Сюжет картины “Свежий кавалер”
Только почему вспомнили мы гоголевского героя, рассматривая картину Федотова «Свежий кавалер»? Здесь перед нами чиновник, отпраздновавший получение ордена. Утром после пирушки, еще не проспавшись как следует, нацепил он на халат свою обнову и перед кухаркой в позу встал.
Федотова, по всей видимости, занимал совсем другой сюжет. Но что такое сюжет для подлинного художника! Разве это не повод, не возможность чисто случайная вылепить такие характеры, выявить такие стороны человеческой натуры, чтобы через сто и двести лет заставить людей сострадать, возмущаться, презирать тех, с кем они сталкиваются как с живыми созданиями…
И Поприщин, и федотовский «кавалер» для нас натуры — родственные, близкие. Одна маниакальная страсть владеет их душами: «— Может быть, я совсем не титулярный советник?»
Про Федотова говорили, что с некоторых пор он стал жить затворником. Снял какую-то конуру на окраине Петербурга, сырую, с хозяйской половины чад идет, за стеной дети плачут — и работает так, что смотреть страшно: вечером и ночью — при лампах, днем — при солнечном свете.
Когда кто-нибудь из старых знакомых выражал свое удивление, Федотов с жаром начинал говорить про преимущества теперешней своей жизни. Неудобств он не замечал, они для него просто не существовали. Зато здесь, на 21-й линии Васильевского острова, его природная склонность к наблюдательству находит постоянную пищу, материалу для творчества хоть отбавляй — кругом живут его герои.
Именно теперь он полон решимости начать работать маслом, выставить на суд публики свои первые полотна. Конечно, это будут картинки нравов, сценки, подсмотренные им в жизни: одна под названием «Последствия пирушки», вторая «Горбатый жених» (так первоначально назывались картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»).
В короткие часы отдыха Федотов мучился болью в глазах. Он прикладывал к голове мокрое полотенце и думал о своих героях, прежде всего о «кавалере». Быт чиновников был знаком ему с детства, с родительского дома московского.
Здесь, в Петербурге, другой дух — столичный. Новые знакомцы художника из тех, что служили в разных департаментах, как будто родились чиновниками. Как они садятся в гостях, берут стул, как разговаривают с дворником, как расплачиваются с извозчиком — по всем манерам, жесту можно было угадать и их чин и возможное продвижение по службе. На их лицах, когда трусят они утром в департамент, запахнувшись в ветхие шинелишки, отражается одна служебная забота, боязнь выговора и вместе с этим какое-то довольство собой. Именно довольство… Стремление ко всяким отвлеченным благам они почитают, конечно, глупостью.
А среди них есть забавные, хотя бы его «кавалер».
Судьба картины
Нуждаясь, художник продал картину меценату Фёдору Прянишникову, который воспользовался трудной материальной ситуацией живописца и выплатил сумму, меньшую чем договаривались изначально. В его коллекции полотно находилось до смерти собирателя живописи в 1867 году, после чего картина попала в Московский Румянцевский музей, тогда единственный общедоступный. Затем, после его закрытия и перераспределения экспонатов советской властью в 1924 году, полотно было передано в Третьяковскую галерею.
И сегодня картина является интереснейшим свидетельством российского быта, характерного как для столичной жизни, так и для глубинки XIX столетия и собирает около себя такие же толпы любознательных зрителей, как и почти двести лет назад.
«Сватовство майора» Федотова – увлекательная живопись
Картина «Разборчивая невеста» Павла Андреевича Федотова
Картина «Завтрак аристократа» Павла Андреевича Федотова
Сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пронизан рассуждениями о судьбе и о том, кем же является человек: инструментом ли в ее руках, или нет. Существует ли предопределение вообще, или же все происходящее — это простое стечение обстоятельств?
Этими вопросами задаются и герои романа. Но, однозначного ответа на них нет. Сами события произведения то предстают обычным течением жизни, самыми простыми явлениями, в которых нет ничего мистического, то – кажутся в действительности фатальными.
Рассуждения героев о судьбе, так же, неоднозначны. Так, Максим Максимыч, объясняя гибель Вулича, сначала оценивает эти события вполне логично и трезво. Но, заканчивает он их фразой о том, что, видать, так уж на роду этому человеку было написано.
Сам главный герой романа, Печорин, тоже относится к тому, существует ли предопределение, противоречиво. Он будто всю свою жизнь ищет ответ на этот вопрос. С одной стороны, он не верит в существование судьбы. Однако с другой, он довольно часто ссылается на стечение рока. Хотя, зачастую, он оправдывает этим свои отрицательные черты в характере и поступки.
В рассуждениях героя нередко звучат мысли о тесной связи своей с чем-то высшим. Стоит заметить, что в таких раздумьях он, зачастую, ставит себя наравне с самой судьбой. Так, встречу свою с Бэлой, он считает ее подарком, посланным ради спасения его от скуки. Ровно так же относится он и к истории с княжной Мери.
Гибель Грушницкого на дуэли Печорин тоже воспринимает, как роковое свершение. Однако, судьба юноши была тогда полностью в руках Григория. А герой считает, что сам он – всего лишь исполнитель предначертанного. Еще перед дуэлью размышляет он о своем предназначении. Печорин называет себя в своих мыслях топором судьбы, ее палачом, в роли которого выступал он уже не раз. Конечно, это всего лишь оправдания.
Но испытывает герой и удар судьбы. К женщинам он особой привязанности не испытывал. Они для него были всего лишь временными развлечениями. Несмотря на это, Печорин, все же, довольно долго переживал гибель Бэлы, осознавая то, что он сгубил девушку.
Но вот, судьба сводит повторно его с его давней возлюбленной — Верой. Она словно дает им второй шанс. Но Печорин воспользоваться им не хочет. К тому же, женщина уже была замужем. Возможно, это была «насмешка» судьбы над ним. Он очень дорожил своей свободой и не горел желанием связывать себя узами брака. Однако, когда муж Веры увозит ее из городка, Григорий понимает, что это – единственная женщина, которую он любил.
В части «Фаталист» тема судьбоносного предназначения звучит особо остро. Спор между офицерами по поводу ее существования, эксперимент Вулича и, в заключение, — его гибель той же ночью, только несколько позже и другим образом – все это наталкивает на неоднозначные размышления, которые так и не дают окончательного ответа. Так же и Печорин не знает после всего происшедшего верить ли ему в судьбу, или нет.
Тема судьбы в романе Герой нашего времени
Описание главного героя картины
Федотов так компоновал картину, так насыщал ее деталями, чтобы можно было читать ее как повествование о жизни этого человека, повествование обстоятельное и как бы уводящее зрителя в глубь картины, чтобы зритель проникся самой атмосферой происходящего, чтобы почувствовал себя очевидцем — как будто ненароком дверь к соседу открыл — и вот что представилось его глазам. Это заманчиво и вместе с тем поучительно. Да, представившаяся глазам сценка должна поучать. Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души.
Когда однажды собрались у Федотова друзья, и среди них писатель А. Дружинин, художник стал объяснять, растолковывать смысл полотен, как он сам их понимал: «нерасчетливая жизнь». Да, и в «Последствиях пирушки» и в «Горбатом женихе» всякий зритель должен усмотреть вред от нерасчетливой жизни.
До седых волос невеста перебирала женихов и теперь ей приходится остановить свой выбор на горбатом селадоне. А чиновник! Вот он стоит в позе римского императора, притом босиком и в папильотках. Кухарка такую власть над ним имеет, что смеется в лицо и тычет чуть не в нос дырявым сапогом. Под столом заснувший собутыльник — городовой. На полу остатки пира и редкая гостья в доме — книга. Конечно, это «Иван Выжигин» Булгарина. «Где завелась дурная связь, там и в праздник грязь», — заканчивал Федотов…
Наперекор всем тяжелым обстоятельствам жизни он веровал в изначально добрую природу людей, в возможность вырождения самого дурного и порочного из них; нравственная грязь, пошлость, полагал он, — следствие неуважения к самому себе.
Своим искусством он мечтал вернуть человеку человека.
Друзьям картина о чиновнике понравилась до чрезвычайности своей жизненностью, натуральностью. Говорящими деталями, которые не заслонили целого, юмором и этой особенностью — увлечь, заманить в глубь картины, дать почувствовать атмосферу события. Им казалось, что нравоучительное, назидательное толкование Федотова не раскрывало всего значения полотна. И время подтвердило это.
На суд публики Федотов выставил картины в 1847 году. Успех «Пирушки» был настолько велик, что возникло решение снять литографию с полотна. Это необычайно радовало Федотова, ведь литографию может купить каждый, значит, картина сумеет оказать свое воздействие на многих — это то, к чему он стремился.
Ничего не вышло. Цензура потребовала убрать с халата чиновника орден, отношение к которому было сочтено за неуважительное. Художник пробует сделать набросок и понимает, что пропадает смысл, вся соль картины. Он отказался от литографирования.
Эта история стала известна и за пределами художественных кругов, И когда Федотов вторично выставил полотно в 1849 году — а в это время умонастроение публики было подогрето событиями французской революции — в картине увидели своего рода вызов бюрократическому аппарату царской России, обличение социального зла современной жизни.
Критик В. В. Стасов писал: «Перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже больше не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите — и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует на этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника».
…Сегодня мы понимаем глубину обобщения, заданного образом «кавалера», понимаем, что гений Федотова, несомненно, соприкоснулся с гением Гоголя. Нас пронзает сострадание и «бедности бедного человека», для которого счастье в виде новой шинели оказывается непосильным бременем, и мы понимаем, что на почве той же бедности духовной, вернее, полной бездуховности, задавленности несвободного человека вырастает маниакальность.
«Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?..»
О, как страшно это лицо, какой неестественной гримасой искажается оно!
Гоголевского Поприщина, изрезавшего свой новый вицмундир на мантию, общество убирает, изолирует. Федотовский же герой, наверное, будет благоденствовать, снимет себе квартиру посветлее, кухарку заведет другую, и уж, конечно, никто даже в сердцах не бросит ому: «Сумасшедший!» А между тем — вглядитесь — то же обесчеловечонное лицо маньяка.
Страсть к отличию, к чину, к власти, таящаяся подспудно и все больше и больше врастающая в нищую, убогую жизнь, съедает, уничтожает человека.
Мы вглядываемся в «Свежего кавалера» Федотова
, целый пласт жизни обнажается. С пластической четкостью обрисовывается физиономия прошлых веков и во всей глубине обобщения встает перед нами жалкий тип самодовольства,
Свой шанс кавалер упустил
Благодаря Николаю Гоголю и Михаилу Салтыкову-Щедрину в русской литературе 1830-1850-х годов чиновник стал центральной фигурой. Его сделали едва ли единственной темой для водевилей, комедий, повестей, сатирических сцен и прочего. Над чиновником пусть и потешались, но ему сострадали и сочувствовали. Ведь его терзали сильные мира сего и он совсем не имел права голоса.
Благодаря Павлу Федотову стало возможным увидеть образ этого мелкого исполнителя на полотне. Кстати, сегодня тема, затронутая в середине XIX века, звучит не менее актуально. Но нет среди писателей Гоголя, способного описать страдания современного чиновника, к примеру, из управы, и нет Федотова, который с присущей ему долей иронии нарисовал бы чиновника местного уровня с благодарственным письмом в руках от другого чиновника, повыше его рангом. Денежные премии и серьёзные награды получает руководство…
Картина была написана в 1846 году. А в 1845-м было приостановлено награждение орденом Станислава. Так что вполне вероятно, смех кухарки, что отчётливо слышится с полотна, как раз свидетельствует о том, что разбитная девица знает всю правду. Им уже не награждают и «свежий кавалер» упустил свой единственный шанс изменить жизнь.
Полотно, дарящее радость
Картина настолько хороша, что вдохновила поэта Игоря Брумера на тонкое и лирическое стихотворение «Картина. Комната. Мальчишки». Хочется привести его целиком, но в статье не получится. А ведь не очень часто полотнам художников посвящаются стихи. Тем более художникам, о которых и найти-то ничего невозможно, кроме того, что цикл «Обнаженная женская фигура» был полностью раскуплен в Японии, куда на выставку советские художники привезли свои полотна.
Хочется продолжать и продолжать описание картины. Сыромятникова «Первые зрители» посвятила и творчеству художника. Глядя на полотно, так и видишь мастера, закончившего произведение, вытирающего тряпкой руки и улыбающегося своей картине. А тут и соседские мальчишки идут на речку. Художник тут же решает проверить реакцию первых зрителей, разворачивает полотно и прячется. Изящная, ясная, ироничная и радостная картина «Первые зрители». Сыромятникова вообще не изображала на своих полотнах кипение страстей. Хорошо, что полотна размещена в школьном учебнике, и дети по ней пишут сочинения.
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Программа:
Программа:
общеобразовательная М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др.
Место урока в программе
: Раздел: Местоимение. Урок развития речи.
Форма урока:
Урок разработан в рамках технологии развития речи.
Количество часов в неделю:
6 часов.
Этапы урока:
- Этап актуализации.
- Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
- Чтение вслух сочинения-рассуждения.
Оборудование к уроку:
- Плазменный телевизор.
- Ноутбук.
- Презентация к уроку.
Цель урока:
Актуализировать уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.
Перед нами стоят задачи:
- использовать изобразительно-выразительные средства языка;
- раскрывать творческие способности и образно мыслить;
- учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.
Описание по картине
Павел Федотов знаменитый художник, его кистью было написано множество великолепных картин, каждой из которых следовало бы уделить особое внимание. Но к сожалению, мы остановимся, только на одном произведение этого художника, и свой выбор мы удостоим картине под названием «Свежий кавалер», написанной в 1846 году
Название произведения, содержит некую долю сарказма, так как изображенный кавалер, излучает далеко не свежесть, что подчеркивает остальные детали картины, в которых нам предстоит сегодня разобраться.
Сразу стоит подчеркнуть, картина выполнена в комедийном стиле, и многие ее элементы смогут подробно, рассказать нам о всем происходящем. На переднем плане, как уже заметили, эффектно позирует главный герой картины. Общий вид нашего героя, показывает нам от случившимся с ним, бурном застолье, чьи следы можно узреть по всей комнате
Конечно — же, нельзя не обратить внимание на повод сего празднования, орден, что так пылко демонстрирует кавалер, своей девушке или служанке. Композиция, созданная художником, вызывает у нас не то что бы насмешки, а даже некую жалость к этому человеку
Весь его образ, буквально пропитан надменностью, с которой он демонстрирует обычную награду, своей служанке, а та в свою очередь, отвечает на его манеры, презрительной усмешкой. Второстепенный план картины, так же подтверждает характер и наружность «свежего кавалера». По его комнате, в хаотичном порядке разбросаны вещи и это наверняка не последствие пьянки, а повседневное состояние помещения. Стол в комнате выглядит отвратительно, на нем остатки еды, недопитые бутылки, яркой деталью выделяется гитара, на которой наш герой очень любит поиграть в нетрезвом виде. Одним словом, художнику удалось очень четко воссоздать желаемый образ.
В заключение, можно сказать лишь одно, картина «Свежий кавалер», очень талантливо написана художником Павлом Федотовым. Так как с первого взгляда можно заметить, как умело смог автор, тонкими и большими штрихами подчеркнуть тщеславность и безнравственность человека.
5, 8 класс
Федотов — Свежий кавалер
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине Левитана Свежий ветер. Волга
Картина, « Свежий ветер Волга », принадлежит кисти знаменитого русского художника Левитана Исаака Ильича, датой написания произведения считается 1895 год. Исаак Ильич, почти все свое художественное творчество посвятил природе.
-
Мой любимый герой — Петя Ростов в романе Война и мир сочинение
Петя – младший сын семьи Ростовых. За свой светлый добрый характер и романтическую душу, он поплатился жизнью. Однако, его образ меня вдохновляет. Еще с детства он стремился пойти по стопам старшего брата, который начал учиться в военной академии.
-
Сочинение Война глазами детей
Война – это страшно, но страшнее может быть, только если в войне начинают принимать участие дети. К сожалению, многие народы были вынуждены участвовать в битвах и у всех имелись различные причины. Самые страшные войны
-
Сочинение по картине Портрет А.В. Касьянова Серова
Знаменитый русский художник Валентин Серов был выдающимся мастером портретной живописи. На своих картинах он изображал как известных современников, так и людей достаточно заурядных, чьи имена сегодня знают лишь историки.
-
Дело мастера боится сочинение по пословице 7 класс
Я много-много раз слышала эту пословицу: «Дело мастера боится». И только недавно поняла ее смысл. Помогла мне бабушка. В школе нам сказали принести на благотворительную ярмарку вкусную домашнюю выпечку.
-
Сочинение Самый холодный материк на Земле (Антарктиды)
Какой самый холодный материк на Земле? Конечно, это Антарктида. В переводе слово «Антарктида» означает «напротив севера». Эта холодная снежная долина была неизвестна вплоть до 1820 года,
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
23 ноября 2021 265568
Проходили 58813 раз
Тест: «Хороший Вы человек или злой?
HTML — код
20 февраля 2022 130543
Проходили 59392 раза
Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…
HTML — код
17 февраля 2021 196574
Проходили 76444 раза
Тест: Какой у тебя характер?
HTML — код
14 декабря 2021 39501
Проходили 8447 раз
Литературный тест: 20 вопросов по знаменитым книгам
HTML — код
15 января 2021 124134
Проходили 47962 раза
Тест на адекватность
HTML — код
15 февраля 2022 22522
Проходили 4422 раза
Тест: Великие русские писатели
HTML — код
23 марта 2021 160154
Проходили 58690 раз
Тест на умственную отсталость
HTML — код
2 января 2022 18785
Проходили 2793 раза
Тест: назовите имя великого композитора по портрету
HTML — код
18 февраля 2021 121972
Проходили 48101 раз
Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»
HTML — код
11 мая 2021 35934
Проходили 6571 раз
Тест: Волейбол
HTML — код
4 февраля 2022 67853
Проходили 23953 раза
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML — код
31 марта 2021 174582
Проходили 37009 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
27 января 2022 27122
Проходили 10599 раз
Большой тест на знание флагов мира
HTML — код
18 августа 2021 57744
Проходили 11576 раз
Тест: Приставки пре / при
HTML — код
11 июня 2021 104575
Проходили 43548 раз
Тест: «Я знаю Егора Крида!»
HTML — код
22 июня 2021 38192
Проходили 10330 раз
Тест: «В чем ваш талант?»
HTML — код
Как жанр, в котором работал художник, влиял на его успех
Имя могло затеряться и у светских художников, творивших с XVIII века.
В XVIII веке появляется Императорская академия художеств — её строят по образцу европейских академий. Одна из важных ее систем — академическая иерархия жанров.
Были жанры:
- высокие — историческая живопись, парадные портреты;
- низкие — бытовая живопись, пейзажи, натюрморты.
Это связано с особенностью классицизма. Классицизм — главный стиль XVIII века, который являлся художественной параллелью века Просвещения, когда считалось, что во главе всего стоит разум. Все подвергалось анализу. Настоящее искусство должно было изображать идеальный мир, так как искусство и само относится к миру идеального. А наш мир несовершенен. Искусство должно учить, назидать — как жить и развивать благодетели. Это и определило судьбу жанров.
Художники малых жанров известны нам в меньшей степени, хотя это не совсем верно.
Алексей Венецианов
Алексей Венецианов — известный художник из семьи греческого происхождения. Его семья переехала в Россию из Греции, но почему-то её членов называли венецианцами, что впоследствии превратилось в фамилию.
Сам художник родился уже в России. Он был из семьи купцов, его родители торговали растениями. Он помогал им и служил землемером в городском департаменте.
С детства любил живопись, брал уроки рисования. Писал в основном портреты и жанровые зарисовки идеализированной русской жизни.
В 20 лет он ушел со службы и переехал в деревню Сафонково тверской губернии, где прожил до конца своих дней, организовал художественную школу для всех, обучал деревенских детей. Эта школа получила название Венециановская. Из него вышел целый ряд художников, в том числе Сергей Зарянко (говорили о нем на прошлом уроке). Александр Алексеев — также ученик художника — изобразил мастерскую Венецианова.
Капитон Зеленцов
Один из самых известных учеников — Капитон Зеленцов. Хотя сейчас это не очень известный художник. Он был мастер интерьерной живописи, работал в жанре интерьерной живописи и в жанре книжной графики, был академиком перспективной живописи.
А здесь изображена мастерская художника Петра Басина. Именно за эту картинку Зеленцов получил звание академика императорской академии художеств.
Петр Басин
Петр Басин тоже малоизвестен, но в свое время он был очень популярен. Его портрет написал Орест Кипренский, который, в свою очередь, написал известнейший портрет Пушкина.
Корабль, который перевозил картину Басина «Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада» в Петербург попал в кораблекрушение. Картина была повреждена. Художник поехал в столицу, чтобы отреставрировать ее. Но по большей частью он поехал заниматься росписью Исаакиевского собора. Он делал и свои фрески и доделывал фрески за Брюлловым. Также он делал фрески Казанского собора. И написал множество портретов. Был преподавателем и воспитал многих художников. Также он выступал в качестве эксперта, когда для Зимнего дворца закупались коллекции искусств императорской резиденции. Обладал множеством наград. Но, увы, сегодня его имя не известно широкому кругу зрителей.
Так почему мы знаем Венецианова и Кипренского, но не помним Басина? Почему знаем одних, а не других?
Хотя в обеих группах были и талантливые и посредственные люди. Они могли работать в одних жанрах.
Увы, на этот вопрос нет ответа. Так распорядилась судьба. Но иногда все же причина известна.
Иван Тюрин
Пример — Иван Тюрин. Он работал и как фотограф, и как художник. То, что художник создавал портреты из дагерротипов, многим не нравилось. Искусством считалось только то, что создано человеком. Если при этом задействован любой механизм — это уже не искусство. Идея писать портреты с фотографии была и рекламным ходом.
Для того времени ателье Тюрина было очень популярным. Тюрин был очень востребованным художником, писал портреты императорских и высокопоставленных особ. Ниже изображена галерея портретов императорской семьи и высокопоставленных военачальников.
Почему же сегодня он почти никому не известен?
Художник рубежа XIX-XX вв., пишущий высокопоставленных особ, стал неизвестен, так как его жанр оказался, увы, не в тренде в советское время. Его просто посчитали неуместным и неудобным для соцреализма. Буржуазным. Враждебным. Его картин не было в учебниках, он нем не писались научные работы.
И его забыли.