Т-10

К встрече «леопардов» и «абрамсов» всё готово

Машины на базе Т-10

«Объект 268»

Основная статья: Объект 268

Единственная САУ на базе Т-10, построенная в 1956 году. Напоминавшая по компоновке ИСУ-152 самоходка была с 152-мм пушкой М-64 в просторной броневой рубке.

«Объект 27»

«Объект 27» или ТЭС-3 — опытная подвижная атомная электростанция мощностью 1,5 МВт, предназначенная для использования на Крайнем Севере. Конструкция состояла из четырёх модулей, перевозившихся на удлинённых до 10 опорных катков шасси Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.

«Объект 282»

Основная статья: Объект 282

Опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.

«Объект 272М» — танк Т-10 с ПТРК «Малютка»

Переименования

Указанные в постановлении № 701–270сс танки для государственных испытаний начали изготовлять с полугодовой задержкой – в феврале 1950 года. Три танка закончили к 5 апреля и отправили в район города Ломоносова под Ленинградом, где они в течение апреля 1950 года проходили испытания. По их итогам были выявлены дефекты, исправленные на ЧКЗ, после чего в октябре-ноябре 1950 года танки проходили испытания на Полигоне (НИИБТ) в Кубинке. Ещё раньше, в июне-июле 1950 года, танки прошли испытания в Средней Азии. Всего за 1949–1950 годы было изготовлено 13 танков ИС-5, ещё 2 построили в 1951 году.

Серийный тяжёлый танк Т-10

В ходе испытаний в конструкцию ИС-5 постоянно вносились изменения, которые повышали надёжность машины. На танке отрабатывали работу различных систем, включая механизм заряжания. По итогам число изменений достигло такого объёма, что модернизированные ИС-5 решили переименовать. В начале 1953 года танк получил индекс ИС-8. С ним танк и пошёл бы в войска, но 5 марта 1953 года умер Сталин. Уже в мае 1953 года в переписке новый тяжёлый танк именуется исключительно как Объект 730. Вполне возможно, в военном руководстве решили перестраховаться, поскольку как раз весной и летом 1953 года шла борьба за власть в Политбюро. 26 июня 1953 года арестовали Л. П. Берию, а к власти пришел Н. С. Хрущёв.

Новый тяжёлый танк приняли на вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 28 ноября 1953 года. Этим же постановлением тяжёлому танку присвоили индекс Т-10. Первые 30 Т-10 выпустили в 1954 году, всего на ЧКЗ изготовили 190 танков первой серии. Символично, что машина, созданием которой руководил Котин, стала последней, носившей имя крупного советского деятеля. За 15 лет до этого тот же Котин руководил созданием тяжёлого танка СМК-1 (Сергей Миронович Киров), с которого началось обозначение советских боевых машин тяжёлого класса именами вместо буквенно-цифровых индексов.

Т-10, копия заводского чертежа

Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной боевой танк.

Машины на базе Т-10

«Объект 268» – Единственная САУ на базе Т-10, построенная в единственном экземпляре в 1956 году. Напоминавшая по компоновке ИСУ-152 самоходка была вооружена 152-мм пушкой М-64 в просторной броневой рубке.

«Объект 27» – или ТЭС-3 — транспортабельная электростанция, являлся опытной передвижной атомной электростанцией мощностью 1,5 МВт, предназначенной для использования на Крайнем Севере. Вся конструкция состояла из четырёх модулей, перевозившихся на удлинённых до 10 опорных катков шасси Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.

Пусковые установки комплексов РТ-15 и РТ-20П – Элементы шасси Т-10 использовались в самоходных пусковых установках ракетных комплексов РТ-15 и РТ-20П.

«Объект 282» – Опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Оценка проекта

Т-10 был последним тяжелым танком СССР. В последней модификации он не уступал в огневой мощи таким западным танкам, как м103 и Конкэрор. При этом превосходил их в подвижности и маневренности. Имел лучшую круговую защиту и небольшие габариты. Обладал двухплоскостным стабилизатором и более мощным вспомогательным вооружением, включающим в себя спаренный и зенитный пулеметы КПВТ. Также танк был выпущен в больших объёмах, чем его более тяжелые аналоги, что указывает на его большую технологичность. Танк имел большой модернизационный потенциал. В случае установки новой системы управления огнем и навесной динамической защиты, он мог оставаться конкурентоспособным даже на конец восьмидесятых годов. В качестве минуса можно отметить небольшие углы вертикального наведения, по сравнению с аналогами.

ТТХ первых основных и последних тяжёлых танков
Т-62 «Центурион» Mk.12 M60 M103A1 Конкэрор Т-10М
Общие данные
Экипаж 4 4 4 5 4 4
Боевая масса, т 37,0 51,0 46,2 56,6 65,0 50,0
Ширина, м 3,30 3,63 3,63 3,36 3,99 3,51
Высота, м 2,40 2,94 3,26 3,56 3,35 2,59
Приборы ночного видения ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел ПНВ механика-водителя и командира, ночной прицел
Система защиты от ОМП автоматическая коллективная, с противорадиационным подбоем коллективная коллективная коллективная
Вооружение
Марка пушки 115-мм 2А20 105-мм L7A1 105-мм M68 120-мм M58 120-мм L1 122-мм М-62-Т2
СУО телескопический ТШ2Б-41 (3,5/7×), двухплоскостной стабилизатор перископический прицел (8×), пристрелочный пулемёт, двухплоскостной стабилизатор перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель перископический прицел (8×), оптический дальномер, баллистический вычислитель перископический прицел (6×), одноплоскостной стабилизатор, оптический дальномер телескопический прицел Т2С-29-14, двухплоскостной стабилизатор
Боекомплект пушки 40 70 57 38 35 30
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ 1 × 12,7-мм L21,1 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB,1 × 7,62-мм M73 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 2 × 7,62-мм M1919 2 × 14,5-мм КПВТ
Бронирование, мм
Верхняя лобовая деталь 102 / 60° (204) 121 / 57° (222) 93 / 65° (220) 127 / 60° (254) 130 / 60° (260) 120 / (55°+40°) (270)
Нижняя лобовая деталь 100 / 55° (174) 76 / 46° (109) 85—143 / 55° (148—249) 114 / 50° (177) 76 / 60° (152) 120 / 50° (186)
Лоб башни (220) 200 / 0° (200) 178 / 0° (178) 127 / 50° (197) 176 / 30° (203) (250)
Борт корпуса 80 / 0° (80) 51 / 12° + 10 (52+10) (51…74) 44…51 / 30…40° (51…67) 51 / 0° + 6 (51+6) 80 / 10…62° (81…170)
Борт башни 165 112 / 0…10° (112…114) (140) 70…137 / 20…40° (75…179) 89 / 0…30° (89…102) (200…208)
Подвижность
Тип двигателя V-образный,дизельный,жидкостного охлаждения,580 л. с. V-образный,карбюраторный,жидкостного охлаждения,650 л. с. V-образный,дизельный,воздушного охлаждения,750 л. с. V-образный,карбюраторный,воздушного охлаждения,810 л. с. V-образный,карбюраторный,жидкостного охлаждения,810 л. с. V-образный,дизельный,жидкостного охлаждения750 л. с.
Удельная мощность, л. с./т 15,7 12,5 16,2 14,3 12,5 15,0
Тип подвески индивидуальная торсионная сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана индивидуальная торсионная индивидуальная торсионная сблокированная попарно пружинная типа Хорстмана индивидуальная торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50 35 48 34 34 50
Запас хода по шоссе, км 450 190 480 129 150 350
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75 н/д 0,77 0,9 0,84 0,77

Преимущества проекта танка 21 века А. А. Морозова.

  1. Максимально возможная защита экипажа в рамках весовых ограничений ~55 тонн.
  2. Размещение экипажа в наименее подверженной обстрелу кормовой зоне танка в высокозащищенной капсуле.
  3. Простая и лаконичная схема размещения прицельных комплексов, соответствующая уровню развития науки и техники на ближнесрочную перспективу. Наличие визуального канала в панорамическом прицеле с обзором с наивысшей точки танка.
  4. Применение простой схемы автомата заряжания без ограничений по длине выстрелаL=1400 (активная часть БПС до 1300 мм) с полной автоматизацией боекомплекта. Весь   боекомплект   основного   вооружения полностью механизирован и размещен в едином автомате заряжания с простой тра­екторией и кинематикой доставки выстрела в ка­зенник пушки.
  5. Возможность движения передним и задним ходом с одинаковыми скоростями (75 км/ч).
  6. Простота создания семейства машин с 1 или 2 двигателямии удобным размещением десанта и целевой нагрузки. Например, высокозащищенного БМП. Существенное влияние на облик танка, наряду с принципиальными решениями основных узлов и систем, могут оказать: сокращение функциональ­ных задач, решаемых танками в бою; приспособление конструкции танка в качестве базовой ма­шины для семейства ВГМ и к условиям массового производства; необходимость сохранения возможности дальнейшего совершенствования в ходе жизненного цикла машины.
  7. С целью повышения живучести ходовая ча­сть имеет 4-обводная с приводом на каждый обвод. Это дает возможность танку при разрыве од­ного из обводов (и даже двух на разных бортах) не утратить подвижность.
  8. Максимальная   защита   капсулы экипажа от всего набора поражающих средств, включая химическое, бактериологическое и радиа­ционное воздействие, ком­форт в обитаемом отделении (наличие санитарных устройств, устройства для разогрева пищи и кондиционера). Совместное размещение экипажа кардинально решает вопросы взаимопомощи   и   взаимозаменяемости,   существенно упрощает вопросы внутренней связи и дублирова­ния функций танкистов.
  9. Максимальнаяпротивоминная защита танка и членов экипажа;
  10. Силовая установка танка имеет возможность работы в двух режимах:

1)  максимальной мощности — при движении и тяжелых дорожных условиях и в бою;

2) в частичном режиме  (~50%  Мmax — при движении по хорошим грунтовым дорогам и до­рогам с твердым покрытием. Оба режима долж­ны быть по экономичности равноценны, обеспечи­вая минимальный удельный расход топлива. Это наиболее радикальный путь   повышения   запаса хода танка при ограниченном   объеме   возимого топлива.

  1. Замена торсионной подвески гидропневматической, поми­мо решения основной задачи — повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода, — дает возможность управляв клиренсом танка, что повышает его проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости. Таким образом, введение лишь одной системы повышает показатели подвижности (прямой эффект), защищенности и огневой мощи тапка (побочный эффект).

8 M26 Pershing


Восьмую строчку рейтинга занимает американский танк M26 Pershing, который назвали в честь генерала Дж. Першинга, руководившего экспедиционным корпусом. Новый танк стал заменой предыдущей модели “М4 Шерман”.

Разработана была боевая машина в 1944 года, активно использовалась во время Второй мировой войны и в 1950 году принимала участие в Корейской войне. Изначально M26 Pershing создавался как танк средней тяжести, однако, для большей уверенности экипажа, его переквалифицировали в тяжелый. В итоге масса самоходки составила 46 тонн. Экипаж ее состоит из 5 человек. За все время производства было выпущено 2239 танков данной модели.

По сравнению с предыдущими моделями основными преимуществами M26 Pershing стали высокая защищенность и огневая мощность. Машина оснащена 100-мм лобовой броней, 90-мм пушкой с новым стабилизатором, пулеметами калибра 12,7 мм и 7,62 мм. Слабым местом для танка оказался двигатель мощностью 500 л.с., его оказалось недостаточно для передвижения такой тяжеловесной машины, способной развивать скорость по асфальту не более 48 км/ч.

Личный враг фюрера

Говорят, что после появления на фронтах Великой Отечественной Т-34 Гитлер объявил конструктора танка своим личным врагом. Существует легенда, что именно поэтому Первое городское кладбище города Харькова, в колумбарии которого покоилась урна с прахом Михаила Ильича Кошкина, подверглось методичным бомбардировкам, оставившим лишь воронки на местах захоронений.

Кто бы мог предсказать, что простой крестьянский паренек Михаил Кошкин станет отцом-создателем грозной машины, одно упоминание о которой вызывало у немцев ужас. Рожденный в семье крестьян в 1897, в возрасте одиннадцати лет Михаил Ильич был вынужден уехать из родного села в Ярославской области на заработки в Москву. Но первая его профессия была крайне далека от военной техники: до вступления добровольцем в армию и сражений на фронтах Первой мировой Кошкин работал в столице кондитером. Будущий создатель Т-34 участвовал и в Гражданской войне в рядах Красной Армии.

В 1937, через три года после окончания Ленинградского политехнического института, Михаил Кошкин стал главным конструктором Харьковского завода имени Коминтерна. Наверное, и хорошо, что Военный совет не принял после испытаний модели танков А-20 и А-32, ставших предтечей для Т-34. 5 марта 1940-го года два танка новой модели вышли с Харьковского завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков – Москва под руководством самого конструктора Кошкина, и уже 17 марта на Ивановской площади Кремля их осматривал лично Сталин. Осмотром генсек остался доволен и назвал Т-34 «первой ласточкой». Впрочем, слово вождя не стало разрешением на выпуск в последней инстанции. После триумфального кремлевского смотра «тридцатьчетверок» ожидали новые испытания: на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке.

Но стать свидетелем массового выпуска своего детища Кошкину не удалось из-за трагического стечения обстоятельств. В апреле того же года, возвращаясь домой, под Орлом один из танков опрокинулся в воду. Уже простуженный Кошкин помогал вытаскивать машину. Конструктор сильно промок, что ухудшило состояние его здоровья, подорванного тяжелой работой и травмами. Михаил Ильич заболел пневмонией. Несмотря на это он продолжал работать на испытательных полигонах, как бы понимая, что ему осталось немного. И болезнь обострилась. Удаление одного легкого не спасло Михаила Кошкина. 26 сентября 1940 года он скончался.

Модификации

Серийные образцы

Т-10А

Т-10А

Принят на вооружение 17 мая 1956 года. Модернизированный вариант танка Т-10 с установленной на нём пушкой Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскостиПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжекторным устройством продувки канала ствола. Т-10А был оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, а также перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла за собой изменение формы башни и маски орудия.

Т-10Б

Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.

Т-10БК

Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Т-10М

Т-10М

Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:

      • Новая 121,92-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень».
      • 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
      • Изменённая конструкция башни с усилением её бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
      • Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.

    • Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
    • Противоатомная защита
    • ТДА

Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.

Т-10МК

Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливалась дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

 «Объект 266» — опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.

Эксплуатация

В целом машина советскому руководству понравилась, однако, для окончательных испытаний и для сравнения с аналогичным танком ИС-11, было принято решения сделать предсерийную партию из 22 машин, которая должна была пройти войсковые испытания.

Однако войсковые испытания машина провалила. Из-за низкой надёжности ходовой части и двигателя она постоянно испытывала проблемы. А учитывая низкую ремонтопригодность ходовой части конструкции Книпкампа, она стала настоящим ужасом для советских ремподразделений.

Таким образом, по итогам войсковых испытаний на вооружение в СССР был принят ИС-11 (Объект 770).

Танк Т-10 — видео

https://youtube.com/watch?v=apT3TinHJ7A

Несмотря на то, что в некоторых источниках танку Т-10 приписываются наименования на финальных стадиях испытаний ИС-9 и ИС-10, данные обозначения ему на самом деле не присваивались. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 являлся десятым по счёту принятым на вооружение Советской Армии серийным тяжёлым танком.

Последний, (десятый по счёту) наиболее совершенный советский серийный тяжёлый танк послевоенного поколения. Разработан в КБ ЧКЗ в 1949—1952 гг., для замены в войсках тяжёлых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 по причине превосходства в надёжности и маневренности. На различных стадиях доводки опытных образцов «объекту 730» (внутризаводское обозначение) неофициально присваивались обозначения: ИС-5, ИС-8, ИС-9, ИС-10. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860—1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 г. под обозначением Т-10. Серийно производился на ЧТЗ (Т-10 (объект 730) и модификации: Т-10А (объект 730А), Т-10Б (объект 730Б), Т-10К (Командирский)и Т-10М (объект 272)) и на ЛКЗ (Т-10М (объект 734)) в период с 1953 по 1966 гг. По данным НАТО было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций.

История создания и производства

Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и маневренности. Однако, в условиях военного времени, первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7, проект ИС-5 был переименован в ИС-8.

Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил челябинский Опытный завод № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение отдали другим танкам — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года к теме создания танка ИС-5 было решено возвратиться вновь, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка в 50 тонн. Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Ж. Я. Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний выявилось множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка танка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение 15 декабря 1953 года.

Т-10, неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М.

Особенности конструкции

Танк имел полностью литой корпус и башню. При этом максимальная толщина корпуса составляла 187 мм. Башня была ещё лучше забронирована. В лобовой проекции её толщина составляла 260 мм.

Основное оружие танка, так же было новым, для советских тяжёлых танков. 122 мм пушка Д-25 и её модификации, по мнению конструкторов, уже не соответствовала требованиям времени и её должна была сменить 130 мм пушка М-65.

Данное орудие имело двухплоскостной стабилизатор. Для снижения отдачи устанавливался щелевой дульный тормоз, остаточные пороховые газы отсасывались с помощью эжектора.

Бронебойный снаряд БР-482 (болванка с разрывным зарядом в каморе) на километровой дистанции пробивал до 280 мм броневой стали.

Танк имел раздельное заряжание, а полный боекомплект составлял 37 выстрелов. Боеукладка первой очереди, вмещавшая в себя 18 выстрелов и была механизирована. Правда это был ещё не автомат заряжания, механизм включал в себя только транспортёр и досылатель. Механизированная укладка занимала кормовую нишу башни, благодаря её использованию практическая скорострельность составляла от 5 до 7 выстрелов в минуту. В роли спаренного пулемёта использовали крупнокалиберный (14,5 мм) КПВ.

Масса танка составила 55 тонн. Для уверенного перемещения столь тяжёлой машины на ней был установлен новейший дизельный двигатель водяного охлаждения ДТН-10, с турбонаддувом, мощностью 1000 л. с. Этот дизель имел 10 цилиндров, расположенных V-образно. Впервые двигатель на танк устанавливался не продольно, а поперечно.

С этим силовым агрегатом советский тяж разгонялся по шоссе до максимальной скорости в 55 км/час.

Чертёж Объекта 770

Важной особенностью танка являлось удобство его управления. Теперь машина управлялась не традиционными рычагами, а штурвалом. Кроме этого машина могла развернуться на месте, вращая гусеницы в разных направлениях

Коробка передач у танка была автоматической!

Кроме этого машина могла развернуться на месте, вращая гусеницы в разных направлениях. Коробка передач у танка была автоматической!

Ходовая часть танка включала в себя по 6 крупных опорно-поддерживающих катков с внутренней амортизацией. Подвеска у танка была гидропневматическая, что обеспечивало высокую плавность хода.

В дополнительное оборудование входили: гирополукомпас, инфракрасные фары для обеспечения работы приборов ночного видения, система постановки дымовой завесы за счёт впрыска солярки в выпускной тракт. Оснащался «объект 770», будучи предназначенным для действий в условиях ядерной войны, и системой защиты от средств массового поражения.

Как уже упоминалось выше на испытаниях танк проявил себя очень хорошо, однако были выявлены и серьёзные проблемы. Эти проблемы были связаны с двигателем который сильно вибрировал. Но их планировали устранить, перенастроив дизель.

ТТХ танка-тяжеловеса Т-10М в сравнении с западными аналогами и конструктивные недостатки

Из приведенных на большинстве сайтов таблиц сравнения ТТХ танка Т-10М в сравнении с ТТХ других сверхтяжелых танков зарубежных (Британия) и М103 (США), можно выяснить, что Т-10М обладает большей технологичностью, потенциалом модернизации, улучшенным вспомогательным зенитно-пулемётным вооружением.

Тип тяжелого танка Т-10М. СССР M103A1. США «Конкэрор», Британия
Экипаж, чел 4 5 4
Боевая масса, т 51,5 56,6 65,0
Ширина, м 3,51 3,36 3.99
Высота, м 2. 59 3,56 3,35
Марка и калибр орудия 122-мм М-62-Т2 120-мм M58 120-мм L1
Боекомплект, выстрелов 30 38 35
Пулеметы 2 × 14,5-мм КПВТ 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 2 × 7,62-мм M1919
Бронирование лба башни, мм 250 197 203
Бронирование борта башни, мм 200 — 208 200 — 208 89 — 102
Верхняя лобовая деталь, мм 270 254 260
Нижняя лобовая деталь, мм 186 177 152
Тип двигателя V-образный, дизельный, жидкостного охлаждения 750 л.с. V-образный, карбюраторный, воздушного охлаждения, 810 л.с. V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 810 л.с.
Удельная мощность (л.с. на 1 тонну) 15,0 14,3 12,5
Макс. скорость по шоссе, км/ч 50 34 34
Запас хода по шоссе, км 350 129 150
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,77 0,9 0,84

Из таблицы предельно очевидно, что советский Т-10М по подавляющему числу важнейших характеристик превосходит западные «тяжелые» аналоги вероятных противников.

К числу конструкторских недостатков тяжелого танка Т-10 эксперты относят только малый угол вертикальной наводки.

Сохранившиеся экземпляры[править | править код]


Т-10А, установленный на Площади Победы, г. Кагарлык, Киевская область, Украина


Т-10М в экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина


Т-10М в Парке Победы, г. Нижний Новгород

  •  Белоруссия:
    • два танка Т-10М находятся в открытой экспозиции ИКК «Линия Сталина»
    • возле Кургана Славы в г. Минске.
    • на постаменте в д. Короватичи, (Речицкий район, Гомельская область);
  •  Россия:
    • в Центральном Музее Вооружённых Сил в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
    • в музее техники Вадима Задорожного в г. Москве в экспозиции на открытой площадке;
    • в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области;
    • на постаменте в г. Ульяновске на территории Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (бывшее Ульяновское гвардейское ГВТКУ им. В. И. Ленина);
    • на постаменте в г. Омске при въезде на территорию Омского автобронетанкового инженерного института;
    • на постаменте в г. Москве на территории академии физкультуры;
    • на постаменте в с. Большая Рига (Шумихинский район, Курганская область);
    • в парке Победы на Соколовой горе, г. Саратов;
    • на постаменте в пгт. Сатис (Нижегородская область);
    • в парке Победы, г. Нижний Новгород;
    • на постаменте при въезде в г. Благодарный (Ставропольский край);
    • на постаменте в г. Городец Нижегородской области;
    • на постаменте на территории 240 танкового полка (г. Хабаровск-43);
    • на постаменте на выезде из г. Краснознаменск Калининградской обл. ;
    • Невосстановленый Т-10 находиться на территории Донского военно-исторического музея (Ростовская область).В ближайшее время возможно будет начата реконструкция, но информация о восстановлении не подтверждена
  •  Украина:
    • В экспозиции Национального музея «Музей истории Украины во Второй мировой войне» на правом берегу Днепра, г. Киев, Украина
    • г. Луцк — Волынский региональный музей украинского войска и военной техники;
    • на площадке техники в г. Горишние Плавни (Полтавская область) ;
    • 21 октября 2010 года танк Т-34/85 заменён на танк Т-10М, г. Кривой Рог (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Кагарлыке (Киевская область);
    • на постаменте в с. Криворожье (Донецкая область);
    • на постаменте в с. Шахово (Добропольский район, Донецкая область);
    • на постаменте в с. Зелёное Поле (Великоновосёлковский район, Донецкая область);
    • на постаменте в с. Терны (Юрьевский район, Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Черкасское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Гвардейское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в пгт. Покровское (Днепропетровская область);
    • на постаменте в г. Апостолово (Днепропетровская область);
    • Танк Т-10 г. Краснознаменск Калининградской обл.

      на постаменте в г. Синельниково (Днепропетровская область);

    • на постаменте в с. Червоная Каменка (Александрийский район, Кировоградская область);
    • на постаменте в г. Путивле (Сумская область);
    • на постаменте в пгт. Буки (Черкасская область);
    • на постаменте в пгт. Драбов (Черкасская область);
    • на постаменте в пгт. Гончаровское (Черниговская область);
    • на постаменте на территории 51-й отдельной механизированной бригады, г. Владимир-Волынский (Волынская область).
    • в музее техники Богуслаева в г. Запорожье.
    • на постаменте в с. Вербки (Днепропетровская область);

Технические характеристики Т-10

Из приведенных на большинстве сайтов таблиц сравнения ТТХ танка Т-10М в сравнении с ТТХ других сверхтяжелых танков зарубежных фирм, таких, как «Конкэрор» (Британия) и М103 (США), можно выяснить, что Т-10М обладает большей технологичностью, потенциалом модернизации, улучшенным вспомогательным зенитно-пулеметным вооружением.

Тип тяжелого танка Т-10М. СССР M103A1. США «Конкэрор», Британия
Экипаж, чел 4 5 4
Боевая масса, т 51,5 56,6 65,0
Ширина, м 3,51 3,36 3.99
Высота, м 2. 59 3,56 3,35
Марка и калибр орудия 122-мм М-62-Т2 120-мм M58 120-мм L1
Боекомплект, выстрелов 30 38 35
Пулеметы 2 × 14,5-мм КПВТ 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 2 × 7,62-мм M1919
Бронирование лба башни, мм 250 197 203
Бронирование борта башни, мм 200 — 208 200 — 208 89 — 102
Верхняя лобовая деталь, мм 270 254 260
Нижняя лобовая деталь, мм 186 177 152
Тип двигателя V-образный,
дизельный,
жидкостного охлаждения
750 л.с.
V-образный, карбюраторный, воздушного охлаждения,
810 л.с.
V-образный,
карбюраторный,
жидкостного охлаждения,
810 л.с.
Удельная мощность (л.с. на 1 тонну) 15,0 14,3 12,5
Макс. скорость по шоссе, км/ч 50 34 34
Запас хода по шоссе, км 350 129 150
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,77 0,9 0,84

Из таблицы предельно очевидно, что советский Т-10М по подавляющему числу важнейших характеристик превосходит западные «тяжелые» аналоги вероятных противников.

6 Leclerc Tank


Шестую позицию занимает современный сверхтяжелый Leclerc Tank, разработанный во Франции в 1990 году.

Данная модель попала на вооружение французской армии в 1992 году. С тех пор танк перенес несколько модификаций, в итоге срок службы машины был продлен до 2040 года. За все время было выпущено 876 единиц, примерно половина из них используется в ОАЭ.

Leclerc Tank имеет классическую компоновку и модульную конструкцию брони (из титана и вольфрама), ее поврежденные части можно быстро поменять прямо на поле боя. Обслуживают бронемашину 3 члена экипажа: командующий, наводчик и водитель. Из-за уменьшенного внутреннего пространства рост военнослужащего не должен превышать 182 см.

Масса Leclerc Tank вместе с вооружением составляет 60 тонн. При этом, самоходка является одной из самых маневренных и быстрых в мире. Ее скорость передвижения по асфальту составляет 71 км/ч, по полю — 51 км/ч. В качестве вооружения используются 120-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и два пулемета разных калибров. Для удобства ведения боя предусмотрен тепловизор, лазерный дальномер, различные прицелы.

1 Char 2C


Французские конструкторы одними из первых начали разработку танков. Именно им принадлежит создание самого крупного Char 2C, который был построен в 1917 году.

Если оценивать метрические размеры, то Char 2C считается самым большим танком в мире. Его длина равняется 10,27 м, ширина — 4 м, высота — 3 м. Масса вместе с оснащением составляет 69 тонн. По замыслу создателей новый танк должен был с легкостью преодолевать любые препятствия, в том числе фашистские траншеи. Производство боевых машин оказалось дорогостоящим и трудоемким, поэтому до 1923 года было произведено всего 10 единиц техники, затем производство свернули.

Из вооружений Char 2C использовал 75-мм нарезную пушку и четыре пулемета. Для осуществления прицельной стрельбы требовалось 13 членов экипажа. Мощные двигатели самоходки за один километр пройденного пути “съедали” 12,8 л горючего, поэтому без дозаправки танк мог пройти не более 100 км.

Самый большой танк Char 2C стоял на вооружении французской армии до начала Второй мировой войны. Затем ему на смену пришел сверхтяжелый FCM F1.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: