Русская инквизиция: как наши предки боролись с ведьмами

Рубрика «волшебные существа зауралья». знаткие

Региональные поверья

Про некоторые места могли ходить слухи, что там встречаются колдуны. Так, согласно свидетельству из Калужской губернии, к двум засохшим дубам в окрестностях села «собираются со всех сторон колдуны, колдуницы и ведьмы для забав и игр». Эти дубы «получили такую крепость и силу, что ни один топор и ни одна пила не в состоянии отделить их от корня».

Рассказы о дубах или вязах, к которым в полночь слетаются колдуны, известны также в Нижегородской области. Местность вокруг такого дерева может иметь «демоническую» репутацию: «вокруг этого места люди плутали теряли дорогу, слышали здесь женский смех».

Часто особенную активность ведьм связывали с определенными датами или периодами. Согласно сообщению из Архангельской области, в новолуние колдуны с чертями устраивают пляски в бане: «говорят, в бане такие пляски там устраивались, дак это вообще, аж баня вот так ходуном ходила». По орловскому поверью, в новолуние ведьмы и колдуны подвязывают подбородок, «так как в новолуние черти у колдуна тянут бороду, а у ведьмы стараются вышибить зубы».

Имена покровителей каждой колдуньи и ведьмы

Самая известная покровительница ведьм и колдуний — Лилит
, первая жена Адама. Ее называют матерью всех ведьм. Известно, что Лилит была создана по образу и подобию Бога. Первая женщина получилась свободолюбивой и своенравной. Она считала себя равной мужчине, поскольку была создана так же, как и он. Адама это не устроило, Лилит была изгнана из Рая, а Адам получил новую жену – Еву, которая была создана из его ребра. Считается, что от Лилит и произошли ведьмы и колдуны.

Еще одна покровительница ведьмовства — это Геката
, богиня ночи, тьмы и магии. Современные ведьмы и сейчас проводят обряды в ее честь, пытаясь получить благословение темной богини. Они считают ее покровительницей женщин в целом, способной защитить каждую свою дочь от любой беды. По легендам, богиня ведьм путешествует по ночным дорогам, кладбищам и местам преступлений, а ее приближение предсказывает собачий лай без видимых причин.

Часто отождествляется с Гекатой Цирцея
, которая превратила спутников Одиссея в свиней, если верить греческой мифологии. Некоторые мифографы назвают ее дочерью Гекаты. Цирцею также считали богиней ночи, луны и колдовства.

Сплетни, слухи, домыслы с древних времен стали источником неких знаний. В придачу ко всему все «нажитые» знания передавались из поколения в поколение и исказились до такой степени, что страшно представить. Естественно истинные понятия кто такие колдуны и ведьмы
потеряли свое значение, а в некоторых случаях и просто стали равнозначны.

Носители тайных знаний

Алексей Корзухин. Крестьянские девочки в лесу (фрагмент). 1877. Пермская государственная галерея, Пермь
Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Издревле славяне верили, что мир населен злыми духами, которые могут проникнуть практически повсюду. Даже стены храмов не останавливали их. Считалось, что в поселениях бок о бок с обычными людьми живут полудемонические существа со сверхъестественными способностями. А стать таким мог любой: бес вселялся в человека против воли или по договору. Например, колдуны и ведьмы якобы вступали в сговор со злыми духами, чтобы получить свою силу. Бесовской дух по ночам покидал тело хозяина, превращался в животное или насекомое и вредил соседям.

Также славяне верили, что нечисть могла проникнуть в человека с едой и питьем — если она, например, хранилась в посуде без крышки. Чтобы избежать этого, блюда обязательно закрывали, а перед приемом пищи крестили рот. Нельзя было есть на ходу или в полночь, когда потусторонние силы особенно активны.

В деревнях «непростые люди» жили по соседству с селянами. Тайными знаниями, по мнению славян, владели и мастера — кузнецы, гончары, плотники и другие ремесленники, труд которых крестьянам было не так просто освоить. Конечно, за подмогой обращались ко всем — не только к кузнецам и плотникам, но и к знахарям, ведьмам. Внимательно слушали крики кликуш, пытаясь угадать в них некие смыслы, и звали на свадьбы колдунов: считалось, что это гарантирует молодым счастливую жизнь.

От подобного рода услуг многие века предостерегали крестьян ученые и священники. Однако вера в способности знахарей и колдунов была велика.

Обереги от ведьм и их действенность

С течением времени, о ведьмах и их силе ходили многие легенды и предания. Многие люди верили, что ведьмы обладают магическими способностями и могут наносить вред людям. В связи с этим, было разработано множество оберегающих предметов и ритуалов, которые должны были защитить от действий ведьм. Хотя на долю этих оберегов приходилась большая доля суеверия, некоторые из них все же считались действенными.

Один из самых популярных оберегов от ведьм был крест. Крест считался символом христианства и веры в Бога. Считалось, что ведьмы не могут противостоять силе креста и его воздействию. Люди часто носили кольца с изображением креста или вешали его на стены своих домов, чтобы предотвратить вторжение ведьм.

Еще один оберег от ведьм был приворотный кукол для отпугивания злых сил. Кукла изготовлялась из различных материалов и надевалась на ветку дерева или вешалась над кроватью. Верили, что ведьмы боятся кукол и не подходят к тем местам, где они находятся.

Также очень популярными оберегами от ведьм были звоны и колокольчики. Было принято повесить звонок на окно или дверь, чтобы предотвратить вторжение ведьм. Считалось, что звонок вызывает звук, который выталкивает злые силы.

Помимо этих оберегов, люди также применяли ритуалы и заклинания для защиты от ведьм. Например, ритуал с солью, который заключался в том, чтобы высыпать соль у порога дома или вокруг окон. Считалось, что соль образует непроходимый барьер для ведьм.

Однако, несмотря на все эти обереги и ритуалы, нельзя сказать с уверенностью, насколько они были действенными. Часто они скорее служили успокоением для людей, нежели реальной защитой от ведьм. Тем не менее, верования о силе этих оберегов продолжают жить и поныне.

Дурная слава плотников и печников

Не менее опасными считались и плотники. Они занимались непростым делом – созиданием. Однако в процессе работы могли серьёзно навредить обитателям жилища или владельцам мельницы. Плотники знали множество заговоров.

Если сумеет заказчик задобрить их – получит не только отличную вещь, но и успешное её применение. А в ином случае уповать на удачу не стоит. Нередко даже мельники ничего не могли сделать с мельницей, отремонтированной обиженными плотниками. Именно поэтому их старались всячески задабривать и угощать, честно рассчитываться за проделанную работу.

Плотники знали множество заговоров, их не стоило обижать.Николай Петрович Загорский «Плотник», 1877 годМестонахождение: Северо-Осетинский художественный музей, Владикавказ, Россия

Дурной славой пользовались печники и каменщики. Практически в каждом селении могли указать на заброшенный дом, в котором своеобразно пошутили печники. Жить в нём было невозможно, так как печь дымила, не оставляя и капли свежего воздуха.

Если печник на кого-то был зол или не получал оговорённой оплаты, он мог с лёгкостью сделать так, что в ветреную погоду из печи доносились стоны и вой. Конечно, хозяев дома подобное звуковое сопровождение радовало мало. А порой и вовсе говорили, что так печник в дом чертей впускает.

Почти в каждом селении был заброшенный дом, в котором нельзя жить из-за дымящей печи / Анатолий Максимов / fotokto.ru

Обереги

В традиционной культуре существует масса способов уберечься от порчи и ликвидировать вред, если порча уже наведена. Поскольку последствиями порчи могло считаться практически любое заболевание или травма, методы снятия порчи иногда мало чем отличались от методов народной медицины (умывание, сбрызгивание водой, заговоры, лечение при помощи трав и т. п.). Большое значение имеет немедленное удаление, уничтожение предметов, при помощи которых порча была наведена. Чаще всего эти действия не носят чисто механический характер, а погружены в мифо-ритуальный контекст: к предметам, через которые наведена порча, не следует прикасаться голыми руками, узлы нельзя развязывать, свертки — раскрывать.

Согласно сообщению из Московской губернии, глиняный ком с волосом покойника, при помощи которого была наведена порча, следовало растереть в пыль, пережарить на огне, отнести в двенадцать часов на перекресток двух земель и бросить в речку, затем уйти на оглядываясь.

Для защиты коров от ведьм, ворующих молоко, сыпали около порога крестообразно льняное семя, подпирали осиновым поленом дверь в хлев или забивали посреди двора осиновый кол, вешали на ворота выдернутый с корнем чертополох (дедовник). Оберегами от колдунов могли служить нитка бисера на груди или тканый пояс, надетый на голое тело.

Для защиты от вéщиц, ведьм-людоедок, муж должен был ночью класть на свою беременную жену руку или ногу, сама беременная женщина должна была подпоясываться мужниным поясом, надеть мужские штаны или положить их под подушку; «закрестить» окна и двери.

Согласно сибирским поверьям, при столкновении с ведьмой или колдуном в животном облике нередко предписывается ударить его наотмашь или палкой по его тени. При виде вещицы под видом сороки, сидящей на крыше, следовало разорвать на себе рубашку, разломить вилы или липовую палку без коры (лутошку) — после этого вещица упадет на землю в своем человеческом обличье, обнаженная, и будет просить пощады — «и в это время что угодно можно делать с ней».

По материалам книги «Русская фольклорная демонология»

Заказать: МИФ / Читай-город / Озон / Wildberries

Обложка поста — 

Колдуны – добровольные и невольные

В старину верили, что среди людей есть те, кто вступает в сговор с нечистой силой, преследуя самые разные цели. Для кого-то, как я уже сказала, это был смысл жизни (как же колдуну жить без нечисти?), кто-то стремился обрести особенные способности, а кто-то наладить своё профессиональное дело (но это касалось не всех профессий).

О последнем случае расскажу чуть позже, а первым делом начнём мы знакомство, пожалуй, с колдунами. Они, как верили, имели наиболее тесные отношения с тёмными духами и потусторонними “обитателями”.

Колдун в силу своей деятельности обязательно вступал в контакт с нечистьюАндрей Шишкин «Чужой», 2009 год / a-shishkin.ru

Колдуном, как рассказывали, человек мог стать двумя способами – родиться уже таковым или добровольно приобрести соответствующие навыки Конечно, для становления колдуна требовалась “основа”. Если задатков нет – ничего не выйдет, даже если заучишь все заговоры. Колдовские способности передавались в третье поколение, причём пол ребёнка значения не имел.

Существовали также колдуны невольные, но они, если верить легендам, встречались крайне редко. Как же они появлялись? Всякий человек, общающийся с нечистью, знал, что земля просто так не примет его тело. Чтобы спокойно умереть и быть погребённым по всем правилам, ему следовало найти того, кому он сможет передать свою силу.

Колдунов боялись и в то же время уважали.Всеволод Борисович Иванов «Одинокий волхв», 2006 год

Чаще всего эти способности отдавали внукам или ученикам, однако бывало и так, что совершенно незнакомый, посторонний человек становился жертвой старого колдуна. В этом случае он сам становился невольным колдуном.

Если же человек добровольно хотел стать колдуном и чувствовал в себе на это силы, он вступал в сговор с нечистью. Отдавая взамен свою душу, он получал помощь самых разных тёмных духов и чертей, которые и помогали, и мешали ему. Как поговаривают, часто эти “чертенята” требовали более сложных заданий, а потому колдун должен быть постоянно пребывать в действии.

Андрей Алексеевич Шишкин «Заклинание», 2008 год / a-shishkin.ru

Имена колдуний из других стран

Мифология разных стран полна историй о женщинах, практикующих магию. Так, Калипсо
, если верить мифам об Одиссее, была нимфой, живущей на острове посреди океана. Известно, что она на протяжении семи лет удерживала Одиссея в своем доме. Он тосковал по жене и детям, но не мог отвергнуть любовь прекрасной нимфы. Современные ведьмы предполагают, что Калипсо была одной из самых сильных ведьм Греции.

Медея
, по легендам Древней Греции, волшебница, которая помогла Ясону завладеть Золотым Руном. Она знала рецепты колдовских зелий и другие тайны колдовства, умела исцелять раненых и расправляться с врагами, которые пытались помешать благополучию ведьмы. Некоторые версии легенд называют Медею жрицей Гекаты, иногда даже ученицей богини ночи. Еврипид писал, что Ифигения была жрицей Гекаты и могущественной чародейкой.

фото белой ведьмы Люси Кавендиш

Люси Кавендиш
— белая ведьма из Австралии. Она связала себя с магией в 1987 году, а в 1993 году Люси Кавендиш выпустила журнал о ведьмовстве. В 2001 году о ней уже знал весь мир, и в настоящее время она дает мастер-классы, набирает учеников, занимается выпуском медитационных записей, карт Таро, а также книг по магии. Таро от Люси Кавендиш пользуется большим успехом по всему миру.

Лори Кэбот

Одной из известных салемских ведьм современности считают Лори Кэбот
, автора множества книг о колдовстве. Она прошла посвящение в колдуньи в шестнадцать лет. Ее книга «Сила ведьм» многим открыла глаза на то, кем на самом деле являются светлые ведьмы. Лори Кэбот официально боролась с суевериями, которые стали последствиями преследования людей, подозреваемых в колдовстве в Салеме. В 1977 году ей присвоили титул официальной ведьмы Салема.

Бриджет Бишоп (фильм)

Знаменитая ведьма из Салема Бриджет Бишоп
жила во времена сжигания людей на кострах. Она была владелицей нескольких таверн, вдовой с неплохим состоянием. Поэтому сейчас принято считать, что Бриджет Бишоп была обвинена в колдовстве с целью получения прибыли городской властью. Агнесса Сэмпсон из Шотландии была обвинена в колдовстве и сожжена на костре. Под пытками она выдала сообщниц. Сохранилось имя одной из них — Анна Колдингс.

Каэль Мерри
из Нидерландов после обвинения в колдовстве изгнали из города. Местные судьи пожалели обвиненную в порче детей, животных и коровьего молока женщину и спасли ее от пыток и казни. Однако вскоре после ухода из города ее выследили и утопили в реке. Еще одна колдунья из Нидерландов была повитухой. Ее обвинили в порче и убийствах нерожденных младенцев и приговорили к казни через повешенье. Энтьен Джиллис подвергли пыткам, в результате которых она выдала больше 60 сообщников.

Как становились ведьмами

Чаще всего таланты потенциальной ведьмы останавливались на бытовом уровне, но иногда такая девушка попадалась в поле зрения ведуньи, ищущей помощницу. Ведьмами-ведуньями обычно становились по наследству, однако если женщина владела этим искусством, но не имела потомства для обучения, то она заранее присматривала постороннюю девушку и посвящала её в свои секреты.

Было строго определено, что подобные тайны не должны попадать в руки недостойных, злых или неподготовленных людей. Поэтому ведунья могла устроить кандидатке незаметный «тест» на доброту. Это, кстати, очень ярко отражено в русских народных сказках, когда мудрая «баба-яга», или старик-волшебник, просит о чём-то красну-девицу. Положительная героиня никогда не отказывает в безвозмездной помощи от чистого сердца, и в результате получает достойную награду – не за помощь, а за доброту. В сказках нередко присутствует и отрицательный персонаж – злой и завистливый, который отказывается помочь, не видя в этом выгоды, и бывает наказан.

О пастухах и царях

Вполне невинное занятие пастухов народ также связывал с нечистой силой. Большую часть своего времени пастух проводил в полях и лесах, а значит, для удачного выпаса должен был заручаться помощью лесных духов.

Как поговаривали, порой пастухи обещали Лешему корову или овцу, если тот поможет уберечь всё стадо от диких зверей и несчастий. Кроме того, опытные пастухи могли быстро найти потерявшееся животное – считалось, что это они делали с помощью тех же нечистых сил.

Если пастух терял корову из стада, то Леший помогал ему быстро её найти / mifolog.com

Ну и напоследок хочу отметить, что не только обыкновенные люди, но и русские правители порой приобретали славу “знающихся с чёртом”. В летописях рассказывается о князья-оборотнях, умевших обращаться в волка или орла. Даже известных царей не обошла людская молва.

К примеру, Ивана Грозного считали “непростым” правителем. Известно, что он любил окружать себя колдунами и знахарями, а оттого и говорили, будто государь вступил в сговор с нечистью.

К таким же царям причисляли Бориса Годунова, Лжедмитрия Первого, Алексея Михайлович, Петра Великого. Вряд ли кто-то из них действительно имел отношение к колдовству, но все эти личности были весьма неординарными, а также оказали влияние на многие аспекты жизни людей – в том числе и религии.

Язэп Драздович «Чародей-оборотень Всеслав Брячиславич, князь Полоцкий», 1923 годМестонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Белоруссия

Как несложно убедиться, стать обвинённым в сговоре с нечистью в старину мог практически каждый. Конечно, большая часть преданий о колдунах, ведьмаках и мельниках принадлежит к выдумкам, но всё равно стоит задуматься.

Уж слишком много подобных историй встречается у самых разных славянских народов. Разве всё мы знаем о мире, что нас окружает? Конечно, нет. Всего не знали и наши предки, но, быть может, они сохранили для нас вот такие своеобразные “послания” в преданиях и народных поверьях?

Признаки возможной ведьмы-ведуньи

Сама потенциальная ведьма могла и не догадываться о своих особенных свойствах. Она просто жила в гармонии с природой. Но существовал набор признаков, по которым можно было её распознать.

В деревнях было известно, что начало общей женской работы нельзя доверять кому попало. При «зажинках» — когда все женщины деревни начинали жать хлеб – заранее договаривались, кому сжать первый сноп. Если это делала женщина с «тяжёлой» рукой, то всем после этого не везло: можно было повредить спину, порезаться серпом, подвернуть ногу. А после «зажинки», выполненной девушкой с благоприятной энергетикой, общая работа протекала легко и весело, и впредь именно её просили «зажинать». Это был один из признаков потенциальной «ведуньи».

Девушка с задатками ведьмы понимала людей и животных, находилась с ними в ментальном контакте, сопереживала им и могла определить причину их недомогания.

На деревне всегда замечалось также, если какая-нибудь из молодых поселянок способна предупреждать о важных событиях, давать неожиданные, но правильные советы, влиять на погоду. Кроме того, такая девушка могла иметь незаурядные способности к рукоделию – например, придумывать новые красивые узоры, или умение сочинять и петь песни-былины. Однако же если её кто-то обижал, то суровое наказание приходило со стороны, часто случайно, и без участия самой пострадавшей. Это считалось защитой самой Матери-Земли.

Суды над ведьмами в России

В России, подобно другим странам Европы, были проводимы суды над ведьмами. Однако, в отличие от Западной Европы, в России подобные суды не были такими массовыми и широкоизвестными.

Первые случаи судебных преследований ведьм были зафиксированы в России в XIV-XV веках. Однако активное преследование их началось в XVI веке во время царствования Ивана Грозного. Жалобы на ведьм были воспринимаемы серьезно, и с двора царя регулярно посылались указы о преследовании этих несчастных женщин.

Суды над ведьмами в России обычно проходили в рамках судебных процессов по делам о колдовстве. Ведьмы обвинялись в использовании магии для нанесения вреда другим людям, например, вызывая болезни или умиротворяя климат. Их обвиняли также в сотрудничестве с дьяволом и дурничестве, что считалось тяжким преступлением.

При обвинении ведьм, доказательства часто основывались на показаниях свидетелей, часто подвергавшихся пыткам. Сам факт общения с дьяволом или наличия с кем-то «сверхъестественного» был воспринимаем как признак ведьмы. В итоге, многие женщины были осуждены и казнены.

Ведьмы, обвиняемые в таких деяниях, нередко подвергались пыткам с целью выявления признаков «сотрудничества с дьяволом». Одним из методов пыток было применение «особого кресла», на котором ведьму сажали и прокалывали иглой части тела. Без сомнения, эти методы преследования ведьм были жестокими и бесчеловечными.

В ходе судов над ведьмами в России принимались решения о различных видах наказания. Некоторые ведьмы были приговорены к казни, наиболее распространенными методами стали сожжение на костре или утопление. Другим женщинам приходилось носить постыдное платье и отработать свои грехи покаянием и исправлением.

Суды над ведьмами в России продолжались вплоть до XVIII века, хотя их масштабы и значимость были несравнимы с событиями в Западной Европе. Документальных источников и записей о российских судах над ведьмами осталось сравнительно мало, и они нередко заполняются легендами и мифами. Однако, это не умаляет факта того, что на Руси также были проведены суды над женщинами, обвиняемыми в колдовстве и сотрудничестве с дьяволом.

Классификация колдунов

На Руси существовала особая каста людей, занимающихся черной и белой магией. Тайные знания хранились строго в секрете и передавались исключительно по наследству – от матери к дочери и от отца к сыну.

Ворожеи

Так называли женщин, исцеляющих или насылающих болезни с помощью воды, масла, трав, вина. Считалось, что они общаются с дьяволом, заключают с ним договор и получают всевозможную помощь в своих темных делах. После смерти кудесницы завещали своим родным или друзьям магическую книгу. Считалось, что человек, который возьмет за руку умирающую колдунью, получит ее силу. Но вместе с даром он обретал и грехи умершей.

Если силу передать не успевали, то после кончины, облаченные в саван, ворожеи приходили в полночь за магической книгой. Домочадцы, чтобы избавиться от незваного гостя, читали специальные молитвы и приглашали священнослужителей, чтобы окропить помещение.

Некоторые колдуньи портили свадьбы, пугали гостей или молодоженов. Ссорили жену с мужем, забирали мужскую силу у жениха. Рассыпали на дороге порошок, задерживая свадебных лошадей. Сделать это они могли в отместку за личную обиду или по просьбе недоброжелателей.

Заколдованные ворожеями женщины плакали, били себя, подражали голосам животных, особенно собак и кошек. Выкрикивали имена ведуний, которые наслали на них порчу. Для снятия негативной магической программы вызывали других магов, называемых отговорщики, платили им деньги.

Ведьмы

В дохристианский период так назывались «мудрые женщины», как правило, старухи. Люди верили, что с помощью мазей и кувырков через 12 ножей они превращались в птиц и зверей: сорок, волков, свиней. Могли стать снопом сена. Перевоплощались старухи и в других людей, чинили зло своим соседям, а иногда и близким. Таких существ называли оборотнями. В некоторых губерниях верили, что после убийства медведицы под шкурой находили бабу в сарафане.

Волхвы

На Руси так называли знахарей, чародеев, ведунов. Как правило, это были приближенные правителей и знатных особ, с ними советовались о делах государства, прислушивались к их предсказаниям.

Слово «волхв» со старославянского переводится как «бормотать или невнятно говорить». По легендам эти чародеи умели лечить, предсказывать будущее, проводить различные ритуалы. Считалось, что они могут предсказывать погоду, управлять затмениями и даже воскрешать умерших.

Во времена язычества волхвы обладали определенным авторитетом среди людей, но с приходом христианства на Русь, постепенно кудесники стали изгоями, преступниками, вероотступниками. Волхвов сжигали на кострах, а ведьм за колдовство закапывали по грудь в землю. Особенно худо приходилось всем чародеям в годы засухи и мора. Их преследовали и обвиняли во всех бедах.

Знахари

Долгое время знахарей приравнивали к колдунам и ведьмам. Но если последних боялись, то знахарей уважали. На Руси эти люди играли роль врачей, излечивая больных травами, молитвами или заговорами. Из своих манипуляций они не делали тайны, действовали открыто. Лечение начинали с прочтения молитвы и обращению к святым целителям.

Дока – человек в Древней Руси, способный снять порчу, исцелить, никому и никогда не приносящий вреда. Отсюда пошло значение русского слова «дока» — мастер своего дела.

Чернокнижники

Колдунов, причиняющих вред человеку своими действиями, называли чернокнижниками. По преданиям, они пользовались заговорами, проводили ритуалы, изготавливали колдовские зелья, общались с темными силами. Руководствовались при этом особыми рукописями и книгами. Отсюда и пошло название чернокнижники. Хотя многие из них были обыкновенными целителями.

Описание колдунов в славянской мифологии

В детстве нам читают сказки, в которых фигурирует Баба-яга. Этот персонаж народного творчества имеет прямое отношение к колдовству. Бабуля, живущая вдали от народа, согласно сказкам, умеет добывать информацию из пространства, владеет волшебными вещами. Основной ее чертой является страшная злоба на весь белый свет, то есть простой народ.

Считается, что свой колдун или ведьма были почти в каждом селении. Заполучить такой сомнительный талант можно по своей воле или насильно. Иногда колдуны — это неосторожные люди, случайно принявшие особые способности. Так, согласно сказам и поверьям, ведьму не пустят в мир мёртвых, если она не отдаст чародейского дара тому, кто остается на земле. Иногда они подбирают и воспитывают учеников. А бывает, что приходится наделять сверхспособностями первого встречного. Для этого достаточно только дотронуться до человека. Маги ходят среди людей, опустив голову, поглядывая искоса. Они способны общаться с животными и даже превращаться в них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: