем идеализировать отношения святителя Алексия и Великого князя Дмитрия: не во всём они были одинаково единодушны.
Дмитрий Донской имел на этот счёт свои планы и, не смущаясь противодействием и осуждением со стороны духовенства, продвигал к первосвятительскому престолу своего ставленника, наскоро постриженного в монахи священника Митяя. Митрополит Алексий не благословлял выбора князя, считая, что епископом может быть лишь инок, прошедший все ступени монастырской жизни.
Великий князь Дмитрий Донской, воспитанный одним святым, долго не смирится с назначением московским митрополитом другого будущего святого – митрополита Киприана. Так история Руси даёт нам удивительный урок: человеческие страсти, надежды и упования пред лицем Господа словно выцветают, являя миру совсем другие свои стороны, как на амальгаме проявляя скрытые доселе достоинства и добродетели.
Конечно, наш рассказ о святителе Алексие не полон. Мы не успели рассказать о его вкладе в развитие и укрепление монашеской жизни на Руси, о его письменном наследии. Интересно, например, что в одной из проповедей святитель, обращаясь к пастве вполне по-современному призывал её к благоговейной тишине в храме…
Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.
Святитель Алексий и преподобный Сергий Радонежский
Святитель очень хорошо относился к игумену Сергию Радонежскому, с которым он дружил. Нередко митрополита можно было видеть в гостях у святого. Вместе они обсуждали церковные дела. В качестве своего преемника Алексий видел смиренного и мудрого Сергия. Как-то они беседовали и митрополит заявил, что сделает игумена Радонежского епископом, который впоследствии сможет получить митрополичью кафедру. Но от смиренного Сергия он услышал отказ. После долгих убеждений Святитель сделал вывод, что из-за его настойчивости преподобный поселится в пустыни. Тогда Алексий перестал делать Сергию такое предложение.
Тема недели: Православие, психология и психиатрия
Статья
К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека
Статья
О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии
Статья
Актуальность богословского взгляда на современную психологию
Статья
Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического
Статья
Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики
Статья
Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя
Статья
О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению
Статья
Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу
Статья
Психология для священника: польза или вред?
Статья
Какая психология полезна пастырям?
Статья
Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком
Статья
Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах
Статья
Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система
Статья
Христианская и светская психология — точки соотнесения
Статья
К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих
Статья
Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии
Святитель Алексий, митрополит Московский
Святитель Алексий, митрополит Московский. Он происходил из боярского рода, в миру назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи тринадцатилетним мальчиком, он ловил птиц, и вдруг услышал голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков». И с этого времени отрок Елевферий совершенно переменился, стал молчалив, оставил детские игры, скрывался в уединенных местах для молитвы и много постился. На 15 году поступил в монастырь. Так как он был известен и князю, и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем стал митрополитом. При нем Россия была под татарским игом. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала болезнью глаз. Хан писал к великому князю московскому Иоанну Иоанновичу: «Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; путь же он испросит у Бога здравия моей жене». В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель в надежде на помощь Божию решился отправиться в Орду к хану. По прибытии туда он отслужил молебен, молясь за больную, окропил ее святой водой, и она прозрела. Тайдула подарила святителю землю в московском Кремле, где, в память о чуде ее исцеления устроен святителем Чудов монастырь. Кроме Чудова монастыря, он устроил в Москве Спасо-Андроников. Этот монастырь устроен был святителем по обещанию за избавление от страшной бури на Черном море, когда он ездил в Константинополь для поставления в митрополиты. Святитель Алексий оставил после себя весьма важный письменный памятник — Евангелие, переписанное собственноручно и исправленное по греческому Евангелию. Оно хранится в Чудовом монастыре. Святитель Алексий скончался в 1378 г. на 86 году жизни. Мощи его почивают в Чудовом монастыре; в ногах хранится посох, а в шкафу за стеклом облачение.
В монашестве
Затем последовали 20 лет иноческой жизни — об этом периоде жизни Алексия известно лишь то, что он усердно молился и постился, изучал священные тексты. Благодаря богоугодной жизни он снискал уважение братии. Около 1344 года по инициативе князя Симеона Гордого Алексия назначили наместником митрополита Феогноста. Старый митрополит любил Алексия и ещё при жизни благословил его занять митрополичью кафедру после своей смерти. В 1352 году Алексий был посвящён в епископы во Владимир-на-Клязьме.
В 1353 году на Русь пришла эпидемия чумы, известной как чёрная смерть. Люди умирали так быстро, что их не успевали хоронить, вымирали целые деревни. Болезнь унесла также митрополита Феогноста и Симеона Гордого с семьёй. Алексия болезнь пощадила—согласно завещанию великого князя он остался советником его младшего брата Ивана Красного (Ивана II), которому и перешёл престол. Впрочем, совсем скоро Алексию пришлось уехать в Константинополь, дабы святейший патриарх Филофей, одобривший его кандидатуру, смог возвести его в митрополичий сан. Само назначение Алексия на эту должность было беспрецедентным шагом — обычно митрополит на Русь назначался из греческого духовенства! Здесь свою роль сыграли как незапятнанная репутация Алексия, так и проблемы с Киевской митрополией.
Иван II и патриарх Филофей
Развитие церкви и государства при Святителе Алексии
На протяжении 24 лет Русская православная церковь вела свою деятельность под руководством святителя Алексия, который делал все от него зависящее для распространения монашества на Руси. Он создавал и возрождал монастыри. При этом митрополите особо почитался святой Петр. Отдельно следует выделить заслуги Алексия, как крупного государственного деятеля своего времени. Раздробленные подмосковные уделы начали объединяться на основе, заложенной Святителем. По заветам митрополита княжества объединились и изгнали Орду с русских земель. Его печать стояла под многими межгосударственными соглашениями.
Завещание Симеона Гордого
Но этими свершениями роль и место в истории святителя Алексия не исчерпываются. И здесь стоит напомнить, что Русь периода Феогноста и Алексия, и далее, была под Золотой Ордой. Что накладывалось свой отпечаток и на состояние государства, и на состояние общества. В целом же, удельные князья продолжали растаскивать страну на части, не позволяя ей организовать хоть какое-то подобие единства.
И Алексию представилась возможность сыграть в этих объединительных процессах особую, религиозно-политическую роль. Еще в 1353 году, великий князь Симеон Гордый оставил своеобразное завещание своим братьям Ивану Красному и Андрею, в котором говорилось: «слушали бы есте отца нашего владыки Алексея, тако же старых бояр, хто хотел отцю нашему добра и нам».
По сути, Алексий стал опекуном княжеского рода, а позже, стал регентом при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, позже названном Донским. Иван Красный своим завещанием передал под начало Алексия ещё и «управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов».
Такое положение, когда в руках православного иерарха сосредотачивалась и светская власть не было уникальным для Восточных Церквей. Нечто подобное было в свое время в Болгарской Церкви. Но для России – это был действительно уникальный опыт.
Достижения
Митрополит Алексий приложил много усилий для создания монастырей и назначил 21 епископа. Один из монастырей, Спаса Нерукотворного, был основан по обету, который он дал по возвращении из Константинополя в 1356 году. Корабль попал в страшный шторм, который грозил потопить всех, кто находился на борту. Алексий молился Господу и обещал построить монастырь, посвященный святому, в тот день, когда окажется на суше. В память об исцелении Тейдулы в Московском Кремле был основан Чудов монастырь.
В городах были построены или восстановлены старинные монастыри:
- Нижний Новгород;
- Владимир;
- Серпухов.
В 1360 году в Москве был основан Алексеевский женский монастырь, игуменьями которого были его сестры Евпраксия и Иулиания. Алексеевский внес вклад в утверждение византийского монашеского кодекса, регламентирующего образ жизни монахов.
Святой оставил своим потомкам письма и переводы доктрин. Его перевод Евангелий с греческого хранится в монастыре в Чудове. Церковные тексты описывают святого Алексея как «чудотворца Московского и всея Руси».
Видео:Житие святого Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (†1569)Скачать
Между трёх огней
Киевская митрополия была проблемной. Светское влияние на её территории было поделено между литовскими и русскими князьями и польским королём. В религиозном смысле всё было ещё сложнее — поляки были католиками, русские православными, а среди литовцев и вовсе было много язычников. Одновременно литовские христиане стремились создать собственную митрополию, чтобы иметь возможность контролировать митрополита и даже использовать его власть в своих интересах. Но в Византии насчёт разделения митрополии не было единого мнения, и если патриарх Филофей был настроен ограничить вмешательство светских правителей в дела церкви и сохранить Киевскую митрополию в её старых границах, то сменивший его в результате междоусобицы Каллист выделил отдельно Литовскую митрополию и назначил туда митрополитом литовского епископа Романа. И хотя за Алексием был сохранён титул «митрополита всея Руси», это было лишь формальностью. Борьба за восстановление единства Киевской митрополии, охранение её границ от посягательств митрополита Романа и князя Ольгерда стало задачей Алексия с самого момента рукоположения в митрополиты и до самой смерти.
Борьба эта шла с переменным успехом. Митрополит Роман регулярно нарушал границы Литовской митрополии, рассылая послов к епископам митрополии Киевской. Алексию приходилось регулярно ездить в Византию и, умасливая патриарха богатыми подарками, убеждать решить спор о границах в его пользу. Сложности создавали военные действия между Ольгердом и русскими князьями. Литовский князь умело использовал разногласия в стане русских, чтобы склонить к союзу с Литвой одних князей и завоевать земли других. Как только княжество оказывалось под властью Литвы, митрополит Роман включал её в сферу своего влияния в нарушение условий раздела митрополий.
А в 1359 году Ольгерд захватил Киев, первопрестольный центр Русской митрополии, и пленил и ограбил находившегося там митрополита Алексия. В заточении ему угрожала смерть, но Алексию удалось бежать и вернуться в Москву. В 1370-е годы Ольгерд под угрозой обращения православного населения Литвы в католичество «выбил» у патриарха отдельную митрополию для своих земель, попутно обвинив Алексия в пренебрежении западнорусской паствой. К 1375 году во владении Киевской митрополии из литовских земель остался лишь Брянск.
Два посольства
Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».
Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии
Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов
По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.