В 1952 году Дейнека, получает заказ – создать полотно к 100-летию со дня смерти Н.В.Гоголя.
В первых набросках художник изобразил дорожную станцию провинциального городка и писателя, сидящего в раздумьях. Однако присущий Дейнеке оптимизм и динамичность изменили первоначальный замысел автора. На зарисовках к картине «Тройка», хранящихся в Курской картинной галерее, можно последить, как Дейнека пытается найти композиционные решения для создания масштабной картины: лошадь, которая мчится во весь опор, запряженную в легкую повозку тройку, удивленных обывателей, застывших на обочине.
В этих рисунках чувствуется темперамент и энергия, мастерство передачи движения.
В архивах хранится запись, сделанная художником: «Птица-тройка» – вперед на все больших скоростях, сколько в этом замечательного, захватывающего дух, сколько нового и неизведанного, но достижимого».
И это созвучно гоголевскому: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
«Летящая вперед тройка – это кульминация всей картины и ее композиционный центр. Кони вытянулись в стремительном беге. Лошади мчатся вперед: коренник гордо вздымает голову и вытягивает ноги в размашистой рыси, а пристяжные стелются в галопе. Динамику движения поддерживает пластика земли в линии дороги… Дейнека любил яркие открытые цвета и в своей «Тройке» он использует насыщенные цветовые акценты. Вопреки узнаваемому сюжету из «Мертвых душ» Александр Дейнека, сажает в экипаж не Чичикова, а самого автора поэмы – Николая Васильевича Гоголя. Гоголя как будто завораживает и воодушевляет это стремительное движение вперёд, в ясные, залитые солнцем дали. Сумрак прошлого остается позади, впереди же есть ощущение надежды и простора…» – говорит куратор выставки Анастасия Жукова.
Работа, размером 3,0 х 1,25 м, была представлена на выставке «Гоголь» в Москве в 1952 году, а также на персональных выставках Александра Дейнеки в Курске, Киеве и Риге в 1966-1967 годах, в Курске в 1974-1975, 1989 годах и в Москве в 1980 и 1990 годах. И вот, спустя 30 лет, гости музея «Старый Английский двор» смогут увидеть снова.
В экспозиции зрители смогут увидеть не только картину, но и экземпляр книги «Сочинения Н.В.Гоголя. Том третий. Похождения Чичикова или Мертвые души: Поэма», 1889 года. Книга интересна тем, что в ее оформлении использован рисунок, созданный лично Гоголем к первому изданию поэмы «Мертвые души» 1846 года. Писатель изобразил тройку, которая мчит во весь опор. Экспонат предоставлен отделом редких книг Научной библиотеки Президентской академии (РАНХиГС).
Кроме того, в мультимедийной коллекции проекта #ПОДКЛЕТ зрители смогут ознакомиться с биографиями писателя и художника, рассказом об образе русской тройки в искусстве, а также кураторским разбором элементов экспонируемой картины, который дает полное представление обо всех замыслах Александра Дейнеки. Расширить свое представление о творчестве художника можно посмотрев интервью с экспертами Курской государственной картинной галереи имени А.А.Дейнеки: Игорем Александровичем Припачкиным – директором галереи, Мариной Сергеевной Тарасовой – заместителем директора по науке и Михаилом Евгеньевичем Денисовым – художником-реставратором, сотрудником галереи, членом Творческого союза художников. Кураторская группа специально посетила музей в Курске, чтобы прямо на малой родине художника отснять видеоматериалы.
А визуальное оформление Белокаменного подклета создано художником Никитой Лукинским, автором телеграм-канала «Унежить душу» и постоянным сокуратором выставок проекта #ПОДКЛЕТ, а также нейро-художницей Валерией Титовой, автором телеграм-канала «ЭйАйЛера», которая анимировала элементы полотна на больших зеркальных экранах экспозиции.
Об Авторе
Подробная информация:
Александр Александрович Дейнека (1899—1969) — советский живописец, график и скульптор, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда(1969). Лауреат Ленинской премии (1964). Член КПСС с 1960 года.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Могила Дейнеки на Новодевичьем кладбище Москвы. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Могила Дейнеки на Новодевичьем кладбище Москвы. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».
Рейтинги
В годы войны
С началом Великой Отечественной войны Александр Александрович остается в Москве, не раз выезжает на фронт, основной темой картин становится художественная хроника времени, страданий и подвига советского народа — «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Фронтовая дорога», «Танки идут на фронт», «Сгоревшая деревня», «Сбитый ас».
В 1942 г. после возвращения из разрушенного Севастополя Дейнека приступил к созданию знаменитого батального полотна «Оборона Севастополя», ставшего настоящим гимном мужеству защитников города.
После изгнания фашистов за пределы Родины художник смог вернуться к мирной теме творчества, закончил начатое до войны панно «Раздолье».
Заключительной работой военного периода стала серия акварелей под общим названием «Берлин. 1945», созданная во время творческой командировки в мае 1945 г.
↑ Направление, стиль и тематика произведений
В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.
А.Дайнека. картина Полдень фото
В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как «Молодые Летчики» и «Через полюс в Америку». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений «Оборона Севастополя».
А.Дайнека. картина Оборона Севастополя фото
Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».
Профессиональные достижения и картины.
Александр начинает тесно общаться со знаменитым живописцем-монументалистом В.А. Фаворским, И.И. Нивинским и с поэтом В.В. Маяковским – такие взаимоотношения сильно повлияли на дальнейшее творческое развитие живописца.
В 1924 году на первой дискуссионной выставке творческая фигура Дейнеки плотно закрепляется.
В 1925 становится руководителем Общества станковистов. В 1928 он пишет первую революционно-историческую картину «Оборона Петрограда»
Александр Д. покидает Общество станковистов и вступает в художественное объединение «Октябрь». В 1931—1932 становится членом Российской ассоциации пролетарских художников.
В 1930 в Советском Союзе начинается культ здорового образа жизни. Почти вся молодежь того времени активно занималась плаванием, бегом, футболом и другими активными видами спорта. Дейнека не был исключением. Он так же любил заниматься физкультурой. Этот период повлиял и на творческую направленность художника. Его вдохновляли здоровые и активные жители Советского Союза и профессиональные спортсмены.
- Вдохновленный ЗОЖ и физической культурой, художник создает выразительные плакаты с привлекательной цветовой гаммой «Механизируем Донбасс», «Физкультурница»;
- В 1931 у Александра Александровича появляются совсем несхожие по направлению и атмосфере необычные произведения искусства: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов»;
- В 1932 году изображает картину “Мать”, которая ознаменует начало нового творческого этапа живописца;
- В 1932 – 1933 гг. создаются поэтичные творения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки», «Полдень», «За занавеской» и другие работы;
- В 1933- 1934 гг. по сравнению с поэтическими картинами создает общественно-политические картины: «Безработные в Берлине», наполненные яростью изображения к роману «Огонь» А. Барбюса;
- Дейнека интересуется авиацией, например, картина «Парашютист над морем», написанная в 1934 г.;
- Когда летчик Г. Ф. Байдуков пишет книгу для детей, Дейнека вызывается помочь и создает интересные иллюстрации к произведению последнего, которую называет “Через полюс в Америку”. Она издается в 1938 г;
- После Александр вдохновляется живописным искусством и пишет немало захватывающих и притягивающих взгляд картин. Самым романтичным произведением считается «Будущие лётчики», написанное в 1937 году.
Оборона севастополя
Александр готовится к выставкам в Париже и Нью-Йорке: им созданы эскизы панно. Однако они не были реализованы по неизвестным причинам.
Наиболее значимые работы художник пишет в 1930 – 1940 гг.
Когда началась Великая Отечественная война, Дейнека старается помочь по-своему. В этот тяжелый военный период он находился в Москве и рисовал плакаты политического характера.
В 1942 году А.А.Дейнека совместно с художником Г.Г. Нисским едет в Юхнов, где создает по своей атмосфере драматические и тяжелые для восприятия картины:
- в 1941 – “Эвакуация колхозного скота”;
- в 1942 – «Сгоревшая деревня», пронизанная атмосферой ужаса и отчаянья,”Танки идут на фронт” и другие картины похожей направленности;
- В 1942 г., когда происходила Битва за Севастополь, художник решается поднять боевой дух советских солдат и создает военное произведение «Оборона Севастополя». Дейнека вкладывает в эту картину храбрость, героический пафос и ощущение неминуемой победы над фашистами;
- После окончания ВОВ, в 1956 году у Александра появляются произведения «У моря. Рыбачки», «Москва военная», а в 1959 году – «В Севастополе».
В 1956 году МГУ имени М.В. Ломоносова украшен мозаикой А. Дейнеки, а в 1961 году мозаикой украшен зал Московского Кремля. А Раннее (в 1938 и 1943 гг.) художник оформлял таким же образом станции московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».
Александр активно занимается преподавательской деятельностью в период с 1928 по 1956 гг. в МГАХИ имени В. И. Сурикова, во ВХУТЕИНе и других московских учебных заведениях.
С 1953 до 1957 гг. – член президиума в МАРХИ.
С 1962 по 1966 гг. – Александр Александрович уже вице-президент
В отделении академии искусств и архитектуры с 1966 по 1968 гг. был академиком-секретарем.
Когда наступает период “оттепели”,чиновники начинают снисходительнее относиться к Дейнеке. В 1957 году на персональной выставке художника Александра награждают как лучшего советского художника всех времен, он признаётся публикой, критикой и арт-рынком.
Александр Александрович Дейнека
Александр Дейнека. Портрет работы художника
Ильи Бройдо.
Дейнека Александр
Александрович (8,5.1899, Курск — 12.6.1969, Москва), график,
художник, народный художник СССР (1963),
действительный член Академии художеств СССР (1947),
Герой Социалистического Труда (1969). Образование
получил в Харьковском художественном училище и
ВХУТЕМАСе (Москва, 1925). В 1920-х гг. входил в группу
«Октябрь». Один из виднейших представителей
социалистического реализма. Основная тема его
работ — патриотическая героика, прославление
коммунистического труда, изображение
идеализированного советского человека. Наиболее
известные картины — «Оборона Петрограда»
(1928), «Будущие летчики» (1938), «Оборона
Севастополя» (1942).
Александр Дейнека. «Оборона Севастополя» 1942 год.
Стиль Дейнеки был характерен для
всех существовавших в то время тоталитарных
государств. Его творчество получило высокую
оценку лидеров фашистских стран, а Б. Муссолини
считал его вообще одним из лучших художников
мира. Тем не менее Дейнека в годы правления И. В. Сталина
подвергался нападкам за недостаточный
революционный пафос картин и «формализм», но
преследованиям не подвергался. После смерти
Сталина продолжал оставаться популярным среди
кремлевского руководства художником. В 1960
вступил в КПСС В 1964 получил Ленинскую премию. В
1962-1966 вице-президент Академии художеств СССР.
Использованы материалы из кн.:
Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический
энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.
А.Дейнека. «Бегущие девушки». 1941. Образец живописи соцреализма. Кстати, для
тех кто думает, что «в СССР секса не было» ниже помещаем ещё один образец
живописи соцреализма, кисти того же Александра Дейнеки – народного художника
СССР, члена КПСС, Героя Соцтруда и лауреата Ленинской премии.
Дейнека Александр Александрович (1899—1969) — советский деятель культуры,
живописец, график и скульптор, педагог, действительный член АХ (1947;
вице-президент в 1962—1966), народный художник СССР( 1963), Герой
Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964).
В 1920-х гг. работал главным образом в жанре журнальной графики. Основная
тема произведений — индустриальный труд, техника, городская жизнь, спорт. Его
монохромные произведения отличались монументальностью и скупостью (простотой)
форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сочетании плоскостей,
объемов и различных пространств.
Особое место в его творчестве занимали монументально-декоративные работы —
оформлял росписями и панно Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (1938—1939),
здание Центрального театра Красной Армии (1940), главное здание МГУ (1951 —
1953), Дворец съездов в Кремле (1960—1961, ныне — Государственный Кремлевский
дворец), павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Брюсселе
(1958). Его мозаики украшают станции Московского метрополитена: «Маяковская»
(1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Активно занимался преподаванием: в 1928—1930 гг. — в московском Высшем
художественно-техническом институте (ВХУТЕИН); с 1928 г. — в Московском
полиграфическом институте; в 1934—1963 гг. (с перерывами) — в Московском
художественном институте им. В. И. Сурикова; в 1945—1952 гг. — в Московском
институте прикладного и декоративного искусства; в 1953— 1957 гг. — в Московском
архитектурном институте.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М.,
2012, с. 152.
А.Дейнека. «Натурщица». 1936.
Картины художника Александра Дейнеки, классика соцреализма
Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — Живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Член-корреспондент Академии искусств ГДР.
Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.
«Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое… Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
…Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах «Безбожник у станка», «У станка», иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса «В огне». Картина «Оборона Петрограда» была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Никитка—первый русский летун» (1940), «Будущие летчики» (1937)..
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—»Хорошее утро» (1959— 1960), «Хоккеисты» (1959—1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962).
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина «Эстафета по кольцу «Б» (1947), мозаика «Лыжники» (1950), скульптуры «Стометровка», «Бегущая спортсменка» и многие другие — убедительное тому подтверждение.Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — «Оборона Севастополя»—исполнена в 1942 году.
В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.
Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.77
Tags:
- александр дейнека
- живописная экспрессия
- картины великой отечественной войны
- картины дейнеки
- народный художник ссср
- советское искусство
- соцреализм
- спорт в искусстве
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Библиография
Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.
- А. А. Дейнека: . — M., 1935;
- Никифоров Б. М. А. Дейнека. — Л. 1937;
- С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов: . — М.: ГТГ, 1944;
- Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
- А. А. Дейнека: . — M., 1957;
- Konečny D., A. Dejneka. — Praha, 1961;
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский художник, 1965. — С. 4.
-
Почтовая марка России, 2017 года, из серии «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России. Футбол в искусстве». На марке помещена репродукция картины А. А. Дейнеки «Футбол» (1928 год).
А. А. Дейнека: . — M., 1969; - Дейнека А. Жизнь, искусство, время. — М., 1974;
- Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник К. О. Остольский. — М.: Советский художник, 1979. — 198 с.
- А. А. Дейнека: . — M., 1980;
- Сысоев В. П. А. Дейнека. — Л., 1982;
- Ненарокомова И. «Люблю большие планы…»: Художник Александр Дейнека. — М., 1987;
- А. А. Дейнека: . — M., 1989;
- А. А. Дейнека: . — M., 2001;
- Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
- Дейнека. Графика. — М.: Интерроса, 2009;
- Якимович А. Дейнека и другие: свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76—85;
- Дейнека. Живопись. — М.: Интерроса, 2010;
- А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура: ,/ Тексты И. Вакар, И. Лейтес, Л. Бедретдинова, Е. Воронович, К. Кэр. — M.: ГТГ, 2010;
- Воронович Е. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — № 8. — С. 11—15;
- Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011;
- Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. — № 3. Сентябрь. — М., 2011. — С. 28—37;
- Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. — М.: Интерроса, 2012;
- ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
- EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. , 2012;
- Воронович Е. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. — М., 2017.
Молодые годы художника.
Будущие летчики
Сначала Александр поступает в Железнодорожный техникум, а после, в 1915 году – в Художественную школу, где обучается 2 года. Там он вступает в художественный кружок таких же увлеченных людей, как и он. Вскоре по настоянию преподавателей Александр поступает в Харьковское художественное училище, где за него берется выпускник Академии, помогая на профессиональном уровне освоить живопись.
Известно, что в революционном 1917 году он вступает в ряды красногвардейцев и принимает там активное участие. В 1919 году числится в Красной Армии, что становится переломным моментов в жизни молодого художника.
С энтузиазмом работает фотографом в отделе уголовного розыска, возглавляет секцию изобразительного искусства Губнадобраза, оформляет агитационные железнодорожные составы, иллюстрирует стихотворения самого Маяковского и рисует различные плакаты.
Крутой жизненный поворот.
Из армии командирован в Москву на обучение во ВХУТЕМАХ на полиграфический факультет. С этого момента начинается становление творческой личности как профессионала своего дела.
Смерть Александра Дейнеки.
Интересный факт: за три года до смерти Александр пишет картину “Трудное решение”, которая отражает атмосферу ужаса, тревожности и депрессии. Персонаж словно в раздумьях, словно прощается и желает уйти от чего то. Словно художник чувствовал приближение своей кончины.
Смерть настигла художника 12 июня 1969 года из-за сердечной недостаточности. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Невероятный, талантливый художник, скульптор, профессор, преподаватель, модернист в одном лице прожил достойно, оставив после себя огромную культуру наследия.
Многие критики считали, что Александр Александрович Дейнека безусловно лидер. Его либо обожали, либо ненавидели
Он всегда привлекал всеобщее внимание
Человек с большой буквы навсегда останется в памяти народа, а его картины, наполненные настоящей жизнью, простотой, оптимизмом, трагичностью и поэтичностью, на многие годы запомнятся каждому, кто прочувствует всю глубину его произведений.
«Будущие летчики» Александра Дейнеки – лучшее из соцреализма
Картина Оборона Севастополя художника Дейнека А. А.
Винсент Ван Гог – биография подвижника живописи
Творчество тридцатых годов
С началом нового десятилетия творчество Дейнеки становится более разносторонним по тематике и настроению. Кроме работ на привычные патриотические и спортивные темы («Коммунисты на допросе», «Крестьянское восстание», «Вратарь), он создает целый ряд мягких и лиричных пейзажей и портретов — «На балконе», «Мать», «Крымский пейзаж», «Спящий мальчик с васильками», «Подмосковье». Отдельную серию картин художник посвящает теме авиации, наиболее замечательной из них становится романтическая картина «Будущие лётчики».
В 1937 г. Дейнека участвует в декоративном оформлении нового Театра Красной Армии, создает мозаичные панно для станций метрополитена «Маяковская» и «Новокузнецкая». Созданное художником 12-метровое монументальное панно «Знатные люди Страны Советов» удостаивается золотой медали Всемирной выставки в Париже.
В 1941 г. по мотивам одноименного стихотворения В.В. Маяковского написана одна из лучших картин Дейнеки «Левый марш» и портрет любимого поэта и друга «Владимир Маяковский в РОСТА».