Архитектура на высшем уровне

Чечулин, дмитрий николаевич

«Святая святых» Бориса Годунова

Дата: 1600-е

Неизвестный художник. Портрет Бориса Годунова. Середина XVII века
Джеймс Джон Томас. Разрушенная колокольня Ивана Великого. Литография. 1-я половина XIX века
Вид колокольни Ивана Великого в XVI–XVII веках. Реконструкция Михаила Кудрявцева. Фотография: history.wikireading.ru

Замысел:

Борису Годунову принадлежал грандиозный замысел создать в Московском Кремле подобие святых мест Иерусалима. Эта церковная программа получила название «Святая святых». Хотя существуют разные мнения, как именно должен был выглядеть главный храм, исследователи полагают, что, скорее всего, его прототипом должен был служить храм Воскресения Христова (Гроба Господня). Тем более что в некоторых исторических источниках упоминается создание главной храмовой реликвии —Гроба Господня, который видели и описали современники.

Что пошло не так:

Время, проведенное у власти Борисом Годуновым, было недолгим: в 1605 году после семи лет царствования он скоропостижно скончался. Как писал один из его современников: «хотел Юстиниану уподобиться, а Маврикиеву часть получил». «Святая святых» так и осталась только замыслом. В ходе своей большой церковной программы Борис Годунов успел лишь надстроить один ярус колокольни Ивана Великого.

Госпитальный дом и Дом инвалидов

Дата: 1758–1759

Архитектор: Дмитрий Ухтомский

Храм Госпитального дома. Фотография: nplit.ru
Церковь Никиты Мученика. Фотография: nplit.ru
Красные ворота. Фотография: nplit.ru

Замысел:

Московский Дом инвалидов для раненых солдат планировалось построить по образцу прославленного аналогичного парижского сооружения. Как и во французском комплексе, в проекте Ухтомского в центре находился собор, а по сторонам от него размещались симметричные лечебные и жилые корпуса.

Что пошло не так:

Московские власти выделили для строительства место на берегу Москвы-реки в районе Симонова и Данилова монастыря. Но дальше дело не продвинулось. Затянувшаяся Семилетняя война с Пруссией буквально опустошила казну — денег на такое грандиозное строительство не было. Сначала проект Ухтомского просто отложили, а в екатерининское время, в эпоху классицизма, его уже посчитали «морально устаревшим».

Жизнь

Киевская станция метро

В 1929 году Чечулин окончил архитектурное отделение Московского художественного училища « Вчутеин» , где учился у известного раннесоветского архитектора Алексея Штусева . В начале своей карьеры он принимал участие в реализации генерального плана реконструкции столицы, разработанного под руководством главы государства и партии Сталина . В частности, ему в 1935 году было поручено проектирование одной из первых станций московского метрополитена — Комсомольской под площадью трех станций . За этот проект Чечулин получил Сталинскую премию в 1941 году . В 1938 году последовала плоская станция Киевская , которая также представляла собой первое соединение метро с транспортно-технически важным Киевским вокзалом , второй важный проект под руководством Чечулина.

Благодаря положительной реакции государственной власти на его проекты метро и тесным отношениям с ведущими архитекторами раннего советского периода, Чечулин быстро сделал карьеру и в 1945 году был назначен главным архитектором города Москвы. Он оставался на этой должности до 1949 года, за это время он сыграл ключевую роль в разработке одного из крупнейших советских строительных проектов послевоенного периода, так называемых « Семь сестер» . Один из этих семи небоскребов , дом на Котельницкой набережной (1948–52), был спроектирован Чечулиным. Кроме того, в конце 1940-х годов Чечулин руководил, среди прочего, масштабными работами по переоборудованию важных магистралей и проектированию городских зеленых насаждений.

После 1949 года и до самой смерти Чечулин руководил мастерской градостроительной организации « Моспроект-1» . Его последним крупным проектом было построенное в 1979 году правительственное здание на Москве-реке , которое с 1990-х годов обычно называют Белым домом . В своей концепции Чечулин использовал стилистические элементы административного здания государственной советской авиакомпании « Аэрофлот», которое он спроектировал в 1930-х годах, но так и не реализовал .

Кремлевский дворец Баженова

Дата: 1769–1773

Архитектор: Василий Баженов

Графическая реконструкция ансамбля Московского Кремля по проекту Василия Баженова. 1769–1773. Фотография: mmsk.ru
Фрагмент деревянного макета Московского Кремля по проекту Василия Баженова. 1769–1773. Фотография: arx.novosibdom.ru
Модель Большого Кремлевского дворца по проекту Василия Баженова. 1769–1773. Фотография: museum.ru

Замысел:

Баженов хотел построить огромный дворец на территории всего Кремля, включающий в себя все местные древние постройки. Протяженность фасада сооружения должна была составить 639 метров, дворец предполагалось сделать четырехэтажным (два нижних этажа должны были быть служебными, третий этаж — парадным).

Что пошло не так:

После утверждения проекта были разобраны все деревянные здания Кремля и часть кремлевской стены. В 1773 году состоялась торжественная закладка дворца, но довольно скоро строительство прекратили: оно вызвало просадку грунта под Архангельским собором. И хотя грунт укрепили, а к стенам храма поставили специальные подпорки — контрфорсы, Екатерина II не захотела продолжать реализацию проекта.

Награды СССР

Высшая степень отличия СССР:

Герой Социалистического Труда (23.08.1976)

Ордена СССР:

Орден Ленина -2 (06.09.1947; 23.08.1976).

Орден Октябрьской Революции (07.05.1971).

Орден Трудового Красного Знамени -2 (05.02.1939; 11.02.1957).

Орден Дружбы народов (25.08.1981).

Орден «Знак Почёта» (16.09.1939).

Медали СССР:

Медаль Герой Социалистического Труда «Серп и Молот» (23.08.1976).

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль «За трудовую доблесть» (13.07.1940).

Медаль «В память 800-летия Москвы».

Звания:

Академик Академии строительства и архитектуры СССР.

Академик Академии Художеств СССР (1979).

Член-корреспондент Академии архитектуры.

Народный архитектор СССР (1971).

Профессор.

Премии:

Сталинская премия первой степени (1940) — за архитектурные проекты станций «Киевская» и «Комсомольская» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича (1935—1938).

Сталинская премия первой степени (1949) — за архитектурный проект административного здания в Зарядье.

Сталинская премия (1953).

Оценки

Ещё в 1950-е годы высотные здания в Москве, строительством которых руководил архитектор, критиковались в рамках «борьбы с украшательством» и «излишествами в архитектуре». В целом же критика советского периода подчёркнуто нейтральна. Так, Анатолий Журавлёв — автор наиболее полного описания жизни и творчества архитектора — говорит, что его работы «в целом соответствуют генеральной направленности советской архитектуры», но тут же делает оговорку, что вкусы и решения Д. Чечулина не всегда разделялись его коллегами. Например, гостиницу «Пекин» критиковали за непропорциональность, критике подвергались и проекты в центре Москвы, построенные на месте исторического Зарядья: высотное здание «восьмая сестра», а позже — гостиница «Россия», признанная архитектурной ошибкой. Уже постсоветский исследователь истории советской архитектуры Дмитрий Хмельницкий ещё более радикален в оценках: по его мнению, «проекты и постройки Чечулина примитивны и одномерны даже с точки зрения внутренних критериев сталинской архитектуры» и во многих случаях являются «перепевами одного и того же мотива примитивно декорированной ступенчатой башни». И тем не менее признано, что высотные здания, построенные под руководством архитектора, являются архитектурными доминантами и признанными достопримечательностями Москвы.

Здание театра

Сегодня здание театра имени Моссовета находится на территории . Этот зеленый уголок Москвы для любителей искусства можно считать исторически театральным. Действительно, ещё в XIX веке, когда городской сад носил загадочное имя «Чикаго», здесь было средоточие различных развлекательных учреждений. В этом же саду, правда, в пору, когда он уже именовался «Аквариумом», в начале ХХ века родилась знаменитая частная опера С. Зимина.

Nich marketing , CC BY-SA 3.0

В разные годы в саду работали не только карусели, но и Московский театр оперетты, кинотеатр, концертная эстрада и даже была построена корзина-клетка для демонстрации циркового аттракциона «Гонки на мотоцикле по вертикальной стене». Не случайно именно в саду «Аквариум» происходят забавные и поучительные события романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Смело можно сказать, что здесь веками формировались культурное пространство и художественная аура города.

Vladimir OKC , GNU 1.2

В 1924 году театр получил в своё полное распоряжение театральное здание в саду «Эрмитаж» и размещался вплоть до Великой Отечественной войны. В 1947 году для театра был перестроен Введенский народный дом, там театр давал спектакли до 1959 года, до переезда в сад «Аквариум».

Здание театра имени Моссовета расположено в саду «Аквариум» и построено по проекту архитектора Михаила Степановича Жирова. Соавторы проекта — архитекторы Р. Закарьян, 3. Государева, В. Перлин, инженер Б. Щепетон.

Doomych , Public Domain

В 1940 году на месте старого театра в глубине сада «Аквариум» по проекту архитектора А. Н. Федорова началось строительство нового здания для Театра оперетты. В проекте частично использовали остатки бывшего сооружения, где до войны работала дирекция московских театральных касс, и примыкающий старый четырехэтажный дом. Первоначально предполагалась асимметричная в плане композиция в форме буквы Г. Строительство театра прервала война.

Shuvaev , CC BY-SA 4.0

В 1954 году архитектор М.С Жиров закончил новый проект, и началось строительство. При этом оказалось практически невозможным использовать большинство вновь положенных стен. Архитектор создал красиво нарисованные планы и главный фасад с 12 каннелированными колоннами без капителей, грандиозно оформлявшими вход. Над центром фасада располагалась скульптурно оформленная арка, по бокам — изогнутая декоративная каменная стенка-забор. Однако в советской архитектуре архитектурные излишества уже вышли из моды и проект было решено упростить. Колонны, выстроенные на высоту одного этажа, просто перекрыли козырьком и облицевали гладким гранитом. Интерьеры театра в основном завершены по первоначальному проекту.

Сегодня театр – большой коллектив артистов и сотрудников различных цехов. Трехъярусный зал, сцена «Под крышей», просторное фойе с зимним садом, музейной экспозицией, буфетами и местами для отдыха, открытая летняя веранда, детская игровая комната.

Для экспериментальных постановок и поиска новых форм активного общения со зрителем в 1990 году в театре была открыта сцена «Под крышей». Первой премьерой стал спектакль Петра Фоменко «Калигула» с Олегом Меньшиковым в заглавной роли. У сцены «Под крышей» уже есть интересная творческая история, оригинальный репертуар, свой чуткий зритель, который ценит в театре особую атмосферу непосредственного общения, максимального единения сцены и зала.

«Должна быть уникальная вещь»

Чечулин вообще проявил себя на посту главного архитектора гораздо активнее своих предшественников. В отличие от Лазаря Кагановича, который руководил довоенным Арпланом и раздавал архитекторам преимущественно практические указания со сроками исполнения, не вникая в детали архитектурного оформления зданий, Чечулин осуществлял ревностный контроль как раз за художественным образом отдельных построек и ансамблей. Возглавив первый Архитектурный совет, в который вошли архитекторы, инженеры, художники, скульпторы и даже один врач-гигиенист, он подвергал проекты серьезной критике: лишь 10% из них проходили совет с первого раза. Именно тогда сложилась механика проведения заседаний, которая воспроизводится и в наше время, после возрождения Архитектурного совета в 2012 году.
На совещаниях всегда присутствовали: авторы проектов — они докладывали о своей работе; эксперт, который готовил заключение; представитель застройщика, тоже имевший право высказать свои замечания; районный архитектор, и в тех случаях, когда обсуждались большие участки — представитель райсовета. Обсуждение было серьезным испытанием для архитекторов. Члены Архитектурного совета высказывали свои мнения о недостатках и предлагали, что можно улучшить. Главный архитектор принимал решение, соответствует ли проект высокому столичному статусу, или отклонял его.


Гостиниц Украина, эскиз. (В.К. Олтаржевский «Строительство высотных зданий в Москве», 1953)

После 1945 года на идеологическом уровне в архитектуре постоянно усиливалась концепция «ансамблевого мышления» и монументальной застройки центральных площадей и магистралей городов, призванная отражать величие достижений советской эпохи; ансамбль превратился в некий символ совершенства. Поэтому практически все проекты рассматривались на предмет соответствия ансамблевому принципу — не только для центра города, но и для окраин. По указаниям архитектурного совета были переработаны проекты застройки поселков Текстильщики и Перово поле, Юго-Западного района («социалистической части Москвы»), домов на Садовом кольце, улице Горького (Тверской), здания Верховного суда СССР на Фрунзенской набережной. 21 июня 1945 года Архитектурный совет одобрил фасад еще одной столичной высотки по проекту самого Чечулина — гостиницы НКВД на Б. Садовой улице (нынешней гостиницы «Пекин»).


Главное здание МГУ. (В.К. Олтаржевский «Строительство высотных зданий в Москве», 1953)

Чечулин, в соответствии с идейными установками времени, требовал от архитекторов создавать прежде всего величественный художественный образ, который отражает назначение зданий, даже если заказчик не выдвигает таких требований: «…должна быть уникальная вещь. Это не типовое строительство… Сделаем такую вещь, чтобы слава на всю жизнь была авторам».
В этой связи кажется тем более важным восстановить историческую справедливость и еще раз вспомнить подлинных авторов «сталинских» высоток: кроме Чечулина ими выступили Андрей Ростковский (жилой дом на Котельнической набережной), Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Амбросимов и Александр Хряков (главное здание МГУ), Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский (гостиница «Украина»), Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус (здание МИД), Михаил Посохин и Ашот Мдоянц (дом на Кудринской площади), Алексей Душкин и Борис Мезенцев (административное здание на Красных воротах), Леонид Поляков и Александр Борецкий (гостиница «Ленинградская»).

Административное здание в Зарядье

Дата: 1947–1949

Архитектор: Дмитрий Чечулин

Дмитрий Чечулин. Проект административного здания в Зарядье. 1930
Дмитрий Чечулин. Проект административного здания в Зарядье. 1930
Дмитрий Чечулин. Проект административного здания в Зарядье. Перспектива с Красной площади. 1930

Замысел:

В центре ансамбля, по замыслу архитектора, должна была находиться 32-этажная башня со шпилем высотой 275 метров. По диагоналям от нее планировались пятиэтажные корпуса, которые образовывали отдельные дворы. В здании хотели разместить сберкассу, телеграф, почту, поликлинику, типографию, а также две тысячи рабочих кабинетов. Местный зал собраний мог бы вместить до полутора тысяч человек.

Что пошло не так:

Когда уже был заложен фундамент, выстроен технический этаж и бетонный бункер, а также частично возведен стальной каркас здания, строительство приостановили. Это было связано с начавшейся тогда кампанией по борьбе с архитектурными излишествами. В 1955 году было издано постановление ЦК СССР, в котором дорогостоящие сталинские проекты подверглись резкой критике, вместо этого взяли курс на экономичное типовое строительство. В 1960-е к проекту вернулись — в 1964–1967 годах на фундаменте высотки построили гостиницу «Россия» по проекту того же Чечулина.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Дворец Советов

Дата: 1930–50-е

Архитекторы: Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх

Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Проект Дворца Советов. 1937
Виктор и Леонид Веснины. Проект Дворца Советов. 1932
Николай Васильев. Проект Дворца Советов под девизом «Государственный корабль». 1931

Замысел:

Грандиозная 415-метровая высотка со стометровой статуей Ленина наверху должна была стать местом сессий Верховного Совета. Для строительства выбрали площадку у Москвы-реки, где раньше находился храм Христа Спасителя. Проект Дворца Советов напоминал вавилонский зиккурат, только составленный из цилиндрических объемов, а не параллелепипедов. Внутри здания планировалось создание большого круглого зала вместимостью до 22 тысяч человек.

Что пошло не так:

К 1941 году был заложен лишь фундамент Дворца Советов и смонтирована небольшая часть металлических конструкций. Однако с началом войны из них сделали противотанковые ежи. После победы над Германией советское правительство приняло решение бросить все силы на восстановление страны, поэтому такой дорогостоящий проект, как Дворец Советов, решили заморозить. Формально от строительства здания отказались в 1961 году — тогда в котловане сделали открытый бассейн «Москва».

Архитектор с высокими целями

Так, строительство знаменитых московских высоток, история которых не раз описана в литературе, было бы справедливо считать наследием Дмитрия Чечулина — гениального зодчего и главного архитектора Москвы в 1945—1949 годах. При этом две из них он проектировал сам: жилой дом на Котельнической набережной и здание в Зарядье (не реализовано). О том, что идея их строительства принадлежала именно ему, Чечулин дает понять в своих воспоминаниях: «Видя, что силуэт старой Москвы спасти невозможно, я много размышлял над тем, как сохранить исторически сложившийся характер нашей столицы. Мысль о высотных зданиях пришла во время работы над конкурсным проектов дома на Котельнической набережной … я вместе с архитектором А. К. Ростковским подготовил проект здания, центральная часть которого имела двадцать пять этажей … Вскоре после этого московские градостроители получили правительственное задание создать четкий силуэт столицы. За короткое время были ориентировочно намечены точки, в которых должны появиться высотные здания». Заметим, что часть дома, выходящая на Котельническую набережную, о которой упоминает Дмитрий Николаевич, была построена еще в 1938—1940 годах.


Жилой дом на Котельнической набережной. (В.К. Олтаржевский «Строительство высотных зданий в Москве», 1953)

Официальная же версия истории семи высоток, выдвигаемая исследователями, начинается много позже — с рассказа о том, как в январе 1947 года во время обсуждения празднования 800-летия Москвы Сталин предложил подумать о возведении высоких домов, подобных нью-йоркским небоскребам, на удивление зарубежным туристам. И, о чудо, буквально через несколько дней появилось постановление Совмина СССР от 13.01.1947 «О строительстве в Москве многоэтажных зданий».
Согласитесь, сложно поверить в то, что Сталин был единоличным автором этого грандиозного замысла. Как и в то, что его желание было оформлено в правительственное постановление с такой быстротой. Скорее можно согласиться с мнением Владимира Седова, что идея строительства высоток стала «собирательной», результатом «победного настроения, которое пыталось создать адекватные образы в архитектуре». Возможно, идея и не принадлежала исключительно Дмитрию Чечулину, но, вероятнее всего, именно он как главный архитектор выразил ее для представления Сталину.
В журнале «Архитектура и строительство СССР» от 1947 года Чечулин писал о проектируемых в столице высотных зданиях как «оригинальных по своей архитектурно-художественной композиции, не повторяющих распространенного за рубежом типа многоэтажных зданий. Этим высотным зданиям принадлежит большая роль в формировании облика будущей Москвы и в повышении ее архитектурно-градостроительной культуры… Высотные здания в архитектурном ансамбле города — это спутники будущего Дворца советов, которые составят важнейший элемент в формировании нового величественного силуэта Москвы сталинской эпохи» (на тот момент фундамент Дворца советов на Волхонке уже практически разобрали, но окончательно от идеи строительства еще не отказались).


Перспективный вид со стороны Красной площади на высотку в Зарядье; не построена. (В.К. Олтаржевский «Строительство высотных зданий в Москве», 1953)

Не вызывает сомнений и та часть мемуаров Чечулина, в которой он пишет, как ему пришлось заниматься всеми аспектами планирования и проектирования высоток: должность главного архитектора и начальника Управления по делам архитектуры Москвы подразумевала его самое непосредственное участие в подобном знаковом проекте. Тем более, что согласно «Положению о главных архитекторов городов», вышедшему в 1944 году, Управление получило право осуществлять общий контроль над деятельностью в области архитектуры всех организаций и учреждений Москвы независимо от их ведомственной принадлежности.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Dmitry Chechulin // Chechulin, Dmitry (англ.) // Grove Art Online
  2. ↑ Чечулин Дмитрий Николаевич // Большая советская энциклопедия:
  3. ↑ .
  4. Чечулин Дмитрий Николаевич // Большая советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд.. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  5. ↑ , с. 7.
  6. Татьяна Горбунова. . Шосткинский краеведческий музей (10 апреля 2009). Дата обращения: 8 ноября 2017.
  7. , с. 149.
  8. , с. 103—104.
  9. Войстрик Л. В. Шостка и ее люди // Перекресток. — 2001. — № 37 (134).
  10. ↑ , с. 150.
  11. Приходько А. И. Воспоминания // Рукопись, Шостка. — Шостка: Музей завода «Звезда», 1990. — С. 4.
  12. Хмельницкий Д. С. // Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / Косенкова Ю. Л.. — М.: КомКнига, 2010. — ISBN 978-5-484-01138-4.
  13. , с. 8.
  14. , с. 9.
  15. ↑ .
  16. , с. 10.
  17. , с. 150—151.
  18. , с. 151.
  19. , с. 13—17.
  20. , с. 17.
  21. , с. 19.
  22. Зиновьева О. А. Архитектурное убранство Москвы как отображение сталинской политики в 1930-1950-е гг. (зримый образ — скрытый смысл) // Вест. Моск. ун-та. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — М., 2005. — Вып. №4. — С. 116.
  23. , с. 62—64.
  24.  (рус.).
  25. , с. 38—44, 47.
  26. ↑ , с. 154.
  27. , с. 44—45.
  28. ↑ , с. 47.
  29. Нефедов П. В. Путеводитель по ВДНХ. — М., 2014. — С. 87. — 236 с. — ISBN 978-5-4330-0033-9.
  30. , с. 158.
  31. ↑ , с. 59—61.
  32. , с. 70—74.
  33. ↑ , с. 74—75.
  34. Хмельницкий Д.С. // Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / Косенкова Ю. Л.. — М.: КомКнига, 2010. — ISBN 978-5-484-01138-4.
  35. , с. 157.
  36. Романюк С. К. Из истории московских переулков. — М., 1988.
  37. «…Мы должны историческую дату рассматривать не в отрыве от наших задач…» (О подготовке к празднованию 800-летия Москвы) // Отеч. арх. / публ. подгот. Коршунова Т. Н., Никанорова В. В.. — М., 1996. — Вып. №6. — С. 42.
  38. Шашкова Н. О. Сталинские высотки: символ эпохи и наше наследие // Архитектура и строительство России. — 2015. — Вып. №9. — С. 25.
  39. Полвека на высоте: квартира Галины Улановой на Котельнической набережной. РБК (27 января 2017). Дата обращения: 8 ноября 2017.
  40. Андрей Яковлев. . The Village (19 июня 2017). Дата обращения: 8 ноября 2017.
  41. , с. 96—100.
  42. , с. 94.
  43. ↑ , с. 104.
  44. , с. 158—160.
  45. , с. 89.
  46. ↑ , с. 161.
  47. , с. 105.
  48. . Комменсантъ (21 января 2012). Дата обращения: 8 ноября 2017.
  49. , с. 262.
  50. , с. 152.
  51. Чечулин Дмитрий Николаевич // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: .
  52. , с. 17—19.
  53. Резвин В. А. Архитекторы и власть. — М.: Искусство-XXI век, 2013. — С. 199. — 312 с. — ISBN 978-5-98051-112-8.
  54. , с. 21.
  55. ↑ , с. 38—44.
  56. , с. 33—35.
  57. , с. 35—36.
  58. , с. 38—44, 50.
  59. , с. 58—59.
  60. , с. 61.
  61. , с. 154—156.
  62. , с. 55—58.
  63. , с. 155—156.
  64. , с. 161—162.
  65. , с. 140—142.
  66. , с. 135.
  67. . Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (5 сентября 2009). Дата обращения: 8 ноября 2017.
  68. . Shostka.info (5 сентября 2009). Дата обращения: 8 ноября 2017.

Работает

Отель Пекин

Архитектурный стиль Чечулина в первую очередь вдохновлен русским классицизмом конца XVIII — начала XIX веков. В начале своей карьеры он считался одним из пионеров так называемого социалистического классицизма (также известного как стиль кондитера ), в то время как поздние работы Читулина гораздо более прозаичны и соответствуют преобладающему стилю кондитерского искусства. 1960-е и 1970-е годы. Градостроительная деятельность Четулина сегодня широко критикуется, так как он снес целые исторические районы для некоторых из своих крупных проектов (например, Зарядье, старый район в Китай-городе , для строительства гостиницы «Россия» в 1960-х годах).

Ранние произведения (1935–1955)

  • Метро Комсомольская (линия 1) , перрон (1935 г.)
  • М. Охотный ряд , вестибюль (1935 г.)
  • М. Киевская (4 линия) , перрон (1937–1938)
  • Метро Динамо , вестибюль (1938 г.)
  • (1948–1952)
  • Концертный зал Чайковского (1940, совместно с К. Орловым)
  • Отель Пекин (1946)
  • несколько многоквартирных домов
  • несколько павильонов в Выставочном центре достижений народного хозяйства СССР

Поздние работы (после 1955 г.)

  • Гостиница Россия (1967 г .; снесена в 2006 г.)
  • Библиотека иностранной литературы (1967, совместно с А. Ситновым)
  • Белый дом (1965–1979, совместно с Павлом Штеллером )

Творческое наследие

Реализованные проекты

Год окончания строительства
Название проекта
Местонахождение
Современное состояние
1935
Здание 1-го корпуса Политехнического института Нижний Новгород, улица Минина, 24 Сохранилось, достроено архитектором И. Ф. Нейманом
1935
Вестибюль станции метро «Комсомольская» (радиальная) Москва, Сокольническая линия метрополитена Сохранился
1935
Восточный вестибюль станции метро «Охотный ряд» Москва, Москва, Сокольническая линия метрополитена Сохранился
1936
Здание поликлиники имени Ф. Э. Дзержинского Наркомтяжпрома СССР Москва, Китайгородский проезд, 7 Сохранилась
1936
Кинотеатр «Москва» (реконструкция) Москва, Триумфальная площадь, 1 Cохранился
1937
Восточный вестибюль станции метро «Киевская» (радиальная) Москва, Филёвская линия метрополитена Разобран
1938
Восточный вестибюль станции метро «Динамо» Москва, Замоскворецкая линия метрополитена Cохранился
1939
Павильон № 59 «Зерно» Москва, ВДНХ Cохранился
1940
Воронежская областная клиническая больница Воронеж, Транспортный сквер В руинированном состоянии сохранилась только ротонда
1940
Концертный зал имени П. И. Чайковского Москва, Триумфальная площадь, 4/31 Cохранился
1940
Жилые дома (совместно с архитектором Аркадием Мордвиновым) Москва, Ленинский проспект, дома 12 и 16 Сохранились
1943
Мост Победы Москва, Ленинградское шоссе Видоизменён при реконструкции 1960—1961, сохранились скульптуры
1943
Скульптурная композиция «Триумф Победы» (совм. со скульптором Н. Томским) Москва, Мост Победы Сохранилась
1946
Жилой дом Москва, Кутузовский проспект, 18 Сохранился
1952
Жилой дом на Котельнической набережной Москва, Котельническая набережная, 1/15 Сохранился
Павильон «Украина» Москва, ВДНХ Сохранился
Гостиница «Пекин» Москва, Большая Садовая улица, 5 Сохранилась
1958
Памятник Владимиру Маяковскому Москва, Триумфальная площадь Сохранился
1960
Бассейн «Москва» Москва, улица Волхонка, 15 Демонтирован
1967
Здание Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино Москва, Николоямская улица, 1 Сохранилось
1969
Гостиница «Россия» Москва, улица Варварка, 8А Демонтирована
1979
Дом Правительства Российской Федерации Москва, Краснопресненская набережная, 2 Сохранился

Другие неосуществлённые архитектурные проекты

  • 1934 — Здание Управления Аэрофлота (Дом Аэрофлота) планировалось возвести на площади Белорусского вокзала как памятник героической советской авиации, спасшей в 1934 году экипаж затонувшего парохода «Челюскин». Вместе с архитектором над проектом работал скульптор Иван Шадр. Однако из-за неверного выбора места строительства проект так и не был реализован. В дальнейшем общие идеи Дома Аэрофлота получили воплощение в Доме Советов РСФСР;
  • 1936 — Большой академический кинотеатр. На конкурс были представлены три проекта, один из которых разработал архитектор совместно с К. К. Орловым. Все проекты были признаны неудачными в связи со слишком большими размерами проектируемого кинотеатра и недостаточной проработкой плана реконструкции площади Свердлова, на которой планировалось строительство.

Литературное наследие

Опубликовал около 40 книг, брошюр, монографий и статей по вопросам архитектуры, градостроения и проектного дела.

В 1978 году были опубликованы мемуары архитектора «Жизнь и зодчество», записанные Ю. Бычковым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: