Медный всадник

Эпоха дворцовых переворотов в россии 1725-1762 гг. | diletant

Второй период: Развитие и совершенствование службы

После завершения реформ Петра I дворянская служба продолжила развиваться и совершенствоваться. В это время были введены новые должности и установлены более строгие правила к служебной деятельности. Целью данных изменений было укрепление государственного аппарата и повышение его эффективности.

Одним из главных достижений второго периода стало создание службы генеральных майоров. Это были должности высшего ранга в армии Российской империи, которые занимались командованием войсками и осуществлением военного контроля. Что делает уникальной эту должность, так это то что российская вооруженная сила была разделена на слабые военные отделы, каждый из которых был генеральным майором.

Также огромную роль в развитии дворянской службы сыграло разделение службы на различные категории. Теперь дружинники и окольничие были представлены отдельными рангами внутри служебной иерархии. К примеру, окольничие занимали должности в судах и являлись более высокими по рангу чиновниками.

Для повышения качества службы на государственной службе ввели образовательные требования. Из документов того времени видно, что кандидаты должны были иметь определенные знания и навыки, чтобы обеспечить эффективное выполнение своих обязанностей. Это был огромный шаг вперед для служебной службы, потому что образование играет огромную роль в эффективности деятельности. К примеру, окольничие занимали должности в судах и являлись более высокими по рангу чиновниками.

Развитие службы цивилистов

  • Разделение службы на категории
  • Повышение статуса окольничих
  • Введение образовательных требований

В целом, во втором периоде послепетровского времени дворянская служба продолжала развиваться и совершенствоваться, что позволило укрепить государственный аппарат и повысить его эффективность. Вследствие введения новых должностей и расширения прав и обязанностей, служба стала более специализированной и профессиональной. Образовательные требования также способствовали улучшению качества службы и привели к повышению квалификации служащих. Развитие военной службы, создание службы генеральных майоров и усиление военного контроля, стали важными факторами для государства в весьма трудный период истории.

Приход к власти Софьи Алексеевны

Алексей Михайлович объявил престолонаследником своего старшего, но очень болезненного сына Федора. После кончины отца в 1676 г. Федор III взошел на престол. Его недолгое шестилетнее царствование окончилось в 1682 году, и этот год стал официальной точкой отсчета правления десятилетнего Петра и его соправителя – брата Ивана V. Однако де-факто о правлении Петра можно говорить лишь с февраля 1694 года – времени, когда умерла Наталья Кирилловна.

Смерть Федора Алексеевича положила начало борьбы кланов: сподвижников Милославских и их наследника Ивана V и приверженцев Нарышкиных и Петра.

Последнее слово в вопросе о том, кто станет государем российским, принадлежало Боярской Думе, которую очень заботила лояльность будущего правителя. Бояре проигнорировали тот факт, что по очередности рождения Иван V был первым претендентом на трон, и выбрали более перспективного и физически здорового Петра.

Разумеется, Милославские не могли смириться с таким решением бояр, посему царевна Софья и ее единомышленники в борьбе за престолонаследие решились организовать бунт «руками стрельцов». Стрельцы давно уже роптали на свое покачнувшееся положение в армии, а после пущенного Милославскими слуха о грозящих пертурбациях в армии, вследствие которых положение стрельцов ухудшится еще больше, подбить стрельцов на восстание оказалось совсем несложно.

Поддержать Софью Алексеевну в ее борьбе и возглавить стрельцов отважились не желавшие власти Нарышкиных князья Иван Хованский и Василий Голицын.

В результате стрелецкого бунта коронованы были оба брата: слабый здоровьем Иван V и малолетний Петр, однако их возраст не позволял им править и фактически правила царица – регентша Софья. Власть сосредоточилась в руках Милославских, а Петр I и Наталья Нарышкина, боясь расправы, покинули Москву и обосновались в селе Преображенское.

В итоге вспыхнувшего в 1698 году очередного стрелецкого недовольства Петр I окончательно решил распустить эти полки и реформировать армию. Софья же была насильно пострижена в монахини.

Пётр Великий — один есть целая история

Лимит времени:

из 11 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11

Информация

Пётр Первый – интересная и противоречивая историческая личность, но бесспорно – великая и легендарная. Его реформы привнесли глубокие изменения в государственное устройство страны и жизнь народа. Эпоха Петра Первого и сейчас является одной из  ярчайших страниц нашей истории.

Ответив  на вопросы викторины, вы сможете проверить свою историческую эрудицию на знание  фактов биографии великого императора и значимых событий эпохи Петра Первого.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: из 11

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 11

    Что в переводе с греческого, означает имя Пётр?

    • дар Божий

    • камень

    • светлый

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 11

    Сколько лет исполнилось Петру I на тот момент, когда он был провозглашён царём?

    • 10

    • 7

    • 5

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 11

    3.

    Какому русскому писателю принадлежит фраза: «Петр Великий — один есть целая история»?

    • А. С. Грибоедову

    • И. С. Тургеневу

    • А.С. Пушкину

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 11

    4.

    Кто является автором скульптуры «Медный всадник» (монумент Петра Великого) на Сенатской площади в Санкт-Петербурге?

    • Этьен Фальконе

    • Антонио Канова

    • Бартоломео Растрелли

    Правильно

    Неправильно

  5. Задание 5 из 11

    5.

    Знаменитые реформы Пётр Первый начал осуществлять после возвращения из длительного путешествия по Европе. Сколько времени длилось это путешествие?

    • около одного года

    • около двух лет

    • около трёх лет

    Правильно

    Неправильно

  6. Задание 6 из 11

    6.

    Именно Пётр Первый впервые завёз в Россию эти популярные цветы. Как они называются?

    • тюльпаны

    • гвоздики

    • розы

    Правильно

    Неправильно

  7. Задание 7 из 11

    7.

    Петру очень нравилось работать руками. На каком станке он особенно любил работать в свободное время?

    • на ткацком

    • на шлифовальном

    • на токарном

    Правильно

    Неправильно

  8. Задание 8 из 11

    Первая русская газета, начавшая регулярно издаваться при Петре называлась:

    • Ведомости

    • Вести

    • Новости

    Правильно

    Неправильно

  9. Задание 9 из 11

    9.

    Указ Петра от 20 января 1714 года, запрещал дворянским детям жениться, если они:

    • Не имели средств

    • Были не обучены арифметике и геометрии

    • Не брили бороду

    Правильно

    Неправильно

  10. Задание 10 из 11

    10.

    Как назывался первый естественно-научный музей учрежденный Петром?

    • Кунсткамера

    • Эрмитаж

    • Оружейная палата

    Правильно

    Неправильно

  11. Задание 11 из 11

Серов В.А. «Петр I». Описание картины.. Художники-передвижники

 1907 г. Картон, темпера. 68 x 88 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Серова В.А. «Петр I»

Одна из самых вдохновенных картин Серова, полная динамики и жизни, была в свое время так же мало оценена по достоинству, как и другие его работы, признанные сегодня лучшими. Она была заказана Серову для издательства Кнебеля, выпускавшего серию исторических картин-пособий для школьников. Он писал его в течение осени и зимы 1907 года. Но постепенно темперный набросок развернулся в настоящее монументальное полотно, производящее впечатление гигантской фрески с фигурами в натуральную величину.

В центре композиции изображена фигура «престрашного царя» Петра Великого. С дубинкой в руке Петр шагает по отмели, направляясь к месту стройки своего детища – «Санкт-Питербурха». Голова с развевающимися по ветру волосами и горящие глаза передают то страшное и властное выражение, которое подчеркивалось современниками.

Фигура царя – единственная, прописанная четко и отточено. Следом за царем изображены в общих силуэтных формах несколько людей, одетых в иностранные платья, — «знатные мастера всех художеств», которые были «выписаны из-за моря» для строительства новой столицы. Сгущено цветистая гамма позволяет воспринимать их как единую толпу и противопоставлять одинокой и самодостаточной фигуре царя.

Большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции: зритель словно смотрит на изображенных людей снизу вверх. Этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. На заднем плане вдали полным ходом идет стройка. На переднем плане – вода. Первоначально на ней была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, которые должны были напоминать зрителю, какой ценой построен великий город. Но общее впечатление от картины портилось: лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации, а художник стремился к монументальности.

Подготовка к изображению царя настолько увлекла Серова, что личность Петра I стала предметом еще ряда этюдов и рисунков, написанных позже («Петр I в Монплезире», «Петр I верхом», «Спуск корабля Петром Великим», т.н. «Кубок большого орла» и др.).

Лучшие картины Серова В.А.

Петр I в русской живописи 19 века

Одна из самых значимых и в тоже время одиозных фигур в российской истории – это Петр I. Причем, противники петровской политики, прежде всего, в укор императору ставят резкий поворот в сторону Запада, в ущерб русской самобытности. И подобная дискуссия идет уже довольно давно, практически с момента проведения этих самых реформ, с резким обострением в середине 19 века, которое известно как спор славянофилов и западников. Подобный интерес к личности императора, бесспорно многогранной, не мог не отразиться и в творчестве живописцев.

Безусловно, самая известная историческая картина, посвященная Петру I – это полотно Николая Гё «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871). Художник изображает знаковый момент в российской истории, который в итоге приводит к полувеку дворцовых переворотов. Согласно запискам современников, сначала Гё планировал показать в императоре не жестокого палача, а отца, который переступает через отеческие чувства ради пользы государства, но работа над сюжетом картины, постепенно изменила мнение художника о Петре. В итоге основной упор был сделан на психологизм персонажей. Так, царевич Алексей освещен мертвенно-бледным светом, что говорит о том, что судьба его предрешена. Хотя глаза его опущены в пол, в нем не чувствуется раскаяния, он не верит жесткосердечие отца. Лицо Петра, наоборот, эффектно вылеплено контрастной светотенью. Чувствуется, что спокойствие императора показное, внутри его кипят страсти. Картина была положительно встречена публикой и была приобретена П. Третьяковым.

На картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881) хотя молодой Петр и является одной из ключевых фигур композиции, художник все же больший упор делает на судьбе народа в переломный момент отечественной истории. Царь изображен полным решимости, осознания своей правоты. Сидя на коне, он возвышается над толпой, а его прямая фигура соотносится с прямыми башнями московского кремля. Художник изобразил момент, когда твориться история, рушится старая Россия. Эта картина была также приобретена П. Третьяковым.

Важным итогом правления Петра I было основание Санкт-Петербурга. Этот эпизод также нашел свое отражение в творчестве русских художников. Одним из первых императора на невских берегах изобразил Алексей Венецианов. На его картине «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838) монарх в окружении советников и географических карт выбирает место для будущего города. Массивный камень на заднем фоне напоминает постамент для Медного всадника – он символизирует будущую столицу, поднявшуюся из камня. Более поэтична картина Николая Добровольского «Здесь будет заложен город» (1880). Император погружен в мечтания на пустынном песчаном пляже. Окружающий пейзаж спокоен и умиротворен, даже не вериться, что через несколько лет здесь будет кипеть городская жизнь.

История России петровских времен – это история бесконечных войн, которые император вел с переменным успехом. Поэтому образ Петра I не мог не заинтересовать батальных живописцев. Пример прекрасной батальной картины, посвященной императору – это работа Николая Зауервейда «Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы» (1859). Петр является смысловым центром картины – он возвышается над остальными персонажами, его фигура выхвачена лучом света среди беснующейся толпы. А художник-баталист Александр Коцебу вообще специализировался на истории Северной войны, в частности Полтавской битвы. На многих картинах художника: «Битва при Нарве», «Взятие Нарвы», «Сражение при деревне Лесной», «Полтавская победа» — присутствует Петр I.

Ответы и задания для 3 варианта

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  • 1) отмена внутренних таможенных пошлин в России
  • 2) Итальянский поход Наполеона Бонапарта
  • 3) второй Азовский поход

Ответ: 312

2. На картине изображено ключевое событие, связанное с вступлением на престол императрицы. Назовите эту императрицу.

Ответ: Анна Иоанновна

3. Кто согласно завещанию изображённой на картине императрицы стал императором после её смерти?

Ответ: Иван Шестой

4. «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в вечное владение и собственность в сей войне, чрез его царского величества оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с городами и крепостьми: Ригою, Дюнаминдом, Пернавою, Ревелем, Дерптом, Нарвою, Выборгом, Кексгольмом и всеми прочими к помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, берегами с островами: Эзель, Даго и Меном и всеми другими от Курляндской границы по Лифляндским, Эстляндским и Ингерманландским берегам и со всеми на сих островах, как в вышепомянутых провинциях, городах и местах, обретающимися жителями и поселениями». Укажите год, когда был подписан данный мирный договор. Назовите одно любое морское сражение, состоявшееся в ходе войны, по итогам которой был подписан данный мирный договор.

5. Назовите российского монарха, при котором Россия подписала договор с противником, военные действия против которого обозначены на карте, и вернула ему все занятые русскими войсками территории.

Ответ: Пётр Третий

6. Подпишите на карте город Кёнигсберг и территорию Речи Посполитой.

7. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 34

8. Создателем какого из приведённых памятников культуры является В.Н. Татищев? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

Ответ: 3

9. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Реформы Петра I сделали население России менее свободным»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.

  • 1) издание указа, по которому крестьяне потеряли право жаловаться монарху на своих помещиков
  • 2) введение подушной подати
  • 3) отмена указа о единонаследии

10. Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите с точностью до половины года период, когда произошло событие, изображённое на марке. Почему война, которой посвящена данная марка, является важнейшей страницей в истории нашей страны?

Тайны Третьяковской галереи: info_promo

     С «Портретом неизвестного в треуголке» Федора Рокотова – еще более удивительная история! Сорок лет назад была проведена экспертиза картины, и выяснилось, что на самом деле на ней изображена женщина: под верхним слоем краски видны брошь, декольте. Эксперты подняли документы и узнали историю картины: однажды близкий друг заказал Рокотову портрет горячо любимой супруги. Но жена умерла, он женился во второй раз. Тогда друг попросил художника так «дорисовать» портрет покойной, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя чувств второй супруги. И вот больше ста лет на посетителей галереи «неизвестный в треуголке» смотрел женскими глазами! Но этот портрет сотрудники «открывать» не стали: так как  здесь верхний слой сделан рукой самого Рокотова.

     Картина Василия Пукирева «Неравный брак» постоянный экспонат  галереи. В 2002 году сотрудникам Третьяковки попадает карандашный рисунок Сухова В. Д., сделанный им в 1907 году. На портрете изображена  старушка с красивыми глазами, а внизу подпись: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».  Оказалось, что та молодая девушка, вышедшая замуж за богатого старика, 44 года спустя закончила свои дни в нищете… Но помимо человеческой судьбы, эта картина уникальна другим фактом. Автопортретом Пукирева мы не располагаем, но ученые выяснили: героиня картины – невеста самого художника, и он тоже изображен на полотне! Пукирев написал себя в образе человека справа, глаза которого передают всю боль мужчины, чья невеста выходит за другого. После этого шедевра Пукирев не написал более достойных картин, и теперь понятно, что в «Неравном браке» он передал свою личную драму. Картина была создана в  1862 году, тогда же вышел указ Синода о запрещении браков с большой разницей в возрасте.          

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

История создания Медного всадника

История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.

Работа над проектом

Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.

Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.

Постамент «Гром-камень»

Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.

В результате подходящую глыбу нашел крестьянин С. Г. Вишняков, за что получил премию в размере 100 рублей. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем».

Весил «Гром-камень» 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, быстро заполнившийся водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня и носит название «Петровский пруд».

Особую сложность представляла собой транспортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.

Транспортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.

Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.

Литье и установка памятника

Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.

Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.

Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.

Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.

В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.

Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.

Родители Великого Императора

В марте 1629 г. правящая династия Романовых была продолжена рождением царевича Алексея Михайловича. Правление его никак нельзя назвать тихим и спокойным, хотя Алексей и был прозван «Тишайшим». На время его царствования пришлись бунты (медный и соляной), восстания (Степан Разин), войны и даже Раскол РПЦ (реформа Никона).

Брак с Нарышкиной, матерью будущего Императора российского, стал для Алексея Михайловича вторым, его первая супруга дворянка Мария Ильинична Милославская родила ему 13 детей и скончалась в 1669 году после тяжелых родов. Дети ее были очень слабы здоровьем, и многие не доживали до осознанного возраста.

Впоследствии за трон Российский сын от второго брака Алексея Михайловича Петр I будет бороться с сестрой от первого брака отца – Софьей.

Придворные очень переживали за своего правителя и возлагали большие надежды на новую супругу царя, они надеялись, она сможет родить ему здоровых наследников и развеять его печаль.

К выбору второй жены Алексей подошел очень ответственно: 5 месяцев длился смотр невест (декабрь 1669 г. – апрель 1670 г.), коих было 70 из Москвы и других городов царства. Наталья Кирилловна оказалась 36-й по счету кандидаткой, она была хороша собой, статная, обладающая яркой красотой, пышущая здоровьем и скромная нравом

Неудивительно, что она сразу привлекла внимание царя и, в конечном счете, именно Нарышкина стала его супругой

9 июня 1672 года в час ночи зазвонил Большой колокол Успенского Собора Кремля, возвещая всех о появлении на свет Петра, будущего Императора российского.

Секреты конструкции

Статуя поднявшегося на дыбы коня, удивляет созданным равновесием. Можно подумать, что его фигура держится только на задних ногах. На самом деле для придания устойчивости скульптурной композиции были использованы некоторые хитрости.

Змея

Чтобы не нарушить образ стремительного взлета вздыбленной лошади, на утяжелить его массивной опорной конструкции, была выбрана гибкая змея. В изгибе ее тело, придавленное копытами, будто случайно касается хвоста коня. Соединенная с ним, она, таким образом, придает устойчивость и равновесие всему монументу. По эскизу Фальконе фигуру змеи для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.

Секрет отливки

Секрет устойчивого равновесия скульптуры еще и в том, что ее задняя часть значительно тяжелее передней. Достигли этого в процессе отливки памятника: передние стенки скульптуры выполнили очень тонкими, не больше одного сантиметра в толщину. За такую уникальную, сложную по тем временам работу взялся русский литейщик Емельян Хайлов. Он на протяжении трех лет оттачивал свое мастерство: совместно с Фальконе экспериментировал с составом сплава.

В процессе первой отливки произошла неудача: лопнула труба, по которой в форму поступал раскаленный металл. В результате этого верхняя часть фигуры Петра была испорчена.

Зрачки императора

Еще одним занимательным элементом облика Петра являются зрачки. Он будто смотрит на город, заложенный им, влюбленным взором: его зрачки необычной формы, в виде сердечек. Существует версия, что Мари-Анн Колло, которая создала эскиз головы и лица Петра для памятника, подобным способом выразила романтические чувства к Этьену Фальконе.

Начало эпохи дворцовых переворотов

Загадки единственной картины Венецианова в историческом жанре.: the_morning_spb

«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» – масштабное полотно, украшающее парадную лестницу Государственной Третьяковской галереи. Это единственная картина Венецианова в историческом жанре. Она совсем не характерна для творчества Венецианова. Не получив академического художественного образования, он отнюдь не был мастером исторической живописи, специализируясь на портрете и сельском жанре. Что заставило его взяться за проект такой ответственности и сложности, каким было изображение Петра, не имея для этого необходимого опыта и склонностей?

Венецианов загорелся идеей писать «Петра Великого» для конкурса, объявленного властями Санкт-Петербурга. Его спонсором выступил миллионер Анатолий ДЕМИДОВ. Победителю присуждалась премия в 8 тысяч рублей – очень крупная для своего времени сумма. Это могло поправить пошатнувшиеся финансовые дела художника, тратившего все свободные средства на выкуп из крепостной зависимости и обучение художественным навыкам способных крестьян.

Чувствуя себя неуверенно в историческом жанре, Венецианов официальным письмом просил выдать ему костюмы петровских времён. Он рассчитывал надеть их на натурщиков и благодаря этому добиться достоверности. Но получил от монаршей канцелярии отказ. Максимум, который ему позволили, – бегло зарисовать костюмы в хранилище, отчего бархатные камзолы Петра и его придворного выглядят не слишком убедительно.

Премию Венецианов так и не получил, хотя его работа на конкурсе оказалась самой сильной. Комиссия Академии решила никому не присуждать первый приз.

Современные специалисты неоднократно фиксировали странности картины. Во-первых, жёлто-зелёное небо было выписано совсем не по-венециановски. Во-вторых, удивляли пропорции камня (позднее он окажется в основании «Медного всадника»): по непонятным причинам на картине он выглядел значительно меньше, чем был в реальности. В-третьих, уж больно правильными и слащавыми и оттого недостаточно выразительными выглядели черты лица Петра.

У экспертов зародилось подозрение, что верхний красочный слой мог не принадлежать кисти Венецианова, а быть более поздним «напластованием». Сделанная рентгенограмма подтвердила это предположение: под вторым слоем скрывается ещё один. После напряжённого обсуждения на реставрационном совете было принято рискованное решение произвести «расчистку» холста.

Результат, хоть и был отчасти предсказуемым, всё равно потряс: Гром-камень в оригинале действительно был крупнее и пропорциональнее, а лицо Петра художник написал гораздо более брутальным, более эмоциональным и живым. Выяснилось, что ранее на полотне произошёл разрыв и неизвестный горе-реставратор, исправляя положение на собственный страх и риск, «подправил» работу Венецианова.

В 2005-2006 годах, накануне 150-летия Третьяковской галереи, намечалась плановая реставрация картины. Описанные выше открытия вынудили сделать реставрацию более глубокой и масштабной. Картине был возвращён её изначальный облик. Обновленный «Пётр Великий» вернулся на своё прежнее место у входа в Третьяковку.

Источник

Усиление контроля и более строгие требования к службе

С началом послепетровской эпохи было заметно усиление контроля над дворянской службой. Единственный офицерский класс, который ранее считался наследственным, был заменен государственным устройством, основанным на службе и заслугах. Дворяне, желающие занимать высокие посты, должны были пройти специальные экзамены и получить высокие оценки.

Строже повысились требования к профессионализму и исполнительности офицеров. Государственное управление потребовало от них строгой дисциплины и присяги верности императору. Дворяне были обязаны держать постоянную службу, по сравнению с ранними временами, они стали загружены более более рутинными и долгими операциями.

Усиление контроля и более строгие требования к службе стали одними из факторов, которые способствовали укреплению государственной власти и повышению эффективности государственного управления. Эти изменения позволили достичь лучшей организации дворянской службы и сделали ее более ответственной и профессиональной. Все это способствовало укреплению Российской империи в послепетровское время.

Портрет Петра Великого

Противоречивый дух Петра был заключен в столь же «противоречивое» тело – огромный рост (203 см), маленькие голова и ступни, странная походка…

Знаменитый русский художник Валентин Серов посвятил немалое количество своих произведений Петру I и его крайне разочаровывал тот факт, что большинство художников изображают царя «красавцем и каким-то оперным героем». Такой подход не соответствовал действительности. Серов отмечал, что Великий русский царь был далек от идеалов красоты: «длинный, на очень тонких и слабых ножках, заканчивающихся такой же маленькой и несуразной стопой. Маленькая по отношению ко всему туловищу голова делала царя похожим на чучело с плохо приставленной головою». Кроме того Петр I страдал нервным тиком, оттого он постоянно мигал и дергал ртом.

Петровские реформы и создание дворянства

По окончании перестройки государства, которую провел Петр I, произошли значительные изменения в системе дворянской службы. Петровские реформы имели огромное значение не только для развития России, но и для формирования и закрепления дворянского класса в стране.

Следуя своей стратегии западного модернизма, Петр I учредил новые органы государственного управления, основанные на более современных принципах эффективности и справедливости. Одной из ключевых реформ было создание системы государственной службы, в которую стали набирать дворянские сотни.

Суть реформы заключалась в том, что каждое дворянское семейство обязано было представить одного или нескольких своих членов на службу государству. Служить можно было как в армии, так и в цивильных органах. Это позволило Петру I создать мощную дворянскую аристократию и усилить свою власть.

Однако, стоит отметить, что реформы Петра I не были безупречными с точки зрения социальной справедливости. Нужно было подтвердить свою благородность, чтобы стать дворянином, и это не было доступно каждому. В ряде случаев, люди выдающегося таланта и способности могли столкнуться с преградами при попытке получить дворянский статус.

Цель реформ Петра I и их влияние на создание дворянства

Целью Петра I было создание сильной и эффективной государственной системы, которая была бы в состоянии обеспечить развитие и процветание России. Петр I верил, что дворянство с его собственными интересами и привилегиями будет солидной опорой и верными слугами государства. Поэтому он приложил много усилий для создания и закрепления дворянского класса в России.

Петровские реформы сформировали дворянство как отличное от других классов общества структурное ядро государственной системы и службы. Дворянство обладало особым положением и правами, которые позволяли ему управлять государством, занимать высшие должности и иметь значительное влияние на принятие решений.

Особенности службы дворянства

Служба в дворянстве была связана с некоторыми особенностями. Во-первых, дворянство в основном состояло из передовых слоев общества, которые обладали значительным образованием, знанием и опытом. Эти люди были основным фактором развития и прогресса России.

Во-вторых, служба в дворянстве представляла большие привилегии и возможности для профессионального и социального роста. Как правило, дворяне занимали высокие государственные должности, получая при этом соответствующие зарплаты и привилегии.

Заключение

Петровские реформы существенно изменили структуру дворянской службы, укрепив ее роль и влияние на развитие России. Создание дворянства было важным шагом в становлении и закреплении российской государственности. Система государственной службы, основанная на дворянской аристократии, способствовала эффективности и силе государственного управления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: