Святой Павел и его приход в христианство
Павел не входил в число известных двенадцати учеников Иисуса. Более того, в юности он принимал участие в гонениях и преследованиях христиан. Но чудесное видение и дальнейшее исцеление христианином от слепоты привело его к крещению, а впоследствии – к основанию апостольской миссии.
При рождении будущий апостол получил имя Савл, или Шауль. Мальчик появился на свет примерно в 5-10 годах в киликийском городе Тарс. Сегодня территория относится к одной из провинций Турции, а город известен, как Тарсус. Римское гражданство Павел получил в наследство от отца. В те времена подобный статус для провинциалов Римской империи считался высоким и престижным. По некоторым предположениям Савл назвал себя Павлом, обыгрывая смысл имени с греческим «паулос», что в переводе означает «маленький», и обозначая себя как «наименьшего из апостолов».
Считается, что Павел стал первым христианским писателем, а на его сочинениях, мыслях и сведениях о вере основана бóльшая часть Нового Завета. Он сыграл огромную роль в становлении христианства как отличной от иудаизма религии, создав самостоятельную ветвь вероисповедания. Павел стал «апостолом язычников», проповедуя в их рядах христианские истины. Святой почитается среди верующих как первопрестольный апостол, хотя к близким ученикам Иисуса не относился.
Статуя святого Павла на площади Святого Петра
Павел прославился тем, что пытался обратить язычников в христианство, за что иудеи предъявили ему обвинение и даже повели его в суд, доказывая, что язычников в Храм Соломона вводить не положено. Агриппа, бывший в то время иудейским царем, распорядился отправить Павла в Рим на суд императора, так как проповедник был римским гражданином, которого казнить иудеи не имели ни какого права.
Апостол Павел был обезглавлен по указанию Нерона. Место его погребения благодарные ученики обозначили памятным знаком, позволившим императору Константину, спустя четверть тысячелетия после смерти Святого, построить на этом месте церковь Сан Паоло фуори ле Мура, впоследствии неоднократно достраивающуюся, а в 19 веке – восстановленную после сильного пожара.
Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Сегодня базилика является одной из четырех патриарших соборов Рима и находится в одном ряду с Собором святого Петра.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (50)
- Дворцы и виллы (13)
- Церкви и базилики (32)
- Сады и парки (8)
- Археологические памятники (30)
- Районы и кварталы (12)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (12)
- Памятники и обелиски (9)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Ученики Иоанновы и братья Зеведеевы
Первыми (Ин. 1:35) учениками Господа (хотя, одного из тех, кто подошел к Господу евангелист не называет, то вероятно сделал это по скромности. Могло быть и так, что к Господу подошли Андрей и Иоанн, будущий Богослов) становятся два брата — Андрей и его брат Симон (будущий Петр), по прозвищу «Кифа». Андрей узнал о Мессии от Иоанна Крестителя на Иордане и побежал за своим братом Симоном, которому и возвестил о Господе. Оба не были увлекающимися или легкомысленными, слушая проповеди пророка Иоанна. Андрей все более укреплялся в вере, ведь Креститель сказал, что «грядет креплии мене», то есть Мессия. Когда же Андрей поговорил с Господом, то привел к Нему Симона. Оба брата были рыбаками, но оба отлично разбирались в Священном Писании, потому и решение идти за Господом было твердым и осмысленным. Симон-Петр был женат. Петру принадлежит два соборных послания.
В Евангелии от Матфея Господь следом (Иоанн опускает это место, так как об этом уже сказал Матфей) за Петром и Андреем призывает Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых. Они тоже были рыбаками. Интересно, что их отец, Зеведей, не пошел за Христом. Он был не верующим. Иаков был старшим, у него была семья. Дело в том, что они были племянниками (!) Господа. Зеведей женился на Саломии, дочери Иосифа Обручника и два брата были их сыновьями. То есть, были Господу по плоти родными, так как еще до того как уразумели тайну Зачатия Господа, считали Исуса сыном Иосифа. Иоанн напишет Евангелие, Откровение и три послания, первое из которых — соборное.
Андрей проповедовал в Вифинии, Пропонтиде, Фракии, Македонии, Скифии, Фессалии, Элладе, Ахайи и городах: Халкидон и Византий, Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Принял мученическую смерть в Патрах. По преданию дошел до Новгорода и Киева, является «первым крестителем» славян.
Петр проповедовал в Иеросалиме, Риме, где и принял мученическую кончину в 60-х годах.
Иаков Зеведеев был первым епископом Иеросалимским и его общины. Принял мученическую смерть в 44 году. Иоанн Богослов проповедовал в Малой Азии, в городе Эфесе. Был сослан на остров Патмос. По преданию, не умер.
Пещера Симона Канонита в Абхазии. Здесь он проводил свои последние молитвенные подвиги перед мученичеством.
Убит заговорщиками Князь Андрей Боголюбский
Обсуждение: 16 комментариев
- Александр: 30.06.2009 в 00:00
мне очень понравились и пригодились сии слова Апостола Павла. Спасибо!!!
- Светлана:
06.07.2009 в 00:00
Слова Апостола Павла — это ключ к настоящему человеческому счастью. Только не хватает возможностей для его передачи многим и многим православным. Нужны серьезные изменения в образовании
- Алексей:
25.08.2009 в 00:00
Прочитав первое послание к коринфянам понял, что значит настоящая любовь.До этого момента очень сильно заблуждался.Спасибо!!!
- новиков даниил:
27.10.2009 в 00:00
хороший материал . все только самое нужное
- Н@стюня:
05.12.2009 в 00:00
материал как раз для моей презинтации
- анна:
12.01.2010 в 00:00
- катерина:
18.03.2010 в 00:00
спасибо
- р.Б.Евгений:
16.07.2010 в 00:00
Чревычайно поучительно и актуально ПРЕОБРАЖЕНИЕ жида-гонителя христиан Савла в АПОСТОЛА ПАВЛА!
- ЛЛЛ «Добровольческий корпус»:
12.07.2011 в 00:00
Спасибо за статью и поздравление. Первоверховные апостолы Петр и Павел являются нашими Святыми покровителями.
- Мах:
12.07.2013 в 00:00
Почему не указали что Савел был фарисеем?
- Лариса:
15.07.2014 в 00:00
каким же удивительным образом теперешняя ситуация с Православием напоминает ситуацию на грани Ветхого Завета и Нового! ..то изжившее себя служение практически в одно мгновение стало не нужным… и как в те времена обманулись до того, что Христа убили, так и теперь враг пролез и пользуется когда-то славным Православным служением в своих целях. И как тогда многие не могли поверить, что вся эта громоздскость стала не нужной, и что только Иисус теперь Посредник между Отцом и каждой душой, так и сейчас.
- Андрей:
06.04.2015 в 00:00
Какой же Павел жид-гонитель? Вам же написано, что Павел был римским гражданином — для иудеев он был предателем.
- для АНДРЕЯ:
15.07.2015 в 00:00
Жид — сознательный и активный противник Христа.В большинстве случаев это евреи-иудеи. Будучи и евреем, и упёртым иудеем, и активным гонителем христиан — Савл вполне заслуживал до обращения в Павла характеристики «жид». А отношение к нему других жидов нас не должно волновать или дезориентировать. Вот сейчас на Украине дерутся пришедшие к власти жиды Порошенко, Коломойский, Яценюк, Гройсман, Ярош и пр. Разве для нас это что-то меняет в характеристике каждого из них?
- Израиль:
28.10.2015 в 00:00
А кем же тогда был Апостол Петр? Украинцев?
- Нина Ивановна:
05.11.2015 в 00:00
ЭТО ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ ДОПУСКАЕТЕ, ТАКОЕ НЕВЕЖЕСТВО,КАК НЕПОЛНОЕ ВЫКЛАДЫВАНИЕ ТЕКСТА???? КАК МОГЛО ПРИЙТИ В ГОЛОВУ » ЧЕТВЕРТОВАТЬ», — ИМЕННО ЧЕТВЕРТОВАТЬ ГЛ.13 1 ПОСЛАНИЯ ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ, — ГДЕ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СТРОКИ ПУНКТОВ 9, 10, 11, 12??
9.Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10.когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11.Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12.Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 13.А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
- подполковник:
12.07.2018 в 11:28
Господи, прости за всё и спаси!
О чем молятся апостолу Петру
Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Апостол Петр имеет благодать помощи
- В науке, учебе — студентам и школьникам, понимании Священного Писания;
В исцелении от недугов тела, дни и духа, избавлении от грехов.
В выборе, принятии важного решения.
Апостол известен своими трудами, поэтому, по свидетельствам бизнесменов, он помогает тем, кто начинает собственное дело, подавая успех.
Также апостол Петр считается помощников рыбаков и моряков, поскольку сам до апостольства много рыбачил. Мужчины по имени Петр обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Петру, если вы носите это имя, звучит так:
«Молись к Богу обо мне, святой апостол Божий Петр, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».
Да хранит вас Господь молитвами святого апостола Петра!
Как Петр стал Апостолом
Апостол Петр считается приемником и продолжателем учения Христа. Он появился на свет в семье простого рыбака в упоминаемом в Новом Завете городе Вифсаида Галилейская. Отец дал ему имя Симон, или Шимон, а Петр – возникло уже позже, от данного Иисусом прозвища Кифа, что с арамейского переводится как «камень», который, свою очередь, по-гречески звучит как «петрус». В один из дней уже женатый Симон и его брат Андрей встретили Иисуса, который позвал их с собой, пообещав «сделать ловцами человеков», как говорится в Евангелие от Матфея. С тех пор Петр следовал за Учителем, став его любимым учеником.
Статуя святого Петра на Пьяцца Сан Пьетро в Ватикане
Интересен тот факт, что апостол Петр трижды до «первых петухов» отрекся от Иисуса сразу же после ареста Спасителя. Он боялся гонений, поэтому проявил слабость, что заранее было предсказано Учителем. Но впоследствии, после своего искреннего покаяния, Петр был прощен. По преданию, перед ним первым из апостолов предстал Иисус после воскресения. Именно ему была вручена реальная власть и полномочия в основании церкви Христа после вручения «ключей от Царства Небесного». Петр всю оставшуюся жизнь проповедовал и совершал чудеса, обратив в христианство не одну тысячу страждущих.
Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников
(см.: Деян, гл. 10–11)
Важным событием в жизни Церкви стало крещение римского офицера – сотника Корнилия со всеми его домашними. До этого к Церкви Христовой присоединялись преимущественно иудеи. Они верили, что в Иисусе исполняются древние пророчества, данные Богом их предкам. Но пришло время Церкви явить свет к просвещению язычников (Лк 2, 32).
Сотник Корнилий жил в Кесарии. Он был благочестивым человеком и верил в Единого Бога. Его положение римского воина не позволяло ему принять веру иудеев и соблюдать закон Моисеев, но он часто искренне молился Богу и творил милостыню. Однажды ему явился Ангел Божий и повелел найти Симона Петра. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой, – сказал Ангел. Корнилий тут же отправил слуг в город Иоппию, где, как указал ему Ангел, в доме Симона Кожевника находился апостол Петр. В полдень следующего дня, когда посланные уже подходили к городу, апостол Петр молился на крыше дома. Он проголодался, но пока готовили пищу, Петру было видение: с небес опустилось большое полотно, привязанное за четыре угла. В нем находились разные животные, пресмыкающиеся и птицы. И был к нему голос: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр, видя, что всех этих зверей запрещает есть закон Моисеев, сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда голос сказал ему вновь: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Так было три раза, и потом полотно было поднято на небо.
Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира – Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться.
Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия
Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы – уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней.
Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам
Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников
В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.
По правую руку от Христа
С апостолом Петром связано много библейских сюжетов. Один из них повествует о том, как Симон и его товарищи занимались всю ночь рыболовством, но так и не смогли ничего поймать. И лишь под утро, когда Господь вошел в лодку будущего апостола, приказав вновь закинуть рыболовные сети, тот получил большой улов. Рыбы было настолько много, что часть улова пришлось расположить в соседнем судне его товарищей. Симонбыл объят ужасом от небывалого количества рыбы. С сердечным трепетом он обратился ко Господу и, упав на колени, попросил Его покинуть лодку, считая себя недостойным находится рядом с Иисусом Христом. Но Господь, избрав для себя Симона в качестве своего верного ученика, поднял его с колен и провозгласил не только «ловцом рыбы, но и людей». Под грузом улова обе лодки начали тонуть, но Господь помог рыбакам вытащить судна на берег. Оставив все, мужчина последовал за Христом, став приближенным учеником наряду с Иоанном Богословом и Иаковом.
Апостол Павел
Материал по теме
http://foma.ru/wp-content/uploads/2008/01/xpavel-artembezmenov2-1-e1468237231529-150×81.jpg.pagespeed.ic.k7MMNLsRLa.webp 150w, http://foma.ru/wp-content/uploads/2008/01/xpavel-artembezmenov2-1-e1468237231529-300×162.jpg.pagespeed.ic.2mS1RmFgBt.webp 300w, http://foma.ru/wp-content/uploads/2008/01/xpavel-artembezmenov2-1-e1468237231529-768×415.jpg.pagespeed.ic.nSbEaS7I_t.webp 768w, http://foma.ru/wp-content/uploads/2008/01/xpavel-artembezmenov2-1-e1468237231529-700×378.jpg.pagespeed.ic.5C7s3T1TFG.webp 700w» sizes=»(max-width: 240px) 100vw, 240px» data-pagespeed-url-hash=»3420050619″ style=»margin: 20px 0px;»>
Враг Христа, ставший преданным другом
Апостол Павел стоял у истоков христианского богословия, был основателем большого количества общин и во многом определил нынешний облик христианства. Кем он был, и что он на самом деле сделал?
Савл родился в Малой Азии, в городе, жители которого — иудеи — имели права римских граждан, то есть не были рабами. Получил хорошее образование в Иерусалиме и, видимо, готовился к должности раввина. После окончания учебы он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске.
Именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия будущего апостола осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».
Христос повелел Савлу идти в Дамаск, где тому будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла привели в Дамаск, научили вере и на третий день крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего.
Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами.
Вскоре после этого Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.
Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет.
Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона.
Православная Жизнь
Когда Христос был предан Иудой, арестован на страдания и крестную смерть, его оставили все апостолы и последователи, и даже Петр, про которого Господь говорил: Ты – Петр, на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18), трижды отрекся от любимого Учителя.
В Иерусалиме стражники привели Иисуса к зятю первосвященника Анне, который первым начал допрашивать Его, и следовавшие за ними Петр и Иоанн оказались во дворе у костра, где грелись рабы и слуги.
Одна служанка, увидев Петра, сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. (Мф. 26:34) И, выйдя вон, горько заплакал. (Лк.22:56-62) Весть о его отречении быстро распространилась среди иудеев. Когда Петр проходил мимо, при встрече с ним люди кукарекали, напоминая о позоре, который он пережил. Ученик Петра, святой Климент, свидетельствует, что в течение всей последующей жизни, когда ночью пел петух, Петр со слезами падал на землю, рыдал, каялся и просил прощения за свой малодушный поступок, хотя был прощен Самим Иисусом Христом вскоре после Его Воскресения.
Для некоторых история отречения Петра служит поводом оправдать свое неверие, мол, даже если первоверховный апостол предал, чего ждать от других? Но если внимательно посмотреть на события того страшного позорного для Петра дня, все окажется совсем не так однозначно, как кажется на первый взгляд.
В страшную ночь на Елеонской горе, когда все остальные апостолы разбежались, Петр оказался единственным, кто осмелился поднять меч против жаждущей расправиться с Иисусом до зубов вооруженной толпы. Из всех, кто там был, один Петр, которому грозила реальная смерть, последовал за своим Учителем после Его ареста.
Ту трагедию, которую он пережил в ту ночь, мог пережить только исключительно мужественный и смелый человек. Для слабого духом, испытания, выпавшие на его долю, стали бы причиной краха и страшного конца: вспомним историю Иуды, предавшего Иисуса за тридцать серебряников и повесившемся на дереве.
Пускай Петр и пал, но это случилось с ним в ситуации, с которой другие ученики даже не дерзнули столкнуться. Он боролся как мог до конца, но даже мужеству сильных положен предел. Петр пал как сильный духом смелый человек, но встал преображенным верой в Спасителя Апостолом. Всей своей следующей жизнью он шел путем покаяния, смело проповедуя Христа и преодолевая такие испытания, перед которыми блекнут подвиги героев древности.
Он проповедовал среди иудеев и среди язычников, а потом более двадцати лет возглавлял Римскую Церковь.
По преданию, узнав, что император Нерон замышляет его убить, он решил покинуть Рим по заброшенной старой дороге. И там встретил Христа. «Господи, куда идешь?» – спросил Его Петр. И Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». И устыдившийся Петр тотчас повернул назад в Вечный город. Как и Христос, которому он был предан с первого дня их встречи, когда чтобы стать по слову Господа «ловцами человеков» они с братом Андреем оставили своего отца и последовали за Ним, Петр окончил свою жизнь на Кресте, на котором по его просьбе был распят вниз головой в знак своего недостоинства быть казненным как любимый Учитель.
Денис Ахалашвили
Митрополит Антоний Сурожский — проповедь на день святых Петра и Павла
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы празднуем сегодня день святых апостолов Петра и Павла. Один их них, Петр, был апостолом среди евреев; Павел пронес Евангелие Христово среди язычников. Они собой представляют как бы два полюса церковной деятельности того времени — обращение всех: израильского народа, в котором родился Христос, и всего остального мира.
Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем о их величии; они нам представляются, как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко, что мы не можем никаким образом уподобиться им. И, поэтому полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь.
Подумайте об апостоле Павле: один из величайших проповедников Евангелия, который всю свою жизнь и всю свою смерть отдал, без остатка, на проповедь. Но с чего началась его жизнь? Он шел из Иерусалима в Дамаск, чтобы начать там преследование христиан, которое уже началось в Иерусалиме. И на пути в Дамаск он встретился лицом к лицу с воскресшим Христом, поклонился Ему, и стал верующим христианином, и никогда не мог забыть двух полюсов этой своей веры: Креста и Воскресения. Креста, на котором был распят Спаситель, и Воскресения,которое его включило в сонм Христовых свидетелей.
Вспомним и об апостоле Петре. На Тайной Вечере, когда Христос говорил, что Его все вскоре по страху оставят,Петр вызвался: Нет! Если и все Тебя оставят — я Тебя не оставлю… Ты ли Меня не оставишь? — ответил ему Христос. — Прежде чем петух пропоет, ты трижды отречешься от Меня… И до того, как это случилось,- потому что это действительно случилось — в Гефсиманском саду, когда Христос ожидал Своей смерти и просил трех Своих самых близких учеников: Петра, Иоанна и Иакова, с Ним провести несколько часов этого внутреннего борения перед смертью, Петр, как и два другие, побежденные тоской, холодом, усталостью, ночью, заснул. Три раза приходил Христос в надежде, что Его друзья вместе с Ним проводят эту страшную ночь, — трижды Он застал их спящими.
А позже? Позже, когда взяли Христа, когда повлекли Его на неправедный, на жуткий суд, Петр последовал издали и вошел во двор архиерейского дома, где судили его Учителя, его Господа
И когда к нему подошли с вопросом: Не ты ли был с Ним в саду? — когда обратили внимание на то, что и он говорит на наречии Галилеи, из которой пришли ученики со Спасителем, он трижды клятвой отрекся: Не знаю я этого человека — Он мне чужд, Он мне ничто…. Вот с чего началось. И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае
Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог его предать, изменить Ему, а другой вопрос, может быть, более глубинный, более страшный: Петр! любишь ли ты Меня?.. Трижды Христос задал ему этот вопрос, трижды Петр от сердца и правдиво ответил: Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты все знаешь — т.е. Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, всё знаешь — но Ты знаешь, что я Тебя люблю… И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, т.е. до мученической смерти
Вот с чего началось. И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае. Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог его предать, изменить Ему, а другой вопрос, может быть, более глубинный, более страшный: Петр! любишь ли ты Меня?.. Трижды Христос задал ему этот вопрос, трижды Петр от сердца и правдиво ответил: Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты все знаешь — т.е. Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, всё знаешь — но Ты знаешь, что я Тебя люблю… И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, т.е. до мученической смерти.
Вот чему мы можем научиться от Христовых учеников, от апостолов Петра и Павла: сила Божия в немощи совершается. Это говорит Спаситель Павлу, и к нам обращено это слово: сила Божия в немощи совершается -только отдай свою совесть, душу, посвяти их правде, истине, Богу, любви, и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божия сила. Аминь.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
И Иуда Искариот, иже и есть предатель
Об имени вора (Ин. 12:6) известно немногое. «Искариот» могло означать место, откуда был родом Иуда, а могло также и переводиться как «лжец, предатель». Впрочем, если же он был среди приближенных Господа, то, вероятно, Господь избрал его не просто так, ведь выбирал Христос апостолов не за их происхождение, но за сердце. Тот факт, что Иуда предал Учителя, свидетельствует о том, что хотя апостолы и были учениками Исуса, но имели и свободную волю, могли совершать разные поступки, ведь благодать Божия не подчиняет человеческую волю.
Умер Иуда прежде своей смерти телесной духовно, когда крал деньги с пожертвований, присваивая их себе. Через сребролюбие вошло в него множество грехов, отступил от него ангел и голос совести заглушился. Так забывают о Христе все, кто предался легкой наживе, лихоимству и привязанности к имуществу. Ради пробуждения совести Господь много раз говорил Иуде о том, что делать не должно, ожидая его исправления. Интересно, что Иуда предал Господа из-за каких-то 30 сребренников, что соответствовало цене раба. Иуда даже раскаялся, сказав, что «праведника он предал, осудил на смерть», но известная фраза «Иудино покаяние» подразумевает признание совершенного греха, но не исправление, неотступление от него. В следствие такого «раскаяния» не произошло перемены ума, так как в нем нет любви к Богу. Иуда умирает от водянки, о чем свидетельствует книга Деяний.
Вместо отпавшего Иуды, апостолы своим собранием решили избрать нового, дабы восстановить число, созданного Господом, избрав Матфия, апостола от 70-ти.
Обращение Савла
(см.: Деян 9, 1–25)
Среди гонителей христиан особую ревность проявлял юноша по имени Савл. Он носил имя первого израильского царя Саула (Савл и Саул – варианты одного и того же имени) и так же, как и древний царь, происходил из рода Вениамина. Его отец был фарисей, и сам он получил фарисейское образование в Иерусалиме, у раввина Гамалиила (того самого, который однажды заступился за апостолов). Савл происходил из города Тарса, расположенного в области Киликия, но от своих родителей наследовал римское гражданство – почетное положение в Римской империи, которое давало тому, кто его имел, определенные права и привилегии. Этого Савла Бог милостью Своей избрал в Свои первоверховные апостолы. В истории Церкви он прославился как Павел. Вероятно, он с рождения носил два имени: еврейское Савл и латинское Павел (что значит «маленький»), но после чудесного обращения, когда он начал проповедь язычникам, его стали называть исключительно вторым именем.
Его обращение произошло так. Узнав, что христианская община появилась и в Дамаске, Савл заручился письмом от первосвященника к синагогам Дамаска. В Дамаске Савл собирался искать иудеев, поверивших в Христа, мужчин и женщин, и, арестовав, вести их на суд в Иерусалим. Внезапно, когда он приближался со своими спутниками к Дамаску, его осиял свет с неба. Он упал на землю и услышал голос <…>: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Савл спросил: кто Ты, Господи? и получил ответ: Я Иисус, Которого ты преследуешь. Пораженный Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? Господь повелел Савлу продолжить путь и обещал, что там ему скажут, что делать дальше. Савл поднялся с земли, но когда открыл глаза, понял, что ослеп. Спутники Савла помогли ему продолжить путь в Дамаск.
В Дамаске Савла нашел ученик Христов по имени Анания. Сам Господь Иисус Христос, явившись Анании, сказал, где найти Савла, и повелел исцелить его. Брат Савл, Господь Иисус, Который явился тебе на твоем пути сюда, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом, – приветствовал Анания бывшего гонителя христиан. Телесная слепота – знак духовного ослепления неумеренного ревнителя иудейства — тут же спала, и Савл принял святое крещение.
Побег из Дамаска
Несколько дней провел Савл в Дамаске, проповедуя, что Иисус – Сын Божий. Местные иудеи, услышав это, решили убить его. Заручившись поддержкой правителя Дамаска, они хотели подстеречь Савла у ворот города, но христиане спустили будущего апостола Христова по стене в корзине и спасли его от преследователей.
Крест и смерть апостола Петра – венец его святости
Смерть апостола Петра предсказана Христом. Об этом Петр пишет в своем послании: «скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Петр. 1,14). После того, как Петр обратил в христианство двух жен Нерона, разгневанный император приказывает распять Апостола на кресте.
По просьбе христиан, Петр уходит из Рима. По дороге он встречает Иисуса Христа, идущего в Рим. На вопрос Петра, Иисус ответил, что Он идет в Рим, чтобы вновь пострадать на кресте. Апостол понимает, что настал час принять мученическую смерть. Его арестовывают, сажают в темницу, и через несколько дней посылают на казнь.
Казнили Апостола Петра в 67 году, 29 июня.
Как умер Апостол, в Священном предании подробно описывает святой Метафраст. Петр просит своих палачей прибить его вниз головой. Причина этого – глубокое покаяние из-за его отречения, и осознание своего не достоинства быть распятым, как Христос. Просьба осужденного исполнена, и пригвоздили на крест Апостола Петра вниз головой.