Почему пал трон романовых?

Александр михайлович романов — традиция

Американское турне

Новый Свет произвел на великого князя неизгладимое впечатление. Он побывал в Нью-Йорке, Питтсбурге, Колумбии, Филадельфии, Айове, Каламбусе, Чикаго, Ричмонде, Детройте и других городах. Везде встречал живой интерес к своим лекциям о «Религии любви», получал массу писем. Свои впечатления изложил в письме к дочери:

«Здесь читал в университете Колумбии, и двумстам человекам было отказано за неимением мест. У меня, слава богу, нет боязни толпы, так что меня не смущают большие аудитории, в Филадельфии было 3200 человек, в большом театре, и потом масса вопросов, это я люблю, когда люди спрашивают объяснение того, что не поняли. Больше всего мне было приятно в университете в Айова-Сити, там я читал перед 1300 студентами обоего пола, и так хорошо слушали. Вот-с, как видишь, твой папка пошел по новому пути, который стар как мир»9.

Быть в форме помогали великому князю, по его словам, «потусторонние друзья»…

Для Александра Михайловича не имело значения, кто приходил на его лекции, граждане какой страны, ведь Евангелие не знает «ни эллинов, ни иудеев». Но он не без раздражения писал дочери о том, что русские в Америке относятся к «Союзу Душ» с полным равнодушием. Сандро объяснял это предвзятым мнением соотечественников о членах династии. Вместе с тем в его словах проскальзывает и обида на ту критику, которая лавиной обрушилась на членов династии накануне Великой русской революции: «Наши бедные русские… как подобает настоящим русским, всегда в протесте, вот если бы я кутил и вел себя неподобающе, они были бы в восторге, а так им не за что зацепиться, и они в отчаянии»10.

Эту же мысль, но в других образах, Александр Михайлович изложил в письме полгода спустя:

«Я всегда говорю, что для русских мы, великие князья, смесь идола с идиотом, от этого понятия они не могут и теперь отвыкнуть, все эти монархисты хуже большевиков»11.

Американская культура, непохожая ни на русскую, ни на европейскую, великому князю нравилась, хотя и наводила на размышления, а блеск американского светского общества и свобода, о которой он так мечтал, завораживали. Любитель казино и женщин, Сандро останавливался в роскошных особняках американских богачей и с удовольствием блистал на ужинах, устроенных в его честь. Наблюдал он и за жизнью простого народа. В отличие от русских, которым черт «когтями своими в шею вцепился», американцы, по его мнению, стремились к духовности: «Несмотря на то что народ сильно падок до доллеров (здесь и далее стилизованные слова автора письма. — Авт.), и за богатством все стремятся, а все же души у них истосковались по истине, ищут, родимые, правды, хотят понять, в чем жисть, в чем смысл и в чем цель»12.

Впрочем, не ускользнули от его внимания ни джаз, ни откровенные женские наряды, едва прикрывавшие наготу, ни сухой закон, вводившийся с 1919 г. Нетрудно представить, как русский великий князь, которому перевалило за 60 лет, отплясывал чарльстон на какой-нибудь американской вечеринке:

«Черти эти хитрые, дабы американский народ себе подчинить, выдумали ритму, и ритму эту они на жазах играют, а как заиграют, так все, и стар и млад, в пляс пускаются, и непременно норовят это, женщину подцепить, а потом известно, что творится; это выходит вроде наших хлыстов, только у нас они в тайне сбирались и свинство творили, а тут публично, совсем до крайности не доходят, но доводят себя до точки, а потома домой, и там ужо в настоящую. Да, соблазнов здесь сколько хотите, и радуемся мы, что ты, Иринушка наша, не с нами. Если бы ритмы не было, еще жить можно было, а то, как огни зажгут по фонарям, так эта ритма и в домах, и на улицах, ну и, конечно, хошь не хошь, тянет тебя туды, все же и мы люди»13.

«Жазы», по-видимому, сопровождались употреблением спиртных напитков. Так, когда мороз в Нью-Йорке опустился до 7 градусов и «уши защипало», вспомнилось великому князю о России-матушке и выпить захотелось, чтобы согреться. Несмотря на сухой закон, хорошо знакомый Сандро по Первой мировой войне, и отсутствие алкоголя в продаже, были способы его достать: «Этого добра тута нема, прогибиция (запрет на алкоголь. — Авт.) царствует и не дозволяет пить, где эта самая баба американская царствует, не сказывают, в тайне держут, но все с ней брешут, кто уважает, кто нет… Пьянство большое идет, говорят, пьют тайно, это може быть так, только пьяные все наяву»14.

Может, он видел в этом что-то от русского раздолья?

Курортный городок Рокебрюн на Лазурном Берегу Франции, на кладбище которого похоронен великий князь Александр Михайлович.

На Лазурном Берегу

Александр Михайлович настолько органично чувствовал себя в Северно-Американских штатах, что планировал возвращаться туда снова и снова. Даже свои воспоминания о жизни в России он впервые опубликовал именно в Америке (заставив сильно нервничать членов своей семьи, которые беспокоились о том, не была ли в воспоминаниях скомпрометирована августейшая фамилия). Однако в начале 1930-х гг. его здоровье стало ухудшаться — неисправимый жизнелюб Сандро заболел раком. Скончался он в 1933 г. и по православному обычаю был похоронен на кладбище курортного городка Рокебрюн на Лазурном Берегу Франции.

Великий князь Александр Михайлович никогда не был водителем парижского такси, как не были и другие его родственники голубых кровей. Он ценил полученную свободу и за пределами России нашел возможность для самореализации, пусть и сомнительную, с точки зрения многих его современников. Как писал под конец жизни в своих воспоминаниях великий князь, годы эмиграции были одними из самых счастливых в его жизни15.

1. Гусефф К. Русская эмиграция во Франции: социальная история (1920-1939 годов). М., 2014. С. 13.

2. Подробнее о фонде: Петрушева Л.И., Зарембо Н.Г. Архивы представляют // Отечественные архивы. N 4. 2015. С. 121-125.

3. Экштут С.А. Штормовые вахты великого князя // Родина. 2018. N 6. С. 50-55.

4. ГА РФ. Ф. 1841. Оп. 3. Д. 19. Л. 1.

5. ГА РФ. Ф. 1841. Оп. 3. Д. 45. Л. 4.

6. Там же. Л. 21, 23.

7. ГА РФ. Ф. 1841. Оп. 3. Д. 19. Л. 40.

8. L Union des Ames // Le Gaulois. 1923. 1 Mai. P. 1-2.

9. ГА РФ. Ф. 1841. Оп. 3. Д. 19. Л. 73-73 об.

10. Там же. Л. 73.

11. Там же. Л. 75.

12. ГА РФ. Ф. 1841. Оп. 3. Д. 20. Л. 23.

13. Там же. Л. 22

14. Там же. Л. 23.

Интересные факты о жизни Александра Невского

Такая легендарная личность, как князь Александр Невский ещё при жизни обрастала разными домыслами. Утверждалось, что воевода обладал таким громовым голосом, что кони приседали от испуга. В документах той эпохи можно было встретить описания битв, где утверждалось, что русский князь был заговорённый и его не брали ни меч, ни копье, ни стрела. Конечно это вымысел, но доля истины в этом есть.

Все рейды княжеской дружины совершались быстро и энергично. Так шведы приплыв на Неву и Ижору разбили лагерь и расположились на отдых. Молодой князь стремительно налетел на них и одержал почти мгновенную победу. Такой быстрой тактики воевода придерживался и в дальнейшем.

https://youtube.com/watch?v=lqbfcbSgUGs

Битва на Чудском озере

Одно из событий, связанное с Александром Невским, до сих пор вызывает споры. Это ледовое побоище на Чудском озере в апреле 1242 года. В сражении участвовала рать Александра Невского, а противниками были конные рыцари, и отряды пехоты. В летописи, которая была написана несколько десятилетий спустя, красиво описывается, как русские дружинники семь вёрст гнали псов-рыцарей по льду озера, загнали их на тонкий лёд и рыцари вместе с конями и тяжёлым вооружением стали тонуть.

На основании археологических раскопок и тщательного изучения всех доступных документов той эпохи стало ясно, что огромной и кровопролитной битвы не было. Схватка была, и русские победили, но масштабы сражения были сильно преувеличены. Если верить летописи, то в самый разгар битвы, из-за облака появилось небесное ангельское воинство во главе с Архистратигом Михаилом. Так же была сильно преувеличена численность рыцарей и подчинённого им войска. Главное в том, что независимо от масштабов битвы русские одержали очередную значительную победу.

Главные победы великого князя Александра Невского

  • Разгром шведов на Неве
  • Поражение литовских князей
  • Финский поход
  • Схватка с рыцарями на Чудском озере

Князь Александр Невский сыграл важнейшую роль в истории русского государства. Он за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, что говорит о таланте настоящего стратега и полководца. Он был единственным правителем, который не пошёл на союз с католической церковью. За воинские доблести и спасение Руси, князь, принявший перед смертью монашеский постриг, был причислен к лику святых. Это произошло в 1547 году, а в 1710 году в его честь была основана Александро-Невская лавра.

В 1725 году был учреждён орден Святого Благоверного Князя Александра Невского. В соответствии с девизом ордена «За труды и отечество» им награждались как военные, так и гражданские лица. После 1917 года орден был упразднён и восстановлен в новом облике 29 июля 1942 года. По статуту ордена им награждались за военные подвиги при борьбе с внешним врагом. После окончания Великой Отечественной Войны не было ни одного награждения этим орденом. В 1991 году советские награды были отменены.

Меч Александра

Особый интерес у современников и потомков всегда вызывал меч Александра, наделяемый в преданиях некими мистическими свойствами, ведь Александр не проиграл в жизни ни единого сражения. Точных данных о его внешнем виде, весе и характеристиках не сохранилось, но для сравнения можно сказать, что среднестатистический меч той эпохи весил порядка 1,5 кг. Сказание же гласит, что во время Невской битвы, атакуя врага, князь занес над ним меч и все увидели, что от оружия исходит свет. Можно предположить, что Александр и его армия находились лицом к солнцу, так что свет был отражением солнечного луча. Тем не менее, победоносное оружие князя приобрело статус легендарного, и было помещено после битвы в дом старейшины Пелгусия (того самого, который первым заметил у берегов Невы вражеские корабли).

Константин Васильев. Русский витязь

После пожара в здании меч восстановить уже не удалось. Однако позже, в XVIII веке при раскопках, монахи нашли осколки этого меча. Когда здание возводилось заново, обломки оружия были закопаны под фундамент. Считалось, что меч должен был защищать возводимую церковь от бедствий. Примечательно, что с тех пор с постройкой действительно так ничего и не произошло.

Во время октябрьской революцией документы храма были полностью сожжены, но сохранилась небольшая рукопись Андрея Ратникова — белого офицера. В документе он описывал и сам меч Александра Невского, а предсказание, что Россия будет несокрушимой до тех пор, пока меч князя хранится в родной земле.

Горбунов Константин. Александр Невский

* * *

Наша современность совершенно по-иному поставила проблему эмиграции. Дилемма Курбского состоит в том, утверждает К. Плешаков, что он стал первым политическим эмигрантом. «Можно ли вообразить что-нибудь худшее для страны, чем тирания Ивана IV?», которая и спровоцировала бегство Курбского. К. Плешаков напоминает к тому же, что и сам Иван IV был не чужд мыслей об эмиграции и «на всякий случай попросил политического убежища в Англии».

Нет сомнений в том, что Иван IV не только «затворил царство русское как во аде твердыню» , как пишет Курбский, но и поставил страну на грань настоящей катастрофы. «Курбский был прав, потому что он восстал против ложного мышления той поры и в этом и есть смысл писательства» .

Мог ли Курбский что-либо изменить в политической ситуации, оставаясь в стране? Опричный режим исключал такую возможность. Значительно больше пользы отечеству он принес своими произведениями, в которых открыто разоблачал политику Ивана IV, открывая глаза современникам на ее истинное содержание.

Надо отметить, что князь Андрей не желал поражения своему отечеству, он разоблачал тирана и тиранический политический режим, который считал губительным для России. «Нравственное падение государя и начавшиеся вслед за тем кровавые сумасбродства и произвол, из-за которых страна оказалась на грани катастрофы, и были одной из основных причин его творчества» — следует добавить, и побега.

Н.И. Костомаров утверждает, что бежать Курбскому приходилось «от крайней необходимости спасать свою жизнь, которой угрожала безумная прихоть тирана, в этом случае вина падает на мучителя, а не замученных. Мучительства производили бегства, а не бегства и измены возбуждали Ивана к мучительству» .

Прошли века, и мы сами стали свидетелями «гибели неповинных» и по-иному взглянули на проблему эмиграции.

В сталинскую эпоху кровавых репрессивных волн 30—40-х гг. XX в. бежать возможности не было, а если редко кому и удавался побег, то и за рубежом вездесущая рука ГБ настигала его и все, как правило, оканчивалось смертью (Ф. Раскольников, Л. Троцкий и др.). Может быть, поэтому люди не были так смелы и не пытались обличать новоявленного кровавого тирана? И уж совсем неизвестны случаи, когда бы люди заступались за других и ручались за них не только словом, но и всем своим имуществом, как это было в правление Ивана Грозного. (Так, за князя И.Д. Вельского в качестве заступников-поручителей выступила большая группа бояр во главе с троицким игуменом Артемием.)

В хрущевские времена, когда подвергалось преследованию инакомыслие, к эмиграции стали относиться как к единственному способу избавиться от гонений на родине. К сожалению, еще Иван Тимофеев осуждал соотечественников за то, что они, «как бы ничего не зная, покрывшись бессловесным молчанием, как немые смотрели на все случившееся», не смея возразить против «невинных погибели». Такое поведение Тимофеев характеризовал как глубоко безнравственное и утверждал, что Бог обязательно «покарает людей, когда народ не находит мужества прекратить злодейства» .

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в творческом наследии А.М. Курбского дана последовательная критика тиранического политического режима и всей суммы опричных мероприятий Ивана IV и высказана надежда и желание скорейшего уничтожения подобных «порядков». «И не надейся, — писал он царю, — что я буду молчать, до последнего дня моей жизни буду беспрестанно со слезами обличать тебя», потому что тяжкий путь изгнанничества (а не добровольного отъезда. — Н.Э.) выбрал «ради величайших дел» . Этим величайшим делом князь считает критику и развенчание тиранического режима Ивана IV.

В истории политических и правовых учений князь А.М. Курбский выступил как мыслитель, давший не только обстоятельную критику тиранических политических режимов и неограниченных форм правления, но и выдвинувший позитивные предложения, единственно возможные для реализации в тех условиях. В качестве составных элементов его программы следует воспринимать и реформы 1550-х гг., проведенные с его участием. Наилучшей формой правления для России он несомненно считал сословно-представительную монархию.

В «Истории о великом князе Московском» наиболее ярко представлена эта трагическая эпоха, свидетелем которой он был и которая и обусловила его политико-правовой идеал и личную судьбу.

Читать далее

Спиритизм

Феликс Юсупов, известный своим участием в убийстве Григория Распутина, не понаслышке знал, к чему могут привести заигрывания с потусторонним миром. Впрочем, знали об этом и другие Романовы — увлечение спиритизмом было распространенным явлением среди русской элиты и творческой интеллигенции. Феликс признавался: «Спиритизм хуже всякого опиума или эфира. Сначала думаешь, что все это ничего, а постепенно и незаметно так во все это втягиваешься, что уже после совершенно не в состоянии без этого жить… Не забывайте историю Александры Федоровны, она, кажется, довольно поучительна»6.

Однако Александра Михайловича было уже не остановить. Одно за другим он посылал дочери письма с красочными рассказами о спиритических сеансах с некими парижскими друзьями, на которых он периодически общался со злыми и добрыми духами и даже вызывал на связь своих братьев, расстрелянных 24 января 1919 г. в Петропавловской крепости.

Интересные факты[править | править код]

  • Император Александр III считал Великих князей Михайловичей евреями, так как жена Михаила Николаевича, их мать Ольга Фёдоровна, была еврейской крови.
  • По утверждению Н. Н. Берберовой, в бытность управляющим торговым мореплаванием Александру Михайловичу было явление духа сирийского провидца Алкахеста, предсказавшего Великому князю революцию и то, что он сядет на престол вместо Николая II. Публицист О. А. Платонов приводит схожие сведения: что Александр Михайлович получил «потустороннее указание» на то, что в России должна произойти революция, что ему предстоит при этом сыграть ту же роль, какую играл Людовик Филипп в момент французской революции 1830 года и взойти на российский престол, для чего необходима оккультная поддержка всемирных тайных обществ и, прежде всего, масонских лож.
  • Подобно своему брату Великому князю Николаю Михайловичу и Великому князю Николаю Николаевичу Младшему, Александр Михайлович, будучи информирован о заговоре против своего двоюродного племянника, ничего не сообщил о нём ни царю, ни царице.
  • Публицист О. А. Платонов приводит в одной из своих книг якобы обращение Александра Михайловича в сентябре 1922 года к «АНТИХРИСТАМ (большевикам и жидовствующим русским)», но не приводит первоисточника сей публикации.

Краткая биография

В каком году родился Александр Невский доподлинно известно, но точная  дата рождения остаётся под вопросом. По одним данным он родился 13 мая 1221 года, а другие источники называют дату 30 мая. Александр появился на свет в городе Переславль-Залесский, который находится недалеко от Ярославля, где жил и княжил его отец. Князь Ярослав Всеволодович впоследствии займёт престол Владимирского, а затем и Киевского княжества.

Мать Александра, Ростислава, так же была знатного происхождения. Она дочь торопецкого князя, а её матерью была дочь половецкого хана. Поэтому в жилах Александра Невского, кроме русской крови, текла кровь степных кочевников – хитрых, но отважных воинов. Будущий великий полководец был вторым ребёнком в семье, но его старший брат Фёдор умер в тринадцатилетнем возрасте. Всего в семье Ярослава и Ростиславы было девять детей. В молодом возрасте княжич Александр, по велению отца, занял престол Новгорода. История сохранила все деяния и заслуги молодого воеводы в период новгородского княжения.

Периоды княжения Александра Невского:

  • Новогород – 1228-1229, 1236-1240, 1241-1252, 1257-1259
  • Киев – 1249-1263
  • Владимир – 1252-1263

За свою жизнь Александр княжил на престолах трёх главных городов древней Руси. Он организовал и совершил несколько военных походов и участвовал во многих битвах. Важнейшей исторической заслугой князя считаются не его военные победы, а то, что он сумел сохранить Русь, не вступая в опасный конфликт со степными ханами.

Годы жизни князя 1221 – 1263.

Посвящение в воины

В древнерусских семьях, а особенно в княжеских, мальчиков с раннего детства приучали к ратному искусству. Молодые воеводы должны были не только уметь сражаться, но и показывать пример воинской доблести, чтобы первому идти в атаку и увлечь дружину за собой. Поэтому княжеские отпрыски часто погибали в юношеском возрасте от безрассудства в пылу битвы. Маленький Александр в четыре года пройдёт обряд пострига в воины.

Этот ритуал был проведен в Спасо-Преображенском монастыре. Сначала читался молебен, затем мальчику остригали детские локоны. Отец подводил к крыльцу собора настоящего коня. Александра препоясали мечом, правда игрушечным, посадили на коня и отец провел его кругом по двору. После этого мальчик считался воином и именовался княжичем.

Письма великого князя

Александр Михайлович, едва покинув Крым в конце 1918 г. на борту английского корабля «Форсайт», сообщал дочери: «Никогда в этой жизни я не ощущал того, что я чувствую теперь, это сознание свободы»4. Попробовав себя в качестве политика на Парижской мирной конференции в январе 1919 г. и потерпев полный провал, Сандро уже в новой роли осваивал хорошо знакомые места столицы Франции. Сначала великий князь поселился в фешенебельном отеле «Риц». Затем, когда гостиница надоела, на несколько месяцев снял квартиру недалеко от Елисейских полей. И, наконец, осел в доме великого князя Кирилла Владимировича, будущего императора Кирилла I, в 16-м округе Парижа, куда постепенно стекалась и другая русская знать. Бывший великий князь не изменял своим привычкам — он играл в гольф в частном клубе Сан-Клод, устраивал карточные партии в бридж, обедал в ресторанах (со временем все реже) и отдыхал в «русской провинции», на Лазурном Берегу.

Для своего семейства и прежде всего супруги великой княгини Ксении Александровны, дочери Александра III, великий князь был «enfant terrible» (франц.: несносный ребенок. — Ред.). Так, английский королевский Дом предоставил «душке Ксении» для проживания просторный коттедж недалеко от Винздорского дворца, однако ее супруг разрешения на въезд в Великобританию не получил. Сандро полагал, что это обусловлено политическими мотивами, но представляется, что ближе к истине оказался его зять Феликс Юсупов, который писал жене: «Отношение к твоему О довольно отрицательное, и я думаю, что его жизнь в Париже до известной степени способствовала нежеланию впускать его сюда»5.

Речь, в частности, о новом увлечении отца многочисленного семейства — спиритизме.

Книга великого князя «Религия любви» на французском языке. Париж. 1929 г.

Канонизация церковью

Церковное почитание великого воина и правителя началось сразу после его кончины. Есть предание о чуде, случившемся при его погребении: когда Митрополит Кирилл хотел вложить в руку покойного духовную грамоту, тот протянул руку, как живой, и взял ее самостоятельно.

Официально церковь, высоко ценившая заслуги князя в сохранении православия на Руси, канонизировала Александра в 1547 году как Святого Благоверного князя, который в годы своего правления руководствовался высшими христианскими добродетелями, а не корыстью или жаждой власти.

Скульптурное изображение святого благоверного князя Александра Невского на фасаде главного Храма Вооруженных сир РФ в парке Патриот

В 1721 году Петр I решил освятить день заключения мира со шведами переносом мощей полководца из Владимира (где он был захоронен) в новую Северную столицу — Петербург. 30 августа 1724 года мощи были установлены в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры. В 1922 году саркофаг с мощами был вскрыт и разделен — так, мощи отправили в Государственный музей истории религии и атеизма (на территории Казанского собора), а серебряную раку — в Эрмитаж. В настоящее время рака остается в Эрмитаже, сами же мощи в 1989 году возвращены в Троицкий Собор.

День памяти князя — 6 декабря (или 12 сентября по старому стилю),

Семья[править | править код]

Дом Романовых (после Петра III)
Пётр III=Екатерина II
Павел I
Александр I
Константин Павлович
Николай I
Александр II
Николай Александрович
Александр III
Николай II
Алексей Николаевич
Георгий Александрович
Михаил Александрович
Владимир Александрович
Кирилл Владимирович
Владимир Кириллович
Мария Владимировна
Георгий Михайлович
Борис Владимирович
Андрей Владимирович
Алексей Александрович
Сергей Александрович
Павел Александрович
Дмитрий Павлович
Константин Николаевич
Николай Константинович
Константин Константинович
Дмитрий Константинович
Николай Николаевич Старший
Николай Николаевич Младший
Пётр Николаевич
Михаил Николаевич
Николай Михайлович
Александр Михайлович
Георгий Михайлович
Михаил Павлович

Женился летом 1894 года с разрешения Николая II на дочери Александра III Великой княжне Ксении (—), своей двоюродной племяннице, от которой имел семерых детей: Ирину, Андрея, Фёдора, Никиту, Дмитрия, Ростислава и Василия.

В эмиграции расстался с семьёй. Их брак с Ксенией превратился в фикцию ещё к 1907 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: