Царица советской культуры екатерина фурцева

Екатерина фурцева

Тамара Миансарова

В 1960-х годах Тамара Миансарова была одной из самых популярных певиц Советского Союза, а её песня «Чёрный кот» тогда звучала из каждого раскрытого окна. В 1963 году она стала лауреатом международного фестиваля в Сопоте, за исполнение песни «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»).

Тамара Миансарова. Фото: yandex.ru

Польский журнала «Панорама» называл Тамару Миансарову одним из четырёх самых популярных артистов эстрады, наравне с Эдит Пиаф,Карелом Готтом и Шарлем Азнавуром.

Тамара Миансарова. Фото: mosday.ru

Изучив репертуар певицы, министр культуры раскритиковала её за то, что на своих концертах Миансарова исполняет слишком много песен иностранных авторов, а её «Чёрный кот» так и вовсе является твистом. В результате Фурцева обвинила артистку в пропаганде западного образа жизни и наложила запрет на исполнение всех её шлягеров. Вскоре певица пропала с телевидения, радио и концертных площадок. Из-за сложившейся в Москонцерте и на эстраде неблагоприятной обстановки, Миансарова покидает Москву и переезжает на Украину, где 12 лет работает в Донецкой филармонии. Карьера певицы была разрушена. Лишь только после смерти Фурцевой она смогла вернуться в Москву.

Тамара Миансарова. Фото: orpheusradio.ru

То, что скрыто

Самый первый ее брак продлился всего три месяца. В 1931 году, в бытность свою секретарем Кореневского райкома комсомола в Курской области, Екатерина Фурцева вышла замуж за плотника из Коренево. Имя его, раскопавшие этот факт кореневские краеведы не разглашают.

Согласно официальной биографии, Фурцева была замужем дважды.

Первым (точнее, вторым) ее мужем стал летчик Петр Иванович Битков, за которого она вышла замуж в 1935 году. Тогда летчики были очень в моде, и совсем неудивительно, что молодая Екатерина Фурцева увлеклась видным, мужественным Битковым. Однако, брак не принес ей счастья. В 1941 году, уйдя на фронт, он, как это часто бывало с офицерами на войне, увлекся другой, и не вернулся к Екатерине, несмотря на то, что у них была дочь.

В 1956 году она вновь вышла замуж. Ее избранником стал Николай Павлович Фирюбин. В это время Екатерина Фурцева работала в московском партийном аппарате, у ее подчиненного Фирюбина была семья, и роман по этой причине носил несколько скандальный характер. Разводы и вторичные браки людей, занимающих видное положение, совсем не поощрялись. Однако, свадьба все же состоялась. Впрочем, счастье длилось недолго. Вскоре Фирюбина назначили послом в Чехословакию. Сопровождать супруга в качестве «жены посла» Фурцева не пожелала, у нее успешно развивалась собственная карьера. Но, несмотря на все сложности, брак сохранился. Современники говорили, что Николай Павлович имел склонность помыкать женой и вел себя с ней подчас чересчур резко, компенсируя, вероятно, тот факт, что занимал более низкое служебное положение, чем она.

В любом случае, о том, что он вряд ли был ей настоящей опорой, говорит тот факт, что в 1960 году она вскрыла себе вены. Причиной стало решение Хрущова вывести ее из состава Президиума ЦК. Проблемы и неудачи на службе переносятся легче, если человек имеет надежный тыл, семью, где его любят и понимают. Фурцева, по всей вероятности, такой тихой гавани не имела.

Министр культуры

В 1949 году Хрущев представил свою подругу Сталину, и та ему понравилась. После cмepти вождя Никита Сергеевич встал у руля партии и назначил Фурцеву первым секретарем Московского горкома КПСС, а затем и секретарем ЦК КПСС, где она была единственной женщиной. Позже ее понизили до министра культуры СССР.

С 1960 года и до самых последних своих дней Екатерина Алексеевна была бессменным министром культуры. Так стремительно развивалась её биография по комсомольской и партийной линии. Не все были довольны работой министра, не понимая, почему Фурцева многое держала под запретом. Приписывали это тому, что Екатерина Алексеевна была не компетентна во многих областях живописи и музыки.

Гастроли некоторых зарубежных групп были запрещены. Пострадали от жёсткой цензуры Юрий Любимов, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Но именно благодаря Фурцевой советские люди смогли увидеть выставочные экспонаты из Дрезденской галереи. Полотна Рериха, Леже, Леонардо да Винчи и Марка Шагала экспонировались в Третьяковке. В Большом театре пели Ив Монтан, Симона Синьора, оперные певцы из «Ла Скала».

Министр культуры Фурцева особенно благоволила театру и кинематографу. На территорию СССР приезжали зарубежные актёры, а советские популярные артисты отправлялись гастролировать за границу. При новом министре культуры построили Театр эстрады, знаменитый концертный зал с говорящим названием «Россия», Театр на Таганке, на проспекте Вернадского обосновался Цирк, были построены новые храмы для МХАТа, Театра оперетты и для Театра Моссовета. Екатерина Алексеевна продлила век существования «Современника», разрешила открытие Олегу Табакову его Театра-студии.

Чтобы увековечить память Екатерины Алексеевны, сняли несколько фильмов. В одном из них роль женщины-легенды доверили сыграть Татьяне Арнтгольц и Ирине Розановой.

Конечно, Екатерине приходилось нелегко: нужно было доказывать, что она не хуже мужчин, бороться с пренебрежительным к себе отношением. Есть исторический анекдот: когда Жуков узнал, что снят Хрущевым с поста министра обороны, то спросил: «А кого назначили?» – «Малиновского». – «Ну, это еще ничего, а то я подумал – Фурцеву».

Екатерина Алексеевна была недурна внешне и всегда следила за собой. Скорее всего, из зависти и злости мужчины называли ее «ткачихой», а женщины «Мальвиной», но в нее влюблялись, ее стиль копировали. Фурцева укладывала в модную прическу локоны, носила стильные туфли и приталенные жакеты от Шанель. Ходили слухи, что она первой в СССР сделала пластическую операцию. Советы по поддержанию красоты ей давала подруга, актриса Любовь Орлова.

  Марина капуро биография личная жизнь фото

Из-за предательства Хрущева Екатерина Фурцева вскрыла себе вены. Спасли ее чудом…

Вскоре Екатерина Алексеевна стала жертвой политических интриг и попала в опалу. В 1961 году ее выкинули из Политбюро, отобрали ведомственную дачу, машину, лишили привилегий. Но главное – Хрущев позабыл о дружбе, ее преданности и устроил публичный разнос, вопя про «бабские капризы» и «климaкc».

…Она не помнила, как пришла домой, наполнила ванну и погрузилась в воду. Лезвие скользнуло по венам, вода окрасилась в алый цвет. В тот раз ее спасли, но глубокая депрессия и разочарование остались: они съедали Екатерину изнутри.

В 1963-м дочь Фурцевой родила дeвoчку. Новоиспеченная бабушка стояла под окном кремлевского роддома почти час, но ее не пустили в палату. «Не положено! – рявкнула охранница. – Много вас тут министров ходит!» Ничего не ответив, Фурцева села в машину и уехала домой.

Екатерине Алексеевне и позже не разрешали видеться с внучкой. «Дайте ей мою фамилию, это ей поможет!» – попросила она дочь. Время шло, полетела голова Хрущева, а Фурцева на своем посту удержалась – и это при том, что Брежнев терпеть не мог женщин-политиков. Она продолжала служить стране и всегда сохраняла лицо: бывала на приеме у королев, общалась с мировыми звездами, не боялась фотографироваться с голливудскими дивами – выглядела не хуже!

…Гуляя в шляпке с вуалью по московским улочкам, Фурцева прятала в кармане фляжжку с алкоголем, а в душе – боль. Ходили слухи, что ее дни на посту министра культуры сочтены. Она снова осталась одна. Все, кого она любила, ее предали: мужья изменяли, друзья уходили, политики вонзали нож в спину, дочь занята своей новой любовью, даже мать, и та предала – умерла, когда Екатерина так сильно нуждалась в ее поддержке.

Успешная, но несчастная

Она быстро усвоила мужские правила игры и не собиралась уступать ни в чём представителям сильного пола. Фурцева была невероятно трудоспособна, не боялась ответственности и всегда держала своё слово. Екатерина Алексеевна ставила чёткие цели и добивалась их достижения любой ценой, предъявляя одинаковые требования к подчинённым и к себе самой.

Её партийная карьера складывалась успешно, она прошла путь от депутата Верховного Совета до секретаря ЦК КПСС. В 1954 году Екатерина Фурцева возглавила Московский горком. Из-за этого назначения появились слухи о романе Фурцевой с Никитой Хрущёвым. На самом деле они не имели под собой никаких оснований. У Екатерины Алексеевны было множество поклонников, однако Никиты Сергеевича среди них не было.

В 1956 году Фурцева, казалось, снова обрела личное счастье и почву под ногами. Ради неё дипломат Николай Фирюбин оставил первую семью, где подрастали двое детей. Екатерина Алексеевна столь отчаянно хотела быть счастливой и так сильно боялась потерять мужа, что старательно угождала ему. Он же вовсю пользовался не только желанием супруги сохранить семью, но ещё её влиянием и связями. Впрочем, наличие семьи не мешало Фирюбину заводить отношения на стороне.

Назначение в 1960 году на должность министра культуры было, фактически, смещением на ступеньку ниже. Для амбициозной Екатерины Алексеевны это было немыслимо, но она взяла себя в руки и принялась осваивать новую сферу деятельности. Она не всегда принимала правильные и однозначные решения, пыталась чётко следовать «курсу партии» и нещадно критиковала, не допускала, устраняла. При этом Фурцева разрешила Олегу Ефремову выпустить спектакль «Большевики», хотя цензура запретила его показ. И постоянно говорила о необходимости культурного обмена с разными странами.

Комсомолка и спортсменка

Екатерина Алексеевна выросла в городе Вышнем Волочке, происходила из простой рабочей семьи. Отец Алексей Гаврилович погиб на полях сражений Первой мировой, мать Матрёна Николаевна трудилась ткачихой на фабрике. Маленькая Катя появилась на свет 7 декабря 1910 года.

Умная и активная девушка с 14 лет состояла в комсомольской организации. После окончания семилетней школы в 1928 году Катя пошла работать. В течение двух лет работала на текстильной фабрике родного города вместе с матерью. В 1930 году стала членом ВКП(б), до 1933 года занималась комсомольской работой в Курской области и Феодосии. Уже тогда Фурцева проявила себя отличным организатором, способным проявлять твёрдость и жёсткость, если это было необходимо. Работая в Крыму, она часто посещала базу планеристов в Коктебеле, помимо планерного спорта увлекалась плаванием. Здесь она познакомилась с будущим великим конструктором Сергеем Павловичем Королёвым.

В 1933-1938 годах Екатерина обучалась в Московском институте тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова, была секретарем институтского комитета комсомола, а затем и секретарем парткома. С 1935 года девушка была членом ЦК ВЛКСМ. Тогда же она вышла замуж за лётчика Петра Биткова, у пары родилась дочь Светлана. Второй брак Фурцевой состоялся в 1956 году, она стала женой дипломата Николая Фирюбина.

На московской партийной вершине

Партийная карьера будущего министра поначалу была по-настоящему блестящей. Начало Великой Отечественной войны Екатерина Алексеевна встретила в Москве, участвовала в организации обороны города. В два первых военных года она стояла во главе Куйбышевского горкома партии, с 1942 года и вплоть до 1950 года была вторым, а затем первым секретарем Фрунзенского райкома партии в Москве. В 1950 году перешла в Московский горком КПСС, которым тогда руководил Никита Сергеевич Хрущёв, симпатизировавший Фурцевой. Здесь она работала сначала вторым секретарём, курируя вопросы культуры, науки и идеологии, а затем в 1954-1957 годах – и первым секретарём, получив это назначение от нового первого секретаря ЦК партии Хрущёва.

Для 43-летней Екатерины Алексеевны это была очень высокая должность, которую в СССР никогда ни до, ни после Фурцевой не занимала женщина. В июне 1957 года при попытке некоторых членов Президиума сместить Хрущёва верная соратница была среди тех, кто активно поддержал Никиту Сергеевича. В награду 29 июня 1957 года она вошла в высшее руководство страны – Президиум ЦК КПСС, где кроме неё опять-таки не было ни одной представительницы прекрасного пола.

Во главе столичного горкома, а в 1956-1960 годах и в должности секретаря ЦК Екатерина Алексеевна вела активную работу. При ней были возведены новые здания театров, среди которых Театр им. Моссовета и Театр оперетты, новые кинотеатры и медицинские центры, были сооружены спорткомплекс «Лужники», «Детский мир», книжный магазин «Москва», проводилась реконструкция ВДНХ, широко велось строительство новых жилых площадей. Екатерина Алексеевна была куратором Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. При ней в столице стал проходить ряд международных конкурсов, среди них конкурс имени П.И. Чайковского, Московский международный кинофестиваль, в 1955 году прошла выставка Дрезденской галереи.

При всей своей загруженности Фурцева не оставляла активных занятий спортом, следила за модой и всегда старалась выглядеть эффектно. Нужно отметить, что она была отличным оратором: тщательно готовившая свои выступления, Екатерина Алексеевна всегда держалась перед публикой уверенно и свободно, заражая своей живостью, эмоциональностью и артистичностью.

Детство

24 ноября 1910 года в семействе простых работящих людей родилась Катя Фурцева. Выросла она в Тверской области, в небольшой деревеньке под Вышним Волочком. Своего папу девочка совсем не запомнила, Алексей Гаврилович погиб в 1941 году во время Первой Мировой войны. Катерине на тот момент было всего лишь четыре года. Ее воспитывала мама Матрена Николаевна, без чьей-либо помощи.

Катя Фурцева была сообразительным и деятельным ребенком, в возрасте четырнадцати лет она вступила в комсомол, далее начался быстрый подъем по партийной линии. Окончив семилетку, Екатерина устроилась в рабочую школу, где приобрела специальность ткачихи, затем пятнадцатилетняя девушка пошла трудиться на ткацкую фабрику «Большевичка», где была назначена секретарем комсомольской организации.

На ткацко-прядильной фабрике она проработала два года. Обладая сильным характером и острым умом Катя не захотела повторить нелегкую судьбу своей матери, которую любила и немного боялась. Она решила изменить свою жизнь, оставив шумные станки предприятия и выбравшись из бедности и серых будней провинции.

Екатерина, будучи красивой, жизнерадостной и целеустремленной девушкой, твердо верила, что станет счастливой и добьется огромных успехов в жизни.

Министры культуры СССР: историческая хронология

История Советского Союза будет интересовать еще не одно поколение и вряд ли когда-нибудь забудется. Многие люди, живущие в современное время, хотят знать, что происходило в этот период, чем жили советские граждане, как развивались различные сферы человеческой деятельности. Не исключением стала и история советской культуры, которая подарила миру множество уникальных кинокартин, песенных шлягеров, мультфильмов.

Краткий очерк советских министров культуры

Министерство культуры Советского Союза было создано 15.03.1953 года. Оно объединило несколько министерств: кинематографии, высшего образования, радиовещания, искусств, трудовых ресурсов.

Фото: alderivatives.com

Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич (15.03.1953 – 9.03.1954)

Выходец из семьи простого крестьянина, который прошел большой военный путь, начиная с 1918 года, когда оказался в рядах Красной Армии. Имеет дипломатический и военный ранг, участвовал в Гражданской войне. За годы жизни получил много наград, среди которых: четыре ордена Ленина, Суворова, «Знак почета». Сталин высоко ценил партийную работу Пономаренко, считал его человеком максимально ответственным, с «изумительной честностью», обладающим аналитическим умом.

Александров Георгий Федорович (9.03.1954 – 10.03.1955)

Родился в семье рабочих, однако из-за того, что рос беспризорником, был отправлен в один из детдомов Борисоглебска. Несмотря на это, он смог получить достойное образование, написал несколько научных трудов по западной философии. В 1939 г. ему присвоили звание Доктора философских наук. За разные заслуги Александров был несколько раз награжден Сталинскими премиями и наградами: орден Ленина, «Знак почета» и пр.

Фото: theblueprint.ru

Михайлов Николай Александрович (21.03.1955 – 4.05.1960)

Свою трудовую деятельность будущий министр культуры СССР начал простым чернорабочим. Также в свое время получал медали и ордена, поскольку был всесторонне развитым человеком, который всегда ответственно подходил к своей работе. Интересный факт, что супруга Николая Александровича была весьма капризной и требовательной особой. А Людмила Гурченко называла его своим «гонителем», поскольку именно из-за него, как она считала, на протяжении девяти лет у нее не было возможности сниматься в хороших фильмах.

Фурцева Екатерина Алексеевна (4.05.1960 – 24.10.1974)

Пожалуй, это самый яркий за все годы министр культуры СССР, о котором просто невозможно рассказать в двух словах. Начиная с работы постой ткачихи, она сделала головокружительную карьеру, поскольку была сильной, властной и независимой женщиной. Она всегда полагалась исключительно на себя, была справедливой, но в то же время нередко проявляла жестокость. Будучи первым секретарем Московского Горкома, а затем и министром, она во всех вопросах принимала активное участие. Энергии, творческим замыслам Фурцевой и ее удивительной способности молниеносно принимать важные, но правильные решения, завидовали многие деятели.

Фото: kakprosto.ru

Демичев Петр Нилович (14.11.1974 – 18.06.1986)

Партийный и государственный деятель, имеющий ордена и награды, вырос в многодетной семье. Петр Нилович окончил МХТИ и Высшую партийную школу, восемь лет служил в Красной Армии, имеет безупречный список трудовой деятельности.

Захаров Василий Георгиевич (15.08.1986 – 7.06.1989)

Доктор экономических наук, профессор, имеющий внушительный послужной список. С момента окончания Ленинградского Государственного университета начал стремительно развивать политическую карьеру. Написал несколько сочинений и трактатов, вошедших в историю. Имеет ордена: «Дружбы народов» и «Красного Знамени».

Путь во власть

Подростком Екатерина работала ткачихой в родном Вышнем Волочке — давнем центре текстильной промышленности. Позже она получит в партии прозвище «ткачиха». Единственным социальным лифтом в 1930-е годы был ВЛКСМ, куда бойкая любительница спорта Фурцева попала в 15 лет. Через 6 лет её направили в Курскую область, где девушка получила ответственную работу в комсомоле. В 1931 году Фурцеву перевели в Крым секретарём горкома. Там она полюбила планерный спорт — её тянуло в авиацию. Хобби привело девушку в лётную школу под Ленинградом, по окончании которой Фурцева по распределению оказалась в Саратове. Там она встретила Петра Биткова, который ради комсомолки оставил свою первую супругу с ребёнком. В 1936 году Петра Ивановича перевели в Москву, Фурцева поехала за ним.


Екатерина Фурцева с матерью и братом, 1913 год. (Pinterest)

В столице Екатерина Алексеевна занялась отделом студенческой молодёжи ВЛКСМ, хотя сама никогда студенткой не была. В 1937—1938 годах, во время чистки в рядах комсомола, ей удалось сохранить своё положение. Она поступила в московский вуз, несмотря на отсутствие школьного аттестата. В 1941 году 31-летняя Фурцева получила диплом о высшем образовании.

С началом Великой Отечественной войны муж Фурцевой ушёл на войну. Он выжил, но в семью уже не вернулся — оставил Екатерину Алексеевну с родившейся у них в 1942 году дочерью. Перед битвой за Москву беременную Фурцеву эвакуировали в Куйбышев, где она приступила к партийной работе в райкоме. Вскоре женщину с грудным ребёнком вернули в Москву, назначив сотрудником во Фрунзенский райком. С этого поста начался путь Фурцевой к вершинам партийной власти. Вскоре Екатерина Алексеевна стала первым секретарём райкома, заменив бывшего начальника, с которым состояла в близких отношениях. Главой города, после смещения Георгия Попова, стал Никита Хрущёв, продвинувший секретаря горкома Фурцеву по карьерной лестнице: на XIX съезде она была избрана кандидатом в члены пленума ЦК. После смерти Сталина Фурцева по протекции Хрущёва стала «хозяйкой Москвы». При ней сталинский ампир был осуждён как чрезмерно изысканный и дорогостоящий, началось строительство экономически выгодных «хрущёвок».

На культурном фронте

Хрущёв со временем подзабыл большие заслуги Фурцевой в сохранении за ним власти в стране. Когда 5 мая 1960 года Екатерина Алексеевна возглавила министерство культуры, она ещё оставалась членом высшего руководства, но уже в октябре 1961 года Хрущёв вывел её из Президиума ЦК, а сменивший его в 1964 году Леонид Брежнев был категорически против присутствия женщин в своём Политбюро, но с поста министра, как многих хрущёвских выдвиженцев, увольнять не стал. В итоге Фурцева прослужила на должности главы культурного ведомства более 14 лет. Мнения об этом этапе её деятельности были различны

Кто-то из обиженных работников культуры обвинял ее в непонимании искусства, а те, кому она помогала, называли её Екатериной Третьей, считая, что в качестве министра культуры она сделала очень много важного

Да, Фурцева не разрешала гастроли в СССР различных зарубежных музыкальных групп, не пропускала некоторые постановки в театрах. Но не стоит забывать, что зачастую она шла в обход цензуры, беря на себя всю ответственность в спорных случаях. И сделано при ней было гораздо больше, чем запрещено или разрушено.

Екатерина Алексеевна очень много сил отдавала организации культурного обмена между Советским Союзом и другими странами. При ней был впервые проведен Международный конкурс артистов балета (1969). Впервые же в СССР проводились недели европейского кино, выставки египетских древностей (1973), работ Святослава Рериха (1960) и Фернана Леже (1964), «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1974) в Пушкинском музее, выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее (1974), экспозиция музея «Метрополитен» из Нью-Йорка (1974). Было множество музыкальных событий: гастроли Ива Монтана и Симоны Сеньоре (1963), оркестров Бенни Гудмена (1962) и Дюка Эллингтона (1971), миланского оперного театра «Ла Скала» (1964). Также шел и обратный процесс: Большой театр побывал на гастролях в США, МХАТ им. М. Горького гастролировал по Европе, Азии и Америке, выставки Пушкинского музея и Третьяковки прошли в Японии.

При Фурцевой в нашу страну были возвращены многие произведения из наследия семейства Рерихов, а также художника Савелия Сорина. По её инициативе в воюющем с США Северном Вьетнаме была создана киношкола, заложившая там основы киноискусства. Сейчас это Вьетнамский институт кинематографии.

Екатерина Алексеевна продолжила и характерную для неё раньше линию на создание новых культурных пространств. Благодаря ей появились Театр на Таганке (1964) и Детский музыкальный театр Наталии Сац (1965), Цирк на проспекте Вернадского (1971) и Концертный зал «Россия» (1971). Новое здание по примеру Театра оперетты и Театра им. Моссовета получили «Современник» и МХАТ (1973). С подачи министра в начале 1960-х появились Высшие сценарные курсы и Городской Дворец творчества детей и юношества на Ленинских горах, в 1967 году были открыты музей-квартира и дом-мастерская художника Павла Корина, а также возведено новое здание Московского академического балетного училища Минкультуры СССР.

При Екатерине Фурцевой произошел ряд важных назначений. Так, знаменитый хореограф Юрий Григорович стал балетмейстером Большого театра (1964), Анатолий Эфрос стал во главе Театра на Малой Бронной (1967), Олег Ефремов возглавил МХАТ (1970), Марк Захаров – Ленком (1973), Борис Равенских – Малый театр (1970).

Интеллигентная и яркая, сильная и небезразличная, горевшая работой и оставившая значительный след в культурной истории нашей страны Екатерина Фурцева скончалась от острой сердечной недостаточности в ночь с 24 на 25 октября 1974 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

«Календарь Истории» https://tunnel.ru 

Мэрша Москвы

Фурцева никогда не просила себе скидок на то, что она женщина, к тому же мать-одиночка. С молодых лет умела работать быстро и четко, не боялась принимать решения под личную ответственность. Конечно, она решала так, как говорит партия. «Генетика – продажная девка буржуазии», Пастернак – упаднический поэт и автор сомнительного романа «Доктор Живаго», в советском искусстве не должно быть всяких «измов» и т.д. Но это была только одна грань характера Екатерины Алексеевны, иначе никогда она не осталась бы в истории. Ведь партийных секретарей было множество, а помнят тех, кого можно пересчитать по пальцам одной руки.

В 1954 году Фурцева, благодаря Хрущеву, стала Первым секретарем Московского горкома партии, практически мэром города. Это благодаря ей у нас появились «Лужники» и «Детский мир», Театр эстрады и книжный магазин «Москва». В 1957 году в столице прошло небывалое событие: Международный фестиваль молодежи и студентов. Сегодня не понять, что это было для страны, живущей за «железным занавесом», в которую иностранцы попадали только в командировку или на учебу и из которой выезжали только с сугубо деловыми целями. Как партийный руководитель города Фурцева контролировала строительство «хрущевок», которые сейчас все презирают, а тогда на них молились новоселы, переезжавшие из бараков, подвалов и коммуналок.

В 1957 году над Хрущевым, партийным лидером СССР, нависла серьезная опасность: его захотели «свалить» верные соратники по партии. Фурцева, в отличие от Хрущева, присутствовала на этом заседании. В один прекрасный момент она попросилась «выйти по нужде», выслушав кучу насмешек, – ведь она была единственной женщиной среди дымивших папиросами и матерящихся мужчин. Побежала Фурцева не в туалет, а в свой кабинет, и в отчаянии начала звонить верным Хрущеву людям. И в тот момент, только благодаря Фурцевой, государственного переворота не случилось.

Министр советской культуры

В 1961 году Фурцеву не избрали в президиум. На вечернее заседание съезда женщина не пришла, вместо этого закрылась дома в ванной и попыталась покончить с собой. Её спасли, но информация о произошедшем играла против чиновницы.

Хрущёв вплоть до отставки продолжал критиковать как Екатерину Алексеевну, так и министерство культуры, которое она возглавила. На фоне стресса Фурцева всё чаще злоупотребляла спиртным. Прочные связи с алкоголем сложились у Екатерины Алексеевны ещё во время работы на посту горкома Москвы: приходилось пить наравне с партийными бонзами, сплошь мужчинами. За столом Фурцева на вопрос о предпочтениях в выпивке отвечала: «Я всегда с мужчинами, я пью водку».

Ещё в 1958 году, будучи секретарём ЦК по идеологии, Екатерина Алексеевна возглавила кампанию против Бориса Пастернака, ставшего номинантом Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Травля писателя была широкомасштабной: Пастернака исключили из Союза писателей и чуть было не лишили гражданства. Так началась работа Фурцевой с советской интеллигенцией.


Екатерина Фурцева и Софи Лорен в 1965 году. (Pinterest)

Следующей вехой в работе министра культура стала скандальная выставка авангардистов 1962 года, на которой Хрущёв дал волю эмоциям. Досталось от Никиты Сергеевича и скульптору Эрнсту Неизвестному, который по иронии судьбы создаст памятник для могилы политика. Работа Фурцевой подверглась критике, правда, более сдержанной, чем отзыв первого секретаря о «мазне» авангардистов. В 1964 году министр культуры оказала поддержку Брежневу при смещении Хрущёва, однако обещанных от этого выгод не получила. Хрущёвская опала сменилась брежневской.

Так как всеми вопросами культурно-идеологической пригодности творений советских художников, писателей и скульпторов занимался ЦК, министру Фурцевой оставалось лишь лавировать между установками партии и полётом фантазии творческой интеллигенцией, за чьи работы Екатерине Алексеевне часто попадало от ЦК. Чаще всего Фурцева вставала на сторону творцов, выбивая для них возможность реализовывать свой потенциал, договариваясь с закостенелыми и суровыми догматиками из правительства. Деятели искусства высоко ценили усердие министра, что нашло отражение в мемуарах и воспоминаниях Ильи Эренбурга, Евгения Евтушенко, Григория Чухрая, Муслима Магомаева и Юрия Никулина.


Министр культуры СССР и министр искусств Великобритании во время беседы. (Pinterest)

Во многих рабочих вопросах министр руководствовалась личным отношением к тому или иному художнику. Так, с Клавдией Шульженко, Мстиславом Ростроповичем и Роланом Быковым отношения у Фурцевой не сложились. А особенно благоволила женщина к Олегу Ефремову и Майе Плисецкой.

При Екатерине Алексеевне в СССР побывали многие зарубежные артисты, в московские музеи привозили памятники мировой культуры, советская киноэпопея «Война и мир» в 1969 году как лучший фильм на иностранном языке получил премию «Оскар», Москва увидела «Джоконду» и посмотрела постановки итальянского театра «Ла Скала».


Екатерина Фурцева с Майей Плисецкой и Надеждой Ходасевич-Леже. (Pinterest)

В 1974 году Фурцеву обвинили в присвоении государственной собственности для строительства дачи, которая чиновникам не полагалась. Дачу в итоге отобрали. Одновременно с этим Леонид Брежнев готовился отправить Фурцеву на пенсию.

Трудности в семейной жизни, смерть матери, рабочие конфликты и злоупотребление алкоголем отразились на состоянии министра. 24 октября, вернувшись домой после очередного банкета, она скончалась от острой сердечной недостаточности. По столице сразу же поползли слухи о самоубийстве или насильственной смерти министра. Что именно произошло тогда в квартире Фурцевой, до сих пор достоверно неизвестно.

Культурная жизнь

Ей повезло с временем. Полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года вывел Советский Союз на первые полосы газет в мире. Счастливое начало 60-х. В те весенние дни казалось, что так будет всегда.

На Каннский фестиваль Фурцева приехала вместе с режиссером Юлией Солнцевой представлять «Повесть пламенных лет». Кстати сказать, молодоженов Екатерина Алексеевна тоже берет с собой — Канны в качестве свадебного подарка. В ореоле полета Гагарина советская делегация была обречена на успех самого престижного из престижных фестивалей.

Знакомство с Надей Леже, вдовой художника Фернана Леже, во многом определило культурные связи всех министерских лет Фурцевой. Надя ввела ее в круг и французской интеллигенции, и французской компартии, что тогда было подчас одно и то же — Луи Арагон и Пабло Пикассо, Морис Торез…

Майя Плисецкая

Все знали, в том числе и власти, что она гениальная балерина. Поэтому и выпускали ее на запад, поэтому ее Фурцева и оберегала, как могла. Все ее балеты, в том числе и Кармен, разрешили, власти ей дали все что можно было получить в те годы. Плисецкая единственная из деятелей культуры, кто был вхож в дом Фурцевой, у ее гроба она пела ей дифирамбы, как не стало СССР она ее полила помоями. Когда об этом в своей передачи «Серебрянный шар» рассказал Вульф, Плисецкая позвонила Вульфу начала орать и говорить, что он работает на КГБ. На дворе был 2000 год!

Цитирую В.Вульфа:

— Видимо, тогда было совсем не смешно.

— Меня обвинить в сотрудничестве с КГБ?! Я воспитывался в очень строгой семье. Поколение моих родителей жило в постоянном страхе. Два маминых брата были расстреляны, тетки отсидели в лагерях. В то время читать Ахматову считалось преступлением! Меня так опекали родители, что не пускали одного гулять во двор до седьмого класса! Я учился музыке, английскому и читал. А тут КГБ…

На канале ТВЦ вышла передача «Черный список» Фурцевой, который с копипастили все желтушные СМИ. Естественно, никто даже не додумался заглянуть в биографии артистов, о которых шла речь в этом фильме.

Оценки деятельности

С большим уважением о Фурцевой в своём интервью отзывается Леонид Борткевич («прекрасная женщина, интеллигентная, красивая, женственная, она не была похожа на чиновника, с ней можно было выпить коньячку, с ней можно было поговорить о театрах…»).

Под запрет попадали и многие театральные постановки, например, спектакль «Живой» Театра на Таганке по повести Бориса Можаева (1969).

На одной из встреч с артистами Фурцева пропагандировала хрущёвскую идею замены профессионального искусства участниками художественной самодеятельности, к тому же бесплатно. Её прервал Борис Ливанов: «Екатерина Алексеевна, вы пошли бы к самодеятельному гинекологу?». Эта тема прозвучала в фильме «Берегись автомобиля», режиссёр народного театра (его играет Евгений Евстигнеев) произносит: «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят…театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка».

Вывод

Екатерина Фурцева – сильная и яркая персона, о ней было снято множество кинолент. В 2011-м году на экраны вышел многосерийный фильм Попова Сергея «Фурцева. Легенда о Екатерине», где роль маленькой Кати исполнила Татьяна Арнтгольц, а в образе министра культуры предстала не менее известная Ирина Розанова.

Нет необходимости идеализировать ее образ и деятельность. Только редкие советские министры удостаиваются столь светлых и добрых воспоминаний со стороны выдающихся современников, далеких от всякой политической конъюнктуры.

На должности министра «Екатерина Великая» запомнилась на долгие годы и вошла в историю Советского государства, благодаря своим достижениям. Фурцева была сильной, целеустремленной личностью с сильными качествами, с чувством собственного достоинства и не менее явными недостатками. Свое назначение и практически изгнание в министерство второстепенного уровня, Екатерина Алексеевна смогла превратить в свой звездный час.

Была назначена:

  • партийнымдеятелемСоветскогогосударства;
  • (1954-1957) ПервымсекретаремМосковскогогородскогокомитета;
  • (1957-1961) ЧленомПрезидиумаЦККПСС;
  • (1956-1960) СекретаремЦККПСС;
  • (1960-1974) Министром культуры СССР.

Была награждена:

  • орденом «ЗнакПочета»;
  • орденом «ТрудовогоКрасногоЗнамени»;
  • четырьмяорденамиЛенина.Фурцева Екатерина была доброй, прекрасной и умной женщиной, но при том она была строгим, твердым и справедливым человеком.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: